Теоретические основы кредитно-денежной политики государства

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Двойная монополия на рынке труда в экономике США
Экономический потенциал России
Товарное производство и его виды
Безработица: причины, виды, формы проявления


Введение:

Финансово-кредитные методы государственного регулирования экономики в совокупности формируют денежно-кредитную политику государства; это означает «комплекс мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционной активности и других основных макроэкономических последствий». Успешное развитие экономики во многом зависит от денежно-кредитной политики, проводимой в государстве.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность валютной политики ЦБ напрямую связана со стабильностью инфляционных процессов, а значит, влияет на экономическую стабильность страны, что особенно важно в посткризисное время.

Одним из необходимых условий для эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, который позволяет Центральному банку влиять на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков и добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика является очень эффективным инструментом воздействия на экономику страны, которая не нарушает суверенитет большинства субъектов бизнес-системы. Хотя в то же время существует ограничение сферы их экономической свободы (без этого вообще невозможно регулирование экономической деятельности), государство влияет на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, только косвенно. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - это ее конечные и конечные цели. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны. Мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным и, следовательно, чрезвычайно опасным инструментом. С его помощью можно выйти из кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в экономике. Только очень взвешенные решения, принятые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных способов влияния денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Центральный банк эмиссии государства выступает проводником денежно-кредитной политики. Без правильной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может функционировать эффективно.

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей денежно-кредитной политики Российской Федерации, изучение принципов и методов, инструментов Центрального банка Российской Федерации, основных проблем и путей совершенствования. В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы денежно-кредитной политики в России, а во второй главе раскрываются методы и инструменты, используемые государством для реализации денежно-кредитной политики.

При написании курсовой работы использовалась литература российских экономистов и специалистов в области банковского дела, дисциплин деньги, кредит, банковское дело, финансы, а также учебники, методические разработки, нормативные правовые акты и интернет-ресурсы.

Денежно-кредитная политика и ее роль в экономике

Сущность, методы и задачи денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

С точки зрения экономической теории, денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер правительства в области денежного обращения и кредита. Основная цель денежно-кредитной политики - помочь экономике достичь общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежной массы с целью стабилизации совокупного производства, стабильного роста, занятости и уровня цен.

С точки зрения финансов, денежно-кредитная политика представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых Центральным банком для регулирования совокупного спроса посредством запланированного воздействия на состояние кредитования и денежного обращения. Основная задача денежно-кредитной политики центрального банка заключается в поддержании стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечении гибкой системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Разница между ними заключается в том, что центральный банк либо оказывает косвенное влияние через ликвидность кредитных организаций, либо устанавливает ограничения на количественные и качественные параметры деятельности банков.

Предложение денег на денежном рынке играет важную роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно, существует взаимосвязь между объемом денежной массы, скоростью обращения денег, объемом производства и уровнем цен. Денежно-кредитная политика является частью финансовой политики государства.

Целями денежно-кредитной политики являются экономические цели, направленные на поддержку экономической активности и сокращение безработицы:

  • регулирование темпов экономического роста;
  • увеличение ВВП;
  • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
  • сдерживание инфляции;
  • стимулирование роста объема денежных операций;
  • достижение платежного баланса и др.

Социальные задачи:

  • повышение уровня жизни населения;
  • повышение доступности различных услуг и др.

Денежно-кредитная политика тесно связана с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно с инфляцией и экономическим ростом. Более того, он используется не как отдельный элемент экономического регулирования, а в сочетании с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными являются:

  • изменение учетной ставки или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная или учетная политика);
  • изменение обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, то есть сделки по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • Регулирование экономических стандартов для банков (соотношение между денежными резервами и депозитами, собственным капиталом и долгом, собственным капиталом и долгом, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и т. д.).

Избирательные (выборочные) методы могут также использоваться для регулирования определенных форм кредитования (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилье, экспортная торговля).

Методы отбора проб включают в себя:

  • прямые ограничения на размер банковских ссуд для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регулирование условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размера маржи, т. е. hазницы между суммой обеспечения и размером выданного кредита; ставки по депозитам и ставки по кредитам и т. д. В сфере денежного обращения государство проводит свою политику, используя сотрудничество с этим регулирующим партнером. Вид партнерских отношений складывается: «государство - Центральный банк». Практика показывает высокую эффективность этого сотрудничества.

Основной целью Банка России является защита и обеспечение стабильности рубля. В то же время Банк России выступает в качестве единственного эмиссионного центра, а также органа банковского регулирования и надзора.

Совокупность основных функций Банка России закреплена в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которому Банк России:

  • в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение стабильности рубля;
  • монополистически выпускает денежные средства и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила проведения расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций. учет и отчетность для банковской системы;
  • Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, осуществляющих их аудит:
  • контролирует деятельность кредитных организаций;
  • регистрирует выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами:
  • самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения его основных задач;
  • осуществляет валютное регулирование, в том числе сделки по купле-продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  • организует и осуществляет валютный контроль как напрямую, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитным, валютно-финансовым и ценовым отношениям, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами мероприятий по организации операций по покупке и продаже иностранной валюты, выдаче, приостановлению и отзыву разрешений на валютных биржах для организации операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Таким образом, Банк России по сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. Банк России в своей денежно-кредитной политике не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом.

Принципы денежно-кредитной политики в Российской Федерации

Конечной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Постепенное снижение уровня инфляции способствует снижению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредитования и концентрации в стране капитала, необходимого для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Установление цели денежно-кредитной политики в форме интервала инфляции позволит более гибко учитывать влияние структурных факторов на инфляцию.

Банк России, как и любой другой центральный банк, не может в короткие сроки скорректировать динамику потребительских цен, на которую существенное влияние оказывают структурные и волатильные факторы, методы денежно-кредитной политики. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, обусловленный их административным регулированием, в первую очередь на жилищно-коммунальные услуги и пассажирские перевозки, непосредственно влияет на динамику индекса потребительских цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике, необходимые для подавления инфляционного всплеска, будут влиять на динамику цен только с определенным, довольно длительным лагом. В настоящее время фактические лаги в воздействии мер денежно-кредитной политики на уровень инфляции уже превысили полгода.

