Теория экономики, основанной на знаниях

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Территориальные социально-экономические диспропорции Германии
Теория Дж. М. Кейнса и современное регулирование экономики
Нестабильность денежного обращения
Провалы рынка. Внешние эффекты, теорема Коуза


Введение:

В настоящее время мировая экономика находится в стадии глубокой трансформации, которая связана с новыми экономическими вызовами XXI века и призвана сыграть важную роль в создании будущей посткризисной мировой экономики. На фоне трансформационного процесса, затрагивающего мировые экономические отношения, происходит процесс формирования качественно новых явлений, называемых новой экономикой, экономикой знаний, информационной экономикой и виртуальной экономикой. Эти изменения требуют, чтобы экономическая наука, с одной стороны, давала адекватную интерпретацию и характеристику явлений, происходящих в современной экономике, с другой, находила лучшие формы организации производства, создавала модель человеческой деятельности, соответствующую новые условия.

Проблема знаний проходит через всю историю человеческого познания и практической деятельности и является ключевым предметом рассмотрения философии, социологии, психологии, культурологии, экономики. Разнообразие подходов к изучению знаний и отсутствие единой, устоявшейся интерпретации этого понятия как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе связаны, прежде всего, со сложностью, многоуровневостью и многомерностью этой категории.

В последние годы человечество подошло к переходу к новой, инновационной фазе своего развития, характеризующейся формированием общества знаний. Его отличительной чертой является повышенное внимание к знаниям, поскольку оно все чаще проявляет себя в форме прямой производительной силы. Следовательно, проблема эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий для значительного расширения спроса на новые технологии, особенно технотронные и инфокоммуникационные, является естественной и актуальной.

Под влиянием знаний происходят изменения основных экономических факторов. Труд начал существовать в двух формах - физической и интеллектуальной, производительность труда стала зависеть не от ловкости работника, а от используемых технологий, процесс труда систематически совершенствуется, интеллектуальный труд постоянно увеличивает свою долю в цене товара, знания, создавая природоохранные технологии, постепенно снижают экономическое участие земельного фактора в производственной функции. Интеллектуальный капитал приобретает юридическое равенство наряду с денежным капиталом и расширяет свое экономическое влияние.

Интенсивное развитие сфер генерирования научных знаний и производства инновационных продуктов становится важнейшим национальным приоритетом. Ведущие постиндустриальные страны являются лидерами в ряде принципиально важных областей, решая комплекс проблем в науке, технике, образовании, создавая благоприятные условия для инноваторов и предпринимателей. Большая и растущая доля современной экономики действительно основана на знаниях, использование которых в качестве экономического ресурса принципиально отличается от использования традиционных материальных ресурсов. Быстрый экономический рост в новой экономике обеспечивается не увеличением физических объемов производства постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости промышленных товаров, которое зависит от прикладных знаний, инноваций, альтернативных потребительских предпочтений и скорость реагирования бизнеса на изменения этих предпочтений.

В настоящее время возрастает ценность уникальных видов знаний, обладание которыми дает большие экономические и социальные выгоды. Таким образом, экономика знаний резко повышает ценность фундаментальных исследований как источника принципиально новых знаний и основы высокотехнологичного производства. Концепция экономики знаний тесно связана с развитием экономических отношений, новой ролью человеческого, интеллектуального и социального капитала, изменениями в системе мышления и появлением новых социальных групп. Эти изменения заставили пересмотреть, конкретизировать и углубить некоторые положения современной экономической теории и включить в анализ закономерности развития экономики знаний.

Выбранная тема исследования обусловлена ​​необходимостью изучения опыта, накопленного развитыми странами мира в области экономики, которая производит, использует и распространяет знания. Государство, бизнес, международные организации, некоммерческие объединения непосредственно заинтересованы в обобщении и анализе современных экономических и других преобразований для определения их поведения в динамично изменяющейся внутренней и внешней экономической и социальной сферах. В настоящее время необходимо всесторонне понять не только основные характеристики экономических изменений, происходящих в обществе, но также понимание причин и факторов, которые способствуют или препятствуют формированию экономики знаний.

 

Предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях 
 

 

Характерная черта современного производства –  наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций. Для многих видов продукции большая часть стоимости создается на стадии не столько материального производства, сколько маркетинга, сбыта, НИОКР и обслуживания. Знания становятся причиной возникновения новых производств и отраслей, движущей силой обновления имеющихся производств, ключевым фактором конкурентоспособности и благосостояния населения. Современное производство – это преимущественно воздействие на продукт со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.

