Теоретические основы оценки деятельности предприятия

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные положения ипотечной программы «Молодая семья»

Инвестиционные критерии безопасности перехода к инновационной экономике

Национальный доход: факторы его роста и распределения

Ограниченность ресурсов. Проблема оптимального выбора. Модель «Граница производственных возможностей

 

Введение:

 

Для обеспечения оптимального уровня прибыльности любого предприятия и достижения его стабильного финансового положения необходимо знать теоретические основы оценки деятельности компании.

Оценив деятельность предприятия, вы сможете минимизировать финансовые риски, а также разработать меры по повышению эффективности организации.
Большинство методов и подходов к оценке деятельности организации не предназначены для малого бизнеса.

При анализе деятельности малого бизнеса можно выделить три основных проблемы:

  1. Отсутствие информации для полного анализа деятельности предприятия;
  2. Ограниченные возможности малого бизнеса, высокая трудоемкость и сложность анализа;
  3. Высокий уровень ведения теневого бизнеса, это связано со снижением реальных объемов продаж и прибыли, снижением заработной платы.

Все вышесказанное подтверждает актуальность данной темы.
Целью данной работы является исследование теоретических основ оценки эффективности малого предприятия.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Считать предприятие основным элементом экономики страны;
  • Выбрать показатели для оценки деятельности предприятия (метод DuPont);
  • Изучить методы и методы анализа (диагностики) предприятия.

Объектом работы является деятельность малого предприятия.
Предметом работы являются теоретические основы оценки деятельности малого предприятия.

 

Предприятие как основной элемент экономики страны

 

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные особенности предприятия:

  • организационное единство: предприятие - это определенным образом организованная команда со своей внутренней структурой и процедурами управления. На основе иерархического принципа организации хозяйственной деятельности;
  • определенный набор средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для получения экономических выгод с целью максимизации прибыли;
  • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует для определенных целей;
  • имущественная ответственность: предприятие всем своим имуществом несет полную ответственность по различным обязательствам.
  • Оперативно - экономическая и экономическая независимость: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само приносит прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовый продукт (работы, услуги).

Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это менеджеры, специалисты, рабочие. От их усилий и навыков зависят результаты работы предприятия. Конечно, им нужны средства производства: основные фонды, с помощью которых производится продукция, и оборотные средства, из которых эта продукция создается. Для расчетов за поставку необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, по выплате заработной платы работникам и по осуществлению других выплат предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его текущем счете в банке и частично в кассе предприятие. При отсутствии достаточной суммы собственных денег компания прибегает к кредитованию.

Информация важна для работы предприятия: коммерческой, технической и производственной. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какие продукты и в каких количествах нужно производить; по какой цене и кому продать; какие затраты потребуются на его изготовление. Техническая информация дает исчерпывающее описание продукта, описывает технологию его изготовления, устанавливает, из каких деталей и материалов должно быть изготовлено каждое изделие, с помощью каких машин, оборудования, инструментов и методов, в какой последовательности должны быть выполнены работы. выполненный. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, осуществляется их расстановка на рабочих местах, осуществляется контроль, учет и регулирование производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. С помощью информации все компоненты действующего предприятия объединяются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на выпуск продукции определенного вида, соответствующего количества и качества.

Внешняя среда, напрямую определяющая эффективность и экономичность предприятия, - это в первую очередь потребители продукции, поставщики компонентов производства, а также государственные органы и население, проживающее в непосредственной близости от предприятия.

Теоретические основы оценки деятельности предприятия

 

Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, является главным фактором внешней среды. Население также является основным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

Очевидно, что в число поставщиков предприятия должны входить кредитные организации - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию для предприятий. Вся деятельность производственных предприятий строится на правовой базе. Реализация и контроль за исполнением законов является обязанностью правительства и местных властей. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе.

Задачи действующего предприятия:

  • получение дохода владельцем предприятия (среди собственников может быть государство, акционеры, физические лица);
  • обеспечение потребителей продукцией компании в соответствии с контрактами и рыночным спросом;
  • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
  • создание рабочих мест для населения, проживающего в непосредственной близости от предприятия;
  • охрана окружающей среды: земельные, воздушные и водные бассейны;
  • предотвращение сбоев в работе предприятия (срыв поставок, выпуск бракованной продукции, резкое сокращение объемов производства и снижение рентабельности).

