Теория монополии и проблема рыночной власти

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Естественная монополия
История происхождения, сущность и функции денег 
Проблемы конвертируемости рубля 
Организационно-правовые формы предпринимательства в России 


Введение:

Монополия (от моно ... и греч. Poleo продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, компании. 

Монополии это крупные экономические ассоциации (картели, синдикаты, трасты, концерны и т. д.), которые находятся в частной собственности (индивидуальные, групповые или акционерные) и осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитал для установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Доминирование в экономике является основой влияния монополий на все сферы жизни страны. 

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного типа, благодаря чему они занимают доминирующее положение на рынке; получить возможность влиять на процесс ценообразования, ища наиболее выгодные для себя цены; получить более высокую (монопольную) прибыль. 

Следовательно, основной чертой монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последний определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке за конкретный продукт. 

Позиция монополии желательна для каждого предпринимателя или предприятия, поскольку она позволяет избежать ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированное положение на рынке, сосредоточив в своих руках определенную экономическую власть; влиять на других участников рынка, навязывать или свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают свои личные интересы своим контрагентам, а иногда и обществу. 

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, невозможно вывести сущность этого явления из этимологии слова «моно», «политика», которую я продаю. На самом деле практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке будет только один производитель товаров, который не имеет заменителей. 

Чистая монополия это абстракция. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их присутствие за рубежом. И если это так, то невозможно найти компанию, кривая спроса на товары которой была бы абсолютно неэластичной.

Следовательно, при использовании термина «монополия» и, тем более, «чистая монополия» всегда существует определенное количество соглашений. Не случайно некоторые экономисты пытаются найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «искатель цен» (П. Гейне). Напротив, идеальный конкурент это «покупатель цен». 

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с превращением капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области экономических отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктатуры и господства. 

Причины существования монополий

Есть несколько причин существования монополий. "Естественная монополия". Если дешевле производить какой-либо объем продукции одной фирмой, чем две или более, то отрасль считается естественной монополией. И причина здесь в экономии масштаба: чем больше продуктов производится, тем ниже их стоимость. 

Одна фирма контролирует некоторые редкие и чрезвычайно важные ресурсы, либо в виде сырья, либо знаний, защищенных патентами или хранящихся в секрете.

Пример: алмазная монополия De Beers опирается на контроль над алмазным сырьем; Компания Xerox контролировала процесс создания копий, называемый ксерографией, поскольку она обладала технологическими знаниями, в некоторых случаях защищенными патентами. 

Государственное ограничение. Монополии существуют потому, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу какого-либо товара. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран табак можно продавать только государственным монополиям. 

Формы монопольных объединений

Первые формы монополистических объединений появились в конце 19 века; это были уголки, лужи, кольца, которые носили временный характер. Обычно это были соглашения об определенной экономической операции, например, о поддержании единого уровня цен на продукт для получения высокой прибыли. Позднее монополии создаются на длительные периоды времени и приобретают более сложные формы (картели, синдикаты, трасты, концерны, конгломераты и т. д.). 

Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которых сохраняют право собственности на средства производства и производимую продукцию, производственную и коммерческую независимость и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынки сбыта.

Синдикат представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которых экономят средства, но теряют право собственности на произведенный продукт, а значит, сохраняют произведенный продукт, но теряют коммерческую независимость. Для синдикатов распределение товаров осуществляется отделом общих продаж. 

Траст это объединение ряда предприятий в одной или нескольких отраслях промышленности, участники которых утрачивают право собственности на средства производства и производимый продукт (промышленная и коммерческая независимость).

То есть производство, продажи, финансы, управление объединяются, и за сумму инвестированного капитала владельцы отдельных предприятий получают доли в трасте, что дает им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыль треста. 

Диверсифицированным концерном является объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которых теряют право собственности на средства производства и производимую продукцию, а основная компания осуществляет финансовый контроль над другими членами ассоциации.

В 60-х годах в США и некоторых столичных странах появились и начали развиваться конгломераты, то есть монопольные объединения, образованные за счет поглощения прибыли многопрофильных предприятий, которые не имели технического и производственного единства.

Оценка монопольной власти 

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольное влияние фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественных монополий находятся в государственной собственности. 

Однако чистая монополия встречается довольно редко, как правило, либо монопольная власть распределяется между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых производит продукцию, отличную от других.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной степенью рыночной власти, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и генерировать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем эластичнее спрос, тем меньше возможностей для получения дополнительной прибыли и меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным спросом, ее эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть распределяется между двумя, тремя или более фирмами, это зависит от следующих факторов.

Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем больше фирм представлено на рынке, тем более эластичным будет спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднять цену, не опасаясь потерять часть своего рынка сбыта. Следовательно, оценка эластичности спроса на продукцию фирмы это информация, которая должна быть известна продукции фирмы. Данные о эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой активности фирмы, объема продаж по разным ценам, проведения маркетинговых исследований, оценки эффективности конкурентов и т. д. 

Если фирмы на рынке придерживаются стратегии жесткой конкуренции, снижения цен для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут упасть до уровня, близкого к конкурентному (равенство цен и предельных издержек). Монопольная власть и, соответственно, монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высокой прибыли является привлекательным для любой компании, поэтому вместо агрессивной конкуренции, открытого или тайного сговора, разделение рынка является более предпочтительным. 

Структура рынка, степень его монополизации должна учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Развивающийся рынок в России характеризуется высоко монополизированной структурой, поддерживаемой созданием в последние годы различных концернов, ассоциаций и других ассоциаций, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение «тихого существования» для себя. В то же время предполагаемое повышение открытости российской экономики к мировой экономике приводит к конкуренции с иностранными фирмами и существенно усложняет положение отечественных монополистов. 

Виды монополии

Большинство реально действующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения могут влиять на условия продажи, в частности цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называются «рынками, определяющими цену». Основное их отличие степень монополизации. 

Чистая монополия

Рынок достигает наибольшей монополизации в условиях абсолютной или чистой монополии, которая является полной противоположностью совершенной конкуренции.

Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими особенностями: 

  • продукт на рынке продается одним продавцом, другими словами, отрасль представлена ​​одной формой.
  • продукт уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, поскольку он должен либо покупать товар у монополиста, либо обходиться без него. 
  • продавец торгует только своими товарами.
  • продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним. Этот факт также предопределяет место размещения рекламы, которая носит преимущественно информационный характер, не предполагает больших затрат. 
  • вход в отрасль заблокирован.

Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным является абстракцией и практически не встречается в жизни, но вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высоко монополизированные рынки.

Таким образом, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие конкуренции во многом объяснимо, если мы проанализируем существующие барьеры для входа в отрасль. Такими барьерами может быть все, что блокирует дополнительный вход фирм в отрасль и, следовательно, потенциальную конкуренцию.

Ограничительные условия для входа в отрасль разнообразны, среди них можно выделить следующие: 

  • экономия от масштаба благодаря более низким ценовым преимуществам крупномасштабного производства. Кроме того, современные технологии настолько сложны и капиталоемки, что эффективное мелкосерийное производство просто невозможно. 
  • ограничение входа в отрасль со стороны государства в виде необходимости патентов и лицензий. Патентный контроль «помог» росту современных промышленных гигантов, таких как DuPont, General Motors, Rank Xerox и многих других. Лицензия дает возможность заниматься производством и продажей в связи с этим видом деятельности. К таким ограничениям относятся, например, экспортное лицензирование, внешнеторговая монополия. 
  • владение наиболее важным сырьем. Например, «Алюминиевый компонент Америки», который на протяжении многих лет сохраняет монопольное положение благодаря полному контролю над производством бокситов. 
  • недобросовестная, недобросовестная конкуренция путем давления на банки с целью ограничения кредитов конкурентам, соблазнения ведущих сотрудников, дискредитации конкурентов.

Маржинальный доход монополиста

Фирма в современной конкурентной среде характеризуется равенством предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит под ней. 

Теория монополии и проблема рыночной власти

Почему кривая предельного дохода ниже кривой рыночного спроса? Поскольку монополист является единственным производителем товаров на рынке, представителем товаров на рынке и представителем всей отрасли, он, снижая цену товаров для увеличения продаж, вынужден снижать ее для всех единиц товара. продан, и не только на следующий. 

Ценовая дискриминация 

Рассматривая предельный доход монополии, мы говорим, что снижение цены каждой последующей единицы товара означает снижение цены предыдущих единиц монополистической фирмы. Но может ли несовершенный конкурент сделать это: продать первый блок за 41, второй за 39, третий за 37 долларов и т. д.? Тогда монополист будет продавать товары каждому покупателю по максимальной цене, которую он готов заплатить. 

Вот как мы приходим к практике ценообразования, которая называется ценовой дискриминацией: продажа одного и того же продукта разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, и различия в ценах не связаны с различиями в издержках производства.

Смысл политики ценовой дискриминации стремление монополиста присвоить излишки потребителя и тем самым максимизировать его прибыль.

