Теоретические подходы к определению финансовой системы и их эволюция во второй половине XX в. и в начале XXI в.

Содержание:

  1. Финансовая система и её структура
  2. Принципы построения финансовой системы
  3. Состав финансовой системы
  4. Финансовая система на современном этапе в Российской Федерации
  5. Основные функции и государственный бюджет финансовой системы
  6. Функции финансов
  7. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Интерпретация и развитие термина «Traceability» применительно к финансовым операциям
Теневые финансовые операции и инструментальные новации по их предотвращению
Систематизация факторов, влияющих на состояние национальной финансовой системы, их анализ и возможности применения в практической деятельности
Методология оптимизации макроэкономической пропорции между потреблением и накоплением в процессе финансового распределения

 

Введение:

Исторически финансы были связаны с деятельностью правительства. Они развивались, как и государственные финансы, в форме образования и использования государственной казны. Эта ситуация не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует ее для управления народным хозяйством страны.

Термин «финансы» в современной мировой экономической литературе имеет расширенную и суженную интерпретацию.

В широком смысле финансы - это движение всех видов стоимости в экономическом процессе и всех их форм, включая денежные. Эта интерпретация финансов стала широко распространенной в американской экономической литературе.

В узком смысле термин «финансы» используется только в отношении бюджетных проблем. Этот подход используется в немецкой и русской экономической литературе. Более того, в немецкой экономической литературе различие между понятием «финансы» широкого и узкого пути используется более четко.

Итальянский экономист А. Пезенти указывает, что на Западе действует концепция функциональных финансов, согласно которой деятельность государства должна быть направлена ​​на достижение главной цели государственной экономической политики: «полная занятость без инфляции» (правительство через финансы , поток общих затрат на товары, что необходимо для покрытия общего объема произведенных товаров).

В нашей экономической литературе теоретически различают понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы - довольно сложное социальное явление. Они охватывают широкий спектр обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. Благодаря единой сущности этих отношений они разделяют элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Исследование финансов основано как на понимании их потребностей, характера и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное разделение отдельных компонентов финансов. Сочетание этих компонентов определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, это не простой набор отдельных элементов, а набор взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные особенности.

Финансовая система государства является отражением форм и методов специфического использования финансов в экономике и, соответственно, для вовлеченной модели экономики она в значительной степени обозначается им.

Финансовые системы некоторых государств могут различаться по своей структуре, но все они имеют общий атрибут - это разные фонды финансовых ресурсов, которые различаются по методам мобилизации и их использованию, но тесно связаны, оказывают прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также формирование и использование финансовых ресурсов фондов в контексте отдельных связей.

Можно утверждать, что каждое звено в финансовой системе является его независимым элементом, но эта независимость относительна в середине единого целого. Финансовая система представляет собой совокупность различных видов фондов финансовых ресурсов, сосредоточенных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых учреждений и населения (домашних хозяйств), а также для выполнения их функций. как для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система и её структура

По определению, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, связанных с использованием денежных средств через соответствующие финансовые учреждения. По своей природе финансовые отношения являются распределительными, а распределение стоимости осуществляется, прежде всего, субъектами. Субъекты формируют денежные средства по своему прямому назначению, в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли они его непосредственными участниками, организуют ли они страховое покрытие или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с этим в общей совокупности финансовых отношений можно выделить три основных направления: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; общественные финансы.

Финансы, как и «система кровообращения», пронизывают весь экономический организм страны, поддерживают ее жизненно важные функции и обеспечивают воспроизводство всего общественного продукта.

Сущность финансов и финансовой системы. Финансы - это система экономических отношений, выражающая процессы формирования, распределения и использования средств, обеспечивающие расширенное воспроизводство.

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.

Система финансовых отношений включает в себя следующие ссылки:

  • Бюджеты разных уровней;
  • Фонды социального, имущественного и личного страхования;
  • Валютные резервы государства;
  • Денежные средства предприятий, организаций и фирм;
  • Другие специальные денежные средства.

Через финансовый механизм государство формирует средства из фондов, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

В созданной системе отношений финансы функционируют через деньги, служат элементом влияния на экономические процессы, а также средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования средств для удовлетворения социальных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих в результате формирования и расходования денежных средств, образует финансовые отношения.

