Теоретические проблемы и практика регулирования рынка труда

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Банки в современной экономике
Роль банковской системы в современной экономике
Экономическая теория как наука: предмет и метод
Взгляды Асмита, д. Риккардо и д. Милля на частную собственность на землю и земельную ренту


Введение:

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее только капиталистическим странам, а безработица - как следствие доминирующих отношений на рынке труда, возникающих из-за многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Долгое время считалось, что прогрессивное развитие советской экономики предоставляет неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит только в том, чтобы вовлечь в нее все трудоспособное население по принципу «кто не работает, не ест ". Общее обязательство труда и приоритет общественности над личностью определяли социальный климат советского общества на протяжении десятилетий. Но даже тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией универсальности труда.

Переход к рынку обострил проблемы занятости и добавил к ним новые проблемы, связанные с перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений в связи с различными формами собственности. В результате освобождение рабочих от предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими и без того большой армии безработных неизбежны. Тем не менее, ошибочно считать безработицу переходным явлением.

Целью данного исследования является показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и устойчивого функционирования в современных условиях. Учитывая специфику данной темы и круг поднятых вопросов, структура работы позволяет последовательно выделить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй - проблемы регулирования его деятельности а в третьих - практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Сущность рынка труда, его типология и структура

Эволюция понятия «рынок труда»

Рынок труда, как и рынки капитала, товаров, ценных бумаг и т. д., Является неотъемлемой частью рыночной экономики. Именно здесь работодатели и работники ведут совместные, коллективные или индивидуальные переговоры о занятости, условиях труда и заработной плате. Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс отнес понятие «рынок труда» к сфере обращения. С развитием капитализма его переход к монопольной стадии, экономические и экономические отношения стали более сложными, и рынок труда претерпел значительные изменения. Рабочее движение расширило понятие условий занятости. Они стали включать не только заработную плату и рабочее время, но и обеспечение занятости, оплачиваемый, но неработающий рабочий день (то есть отпуск), различные социальные пособия и т. д.

Отношение предпринимателей к рабочей силе также изменилось. Развитие современного производства предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификация, профессиональное и общее образование, творческое отношение к работе, высокое качество работы. Бизнес активно участвует в профессиональной подготовке персонала, тем самым опережая сотрудников материальными затратами на обучение. Инвестиции в переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и бурным развитием экономических отношений определили политику удержания кадров и их стабилизации. Поэтому сокращение спроса на рабочую силу в определенные периоды, которое ранее приводило к росту безработицы, стало в определенной степени регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает значительное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на сегодняшний день баланс интересов между силами, присутствующими на рынке: предпринимателями, работниками и государством. Организационными формами выражения таких интересов на рынке труда являются объединения работодателей, с одной стороны, и профсоюзы, с другой. С другой стороны, государство выступает работодателем на государственных предприятиях и инвестором, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако его основная функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противоборствующих сил. В результате определяется результирующий результат, который служит основой для принятия решений и основой механизма регулирования рынка труда, который включает в себя как систему социальной защиты, так и систему стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, правовых, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему занятости, включая широкую сеть бюро по трудоустройству, банки данных о рабочих местах, государственные программы по оказанию помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве безработных, желающих работать, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, на предприятии проводится политика стабилизации персонала и т. д. Все эти составляющие рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях промышленности находятся в разных пропорциях в зависимости от экономических и исторических условий развития. эта отрасль.

Рынок труда и заработная плата

Заработная плата определяется как в широком, так и в узком смысле слова, что связано с неоднозначным толкованием понятия «труд». В широком смысле заработная плата - это вознаграждение работников различных профессий, независимо от того, являются ли они неквалифицированными работниками или людьми с профессиями, работа которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, учителя) или работниками сферы обслуживания. При таком подходе к определению заработной платы он также включает доходы в виде вознаграждений, премий и других вознаграждений.