В зависимости от степени, в которой он преуспевает, ценовая дискриминация делится на три типа: дискриминация первой, второй и третьей степени.

В случае ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его зарезервированной цене, то есть по максимальной цене, которую потребитель соглашается заплатить за данную единицу товара. Это означает, что монополист присваивает весь излишек потребителя, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию. 

Предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции в каждом случае будет равен ее цене, как в условиях совершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста увеличивается на величину, равную излишку потребителя (заштрихованная площадь). 

Однако такая ценовая политика на практике встречается очень редко. Можно сказать, что идеальная ценовая дискриминация это идеал, «голубая мечта» монополиста. Как и любая «голубая мечта», она редко достигается. Например, известный адвокат, хорошо зная платежеспособность своей клиентуры, может назначить каждому цену за свои услуги, соответствующую максимальной сумме, которую клиент готов заплатить. 

Ценовая дискриминация второй степени это ценовая политика, суть которой заключается в установлении разных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества предметов, потребитель взимает более низкую цену за каждый предмет товара. 

Ценовая дискриминация третьей степени это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с разной ценовой эластичностью спроса. Это не разделение цен спроса на отдельные позиции или объемы товаров, а сегментация рынка, то есть деление покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Проще говоря, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки. 

Естественная монополия

На практике наиболее близкой к модели чисто монопольного рынка являются так называемые естественные монополии.

Отрасль, в которой одна фирма более эффективна из-за значительной экономии за счет масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товаров близок к количеству, которого требует рынок по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма в целом может обеспечить весь спрос на свой товар (услугу). 

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, предоставляющих коммунальные услуги (электричество, газ, водоснабжение, канализация), телефонную связь, железную дорогу, трубопроводный транспорт, кабельное телевидение и т. д.

Эти отрасли выделяются в отдельную группу из-за важности фактора эффекта масштаба в распределении услуг. Такие компании могут легко расширить число своих клиентов в регионе, который они обслуживают. Создание новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае дополнительного спроса было бы слишком дорого. 

Поскольку отрасль естественных монополий нуждается только в одном эффективном производителе, этот производитель получает огромную рыночную власть, устанавливая цены, намного превышающие его затраты, что создает проблему неэффективного распределения ресурсов с точки зрения общества, то есть цена оказывается чтобы быть выше, объем производства ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста приводит к росту цен в отраслях, которые используют продукт такой компании в качестве ресурса, т.е. неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей. 

Прекращение деятельности естественной монополии может произойти (даже если это звучит тавтологически) естественным образом в результате изменения технологии производства.

Международные монополии 

Особый тип монополии международная монополия. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень социализации капиталистического производства и интернационализация экономической жизни. 

Международные монополии собственно. Особенностью международных трастов и концернов является международное распределение акционерного капитала и многонациональный состав ядра траста или концерна "Unilever", германо-бельгийский траст фотохимических товаров "Agfa Gevert". Их количество значительно невелико, поскольку объединение капитала разных национальностей сопряжено с большими трудностями: различия в законах стран, двойное налогообложение, противодействие любого правительства. 

Антимонопольное законодательство и экономическое регулирование: основные принципы

При всех неоспоримых преимуществах несовершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: самопроизвольное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией определенных сфер экономической жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в несовершенную конкуренцию. Это означает, что экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии, находится под угрозой. Поэтому даже в конце 19-го века в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в Соединенных Штатах, необходимость поставить определенный барьер для разрушительных сил монополизации была осознана. 

Монополия, как описано выше, означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может основываться на различных предпосылках: концентрация рынка, секретные и явные соглашения о разделении рынков и уровне цен, создание искусственного дефицита и т. д. антимонопольное или антимонопольное законодательство призвано предотвратить развитие ограничительной деловой практики, которая являются разрушительными для эффективности экономики. Последнее относится к действиям, направленным на ограничение конкуренции на рынке. 

Наиболее развитым считается антимонопольное законодательство США, которое, к тому же, имеет самую древнюю историю.

Он основан на «трех китах», то есть трех основных законодательных актах: 

  • Закон Шермана (1890). Этот закон запрещает тайную монополизацию торговли, единоличный контроль в конкретной отрасли и ценовой сговор. 
  • Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в сфере продаж, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, но когда она не была продиктована спецификой текущей конкуренции), определенные типы слияний, дублирующие управления и т. д.
  • Закон Робинсона Патмана (1936 г.), запрещающий ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и т. д.