Следует понимать, что финансовые отношения являются более узким понятием, чем денежные отношения; они являются их компонентом. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением денежных средств в производственных и непроизводственных целях.

Финансовые отношения не включают денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, развлекательных и других услуг, с движением денег при их пожертвовании и наследовании.

Система финансовых отношений включает в себя:

  • денежные отношения, которые развиваются между предприятиями как субъектами хозяйствования. Они состоят из взаимных платежных обязательств поставщиков и покупателей, системы штрафов за их нарушение, материального вознаграждения за выполнение особых требований клиента и т. д;
  • развиваются денежно-кредитные отношения между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в государственный бюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
  • денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие в связи с получением и погашением кредитов;
  • денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;
  • во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями;
  • во-вторых, между предприятием и работниками в отношении заработной платы;
  • денежно-кредитные отношения между государственными органами власти различных уровней относительно распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и т. д .;
  • денежно-кредитные отношения между государством и населением относительно получения платежей и льгот из общественных фондов потребления и т. д.

Принципы построения финансовой системы

В современных условиях наиболее распространенным является принцип фискального (фискального - казначейства, фискального - в интересах казначейства) федерализма. Этот подход также используется для построения финансовой системы России.

Принципы построения финансовой системы включают в себя:

  • Экономическая независимость и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральной, республиканской, региональной). Правительство финансирует решение задач государственного значения - обороны, космоса, внешнеэкономической деятельности; местные органы власти - развитие школ, коммунальных служб, организаций общественного порядка и т. д. местные доходы и расходы не включены в государственный бюджет;
  • Бюджетирование осуществляется на нормативной основе;
  • Взаимодействие между бюджетами различных уровней в государстве основано на соглашении;
  • Доходная часть бюджетов в основном формируется за счет налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы перераспределения общественного продукта и национального дохода; Регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Совокупность финансовых отношений и их соответствующих институтов образует финансовую систему. Финансовые учреждения включают национальные и коммерческие банки, финансовые учреждения и финансовые небанковские посредники и т. д.

Финансовая система включает в себя следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, фонды предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные средства. Различают систему государственных (централизованных) и муниципальных (нецентрализованных) фондов. К первым относятся финансы государственного бюджета, государственное имущество и личное страхование, государственное социальное страхование, кредит государственного банка; ко второму - средства из негосударственных фондов имущественного и личного страхования, финансовых предприятий (фирм, организаций, отраслей).

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права мобилизовать и использовать преобладающую часть финансовых ресурсов национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборона, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные власти финансируют школы, жилье, полицию и т. д.

Государственные меры по накоплению финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Он включает фискальную политику, то есть деятельность правительства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, а также бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика реализуется с использованием различных инструментов: субсидий, субсидий, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общая тенденция сегодня - это возрастающая роль правительства и регулирования национальной экономики через финансовую систему. Это связано с увеличением расходов на поддержание уровня доходов, на программы социального обеспечения и т. д.

Состав финансовой системы

Финансовая система рассматривается с двух сторон: внутренняя структура и организационная структура.

Финансовая система представляет собой набор относительно отдельных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отражают конкретные формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система представляет собой набор финансовых органов и учреждений, которые управляют денежными потоками.

Внутренняя структура финансовой системы отражает объективный набор финансовых отношений и является общей для всех стран. Он состоит из сфер и ссылок.

Сфера характеризует совокупность финансовых отношений, обобщенных по определенному признаку.

Ссылки показывают отдельную часть финансовых отношений. Основой для выделения сфер и звеньев является уровень экономической системы.

Организационная структура финансовой системы представляет собой совокупность финансовых органов и учреждений, которая характеризует систему финансового управления.

Основой выделения органов управления финансовой системы является ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляется органами государственной власти и управления.

Финансовая система на современном этапе в Российской Федерации

Анализ законов, регулирующих развитие финансов в разных условиях общественного воспроизводства, свидетельствует о наличии общих черт в их содержании. Это связано с составом объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий он выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких категорий затрат, как деньги, кредит, заработная плата и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако общие черты всех финансовых отношений не включают в себя определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования денежных средств, разной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя следующие финансовые связи: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственные кредиты, страховые фонды, фондовые рынки финансирования предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разделить на две подсистемы. Это национальные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения процесса воспроизводства деньгами на микроуровне.

