Теория человеческого капитала и ее роль в анализе социально-экономического развития

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 03.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теории международного движения капитала
Капитал, как экономическая категория
Место России в мировом хозяйстве
Конкурентоспособность международной компании и факторы, ее определяющие


Введение:

Понятие человеческий капитал в его современном виде явилось закономерным результатом Генезиса мировой экономической и социолого-философской мысли. С тех пор как человечество осознало свою созидательную производительную роль, свое значение в преобразовании окружающего мира, а производство условий жизни и материальных благ стало самостоятельной сферой, именуемой экономикой, многие умы пытались познать тайну творческой силы человека, выявить его наиболее характерные качества и свойства, оценить и измерить их количественные параметры.

Эти попытки, вначале изолированные и безуспешные, постепенно приобрели систематический и целенаправленный характер. На каждом этапе исторического развития формировались различные подходы и концепции, отражавшие систему научных взглядов, характерных для того периода времени, когда жил тот или иной ученый и господствовала та или иная научная школа.

Современные тенденции общественного развития, обусловленные значительным увеличением масштабов научно-технического прогресса, связаны с кардинальными изменениями в структуре общественного развития, формированием новой модели организации экономики и управления человеческими ресурсами. В настоящее время общество становится не только более заинтересованным, но и зависимым от уровня человеческого развития, без которого невозможно дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей промышленности. В связи с этим возникают проблемы сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала, который выступает стратегическим ресурсом инновационного развития экономики и общества в целом. Глобализация экономических и социальных отношений, широкое использование коммуникационных технологий и информации приводит к появлению новых профессий и ликвидации старых, трансформируется характер труда. Важнейшим фактором успеха личности и общества в целом являются знания и непрерывный процесс обучения.

В настоящее время человеческий капитал - это не просто новое восприятие человеческого фактора в экономике, он гораздо более значим сам по себе, поскольку является одновременно движущей силой и объектом воздействия.

Актуальность этого вопроса в нашей стране обосновывается тем, что Республика Беларусь не в полной мере обеспечена собственными природными минеральными и топливно-энергетическими ресурсами и поэтому зависит от политической и экономической политики других стран. В силу этих обстоятельств наше государство взяло курс на эффективное развитие и использование человеческого потенциала.

Эволюция научных подходов к изучению человеческого капитала

Понятие человеческого капитала берет свое начало с XVII-XIX вв. Эта проблема нашла отражение в трудах выдающихся экономистов прошлого, таких как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж.Милль, л. Вальрас. Она достаточно подробно изучена в фундаментальном труде В. С. Гойло современные буржуазные теории воспроизводства труда.

Исследователи выяснили, что еще в древнем мире людей классифицировали по способностям к различным видам работы. В отношении рабов мнения разделились. Аристотель утверждал, что творческие свойства человека являются результатом определенных условий его жизни, воспитания и обучения. В эпоху феодализма доходы помещиков зависели от количества и качества крепостных крестьян, их здоровья, квалификации, организации их труда и его стимулирования.

Период становления и развития рыночных отношений внес свои особенности в оценку трудовых способностей, качественных параметров личностного фактора производства. Первый научный анализ человека как носителя сложных производственных способностей, эффективности их формирования и использования, количественного выражения вложений в человека и попытки рассчитать их влияние предпринимаются представителями классической политической экономии. Так, уже Уильям Петти писал, что величие и слава государя покоятся на численности, мастерстве и трудолюбии его народа.

Петти первым среди экономистов выделил категорию жизненные силы. Он предложил считать эти силы неотъемлемой частью национального богатства ,которое является результатом предшествующего или прошедшего труда. Петти писал даже о ценности и значении, однако, не творческих сил человека, а самого человека в целом.

Живые активные силы, полагал В. Петти, не приходят сами по себе и не даны природой, а являются результатом целенаправленной деятельности общества. В формировании таких сил принимают участие как материальные, так и духовные блага. Он определил методологические основы оценки способностей человека к труду, которые преобладали в обществе на заре рыночных отношений. Способность человека к продуктивному труду рассматривается как постоянная величина, определяемая его профессией и трудолюбием. Рост производительных способностей человека в мелком сделал его зависимым от характера занятий людей, проводя различие между теми, которые бесполезны, и теми, которые улучшают навыки людей и побуждают их делать вещи, которые имеют большое значение сами по себе.