Сегодня знания проникают во  все сферы и все стадии экономического  процесса, их уже сложно отделить  от продукта или услуги. Одновременно  уменьшается инновационный цикл, поток нововведений становится все более плотным. Во многих, в первую очередь в развитых странах меняется социально-экономическая структура общества. Изменения коснулись не только системы образования, научных институтов, органов власти, но всех без исключения отраслей и сфер деятельности.

Знания  перестают быть относительно самостоятельным  объектом экономического управления, который традиционно ограничивался  в основном сферой НИОКР.  Новые знания касаются не только технологических процессов, но и использования новых методов управления, процессов исследования конкретных рынков, что заставляет посмотреть на процесс использования знаний более широко.

На  протяжении всей истории человечества знания всегда были  важным фактором интеллектуального  и экономического развития. Но именно в последние годы изменился процесс получения нового знания: инновации затронули непосредственно инновационный процесс. Кардинально обновились инструменты, с помощью которых создаются, распространяются и используются знания. Новые средства обработки, пересылки информации, распределенные информационные сети сделали рутинными многие процедуры, которые были в принципе невозможными еще 20–30 лет назад. В настоящее время значение экономической роли знания в социально-экономических отношениях столь велико, что это дает возможность говорить о глобальном, всеобъемлющем характере влияния знаний на мировое пространство в целом и на положение каждой отдельной страны в этом пространстве.

Впервые заговорил об экономике знаний австро-американский экономист Фриц  Махлуп. В своей работе “Производство и распространение знаний в США” он оценил, что в 1958 году сектор экономики знаний давал вклад около 29% в ВНП США. В данный сектор Махлуп включил многочисленные виды человеческой деятельности, которые объединил в пять групп:

  • Образование (44,1%)
  • Научные исследования и разработки (8,1%)
  • Средства массовой информации (радио, телевидение, телефон и т.д.) (28,1%)
  • Информационная техника (6,5%)
  • Информационные услуги (13,2%) 

      
Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества – общества знаний, которое связанно с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих  совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития.

Ученые, оценивая предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях, традиционно  рассматривают социодемографические характеристики научного потенциала и оценивают востребованность образования в сфере прикладной математики и естественных наук, уровень развития инновационных технологий, формирующих качественно новое синергийно-коммуникативное пространство, состояние рынка труда, а также эффективность институциональных механизмов регулирования инновационного развития.

Экономика, основанная на знаниях, — это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения  хозяйственного роста и международной конкурентоспособности страны. При  этом знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Поэтому для  благосостояния и успешного развития любой страны необходимо формирование экономики знаний, это видят и понимают не только экономисты, но и политики. Многие высокоразвитые страны уже перешли на рельсы функционирования данной экономики, а это значит, что и другие, менее развитые страны должны попытаться, используя опыт развитых стран, создать свою высокотехнологичную, инновационную экономику, основанную на знаниях.

Конечно, и в прежние времена любая  экономика в той или иной мере основывалась на знаниях. Однако сейчас произошли фундаментальные изменения  в воспроизводственном процессе. Инновации стали его неотъемлемым элементом, а информационные ресурсы  в широком смысле слова играют доминирующую роль в создании общественного богатства.  

 

Становление  экономики, основанной на знаниях

 

 Исследование  формирования знаниевой экономики  предполагает определение основных этапов её становления. По оценке большинства  экономистов, процесс возникновения знаниевой экономики приходится примерно на 60-е годы XX века.

Первый  этап зарождения экономики, основанной на знаниях, связывается с началом  научно-технической революции. Сам  термин НТР впервые применил теоретик науки Дж. Бернал для характеристики состояния современного НТП. Однако, в эту периодизацию можно включить и предварительный период – последнюю треть XVIII-XIX вв., так как в его рамках происходят важнейшие количественные накопления научных знаний и превращение науки в непосредственную производительную силу.

Второй период - середина 50-х гг. XX века – характеризуется качественными изменениями: обнаруживается резкое сокращение цикла практической реализации научных открытий, фактически до срока строительства крупного современного предприятия. Теоретическая наука на базе накопленного опыта, знаний и современной техники обрела способность делать открытия с такой интенсивностью, что эффективность их влияния на уровень техники и производства стала превосходить влияние наличного уровня техники и накопленного объема технических знаний и производственного опыта. Возникла конкуренция научного знания и технического совершенствования производства: последнее во многих случаях стало выгоднее развивать на базе новых научных идей, чем на базе современной техники. Таким образом, с середины XX в. наука становится ведущим фактором в системе производительных сил: определяет темпы развития материального производства, диктует характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всех компонентов этой системы. Данная тенденция, на мой взгляд, была предсказана ещё К. Марксом, определившим производство будущего как экспериментальную, материально творческую и предметно воплощающуюся науку.