В отсутствие зрелого, конкурентного финансового рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы воздействия на инфляцию инструментами денежно-кредитной политики все еще слабы. Процентные ставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, которая остается узкой из-за сохраняющегося взаимного недоверия к банкам. Тот же фактор, наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и надлежащей конкуренцией в банковском секторе, ограничивает роль ставки межбанковского рынка в формировании процентных ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков. Процентные ставки по банковским кредитам часто не являются решающими при принятии решений на уровне большинства предприятий и домашних хозяйств, поскольку банковские кредиты не приобрели решающего значения в финансировании деятельности предприятий и населения. В то же время количественные ограничения темпов роста денежной массы из-за нестабильности спроса на деньги не гарантируют точного соответствия целевому уровню инфляции. Наконец, набора инструментов денежно-кредитного регулирования, которые фактически используются Банком России сегодня, недостаточно для эффективного управления ликвидностью банковского сектора, и потребуется некоторое время, чтобы улучшить его и внедрить в практику денежно-кредитного регулирования.

Для текущей оценки адекватности денежно-кредитной политики, направленной на достижение поставленной цели с точки зрения общего уровня инфляции, Банк России использует показатель базовой инфляции, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляцию. процессы в экономике. Базовая инфляция - это субиндекс, рассчитываемый на основе набора потребительских товаров и услуг, используемых для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением товаров и услуг, цены на которые обычно регулируются на федеральном и региональном уровнях, и также подвержены волатильности, включая количество и сезонные факторы. Таким образом, базовая инфляция - это та часть инфляции, которая связана с обменным курсом, монетарной политикой и инфляционными ожиданиями.

С 2003 года Государственный комитет Российской Федерации по статистике ежемесячно публикует основной индекс инфляции в официальной статистике. Расчет показателя базовой инфляции будет проводиться в рамках федерального статистического мониторинга уровня и динамики цен с использованием методологии и инструментов, разработанных и утвержденных Госкомстатом России по согласованию с заинтересованными организациями.

Приближение фактических темпов роста потребительских цен к целевым показателям инфляции в последние годы происходит с различными (иногда очень значительными) отклонениями фактической динамики денежной массы от ее первоначальных прогнозов. Объективные неточности в прогнозных оценках спроса на деньги, а затем строгое соблюдение установленных критериев роста денежного предложения, когда спрос на деньги меняется в течение года, может привести либо к нежелательным инфляционным последствиям, либо к чрезмерным ограничениям совокупного спроса в экономика.

Такое шоковое воздействие на экономику может негативно повлиять на ожидания и снизить доверие к политике, проводимой Банком России. Таким образом, Банк России рассматривает темп роста денежной массы в качестве расчетного ориентира для денежно-кредитной политики, то есть не ставит перед собой цель безусловного соблюдения прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года. в зависимости от динамики спроса на деньги.

В настоящее время основными инструментами контроля за денежными показателями являются: со стороны Банка России - интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению банковских средств на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные периоды, со стороны Правительства Российской Федерации - изменение суммы остатков средств правительства на счетах в Банке России.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России намерен в будущем перейти к влиянию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков, путем активного использования рыночных методов его корректировки, с учетом как внутригодовых, так и внутримесячных изменений спроса банковской системы на резервы ... С этой целью Банк России планирует при необходимости использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты для воздействия на краткосрочные среднесрочная и долгосрочная ликвидность банковской системы - от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования обязательных резервов.

Предполагается, что по мере того, как эти инструменты регулирования денежной массы станут практически распространенными, роль процентной ставки будет возрастать.

Инструменты денежно-кредитной политики

Средства, с помощью которых центральный банк влияет на денежную базу и денежный мультипликатор, а через них и денежную массу, называются инструментами денежно-кредитной политики. 

Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику в отношении коммерческих банков.

Это включает:

  • Изменение ставки рефинансирования,
  • Изменения в обязательных резервах,
  • Операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой,
  • Административные меры.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» (статья 35) определяет основные инструменты денежно-кредитной политики:

  1. Процентные ставки по операциям ЦБ.
  2. Нормы обязательных резервов, депонированных в Центральном банке (резервные требования).
  3. Операции на открытом рынке.
  4. Рефинансирование кредитных организаций.
  5. Валютная интервенция.
  6. Установление ориентиров для роста денежной массы.
  7. Прямые количественные ограничения.
  8. Выпуск облигаций от своего имени.

Политика обязательных резервов

В настоящее время минимальные резервы являются наиболее ликвидными активами, которые должны иметь все кредитные учреждения, обычно либо в форме наличных денег в банках, либо в форме депозитов в центральном банке, либо в других высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. банка. Коэффициент обязательных резервов представляет собой установленный законом процент от суммы минимальных резервов к абсолютным (объем) или относительным (прирост) показателям пассивных (депозиты) или активных (кредитные вложения) операций. Использование стандартов может носить как общий (устанавливающий всю сумму обязательств или займов), так и выборочный (до определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

  1. Они, как ликвидные резервы, служат обеспечением обязательств коммерческих банков по вкладам своих клиентов. Периодически изменяя коэффициент обязательных резервов, центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально приемлемом уровне, в зависимости от экономической ситуации.
  2. Минимальные резервы - это инструмент, используемый центральным банком для регулирования количества денег в стране. Изменяя норматив резервных фондов, центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выданных ими кредитов) и, следовательно, возможность их осуществления по депозитным вопросам. Кредитные организации могут расширять кредитные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленную норму. Когда количество денег в обращении (наличных и безналичных) превышает необходимую потребность, центральный банк проводит политику ограничения кредитования путем увеличения ставок отчислений. Таким образом, он заставляет банки сокращать объем активных операций.

Изменения в нормативах обязательных резервов влияют на прибыльность кредитных организаций. Таким образом, в случае увеличения обязательных резервов наблюдается как бы нехватка прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, этот метод является наиболее эффективным антиинфляционным инструментом.

Недостатком этого метода является то, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки с небольшими депозитами, находятся в выгодном положении по сравнению с коммерческими банками с большими ресурсами.

Рассмотрим содержание концепции рефинансирования коммерческих банков. Термин «рефинансирование» означает получение средств кредитными организациями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучетывать ценные бумаги в своих портфелях (обычно векселях).

Пересчет векселей уже давно является одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков в Западной Европе. Центральные банки устанавливают определенные требования для дисконтирования векселя, основным из которых является надежность долговых обязательств.

Векселя переоцениваются по учетной ставке. Эту ставку также называют официальной учетной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирование) на небольшую сумму в сторону понижения (в Европе 0,5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долг по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае, если центральный банк повысит ставку рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать убытки, вызванные его ростом (удорожанием кредитов), путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Те. Изменение ставки дисконтирования (рефинансирования) напрямую влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является основной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, увеличение официальной учетной ставки в период нарастания инфляции приводит к увеличению процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их снижению, так как стоимость кредитов увеличивается, и наоборот.

