Теоретические основы и предпосылки социального партнерства

Содержание:

  1. Социальное партнерство: сущность, причины, элементы
  2. Модели социального партнерства: зарубежный опыт
  3. Вывод
Предмет: Управление персоналом
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по управлению персоналом:

 

Много готовых рефератов по управлению персоналом

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальные отношения в производственных коллективах
Типы социальных отношений на предприятии
Социальное партнерство в странах Западной Европы
Социальное партнерство в Украине

Введение:

Теория и практика уже давно доказали, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике необходимы для непрерывного поступательного развития страны и создания стабильного политического климата.

В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно осуществляться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Законодательство является предметом постоянного контроля со стороны как законодателей, так и потребителей.

Мировая практика управления и практика Международной организации труда (МОТ) окончательно привели к отказу от радикальных методов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости социального диалога с учетом интересов всех субъекты производственного и трудового процесса.

Целью социального партнерства является достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации самого важного постулата. В современных условиях именно социальное партнерство должно служить способом цивилизованной координации интересов различных групп в разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-экономической сфере, что определяет важность и актуальность рассматриваемого вопроса.     

Целью написания курсовой работы является изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики.  

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:  

  • изучить сущность, принципы и элементы социального партнерства;
  • изучить и проанализировать модели социального партнерства, основанные на примере зарубежного опыта;
  • выявить проблемы направления развития социального партнерства при реализации социальной политики на современном этапе

Предметом исследования является социальное партнерство как фактор, влияющий на реализацию социальной политики.  

Объектом исследования является анализ социального партнерства при реализации социальной политики, проблемы в направлении развития социального партнерства.  

При написании курсовой работы использовались следующие методы обучения (познания):

  • общенаучные:
    • Анализ;
    • Синтез;
    • Индукция;
    • Вычет.
  • частный:
    • Графический анализ;
    • Статистический анализ и др.

Основой для написания курсовой работы является учебник Е.А. Лутохиной «Макроэкономика: социально ориентированный подход» по общему изданию Е. А. Лутохиной. В этом уроке достаточно кратко и легко представлены материалы по теме курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении описаны цели, задачи, методы исследования, а также указан объект исследования курсовой работы.

В первой главе описывается сущность социального партнерства, предпосылки его возникновения, принципы, на которых оно основано. Компоненты и механизм функционирования. 

Во второй главе рассмотрены модели социального партнерства на примере таких зарубежных стран, как США, Германия, Франция и другие страны.

В третьей главе изложены основные проблемы развития социального партнерства на современном этапе.

Заключение содержит основные выводы по трем вышеописанным главам курсовой работы.

Социальное партнерство: сущность, причины, элементы

К концу XIX - началу XX в. Социальные конфликты, забастовочное движение были почти постоянными явлениями в мире. Широко известен в этом отношении, например, 1905 г. в России. Общее количество ударов тогда составило 13 955. Один из них перерос в кровавое декабрьское вооруженное восстание. И в крупных западных странах в двадцатом веке. забастовочное движение имело значительные масштабы.        

В США, например, в период 1948 - 1957 гг. Число забастовок составляло 3–5 тыс. В год, причем по 2–4 млн. Ударов каждое. Забастовки были также широко распространены в Европе, особенно во Франции и Италии. Скажем, в 1948 г. во Франции более 6 миллионов человек приняли участие в забастовках. Фактически, было 1500-3000 забастовок каждый год. Эта ситуация создала социальную и экономическую нестабильность.      

Социальный конфликт, возникший гораздо раньше, давно привлекает внимание мыслителей. Английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) одним из первых обратил внимание на эту проблему. В своих работах он показал, что пренебрежение интересами и мнениями разных социальных классов приводит к возникновению конфликтов в обществе. Знаменитый философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) широко развил идею «общественного договора», суть которого заключалась в необходимости вести переговоры, а не конфликтовать. Такое соглашение, по мнению философа, способно вернуть людям общую гармонию и мир. Немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) был активным сторонником компромисса в социально-экономических отношениях. Он рассматривал человеческие отношения как взаимные действия, выгодные для обеих сторон и, следовательно, требующие взаимных уступок и компромиссов. В России идеи социального мира, «партнерства» были распространены в его трудах экономистом и социологом В.В.-Берви-Флеровским (1829 - 1918). В своей работе «Положение рабочего класса в России» он подверг резкой критике полный произвол собственника по отношению к рабочему, ужасающие условия жизни рабочих и их детей. Однако он видел выход не в конфронтации, а в солидарности, партнерстве. Он писал, что «борьба за существование» должна противопоставляться «союзу за существование». Мы находим развитие этих идей у ​​русского экономиста М. И. Туган-Барановского (1865 - 1919), в котором он подчеркивал особую роль правовой базы в отношениях между предпринимателями и рабочими.             