Цели предприятия определяются:

  • интересы собственника;
  • размер капитала;
  • ситуация внутри предприятия;
  • внешняя среда.

Важнейшая задача предприятия - получение дохода за счет продажи произведенной продукции потребителям. На основе полученных доходов удовлетворяются социально-экономические потребности трудового коллектива и собственников средств производства.

Вышеуказанные задачи могут быть решены предприятиями только в том случае, если они будут придерживаться определенных принципов в своей работе и выполнять необходимые функции.

Выделяют следующие принципы управления предприятием:

  • рентабельность;
  • финансовая стабильность;
  • прибыль.

Принцип экономии требует, чтобы, во-первых, был достигнут определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации; а, во-вторых, при заданной сумме затрат наибольшим результатом является принцип максимизации, то есть принцип экономии выдвигает требование - не тратить впустую производственные ресурсы, т.е. работать «экономно».

Принцип финансовой устойчивости означает такую ​​деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент выплатить свои долги или собственные средства, либо отсрочкой, либо получением кредита.

Высшая цель предпринимательской деятельности - превышение результата над затратами, т.е. достижение максимально возможной прибыли или максимально возможной рентабельности. Идеальная ситуация - это когда максимизация прибыли обеспечивает более высокую прибыльность. В рыночной экономике есть три основных источника прибыли.

Первое связано с монопольным положением предприятия по производству продукции.

Второй напрямую связан с производственно-коммерческой деятельностью (подавляющее количество предприятий). Размер прибыли в этом случае зависит от:

  • от правильной производственной ориентации (выбор продукции, пользующейся повышенным и стабильным спросом);
  • по степени конкурентоспособности продукции (цена, сроки доставки, услуги и др.);
  • объемы продукции;
  • от структуры снижения производственных затрат.

Третий - от инноваций. Получение прибыли на предприятии напрямую связано с налоговой системой и их размером, поэтому размер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной деятельности.

На размер прибыли также влияет характер ценообразования и их регулирование государством.

Орган, формулирующий и конкретизирующий любую хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее выполнения с учетом функций, выполняемых предприятием.

К основным функциям предприятия относятся:

  • производство продукции для промышленного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
  • продажа и доставка продукции потребителям;
  • послепродажное обслуживание;
  • материально-техническое обеспечение производства;
  • управление и организация кадровой работы на предприятии;
  • повышение качества продукции, снижение удельных затрат и увеличение объемов производства;
  • предпринимательство;
  • уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
  • соответствие применимым стандартам, постановлениям, государственным законам.

 

Показатели оценки деятельности предприятия (метод Дюпон)

 

Достаточно интересен с практической точки зрения один из методов финансового анализа, применяемый в основном для аналза акционерных обществ и разработанный специалистами химического концерна DuPont (Дюпон) около 40 лет назад. Хотя, строго говоря, метод DuPont не является самостоятельным видом анализа, он, тем не менее, позволяет прийти к пониманию одного из основных методов классической школы финансового анализа, а именно – факторного анализа.

Суть методики “Дюпон” сводится к разложению формулы расчета рентабельности собственного капитала на факторы, влияющие на эту доходность. Анализ по этой методике ведется по полученным расчетным формулам. Рентабельность собственного капитала не случайно взята в качестве интегрального показателя, т.к. данный показатель позволяет определить эффективность работы менеджмента с точки зрения акционеров, т.е. лиц, являющихся совладельцами акционерного общества. Его ценность тем более важна, что рентабельность собственного капитала обычно сравнивается с доходностью от других альтернативных способов вложения средств. В том случае, если рентабельность собственного капитала оказывается удовлетворительной для акционеров, можно говорить об успешной работе предприятия в отчетном периоде.