Изменения официальной процентной ставки оказывают влияние на кредитный сектор. Во-первых, сложность или облегчение способности коммерческих банков получать кредит от центрального банка влияет на ликвидность кредитных организаций. Во-вторых, изменение официальной ставки означает увеличение или уменьшение стоимости кредита от коммерческих банков для клиентов, так как происходит изменение процентных ставок по активным операциям кредитования.

Кроме того, изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой монетарной политике, которая заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостаток использования рефинансирования в денежно-кредитной политике заключается в том, что этот метод влияет только на коммерческие банки. Если рефинансирование мало используется или не проводится в центральном банке, то этот метод практически полностью теряет свою эффективность.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ценных бумаг центральным банком у коммерческих банков (главным образом, обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих счетов, зарегистрированных центральным банком). Они были широко распространены в течение всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательные резервы) утратили свое первостепенное значение, а основным инструментом денежно-кредитной политики стало вмешательство центрального банка, названное операциями на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Покупка ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, увеличивая тем самым их возможности кредитования, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, меняют интенсивность их операций, их периодичность.

«Операции на открытом рынке впервые стали активно использоваться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием развитого рынка ценных бумаг в этих странах. Позже этот метод кредитного регулирования широко использовался в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми или обратными. Прямая сделка - это обычная покупка или продажа. Реверс - покупка и продажа ценных бумаг с обязательным завершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций и более мягкий эффект их воздействия делают этот инструмент регулирования популярным. Таким образом, доля реверсивных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. 

Если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. «Центральный банк предлагает коммерческим банкам продавать им ценные бумаги на условиях, определенных на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством продавать их обратно через 4–8 недель. Более того, выплата процентов по этим ценным бумагам в течение периода их собственность центрального банка, будет принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Основным отличием является использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также процентная ставка, используемая в этом случае, могут меняться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, принимая во внимание указанную особенность этого метода, должны тщательно следить за своим финансовым положением, избегая при этом ухудшения ликвидности.

В результате проведения операций на открытом рынке центральным банком объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже их), что влечет за собой изменение стоимость кредита и, как следствие, спрос на деньги.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • Условия сделки - покупка и продажа за наличный расчет или покупка за период с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);
  • Объекты сделок - операции с государственными или частными ценными бумагами;
  • Срочность сделки - краткосрочные (до 3 месяцев) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • Сферы деятельности - охватывают только банковский сектор или включают небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • Способ установления ставок - определяется центральным банком или рынком.

«Установление нормативов обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует повышению ликвидности банков, а с другой - эти нормы действуют как прямое ограничение на инвестиции. Изменения нормативов обязательных резервов являются методом прямого воздействия на сумму банковских резервов. Этот метод впервые был применен в Соединенных Штатах в 1933 году. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики, этот механизм денежно-кредитного регулирования влияет на основы банковской системы и способен оказывать сильное влияние на финансовые и Экономическая система в целом". 

Наряду с экономическими методами, которыми центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, он может использовать административные методы воздействия в этой области.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Данный метод кредитного регулирования является количественным ограничением суммы выданных кредитов. В отличие от методов регулирования, которые обсуждались выше, распределение кредитов является прямым методом воздействия на деятельность банков. Кроме того, кредитные ограничения приводят к тому, что компании-заемщики оказываются в неравном положении. Банки, как правило, предоставляют кредиты в основном своим традиционным клиентам, обычно крупным предприятиям. Малые и средние фирмы являются основными жертвами этой политики.

В настоящее время Банк России не применяет прямых количественных ограничений.

С помощью вышеуказанных инструментов реализуются цели денежно-кредитной политики: поддержание денежной массы на определенном уровне (жесткая денежно-кредитная политика) или процентных ставок (гибкая денежно-кредитная политика).

Матвеева Т.Ю. Рассматривает в своей работе два вида денежно-кредитной политики:

  1. стимулирующий
  2. сдерживающая.

«Стимулирующая денежно-кредитная политика проводится во время рецессии и направлена ​​на то, чтобы« подбодрить »экономику, стимулировать рост бизнеса в целях борьбы с безработицей. Ограничение денежно-кредитной политики проводится в период бума и направлено на снижение деловой активности в целях борьбы с безработицей. инфляция.

Стимулом денежно-кредитной политики являются меры центрального банка по увеличению денежной массы.

Ее инструменты:

  1. снижение нормы обязательных резервов,
  2. снижение учетной ставки процента
  3. покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающей (ограничительной) денежно-кредитной политикой является использование мер центрального банка по сокращению предложения денег.

Это включает:

  1. повышение нормы обязательных резервов,
  2. увеличение учетной ставки процента,
  3. Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Рассмотрим механизм воздействия изменения денежной массы на экономику, который называется «механизм передачи денег» или «механизм передачи денег». Механизм передачи денег показывает, как изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема производства (ситуация на реальном рынке, то есть на рынке товаров и услуг).

Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Если экономика находится в состоянии экономического спада, центральный банк покупает государственные ценные бумаги> увеличивается кредитная способность коммерческих банков> банки выдают больше кредитов> мультипликативно увеличивается предложение денег> процентная ставка (цена кредита) падает> фирмы рады брать более дешевые кредиты> инвестиционные расходы рост> общий спрос увеличивается> производство растет мультипликативно.

Поскольку влияние стабилизационной политики происходит в краткосрочной перспективе, влияние стимулирующей денежно-кредитной политики на экономику можно графически изобразить следующим образом.

Эта политика, используемая во время рецессии, называется политикой «дешевых денег».

Соответственно, политика, проводимая центральным банком в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и может быть представлена ​​следующей цепочкой событий.

Центральный банк продает государственные ценные бумаги> кредитная способность коммерческих банков уменьшается> денежная масса уменьшается мультипликативно> повышается процентная ставка (цена кредита)> уменьшается спрос на дорогие ссуды со стороны фирм> снижаются инвестиционные затраты> уменьшается совокупный спрос> уменьшается объем выпуска.

И на самом деле, и в другом случае экономика стабилизируется.

Преимущества денежно-кредитной политики включают в себя:

  • Отсутствие внутреннего отставания. Внутренний лаг - это промежуток времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, и, поскольку эти ценные бумаги в развитых странах являются высоколиквидными, высоконадежными и безрисковыми, проблем с их продажей населению и банкам не возникает.
  • Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики, стимулирование денежно-кредитной политики (увеличение предложения денег) приводит к снижению процентной ставки, что приводит не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других автономных расходов, чувствительных к изменению процента скорость и мультипликативный рост производства.
  • Множитель эффекта. Денежно-кредитная политика, как и фискальная политика, оказывает мультипликативный эффект на экономику, и существует два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс расширения вкладов, то есть мультипликативный рост денежной массы и увеличение автономных расходов в результате уменьшения процентной ставки в условиях мультипликативного увеличения денежной массы (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает общий объем производства.

