Теории мировой торговли

Содержание:

  1. Понятие международной торговли
  2. Основные теории международной торговли
  3. Парадокс Леонтьева
  4. Стандартная модель международной торговли
  5. Альтернативная теория международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
  6. Теория специфических факторов производства
  7. Внешняя торговля основана на эффекте масштаба
  8. Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
  9. Теорема Рыбчинского
  10. «Голландская болезнь»
  11. Майкл Портер. Теория страновой конкуренции
  12. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть готовый отчёт по практике по специальности:

 

Готовый отчет по практике по специальности

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Кредитно-банковская система и кредитно-денежная политика
Основные направления развития русской экономической мысли
Монополистическая конкуренция: основные черты, особенности ценообразования
Занятость и безработица в России 2017

 

Введение:

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Торговля составляет около 80% всех международных экономических отношений.

Теория международной (мировой) торговли, которая определяет начало классической политической экономии Британии, прошла через многие стадии своего развития наряду с развитием мировой экономической мысли.

Тем не менее, основные проблемы:

  • Что лежит в основе международной специализации?
  • Какие международные специализации наиболее эффективны для отдельных стран и регионов и дают им наибольшую выгоду?
  • От чего зависит конкурентоспособность страны в мировой торговле?

Любой стране трудно переоценить роль внешней торговли. По словам Дж. Сакса, «экономический успех в любой стране мира основан на внешней торговле. Ни одной стране пока не удалось создать здоровую экономику, изолированную от глобальной экономической системы».

В современных ситуациях активное участие страны в мировой торговле сопряжено со значительными преимуществами. Для более эффективного использования имеющихся ресурсов страны, участия в глобальных достижениях науки и техники, проведения структурной перестройки экономики в более короткие сроки и более полного и диверсифицированного удовлетворения потребностей.

В этом контексте изучение обеих теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальной экономики в международных товарных биржах, конкурирующие факторы отдельных стран на мировых рынках и объективные закономерности развития мировой торговли. Эти вопросы особенно важны для России и других стран, которые встали на путь построения развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Понятие международной торговли

Международная торговля - это форма общения между производителями в разных странах, происходящая из международного разделения труда и представляющая взаимную экономическую зависимость. В литературе часто приводятся следующие определения: Международная торговля - это процесс покупки и продажи между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает импорт и экспорт товаров, доля которых составляет торговый баланс. Статистический справочник Организации Объединенных Наций предоставляет данные об объеме и динамике мировой торговли в виде суммы стоимости экспорта всех стран мира.

Структурные изменения, происходящие в экономике страны под влиянием научно-технического прогресса, специализации и кооперации промышленного производства, будут способствовать укреплению взаимодействия национальной экономики. Это помогает продвигать международную торговлю. Международная торговля опосредует все международные товарные потоки и растет быстрее, чем производство. Согласно обзорам внешней торговли, на каждые 10% мирового роста производства мировая торговля увеличивается на 16%. Это создает более благоприятные условия для его развития. Если торговля не удастся, производство замедлится.

Термин «внешняя торговля» относится к торговле между страной и другой страной, которая состоит из платного импорта и платного экспорта товаров. Диверсифицированная внешнеэкономическая деятельность подразделяется на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами, по специальности товаров.

Международная торговля относится к общей торговле между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» используется в более узком смысле. Например, общий объем торговли развитых стран, общий объем торговли развивающихся стран, общий объем торговли континентальных стран и регионов, таких как страны Восточной Европы.

Мировые цены варьируются в зависимости от времени года, местоположения, условий продажи и характера контракта.

 

На практике цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых известными компаниями в определенных мировых торговых центрах - экспорт или импорт товаров соответствующего вида, принимаются в качестве мировых цен. Для многих товаров (зерновые, каучук, хлопок и т. д.) мировые цены устанавливаются при работе на крупнейшей в мире товарной бирже.

Рано или поздно все государства сталкиваются с дилеммой выбора национальной политики внешней торговли. В течение двух веков велись интенсивные дискуссии на эту тему.

Теории мировой торговли

Преимущество заключается в том, что каждая страна имеет наибольшее преимущество или наименьшую уязвимость и специализируется на производстве с наибольшей относительной выгодой.

Различия во внутреннем производстве определяются различными пожертвованиями с производственными факторами, такими как труд, земля, капитал, и различными внутренними потребностями в конкретном товаре.