В узком смысле понимается ставка заработной платы, то есть цена, заплаченная за использование единицы труда в течение определенного периода времени. Это отделяет общий доход от заработной платы.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, которую работник получает за свою работу в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые можно приобрести за полученные деньги. Он напрямую зависит от номинальной заработной платы и обратно зависит от уровня цен.

Цены на факторы производства, в т.ч. Для труда определяются на основании закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Предприниматели и государство являются субъектами спроса на рынке, а субъектами предложения являются работники со своими навыками и способностями. Спрос на рабочую силу обратно пропорционален размеру заработной платы. С увеличением заработной платы спрос на рабочую силу со стороны предпринимателя уменьшается, а с уменьшением заработной платы увеличивается спрос на рабочую силу.

Уменьшение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за эффекта эффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, у человека есть только 24 часа в сутки, пять или шесть из которых ему просто нужно отдохнуть; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, его отношение к свободному времени меняется, и в этом случае увеличить его можно только за счет сокращения дополнительной работы. Эта зависимость предложения труда от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент влияния дохода характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц

Особое значение имеет изучение взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижения рыночного равновесия. Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. Различные виды работы могут быть в разной степени привлекательными для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование, поэтому заработная плата должна стимулировать, например, выполнение менее престижных видов работы или компенсировать материальные затраты на образование. Эта дифференциация в заработной плате называется «выравнивание различий».

Особенности продукта «труд»

Продажа рабочей силы может иметь место только в том случае, если работник юридически свободен и может распоряжаться своей способностью работать по своему усмотрению. С другой стороны, юридическая свобода не заставляет его продавать свою работу; эта потребность возникает только тогда, когда у него нет всего необходимого для ведения собственной экономики в качестве источника получения всех благ, необходимых для жизни.

Особенность «трудового» продукта заключается также в том, что он не может храниться как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, у него не будет дохода, а значит, и средств к существованию, которые ему нужны постоянно. И количество этих средств к существованию и их цена на рынке не зависят от того, продал ли рабочий свой труд или нет. Эта особенность имеет большое значение для рыночной экономики в целом. Существенной особенностью товарного труда является также его полезность после начала использования. Он не уничтожается во время использования, а, наоборот, создает или участвует (согласно теории предельной производительности) в создании товаров.

Типология и структура рынка труда

Рынок труда сложен. Прежде всего, из всего населения необходимо выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «население трудоспособного возраста».

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренняя основывается на перемещении персонала внутри предприятия, когда сотрудник переходит на новое рабочее место, сходное по функциям и характеру работы с прежним местом, или на более высокие должности и категории. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами. Профессия и квалификация работников, ориентированных на внутренний рынок труда, труднее использовать на других предприятиях, поскольку они носят специфический характер в связи с работой в этой фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на отечественном рынке труда затрудняют перевод работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется более высокой текучестью персонала по сравнению с внутренним рынком труда, где перемещение персонала осуществляется в основном внутри предприятия. Тенденции экономического развития, которые приводят к сокращению рабочего времени, порождают новую форму функционирования рынка труда - гибкий рынок труда.

Перестройка экономики, сокращение доли занятых в промышленности и увеличение сферы услуг с возможной организацией нестандартных форм занятости, постоянное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема А структура спроса на товары и услуги изменила потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Строгое регулирование условий труда работников при стандартных режимах занятости стало препятствием на пути гибкости производства, что привело к снижению конкурентоспособности предприятия. Социальные факторы также способствовали формированию гибкого рынка труда: изменение потребностей работников в условиях труда на протяжении всей их трудовой жизни, необходимость периодического обновления знаний, расширение профессионального профиля, умение выбирать подходящий режим рабочего времени.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капитала международный рынок труда набирает все большую силу, который представляет собой не просто систему национальных рынков, но представляет собой новое качественное развитие рынка труда в контексте интенсификации процессов. интернационализации производства, рост интеграции между народами. Национальные рынки труда все больше теряют свою изоляцию и изоляцию. Между ними возникают транснациональные потоки и движения рабочей силы, которые становятся постоянными и систематическими. Эти трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала формируют верхний международный уровень рынка труда. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где покупатели и продавцы рабочей силы действуют на постоянной основе в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложения рабочей силы.