Недостатки денежно-кредитной политики заключаются в следующем:

  • Возможность инфляции. Стимулирующая денежно-кредитная политика, то есть увеличение предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочной перспективе, а тем более в долгосрочной. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что денежно-кредитную политику можно использовать только тогда, когда экономика перегревается (инфляционный разрыв), т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей денежно-кредитной политики, а в случае рецессии, по их мнению, стимулируют фискальную политику. вместо денежно-кредитной политики следует использовать
  • Наличие внешнего лага из-за сложности и возможных сбоев в механизме перевода денег. Внешнее отставание - это период времени с момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком об изменении объема денежной массы) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении объема производства). Покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком происходит быстро; Возможности кредитования коммерческих банков быстро меняются. Однако механизм передачи денег длинный и состоит из нескольких этапов, на каждом из которых возможен сбой.

Политика «дешевых денег» центрального банка может предоставить коммерческим банкам дополнительные резервы, которые расширяют кредитные возможности банков, но эта возможность может не стать реальностью. Нет никаких гарантий, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выданных коммерческими банками. Кроме того, население может принять решение не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.

Реакция денежного рынка на увеличение предложения зависит от типа кривой спроса на деньги. Серьезное падение процентной ставки произойдет только в том случае, если кривая спроса на деньги крутая, т. е. Если чувствительность спроса на деньги к изменениям процентной ставки невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменениям процентной ставки (кривая спроса на деньги ровная), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению процентной ставки.

Значительное снижение процентной ставки в результате увеличения предложения денег может не привести к значительному увеличению инвестиционных затрат, если их чувствительность к изменениям процентной ставки низкая (кривая инвестиций крутая).

Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике процентной ставки высока, а инвестиционные расходы увеличились в результате падения процентной ставки, то увеличение общих расходов может не привести к увеличению реального объема производства, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального выпуска), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения.

Таким образом, нарушение любого звена в механизме передачи может свести на нет или значительно ослабить влияние денежно-кредитной политики на экономику.

Анализ деятельности Центрального банка Российской Федерации по совершенствованию денежно-кредитной политики (2012-2015 гг.)

Характеристика Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк страны является основным звеном в кредитной системе любого государства. Центральный банк - это, прежде всего, посредник между государством и экономикой.

В настоящее время банковскую систему России возглавляет Центральный банк России, правовой статус, задачи, функции которого формируются на нескольких уровнях: конституционном, специальном законодательном и подчиненном.

Конституция Российской Федерации (ст. 103) устанавливает, что Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России и членов Совета директоров, назначает аудитора Банк России и утверждает его годовой отчет и аудиторский отчет.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

  1. представление Банком России в Государственную Думу для рассмотрения годового отчета, а также аудиторского заключения;
  2. определение Государственной Думой аудиторской фирмы проведения аудита Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
  3. отчеты председателя Банка России перед Государственной Думой о деятельности Банка России.

Законодательное регулирование правового статуса Центрального банка России осуществляется специальным Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации».

Высшим органом Банка России является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности, а также управляет и управляет Центральным банком Российской Федерации. В состав Совета директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Правления. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по рекомендации Председателя Банка, который также является Председателем Совета директоров.

Совет директоров в сотрудничестве с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее реализацию. Структура и штат Центрального аппарата Банка России, а также уставы других его структурных подразделений утверждаются Советом директоров.

Его полномочия также включают в себя:

  1. Изменения в ставках по централизованным кредитам, резервным стандартам, экономическим стандартам;
  2. Определение условий допуска иностранного капитала в российскую банковскую систему;
  3. Другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.

Наряду с Советом директоров, Национальный банковский совет также функционирует вне банка. В него входят представители президента, представители высших законодательных и исполнительных органов и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.

Члены Банковского совета утверждаются Государственной Думой по предложению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже одного раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов. 

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки для своих операций. Ставка рефинансирования - это ставка, по которой кредиты предоставляются коммерческими банками, или ставка, по которой Центральный банк переоценивает счета с них. 

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок для различных типов операций или проводить политику процентных ставок без фиксации процентной ставки. Банк России использует политику процентных ставок для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Неотъемлемой частью политики рефинансирования, проводимой Банком России, являются его депозитные операции с кредитными организациями. Целью этих операций является изъятие избыточной ликвидности из банковской системы путем привлечения свободных средств кредитных организаций на депозитные счета в Банке России.

Банк России проводит депозитные операции с использованием следующих механизмов:

  • Проведение депозитных аукционов;
  • Проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке;
  • Прием средств от банков, заключивших Генеральное соглашение с Банком России о депозитных операциях в валюте Российской Федерации с использованием системы Reuters Dealing;
  • Прием банковских вкладов на депозит на основании отдельного договора, определяющего условия вклада.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанавливает действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления последнего.

Дата и способ проведения депозитных аукционов и депозитных операций с фиксированной процентной ставкой определяются Банком России. Депозитные аукционы проводятся Банком России в Москве в виде процентного тендера по договорам-заявкам банков. Основные условия размещения средств банком на депозите оформляются двусторонним заявлением. Проценты по вкладам рассчитываются по формуле простых процентов за период фактического периода привлечения средств исходя из количества календарных дней в году. Досрочное снятие средств банком и пролонгация вкладов не допускаются. 

Когда Банк России проводит депозитную операцию с фиксированной процентной ставкой, банки направляют соответствующие соглашения-заявки в уполномоченные органы Банка России. Принимая решение о проведении депозитного аукциона, Банк России публикует официальное объявление в Бюллетене Банка России, в котором указываются основные условия проводимых операций.

Для реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени выпускать облигации, подлежащие размещению и обращению среди кредитных организаций. В то же время максимальный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения о следующем выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимальной Возможный объем обязательных резервов кредитных организаций и размер этих резервов определяются исходя из коэффициента текущих резервов.