Итак, теоретической основой социального партнерства стало углубление понимания того, что процесс производства и воспроизводства капитала, следовательно, производства невозможен, когда интересы его сторон - работодателей и работников - сталкиваются. Наоборот, это возможно и успешно только при их взаимодействии, при сближении и взаимном учете интересов. Любая конфронтация, любая борьба между работодателями и работниками останавливает и разрушает производственный процесс создания национального продукта и, следовательно, богатства. В то же время беднеют обе стороны - и представители капитала, и представители труда, то есть всего общества. Однако тогда это понималось только теоретически. Резкий рост реальных противоречий и противостояний привел к тому, что в начале ХХ в. теория раскололась на две части. Они оказались непримиримыми:

  • первый аргументировал необходимость революционной реорганизации капитализма;
  • второй обосновал необходимость ее реформирования на основе компромиссов.

Понятие «социальное партнерство» в литературе до сих пор определяется по-разному. Некоторые исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко - как метод урегулирования конфликтных трудовых отношений. Тем не менее, даже с разбросом мнений очевидно, что социальное партнерство - это, во-первых, определенные отношения между людьми; во-вторых, субъектами этих отношений являются работодатели, работники и государство; в-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальный статус субъектов, их место, роль и права в создании и распределении производства продукта. В-четвертых, цель отношений социального партнерства - учитывать и уравновешивать интересы своих основных субъектов во имя социальной гармонии и мира.             

Необходимость возникновения и развития социального партнерства объективно определяется. Это связано с тем, что основные действующие лица - работодатели и работники - играют разные роли как в производстве, так и в обществе в целом. Однако эти лица не могут вести производство. Реализуйте свои интересы друг без друга, без взаимодействия. Ни владелец средства производства (работодатель), ни работник не смогут получать: одни прибыли, а другие - средства жизни, если они не объединятся в одном производственном процессе. Предметы объединены общим интересом. В то же время их роли и функции различны, что существенно различает их положение и личные (групповые) интересы, которые могут разрастаться до степени серьезных противоречий и даже вооруженных конфликтов. Именно здесь возникает осознание необходимости оптимального баланса интересов субъектов, выхода на путь социального партнерства.        

Возможность отношений социального партнерства обеспечивается тем, что при разнице в специфических личных интересах субъектов они объективно взаимосвязаны общим делом, целью и интересом. Это сообщество создает возможность с учетом интересов сторон пойти на определенный компромисс и прийти к взаимному согласию между сторонами. Чем выше ущерб от создавшегося конфликта сторон, тем сильнее необходимость и возможность его взаимовыгодного разрешения на основе партнерских отношений.  

Основные черты социального партнерства : 

  • социальное партнерство основано на сочетании необходимости и возможности согласования интересов вовлеченных сторон;
  • та или иная степень баланса интересов сторон служит мерой, критерием партнерства сторон;
  • обсуждение спорных, конфликтных вопросов и их решение путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон в этих отношениях;
  • равенство сторон,  равная сила их голосов при решении важного или противоречивого вопроса

До тех пор, пока сами исторически сложились партнерские отношения, принципы социального партнерства были такими же трудными и медленными для формирования.

Основной целью социального партнерства является достижение социальной гармонии и, следовательно, мира.  

Социальное партнерство основано на пяти основных принципах:   

  • взаимное признание интересов сторон (партнеров) как важных и законных;
  • паритет (равенство, равенство) на всех этапах партнерства, в том числе при принятии решений;
  • социальная справедливость в регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;
  • поиск компромисса в решении спорных и конфликтных вопросов, поскольку главная цель партнерства - достижение социальной гармонии;
  • взаимная ответственность сторон за выполнение (и неисполнение) согласованных действий. 

Практическая реализация принципов социального партнерства является сложной задачей. Требуется учитывать не только свои интересы, но и интересы партнеров. А это требует немалых условий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение такого соотношения интересов и действий дает очень ощутимые и ценные результаты:   

  • сглаживание поляризации общества;
  • повышение экономической активности всех участников творческого проекта;
  • обеспечение политической, экономической и социальной устойчивости.