На  третьем этапе, начавшемся в 70-е годы XX в, новые технологии создаются и внедряются на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, которые постоянно обновляются и совершенствуются. В этот период выявляется огромный коммерческий потенциал накопленных научных новаций и возможность их технологического приложения к производству. Наука начинает выступать в роли ведущего фактора производства, который воздействует, на все другие факторы. Данный этап во многих источниках характеризуется как научно-производственная революция, но многие экономисты склоняются к точке зрения, что сущность этого этапа более полно раскрывает понятие «научно-инновационная революция». Этот период характеризуется ростом прикладной направленности науки, ее связи с производством, фундаментальные исследования все более ориентируются на решение крупных технико-технологических задач, результатом которых являются радикальные изменения в экономике, что в свою очередь, способствует развитию самой науки.

Четвертый этап становления экономики знаний связан с распространением информационной, а точнее «информационно-знаниевой революции». Следует заметить, что информационная революция разворачивается параллельно с научно-технической революцией, и по времени возникновения является более ранним процессом.

В данной периодизации начало пятого этапа  информационной революции совпадает по времени с третьим этапом (70-е гг. XX в) становления экономики знаний. В классификации типов информационных революций указывается, что пятый, современный её тип связан с созданием сверхскоростных компьютеров и мощных запоминающих средств; формированием и развитием автоматизированных баз данных; быстрым ростом глобальных и региональных коммуникационных сетей, использующих современные системы и технологии передачи и хранения информации и знаний.

 

Теория экономики, основанной на знаниях

Информационная  революция и связанный с ней новый этап в развитии экономики и общества обладает рядом особенностей, на которые указывает в своем исследовании М. Игнацкая: «Во-первых, на ряду с производством традиционных товаров, услуг, технологий, … страны, находящиеся на высоком уровне развития, направляют все большую часть национальных ресурсов на развитие сферы информации, на производство новых знаний, в первую очередь научных, от которых зависит создание новой наукоемкой техники и технологий, формирующих народнохозяйственный потенциал этих стран и обеспечивающих их экономические и другие интересы. Во-вторых, именно интеллектуальные ресурсы, воплощенные в новой информации, знаниях и опыте, являются ключом к решению основных проблем развития».

При определении современного этапа  как этапа информационно-знаниевой  революции, подразумевается, что информтехнологии, сложнейшая цифровая и коммуникационная техника создаются сегодня на основе научных разработок, в свою очередь, информационная индустрия способствует сверхбыстрой и масштабной обработке, передаче, сохранению, распространению, пропаганде и беспрепятственному доступу научных идей и знаний для гигантского числа людей, на любые расстояния в режиме реального времени.

Относительно  дальнейшего продвижения обществ к экономике знаний многие экономисты, считают, что в современной стадии новой экономики следует различать два этапа:

  1. информационную цивилизацию;
  2. цивилизацию знаний.

В связи с этим Г. Клейнер уточняет: на первой стадии, «которую можно называть информационной эрой, основную роль будут играть глобализационные процессы, как в сфере коммуникаций, так и в сфере перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в области культурного и идеологическою трансферта, унификации общедоступного знания, когда каждый индивид получает слабо ограниченный доступ к мировым информационным хранилищам. Вторую стадию - «цивилизацию знаний» следуют воспринимать как «период с повышенной ролью знаний в социально-экономических процессах». На этой стадии информационной эры главным инструментом приобретения знаний станет собственно познание, то есть процесс личностного и институционального освоения информации, соединение новой информации в рамках метаинформационных структур. Основными доминантами нового экономического уклада выступят когнитивные способности человека непрерывно продуцировать новшества, совершенствовать производство вещественных и духовных благ. В связи с этим резко возрастает роль человеческого фактора в организации научно-творческого и внедренческого труда. Поэтому страны, которые не смогут обеспечить необходимый уровень образования, развития науки, качества информационной среды, неизбежно попадут в зависимость от стран лидеров в области создания и распространения знаний. Страны, наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают значительные конкурентные преимущества. 

