Теоретические и организационные основы учета доходов и расходов

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Конкурентоспособность предприятия и пути его повышения
Особенности развития строительной отрасли в Санкт-Петербурге
Прогнозирование развития агропромышленного комплекса
Разработка плана совершенствования экономических показателей на предприятии

 

Введение:

Одним из наиболее важных элементов рыночной экономики являются налоги. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с появлением самых первых социальных потребностей. Развитие и применение форм правления всегда сопровождались трансформацией налоговой системы.

В современном обществе налоги являются основным источником государственных доходов. Именно налоги лежат в основе доходов бюджета любой развитой системы. Помимо фискальной функции, налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, а также на направления социально-экономического развития. Вот почему правильное построение и четкое функционирование налоговой системы России так важно, что определяет актуальность темы данной курсовой работы. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретических основ налоговой политики, а также этапов ее эволюции на примере Российской Федерации и различий в налоговой политике разных стран.

Задачами данной работы являются:

  • определить понятие и сущность налоговой системы;
  • рассмотреть структуру налоговой системы и ее роль в экономике;
  • выделить функции налоговой системы;
  • проанализировать предпосылки формирования налоговой системы Российской Федерации;
  • раскрыть этапы развития налоговой системы Российской Федерации;
  • выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Нормативной основой данной курсовой работы стали Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, влияющее на налоговую систему. Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: С. М. Борисов, П. А. Коротков, А. М. Бабич, Л. Н. Павлова, О. И. Лаврушина, Е. Ф. Жукова.

Теоретические основы строительства налоговой системы

Понятие и сущность налоговой системы

Налоги являются одним из основных определений экономики. Вся сложность понимания сущности налога обусловлена ​​тем, что налог является одновременно экономическим, правовым и экономическим явлением жизни.

Налог является индивидуально безвозмездным, взимается на основании безотзывности методами государственного принуждения и не имеет характера наказания или возмещения. Налоги устанавливаются в одностороннем порядке законодательным органом.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других налогов, эквивалентных налогам, взимаемым на территории государства в определенный период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса доходов бюджета, как в российской, так и в мировой практике, являются: НДС, акцизы, подоходный налог с предприятий (доход), подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в государстве (далее — налоги), а также формы и методы их построения формирует налоговую систему.

Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему ответственности участвующих сторон. в налоговых правоотношениях.

Налоговый механизм — понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на реализацию налогового законодательства. Благодаря налоговому механизму реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конкретные социально-экономические проблемы.

Налоговое законодательство играет важнейшую роль в налоговом механизме, и в его рамках действует налоговый механизм (уровень налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налоговой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с расчет налогов).

Законодательными актами государства устанавливаются конкретные методы исчисления и способы уплаты и сбора налогов.

Налог считается установленным только тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объектом налогообложения является сделка по продаже товаров (работ, услуг), имущества или доходов, подлежащих налогообложению, в количественном выражении, которые служат основанием для исчисления налога;
  • налоговая база — стоимость, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
  • налоговый период — определенный период времени, по истечении которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога к уплате;
  • ставка налога — сумма налоговых вычетов на единицу объекта налогообложения. Ставка определяется либо в форме фиксированной ставки, либо в виде процентов и называется налоговой квотой;
  • порядок исчисления налога — особый порядок уплаты налога, который устанавливается налоговым законодательством;
  • порядок и сроки уплаты налога — период, в который налог должен быть уплачен, и который предусмотрен законодательством, и за его нарушение независимо от вины налогоплательщика взимается штраф в зависимости от просроченного периода.

Задачами налоговой системы являются обеспечение государства финансовыми ресурсами путем перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

  1. Полнота выявления источников с целью их налогообложения;
  2. Минимизация расходов по сбору налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от налоговых поступлений, какова разница между собранными налогами и расходами по сбору. Степень влияния всей налоговой системы на экономическую ситуацию зависит от удельного веса отдельных видов налогов с различной эластичностью, а также от уровня налоговых ставок.