В 1950 году поправка продавца Kefauver была передана в закон Клейтона: она прояснила концепцию незаконного слияния путем покупки активов. Если закон Клейтона (закон) ставит барьер для горизонтальных слияний крупных фирм, то поправка Продавца Кефоавера ограничивает вертикальные слияния (например, производство и распределение продуктов). 

Наиболее сложная задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно применяющими антимонопольное законодательство, заключается в следующем: каковы экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Давайте проясним эту проблему, задавая вопросы, которые должны решаться государственными антимонопольными службами каждый раз: следует ли считать их низкими (или, наоборот, завышенными) ценами? Какой процент (доля) от общего отраслевого производства свидетельствует о монопольном поглощении? Какой уровень ограничения производства считается искусственным дефицитом? 

Все это сложные вопросы, на которые нельзя ответить во всех случаях. Что делать, если крупная корпорация достигла низкого уровня продажных цен за счет снижения затрат, использования более высоких технологий и, в целом, экономической эффективности. Как отличить «демпинговые» цены от низких цен благодаря высокой эффективности? И вообще, вводя запрет на продажу «по крайне низким ценам», кого защищают антимонопольные законы от конкуренции или каких-то групп конкурентов? 

Это не просто академические, чисто теоретические вопросы. Например, закон Робинсона Патмана, который запрещает ценовую дискриминацию, эффективно распространяется на крупные розничные магазины и супермаркеты, которые могут позволить себе снижать цены для определенных групп покупателей. Но небольшие торговые фирмы не могли себе этого позволить. Так против кого был направлен этот закон и чьи интересы он защищал? П. Самуэльсон оценивает это следующим образом: «Это (то есть запрет ценовой дискриминации) и другие предложения закона способствовали ограничению конкуренции. В конце концов, потребители платили более высокую цену, потому что супермаркетам было запрещено проводить политику ценовой дискриминации. 

Страницы многих западных учебников и монографий полны сомнений в якобы неизменной высокой эффективности антимонопольной политики государства. Например, американский экономист П. Хейне настаивает на том, что антимонопольное регулирование (независимо от его благих намерений) защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, подчеркивает Гейне, наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители. 

Государственные службы, отвечающие за реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: во-первых, строго следуя букве закона, и, во-вторых, «принципом рациональности».

Дело в том, что во многих отношениях юридический язык антимонопольных актов (например, закон Шермана) настолько декларативен, что федеральный суд США может привлечь любых двух партнеров, которые решили провести совместное дело под своей юрисдикцией. Следовательно, «принцип рациональности» означает, что только необоснованные ограничения на торговлю (соглашения, слияния, уничтожение ценностей, т.е. искусственный дефицит) подпадают под действие закона Шермана. 

Все эти проблемы показывают, насколько сложно применять антимонопольное законодательство на практике. Государство должно балансировать, идя по узкому пути между опасностью разрушительной монополии и опасностью ограничения конкуренции (и любое вмешательство государства, даже с целью поддержания конкуренции, сопровождается неким ограничением конкурентных возможностей). Как известно, дорога в ад вымощена благими намерениями. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее предпочтительный режим для некоторых групп производителей (потребителей) за счет других. 

Для установления факта монополизации антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математических инструментов и теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции, разработанных Э. Чеберлиным, Дж. Робинсоном, В. Парето и другими экономистами. Органы исполнительной власти проводят не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монопольных ограничений. Например, Министерство юстиции США публикует справочные материалы, содержащие параметры слияний и поглощений компаний, на которые распространяются антимонопольные законы. Итак, сделан интересный критерий, на основании которого делается вывод о факте монопольного превосходства одного или нескольких предприятий на рынке: 33% на одно предприятие, 50% на три, 66,6% на пять. 

Важно отметить, что антимонопольное законодательство не направлено против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, поскольку размер компании еще не позволяет рассматривать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, которая подрывает эффективную конкуренцию. И если мы используем принцип сравнения дополнительных затрат и дополнительных выгод, то можно утверждать, что неизбежные затраты, которые сопровождают антимонопольное регулирование, все еще ниже, чем те преимущества, которые дает ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике. 

Заключение

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основным негативным моментом монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Торговая сила это способность влиять на цену продукта. Цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам получить неограниченную рыночную власть, расширить конкуренцию и сделать ее неценовой. 

В России на данном этапе проблема монополизации становится чисто экономической и становится все более политической. Однако общеизвестно, что экономика, прежде всего, не должна иметь политической принадлежности. И только тогда государство сможет полностью заменить складывающиеся десятилетия монополии свободным и самоорганизующимся рынком. 

Конечная цель состоит в том, чтобы на рынке остались только те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товаров, относительно более низкие цены и быструю смену ассортимента.