 

Характерные  черты экономики, основанной на  знаниях 
 

 

Главной особенностью экономики, основанной на знаниях, по мнению многих экономистов, является   развитие интеллектуального  капитала и его присоединение к остальным трем основным классическим факторам производства, что революционно отличает эту экономику от всех предыдущих. 

С моей точки зрения можно выделить три основные черты или же три  движущие силы знаниевой экономики: знания (интеллектуальный капитал), непрерывные перемены и экономическая глобализация.

Знания  как интеллектуальный капитал стали  сегодня стратегическим фактором экономического развития. Формирование новой экономики  – это, прежде всего, результат развития новых знаний. XXI век, окрестили как век информации,  третьей промышленной революции и  общества знаний в результате экстраординарных достижений в этих сферах  и значения сектора услуг для экономики.

Известно, что удвоение знаний происходит каждое десятилетие. Знания всегда были условием развития производства. Но к началу нынешнего столетия человечество накопило их в таком количестве, что они перешли в новое качественное состояние и стали самостоятельным фактором развития производства (наряду с землей, капиталом и рабочей силой). Это делает экономику знаний качественно иной по сравнению со всем предыдущим ее развитием, так как раньше, независимо от типа общественно-экономического устройства, экономика функционировала на основе одной и той же группы факторов.

Знания быстро устаревают и поэтому непрерывное обучение превращается в фактор успешного и устойчивого развития. Можно даже сказать, что для сегодняшнего развития важнее не то, что мы знаем, а то, как мы быстро  умеем учиться. Фактически современная экономическая теория переносит акценты с отмирающей индустриальной и постиндустриальной экономики на новую экономику, движимую знаниями и инновациями.

Информационные  технологии располагают настолько  мощным потенциалом, который способен полностью преобразовать  национальные экономики, включая самые традиционные отрасли и производства. Их быстрое и широкое распространение кардинальным образом преобразуют национальные экономики и определяют их конкурентоспособность в мировом хозяйстве. Совершенно не случайно, что в современной мировой экономике резко увеличился рост торговли высокотехнологичными продуктами. Они играют особую роль в формировании экономики, основанной на знаниях, определяют ее сущность и усиливают распространение черт и тенденций, присущих этой экономике от промышленно развитых центров к  периферии современного мирового хозяйства. Спрос на высокотехнологичные продукты и их предложение на мировом рынке за последние годы  увеличились в несколько раз. Но получается так, что США и другие высокоразвитые экономики современного мира являются основными разработчиками и поставщиками на мировой рынок передовых технологичных изделий, и в меньшей степени они являются потребителями высокотехнологичной продукции, производимой в других странах, остальной же мир находится в сильной зависимости от технологий, научный идей и готовой высокотехнологичной продукции, выступая их потребителем в значительном объеме.  Отсюда следует, что продвижение знаниевой экономики в периферийную часть мирового хозяйства происходит в известной степени под влиянием и воздействием стран, которые производят, владеют и распространяют  информационные технологии и другие высокотехнологичные товары в системе мирового хозяйства.

Экономика знаний основана на самых передовых  и последних достижениях науки  и техники, а их быстрое воплощение в высокотехнологичную продукцию приводит к тому, что   знания и интеллект становятся  главной составляющей товара или услуги. Финансовые успехи предприятий в условиях такой экономики базируются не на традиционной купле-продаже, а на оригинальных открытиях и изобретениях, научных и технологических приемах ведения бизнеса. Следовательно, наукоемкие продукты становятся определяющим фактором экономического роста. Обработка и обмен информацией становятся более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров. Стоимость компаний все в большей степени определяется нематериальными активами: научные знания, новейшие идеи, информационные технологии, информационные ресурсы и т.д.

Центр  экономики знаний окончательно смещается с производства товаров на оказание услуг. Уже давно статистическая информация свидетельствует о том, что сектор услуг превратился в доминирующий сектор национальной экономики высокоразвитых стран современного мира. Большая часть рабочей силы занята в сфере услуг или обработки информации. Особое значение приобретает уже не физическая форма существования капитала, а интеллектуальная, умственная, информационная, технологическая.

Экономика знаний - это экономика эпохи экономической глобализации. Это третья, но не самая важная особенность новой экономики. Старые положения экономической теории об усилении интернационализации производства сегодня не могут в полной мере объяснить изменения в мировой экономике. Экономика знаний устраняет географические и национальные границы; он действует в масштабах мирового экономического пространства. Глобализация экономики привела к глобализации бизнеса и возникновению гиперконкуренции. Финансовая глобализация подняла уровень взаимозависимости национальных экономик до уровня, который ранее не наблюдался.