Существует три типа налоговых систем: глобальные, дифференцированные и смешанные.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются налогом в равной степени. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансовых результатов для предпринимателей. Глобальная налоговая система более широко используется в западных странах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активный и пассивный доходы), к которому применяются разные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.

Таким образом, налоги являются одним из экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику. В рыночной экономике любое государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях.

Устройство налоговой системы и его роль

Налоговая система является наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных преобразований. Экономическая безопасность напрямую связана с безопасностью налоговой системы, которая является ее важнейшей составляющей, и несоблюдение которой приводит к экономическим и социальным угрозам: это, прежде всего, вывоз капитала, наличие «тени» «серые» налоги и так называемая налоговая задолженность.

Понятие налоговой безопасности должно определяться через категории «стабильность» и «стабильность» налоговой системы в России.

Стабильность предполагает эволюционную реформу налоговой системы, направленную на обеспечение гарантированных максимальных налоговых поступлений при соблюдении законных экономических, социальных и иных интересов и прав всех субъектов налоговых отношений. Стабильность налоговой системы в России, как способность налоговой системы достаточно автономно поддерживать неизменность налоговых процессов, ее развитие, чувствительность и безопасность, обеспечивает создание надежных условий и гарантий успешного выполнения задач по сбору налогов, сдерживание угроз, способных дестабилизировать налоговую систему и создать благоприятный климат при взаимодействии с налогоплательщиками. Стабильность налоговой системы характеризует надежность ее составных элементов, внутренних и внешних связей, способных противостоять нарушениям.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что налоговая среда требует формирования институтов, обеспечивающих рост доходов бюджета и регулирование экономических процессов. В то же время, налоговая безопасность включает в себя не только борьбу с уклонением от уплаты налогов и вывод экономики из тени, но и повышение качества налогового администрирования.

Налоговый менеджмент является наиболее важной областью научных и практических исследований и методологических действий, которые являются частью общей теории и практики управления. В терминологической концепции налоговая администрация относится к этой категории.

Государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Эффективное функционирование всей экономики государства зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Налоги играют решающую роль среди государственных доходов, поскольку они составляют более 80% доходов федерального бюджета.

Налоги играют решающую роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, от которой нельзя обойтись в экономике, основанной на товарно-денежных отношениях. Рыночная экономика в развитых странах является регулируемой экономикой. Невозможно представить эффективно функционирующую рыночную экономику, которая не регулируется государством. Другое дело, как это регулируется, каким образом, в каких формах. Здесь возможны варианты, но какими бы ни были эти формы и методы, налоги играют центральную роль в самой системе регулирования. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения хорошо функционирующей системы налогообложения, маневрирования ссудного капитала и процентных ставок, выделения капитальных вложений и субсидий из бюджета. Налоги являются центральными для этого набора экономических методов. Маневрируя налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя налоговые условия, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей и отраслей и помогает решать проблемы, актуальные для общества.

Объектами налогообложения являются доход (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, использование природных ресурсов, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг. и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ

Налоги классифицируются по различным критериям:

  1. Путем захвата
  2. Влияние налогов
  3. По предварительной записи
  4. По предмету оплаты
  5. По объекту налогообложения
  6. По источнику оплаты

Есть 3 способа взимания налогов:

  1. Кадастровые (используются кадастры, то есть регистры, содержащие классификацию типовых объектов по их внешним характеристикам). Относится к земле, зданиям, месторождениям.
  2. У источника (взимается до тех пор, пока налогоплательщик не получит доход).
  3. По декларации (подаче налоговых деклараций).

Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

Принципы налогообложения являются основными идеями и положениями, применимыми в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, правовые и организационные принципы.

Правовые основы налогообложения являются общими и специальными принципами налогового права.

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых строится построение налоговой системы и взаимодействие ее структурных элементов.

Принципы построения налоговой системы должны в целом создавать условия для эффективного выполнения налоговыми системами своих функций.

Функции налоговой системы

Социально-экономическая природа, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Налоги выполняют шесть основных функций:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
  2. Макроэкономика (регулирующая функция).
  3. Функция распределения
  4. Поддержание социального равновесия путем изменения отношений между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  5. Стимулирующая функция.
  6. Функция контроля.