Через сто лет после У. Петти Адам Смит изучал производство человеческих трудовых способностей более глубоко и подробно. В его знаменитом труде исследование о природе и причинах богатства народов уже существуют такие экономические категории.

А. Смит различает простую и сложную работу и, соответственно, менее высокоразвитые способности рабочих. Он утверждал, что живые производительные силы самого человека играют первостепенную роль в экономике любой страны. Особое внимание следует обратить на то, что А. Смит включил знания, умения и опыт людей в основной капитал общества. Он пояснил, что приобретение таких способностей, в том числе и содержание их обладателя в период его воспитания, обучения, всегда требует реальных затрат, которые являются главным капиталом, как бы реализованным в его личности. Однако эти способности, как часть состояния такого человека, становятся частью богатства всего общества.

Адам Смит считал, что заработная плата при прочих равных условиях зависит от способностей работников, определяется количеством и стоимостью труда, но не должна ограничиваться стоимостью материальных благ, необходимых для воспроизводства инвалидности.

Пища, ее качество, отдых и развлечения являются основными потребностями рабочего человека, и поэтому они должны быть удовлетворены. Если этого не происходит, индивид теряет качественную составляющую способности к труду.

Но в то же время А. Смит ошибочно считал работу родителей по воспитанию детей непродуктивной, так как эта работа не создает ценности. С одной стороны, он считает способность человека к труду величайшим достоянием общества и включает их в основной капитал, а с другой, утверждает, что труд, затраченный на производство этого капитала, не является производительным. В этом вопросе трудно не согласиться с Карлом Марксом, который утверждал, что если бы кузнец был последователен и логичен, то он должен был бы признать производительным и тот труд, который формирует, сохраняет и развивает живые производительные силы человека.

Таким образом, классическая школа экономической мысли впервые научно исследовала не только материальные факторы производства, но и место и роль человека в воспроизводственном процессе.

В то же время при анализе личностного фактора производства были сформулированы следующие принципы:

  • Производительные силы человека играют первостепенную роль в экономике любой страны;
  • Способность человека продуктивно работать определяется его профессией и трудолюбием;
  • Способности человека - это не только его богатство, личный капитал, но и часть богатства всего общества;
  • Производительность труда зависит от профессиональной подготовки человека, его здоровья и нравственного воспитания;
  • Образование, подготовка человека требует реальных затрат, которые формируют стоимость творческих сил человека;
  • Заработная плата зависит от способностей работников и определяется количеством и стоимостью рабочей силы;
  • Человеческие способности вырабатываются в процессе потребления жизненно важных благ и средств.

Ряд экономистов представлял в качестве капитала не самого человека, а его приобретенные и унаследованные способности. Милль писал, что "само человеческое существо... это не капитал. Человек - это цель, ради которой существует богатство. Но его приобретенные способности, которые действуют только как средство и реализуются только в процессе труда, могут быть по праву отнесены к категории капитала".

Одним из первых людей, возродивших теорию человеческого капитала в своих работах и нашедших ее практическое применение в XX веке, был профессор Гарвардского университета Дж. Уолш. Используя имеющийся опыт в этой области, он произвел конкретные расчеты влияния профессионального образования на уровень национального дохода в США. В то же время он впервые использовал такие понятия, как альтернативные издержки производства и предпочтение товаров во времени по отношению к человеку, которые широко используются в инструментарии современной теории человеческого капитала.

Теория человеческого капитала

Общество стало воспринимать знания в экономическом и социальном прогрессе через понятие человеческий капитал, появившееся в 1950-х и 1960-х годах на основе исследований, проведенных американским экономистом Теодором Шульцем. Он изучил источники роста производительности труда, заложив основу для анализа наиболее значимых, с его точки зрения, расчетных параметров. В то же время оказалось, что рост этого показателя был обусловлен каким-то другим неучтенным параметром. Поскольку последнее имело постоянную ценность, оно было изучено и идентифицировано как приобретенные и развитые способности индивида к труду и названо человеческим капиталом.

