Теория и практика ценовой дискриминации (на основе работы Джоан Робинсон "Экономическая теория несовершенной конкуренции")

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 03.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике
Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия
Теории международного движения капитала
Капитал, как экономическая категория


Введение:

Предметом настоящего исследования является механизм ценовой дискриминации в условиях несовершенной конкуренции, определяющий степень монополизации конкретного вида производства, конкретного вида конечного продукта со стороны производителя. Ценовая дискриминация сама по себе является уловкой монополиста, который продает один и тот же продукт по разным ценам разным покупателям, не включая различия в издержках производства.

Цель исследования феномена ценовой дискриминации состоит, прежде всего, в том, чтобы окончательно определить его положительную или отрицательную роль, как для производителя, так и для потребителя, с тем чтобы можно было выявить некую оптимальную пропорцию, позволяющую максимизировать прибыль первого без отрицательного влияния на покупательную способность и уровень жизни последнего в целом. Также важной задачей является анализ теоретического материала и последующее приведение наглядных примеров ценовой дискриминации на современном рынке с целью получения достоверного представления об основных условиях и законах, обеспечивающих проведение политики дискриминационной ценовой политики.

Частичное представление ценовой дискриминации как фактора, обеспечивающего доход от производства товаров государству-производителю, было впервые введено представителем маржиналистской экономической теории Жюлем Дюпюи, первым экономистом, который рассматривал вопрос о предельной полезности и уровне социального благосостояния в контексте совершенной ценовой дискриминации. Неоценимый вклад в изучение предмета на основе сравнительного анализа политики ценовой дискриминации, проводимой на отдельных рынках, и уточнения ее условий внесла выдающийся представитель в области теоретической экономики Джоан Робинсон, ставшая всемирно известной благодаря своей работе Экономическая теория несовершенной конкуренции.

Сегодня проблема ценовой дискриминации является актуальной темой, имеющей прямую связь с организацией производства и распределения основных энергоресурсов. Так как нефтегазовая отрасль является типичным примером монополии, которая в зависимости от доступа к ресурсу и имеющимся технологиям формирует соответствующую цену. В этом случае устанавливается дискриминационная ценовая политика в связи с острой проблемой их ограничения.

Анализ поведения абсолютной монополии

Для более конкретного понимания смысла политики ценовой дискриминации целесообразно сначала рассмотреть функционирование совершенной монополии на рынке несовершенной конкуренции, поскольку именно такой тип рыночной структуры позволяет наиболее четко проследить влияние политики ценовой дискриминации на эффективность функционирования производителя-монополиста.

Абсолютная (чистая) монополия - это фирма, производящая как однородные, так и дифференцированные продукты, не имеющие замены. В этом случае можно приравнять понятия фирма и отрасль из-за уникальности предоставляемого продукта или услуги. Это приводит к выводу, что такой монополист-продавец обладает широкой властью над ценой производимой продукции, является ценоискателем, влияющим на спрос покупателей путем ограничения предложения, в том числе.

Существуют определенные характерные свойства монополии, одним из которых является установление единой цены на каждую единицу продукции. Поскольку речь идет об уникальном продукте, существует явление, при котором цена продукта превышает предельный доход производителя только на первом этапе производства. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие фирмы, производитель увеличивает объем производства при одновременном снижении цены, что приводит к обратному, а именно к тому, что предельный доход монополиста становится меньше цены. Исходя из вышеуказанного свойства монополии, снижение цен будет распространяться на все продукты, обеспечивая тем самым потерю возможного валового дохода при постоянной цене. Таким образом, можно сделать вывод, что отношение между предельным доходом и валовым доходом прямо пропорционально, предельный доход положителен до тех пор, пока валовой доход увеличивается.

В отличие от рынка совершенной конкуренции, где производитель является ценоискателем, поскольку он не может влиять на цену предлагаемых товаров, на рынке несовершенной конкуренции производитель является куноскутулом, обладающим монопольной властью, следовательно, влияющим на цену предлагаемых товаров. Ценовой дискриминации монополиста предшествует создание барьеров, позволяющих умножить единое рыночное пространство на отдельные, но все еще зависимые друг от друга, так сказать, рыночные подпространства. Используя свое выгодное положение, монополист увеличивает прибыль, устанавливая соответственно разные объемы продукции, предлагаемой по разным ценам.

Для того чтобы рынки были изолированы друг от друга, производитель должен выполнить следующие условия: 

  • Разница в степени эластичности спроса на товар по цене от разных покупателей должна быть существенной;
  • Потребители этих продуктов должны быть легко идентифицируемы;
  • Покупатель не должен переключаться на другой рынок, чтобы покупать или перепродавать товары по более низким ценам.

Я остановлюсь на последнем пункте более подробно.

Так называемые барьеры, ограничивающие возможность покупателя перейти на другой рынок с целью приобретения товара (услуги) или перепродажи его по более низкой цене, подразделяются на следующие виды: 

  • Географические (удаленность друг от друга рынков сбыта продукции в зависимости от типа региона, города и плотности населения);
  • Естественная (невозможность перепродать услугу, оказанную, например, в салоне красоты или спортивном центре);
  • Психографический (принадлежность к соответствующему социальному классу, тип личности покупателя с характерным образом жизни);
  • Поведенческие (статус пользователя, интенсивность покупательной способности, причины совершения покупок, желаемые выгоды, уровень приверженности конкретному производителю);
  • Демографические (пол, возраст, профессия, образование, уровень дохода покупателя);
  • Экономические (введение таможенных барьеров, пошлин на ввоз и вывоз продукции).