Формирование и развитие международного рынка труда основывается на ряде весомых обстоятельств: процесс интернационализации производства и специфическое капиталистическое восприятие труда как одного из элементов в общем перечне издержек.

Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России

Механизм саморегулирования рынка труда

Основными рычагами саморегулирования рынка труда являются цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложения и конкуренции.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Это привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников существования. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение рабочей силы во всех сегментах рынка труда: он расширяет потенциальные и оборотные, а на внутрифирменном уровне зарплаты увеличиваются для роста ее продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни трудоспособных работников. Налоговые поступления от заработной платы, страховых взносов и отчислений в различные фонды увеличиваются, что расширяет возможности социальной защиты населения.

В процессе саморегулирования рынка труда роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда, не менее важна. Вполне естественно, что он стремится извлечь максимальную выгоду из наемного труда при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размере нормы прибыли, которая показывает размер дохода по отношению к расходам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать области, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель привлекает новых работников на рынок труда, увеличивая его масштабы. В то же время, стремясь снизить стоимость найма рабочей силы, он модернизирует производство, улучшает организацию труда, следовательно, с учетом возросших требований система образования (то есть потенциальный рынок труда) усложняется.

Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной деятельности. С точки зрения дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение рентабельности компании (если не принимаются экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала компании на улицу. Практика рыночной экономики дает много примеров этому. Колебания нормы прибыли в зависимости от делового цикла либо сжимают, либо расширяют рынок труда, регулируя его количественный и качественный состав. Эксперты отмечают, что при благоприятной деловой среде процесс капиталовложений в национальную экономику возрождается. В то же время резко возрастает спрос на рабочую силу, растет заработная плата, что привлекает наемных работников в динамичные отрасли, пока они не будут насыщены рабочей силой. Из этого следует, что регулирующая сила, которая увеличивает или уменьшает цену труда и определяет динамику рынка труда, является прибылью предпринимателя. Именно поэтому он становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последнее побуждает наемных работников переходить с одной фирмы на другую, менять профессию и т. д.

Цена рабочей силы также колеблется в зависимости от спроса и предложения рабочей силы на рынке. Но здесь необходимо учитывать тот факт, что предприниматель предъявляет спрос на рабочую силу, когда наем работников дает ему увеличение дохода после продажи готовой продукции на рынке. Если это увеличение уменьшается с насыщением рынка, то предприниматель чувствует это через уменьшение роста прибыли и ослабление конкурентоспособности компании. Поэтому он должен сократить производство и персонал. Основополагающими причинами движения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда является стремление предпринимателя выжить, увольняя некоторых работников и, таким образом, увеличивая предложение рабочей силы и одновременно резервируя определенное количество вакантных рабочих мест. В этом случае предложение работников на рынке труда увеличивается, а потенциальный спрос на них со стороны зарезервированных рабочих мест сохраняется.

Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его в состояние, когда рост общего уровня безработицы сочетается с увеличением доли резерва производственных мощностей. Во время экономического восстановления резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников из-за быстрой потери покупательной способности деньгами. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге приводят к росту безработицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение рабочей силы, конкуренция - все эти факторы саморегуляции рынка труда формируют доходы населения и распределяют общественное благосостояние. Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США оно более заметно, чем в странах Западной Европы.

Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу самых бедных слоев населения, используя систему налогообложения и другие механизмы для уменьшения неравенства, создаваемого рынком. В связи с этим сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают, что глубокое государственное вмешательство в экономику недопустимо.

Государственная помощь бедным подавляет их трудовую деятельность, создает социальную зависимость и замедляет экономический рост. Налоговое давление на доходы предпринимателей ограничивает средства для внедрения новых технологий и инноваций, снижает рентабельность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства в доходах, рост инфляции и безработицы, а также резервирование рабочих мест.

Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России

Достижение оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости является неотъемлемой частью восстановления российской экономики. Стимулом для этого процесса должны быть рыночные отношения и целенаправленные меры экономической политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости часто можно решить отдельно, без фундаментальных изменений в экономической стратегии, то в России это требует радикальной трансформации экономики. Это может быть реализовано только при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной деятельности и решении социальных проблем. Эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов необходимо для согласования путей решения проблем занятости. Перспективы трудоустройства определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение избыточных рабочих и увеличение числа безработных в результате этого (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях более эффективно, чем сохранение скрытого резерва рабочей силы на предприятиях.

Для решения всех этих проблем государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать или формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи и содействовать адаптации работники с требованиями рынка труда. Следует также иметь в виду, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше, чем у частного капитала. Это, однако, не умаляет роли государства как гаранта занятости; это должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо в определенной степени ограничить их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя выпуск рабочей силы в трудных ситуациях.

Очень важно избегать ситуации, при которой возобновление экономического роста будет происходить при высокой и долгосрочной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, выпуск рабочей силы на предприятиях может увеличиться. Решение этих проблем потребует коренного изменения динамики инвестиций, активизации работы по переподготовке кадров, стимулированию частного предпринимательства и расширению помощи безработным. В то же время по мере роста экономической отдачи от рыночных реформ возрастет инвестиционный потенциал, стабилизируется экономический рост и увеличится потребность национальной экономики в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуется:

  • Появление ориентированного на рынок, защищенного государством и социально ответственного владельца производственных и финансовых ресурсов, стимулирующего его предпринимательскую деятельность;
  • Привлечение отечественных и иностранных инвестиций;
  • Обеспечение условий для материального интереса работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня работников уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна только за счет использования развитого механизма экономического рынка в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо улучшить территориальную структуру производства, а именно: преодоление неравномерного развития производительных сил по регионам, чрезмерная специализация регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, ликвидация отставание площадей социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Это требует территориальной мобильности рабочей силы, что требует определенного регулирования, поскольку существует большая опасность увеличения различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности, роста нехватки персонала в регионах с трудным уровнем проживания. Возможности федерального центра по улучшению территориального расположения производства ограничены. Для этого первостепенное значение имеют движение капитала, взаимодействие финансово-промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Сектор услуг имеет большое значение для обеспечения занятости населения. Однако до сих пор в основном развивается не одно производственное обслуживание, а одно посредничество. Это связано с отсутствием эффективной системы поддержки малого бизнеса, снижением платежеспособного спроса населения, отсутствием необходимых навыков и ограниченными возможностями для получения соответствующих профессий. Выравнивающие тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах, значительно снижают трудовую мотивацию работников. Этому способствуют компенсационные взносы, натурализованный платеж. Различия между вознаграждением управленческого персонала и вознаграждения простых работников резко возросли. Возникла необходимость гарантировать выплату заработной платы, сформировать цену труда применительно к новым условиям, эквивалентно оплатить повышенные затраты на рабочую силу, стимулировать рост ее качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработков различных категорий работников с рентабельностью производства.

Условием решения этих проблем является не только увеличение ресурсного обеспечения, основанного на экономическом росте, но также развитие законодательства и соответствующее изменение отношения общественности к этим проблемам.

Правовое регулирование рынка труда

Изменения экономической ситуации в Российской Федерации, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности - все это требовало перемен в действующем трудовом законодательстве. Следует глубоко продумать, исходя из положений Конституции РФ, отечественный опыт в этом вопросе и максимально учитывать реалии сложившейся экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются во всех аспектах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о том, что права на труд (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность защищены в равной степени. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равенство, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи юридически равным с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязать свою волю работнику. Рабочие могут реально противостоять этому только путем объединения в профсоюз. Однако сам по себе он не может обеспечить принцип равенства, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, которое содержит механизмы защиты прав сторон трудового договора при их фактической реализации.