Экономика человеческого капитала базируется на рабочей модели человека, которая объясняет поведение людей в различных экономических системах с ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями. Эта модель называется homo economicus, модель экономического человека. Концепция человеческого капитала, методологической основой которой является подход с позиции экономического человека, предлагает аналитическую основу для изучения производительных способностей человека и их актуализации в современной экономике.

Содержание категории человеческий капитал в силу ее многомерности трудно определить однозначно. Как показывает анализ, в зависимости от специфики методологии и конечных целей исследования в экономической литературе существуют различные подходы к ее определению.

Внимание современных теоретиков сосредоточено на различных аспектах формирования человеческого капитала.

Человеческий капитал можно рассматривать с точки зрения производственного потенциала. Так, Ж. Бен-поре определяет человеческий капитал как фонд, функцией которого является производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом качестве подобен любой машине как представителю реального капитала.

Если обратить внимание на другие определения в этом подходе, то следует выделить Л. Туроу с его пониманием человеческого капитала как способности индивида производить товары и услуги, его производительных способностей и знаний и У. Боуэна, который считает, что человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены люди и которые могут быть использованы в течение определенного периода времени для производства товаров и услуг.

Безусловно, несомненной заслугой теоретиков концепции человеческого капитала было признание первостепенной роли человека и его знаний в общественном производстве. Исследователи инвестиционного капитала обращают особое внимание на важность общей подготовки и принятия оптимальных инвестиционных решений, но зачастую понимание человеческого капитала как самостоятельной ценности остается в стороне, и все же результатом его накопления может и должно стать не только повышение производительности труда, но и повышение общей эффективности деятельности индивида.

Человеческий капитал продуктивен не только в получении дохода от его использования, но и в самом производстве. Одним из первых исследователей, признавших необходимость рассмотрения человеческого капитала с таких позиций, является Ф. Махлуп, считавший, что определение человеческого капитала как растущего производственного потенциала человека является одновременно слишком широким и слишком узким.

Современный подход ученых к изучению теоретических аспектов человеческого капитала основан на методологическом принципе функционального определения, который предусматривает необходимость изучения явления не только с точки зрения его внутренней структуры, но и с учетом его функционального назначения и конечного целевого использования. Так, в частности, при изучении сущностных характеристик и особенностей данной категории акцентируется внимание на том, что человеческий капитал - это не просто совокупность навыков, знаний и способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний и умений, которые целесообразно использовать в той или иной сфере общественного производства. Во-вторых, правильное использование этого запаса в виде высокоэффективной деятельности естественным образом приводит к увеличению доходов работников. В-третьих, увеличение доходов побуждает и интересует человека, вкладывая средства в здоровье, профессиональный и образовательный уровень и другие качественные характеристики для повышения, накопления нового запаса навыков, знаний и мотивации, с тем чтобы в будущем его можно было эффективно применять вновь. Данное определение категории человеческий капитал наиболее точно и широко отражает многогранный характер данного понятия.

В связи с повышенным вниманием современного общества к этому явлению возросло и использование понятий, связанных с человеческим капиталом, одним из которых является человеческий потенциал. Однако эти два понятия никоим образом не следует отождествлять или подменять друг друга.

Во взаимосвязи и взаимодействии человеческого потенциала и человеческого капитала следует рассматривать экономические и социальные отношения между обществом и индивидом как составной частью этого общества. Человеческий потенциал - это то, что государство создает и увеличивает для развития человека, и это собственность общества в целом. Человеческий капитал - это собственность каждого индивида, свидетельство того, в какой степени последний смог воспользоваться предоставленной обществом возможностью получить общее и специальное образование, правильно устроиться на работу, улучшить свое физическое состояние и развить профессиональные навыки.

Очевидно, что различие понятий человеческий капитал и человеческий потенциал основано на различии терминов капитал и потенциал, поскольку фундаментальным связующим понятием является определение понятия человек.