Основной отпечаток экономики знаний был отложен экономической глобализацией. Отличительными чертами экономической глобализации и, соответственно, самой экономики знаний стали:

  • а) синхронизация экономических циклов в мировой экономике;
  • б) регионализация интеграционных экономических процессов;
  • в) снижение уровня влияния национальных государств на развитие собственной национальной экономики.

Эти явления присущи современному миру и народным хозяйствам в условиях глобализации. Они изучаются как отдельные проблемы современного экономического развития, но их необходимо включить в перечень основных характеристик, присущих экономике знаний.

Основным определяющим фактором экономики знаний является глобализация экономики, влияние которой на нее можно проследить в синхронизации, регионализации и локализации экономического развития. Это не единственные, но очень важные и, на мой взгляд, основные характерные черты, присущие экономике знаний.

Подводя итог сказанному, отметим, что перечисленные выше особенности экономики знаний являются характеристиками, значимость и серьезность которых в данный момент неуклонно возрастают. Формирование нового социально-инновационного типа экономики сегодня признается как на научном, так и на практическом, в частности, политическом уровне. Построение экономики знаний было объявлено важнейшим направлением экономической политики во всех развитых странах. В условиях глобализации и интеграции Россия также не может оставаться в стороне от этих тенденций, и ориентация на экономику знаний уже включена в список национальных приоритетов Российской Федерации. Ясное понимание специфики этого явления на современном этапе его становления как новой формы организации экономических и социальных отношений, безусловно, необходимо для правильного восприятия и понимания происходящих процессов. По этой причине нет никаких сомнений в том, что комплексное развитие вопросов, затронутых в этой статье, должно стать одним из наиболее перспективных и динамичных направлений экономических исследований в ближайшие годы.

 

Структура экономики, основанной  на знаниях

 

 
Основными составляющими структуры знаниевой  экономики, на мой взгляд, являются: образование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). А это и университеты, и фундаментальная наука, и система коммуникаций, инновационная система, патентная система, прикладная наука, исследования и разработки и многие другие составляющие экономики знаний.

Образовательная сфера экономики, ориентированной  на знания – одна из фундаментальных основ экономики знаний. Потому что  система образования это в  первую очередь кузница кадров для  всех отраслей промышленности и источник интеллектуальной элиты страны. Университеты, в свою очередь, сегодня являются базой для большинства фундаментальных исследований. Также, хорошим дополнением  образовательным учреждениям являются коммерческие предприятия, созданные на базе ВУЗов, которые используя их инфраструктуру, кадры и интеллектуальный потенциал смогли мы реально конкурировать на рынке научно-технических разработок за счет постоянных инноваций и относительно низкой себестоимости. Такие предприятия приносят дополнительную пользу, поскольку предоставляют учебным заведениям опыт работы на рынке и дают возможность развивать интеллектуальный потенциал не только преподавательского состава, но и студентов.

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы) напрямую зависят от образовательной  сферы, используя ее кадры и научный фундамент. Инвестиции в НИОКР являются основополагающим фактором развития всей экономики знаний, поскольку формируют направление развития многих отраслей, как системы образования, так и всей экономики в целом. Выбор направления для развития НИОКР в настоящий момент важнейшая задача для многих развивающихся стран, следует учитывать множеств факторов и ориентироваться не только на возможную отдачу, но и на существующую конкуренцию в этих направлениях.

Без ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) большинство инновационных проектов так и осталось бы на уровне нереализованных идей. Ведь основная задача информационных технологий в экономике знаний, это быстрый и качественный обмен информацией. Информационные технологии дают нам безграничные возможности по управлению явными (формализованными) знаниями.

Основными доминантами нового уклада, а следовательно, и знаниевой экономики выступят когнитивные способности человека непрерывно продуцировать новшества, совершенствовать производство вещественных и духовных благ. В связи с этим резко возрастает роль человеческого фактора в организации научно-творческого и внедренческого труда. Поэтому страны, которые не смогут обеспечить необходимый уровень образования, развития науки, качества информационной среды, неизбежно попадут в зависимость от стран лидеров в области создания и распространения знаний. Страны, наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретает значительные конкурентные преимущества. 
 