Трудовое законодательство Российской Федерации, формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции, не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений в других странах, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Это исследование чрезвычайно полезно, потому что суть отношений между работниками и работодателями, в принципе, везде одинакова. Овладение этим опытом позволит избежать повторения тех ошибок, которые ранее были допущены другими странами, и разработать конкретные концепции охраны труда, подходящие для российских условий.

Скорее всего, для России наиболее приемлемой моделью трудового законодательства будет европейская модель трудового законодательства, которая характеризуется гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку юридическая слабость структур частного бизнеса не позволяет передавать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровне фирмы. Психология самих рабочих также важна, поскольку все их требования становятся привычными для государства, считая, что именно они должны решать все вопросы регулирования трудовых отношений.

В то же время особенностью современной государственной политики в России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции универсального работодателя и всемогущества в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении рабочих. условия и передача решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

Учитывая изложенное, к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

  • Признание юридического равенства сторон в трудовых отношениях и разработка механизма защиты более слабой стороны - работника;
  • Учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • Гуманистическая природа трудовых отношений, признание приоритета личности над интересами производства;
  • Учет особенностей конкретных категорий работников и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  • Установление эффективных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что простого наличия правильно подготовленного закона недостаточно для того, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться и может не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав трудящихся часто связаны не с отсутствием законодательных актов, а с простым несоблюдением закона). Условия реального применения законов о труде и их эффективность требуют особого рассмотрения, но в целом следует отметить, что гарантированные государством права работников должны быть защищены, прежде всего, путем предоставления гражданам доступа к подлинному правосудию без многих месяцы и унизительные ожидания.

Проблемы работы на рынке труда в переходной экономике современной России

В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно высок. Достаточно сложно оценить реальный масштаб безработицы. Наряду с зарегистрированной безработицей существует скрытая безработица (вынужденный отпуск и неполная рабочая неделя). В то же время существует большая скрытая, официально не зарегистрированная «теневая» занятость и самозанятость. Невозможность учета этого создает искаженное представление о сокращении занятости. Значительная часть работников, которые не имеют официального трудового дохода, либо имеют «теневой доход», либо у них временно отсутствует рабочее место. Безработица в действительности не стала острой социальной проблемой в социальном масштабе (хотя в разных регионах страны ситуация существенно различается).

В настоящее время увольнения работников преобладают из-за сокращения спроса предприятий на рабочую силу. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «тень» (даже с тенденцией к замедлению) в целом отрицательный, хотя его последствия неоднозначны. С одной стороны, он позволяет вам поддерживать или даже увеличивать доход работника, смягчать социальные последствия кризиса в официальной экономике и обеспечивать удовлетворение тех потребностей общества, которые он не может удовлетворить по той или иной причине. С другой стороны, трудовые ресурсы страны в целом истощаются, дисбалансы в экономике увеличиваются, сбор налогов уменьшается и т. д.

Сегодня основной проблемой занятости является не безработица, а неэффективное использование занятой рабочей силы, которая в основном находится в вынужденном простое. В связи с этим значительная часть населения обеспокоена угрозой потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, продолжается длительная скрытая безработица, которая сопровождается вызванной ею нехваткой рабочей силы. Снижение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда, с другой, увеличивают масштабы недоиспользования рабочих.

Во-вторых, произошли значительные нарушения в воспроизведении профессиональной и квалификационной структуры занятых. Естественный отсев пожилых работников во многих профессиональных и квалификационных группах не пополняется. Это ставит под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки работников массовых профессий не соответствуют будущим требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего увеличение доли непроизводственной сферы), в целом, необходимое и прогрессивное, не только превышает текущие возможности народного хозяйства, но часто осуществляется нерационально. В целом, основные характеристики занятости в большей степени свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обусловлена ​​двумя очень важными обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, а во-вторых, это будущее страны. Молодые люди уже сегодня во многом определяют политические, экономические и социальные процессы в обществе. Основные социально-демографические события в жизненном цикле человека приходятся на юношеский возраст: завершение общего образования, выбор и приобретение профессии, брак, рождение детей. Эта категория населения делится на ряд групп, определяющих ситуацию на рынке труда.