Достижение социальной гармонии требует решения ряда солодовых задач и, прежде всего, формирования системы социального партнерства.

Первым компонентом системы социального партнерства является отбор и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех учреждений (учреждений), которые могут их представлять. Исторически сложилось так, что первая структура субъектов партнерства представлена ​​только двумя сторонами: работники - работодатели (владельцы средств производства). Это двустороннее партнерство было позже названо "двупартийным". Затем структура субъектов-партнеров претерпевает значительные изменения, поскольку государство также начинает участвовать в переговорном процессе. Возникающее трехстороннее партнерство стало называться «трехсторонним». Модель трехстороннего соглашения была затем закреплена в Конвенции Международной организации труда (№ 144). В соответствии с этой Конвенцией государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение (соглашение) вместе с профсоюзами работников и работодателей. Наконец, предметная структура социального партнерства стала еще более сложной - введено многоуровневое сотрудничество. Это означало, что принцип «трипартизма» должен соблюдаться не только на национальном уровне, но и на отраслевых и на уровне субъектов хозяйствования. Это приводит к тому, что, например, при заключении соглашения на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого соглашения, а при принятии отраслевого соглашения следует учитывать положения, закрепленные в национальном соглашении о социальное партнерство. 

Второй структурной частью системы социального партнерства являются объекты партнерских отношений. Помимо субъектов структуры, социального партнерства в целом. Как особой системы, оно также включает в себя определенную структуру объектов, относительно которых достигается социальное партнерство. Выше было отмечено, что сначала объектом были только ставки заработной платы, затем объектами были условия труда, занятости, безработицы, социальной защиты.

Третьим компонентом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику ее достижения. Это означает необходимость выработки долгосрочной основы для ее направления, то есть стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также разработки тактики ее достижения. 

Четвертой структурной частью системы социального партнерства является их механизм. Этот компонент системы довольно важен и специфичен. 

Наконец, пятым компонентом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этическое поведение партнеров. Здесь под культурой понимается взаимное уважение партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без которых невозможно реализовать настоящие партнерские отношения в обществе. Без них в сложном современном мире, когда существует много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, экономике и стране трудно обеспечить свою стабильность и независимость. 

Все эти элементы социального партнерства сами по себе не могут обеспечить выполнение своих задач. Только все вместе, в системном единстве, они способны достичь главной цели социального партнерства - социальной гармонии и мира в обществе. 

Механизм социального партнерства как элемент его системы является особенно важным звеном. Под этим понимается совокупность методов и институтов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерства между сторонами. Как и любой механизм, этот имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.    

Основным элементом рассматриваемого механизма является переговорный процесс между сторонами - партнерами. Этот стержень настолько важен, что остальные, по сути, обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования. 

Следующим элементом механизма социального партнерства является процедура (технология) выявления и согласования позиций партнеров. Еще одним важным элементом следует считать экспертную работу по анализу и оценке предложенных положений в общем соглашении партнеров. В социальном партнерстве большая роль принадлежит созданию соответствующих законов и других нормативных документов, которые бы закрепили правовые рамки партнерства.  

Система законов является еще одним важным элементом механизма социального партнерства. В рассматриваемом механизме социального партнерства также должен быть элемент управления, основной функцией которого является контроль за выполнением согласованного и принятого соглашения о партнерстве, выявление его нарушений и нарушителей. Наконец, для обеспечения его эффективности этот механизм должен найти место и элемент, выполняющий функции арбитража.  

Социальное партнерство - это, прежде всего, цивилизованная форма общественных отношений, обеспечивающая защиту интересов сторон путем заключения договоров и договоров. С развитием экономики и общества эта форма становится все более и более необходимой, поскольку глубокой чертой социального партнерства. Ради которого оно возникло и развивается, является разрешение конкретных социальных противоречий. Такие противоречия между основными действующими лицами в экономике. Не будучи допущенными или, по крайней мере, смягченными, они способны замедлять, прерывать и даже останавливать не только воспроизводство, но и социально-экономическое развитие. Кроме того, они могут вызывать социальную напряженность, социальные конфликты или противоречия, что крайне опасно с учетом нынешнего уровня вооружений. политика социального партнерства      

Выводы : социальное партнерство - это особый тип социальных отношений, которые обеспечивают разрешение (смягчение) противоречий между основными социальными партнерами на основе равного взаимного учета их интересов в переговорном процессе с целью оптимального баланса их действий и достижения социальной гармонии.