Существующий опыт выпуска облигаций Банка России продемонстрировал невозможность оперативного влияния на уровень ликвидности банков с использованием этого инструмента, поскольку существующий порядок выпуска и обращения облигаций Банка России устанавливает слишком длительный промежуток времени между принятием решение Банка России и выполнение операции. Поэтому в настоящее время Банк России не проводит операций по выпуску собственных облигаций.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры для роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время Банк России использует денежный агрегат М2 в качестве промежуточного ориентира для денежно-кредитной политики. Этот индикатор служит монетарным индикатором, который при определенной кратковременной задержке оказывает влияние на инфляцию. Но, учитывая ослабление статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен, которое мы отметили, Банк России в то же время считает возможным выйти за рамки расчетных параметров роста денежный агрегат М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения денежной массы от прогнозируемых количественных целевых показателей за короткий период не влекут за собой немедленной автоматической корректировки денежно-кредитной политики.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях с целью проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультации с Правительством Российской Федерации.

Это административные методы, которые включают в себя:

  • Установление лимитов для кредитных организаций на выдачу кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения для активных операций банков, ограничений на осуществление определенных банковских операций кредитными организациями;
  • Введение максимальных процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками, определение размера комиссионных и тарифов за предоставление отдельных видов банковских услуг.
  • Установление фиксированного соотношения процентных ставок коммерческих банков и официальных ставок, прямого ограничения размера кредитной маржи (разницы между покупной ценой ресурсов и их последующей перепродажей в форме займа или разницы между средние процентные ставки по активным и пассивным операциям банков).

В настоящее время Банк России не применяет прямых количественных ограничений.

Принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о размере обязательных резервов, изменении процентных ставок Банка России, определении лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и др. Находится в компетенции Совет директоров Банка России.

Банк России регулирует общий объем выданных им кредитов в соответствии с принятыми руководящими принципами единой государственной денежно-кредитной политики, используя учетную ставку в качестве инструмента. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свою деятельность.

Основные экономические результаты работы банка в 2012-2013 гг.

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. Это учитывает необходимость достижения целевых показателей инфляции в среднесрочной перспективе.

В 2012 году сохранялись неблагоприятные тенденции развития мировой экономической среды. Спад в еврозоне и в целом слабый спрос в экономиках, которые вносят наибольший вклад в мировое потребление, привели к замедлению роста ВВП на развивающихся рынках. Все это привело к снижению темпов роста мирового потребления, в том числе использования первичных ресурсов. В то же время в 4 квартале 2012 года появились признаки того, что спад деловой активности в мире не углубляется. Ситуация на финансовых рынках стала более стабильной. Этому способствовали стимулирующие меры денежно-кредитной политики в США и решения, принятые в еврозоне по реагированию на кризис и снижению рисков для финансовой системы валютного союза в долгосрочной перспективе.

Ситуация в реальном секторе российской экономики во второй половине 2012 года характеризовалась небольшим замедлением темпов роста. Внутренний спрос оставался основным фактором экономического роста; однако в 3-м и 4-м кварталах темпы роста потребительского и инвестиционного спроса были ниже, чем в соответствующем периоде 2011 года. Фактический объем производства товаров и услуг, по оценкам, близок к его потенциальному уровню. Таким образом, состояние спроса в 2012 году не оказало повышательного давления на инфляцию.

В 4 квартале 2012 года инфляция стабилизировалась (в годовом выражении) после роста в 3 квартале. В конце года темпы роста потребительских цен превысили целевой диапазон 5-6% и были выше, чем в 2011 году, из-за динамики волатильных факторов (цены на фрукты и овощи). В то же время базовая инфляция снизилась.

Предполагается, что в 2013-2014 гг. Низкий уровень деловой активности в мире будет и впредь сдерживать рост российской экономики. Кроме того, не исключены даже более пессимистичные сценарии во внешнем секторе. Риски вызваны нерешенными проблемами в еврозоне, ростом государственного долга США и изменениями в бюджетной политике этой страны. Однако если финансовые рынки больше не будут подвергаться серьезному стрессу и положительное влияние мер по стабилизации, принятых в иностранных экономиках, в зависимости от обстоятельств, будет поддерживаться дополнительными стимулами, глобальная ситуация в целом не ухудшится по сравнению с 2012 годом. 

Высокая неопределенность внешних перспектив предполагает возможность корректировки экономических прогнозов для России на 2013-2014 годы. и прогнозы платежного баланса, в том числе для потоков частного капитала.

Совокупный спрос, как ожидается, не окажет повышающего давления на инфляцию в 2013-2014 годах. Сдерживающее влияние на темпы роста внутреннего спроса могут оказать: слабая динамика инвестиций в основной капитал, замедление темпов роста спроса на кредитные ресурсы, снижение темпов роста реальных доходов населения и доверия потребителей.

Текущая динамика кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам в целом свидетельствует о переходе к более умеренным темпам роста, хотя темпы роста кредитов населению остаются на достаточно высоком уровне.

Риск превышения целевых диапазонов, связанный с динамикой цен на продукты питания, в настоящее время оценивается как умеренный.

Исходя из приведенных оценок, в 4 квартале 2012 года и в январе 2013 года Банк России не изменил ставки по основным инструментам, определяющим стоимость заимствования для банков. В то же время в декабре 2012 года ставки по рублевым операциям валютного свопа были снижены на 0,25 процентных пункта, а ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях повышены на 0,25 процентных пункта. Ширина коридора процентных ставок была уменьшена до 200 базисных пунктов, его границы стали симметричными относительно минимальной ставки для аукционов по предоставлению краткосрочной ликвидности. Сужение полосы процентных ставок Банка России направлено на ограничение волатильности ставок денежного рынка.

С 1 марта 2013 года Банк России установил норматив обязательных резервов по обязательствам перед нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в размере 4,25% и 4,25% по всем другим обязательствам.

Из графика видно, что ставка рефинансирования снижается в течение последних пяти лет. Так, на 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования составляла 13% (увеличившись с 12% с 12 ноября 2008 года), а 24 апреля 2009 года она снизилась и составила 12,5%. 14 мая 2009 года произошло очередное снижение ставки рефинансирования - до 12%, 5 июня - снижение до 11,5%. Тенденция к снижению ставки рефинансирования продолжалась до 2011 года, и по состоянию на 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования составляла 8%. Далее наблюдаются колебания от 8% до 8,25%. С 14 сентября 2012 года Банк России установил ставку рефинансирования в размере 8,25%. В течение 1 квартала 2013 года Банк России не изменял ставку рефинансирования.

Такая динамика четко иллюстрирует снижение инфляции - ставка рефинансирования повышается, чтобы остановить инфляционные процессы, взять их под контроль. Наибольший инфляционный всплеск произошел летом и осенью 2008 года - ставка рефинансирования подскочила с 10,5% до 12%. Но с тех пор динамика роста потребительских цен затухала.

Что касается развития российской экономики и денежно-кредитной политики в 2012 году, то в первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост был обусловлен главным образом увеличением внутреннего спроса. В январе-сентябре темпы роста ВВП оценивались примерно в 4%.

Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года увеличились на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2011 года - на 5,0%).

С ростом экономики численность занятого населения увеличилась. Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% от экономически активного населения (6,0% годом ранее).

На фоне высоких мировых цен на энергоносители доходы бюджета увеличились, а равномерность бюджетных расходов в течение финансового года улучшилась. В результате профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе-сентябре 2011 года - 2,9% ВВП).

В январе - мае 2012 года инфляция продолжала замедляться, которая началась в середине 2011 года (по сравнению с месяцем к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне он начал расти, а в сентябре превысил верхнюю границу целевого показателя на 2012 год (5 - 6%).

По оценкам, выпуск товаров и услуг был близок к потенциальному уровню. Рост цен на непродовольственные товары, за исключением бензина, на который меньше всего влияют нестабильные и административные факторы, замедлился; согласно оценкам, темпы их роста снизились с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года).

Во второй половине 2011 г. - начале 2012 г. на замедление роста потребительских цен существенное влияние оказала благоприятная ситуация на внутреннем и мировом рынках сельскохозяйственной продукции. В апреле 2012 года темпы роста цен на продукты питания достигли своего исторического минимума (по сравнению с месяцем к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания фрукты и овощи были на 29,1% дешевле, чем в апреле 2011 года.

Кроме того, отсрочка индексации административно регулируемых тарифов с января до третьего квартала этого года повлияла на снижение инфляции. В результате в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен снизились, достигнув в апреле-мае минимального значения за весь период наблюдения - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам предыдущего года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.

Однако в мае-сентябре рост цен на продукты питания ускорился. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в том же месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая жилищно-коммунальные услуги, подорожали в сентябре 2012 года по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, меньше, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция выросла до 6,6%, базовая инфляция - до 5,7 %.

Центральный банк Российской Федерации выражает надежду на возвращение годовой инфляции к обычному уровню к середине 2013 года. К концу 2013 года Центробанк ожидает удержания в целевом интервале 5-6%.

Направления денежно-кредитной политики в Российской Федерации на ближайшее будущее

В течение следующего трехлетнего периода основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение стабильности цен, что предполагает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированный и устойчивый экономический рост. К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение стабильности цен признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целевых показателей инфляции, принятие решений, прежде всего, на основе прогноза экономического развития и динамики инфляции, а также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность. Наряду с этим финансовая стабильность рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной макроэкономической, в частности, денежно-кредитной политики. В среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача дальнейшего снижения темпов роста потребительских цен.

Этот процесс должен идти постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста, а также задач по поддержанию стабильного функционирования банковского сектора и финансовых рынков, что позволит избежать чрезмерной волатильности цен на активы и Неоправданные колебания деловой активности. Целевое значение для изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных факторов, составит 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году.

Выбор индекса потребительских цен в качестве целевого показателя обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских цен менее волатилен и более подвержен влиянию мер денежно-кредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение прожиточного минимума. и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий хозяйствующих субъектов. Банк России будет стремиться к достижению своей цели по инфляции, устанавливая процентные ставки по своим операциям с учетом специфики трансмиссионного механизма, то есть процесса влияния решений центрального банка на экономику. Банк России продолжит реализацию мер по оптимизации системы инструментов денежно-кредитной политики с целью повышения эффективности канала процентных ставок трансмиссионного механизма. Меры Банка России по развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и совершенствованию платежной системы Банка России также будут способствовать достижению этой цели. Банк России намерен и впредь повышать гибкость установления обменного курса и к 2015 году завершить переход к режиму плавающего обменного курса, что позволит избежать возможного конфликта целей денежно-кредитной политики.

Банк России рассмотрел четыре варианта условий денежно-кредитной политики на 2014–2016 годы, один из которых - вариант II (б) - соответствует первому варианту прогноза Правительства Российской Федерации, а три других - вариантам I, II (а) и III - были разработаны Банком России. Предпосылки для внешних условий в прогнозе отличаются между вариантами. В вариантах II (a) и II (b) предполагается, что ситуация в мировой экономике будет постепенно улучшаться, и среднегодовая цена на нефть останется на уровне, близком к уровню 2013 года.

Варианты I и III предусматривают отклонение среднегодовой цены на нефть на 25 долларов США в сторону понижения и повышения в контексте более медленного и быстрого восстановления мировой экономики, соответственно. Что касается внутренних условий, то планируется осуществить структурные реформы, намеченные Правительством Российской Федерации (ожидается, что объявленные реформы будут закреплены в соответствующих нормативных правовых актах и ​​решениях).

В этом случае вариант II (b) исходит из предпосылки относительно быстрого улучшения делового климата и повышения конкурентоспособности российской экономики, в то время как варианты Банка России предполагают, что влияние структурных реформ на экономику будет будет более продолжительным во времени и не приведет к значительному увеличению инвестиционной активности частного сектора в течение рассматриваемого трехлетнего периода. Все варианты учитывают изменение порядка индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний: внедрение индексации тарифов для населения в 2014 - 2016 годах на основе уровня инфляции предыдущего года с понижением коэффициента 0,7; неизменность в 2014 году и индексация по уровню инфляции предыдущего года в 2015 и 2016 годах тарифов для других категорий потребителей.

Что касается бюджетной политики во всех вариантах, предполагается, что она будет проводиться в 2014-2016 годах в рамках действующих бюджетных правил. Прогнозы Банка России по основным макроэкономическим параметрам также учитывают влияние текущей внутренней денежно-кредитной политики на внутренние условия, направленное на достижение целевых показателей инфляции.

В вариантах II (a) и II (b) предусматривается, что в 2014 году среднегодовая цена на нефть марки Urals составит 101 долл. США за баррель, а затем останется на уровне 100 долл. США за баррель в 2015-2016 годах. В рамках этих вариантов ожидается постепенное восстановление мировой экономики в условиях относительно стабильной ситуации на финансовых рынках. Согласно международным оценкам, темпы роста мировой экономики могут увеличиться с 3,1% в 2013 году до 3,8% в 2014 году.