Ценовая дискриминация обусловлена главным противоречием рыночной системы, заключающимся в формальном усреднении цен на основе равенства всех покупателей на рынке. Поэтому, казалось бы, прямая линия спроса называется кривой из-за масштаба рассматриваемых отношений. Всегда найдутся покупатели, готовые купить тот или иной товар по завышенной цене, это одна из главных причин ценовой дискриминации. Кроме того, стоит отметить, что, приобретая товар по соответствующей цене, покупатель, по сути, недоплачивает, так как если бы цена выросла, потребитель не прекратил бы покупку этого товара, а сократил бы объем покупок.

Существует три вида ценовой дискриминации, которые определяют степень монополизации той или иной фирмы (отрасли). Во-первых, это совершенная ценовая дискриминация, или ценовая дискриминация первой степени, монополист продает каждую единицу товара по максимальной цене, которую покупатель готов заплатить, тем самым присваивая себе все излишки производителя. В этом случае кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на продукцию.

Идеальная ценовая дискриминация

При рассмотрении совершенной ценовой дискриминации стоит упомянуть имя Фрэнка Вулворта, который прошел путь от мелкого продавца в обычном магазине до создателя крупнейшей розничной сети США в начале ХХ века. Поскольку в то время не практиковалась политика самообслуживания покупателей, в магазинах не было никаких неценовых знаков рядом с конкретным товаром. Здесь также не было витрин с красиво оформленными изделиями, хозяева не акцентировали внимание на дизайне помещения, разнообразии предлагаемых товаров. Фрэнк Вулворт - это человек, который воплотил в себе все недостающие элементы успешной конкурентной торговли. Американский предприниматель ввел систему продажи товаров за пять центов, которые были весьма актуальны и приносили Вулвортсу значительную часть общей прибыли. Так, пятицентовый король Фрэнк Вулворт установил максимальную зарезервированную цену для каждого предмета. Поэтому можно сказать, что Woolworths проводила политику полной ценовой дискриминации на некоторые свои товары, обеспечивая постоянный приток покупателей соответствующей категории и значительный доход, наряду с выручкой от продажи других товаров по более высокой цене. В наши дни этот метод ценообразования уже характеризуется ценовой дискриминацией второго типа, которая уже связана с зависимостью между количеством и ценой приобретаемого товара.

Совершенная ценовая дискриминация чаще всего практикуется при оказании услуг для индивидуального бизнеса, юридические услуги, услуги врача, консультанта, репетитора и даже портного (индивидуальный пошив одежды).

Заключение

Изучение вопроса ценовой дискриминации как фактора, определяющего прибыльность производства товаров (услуг), и рассмотрение ее комплексного влияния на структуру рынка несовершенной конкуренции, в данном случае на деятельность монополистической фирмы (отрасли) на рынке несовершенной конкуренции, позволило проанализировать систему установления и проведения ценовой дифференциации.

Рассмотрены ключевые аспекты ценовой дискриминации, которые расширили первоначальное понимание сущности и форм реализации политики, а именно, показатели эффективности ценовой дискриминации на основе положений кривых спроса и предельной выручки производителя, а также кривых предельных и средних издержек, необходимых для проведения политики ценовой дифференциации, типология видов ценовой дискриминации, позволяющая различать влияние монополии на цену и барьеры, которые устанавливаются монополистом для ее поддержания.

Все это вместе взятое позволило нам ответить на главный вопрос, поставленный во введении к настоящей работе. Ценовая дискриминация оказывается выгодной как для монополиста-производителя, так и для потребителя при определенных условиях, рассмотренных выше. Однако, на мой взгляд, практика политики ценовой дифференциации практически всегда отличается от оптимальной теоретической модели ее реализации. Это не относится к тому случаю, когда производителю нужны средства для накопления первоначального капитала, как было также указано в предыдущей главе.

На современном этапе развития рыночных отношений производитель, в связи с острой проблемой ограниченности ресурсов, все меньше задумывается о том, как обеспечить такой уровень производства и цены, который позволил бы достичь соответствующего объема потребления продукта в зависимости от степени его полезности для потребителя. Одной из главных идей монополии является достижение максимальной прибыли путем сознательного сокращения возможного объема выпуска данного продукта, посредством чего монополист присваивает часть излишков потребителя в виде сверхприбыли. На сегодняшний день такая политика в сочетании с реализацией политики ценовой дискриминации зачастую позволяет монополисту руководствоваться личными интересами, более того, используя весь спектр возможностей для неэкономического воздействия на потребителя. Политика ценовой дискриминации проводится как производителями потребительских товаров, так и поставщиками сырья. В последнем случае гораздо более значительную роль играет политика дифференциации цен, в большинстве случаев негативная из-за уже упомянутой проблемы ограниченности ресурсов.