Дифференциация финансовой системы на отдельные звенья обусловлена ​​различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов фондов. Национальные централизованные фонды денежных ресурсов создаются за счет распределения и перераспределения национального дохода, созданного в секторах материального производства.

Важная роль, которую государство играет в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизовать в своем распоряжении значительную часть финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных проблем. Другие формы и методы формирования и использования средств используются кредитными и страховыми звеньями в финансовой системе. Децентрализованные денежные средства формируются за счет денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и использование специальных методов и форм формирования и использования средств в каждом отдельном звене, финансовая система представляет собой единую систему, поскольку в ее основе лежит единый источник ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно вовлечены в процесс материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, генерируемый в сфере материального производства.

Национальные финансы играют ведущую роль: в обеспечении определенных темпов развития всех секторов экономики; перераспределение финансовых ресурсов между секторами экономики и регионами страны, производственным и непроизводственным секторами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно только на основе активной финансовой политики государства.

Национальные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, основным источником доходов бюджета является национальный доход, генерируемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением средств национального фонда в виде бюджетных ассигнований и использованием банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других предприятий на акционерной основе, а также заемные средства на основании операций с ценными бумагами. При заключении договоров со страховыми компаниями обеспечивается страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных частей финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство осуществляет формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета и государственный кредит.

Государственный бюджет является основным звеном в финансовой системе. Это форма обучения и использования централизованного фонда средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утвержденным Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

При переходе к рыночным отношениям государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Только методы его воздействия на общественное производство изменяются путем создания другого способа расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и субсидий, а путем использования экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В последние годы в контексте создания российского государства произошли фундаментальные изменения. В соответствии с действующим законодательством они стали самостоятельными: республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 региональных и региональных бюджетов, бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Все государственные органы и администрации Российской Федерации участвуют в управлении бюджетным процессом, однако Министерство финансов Российской Федерации занимает центральное место в этом процессе.

Создание двухуровневой банковской системы привело к ослаблению бюджетного контроля со стороны государства, что повлекло за собой необходимость создания Федерального казначейства, ранее входившего в состав Государственного банка СССР.

Одним из звеньев в национальных финансах являются внебюджетные фонды, которые легально образовались после распада СССР в октябре 1991 года, когда был принят Закон РСФСР «Об основах бюджетной структуры и бюджетного процесса в РСФСР».

Внебюджетные средства - это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Государственный фонд занятости населения;
  • Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;
  • Жилищный инвестиционный фонд и др.

Внебюджетные средства формируются за счет обязательных целевых взносов, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включены в себестоимость продукции и устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда.

Организационные внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную независимость. Общий доход всех внебюджетных фондов в 1995 году оценивался в 90,5 трлн. рублей, или 63% доходов государственного бюджета.

Внебюджетные средства имеют строго целевое назначение, что гарантирует полное использование средств.

Раздельное функционирование внебюджетных фондов позволяет быстро финансировать наиболее важные социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета, расходование внебюджетных средств находится под меньшим контролем со стороны законодательных органов. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой стороны, это позволяет тратить средства не в полном объеме. Поэтому для усиления контроля за расходованием внебюджетных средств ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете при сохранении целенаправленной направленности их расходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения в отношении мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на основе погашения для финансирования государственных расходов.

Кредитором являются физические и юридические лица, заемщиком является государство в лице его органов. Государство привлекает дополнительные финансовые ресурсы, продавая облигации, казначейские облигации и другие виды государственных ценных бумаг на финансовом рынке. Эта форма займа позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы для покрытия дефицита бюджета без выдачи на эти цели. Государственный кредит также используется для стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно снижают платежеспособный спрос населения. Избыточная денежная масса изымается из обращения, то есть происходит отток денег из обращения в течение заранее определенного периода.