Влияние внешней торговли (особенно экспорта) на динамику роста национального дохода на размер занятости, потребления и инвестиционной деятельности характеризуется четко определенными количественными зависимостями для каждой страны с определенным коэффициентом-множителем (множителем) можно рассчитать и выразить как первоначально экспортные заказы напрямую увеличивают объем производства и, следовательно, увеличивают заработную плату в тех отраслях, которые выполняют этот заказ. И вторичные потребительские расходы движутся.

Основные теории международной торговли

Классическая теория международной торговли

Классическая теория заложила основу для анализа мировых экономических отношений. Выводы, содержащиеся в этих теориях, являются своего рода стартовым принципом для дальнейшего развития экономической мысли в этой области.

Теория абсолютных выгод А. Смита

Адам Смит, основатель экономики, уделил значительное внимание разделению труда на основе специализации экономической деятельности в своей книге «Изучение природы и причин богатства в стране» (1776). В то же время А. Смит распространил свои выводы о разделении труда на мировую экономику, чтобы сначала теоретически доказать принцип абсолютного преимущества (или абсолютной стоимости.

Вместо того, чтобы покупать их на стороне ... то, что кажется разумным в поведении частной семьи, не будет неразумным для всего королевства. Если иностранная страна может предоставить нам некоторые товары по более низкой цене, чем мы их производим, наш собственный промышленный труд применяется в той области, где мы имеем некоторые Гораздо лучше купить ее у нее для некоторых преимуществ продукта.

Следовательно, суть взглядов Смита заключается в том, что основой для развития международной торговли является абсолютная разница в затратах. Торговля приносит экономические выгоды, если товары импортируются из страны, где затраты абсолютно ниже, а товары экспортируются по более низкой цене, чем в другой стране.

Другой классик, Дэвид Рикардо, в своей книге «Политическая экономия и начало налогообложения» (1817), утверждает, что межгосударственная специализация возможна только в том случае, если страна обладает абсолютным преимуществом в производстве и реализации этого продукта.

 

Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо

Стоимость производства этого продукта в других странах, которая оказалась уверенно выгодной, не должна быть ниже стоимости аналогичных продуктов, произведенных за рубежом. По словам Д. Рикардо, стране нужны только экспортные товары со сравнительным преимуществом. Поэтому соотношение стоимости этих продуктов к стоимости в других странах лучше, чем в других продуктах.

Теория сравнительного преимущества основана на многих предположениях. Это связано с существованием двух стран и двух продуктов. Производственные затраты только в виде заработной платы, которая также одинакова для всех профессий. Игнорировать различия в заработной плате между странами, отсутствие транспортных расходов и наличие свободной торговли. Эти первые предварительные условия были необходимы для определения основных принципов развития международной торговли.

Рассмотрим влияние принципа сравнительного преимущества (стоимости) международной торговли на конкретные примеры.

Пример 1. Предположим, вы хотите заменить 25-метровую ткань на 50-литровую бочку для вина.

Производство такой ткани в Португалии требует 90 рабочих каждый год и 100 в Великобритании. Для производства бочки для вина определенной емкости в Португалии требуется 80 рабочих, а в Великобритании - 120 рабочих. Таким образом, Португалия имеет абсолютные преимущества для обоих продуктов, а Англия - нет. Тем не менее, обеим странам выгодно обмениваться товарами.

Если Португалия отказывается производить кусок ткани и импортировать из Великобритании в обмен на бочки с вином, это экономит 20 рабочих в год.

В приведенном примере предполагается, что заработная плата в обеих странах одинакова. Но, как отмечают последующие экономисты, которые поддерживают теорию Рикардо, если она отличается, это не меняет фундаментально теорию относительного доминирования.

В нашем случае, если уровень заработной платы в Португалии, например, в два раза ниже, чем в Англии, Португалия получит выгоду от иностранной валюты, но не в два раза больше, чем в Англии, но в четыре раза ниже. В последнем случае это преимущество в четыре раза, а не два. Нетрудно подсчитать, если годовая заработная плата португальского винодела и ткача условно определена в 1000 р. Работа и заработная плата того же работника в Великобритании - 2000 ф.ст.

Есть теоретические доказательства того, что модель Рикардо не только учитывает транспортные расходы, но и работает для многих товаров. Таким образом, теория сравнительного преимущества предполагает, что страна должна импортировать товары, чьи производственные затраты в этой стране выше, чем другие товары.