В то же время вероятное сокращение количественного смягчения со стороны Федерального резерва США, а также продолжающееся осуществление правительствами крупнейших развитых стран политики, направленной на сокращение дефицита государственного бюджета, и наблюдаемое замедление экономического роста в развивающихся странах. Рынки указывают, что значительного ускорения роста мировой экономики в 2014-2016 годах не произойдет. Принимая во внимание ожидаемое отсутствие роста мировых цен на энергоносители, а также умеренную динамику цен на продовольствие, инфляция в экономиках стран - основных торговых партнеров России, по прогнозам, останется на достаточно низком уровне и отсутствие значительного влияния его динамика на темпы роста потребительских цен в России. В целом, согласно прогнозу Банка России, сдерживающее влияние на российскую экономику со стороны внешнего спроса в 2014-2016 годах будет снижаться. Тем не менее наличие ограничений, связанных с возможностью увеличения объемов экспорта топливно-энергетических ресурсов, предполагает сохранение негативного вклада чистого экспорта в рост ВВП, несмотря на нормализацию экономической ситуации в странах - торговых партнерах. В условиях слабого внешнего спроса внутренний спрос будет продолжать играть ключевую роль в формировании роста российской экономики. Внутренний спрос будет поддерживаться замедлением инфляции, реализацией определенных государственных инвестиционных проектов, в том числе путем инвестирования средств из Фонда национального благосостояния, а также поддержанием умеренных темпов роста кредитования экономики. По оценкам Банка России, темпы роста кредитования экономики составят около 15% в год, что в целом соответствует их равновесной динамике и обеспечит экономический рост без создания рисков финансового дисбаланса.

Факторами, сдерживающими экономический рост, будут ограничения на увеличение использования факторов производства, неблагоприятная демографическая ситуация (сокращение населения трудоспособного возраста), а также бюджетная политика, которая подразумевает снижение спроса на государственные инвестиции в реальном выражении и ограниченное повышение заработной платы работников государственного сектора и военнослужащих. Варианты II (a) и II (b) различаются в своих допущениях относительно скорости воздействия осуществления структурных изменений на российскую экономику, что обусловливает разницу в прогнозируемых темпах роста общего объема производства в этих вариантах.

Вариант II (b) исходит из предпосылки относительно быстрого восстановления экономической активности. Основными факторами экономического роста станут повышение конкурентоспособности российских компаний, импортозамещение и рост инвестиционной активности за счет улучшения делового климата, производственной и транспортной инфраструктуры. Это сделает инвестиции одним из основных источников экономического роста. Ожидается, что рост инвестиций в основной капитал в 2014 году может составить 3,9% и увеличится до 5,6-6,0% в 2015-2016 годах. Динамика потребительских расходов населения будет относительно стабильной: их рост составит около 4,0% в год. Несмотря на ускорение роста внутреннего спроса, ожидается, что импорт будет расти на 2,1-3,8% в год. В результате отрицательный вклад чистого экспорта в рост ВВП в 2014-2016 годах снизится до значений, близких к нулю. В этих условиях рост ВВП ускорится до 3,0% в 2014 году, 3,1% в 2015 году и 3,3% в 2016 году. Согласно оценкам Банка России, достижение целевых показателей инфляции в рамках этого варианта макроэкономического развития, учитывая относительно быстрое восстановление внутреннего спроса, может потребовать умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

Вариант II (а) рассматривается Банком России как базовый вариант. Этот вариант, в отличие от варианта II (b), основан на предпосылке отсроченного воздействия структурных изменений на экономику, постепенного улучшения инвестиционного климата, сохранения повышенной экономической неопределенности и низкой прибыльности российских компаний, что будет сдерживать инвестиционная деятельность частного сектора. Ожидается, что эффективность частных и государственных инвестиций останется слабой. Значительное ускорение процесса импортозамещения не прогнозируется, что приведет к сохранению значительного отрицательного вклада чистого экспорта в рост общего объема производства. С учетом существующих структурных ограничений темпы роста потенциальной продукции в 2014-2016 гг., По оценкам Банка России, могут составить 2,0-3,0%. В то же время предполагается, что небольшой отрицательный разрыв в объеме производства сохранится в 2014 году, а в последующие годы он будет постепенно сокращаться. Таким образом, денежно-кредитная политика будет учитывать инерцию инфляционных ожиданий экономических агентов и необходимость формирования и закрепления тенденции к снижению их динамики.

В то же время вероятное сокращение количественного смягчения со стороны Федерального резерва США, а также продолжающееся осуществление правительствами крупнейших развитых стран политики, направленной на сокращение дефицита государственного бюджета, и наблюдаемое замедление экономического роста в развивающихся странах. Рынки указывают, что значительного ускорения роста мировой экономики в 2014-2016 годах не произойдет. Принимая во внимание ожидаемое отсутствие роста мировых цен на энергоносители, а также умеренную динамику цен на продовольствие, инфляция в экономиках стран - основных торговых партнеров России, по прогнозам, останется на достаточно низком уровне и отсутствие значительного влияния его динамика на темпы роста потребительских цен в России. В целом, согласно прогнозу Банка России, сдерживающее влияние на российскую экономику со стороны внешнего спроса в 2014-2016 годах будет снижаться. Тем не менее наличие ограничений, связанных с возможностью увеличения объемов экспорта топливно-энергетических ресурсов, предполагает сохранение негативного вклада чистого экспорта в рост ВВП, несмотря на нормализацию экономической ситуации в странах - торговых партнерах. В условиях слабого внешнего спроса внутренний спрос будет продолжать играть ключевую роль в формировании роста российской экономики. Внутренний спрос будет поддерживаться замедлением инфляции, реализацией определенных государственных инвестиционных проектов, в том числе путем инвестирования средств из Фонда национального благосостояния, а также поддержанием умеренных темпов роста кредитования экономики. По оценкам Банка России, темпы роста кредитования экономики составят около 15% в год, что в целом соответствует их равновесной динамике и обеспечит экономический рост без создания рисков финансового дисбаланса.

Факторами, сдерживающими экономический рост, будут ограничения на увеличение использования факторов производства, неблагоприятная демографическая ситуация (сокращение населения трудоспособного возраста), а также бюджетная политика, которая подразумевает снижение спроса на государственные инвестиции в реальном выражении и ограниченное повышение заработной платы работников государственного сектора и военнослужащих. Варианты II (a) и II (b) различаются в своих допущениях относительно скорости воздействия осуществления структурных изменений на российскую экономику, что обусловливает разницу в прогнозируемых темпах роста общего объема производства в этих вариантах.