Модель социально ориентированной рыночной экономики, которая формируется, не сможет быть полностью реализована без согласия системы социального партнерства, органически связанной с ней.

Формирование социального партнерства - довольно сложная задача. Это предполагает не только экономические компромиссы, но и его психологическое и аксиологическое восприятие, способность быть партнером: для работодателя - с наемным работником, для профсоюза - с государством; государству - с частными владельцами. В крупных странах с открытой экономикой это заняло более столетия.   

В нашей стране решение этих задач, хотя социальное партнерство закреплено в ст. 14 Конституции, находится на начальном этапе. В связи с этим полезно посмотреть. Знать и учитывать все положительные и отрицательные явления в своем развитии. Важно помнить, что социальное партнерство - это не «придаток», а внутренний компонент, атрибуты социально ориентированной экономики в современном мире.    

Модели социального партнерства: зарубежный опыт

Формирование социального партнерства действительно могло начаться и началось, когда появилась организация рабочих и их профсоюзов. До этого момента работодатели могли диктовать работнику все свои условия. 

Когда были созданы профсоюзы, капиталистам стало труднее использовать свои односторонние преимущества по отношению к наемным рабочим, и они были вынуждены пойти на определенные уступки.

В настоящее время промышленно развитые страны с рыночной экономикой разработали собственные национальные модели социального партнерства. Идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно реализуется на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштаба страны. Например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в Федеративной Германии в 1952 году, в Австрии в 1957 году, в Северных странах в 1970-х годах, во Франции в 1958 году.  

Объявление на конституционном уровне этой формулы, соответственно, предполагает реализацию активной социальной политики государством. Когда такая политика последовательно проводится, это, конечно, расширяет поле социального партнерства в сфере труда. 

Организационные формы и методы регулирования общественных отношений являются предметом непрекращающихся экспериментов. Эффективность различных моделей, их сила неоднократно проверялась в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы. 

В разных западных странах процесс формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма проходил по-разному, со своими особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов (например, В.А.Михеев) выявили ряд общих черт. 

В рамках социального сотрудничества современного западного общества выделяются две серии отношений, особенности которых определяют ту или иную модель фр. модель - мера, образец. Это, во-первых, отношения между правительством и профсоюзами работников, и, во-вторых, отношения профсоюзов с представительными организациями работодателей.  

Модели социального партнерства также различаются по уровням коллективных переговоров для достижения согласия по ключевым вопросам социально-экономического развития. Однако результат будет во многом определяться отношениями между ассоциациями работодателей и профсоюзами работников, хотя не во всех странах работодатели обязательно ведут переговоры непосредственно с представителями работников. 

Круг объектов социального партнерства, судя по опыту стран с развитой рыночной экономикой, также может быть очень широким. Однако каждая страна имеет свою специфику, зависящую от многих факторов, таких как: модель экономического развития, авторитет субъектов социального партнерства и другие. в одних странах нормативные приоритеты формируются в результате длительной эволюции, «саморазвития», в других - административными средствами. 

На основе разработки соответствующих критериев проведена классификация социального партнерства, сформированного в зарубежных странах.

Так, в зависимости от уровня переговорных процессов , три основных моделей социального партнерства можно выделить .          

Первая модель была сформирована на севере Европы - в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели важное значение имеет трехуровневое партнерство : национальный уровень, затем отраслевой уровень и, наконец, уровень предприятия. 

Например, в Бельгии существует Национальный совет труда на высоком национальном уровне. Он включает в себя равное количество участников от каждого из трех партнеров. Государство также выполняет законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются «паритетные комиссии». На уровне предприятий вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели - профсоюзы.    

Трехстороннее сотрудничество стало особенно активно развиваться на Западе в период глобального кризиса 1929-1933 годов. и сразу после него. Считается, что во многом благодаря этому странам, особенно тем, кто встал на путь социальной ориентации, удалось достичь социальной гармонии.  

Вторая модель социального партнерства - одноуровневая. Он ограничивается заключением коллективных договоров, в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии и ряда латиноамериканских стран. 

Объединения предпринимателей, подобно профсоюзам, через своих депутатов пытаются влиять на законодательство, а через него - на отношения между социальными партнерами.