Принципы функционирования экономики, основанной на знаниях 
 
 

Рассмотрим  главные принципы, на которых стоит  экономика знаний. Прежде всего, время, когда инновации, опирающиеся на национальные инновационные системы, являлись главной движущей силой социально-экономического развития в высокоразвитых странах, уже уходит. Не инновации – сегодня постоянная ориентация на инновации воспринимается как само собой разумеющееся явление – а знания, человеческий прогресс являются движущей силой развития, источником роста и конкурентоспособности. И главное – знания не только воплощенные в продуктах и услугах, но знания как таковые, чаще всего фундаментальные, служащие базисом теорий и концепций развития, а также оценок новых технологий, организационных систем формирующегося общества, человека, его взаимосвязей с природой, возможностей их восстановления, огромной динамики наук о жизни и проистекающих отсюда нравственных проблем и множество других вопросов. Все ускоряющийся динамизм экономики, растущая интенсивность информационных обменов способствуют невиданной скорости приращения знаний (знания создают знания). Знания превратились в измерительную шкалу валового национального продукта, общественного богатства, накопления, и это при том, что напрямую количественными мерками их оценить невозможно.

Выдвижение  на передний план экономического развития человека и знаний свидетельствует о кардинальной трансформации факторов развития. На смену труду, капиталу и природным ресурсам пришли информация, знания, человеческий потенциал. Теперь рыночная стоимость товаров и услуг в развитых экономиках складывается преимущественно из ресурса знаний. Уже много написано о том, что знания отличаются от традиционных ресурсов. Их называют общественным благом, потому что знания не убывают по мере их использования, они существуют вне зависимости от пространства, могут находиться одновременно в нескольких местах, с каждым днем увеличиваются и при этом зачастую вырастают в цене именно потому, что имеются в изобилии, а не потому, что их недостает. Знания неотчуждаемы от их носителя.

Сегодня широко распространено такое словосочетание: экономика дематериализуется. В этих условиях научный анализ экономического, в том числе инновационного, развития не может опираться лишь на традиционно экономические предпосылки (достаточное финансирование; адекватные его формы; стимулирование спроса на инновации; рыночные методы регулирования инновационных процессов; активная коммерциализация знаний; регулирующий уровень налогообложения; формирование новых инновационных структур, подобных кластерам, например, и проч.) в отрыве от социокультурных, этических, психологических, духовных, политических, вне контекста философского осмысления проблем. Это тем более верно для экономики знаний, где человек во всем многообразии его личностных характеристик, обязательно включая духовную компоненту, превращается в движущую силу развития – знания продуцирует, получает, активизирует человек.

Отсюда вытекает еще одна фундаментальная характеристика экономики знаний: человек здесь не рассматривается с точки зрения человеческого капитала, то есть капитализированной стоимости человека с учетом вложенных в него средств по аналогии с инвестициями в материальные. капитал - здания, сооружения, оборудование или ценные бумаги. На первом месте стоит активизация потенциала человека, личности, его безграничных возможностей. Здесь вы можете увидеть принципиальную разницу в подходе к человеку: использование человеческого капитала - это использование его ресурсов и возможностей, а реализация потенциала - это всегда шаг, потому что это духовный мир человека, а чем больше актуализируется, тем больше ресурсов растет. Следовательно, основной целью является создание условий для максимально возможного раскрытия потенциала, а источником этого является саморазвитие, духовное совершенствование личности. Таким образом, речь идет не только об оценке ценности человека как производительной силы, но и о духовных накоплениях общества.

С другой стороны, человеческий капитал остается наиболее важной характеристикой не только отдельного работника, но и всей компании; Расчеты капитализированной стоимости компаний используются очень широко. Я думаю, что человеческий капитал можно рассматривать как неотъемлемую часть человеческого потенциала.

Именно ориентация на удовлетворение дифференцированных индивидуальных потребностей в конечном итоге определяет все другие принципы экономики знаний. Цель любой компании - создать сообщество постоянных клиентов, всячески поддерживая лояльность клиентов; максимальное использование возможностей уже завоеванного сообщества. Создавая сообщество потребителей, организация стремится максимально использовать его. Именно поэтому товары превращаются в «расширенные товары», которые включают множество дополнительных услуг. А сами компании используют свои бизнес-технологии, предлагая аудитории все новые продукты и услуги.

Функционирование экономики знаний сопровождается формированием таких производственных и технологических, институциональных, распределительных и социально-экономических структур, которых раньше не было. Это влечет за собой формирование новой модели экономической организации и управления народным хозяйством. В то же время происходят значительные сдвиги в системе факторов производства, в соотношении внутренних и внешних условий воспроизводства.