Термин потенциал применительно к экономике означает источники, возможности, фонды, резервы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. Капитал - это реальная часть потенциала, способная саморазвиваться и приносить доход своему владельцу, то есть это форма капитализации потенциала.

Раскрытие и разграничение этих категорий очень важно, поскольку известно, что экономические категории являются языком экономической науки и по мере своего развития могут либо претерпевать изменения, либо в связи с утратой значимости некоторых из них для определенного этапа социально-экономического развития общества могут перестать использоваться в качестве теоретической платформы для экономической политики.

Как уже отмечалось, особое внимание уделяется изучению категории человеческий капитал, и в результате были выявлены следующие особенности современной теории человеческого капитала: 

  • О применение экономического подхода к анализу различных явлений человеческой деятельности;
  • О переход от анализа текущих показателей деятельности человека к показателям, охватывающим весь жизненный цикл;
  • О выявление инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
  • О рассмотрение человеческого времени как основного экономического ресурса.

Итак, говоря о сущности и содержании категории человеческий капитал, следует отметить, что существует несколько подходов к ее определению, различающихся спецификой методологии, конечными целями исследования, а также акцентированием внимания на различных аспектах формирования человеческого капитала. Следует также учитывать, что категория человеческий капитал сопровождается другими категориями, такими как человеческий потенциал, и важно чувствовать разницу между ними. Кроме того, не следует забывать об особенностях человеческого капитала, поскольку он накапливается в экономике, обеспечивает условия для создания, эффективного использования и приумножения всех других форм капитала, сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые товары и блага, а также создает новую стоимость.

Структура человеческого капитала, факторы его развития и оценочные показатели

В современных условиях одним из главных богатств страны является человеческий капитал, а человеческий интеллект становится реальным двигателем и ведущим фактором прогресса. В условиях глобализации и инновационных путей развития как важного ресурса она практически не имеет способов его заменить. Поэтому любые препятствия на пути формирования и эффективного использования человеческого капитала приводят к негативным демографическим, социальным, экономическим, политическим и другим последствиям. Можно констатировать, что инвестиции в его развитие, это не необходимые затраты, а эффективно работающие инвестиции. До тех пор, пока человеческий капитал имеет низкие качественные характеристики и сравнительно небольшой объем, крайне сложно решить вопросы экономического роста и эффективного использования природного капитала, а иногда даже невозможно.

Учитывая это, представляется целесообразным выделить основные составляющие человеческого капитала, обратить внимание на основные факторы, определяющие его развитие и изучить некоторые показатели, позволяющие оценить состояние человеческого капитала.

При определении человеческого капитала как его важнейшей составляющей в современных условиях необходимо учитывать предпринимательские способности, значительная роль которых в процессе экономического развития отмечается многими исследователями. Сущность предпринимательской деятельности, как показал й. Шумпетер, заключается не в создании новых знаний, а в осуществлении инноваций, связанных с поиском решений новых проблем, преодолением инерции социальной среды, результатом чего становится новая производственная функция, изменяющая условия экономического равновесия. Еще одним аспектом предпринимательской деятельности, как показывает т. Шульц, является оптимизация использования ресурсов в условиях создаваемого неравновесия, в основе которого лежит так называемая распределительная способность воспринимать информацию, правильно интерпретировать ее и предпринимать действия по перемещению ресурсов в ответ на изменение экономической ситуации.

Таким образом, при определении человеческого капитала как его важнейшей составляющей следует учитывать совокупность предпринимательских, интеллектуальных и инновационных способностей, мобильности, креативности и других качественных характеристик работников, приобретенных в течение их жизни и используемых для повышения производительности труда и повышения эффективности производства.

Основными фондами человеческого капитала являются:

  • О интеллектуальный капитал, включая образовательный фонд, научный фонд, инновационный фонд;
  • Производственный учебный Фонд (квалификация, навыки, производственный опыт);
  • Основу здравоохранения;
  • О миграционный фонд для мобильности сотрудников;
  • О основы мотивации хозяйственной деятельности.