Как видно из приведенного выше примера, международная специализация стран, основанная на сравнительных преимуществах, может помочь сохранить (или даже увеличить) потребление товаров в том же количестве, сохраняя при этом трудовые ресурсы в этих странах.

Теория отношения фактора производства Хекшира-Олина

Дальнейшее развитие классической теории международной торговли связано с созданием 20-х годов. Шведские экономисты 20-го века Эли Хешер и Бертиль Олин наиболее полно описаны в своей последней книге «Межрегиональная и международная торговля» (1933), посвященной теории соотношения факторов производства.

Эта теория основана на тех же предположениях, что и теория абсолютного и сравнительного преимущества Смита и Рикардо. Основное различие заключается в том, что оно обусловлено наличием двух факторов: не труда, а труда и капитала. По мнению Хекшира и Олина, странам предоставляются эти факторы производства в различной степени, что влияет на соотношение их цен в странах, участвующих в международной торговле. Цена капитала - это проценты, а цена труда - это заработная плата.

Относительные уровни цен, то есть отношение цены капитала к цене труда в странах с обильным капиталом, ниже, чем в странах с нехваткой капитала и относительно большой рабочей силой. И наоборот, страны с избыточным трудом имеют более низкие относительные уровни труда и капитала, чем в других странах, где их не хватает.

Это приводит к разнице в относительных ценах на одни и те же товары, что зависит от сравнительного преимущества страны. Как таковые, страны обращаются к производству товаров, которые требуют большего количества факторов, чтобы получить относительно большую выгоду.

Теорема о выравнивании факторных цен (теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона)

Под влиянием международной торговли относительные цены товаров, участвующих в мировой торговле, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит к сглаживанию соотношений цен факторов производства, используемых для создания этих продуктов в разных странах. Характер этого взаимодействия раскрыл американский экономист П. Самуэльсон.

Согласно теореме Хекшера-Олина-Самуэльсона механизм выравнивания цены фактора производства заключается в следующем. В отсутствие внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и процентные ставки) различны в обеих странах. Цена избыточных элементов относительно низкая, а цена редких элементов относительно высокая.

Специализация страны на международной торговле и производстве капиталоемких товаров приводит к перетоку капитала в экспортную отрасль. Избыточный спрос страны превышает предложение этой страны, и ее цена (процентная ставка) растет. Напротив, спрос на рабочую силу, редкий фактор в этой стране, является относительно низким, что приводит к снижению цен на заработную плату.

В других странах, где трудовые ресурсы относительно богаты, специализация на производстве трудоемкой продукции может привести к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующем экспортном секторе. Увеличение спроса на рабочую силу ведет к повышению заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что, в свою очередь, приводит к снижению процентной ставки.

Парадокс Леонтьева

Согласно теории соотношения производственных факторов, относительные различия в их пожертвованиях определяют структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах, где капитал относительно насыщен, капиталоемкие продукты должны иметь приоритет над экспортом, а трудоемкие - над импортом. И наоборот, в странах, которые относительно трудоемки, трудоемкие продукты имеют приоритет над экспортом, а капиталоемкие продукты имеют приоритет над импортом.

Теория коэффициентов производственного фактора прошла много эмпирических испытаний путем анализа определенных статистических данных из разных стран. В то же время экономисты стремились выявить наличие корреляции между соотношением капитала и насыщенных трудом секторов экономики отдельной страны и фактической структурой импорта и экспорта.

Наиболее известное исследование такого рода было проведено в 1953 году известным американским экономистом В. Леонтьевым из России. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 и 1951 годах.

После Второй мировой войны экономика США характеризовалась высокой насыщенностью капитала и относительно высокой заработной платой по сравнению с другими странами. Следуя теории соотношений факторов, Соединенные Штаты должны экспортировать в основном капиталоемкие и импортировать в основном трудоемкие товары.

В. Леонтьев определил соотношение капитальных и трудовых затрат к производству экспортной продукции до 1 млн. долл. США, равно как и стоимость импорта. Вопреки ожиданиям, результаты этого исследования показали, что импорт США был на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».

В экономической литературе есть различные описания парадокса Леонтьева. Наиболее убедительно, Соединенные Штаты достигли значительных преимуществ в разработке новых высокотехнологичных продуктов, опередив другие развитые страны. В результате значительная часть экспорта США состояла из товаров с относительно высокими затратами на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, для которых требовались относительно высокие капитальные затраты, включая различные виды товаров.