Необходимость использования государственного кредита обусловлена ​​невозможностью удовлетворить потребности общества за счет доходов бюджета. Временно свободные средства, мобилизованные населением и юридическими лицами, используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На национальном уровне государственные займы не выражают конкретной цели. Принимая во внимание, что местные власти могут использовать мобилизованные средства для благоустройства городских и сельских районов, строительства объектов здравоохранения, культурного, образовательного, жилищного назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на те, которые размещаются центральными и местными органами власти. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, кредиты подразделяются на краткосрочные (до года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (более пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов в результате дает большой государственный долг. Размер государственного займа входит в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это общая сумма выданных, но непогашенных государственных займов с начислением процентов по ним на определенную дату или на определенный период.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства Российской Федерации, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются займы, полученные Правительством Российской Федерации, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от его имени, иные долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации.

Внешний государственный долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченные проценты по ним.

Внутренний долг состоит из прошлых и возникающих долгов. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, не превышающие 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Эти функции выполняет Центральный банк Российской Федерации. Расходы на обслуживание государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. В 1997 году почти 78 трлн было выделено на обслуживание государственного долга. тереть. бюджетные средства.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях Российская Федерация может использовать рефинансирование государственного долга, то есть погашение старого государственного долга путем выдачи новых займов.

Контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату Российской Федерации.

Основные функции и государственный бюджет финансовой системы

В нашей экономической литературе в широком смысле принято понимать финансовую политику как единство объективного и субъективного. Объективная сторона заключается в том, что политика строится в соответствии с требованиями экономических законов. Отсюда следует, что успех финансовой политики во многом зависит от познания, выявления экономических законов. В то же время политика всегда субъективна, так как она осуществляется людьми, их волей и усилиями.

Теоретические подходы к определению финансовой системы и их эволюция во второй половине XX в. и в начале XXI в.

Финансовая политика - это комплекс государственных мер по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. В этом случае объективные моменты являются основными при построении финансового законодательства; Субъективные - это действия людей по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации стратегических целей, специализированных программ и для осуществления текущей национальной экономической деятельности.

В условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена ​​на то, чтобы остановить спад производства, а также стимулировать его развитие, сконцентрировать финансовые ресурсы для их вложения в приоритеты экономики; с другой - не ограничивать специальные программы, не сокращать расходы на оборону и т. д.

При переходе от кризиса к состоянию устойчивого развития направление финансовой политики меняется. Определяющим условием является достижение стабильного общего экономического равновесия развития.

Субъектами или носителями финансовых отношений являются государства, предприятия, фирмы, учреждения, организации, отрасли экономики, регионы страны и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними относительно формирования и использования средств фондов через соответствующие учреждения, проявляются в форме финансовых отношений.

Эти отношения находятся в форме групп отношений:

  • Между государством и местными властями;
  • Между государством и предприятиями;
  • Между фирмами;
  • Между фирмами и банками;
  • Между государством и общественными организациями;
  • Между государством и населением.

Финансовые отношения охватывают систему платежей в государственный бюджет и различные фонды государственных организаций; взаимные платежные обязательства, выполняемые на основе соглашений между фирмами; отношения между предприятиями и банками в отношении получения и использования кредитов; Отношения между государством и населением связаны с получением различных видов трансферных платежей, с реализацией кредитов, с организацией лотерейных билетов и т. д.

Функции финансов

Финансы выполняет две основные функции: распределение и контроль. Функция распределения - это первичное и вторичное распределение (перераспределение) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивается процессом расширенного производства, вторичное - формированием и пополнением централизованных денежных средств государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируются и используются целевые денежные средства государства, субъектов хозяйствования и охвата населения.

Функция контроля проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Это реализуется посредством финансовой информации, выраженной в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, рентабельность активов и т. д.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и стандартов, эффективные экономические процессы как на микро, так и на макроуровне.

Государственный бюджет и его основные этапы. Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория, она представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и отдельными лицами в отношении формирования, распределения, перераспределения и использования государственного денежного фонда.

Во внешнем виде государственный бюджет представляет собой ежегодную смету государственных доходов и расходов, его основной финансовый план.