Если обратить внимание на формирование человеческого капитала, то можно вспомнить опыт Японии, который очень интересен в этом контексте. Дело в том, что в условиях пожизненной занятости обучение в компании становится просто необходимым, так как способствует формированию динамизма, мобильности и коммуникации между постоянными сотрудниками. Отличительными чертами внутрифирменного обучения на японских предприятиях являются индивидуальный подход, высокая степень интенсивности и заинтересованность сотрудников. Субъект трудовых отношений подчиняется программе развития карьеры, рассчитанной на долгосрочный период.

Эта система в Японии основана на понимании того, что влияние сознательно сформированных активов человеческого капитала на доход гораздо значительнее, чем влияние таких факторов, как врожденные способности и другие природные характеристики.

Следовательно, можно утверждать, что важнейшей составляющей человеческого капитала являются эффективные инвестиции, накопленные индивидом в образование и профессиональную подготовку, благодаря которым в процессе накопления знаний и производственных навыков повышается квалификация и образовательный уровень работников, формируются и развиваются предпринимательские способности.

Поэтому именно интеллектуальный капитал следует рассматривать как базовый, включая образовательный и инновационный фонды, а также научный фонд. Образовательная составляющая рассматривается как наиболее эффективная и динамичная составляющая человеческого капитала.

Аргументами в пользу этой точки зрения могут служить следующие. Во-первых, учитывая характер труда в современной экономике, здравоохранение функционально не создает дополнительных способностей индивидов, а лишь обеспечивает более длительное и интенсивное их использование. Во-вторых, в государственной системе, как показывают многочисленные исследования, существует устойчивая положительная корреляция между уровнем образования и другими составляющими человеческого капитала (в том числе состоянием здоровья, которое во многом следует за более образованной частью населения), т. е. образование можно рассматривать как основной фактор формирования капитала для других положительно оцениваемых качеств работников. В-третьих, уровень образования является важнейшим фактором, определяющим политическое и социальное поведение. Согласно исследованиям, при равных условиях более высокий уровень образования повышает социальную и общественную активность, повышает способность людей к организации, сотрудничеству и взаимодействию. Образование снижает риск преступности, способствуя социализации личности.

Важнейшей предпосылкой развития и совершенствования человеческого капитала являются инвестиции. В то же время инвестиции можно рассматривать в двух аспектах, как вложение финансовых ресурсов и непосредственно определяемая деятельность. Существует классификация инвестиций в человеческий капитал на материальные (затраты, необходимые для физического становления человека, для воспитания ребенка) и нематериальные (они способствуют росту производительности капитала, воплощенного в людях, умножают их знания и опыт).

Роль человеческого капитала в анализе социально-экономического развития

Современная экономика - это очень сложное и неоднозначное явление, и для характеристики и выявления его сущности и основных черт используются различные подходы. Можно выделить несколько форм современной экономики, степень обоснованности и развития которых различна. По мнению автора, эти формы во многом определяются ролью и местом человеческого капитала.

Современное общество традиционно рассматривается как постиндустриальное. Одной из характерных черт экономики, соответствующей постиндустриальному обществу, является ведущая роль третичного сектора, сектора услуг, что проявляется в снижении относительного значения первичного и вторичного секторов в общей численности рабочей силы развитых стран и в объеме ВВП.

Термин информационная экономика был введен в научный оборот американским исследователем М. Поратом в середине 70-х годов XX века. Речь шла о кластере отраслей, производящих современные базы данных и инструменты, обеспечивающие их функционирование и применение. Для информационной экономики определяющим производственным ресурсом является информация, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда.

В экономике знаний важнейшим производственным ресурсом является не просто информация, а информация, освоенная человеком, то есть превращенная в знания. Рост и конкурентоспособность экономики знаний обеспечивается созданием, распространением и применением знаний в виде высокотехнологичных продуктов и услуг. Знания являются существенным ресурсом для всех отраслей, секторов и всех участников экономических процессов. Экономика знаний - это высшая ступень развития инновационной экономики. Экономика знаний - это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключается в повышении качества человеческого капитала, повышении качества жизни, производстве высокотехнологичных знаний, инноваций, качественных услуг.