 

Инновации в системе экономики, основанной на знаниях

 

Понимание экономики, основанной на знаниях, начинается с изучения ее основополагающего принципа - знаний или инноваций, воплощенных в продукте. С точки зрения современной теории, инновация означает конечный результат инновационной деятельности в форме нового или улучшенного продукта, продаваемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике. Используя множество различных критериев, экономическая теория рассматривает следующую классификацию «инноваций». Она различает их в зависимости от зоны распространения и использования, согласно форме воплощения, по степени новизны, в зависимости от границ распространения.

В зависимости от области распространения и использования различают следующие виды инноваций:

  • экономические - направлены на формирование новых экономических механизмов, рыночных институтов, методов распределения и обмена товаров;
  • производственно-технологический - направлен на создание и внедрение новых технологий в производство;
  • экологические - представляют новые продукты и технологии, которые снижают загрязнение окружающей среды, обеспечивают очистку от вредных выбросов, удаление отходов и т.д .;
  • организационные и управленческие - предполагающие использование более эффективных форм регулирования производственной и непроизводственной деятельности;
  • политические - реализация новых идей в области политики, форм политической деятельности, внутренних и международных отношений и т. д.;
  • правовые - введение новых политических прав, разработка принципиально новых законодательных актов и т.д.;
  • инновации в духовной сфере - новые гипотезы, концепции, теории в науке;
  • новые методы обучения в образовании;
  • новые формы деятельности, новые художественные стили в культуре.

По форме воплощения они различаются:

  • инновации, воплощенные в материале, или так называемые жесткие («жесткие»), примерами которых являются новые машины, оборудование, инструменты;
  • нововведения, не воплощенные в материале, или так называемые мягкие («мягкие»), проявляющиеся в виде улучшения или смены парадигмы в системе науки, организации и управления, образования и т. д. 

По степени новизны принято различать инновации, обновление и улучшение.

В то же время под инновациями понимается первое применение чего-то нового (новая концепция, идея, техническое решение и т. д.) И в то же время первое признание социальной и экономической ценности этой инновации.

Обновление действует как адаптация инновации. Обновление - это нечто новое для данной организации, но больше не для внешнего мира.

Наконец, улучшение определяется как «предельная инновация», то есть некоторое улучшение, которое является оригинальным, полезным, но не настолько значительным, чтобы вызвать последствия стратегического масштаба.

В первом случае речь идет об уникальных инновациях, не имеющих аналогов в мире. Во втором случае речь идет о воспроизводимых новинках, подобных которым не существует в конкретной стране. В третьем случае инновации включают технические, технологические, организационные и другие инновации, которые впервые были применены на данном предприятии, но имеют аналоги в стране и за рубежом.

В зависимости от границ распространения инноваций существуют:

  • инновации в мировом масштабе;
  • инновации внутри страны;
  • региональные инновации;
  • местные инновации, осуществляемые в рамках отдельного предприятия (фирмы).

Среди социальных инноваций есть своя градация. Их отличают экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда и т. д.); организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда); правовые (изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве); педагогический (новые методы обучения, воспитания).

Такое многообразие проявлений инноваций, знаний и информации в современных условиях экономики знаний обусловлено историей самой инновации, которая неразрывно связана с уровнем развития репродуктивной системы, начиная с доиндустриальной период.

В эпоху доиндустриальной экономики появляются принципиально новые продукты или инновации, связанные с развитием новых отраслей.

Например, появление синтетических волокон и пластмасс в химической промышленности. Промышленная экономика характеризуется взрывным ростом массы товаров из-за интенсификации и увеличения роста производительности труда.

Этап информационной экономики объединяет новые товары и новые технологии, которые, в свою очередь, формируют новые потребности людей. Например, появление компьютерных технологий вызвано необходимостью использовать их как новые инструменты труда, а они, в свою очередь, определили новые потребности человека: новые товары и услуги, условия труда, новое качество жизни. Учитывая современный уровень экономического развития, сопровождающийся активным воздействием производства знаний на социальную среду, выделяется новейшая стадия эволюции, которая характеризуется преобладанием социальных факторов и выражается в качественных преобразованиях жизни человека. 

Инновация является основной формой преобразования знаний в богатство и является ключевой характеристикой экономики знаний. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня являются основным источником экономического роста и важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Расчеты экспертов ОЭСР показывают, что экономический рост развитых стран за последние два десятилетия составил более половины благодаря инновациям.