Сущность государственного бюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

  • перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется более половины национального дохода и ¾ средств. Это позволяет государству не только удовлетворять национальные потребности, но и обеспечивать реализацию программ экономического и социального развития страны;
  • вмешательство в процесс воспроизводства, в результате которого государство поддерживает определенные отрасли народного хозяйства;
  • реализация государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе;
  • обеспечение внутренней и внешней безопасности;
  • аппарат управления контентом.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Доходы бюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в генерируемом национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес влияют как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Основным источником формирования финансовых ресурсов государства является денежный доход сферы материального производства и той части, которая проявляется в виде чистого дохода предприятий. Способы накопления этих доходов различны и зависят от задач, стоящих перед государством.

Доходная часть формируется в основном за счет налоговых поступлений от юридических и физических лиц. Основное место занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и прибыль. Чрезвычайный налог, таможенные пошлины и налоги, а также другие налоги и неналоговые доходы. Первые три вида налогов формируют государственный бюджет более чем на 80%.

Основной задачей государственного бюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть государственного бюджета предназначена для финансирования национальных инвестиций, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства выделяются в виде займов, субсидий и т. д. для финансовой поддержки фермерских хозяйств, жилищного строительства, высокотехнологичных предприятий и т. д. государственный бюджет финансирует непроизводственную сферу (образование, медицинские услуги, противоэпидемия). меры, культурные и другие социальные программы), а также иностранные экономические и военные потребности.

Центральным звеном всей системы является государственный бюджет. С его помощью государство распределяет и перераспределяет валовой национальный продукт между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства.

С одной стороны, бюджет (в переводе с французского - «кожаный кошелек», сумка для хранения денег) представляет собой совокупность финансовых ресурсов, доступных экономическому субъекту (государству, территории, предприятию, семье); с другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами хозяйствующего субъекта, соответствие между поступлением и расходованием средств за определенное время, за обычный год.

Бюджетная политика - это формирование и использование средств всех уровней, в целом, для реализации стратегических целей государства.

перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является государственный бюджет - это централизованный фонд государственных средств, который использует его для финансирования национальной экономики, поддержания административного аппарата, обеспечения обороны, реализации социальной политики, развивать науку, культуру и образование. Государственный бюджет выступает материальным средством реализации функций государства.

В процессе использования централизованных фондов формируются бюджетные отношения. Они представляют финансовые отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением, с другой.

Перераспределение ВНП с помощью бюджета осуществляется с помощью специальных экономических форм в виде доходов и расходов.

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств, необходимых для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле бюджетные функции аналогичны финансовым функциям, что понятно, поскольку бюджет является лишь частью целого.

В то же время применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание аппарата государственного управления;
  3. правоохранительных органа и судебная система;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. защита страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Общие принципы построения государственного бюджета. Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие принципы и принципы: единство, полнота, реальность, публичность и независимость всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единой формой бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для подготовки консолидированных бюджетов, согласованные принципы бюджетного процесса и единство денежной системы. Помимо. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемых за счет использования регулирующих источников доходов, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичной единой социально-экономической, в том числе налоговой, политики.

Независимость бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Собственные источники доходов бюджета включают: источники доходов, установленные законом для каждого уровня бюджета; отчисления из регулирующих источников дохода; Дополнительные источники устанавливаются самостоятельно представительными органами власти субъектов и местных органов власти.

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам публикуются в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или иным образом доводятся до сведения населения с учетом возможностей соответствующих органов власти. представительный орган власти. Если принято решение отклонить проект бюджета или не утверждать отчеты об исполнении бюджета и использовании внебюджетных и денежных средств в средствах массовой информации, необходимо опубликовать необходимую информацию о причинах такого решения.

Указанные принципы структуры бюджета могут быть защищены в судебном порядке - через арбитражный суд.

Расходы государственного бюджета. Выше было указано, на какие цели расходуются средства. Составляющие государственного бюджета. Потому что государство нуждается. В первую очередь. Для обеспечения стабильности в обществе такими областями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. Начиная с первой трети двадцатого века роль государства возрастала, а следовательно, и расходная часть государственного бюджета в экономическом регулировании.