Во всех штатах со всеми общественными образованиями налоги в основном выполняли фискальную функцию — захват части доходов предприятий и граждан для поддержания государственного аппарата, защиты страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников дохода или их недостаточно для обеспечения должного уровня развития — учреждений культуры, здравоохранения, образования.

Благодаря фискальной функции налоговой системы, общенациональные потребности удовлетворяются.

Посредством регулятивной функции создаются противовесы чрезмерному фискальному угнетению, то есть создаются специальные механизмы для обеспечения баланса корпоративных, личных и национальных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования — обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса и тем самым способствовать росту общенационального денежного фонда.

Макроэкономическая (регулирующая) функция — это роль налогов и налоговой политики в системе факторов, регулирующих макроэкономические процессы, совокупный спрос и предложение, рост и занятость. В России налоговая система оказалась фактором ограничения спроса, особенно инвестиций, в углублении спада производства, формировании безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Функция распределения налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентами, динамикой цен на акции. Налоги являются важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Функция распределения налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитальных и инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов многогранна. Материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизованных государством и изъятых из воспроизводственного процесса, дает возможность обратиться к непроизводственным целям. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы бюджета очень значительна в силу обязательств, которые Советское государство несло перед населением и которые «унаследовали», перешли к Российской Федерации. Многие социальные расходы финансируются государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов также проявляется непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, которые являются частью внутреннего механизма налогообложения (НДС, подоходный налог).

Социальная функция налоговой системы требует детального изучения, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных выгод и преимуществ, которые не соответствуют характеру рыночных преобразований, социальных критериев или внутрифедеральных связи.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из наиболее важных, но она является самой «сложной в настройке» функцией. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через конкретные формы и элементы налогового механизма, систему льгот и стимулов, запретительные или ограничительные ставки и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов плохо реализуется и неэффективно используется в современной российской практике.

Контрольная функция налогов является своеобразной защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений между государством и предприятиями, реализацию и эффективность власти государственной власти. Без функции контроля другие функции налогов невозможны или их реализация подрывается по своей сути.

Контрольная функция, основанная на законе, праве, может быть эффективно реализована только на основе принуждения, подчинения власти государственной власти и закона. Ослабление государственной власти приводит к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление власти или ведет к такому ослаблению. В частности, функция налогового контроля проявляется в обязательном применении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей, а также в эффективности и действенности штрафов и ответственности тех, кто не выполняет или не полностью выполняет обязательства по государство предписано законом.

Контрольная функция налоговой системы определяет и определяет, как уже отмечалось, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Указанное разграничение функций налоговой системы является условным, поскольку все они взаимосвязаны и осуществляются одновременно. Стабильность и мобильность присущи налогам одновременно.

Чем стабильнее налоговая система, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, как повлияет выполнение бизнес-решения, транзакции, финансовой транзакции.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставок, льгот, санкций может быть установлен раз и навсегда. Не существует «замороженных» систем налогообложения и быть не может. Любая налоговая система отражает характер социальной системы, состояние экономики страны и стабильность общественно-политической ситуации.

Налоговую систему можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, конечно, налоговые ставки не выходят за рамки экономических осуществимость) остаются без изменений.

Исторические аспекты налоговой системы Российской Федерации

Предпосылки формирования налоговой системы Российской Федерации

Налоги всегда были одной из самых актуальных тем как в теории, так и в практике экономики. Они отражают наиболее важный аспект взаимоотношений человека и общества в лице государства, само существование которого обеспечивается налогообложением граждан. Таким образом, история налогов в различных типах и формах (в натуральной и денежной форме, прямые и косвенные, федеральные и региональные). Начинается одновременно с появлением первых штатов. Так что налоги, известные с древних времен, были неотделимы от государства в рыночной экономике.

Концепция налогов возникла на заре человеческой цивилизации с появлением первых социальных потребностей. Без налогов ни одно государственное образование не может и не может существовать. Веками в любом цивилизованном государстве они служат основным источником дохода для казны.