Парадокс Леонтьева предостерегает от чрезмерно простого и простого использования выводов теории Гекшира-Олина в практических целях.

Стандартная модель международной торговли

В настоящее время используемые стандартные модели международной торговли объединяют различные теории, которые развивают базовые принципы классической теории, основанные на использовании концепции предельных ценностей и общего равновесия экономических систем.

Базовая концепция стандартной модели была разработана британскими экономистами Фрэнсисом Эджуортом и Альфредом Маршаллом, а также американским экономистом Готфридом Хаберлером из Австрии.

Стандартные модели основ. Стандартная модель предполагает, что, подобно классической теории международной торговли, мировая экономика представлена ​​двумя странами, каждая из которых производит два товара X и Y. Кроме того, стандартная модель использует следующие допущения: Наибольший эффект (это представлено с помощью разнородных кривых), и производители пытаются максимизировать прибыль. На внутреннем и мировом рынках существует совершенная конкуренция, где равновесные цены устанавливаются на уровнях, соответствующих предельным издержкам производства.

Давайте рассмотрим конкретный пример. При любых условиях народному хозяйству гарантируется равновесие.

Диаграмма показывает количество товаров X и Y, которые могут быть произведены с определенным количеством ресурсов. Точки над кривой (например, точка B) - это результат, которого невозможно достичь с помощью существующих технологий. Точки под кривой (например, точка C) показывают производство, когда ресурсы из определенной страны используются неэффективно.

Сама кривая отражает максимальное производство товаров в конкретной стране. Каждая точка кривой (E, E1 и т. д.) Представляет возможную комбинацию производства (ассортимента) товаров, при которой достигается этот максимальный уровень производства, при этом фактический объем производства устанавливается производителями и потребителями.

Добавьте вектор относительной цены на график. Отражает соотношение между ценой продукта X (Px) и ценой продукта Y (Py).

Например, если Px начинает расти при постоянной Py, это означает изменение угла оси вектора Px / Py. Это означает, что кривая производственных мощностей не затрагивается уже в точке E, а увеличивает и уменьшает производство товара X в точке E1 производство товара Y .

Теперь давайте добавим много кривых безразличия к графику. График выглядит так:

Кривая безразличия отражает предпочтения покупателей к товару. Потребление в экономике дается одной точкой кривой безразличия вектора цен (точка D на рисунке). Производство было ранее установлено в точке Е. Затем страна экспортирует избыточное количество товара X для этого (X1, -X2) и импортирует недостающее количество товара Y (равное Y2-Y1).

Согласно теории Хекшира-Олина, дополненной Самуэльсоном, в экспортном производстве произойдет переполнение экономических ресурсов (факторов производства), что приведет к увеличению цены экспорта по сравнению с остальными. Затем вектор цены Px / ru увеличивается и касается кривой производственных мощностей в точке E1. Сдвиг с приоритетом на продукт X (до X3). Кривая точки безразличия нового вектора цен (точка D1) перемещается вправо, что означает, что увеличение импорта будет потреблять больше измененного ассортимента.

Рост Px / Py имеет два эффекта. Эффект дохода означает увеличение благосостояния из-за увеличения экспортного дохода, а эффект замещения означает увеличение потребления импортируемых товаров по сравнению с экспортируемыми товарами.

В рассматриваемых странах более высокие цены на экспорт по сравнению с импортом (Px / Ru) повышают счастье, и наоборот, более низкие цены снижают цены. Если цена на импортируемые товары (в данном случае Ru) повышается, это означает снижение благосостояния страны.

Эта логика является основой для расчета условий. Показатель, равный коэффициенту цены экспортируемых товаров (товаров), деленному на цену импортируемых товаров (товаров).

Прибыль от внешней торговли. Преимущества участия страны в международной торговле очень неравномерно распределены по различным слоям общества. Развитие торговых отношений имеет определенные преимущества для потребителей импортных товаров. Потому что при отсутствии внешней торговли они получают возможность покупать их по более низкой цене по сравнению с ценой аналогичных отечественных товаров. Также, как видно из графика, потребление импортной продукции увеличивается по сравнению с экспортной продукцией.

Производители экспорта получают дополнительный доход в связи с ростом цен и увеличением производства.