Подростковая группа (молодые люди до 18 лет) в основном представлена ​​учащимися средних школ и профессионально-технических училищ. В основном они не занимаются трудовой деятельностью. Однако значительное снижение уровня жизни большинства населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Легальный рынок неквалифицированного детского труда чрезвычайно узок. Поэтому, если проблема государственного контроля за занятостью детей не будет решена, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет являются студентами, а молодые люди заканчивают или заканчивают профессиональное обучение. Они являются наиболее уязвимой группой, выходящей на рынок труда, поскольку у них нет достаточного профессионального и социального опыта, и поэтому они менее конкурентоспособны.

В возрасте 25-29 лет молодые люди обычно имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего они уже имеют свою семью и предъявляют довольно высокие требования к предложенной работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к чрезмерной занятости среди студентов, которые вынуждены работать в свободное от учебы время. Несмотря на кризис, в экономике все больше растет потребность в повышении общего уровня образования работников, а спрос на профессиональное образование растет. Если текущие тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшем будущем мы можем ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и особенно молодых людей, которые не продолжают свое дальнейшее образование, не имеют профессии или должного квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования для молодежи, соответствующая как развитию отечественной экономики, так и тенденциям на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считают получение полноценного образования необходимым условием для достижения желаемого социального статуса и более высокого финансового положения. Профессиональное обучение становится неотъемлемым элементом инфраструктуры рынка. Вот почему с сокращением приема в профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения прием студентов в университеты увеличивается из года в год.

Таким образом, с развитием рыночных отношений и конкуренции, ускорением перестройки отраслевой структуры занятости, ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это поможет увеличить занятость молодежи в школе. Мировой и отечественный опыт подтверждает тенденцию увеличения продолжительности обучения молодых людей и их последующего вступления в активную трудовую деятельность. В то же время требования работодателей к рабочей силе меняются. Предприниматель переходит от тактики получения мгновенной прибыли к долгосрочной стратегии получения стабильных доходов в конкурентной среде, поэтому в результате им потребуется увеличить найм молодой рабочей силы.

Вывод:

В этой работе я попытался дать анализ как научно-теоретических, так и практических аспектов деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерного охвата этой темы невозможно подробно рассмотреть все аспекты этой проблемы в одной работе. Однако, исходя из вышеизложенного, некоторые выводы можно сделать, суммируя анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь мы можем с уверенностью сказать, что рынок труда - это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающими в результате купли-продажи этого труда. В конце концов, рынок труда испытывает огромное влияние различных субъектов трудовых отношений: это профсоюзы, которые защищают интересы работников способами, перечисленными в пункте 2.4, и государство, которое поддерживает интересы как работников, так и работодателей через специализированные организации. законодательное регулирование трудовых отношений и создание бизнес-ассоциаций против профсоюзов.

Кроме того, не следует привязываться к какому-либо конкретному сегменту рынка труда, учитывая ситуацию, которая является общей для рынка труда в целом. Ведь государственная политика в отношении рынка труда в целом может быть эффективной только тогда, когда она проводится дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может служить необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, является частью потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области, наряду с другими мерами в других сегментах, может быть действительно эффективным.

В работе также поднимался вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и особенно в сферу трудовых отношений. Что касается стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой, то этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу из-за чрезмерного налогового давления на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т. д.). И здесь уже поднимается вопрос о предоставлении свободы саморегулирующимся рыночным процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы пока рано говорить о построении эффективной социальной экономики. Этому способствует несовершенство правовой базы и налогового законодательства, коррупция в управленческой команде и сильный «теневой» сектор. Одним словом, для того, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, необходимо сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.