Однако налог не является начальной формой накопления средств бюджетом. Было много видов доходов в казну: дань от побежденных; Взносы доменов — государственная собственность, приносящая доход (земля, леса, права собственности, капитал); регалии — коммерческие источники дохода монопольного характера (государственные заводы; железнодорожные; таможенные, судебные, денежные и другие регалии); пошлины на вывоз и ввоз.

Возникновение налоговой системы связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классового расслоения общества, а с объективно насущной необходимостью разделения труда и профессионализации труда. Первые теоретические представления о налогообложении появились еще в средние века. Перед лицом постоянных внешних и внутренних угроз население нуждалось в защите, которую могла обеспечить только сильная страна. Однако государство могло выполнить эту обязанность перед населением, только получив от нее необходимые средства. Отношения между монархом и его подданными приобрели характер договора: монарх оказывал услугу, заказанную подданными, и они платили за нее. В современных условиях это платная услуга.

Благодаря системе общественного перераспределения полученных материальных ценностей некоторые члены племенной группы были освобождены от обязательного процесса получения продуктов питания и других товаров и имели возможность заниматься профессионально выполнением других социальных функций (командование, военная оборона). Как правило, налоговые поступления в то время содержали лидера, совет старейшин, а в некоторых случаях — министров религиозного культа и ту часть солдат, которые принадлежали к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Налоговые отношения, складывающиеся в сфере общественной жизни, охватывают каждый субъект экономики, обеспечивая сочетание и согласование интересов всего общества и каждого его члена. Основные условия налогообложения определяются мерой общественного, то есть государственного присвоения элементов материального содержания имущества налогоплательщика, установления степени дифференциации объектов имущественных отношений между государством и каждым из его граждан. , Государство, как субъект налоговых отношений, выступает посредником частичного изъятия финансовых ресурсов государственными органами федерального центра, региональными структурами, муниципалитетами для обеспечения общественных потребностей. Налоговый механизм определяется как совокупность форм и методов управления налоговой системой, призванных сбалансировать интересы участников налоговых отношений.

Первоначальными предпосылками формирования современной налоговой системы и ее институтов в России были институциональные изменения в сфере отношений собственности (в результате процесса приватизации, приватизации и корпоратизации) и необходимость эффективного обеспечения фискальной политики государства. путем создания децентрализованной структурно-структурной структуры системы освобождения от налогов.

Это объективно потребовало введения трехуровневой налоговой системы, включая ее федеральные, региональные и муниципальные модули, в результате чего институциональная структура налоговой системы России, становясь похожей на построение ее финансовой системы, привела к усложнение предметной структуры экономических отношений в сфере налогообложения.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждом сообществе независимо, а сама система отличалась локальным, «локальным» уровнем фискального охвата. Появление «местных» налоговых систем предшествовало формированию государства и стало одной из важнейших предпосылок его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей налоговой системы было обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в социальных группах.

Налогообложение позволило создать систему материальной поддержки для общественных групп, не связанных напрямую с добычей или созданием материальных ценностей. В дальнейшем, с появлением государственных субъектов, характер задач, решаемых с помощью налоговой системы, значительно расширился.

В современном обществе налоговый механизм, помимо выполнения фискальной функции, используется как экономический инструмент влияния государства на развитие производства, его отраслевой и территориальной структуры, состояния научно-технического прогресса, налоги выполняют Важнейшая функция регулирования экономики.

Этапы развития налоговой системы Российской Федерации

Российская налоговая система была сформирована, развита и претерпела определенные изменения наряду с изменениями в экономической и политической структуре страны. И не всегда эти процессы проходили в России плавно и безболезненно.

Анализ дореволюционного периода формирования налоговой системы в России можно разделить на несколько этапов.

Конец 9-12 вв. — начало формирования налоговой системы России. Предпосылкой его развития стало объединение древнерусского государства. Отличительной чертой налоговой системы того времени является нерегулярный характер налоговых платежей, чаще всего в виде реквизиций и дань княжеской казне в качестве компенсации от побежденных народов. Основное место было уделено обязанностям.