С развитием внешней торговли производители товаров, которые конкурируют с импортными товарами, теряют. Увеличение импорта относительно недорогих товаров потребует отказа от производства некоторых из самых дорогих товаров. В то же время им приходится продавать товары в меньших объемах по относительно низким ценам.

Неравное влияние внешней торговли на благосостояние различных слоев населения отражено в государственной торговой политике. В принципе, его желание проводить политику либерализации во внешней торговле сочетается с протекционистскими элементами.

Альтернативная теория международной торговли. Теория конкурентных преимуществ

При разработке альтернативных теорий международной торговли можно выделить два направления. Первая - это теория, в которой автор пытается углубить концепцию классицизма. Кроме того, они сосредоточены на аспектах работы предшественника, которые не получили адекватного освещения. Вторая теория основана на том, что автор должен критически пересмотреть общий, традиционный подход к анализу международной торговли и пытается создать свою собственную уникальную концепцию.

Теория специфических факторов производства

Теория определенных факторов производства была разработана в 1970-х годах американскими экономистами Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом. Он основан на основных принципах теории Хекшера-Олина. Но, в отличие от своих предшественников, автор этой теории исходит из того, что в производство товаров вовлечены не два, а три фактора: труд (L.), капитал (K) и земля (T). Кроме того, труд является единственным мобильным фактором. Используется во всех отраслях народного хозяйства и свободно перемещается между ними. В то же время были выявлены два других фактора. Может использоваться только в одной отрасли. Этот подход больше соответствует реальности, чем теория Хекшира-Олина.

Рассмотрим конкретный пример того, как границы производственных мощностей страны формируются в соответствии с теорией определенных факторов.

Предположим, что страна производит два товара X и Y. Рабочая сила используется для создания обоих товаров. Кроме того, капитал используется для создания продукта X, а земля используется для создания продукта Y. Следовательно, производство товаров X (Qx) и товаров Y (Qy) функционально зависит от потребляемой рабочей силы. Эта зависимость выражается следующей формулой: Qx = Qx (k, Lx) a, Qy = Qy (T, Ly). Кроме того, Lx + Ly = L.

График 2.5 на рисунке состоит из четырех квадрантов. В правом нижнем углу (квадрант IV) показаны границы производственных мощностей страны X. Однако, если все трудовые ресурсы используются для создания продукта X, в то же время затраты на рабочую силу в этой отрасли будут отражаться смещением по вертикальной оси, а увеличение производства будет отражаться смещением по горизонтальной оси.

В верхнем левом углу (квадрант I) показаны границы возможностей страны при создании продукта Y с использованием всех ресурсов. Кроме того, увеличение затрат на рабочую силу в этой отрасли отражается в сдвиге влево вдоль горизонтальной координатной оси, а на увеличение производства товаров Y указывает сдвиг вдоль вертикальной оси, начало координат.

Комбинация двух рассмотренных графиков реализуется следующим образом: В левом нижнем углу кривой LL (квадрант III) показаны различные варианты распределения трудовых ресурсов между производством товаров X и Y (обозначены пунктирными линиями на графике). В верхнем правом углу (Квадрант II) вывод товаров X и Y (точки E1, E2 и E3) на кривую мощности, согласно различным вариантам распределения трудовых ресурсов производственного сектора (точки L1, L2 соответственно) Это показывает, как меняется соотношение и L3).

Далее мы рассмотрим, как развивается торговля между странами, следуя теории определенных факторов.

Эта теория начинается с тех же предположений, что и теория Хекшира-Олина. Из-за неравного вклада стран с производственными факторами, в обеих странах существует равный спрос, и предложение их товаров различно. Исходя из этих допущений, мы предполагаем, что в стране A имеется относительно большой запас товара X, и что в этой стране-столице определенные факторы относительно избыточны, а в стране B имеется относительно большой запас товара Y. Есть предложение, и фактор - земля.

В отсутствие внешней торговли относительная цена товара X в стране A (PX / Py) ниже, чем в стране B, а в последней относительная цена товара Y (Py / Px) ниже, чем первая, соответственно. Эта разница в относительных ценах на товары является основным стимулом для развития внешней торговли.

Тем не менее, относительные цены будут корректироваться по мере развития внешней торговли. В то же время растет производство в экспортоориентированных секторах, усиливается переток подвижного фактора труда в эти сектора и расширяется использование факторов, специфичных для этих секторов. Как видно из приведенных графиков, перевод рабочей силы в ориентированные на экспорт отрасли в конкретной стране приводит к оттоку рабочей силы и сокращению производства в отраслях, конкурирующих с импортом.