Третья модель характерна для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Это можно рассматривать как промежуточное звено между первой и второй моделями. В третьей модели основной акцент в социальном партнерстве сделан на его отраслевом уровне. На уровне всей страны совместные соглашения трех сторон не принимаются, вопрос ограничивается консультациями и даже тогда не является полностью обязательным. 

Основной переговорный процесс по этой модели находится в промышленности. Как правило, коллективные договоры на предприятиях не заключаются. В то же время предприятия руководствуются параметрами отраслевого соглашения и руководствуются им.  

Одной из форм реализации такой модели является так называемое «модельное» соглашение, которое создается и заключается в промышленном секторе, а затем служит своего рода ориентиром для других. В литературе есть пример: доминирующее положение JG Metall в немецкой промышленности привело к тому, что его соглашение о партнерстве послужило пилотом для остальной части немецкой экономики. 

Эта модель широко используется в Голландии и Швейцарии. В Нидерландах 200 отраслевых соглашений распространяются на большинство компаний и их сотрудников. Швейцария имеет около 500 региональных и отраслевых соглашений, которые охватывают почти 1,5 миллиона сотрудников.  

Особо следует отметить развитие социального партнерства на уровне Европейского Союза (ЕС). ЕС использует первую, то есть трехстороннюю модель. Представители ассоциаций работодателей (ассоциация UNICE) и представители профсоюзной ассоциации ЕС также участвуют в трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального Совета ЕС. В 1992 году в Маастрихте социальные партнеры стран ЕС (исключая Великобританию) подписали протокол, в котором работодатели и работники признаются в качестве партнеров, с которыми Союз должен координировать свои меры.   

Модель трипартизма была также поддержана на совещании глав государств по социальному развитию, проходившем под эгидой ООН в 1995 году в Копенгагене. Он отметил, что социальный прогресс недостижим, если вы полагаетесь только на рыночный механизм. Обеспечение полной занятости и борьба с бедностью были определены в качестве основных целей. Средства для этого - инвестиции в «развитие человеческих ресурсов».   

Требование защищать интересы работников перед работодателями как обязанность государства зафиксировано в ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 году Советом Европы, подписавшие государства обязались поддерживать следующие права граждан: работать, получать справедливое вознаграждение, достойные условия труда и отдыха, объединяться и заключать коллективные договоры. , 

Основные принципы реализации трехстороннего партнерства закреплены во многих рекомендациях МОТ. Так, на своей Генеральной конференции в 1960 г. МОТ приняла рекомендации о трехсторонних консультациях в каждой стране - члене МОТ как на национальном, так и на секторальном уровнях. В 1976 году МОТ приняла Конвенцию № 144, определяющую равное представительство работников и работодателей в общенациональной консультативной комиссии.  

В 1998 году по инициативе Дании состоялась интересная международная конференция по проблемам социального партнерства, в которой приняли участие более 25 стран Европы, Америки и Азии. Обсуждается модель социального партнерства для обеспечения социального благополучия в третьем тысячелетии. Большое внимание было уделено новым инициативам по снижению безработицы, увеличению занятости людей с ограниченной дееспособностью, подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социальной ответственности предприятий и компаний. По вопросу социальной ответственности был проведен предварительный анализ, в том числе социологический опрос. Он показал увеличение числа тех, кто признает, что забота о работниках должна лежать в первую очередь на самом предприятии, потому что эти меры влекут за собой повышение производительности труда работников, их творческого потенциала, повышение репутации компании и, как результат, его рентабельность.    

Если первым критерием классификации социального партнерства выше является уровень переговорных процессов, то вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах является уровень участия работников в представлении своих интересов в партнерствах. Здесь также выделяются три основные модели. 

Модель профсоюзного представительства характеризуется тем, что профсоюзы, по закону, являются представителями работников, более того, часто той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Эта модель доступна в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. 

Следует отметить, что в зависимости от характеристик профсоюзов и их поведения эту модель можно рассматривать как подмодели, когда:

  • профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью;
  • профсоюзы нацелены на конфликт с государственными органами.

Модель чистого представительства работников отличается тем, что трудовой коллектив избирает своих представителей в совет (или комитет) предприятия, которые ведут переговоры с работодателем. Однако в основном такой совет (комитет) обладает консультативными и информационными полномочиями. Степень, в которой работодатель должен учитывать мнение совета, должна быть конкретно указана в коллективном договоре. Эта модель используется в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. 