В основе приведенной системы действует следующая жестко детерминированная факторная зависимость (для трехчленной модели):

Теоретические основы оценки деятельности предприятия

где ЧП – чистая прибыль; ВР – выручка от реализации; ВА – всего активов; СК – собственный капитал; РОК-рентабельность оборотного капитала; КФЗ – коэффициент финансовой зависимости.

Прежде всего, анализируется тенденция изменения показателя рентабельности собственного капитала. Затем, используя формулы разложения этого показателя на факторы, аналитик отвечает на вопрос о том, какой из факторов и в какой степени влияет на результативный показатель. Для этих целей могут использоваться стандартные экономико-статистические методы, например метод цепных подстановок.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности хозяйственной деятельности, ресурсоотдачи и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму № 2 «Отчет о финансовых результатах», второй — актив баланса, третий — пассив баланса.

Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать аналитику. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Значит, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, результаты, полученные при анализе Дюпон, могут изменяться. От результатов проведенного факторного анализа зависит оценка и рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия для максимизации показателя рентабельности собственного капитала. Эффективность соответствующих управленческих решений можно исследовать в рамках модели методом последовательных подстановок, изменяя значения различных показателей в первичной отчетности.

Показатели, используемые для расчета двух- и пятичленной модели Дюпон

Рентабельность собственного капитала Данный показатель является наиболее важным с точки зрения собственников компании. Он является критерием эффективности использования инвестированных ими средств. Определяется как частное от деления чистой прибыли (из формы №2) на собственный капитал по балансу.
Доходность активов Характеризует эффективность использования активов компании. Показывает сколько единиц прибыли заработано одной единицей активов. Определяется как частное от деления чистой прибыли на общую стоимость активов (среднюю за период или на конец отчетного периода). Показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках.
Финансовый рычаг Показывает степень использования заемных средств для финансирования деятельности компании. В методике определяется как частное от деления совокупных активов на собственный капитал. При помощи показателя можно оценить предел, до которого предприятию следует полагаться на заемные средства. Принято, что значение коэффициента не должно быть ниже трех, то есть соотношение заемных и собственных средств должно быть не менее 2.
Рентабельность продаж Определяется как деление чистой прибыли на выручку от реализации. Показывает, сколько единиц прибыли остается в распоряжении предприятия с каждого рубля средств, полученных от реализации продукции.
Оборачиваемость активов Показатель характеризует объем продаж, который может быть сгенерирован данным количеством активов. Согласно другому определению показатель характеризует скорость оборачиваемости активов (число оборотов за отчетный период). Показывает, насколько эффективно используются активы компании.
Коэффициент процентной нагрузки Показывает, какая часть прибыли от основной деятельности остается после уплаты процентов.
Коэффициент налоговой нагрузки Определяется как частное от деления чистой прибыли и прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (после выплаты процентов). Показывает какая часть прибыли остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. 1-коэффициент налоговой нагрузки = доля налоговых выплат.
Операционная рентабельность Характеризует, во сколько раз прибыль от операционной деятельности превышает чистую прибыль.

 

Модели анализа различаются между собой детальностью разложения формулы для расчета показателя рентабельности собственного капитала:

  • Двухчленная модель: ROE = Чистая прибыль/оборотный капитал = (Чистая прибыль/активы)*(активы*собственный капитал) = рентабельность активов*финансовый рычаг
  • Пятичленная модель: ROE = операционная рентабельность*бремя процентов*налоговое бремя*оборачиваемость активов*финансовый рычаг

Чем больше факторов используется в модели, тем более детальный анализ причин изменения показателя рентабельности собственного капитала можно проводить. С другой стороны, целесообразно выбирать одну из трех возможных моделей исходя из стоящих перед предприятием управленческих задач (не выбирать излишне детальную модель).

 

Методы и способы анализа (диагностики) деятельности предприятия

 

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению современных методик финансового анализа, необходимо дать определение этому комплексному понятию.

Существует несколько подходов к определению данного термина. Экономический анализ, составной частью которого является финансовый анализ, по мнению В.В. Ковалева представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка.