Согласно теореме Хекшера-Олина-Самуэльсона, сопоставление относительных уровней цен товаров, экспортируемых из обеих стран в связи с развитием внешней торговли, также приводит к выравниванию цен факторов производства. Цены на факторы, используемые при производстве экспорта, растут, тогда как цены на дефицитные факторы, используемые в основном в отраслях, конкурирующих с импортом, уменьшаются.

В связи с теорией отдельных факторов суть этого процесса проясняется в теореме Самуэльсона-Джонса: развитие внешней торговли обусловлено ростом цен на факторы, характерные для экспортной отрасли и доходов владельцев. Увеличение, а также снижение цен факторов, характерных для конкурирующих отраслей, приведет к уменьшению импорта и, соответственно, снижению доходов собственников.

Внешняя торговля основана на эффекте масштаба

Экономия от масштаба возникает, когда средняя стоимость на единицу продукции уменьшается при увеличении объема производства. Экономия на масштабе может объяснить торговлю между странами, когда ее невозможно объяснить на основе классической теории международной торговли. Это главным образом относится к торговле между странами, которые в равной степени наделены ключевыми факторами производства, а также торговле технически однородными товарами и внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, электронными товарами и т. д.).

Давайте рассмотрим конкретный пример того, как развивается международная торговля на основе эффекта масштаба.

Предположим, что экономический потенциал двух стран A и B практически одинаков, а факторы производства приведены в равной степени. Без внешней торговли каждая страна производит 30 единиц. Продукт X и Продукт Y обозначены точкой E на диаграмме. В этом случае границы производственных мощностей и кривая безразличия обеих стран могут быть представлены одной объединенной кривой. Соотношение цен между продуктом X (Px) и продуктом U (Ru) представлено вектором относительных цен Px / Pу.

Когда начинается торговля, страны начинают концентрироваться на производстве продуктов, которые могут получить эффект масштаба. Для страны A это продукт X, для страны B - продукт Y. Рост производства продукта X в стране A отражен на нисходящем графике от точки E к точке K. 90 единиц. Увеличение производства продукта Y страной B отражается в восходящем движении от точки E к точке N, и полная специализация страны B достигается в производстве этого продукта (90 единиц).

Как видно из графика, в отношении торговли, основанной на эффекте масштаба, кривая емкости (общая для обеих стран) является вогнутой к исходной точке. Форма этой кривой объясняется тем фактом, что из-за эффекта масштаба увеличение производства экспортируемых товаров приводит к снижению средней стоимости каждой единицы продукции для другого продукта, производство которого должно быть отклонено. График страны A: -1X = 1Y, если нет торговли, выпуск продукта Y-1X = 0,8Y, 0,6Y и т. д., поскольку объем производства продукта уменьшается

В результате использования ресурсов, высвобождаемых в результате сокращения производства товара Y, выпуск товара X намного больше, чем сокращение производства товара Y.

Из-за развития внешней торговли и углубления международной специализации, основанной на использовании эффекта масштаба, цены на экспорт были относительно ниже. Следовательно, в стране А цена товара Х ниже, чем цена товара Y. Это отражается в левом смещении вектора цен страны A Px / Py, в то время как страна B отвечает за право с позиции без внешней торговли.

В результате обе страны выиграют от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличив потребление товаров X и U с 30 до 45 единиц. Это отражено в пункте E1. Таким образом, объединенная общая кривая безразличия двух стран смещается вправо (кривая безразличия D1 отражает равномерное увеличение потребления обоих товаров).

Внешняя торговля, основанная на эффекте масштаба, изменит структуру рынка экспортно-ориентированных отраслей. В то же время экономическая литература отличает эффект масштаба от внутренней и внешней. Внутренняя экономия от масштаба достигается за счет увеличения размера отдельных компаний, что приводит к созданию монополий и созданию несовершенной конкуренции. В отличие от этого, внешняя экономия от масштаба связана с более низкими удельными затратами в результате увеличения числа компаний в отрасли и усиления конкуренции между ними. Дальнейшее развитие полной конкуренции.

Торгуемые и неторгуемые товары и услуги

Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были обозначены экономистами на основе использования концепции торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.