Таким образом, формирование экономики знаний обусловлено тем, что различия в экономическом развитии стран в меньшей степени связаны с объемом имеющихся природных ресурсов, но в большей степени связаны со способностью повышать качество человеческого капитала, то есть способностью создавать новые знания и переводить их в используемые методы организации и технологии производства.

Новая экономика - это понятие, трактовавшееся в начале 80-х годов XX века как экономика, в которой ведущая роль отводится производству услуг, а не материальных благ. В 90-е годы ее стали обозначать совокупностью отраслей, отличающихся наличием высокотехнологичных элементов. Основой новой экономики является высокоразвитый человеческий капитал. Еще одной особенностью новой экономики в социальном плане является развитие неформальных отношений. Следует отметить, что эта особенность развивается в связи с высоким развитием информационной сферы и сетевой организацией общества.

Наконец, экономика свободного времени формируется в результате трансформации общества высокой производительности и благосостояния в общество свободного времени. В этих условиях жизнь воспринимается как развлечение, а работа, прежде всего лишь средство для ее организации. Свободное время трактуется как экономическое благо, имеющее ограниченный доступ и имеющее определенную полезность. Экономика свободного времени характеризуется особой ролью деятельности в тех сферах, которые обеспечивают расходование свободного времени и повышение его полезности. По мнению определенного круга ученых, основой развития человека может быть только создание достаточного количества материальных и духовных благ в натуральном выражении.

Поэтому для осуществления всех видов деятельности в рассматриваемых видах современной экономики, включая как трудовую, так и досуговую деятельность, необходим развитый человеческий капитал.

Существует серьезный пробел в обеспечении технологической и инновационной составляющей развития. Возникает парадокс, в стране есть научные разработки и квалифицированные кадры, но достижения инновационного развития незначительны. Этому препятствуют следующие факторы, отсутствие собственных средств, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства, недостаточное технологическое развитие.

Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Высокий уровень грамотности и образованности населения Беларуси свидетельствует о ее достаточно широких возможностях для освоения современных технологий, в том числе высокотехнологичных, информационных и нанотехнологий. Однако высокие количественные показатели индекса образования еще не полностью реализованы в экономических показателях, характеризующих уровень экономического развития, о чем свидетельствует рейтинговое отставание уровня ВВП на душу населения от индекса человеческого развития.

Дальнейшее развитие белорусской экономики очень важно с точки зрения достижения одной из ключевых целей человеческого развития, создания условий для долгой и здоровой жизни. Как показывает опыт развитых стран, динамика национальных показателей ожидаемой продолжительности жизни достаточно сильно коррелирует с уровнем ВВП на душу населения.

Как уже говорилось, государственные органы активно и очень эффективно работают над повышением качества образования.

Однако, несмотря на это, проблема повышения качества образования в Республике Беларусь остается актуальной.

Поэтому представляется необходимым принять меры по совершенствованию системы образования: 

  • О система образования должна развивать способность подрастающего поколения адаптироваться к качественно новым условиям жизни, интегрироваться в постоянно меняющуюся экономическую и социальную среду, решать нестандартные задачи;
  • О обеспечить изменение профиля и деятельности человека на любом этапе его профессиональной подготовки и трудовой деятельности;
  • Необходимо развивать интеллектуальный потенциал, способность к самообразованию личности на протяжении всей жизни и стремление к постоянному совершенствованию знаний;
  • О создание условий для развития инновационной деятельности в системе образования;
  • О обеспечение системы образования информационной инфраструктурой, в том числе необходимостью развития электронных библиотек, расширения доступа обучающихся к электронным источникам учебной, научной, нормативно-правовой информации;
  • О создать условия для более широкого вовлечения молодежи в научные исследования;
  • О необходимо обеспечить практико-ориентированное обучение, в том числе путем увеличения учебных часов, выделяемых на лабораторные, практические занятия и производственную практику.