Теоретические основы оценки деятельности предприятия

По мнению А.Синягина, финансовый анализ в традиционном понимании представляет собой совокупность методов, инструментов и технологий, применяемых для сбора, обработки и интерпретации данных о хозяйственной деятельности компании.

По мнению зарубежных аналитиков, финансовый анализ – это инструмент, позволяющий выявить и устранить проблемы в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами.

 

История отечественных подходов к финансовому анализу

 

Существуют различные подходы в структуризации этой науки. В условиях централизованно планируемой экономики было принято подразделять его на политэкономический и собственно экономический, или анализ хозяйственной деятельности, который, в свою очередь, подразделялся на методологию экономического анализа функционирования субъектов хозяйствования и теорию анализа хозяйственной деятельности. Стержневым элементом данного подхода являлась идея планового ведения хозяйства, следовательно, упор делался на учет, контроль и анализ по схеме «план-факт».

Исходя из сущностных характеристик рыночной экономики и учитывая национальные особенности экономики России возможно иное представление сферы действия экономического анализа, который отныне представляет элемент взаимосвязанных экономических дисциплин, таких как экономическая теория, статистика, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

По мере строительства планового социалистического хозяйства финансовый анализ был трансформирован в анализ хозяйственной деятельности путем принижения роли коммерческих вычислений, усиления контрольной функции, снижения значимости баланса как инструмента финансового управления. Анализ все более удалялся от бухгалтерского учета и по сути превращался в технико-экономический анализ, которым по-настоящему не занимался никто. Суть такого анализа состояла в осуществлении схемы «план-факт», а сам анализ был де-факто заменен контролем. Естественно, что такой анализ был ретроспективен по своей природе, или, как его называют западные экономисты, «посмертным».

Ведущаяся в рамках перестройки народного хозяйства России трансформация бухгалтерского учета, начавшаяся в 90-е годы и продолжающаяся до сих пор, вернула к жизни такой важнейший элемент аналитической работы, как финансовый анализ. Теперь в его основе лежат анализ и управление финансовыми ресурсами как важнейшим видом ресурсов. Основными исполнителями такого анализа стали бухгалтеры и финансовые менеджеры. Важно отметить, что анализ хозяйственной деятельности (технико-экономический анализ) не отменяется, а становится прерогативой линейных руководителей.

 

Объект, субъект, задачи и методы финансового анализа

 

Объектом финансового анализа является бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков финансовой деятельности предприятия и нахождения резервов улучшения его финансового состояния.

Что касается субъекта анализа, то до настоящего времени наиболее широко распространена концепция, по которой аналитик занимается аналитической работой, т.е. подготавливает аналитические материалы для руководства, т.е. людей, обладающих правом принятия решений. Такой подход был оправдан лишь в прошлом, и как следствие – полная неспособность некоторых руководителей понять содержание основных отчетных форм, взаимосвязи между ними, принципы формирования и экономический смысл приводимых в ней показателей. Теперь же анализ ФСП становится задачей не только непосредственной аналитиков, но и менеджеров. Эффективный менеджер уже немыслим без знания финансового анализа. Это означает не то, что он должен сам заниматься расчетами (за него это сделают другие люди или компьютер), а то, что он должен принимать качественные решения на основе представленной информации.

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на последовательность процедур финансового анализа, которые не могут быть раз и навсегда жестко заданными, и должны корректироваться по форме и по содержанию.

Кроме того, субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

Финансово-экономическое состояние – важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на рынке. Поэтому каждый субъект группы пользователей анализа изучает финансовую информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Собственников средств предприятия прежде всего интересует увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективности использования ресурсов предприятия. Кредиторы и инвесторы обращают внимание на целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата денег, доходность вложения своих капиталов. Поставщики и клиенты заинтересованы в платежеспособности предприятия, наличии ликвидных средств и т.д.

Ко второй группе пользователей относятся субъекты анализа, которые непосредственно не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы. К ним относятся аудиторские и консалтинговые фирмы, биржи, ассоциации и т.д.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования ФСП на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как сотрудниками предприятия, так и внешними аналитиками. В ходе проведения анализа ФСП применяются различные приемы, методы и модели.