Период татаро-монгольского ига (XIII-XIV вв.) можно охарактеризовать как дискриминационный: развитие налоговой системы фактически было приостановлено, налоги и сборы стали угнетающими. Взыскания истощали экономику России и не давали возможности для дальнейшего развития. Косвенное налогообложение преобладало, уплата пошлин контролировалась басками — представителями хана на местах, налогообложение было широко распространено, начислялось без экономического обоснования и в основном путем складывания.

В XV-XVI вв. приходилось на формирование подушного. После свержения татаро-монгольского ига Иваном III реформа налоговой системы была продолжена. На этом историческом этапе, как и во всей мировой практике, пошлины начали взиматься на возмездной основе, как плата за защиту граждан от внешних и внутренних врагов. Именно в это время появились первые прямые налоги, ставшие новым этапом в формировании финансовой системы России. Однако акцизы и пошлины по-прежнему занимают ведущее место. В то же время закладываются основы налоговой отчетности. Со второй половины XVI в. начало сбора определенных налогов и сборов наличными.

В царствование Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения начинает приобретать упорядоченный характер: появляется специальный орган, ответственный за контроль за фискальной деятельностью — Счетная палата. Этот период был отмечен частыми народными волнениями («соленые» и «медные» бунты).

Начало нового витка экономических реформ, и в частности налоговой системы, приходится на царствование Петра I (1672-1725). Количество различных налогов и сборов резко увеличивается, вплоть до знаменитого налога на бороду. Все это было связано с отсутствием финансовых ресурсов у государства.

Царствование Екатерины II (1729-1796) и Александра I (1777-1825) характеризуется упрощением налоговой системы, а также публикацией значительных указов, связанных с налогообложением. Особенно значительным событием этого периода стал манифест Александра I «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 года, когда было создано министерство финансов.

В целом, политика того времени в области налогообложения может быть описана следующим образом: доходы бюджета формировались в основном за счет налогов с крепостных — две трети всех доходов (налог на душу населения, налог на прибыль, «доход от питья»).

В 1818 году в России была опубликована первая крупная работа в области налогообложения — «Опыт теории налогов» русского экономиста Н.И. Тургенева, которая является классическим исследованием основ государственного налогообложения того времени. С середины XIX в. До Великой Октябрьской революции налоговая система продолжала совершенствоваться. Наиболее значимым событием этого периода стала работа Налоговой комиссии по упорядочению и уравнению прямых налогов. Этот орган ввел основные положения по сбору налогов — с помощью научных данных (сбор статистической информации по всем секторам экономики), согласно которой в 1870 году был введен государственный земельный налог в размере от 0,25 до 10 копеек на десятину (в зависимости от стоимость земли), а с 1 января 1863 г. система винодельческих хозяйств была отменена повсеместно и заменена акцизным налогом. Прямые налоги играют важную роль.

Налоговая система приобрела преимущественно стимулирующий характер, особенно для промышленников: рост ставки налога на прибыль в зависимости от размера прибыли был довольно небольшим. В этот же период введено налогообложение доходов. Был установлен налог на доходы от ценных бумаг. Кроме того, возросли налоги, отражающие развитие новых экономических отношений: налог с продаж на аукционах, налог на капитал для акционерных обществ, сбор векселей и заемных писем.

За этот период несколько раз снижались платежи за выкуп и сборы, а задолженность прощалась (первые признаки налоговой амнистии).

Постреволюционная реформа налоговой системы России может быть представлена ​​следующим образом.

В 1918-1921 гг. текущая налоговая система ликвидируется. Первые советские налоги не имели большого финансового значения и были превращены из инструмента финансовой политики в инструмент классовой борьбы, средство экономического подавления не только «капиталистов и помещиков», но и большого числа людей, принадлежащих в средний класс. В феврале 1921 года Народный комиссариат финансов приостановил сбор всех наличных налогов. Налоговый аппарат был полностью расформирован. В своем экономическом развитии Россия вернулась несколько веков назад.