Ключевыми для современного образования являются две группы вопросов, обеспечение соответствия содержания образования требованиям динамичного развития современного общества и обеспечение равных стартовых возможностей для доступа к качественному образованию. В сфере образования важно не просто стремиться к образованию как можно большего числа населения страны, но и поощрять непрерывное профессиональное развитие на протяжении всего трудоспособного возраста. Кроме того, необходима существенная государственная поддержка системы образования на всех уровнях, включая ступени формального и неформального образования. В частности, это подразумевает необходимость увеличения расходов государственного бюджета на финансирование образования, науки и научных исследований. Очень важно создать благоприятные условия для интеграции образования, науки и производства, привлечь бизнес-структуры и малый бизнес.

Однако ясно и очевидно, что перспективы развития человеческого потенциала заключаются не только в совершенствовании систем образования и здравоохранения.

Для решения проблем человеческого капитала в Беларуси крайне важно стимулировать рост экономической активности населения, и прежде всего развитие предпринимательских способностей, позволяющих придать высокую динамику малому и среднему бизнесу, укрепление здоровья нации с целью оптимизации жизненного цикла человеческого капитала, достижение высоких темпов роста ВВП, обеспечивающих накопление необходимых материальных ресурсов. Разработка и внедрение концептуальных программных решений, обеспечивающих условия для реализации человеческого потенциала и дальнейшего накопления человеческого капитала в Беларуси, будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности национальной экономики как основы обеспечения устойчивого социально-экономического развития нашего общества и достижения ключевых целей развития человеческого потенциала.

Заключение

Изучив эволюцию научных подходов к изучению человеческого потенциала, можно сделать вывод, что:

  • Понятие человеческого капитала берет свое начало с XVII-XIX вв. Эта проблема нашла отражение в трудах выдающихся экономистов прошлого, таких как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. Милль, л. Вальрас, Дж. Б. Кларк;
  • Человеческий капитал - это мера здоровья, знаний, профессионального опыта, мотивов, навыков, умений и экономически значимой информации, накопленной за счет инвестиций в человека, позволяющая не только удовлетворить текущие потребности, но и обеспечить максимальный социально-экономический эффект для отдельных лиц, домохозяйств, предприятий и общества в целом за счет снижения социальных издержек;
  • Без достаточного уровня развития человеческого потенциала дальнейшее функционирование передовых отраслей экономики становится все более невозможным;
  • Человеческий капитал в настоящее время является не только новым восприятием человеческого фактора в экономике, но и движущей силой и объектом воздействия.

Категория человеческий капитал сопровождается другими, такими как человеческий потенциал, и важно чувствовать разницу между ними. Кроме того, не следует забывать об особенностях человеческого капитала, накапливаясь в экономике, он обеспечивает условия для создания, эффективного использования и приумножения всех других форм капитала, сохраняет и переносит стоимость этого капитала на создаваемые товары и блага, а также создает новую стоимость.

В связи с возросшей важностью человеческого капитала, в настоящее время особое внимание уделяется его составляющей, такой как образование, и значительная часть инвестиций направляется именно в эту сферу деятельности.

Показатель оценки состояния развития человеческого капитала в стране-индекс развития человеческого потенциала, который также является одним из основных показателей новой экономики.

Проанализировав роль теории человеческого капитала в различных формах современной экономики, а также перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь, стоит отметить, что: 

  • Состояние человеческого капитала определяет сущность форм современной экономики как таковой, а также их специфику внутри отдельных стран, что влияет, в том числе, на экономический рост и конкурентоспособность национальных экономик;
  • Осознание важности роли личности и ее способностей в национальном богатстве страны появилось сравнительно давно и интенсивность исследований в этой области в настоящее время только растет;
  • В связи с возросшей важностью человеческого капитала в настоящее время особое внимание уделяется его компонентам, таким как образование и здравоохранение, и значительная часть инвестиций направляется в эти сферы деятельности;
  • С определенной точки зрения многие формы современной экономики можно рассматривать как проявления экономики человеческого капитала;
  • Республика Беларусь имеет хорошие стартовые условия для дальнейшего развития человеческого потенциала, а следовательно, и для развития новой экономики;
  • Дальнейшее развитие человеческого капитала в республике требует проведения политики, направленной на сбалансированное увеличение всех составляющих человеческого потенциала Беларуси.