Согласно этой концепции все товары и услуги делятся на торгуемые. Участвует в международной торговле (экспорт и импорт) и не торгуется, т. е. потребляется только на месте производства и не подлежит международной торговле. Уровень цен неторгуемых товаров формируется на внутреннем рынке и не зависит от цен мировых рынков.

Исключение неторгуемых товаров и услуг из международной торговли обусловлено двумя основными факторами. Высокие транспортные расходы на проезд через границу и высокие ограничения протекционистов (пошлины и нетарифы).

Фактически, большинство товаров и услуг, произведенных в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых и производстве, торгуются Напротив, большинство товаров и услуг, производимых в сферах строительства, транспорта, связи, коммунальных услуг, коммунальных услуг и персональных услуг, не являются торговлей. Разделение товаров и услуг между торгуемыми и неторгуемыми является условным и может изменяться под влиянием достижений науки и техники.

Видное разделение товаров и услуг влияет на структурные изменения в экономике, которые происходят под влиянием участия страны в международной торговле. Это связано с тем, что спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торговые товары и услуги также может быть удовлетворен за счет импорта.

Теорема Рыбчинского

Польский экономист Т.М. Рыбчинский сделал выводы по теории соотношения факторов производства в гекширском олине.

Он доказал теорему. Теорема доказывает, что при наличии только двух секторов с постоянной глобальной ценой и экономикой более широкое использование избыточных факторов в одном секторе приводит к производству и снижению производства другого товара. На конкретном примере рассмотрим теорему Рыбчинского.

Предположим, что два продукта производятся в одной стране. X и Y используют два фактора производства: капитал и труд. Кроме того, продукт X является относительно трудоемким, а продукт Y - относительно капиталоемким. Вектор OF указывает на оптимальную комбинацию труда и капитала, основанную на наиболее эффективном использовании технологий в производстве хорошего X, и оптимальную комбинацию труда и капитала, основанную на каждом из векторов OE в производстве хорошего Y. В отсутствие торговли товар X производится в объеме F, а товар Y - в объеме E.

Включение страны в Международную товарную биржу увеличит производство товара Y в экспортном секторе и будет использовать больше избыточного фактора в процессе его создания. Это увеличит капитал, используемый GG1. При другом коэффициенте использования того же размера-труда-коэффициента производства товаров X и Y указывается новый параметр параллелограмма.

Производство экспортируемого капиталоемкого продукта Y перемещается в точку E1. Увеличение на EE1. Напротив, производство более трудоемкого продукта X перемещается в точку F1. Уменьшается на FF1. Кроме того, перевод капитала в экспортно-ориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y.

«Голландская болезнь»

Концепции торгуемых и неторгуемых продуктов и теорема Рыбчинского могут объяснить проблемы последних десятилетий 20-го века. Мы столкнулись со многими странами, которые начали интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и т. д., так называемой голландской болезни. Этот феномен получил свое название с конца 60-х и начала 70-х годов. В Нидерландах разработка природного газа в Северном море началась с дальнейшего расширения экспорта. Экономические ресурсы начали переходить на добычу газа.

В результате увеличение доходов привело к увеличению спроса на неторгуемые товары и увеличению производства. В то же время традиционное экспортное производство сократило производство и увеличило импорт недостающих товаров. Различные периоды «голландской болезни» затронули такие страны, как Норвегия, Великобритания и Мексика.

Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу голландской болезни. Произошло снижение доходов домашних хозяйств, сокращение производства неторгуемых товаров и нехватка ресурсов из сектора экспорта сырья. Традиционная экспортная позиция производства была снова укреплена. Структурные изменения, вызванные «голландской болезнью», вызывают серьезные социальные проблемы.

При разработке экономической стратегии России необходимо учитывать опыт развитых стран.

Майкл Портер. Теория страновой конкуренции

Теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие на качественно новой основе в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.

На основе обширного статистического анализа Портер разработал собственную теорию конкурентного преимущества страны. В основе его концепции лежит так называемая национальная ромбовидная идея, которая выделяет ключевые характеристики (детерминанты) экономики, которые формируют конкурентную макросреду, в которой работают предприятия в этой стране.

Национальный алмаз определяет систему детерминант, которые при взаимодействии создают благоприятные или неблагоприятные условия для реализации потенциального конкурентного преимущества страны. Каковы эти детерминанты?

Факторными параметрами являются материалы (материалы) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества всей страны и ее основных экспортно-ориентированных отраслей.