Вариант II (b) исходит из предпосылки относительно быстрого восстановления экономической активности. Основными факторами экономического роста станут повышение конкурентоспособности российских компаний, импортозамещение и рост инвестиционной активности за счет улучшения делового климата, производственной и транспортной инфраструктуры. Это сделает инвестиции одним из основных источников экономического роста. Ожидается, что рост инвестиций в основной капитал в 2014 году может составить 3,9% и увеличится до 5,6-6,0% в 2015-2016 годах. Динамика потребительских расходов населения будет относительно стабильной: их рост составит около 4,0% в год. Несмотря на ускорение роста внутреннего спроса, ожидается, что импорт будет расти на 2,1-3,8% в год. В результате отрицательный вклад чистого экспорта в рост ВВП в 2014-2016 годах снизится до значений, близких к нулю. В этих условиях рост ВВП ускорится до 3,0% в 2014 году, 3,1% в 2015 году и 3,3% в 2016 году. Согласно оценкам Банка России, достижение целевых показателей инфляции в рамках этого варианта макроэкономического развития, учитывая относительно быстрое восстановление внутреннего спроса, может потребовать умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

Вариант II (а) рассматривается Банком России как базовый вариант. Этот вариант, в отличие от варианта II (b), основан на предпосылке отсроченного воздействия структурных изменений на экономику, постепенного улучшения инвестиционного климата, сохранения повышенной экономической неопределенности и низкой прибыльности российских компаний, что будет сдерживать инвестиционная деятельность частного сектора. Ожидается, что эффективность частных и государственных инвестиций останется слабой. Значительное ускорение процесса импортозамещения не прогнозируется, что приведет к сохранению значительного отрицательного вклада чистого экспорта в рост общего объема производства. С учетом существующих структурных ограничений темпы роста потенциальной продукции в 2014-2016 гг., По оценкам Банка России, могут составить 2,0-3,0%. В то же время предполагается, что небольшой отрицательный разрыв в объеме производства сохранится в 2014 году, а в последующие годы он будет постепенно сокращаться. Таким образом, денежно-кредитная политика будет учитывать инерцию инфляционных ожиданий экономических агентов и необходимость формирования и закрепления тенденции к снижению их динамики....

Все рассматриваемые прогнозы предполагают сокращение профицита счета текущих операций из-за стабилизации экспорта товаров, вызванной, главным образом, слабыми темпами роста физических объемов, а также продолжающимся ростом импорта. В то же время в вариантах II (a) и II (b) ожидается отрицательное сальдо счета текущих операций в 2016 году.

Предположение об уменьшении цены на нефть с текущих значений до примерно 100 долл. США за баррель в 2014–2016 годах в вариантах II (a) и II (b) соответствует реализации предпосылки постепенного снижения в этот период антикризисные меры по поддержке экономики со стороны монетарных властей США и сохраняющийся низкий риск аппетита участников мировых финансовых рынков. В этих условиях Банк России прогнозирует, что отрицательное сальдо финансового счета сохранится в 2014 году. В то же время в этих вариантах ожидается уменьшение чистого оттока частного капитала в 2015 году в контексте снижения положительное сальдо счета текущих операций и повышение гибкости обменного курса, что обеспечивает сбалансированность текущего счета и финансового счета при относительно небольших изменениях в международных резервах. В 2016 году возможно формирование чистого притока частного капитала.

В варианте I, который соответствует ухудшению как внешних, так и внутренних экономических условий, Банк России прогнозирует сохранение отрицательного сальдо финансового счета, в то время как в варианте III, в условиях растущей склонности к риску со стороны международных инвесторов и возможное повышение привлекательности инвестирования в российскую экономику, к 2015 году чистый приток частного капитала.

Банк России оценил динамику денежных показателей за 2014–2016 годы на основе показателей спроса на деньги, соответствующих целевым показателям инфляции, прогноза динамики ВВП, оценок платежного баланса, а также с учетом параметров проекта федерального бюджет на 2014-2016 гг.

Постепенное повышение гибкости обменного курса и планируемый переход Банка России на плавающий обменный курс в 2015 году, а также реализация бюджетной политики с учетом применения бюджетных правил создают условия для последовательного снижение влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежной массы в ближайшие три года. Изменение объема чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования будет в основном обусловлено операциями по пополнению (использованию) суверенных фондов благосостояния. Денежная масса на уровне органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться в основном за счет операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, и в рамках всех рассматриваемых вариантов ожидается увеличение валового кредита банкам. Таким образом, по прогнозам Банка России, структурный дефицит ликвидности в банковском секторе сохранится.

В рамках перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России продолжит работу по повышению эффективности канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, основного канала влияния Банка России на экономику.

Банк России будет использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направления денежно-кредитной политики. В то же время к 1 января 2016 года Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До этой даты ставка рефинансирования будет иметь второстепенное значение. При проведении операций по регулированию ликвидности банковского сектора Банк России будет стремиться поддерживать однодневные ставки денежного рынка по ключевой ставке. В то же время межбанковское кредитование должно играть основную роль в перераспределении ликвидности между участниками рынка.

Повышение уровня понимания и уверенности в проводимой политике, а также снижение неопределенности в отношении действий центрального банка будет способствовать формированию стабильных ожиданий относительно процентных ставок на межбанковском рынке, снижению их волатильности, а также улучшить перенос изменений уровня ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим элементом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Вывод:

Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации имеет большое значение для России. Он призван помочь установить общий уровень производства в экономике, характеризующийся полной занятостью и отсутствием инфляции.

Основные задачи, стоящие перед Центральным банком Российской Федерации, заключаются в поддержании покупательной способности национальной валюты и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Монетарное регулирование, осуществляемое центральным банком Российской Федерации, являясь одним из компонентов экономической политики государства, позволяет одновременно сочетать макроэкономическое воздействие с возможностью быстрой корректировки мер регулирования. Основным видом деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одним из важнейших направлений деятельности центрального банка является рефинансирование кредитных и банковских учреждений, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Преимуществами денежно-кредитной политики являются гибкость и политическая приемлемость.

Банк России должен совместно с Правительством Российской Федерации активно влиять на улучшение условий реализации денежно-кредитной политики.

Прежде всего это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковского кредитования, восстановления доверия к государственным ценным бумагам и на этой основе укрепления такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

На современном этапе Центральный банк Российской Федерации должен использовать все инструменты денежно-кредитного регулирования, и особенно следует отметить тот факт, что основные методы, используемые Центральным банком, должны быть экономическими.

Таким образом, следует отметить, что реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление стабильности банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций накопления сбережений населения, средств предприятий, их преобразования в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной деловой практики.

Очевидно, что при реализации всех направлений денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации в условиях нестабильности внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают различные проблемы. Это несовершенство законодательной базы и рискованность денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточной информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных средств и другие.

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы российской экономики и созданию условий для повышения эффективности ее регулирования с помощью политики Центрального банка поможет оживить финансовую и социальную жизнь страны и ее устойчивое развитие в будущем.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и стабильности денежной системы следует уделять внимание информационной прозрачности органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора посредством регулярного публикации объективных аналитических материалов.