Можно сформулировать несколько фундаментальных особенностей и тенденций развития инновационных процессов в современной экономике (некоторые из которых представляют собой новое понимание инноваций, но не новую тенденцию):

  • исследования и разработки - не единственный источник знаний для инноваций. Исследования рынка, опыт конкурентов и партнеров и т. д. Составляют не менее часто используемые источники инновационной информации;
  • инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких отраслей экономики. Инновационная деятельность важна и осуществляется сегодня во всех отраслях, сферах услуг и государственном секторе экономики, включая государственные органы;
  • линейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований до коммерческой реализации) неверна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой инновационные системы (региональные, национальные и международные) играют ключевую роль, в рамках которой создаются, распространяются и используются новые научные и технические знания, а также поддерживаются инновационные процессы;
  • скорость инноваций увеличивается, и их стимулирование важно для обеспечения конкурентоспособности;
  • инновационные процессы становятся все более глобальными;
  • опираясь на широкий спектр технологий, предприятия все чаще вынуждены приобретать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетями и кластерами инновационно активных предприятий.

 

Заключение

 

Развитие экономики, основанной на знаниях, показывает растущее несоответствие между материальными, финансовыми ресурсами и интеллектуальными активами, используемыми сегодня. Знание становится одной из ключевых потребностей человека и меняет всю его систему. Только знания могут помочь нам построить лучший мир - мир, совместимый с глобальной экономикой, где ограниченные ресурсы могут быть использованы наилучшим образом.

В эпоху господства экономики, основанной на знаниях, будут успешными только те компании, которые смогут трансформироваться из промышленных в организации, которые осуществляют интеллектуальное предпринимательство, что приведет к добавленной стоимости как форме проявления интеллектуальной ренты.

Став реальным ресурсом нового общества, знания поляризовали его по ранее неизвестным направлениям и коренным образом изменили весь механизм воспроизводства. Если в условиях индустриального общества минералы и готовая продукция продаются в другие страны, то они покидают страну происхождения навсегда. Субъект, генерирующий новые знания, напротив, не исчерпывает своих способностей, своих ресурсов, а развивает их. Знания, воплощенные в технологии, программном обеспечении могут продаваться столько раз, сколько необходимо, это не уменьшит возможности его создателей продолжать его использовать.

Экономика знаний характеризуется качественными изменениями материальных условий общества, которые обусловлены ростом теоретических знаний и наукоемких отраслей экономики. Большинство исследователей экономики знаний исходят из того факта, что сегодня наука является ведущим фактором воспроизводства интеллектуальных благ и трансформации современного общества.

Постоянное создание новых знаний, с одной стороны, приводит к изобилию и перепроизводству знаний, но, с другой стороны, возрастает ценность уникальных видов знаний, обладание которыми обеспечивает большие экономические выгоды. Экономика знаний, Таким образом, резко возрастает ценность фундаментальных исследований как источника принципиально новых знаний.

В новых условиях большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой по-прежнему сталкиваются с отсутствием адекватных решений старых проблем в области науки и образования. По-прежнему существует разрыв между научными разработками и их практическим применением на внутреннем рынке, неравенство в доступе к образованию, проблемы качества и соответствия образования современным потребностям по-прежнему актуальны, в представлениях о том, как знания могут быть, нет ясности. используется в качестве основного ресурса, который имеет огромный потенциал для конкурентоспособности.

В современной экономике появляются новые тенденции, а именно: формируется новая роль знаний как одного из основных факторов экономического развития, что способствует появлению «образования без границ» и появлению новых поставщиков высшего образования. внедрение новых методов предоставления услуг и схем обучения в результате революции в области информации и коммуникации; растет значение рыночных механизмов в высшем образовании и мирового рынка для «продвинутого» человеческого капитала. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития экономики, основанной на знаниях, ее социально-экономических функций и социально-экономической эффективности является актуальным и имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Общество, основанное на знаниях, становится наиболее перспективной моделью социально-экономического развития в современных условиях. Изменение парадигмы развития мировой экономики, вызванное глобализацией, приводит к беспрецедентному увеличению значения науки и образования для социального прогресса. Мы убеждены, что в свете последних тенденций в мировом развитии стран, которые недавно вступили на путь рыночной экономики, особенно важно сосредоточиться на построении экономики, основанной на знаниях. Это означает, что основным приоритетом государства должно стать развитие человеческого потенциала, то есть образование, наука и профессиональная подготовка. Это единственный способ органично вписаться в быстро развивающиеся процессы глобализации.