В это время существовали следующие группы налогов, сборов, пошлин:

  • прямые налоги. К ним относятся сельское хозяйство, рыболовство, доходы и имущество, единый налог в натуральной форме, индивидуальное налогообложение ферм кулака, военный налог, налог на наследство и дарение;
  • косвенные налоги. К ним относятся акцизы, налог на доходы от показа фильмов. Акцизные сборы были наложены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкоголя, спичек, нефтепродуктов и некоторых других потребительских товаров;
  • сборы: патентные, судебные и др .;
  • сборы: гербовый, патентный, делопроизводственный, капитальный, для нужд жилищного и культурного строительства.

В течение этого периода было много налогов и сборов, не предусмотренных законом, которые были установлены местными властями.

Период нэпа (1921-1930) является началом восстановления налоговой системы. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным Всероссийским центральным исполнительным комитетом 26 июля 1921 года, в составе Народного комиссариата было создано Организационное и налоговое управление (позднее — Управление налогами и государственными доходами). Следует также отметить, что развитие советского налогообложения 20-х годов. Налоговая система дореволюционной России оказала большое влияние, вплоть до воспроизведения ряда отличительных черт.

Характерными чертами этого периода были двойное налогообложение и налоговые налоги: к концу 20-х гг. В СССР было 86 видов платежей в бюджет.

Первая советская налоговая реформа (1930-1932) относится к следующему периоду развития налоговой системы (1931-1941). Характерной чертой этого периода стало снижение роли налогов в системе государственных финансов. В то же время налоги выполняли необычные для них функции и использовались в качестве инструмента политической борьбы. Фискальная функция практически полностью теряет смысл. После налоговой реформы акцизная система полностью отменена, и совокупность всех налогов с юридических лиц объединена в два основных налога: налог с оборота и отчисления от прибыли. Государственный доход был получен не за счет налогов, а за счет прямого изъятия валового внутреннего продукта, основанного на государственных монополиях.

Военное (1941-1960) и послевоенное (1960-1965) времена предопределили развитие налоговой системы в России. В годы Великой Отечественной войны система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий продолжает действовать. Новые налоги вводятся с физических лиц: налог на холостяков, одиноких и малочисленных граждан СССР, военный налог и сбор с владельцев скота. В актах налогового законодательства в послевоенный период внесены существенные изменения в части налогообложения доходов и имущества населения.

Период 1965-1989 гг. Можно назвать эпохой зрелости налоговой системы как таковой: основное место в формировании доходов бюджета по-прежнему занимают доходы от национальной экономики в виде прямых изъятий из прибыли (для фондов, за трудовые ресурсы, за природные ресурсы). Прямые налоги с населения составляли около 7% всех доходов бюджета. И только постепенный переход к новым экономическим условиям в середине 80-х годов. заложены объективные предпосылки для необходимости полномасштабного восстановления налоговой системы в России и заложены основы для периода реформирования налоговой системы в 1990-1998 гг. Впервые единая система налогообложения в Советском Союзе была создана в 1990 году и отражена в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 06.06.90 г. № 1560-1, который регулировал перечень налогов, взимаемых с бюджета. Верховные Советы союзных и автономных республик получили право устанавливать республиканские и местные налоги. В 1990 году вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов Главной государственной налоговой инспекцией Министерства финансов СССР, Государственной налоговой инспекцией министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичными подразделениями в региональных, областных, были сформированы районные, городские и районные финансовые управления.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 91 г. № 2118-1 заложил основы построения современной налоговой системы в России. В течение 1991-1992 гг. Был завершен процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации. О важности налоговой системы для развития народного хозяйства свидетельствует также тот факт, что этот вопрос был отражен в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в которой определены общие черты налоговой системы и обязательства налогоплательщиков. Принятие первой части Налогового кодекса в 1998 году, а затем второй части в 2000 году определило и укрепило основы действующей налоговой системы, ключевые концепции налоговых отношений, статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязательства, введенные новые понятия еще отсутствуют, но необходимы. Постепенное введение и изменение некоторых положений Налогового кодекса Российской Федерации продолжает реформирование существующей налоговой системы.