Прежде чем давать определение целям и задачам финансового анализа, необходимо четко уяснить, что именно изучает финансовый анализ. Итак, финансовый анализ изучает финансовое состояние предприятия. Разные авторы вкладывают в это понятие различное содержание. Например, Н.П. Любушин, В.Б.Лещева и В.Г.Дьякова полагают, что финансовое состояние – это способность предприятия финансировать свою деятельность и характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Основной же целью анализа является выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности; своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Главными задачами анализа ФСП являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:

  • идентификация финансово-экономического положения;
  • выявление изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе;
  • определение основных факторов, вызвавших изменения в финансово-экономическом состоянии;
  • выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.

Соответственно эти проблемы могут быть решены с помощью:

  • оценки динамики структуры и состава активов, их состояния и движения;
  • оценки динамики структуры и состава источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения;
  • оценки платежеспособности предприятия и оценки ликвидности баланса;
  • анализа относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, оценки изменения ее уровня;
  • оценки эффективности использования средств и ресурсов предприятия.

 

Виды и методы финансового анализа

 

Каждое предприятие, планируя свою финансовую политику в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, стремится упрочить свои конкурентные позиции. Поэтому определенная часть финансовой информации переходит в область коммерческой тайны, что становится прерогативой внутреннего хозяйственного управленческого анализа. Анализ ФСП, базирующийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа, проводимого без привлечения и обнародования данных внутреннего управленческого учета (калькуляция себестоимости, смет расходов, прямых и косвенных издержек и т.д.), в связи с чем отчетные данные содержат достаточно ограниченную информацию о деятельности предприятия.

Итак, существуют два основных вида анализа: внешний и внутренний. Кроме того, выделяют виды анализа в зависимости от полноты и регулярности его проведения. В частности, выделяют финансовый анализ в рамках экспресс-диагностики, целенаправленный, регулярный.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Такой вид анализа может проводиться по заказу сторонней консультационной организацией. Внешний анализ имеет следующие особенности:

  • множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
  • разнообразие целей и интересов субъекта анализа;
  • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
  • ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Кроме того, выделяются виды анализа, касающиеся самой процедуры проведения финансового анализа. Единого мнения по этому вопросу среди как отечественных, так и зарубежных специалистов не существует, тем не менее, можно выделить некоторые моменты, которые признаются всеми авторами. Разнообразие мнений объясняется методологическими вопросами их отнесения к видам или методам анализа.

Итак, будем считать, что к видам анализа относятся наиболее общие этапы проведения анализа, а к методам – приемы и методики его проведения.

Тогда можно выделить следующие виды анализа:

  • Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста.
  • Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).
  • Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа.
  • Расчет финансовых коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. Этот метод будет рассмотрен более подробно в следующих параграфах. По результатам расчета финансовых коэффициентов производится сравнительный анализ.

Сравнительный анализ делится на:

  • Внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений, а также сравнение полученных показателей в динамике
  • Межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
  • Факторный – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.

Некоторые специалисты не выделяют последний раздел в отдельный вид анализа, предполагая, что сравнение автоматически предполагается в разделе анализа финансовых коэффициентов.

 

Заключение

 

Финансовый анализ - очень эффективная система, которая позволяет выявлять резервы и выявлять угрозы финансовому состоянию предприятия. Существующие методы финансового анализа могут быть полностью адаптированы к российской специфике, а при наличии автоматизированных программных продуктов функция финансового анализа может быть поставлена ​​на предприятии как штатная.

 Из обширного арсенала видов и методов анализа аналитик может выбрать именно ту базу, которая больше всего подходит для нужд конкретного предприятия. Методы финансового анализа позволяют проводить анализ с той степенью детализации, которая требуется для конкретного предприятия. Основная роль в финансовом анализе отводится не расчетной части, а интерпретации полученных цифровых данных для их дальнейшего использования при принятии управленческих решений и разработке стратегии развития предприятия. Конечно, у финансового анализа большие перспективы в российской экономике. Он не заменяет публичную отчетность, но очень существенно дополняет ее, делает ее более прозрачной и понятной для внешних пользователей.