Рассмотрим производственные факторы с точки зрения их влияния на конкурентное преимущество страны. Наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности), а также ресурсами знаний, такими как инфраструктура (транспортные системы, системы связи, почтовые услуги, системы здравоохранения, снабжение жильем и т. д.) и объем научной, технической и рыночной информации, которая влияет на конкурентоспособность услуг.

Большое значение для теории М. Портера имеет разделение факторов на общие факторы (такие как дорожные сети, высокообразованный персонал и т. д.), которые создают конкурентное преимущество в различных отраслях. Конкретные области знаний и т. д.), но в принципе это также относится к ограниченному числу отраслей или отдельной отрасли. В то же время особые факторы, которые обеспечивают компаниям соответствующих отраслей мирового рынка длительное и стабильное конкурентное преимущество, требуют значительных долгосрочных инвестиций.

Корпоративная стратегия, ее структура и конкуренция. Корпоративная структура и внутренняя конкурентная среда играют важную роль в обеспечении национального конкурентного преимущества. Это развивается в результате конкуренции между компаниями. Если нет конкурентной среды или конкуренции между компаниями, или если стратегия компании не направлена ​​на работу в конкурентной среде, такие компании, как правило, не имеют конкурентного преимущества на внешних рынках.

Параметрами спроса являются, прежде всего, способность спроса, динамика его развития, дифференциация по видам продукции и строгость покупателя в отношении качества товаров и услуг. Тестирование новых продуктов перед выходом на мировой рынок проводится на внутреннем рынке, в зависимости от требований разработки.

Связанные и поддерживающие отрасли. Наличие высокоразвитых смежных отраслей и поддерживающих отраслей в национальной экономике означает, что обеспечение ориентированных на экспорт отраслей необходимыми материалами, полуфабрикатами, деталями и информацией является конкурентным преимуществом в мировой торговле для компаний в каждой отрасли. Требования к созданию и поддержанию в общей картине конкурентного преимущества.

Случайные события - это события, которые имеют мало общего с условиями экономического развития страны и практически не подвержены влиянию бизнеса или правительств. Наиболее важные события такого рода включают новые изобретения, крупные технологические изменения (прорывы), быстрые изменения цен на ресурсы (такие как «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсах, глобальные изменения.

Всплески местного или местного спроса, решения политического правительства, войны или другие неожиданные ситуации. Случайные события могут изменить положение конкурирующих состояний. Они могут перевесить преимущества более старых сильных конкурентов и повысить экспортный потенциал других государств.

Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества заключается в том, чтобы оказывать значительное влияние на все ключевые детерминанты «национального алмаза», которые могут быть положительными или отрицательными. Правительства влияют на параметры факторов производства и спроса посредством денежно-кредитной, налоговой и таможенной политики.

Большинство национальных правительств сами являются покупателями товаров для военной, транспортной, коммуникационной, образовательной, медицинской и других отраслей. Исполнение правительством антимонопольных законов повлияло на поддержание оптимальной конкурентной среды в ключевых и национальных секторах экономики. Наконец, во многих странах правительство способствует развитию смежных и смежных отраслей и взаимодействует с основными экспортными отраслями.

М. Портер обращает особое внимание на то, что во многих странах компании, успешно работающие на мировом рынке, освещают свою деятельность и определяют уровень развития любой отрасли, так называемого кластера. Кластеры формируются и расширяются, отражая динамику конкурентных преимуществ страны, но они могут и будут разрушаться.

Следовательно, теория Портера наиболее полно отражает наиболее важные факторы, определяющие конкурентное преимущество страны.

Заключение

Развитие и сложность международной торговли отражаются в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В сегодняшнем контексте различия в международных специальностях могут быть проанализированы только на основе полноты всех основных моделей международной специализации.

Рассматривая мировую торговлю с точки зрения тенденций развития, с одной стороны, наблюдается явное усиление международной интеграции, постепенное размывание национальных границ и создание различных межгосударственных торговых зон. Существует национальный градиент для менее развитых стран.

Мы должны понимать, что современное общение играет все более важную роль в процессе обмена информацией и прекращения самой транзакции. Тенденция деперсонализации и стандартизации продуктов ускоряет процесс закрытия сделок и оборота капитала.

Исторически растущее влияние азиатских стран на мировой торговый процесс не может быть отмечено. В новом тысячелетии этот регион будет играть ведущую роль в глобальном процессе производства и продажи товаров.