При составлении бюджетов, указании бюджетов при их исполнении, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

  • o объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований определяется в пределах запланированных бюджетных доходов, субсидий, субвенций, а также с учетом заемных средств;
  • определены направления использования бюджетных средств на инвестиции, собственные целевые программы; по внешнеэкономической деятельности, природоохранным мероприятиям (сверх ассигнований, выделенных из внебюджетных фондов природоохранной деятельности), реставрации памятников природы и культуры, благоустройству городов, поселков и деревень, содержанию и ремонту жилищного фонда, коммунальных услуг, дорог сеть соответствующей важности (сверх выделенных средств из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физического воспитания и спорта, средств массовой информации, для обслуживания органов государственной власти и администрации, местных органов власти и других цели;
  • Определены и уточнены нормативы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учебных заведений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, полиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и других целей;
  • o определить размер субсидий, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их назначение.

Бюджетные расходы, предусмотренные бюджетной классификацией, делятся на расходы, включенные в текущий бюджет и бюджет развития.

Текущий бюджет расходов включает расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (реабилитацию) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, а также государственных органов и организаций. управление, местное самоуправление и другие расходы, не включенные в расходы на развитие. Бюджет развития включает в себя ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанные с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на наши собственные экологические программы и меры по охране окружающей среды (в дополнение к ассигнованиям, выделяемым из внебюджетных средств на охрану окружающей среды) и другие расходы на расширенное воспроизводство , Именно второй бюджет - развитие - определяет масштаб и скорость переоснащения производства, НИОКР.

Доходы государственного бюджета. Доходная часть бюджетов состоит из фиксированных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать субсидии и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования субсидий и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а также порядок и условия предоставления и использования субсидий и субвенций из других бюджетов. устанавливаются законодательными актами республик Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов, принимаемыми в пределах их компетенции.

В случае недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случае временных финансовых трудностей при исполнении утвержденного бюджета, можно получить беспроцентные или беспроцентные кредиты, а также выдать кредиты. в инвестиционных целях. Максимальное соотношение общей суммы займов, кредитов, прочих долговых обязательств бюджета и суммы его расходов устанавливается законодательством Российской Федерации.

В то же время налоги являются основным источником доходов государственного бюджета (около 95% в Российской Федерации). Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Итак, следующие основные налоги являются федеральными:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  3. налог на операции с ценными бумагами;
  4. таможенная пошлина;
  5. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  6. платежи за использование природных ресурсов;
  7. налог на прибыль предприятий и организаций;
  8. налоги, которые служат источниками для формирования дорожных фондов;
  9. гербовый сбор;
  10. государственная пошлина;
  11. плата за использование названий «Россия», «Российская Федерация» и слов и словосочетаний, образованных на их основе;
  12. налог на покупку иностранных банкнот и платежных документов, номинированных в иностранной валюте.

Заключение

Исследование, проведенное в данной работе, позволяет сделать следующие выводы. Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормального организованного денежного потока между государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, установления взаимоотношений и отношений между гражданами и юридическими институтами (фирмами, акционерными обществами, сельхозпроизводителями, учреждениями культуры и т. д.).

Через финансовый механизм государство (правительство) выполняет все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту функционирующих производственных и финансовых структур. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также в качестве инструмента устранения негативных аспектов экономического роста. Они стимулируют снижение себестоимости продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Финансовые отношения осуществляются через финансовую систему, которая включает бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, денежные средства предприятий и фирм, коммерческие и некоммерческие структуры, а также другие специальные денежные средства. Внутри элементов финансовой системы финансовые ресурсы формируются в виде количественно определенной и специально рассчитанной суммы денежных средств.

Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и разнообразнее экономические отношения в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитие и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую маневренность государства при выполнении внутренних и внешнеэкономических функций.

Используя бюджет, государство влияет на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, распределяет и перераспределяет ВВП, а также экономически обеспечивает реализацию целевых комплексных программ научно-технического прогресса и национальных планов экономического роста.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов путем распределения налогов, бюджетных субсидий, трансфертов. Как экономический документ, бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Таким образом, государственный бюджет - это не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней и административно-территориальных органов (штатов, провинций, субъектов федераций, земель и т. д.).

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но в основном характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонной промышленности, численностью армии и т. д.