Теория анализа дискурса по Ван Дейку

Предмет: Экономика
Тип работы: Эссе
Язык: Русский
Дата добавления: 21.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться писать эссе по истории:

 

Как написать эссе по истории

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Управление человеческими ресурсами
Гражданская война глазами «белых» и «красных»(1918-1922)
Статус и специфика специализированной науки о политике
Алгоритм формирования коммерческого предложения для каждого целевого сегмента

 

Введение:

Исторически термин «дискурсивная практика» появился в социальной сфере как дизайн, который может анализировать явления идеологии, власти, профессионального образования и другие социальные аспекты человеческой деятельности. Чтобы эта структура имела объяснительную ценность, связанную с современными социологическими проблемами, она должна основываться на соответствующем методологическом оснащении. Обратимся к изучению практики дебатов в отечественной и международной социологии. Отечественной социологической школой в изучении дискурсивной практики на основе методологии, предложенной Т.А. Ван Дейком, использует разные интерпретации.

Модель грамматик текста сформулирована в одной из ранних работ Т.А. Ван-Дейка. В качестве объекта исследования Ван-Дейк обращается к тексту (в противовес структурам на уровне предложения). Использование данной модели применительно к значительному корпусу эмпирических исследований позволяет Ван-Дейку выйти за пределы лингвистики и сформулировать теорию, связывающую воспроизводство текстов, когнитивную способность индивидов и их социальное окружение. В более поздних работах Ван-Дейк занимается исследованиями идеологии, дополняет когнитивную теорию понятием контекста, обращается к проблемам специализированного знания.

Модель Т.А. Ван-Дейка была выбрана вследствие неоднократного ее использования отечественными социологами.

В своей работе Ван Дайк анализирует социальную обусловленность воспроизведения и распознавания текста. Предметом исследования является структура, превышающая предложение. Представлено понятие макроструктуры (текстовый план) и синтаксической структуры (как конкретная структура предложения раскрывает этот план). Ван Дейк сочетает в себе способность создавать конкретные тексты с социальным и культурным опытом (здесь уместно использовать понятие привычки). Синтаксическая структура текста раскрывает социальные паттерны, идеологии и убеждения, принятые в этом обществе. Развивая свою теорию, Ван Дейк представляет концепцию идеологии.

Идеология - это особое отношение. Ван Дейк рассматривает установку как категорию, которая определяет восприятие людьми новой информации. В тексте вы можете наблюдать отдельные симптомы этих категорий в виде определенных фраз. Восстанавливая фразы, люди воссоздают идеологические установки. Ван Дайк определяет знания как систему общих взглядов. В дополнение к этой схеме Ван Дейк представляет концепцию контекста как ментальную модель ситуации, которая существует для участников. Предложенная модель соответствует заданному классу задач и решает проблему социальной обусловленности знаний.

Модель Т.А. Ван-Дейка предназначена для исследования социальной реальности. Текстовая грамматическая модель Ван Дейка объясняет, как происходит текстовое представление социальных паттернов, и показывает связь между этими социальными паттернами и когнитивным / социальным опытом человека.

 

Эта модель предполагает формирование шаблонов восприятия текста, которые развиваются в результате множества повторений одной и той же грамматической структуры в процессе приобретения человеком социального опыта. Тем не менее, этот подход по существу не включает характер отношений между социальным опытом и воспринимаемым паттерном текста индивида, предположение и обоснование возможности изменения существующих паттернов восприятия.

Что касается использования контекстных и идеологических теорий в качестве иллюстраций, Ван Дайк отмечает, что в настоящее время не хватает доступной информации и не может объяснить, как структура, предложенная им, действительно соответствует. Таким образом, модель не полностью завершена. По словам автора, она не всегда может полагаться на устройство в своем собственном термине для объяснения объема описанной задачи.

Теория анализа дискурса по Ван Дейку

Недостаточная формализация модели Т.А. Ван-Дейка приводит к неоднозначности интерпретации ее понятий, отмеченной выше, а также отсутствию строго выраженного класса задач, оптимально решаемых с помощью этой модели.

По словам Антаки, одной из наиболее распространенных теоретизирующих ошибок является введение новых дискурсов и концепций. По нашему мнению, вместо описания эмпирических данных, полученных в рамках грамматической теории текстов, описанной в более ранних работах, Ван Дейк вводит новую теоретическую структуру. Антаки осторожно указывает на тенденцию Ван Дейка «вводить новые концепции без подтверждения / фальсификации эмпирическими данными», вместо того чтобы полагаться на подробный анализ работы Ван Дейка.

Проблема возникает, когда гипотеза не доказана/опровергнута в ходе исследования. Что особенно интересно в отечественных школах, так это точная адаптация и использование новой структуры / концепций Т.А. Ван Дайк без четких эмпирических доказательств. В современном контексте, где нет теории среднего уровня в изучении дискурсивной практики у социологов, необходимо очень четко понимать ограничения применимости используемых теоретических моделей. Отсутствие данных, предоставленных Ван Дайком о возможности опровержения теоретической гипотезы, снижает познавательную ценность разработанного им подхода.

Теория грамматик текста Т. А. Ван-Дейка представляет собой модель объяснительного характера по отношению к воспроизводству текстов. Она объясняет, почему в данном тексте присутствуют определенные синтаксические структуры, какие аспекты общественной жизни они отражают. Данная теория выходит за рамки задач, которые были первоначально перед ней поставлены, и показывает, как происходит восприятие тех или иных текстов в различных социальных контекстах. Другими словами, она указывает на взаимосвязь социального окружения, воспроизводства текстов и компетентности индивидов.

Заключение

Например, владение литературным английским языком обвиняемого в суде влияет на вердикт присяжных. Индивиды, свободно владеющие литературным языком, производят более благоприятное впечатление на прокурора и судью, что выражается в характере вопросов и заключениях суда. Другим примером может служить успеваемость детей в начальных классах школы. Ван-Дейк анализировал способность детей из семей рабочих и интеллигентов запоминать и воспроизводить длинные тексты. Сравнительная успешность детей интеллигентов объяснялась постоянным воспроизводством аналогичных текстов в семьях вне школы /экспериментальной площадки. Результаты данных исследований дали Т.А. Ван-Дейку возможность предположить, что модель макроструктур текста может иметь отношение к «глубинным структурам, на основании которых строится все наше культурное знание» .