Модель смешанного представительства отличается тем, что представители работодателей также включены в советы, избираемые трудовым коллективом. Здесь полномочия совета шире, поскольку совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (график работы, охрана труда, условия труда, рабочее время), должен быть специально оговорен законом или соглашением. 

Например, во Франции глава предприятия юридически обязан ежегодно представлять в комитет (совет) отчет об экономическом обороте, заработной плате, состоянии и их изменениях, а также условиях труда. Если работодатель принимает решение по этим вопросам без консультации с комитетом (советом), он может быть аннулирован в суде. 

Эта модель также характерна для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран.

Вывод: в настоящее время в промышленно развитых странах с рыночной экономикой разработаны собственные национальные модели социального партнерства. Идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно реализуется на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштаба страны. Например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в Германии в 1952 году, в Австрии в 1957 году, в Северных странах в 1970-х годах, во Франции в 1958 году.    

Организационные формы и методы регулирования общественных отношений являются предметом непрекращающихся экспериментов. Эффективность различных моделей, их сила неоднократно проверялась в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы. 

Модели социального партнерства различаются по уровням коллективных переговоров для достижения согласия по ключевым вопросам социально-экономического развития.

В настоящее время в западном обществе существует три модели социального партнерства, каждая из которых основана на разных вариантах взаимодействия основных действующих лиц:

  • примирительная модель;
  • антипрофсоюзная модель;
  • плюралистическая модель.

Разнообразный опыт развития социального партнерства в западных зарубежных странах подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. И это главное, обязательное условие для всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций нового XXI века, который начался.  

Вывод

Социальное партнерство - это особый тип социальных отношений, которые обеспечивают разрешение (смягчение) противоречий между основными социальными партнерами на основе равного взаимного учета их интересов в переговорном процессе с целью оптимального баланса их действий и достижения социальной гармонии.

Модель социально ориентированной рыночной экономики, которая формируется, не сможет быть полностью реализована без согласия системы социального партнерства, органически связанной с ней.

Формирование социального партнерства - довольно сложная задача. Это предполагает не только экономические компромиссы, но и его психологическое и аксиологическое восприятие, способность быть партнером: для работодателя - с наемным работником, для профсоюза - с государством; государству - с частными владельцами. В крупных странах с открытой экономикой это заняло более столетия.   

В нашей стране решение этих задач, хотя социальное партнерство закреплено в ст. 14 Конституции, находится на начальном этапе. В связи с этим полезно посмотреть. Знать и учитывать все положительные и отрицательные явления в своем развитии. Важно помнить, что социальное партнерство - это не «придаток», а внутренний компонент, атрибуты социально ориентированной экономики в современном мире.    

В настоящее время промышленно развитые страны с рыночной экономикой разработали собственные национальные модели социального партнерства. Идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно реализуется на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштаба страны. Например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в Германии в 1952 году, в Австрии в 1957 году, в Северных странах в 1970-х годах, во Франции в 1958 году.  

Организационные формы и методы регулирования общественных отношений являются предметом непрекращающихся экспериментов. Эффективность различных моделей, их сила неоднократно проверялась в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы. 

Модели социального партнерства различаются по уровням коллективных переговоров для достижения согласия по ключевым вопросам социально-экономического развития.

В настоящее время в западном обществе существует три модели социального партнерства, каждая из которых основана на разных вариантах взаимодействия основных действующих лиц:

  • примирительная модель;
  • антипрофсоюзная модель;
  • плюралистическая модель.

Разнообразный опыт развития социального партнерства в западных зарубежных странах подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. И это главное, обязательное условие для всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций нового XXI века, который начался.  

Интересы развития системы социального партнерства требуют комплексного подхода к разработке и реализации мер, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокое и всестороннее изучение и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбор приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров и соглашений. 

Необходимо разработать научную и методологическую основу для формирования правовых, экономических и других механизмов, которые могли бы заинтересовать стороны в установлении партнерских отношений, проведении скоординированной политики в области социально-трудовых отношений, выделении соответствующих финансовых и материальных и технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.

Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. Адвокация должна основываться на широком использовании СМИ. 

Функционирование системы социального партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. Источниками его финансирования могут быть средства, выделенные сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета. 

Решение вышеуказанных и других вопросов повысит эффективность системы социального партнерства, поможет мобилизовать существующий потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.