1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В последующие периоды введение налогов во вторую часть кодекса продолжалось. В настоящее время он содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, за исключением налога на имущество физических лиц.

Наряду с работой по упорядочению налоговой системы государство проводило налоговую политику по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что нашло отражение в снижении налоговых ставок.

Ставка подоходного налога была снижена с 35 до 24%. В отношении налога на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 году максимальная ставка составляла 60%, в 1998 году — 35%, а с 2000 года была введена единая ставка в 13%. Это также способствовало выводу доходов организаций и частных лиц из теневой экономики.

Формирование налоговой системы до сих пор не завершено, современная российская налоговая система сравнительно молода. Формирование второй части Налогового кодекса Российской Федерации еще не завершено, а это означает, что статьи 13, 14, 15 первой части Налогового кодекса, определяющие перечень действующих налогов на территории Российская Федерация не вступила в силу.

Созданный в период после перестройки и претерпевающий иногда революционные изменения за последнее десятилетие, он далек от идеала. Недавний спор относительно определения направлений трансформации налоговой системы, с нашей точки зрения, обречен на провал из-за отсутствия надлежащего анализа исторического опыта. В частности, с точки зрения выявления проблем, которые влияют на развитие налоговой системы и в то же время иногда ограничивают ее эффективность.

Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации

Одна из главных проблем в налоговой системе Российской Федерации состоит в том, что система создает два различных налоговых режима.

Первый — финансовое давление — для производителей и инвесторов, выставленных как кормильцы мира; Второй — относительно льготный — для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Налогообложение в основном доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими последствиями, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо того, чтобы стимулировать, снижать экологические, социальные и экономические издержки, эта система оказывает негативное влияние на инвестиционную активность и развитие производства и финансового сектора, а также стимулирует рост теневой экономики.

Отсутствие региональных и местных бюджетов с естественными стабильными и значительными источниками финансирования при значительном усилении реальной власти субъектов федерации.

Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета производства товаров и доходов при поступлении выручки на текущий счет привело к желанию предприятий не получать средства для оплаты поставленной продукции на текущий счет, а использовать различные схемы обналичивания и удерживая эти средства.

Вторая проблема в налоговой системе Российской Федерации — плохой сбор налогов и узкая налоговая база.

Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованным действиям государства, постоянно меняющим правила экономической игры. В условиях, когда налоговые ставки постоянно меняются, долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, поскольку государство выступает ненадежным экономическим партнером. Налогоплательщик и налоговые органы находятся в неравном положении.

Основным способом решения проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового регулирования налогообложения.

Задачами налоговой политики в среднесрочной перспективе являются следующие.

Отказ от увеличения номинальной налоговой нагрузки при условии сохранения сбалансированной бюджетной системы.

Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы путем внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и льгот, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

В среднесрочной перспективе совершенствование системы налогового администрирования в России будет продолжено. В частности, планируется усовершенствовать подходы к налоговым проверкам, повысить уровень информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов, обеспечить информационное взаимодействие между налоговыми, таможенными, правоохранительными и другими органами, усовершенствовать систему государственной регистрации юридических лиц.

Заключение

Мировой опыт государственного регулирования экономики свидетельствует о том, что одним из наиболее эффективных способов воздействия государства на развитие социально-экономических процессов в стране является налоговая система.

Именно налогообложение включает в себя известные инструменты стимулирования инновационного развития, помогает повысить конкурентоспособность отечественного производства и является одним из наиболее эффективных инструментов макроэкономического регулирования. Ввиду продолжительности и сложности проявления кризисных процессов в мире, их тесного переплетения в условиях глобализации и интеграции выдвигаются повышенные требования к развитию налоговых отношений. Противоречия, связанные с непоследовательностью потребностей в налоговых поступлениях и возможностью их предоставления (которые не могли быть устранены в нашей стране даже в периоды экономического роста), стали более острыми и требуют новых теоретических и методологических подходов.

Таким образом, в современном мире налоговая система является важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.