Теневые финансовые операции и инструментальные новации по их предотвращению

Содержание:

  1. Понятие теневой экономики
  2. Причины и принципы функционирования теневой экономики
  3. Теневая экономика в современной России
  4. Пути преодоления теневой экономики
  5. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблематика финансовой науки и практики
Интерпретация и развитие термина «Traceability» применительно к финансовым операциям
Теоретические подходы к определению финансовой системы и их эволюция во второй половине XX в. и в начале XXI в.
Систематизация факторов, влияющих на состояние национальной финансовой системы, их анализ и возможности применения в практической деятельности

 

Введение:

Тема данной курсовой работы «Теневая экономика» важна и актуальна для современного общества, поскольку любая экономическая система в любой стране представляет собой единство легальной и нелегальной теневой экономической деятельности. Нелегальная, скрытая экономика функционирует вместе с легальной экономикой, а в некоторых странах она практически не уступает своей легальной. Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одна из стран не смогла от нее избавиться.

Теневая экономика - очень сложный предмет для изучения; это явление, которое относительно легко определить, но невозможно точно измерить, поскольку почти вся информация, которую может получить ученый-экономист, является конфиденциальной и не должна раскрываться.

Во всех странах с рыночной структурой экономика была, есть и, вероятно, существует, теневая экономика. Его масштабы могут варьироваться, но ни одна из стран не смогла полностью его ликвидировать. Как и преступность, масштабы этого явления можно уменьшить, но полностью устранить практически невозможно. У теневой экономики много имен - нелегальных, нелегальных, скрытых - но суть этого явления не меняется.

Теневая экономика - это сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они составляют десятки миллиардов долларов, однако те действия, которые подавляются правоохранительными органами, являются лишь верхушкой гигантского айсберга, размер которого никто не может определить. Поэтому необходимо концептуально понять, что такое сегодня так называемая теневая экономика, каков ее источник, насколько она сильна, что ей противостоит и что, наоборот, стимулируется ею, возможно ли? вытеснить его или хотя бы ослабить и сузить сферы его распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса.

Конфликт между реальной экономической практикой и действующим законодательством приобрел системный (и системный) характер и стал, пожалуй, самым значительным явлением в современной российской истории. Многие даже считают, что сегодня «теневой компонент» обязательно присутствует не только в деловых отношениях, но и в повседневной жизни каждого человека на работе, в больнице, в учебном заведении, на общественном транспорте - незаконные экономические обмены происходят повсеместно, охватывая Широкий выбор социальных и профессиональных групп граждан России. Поэтому можно утверждать: судьба России зависит от того, как эта сфера отношений будет развиваться в значительной степени.

Влияние теневой экономики на экономический рост неоднозначно. Хотя акцент обычно делается на негативных аспектах этого явления, значительное число исследователей вынуждены признать, что при определенных условиях оно положительно влияет на экономику. Поэтому анализ взаимосвязи между теневой экономикой и экономическим ростом является актуальной научной проблемой.

Важной причиной недостаточного знания теневой экономики, ее структуры и степени влияния на экономическую активность является отсутствие однозначного толкования самого термина.

Предметом исследования курсовой работы является теневая экономика, явление, которое относительно легко определить, но невозможно точно измерить, поскольку почти вся информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Почему нужно изучать теневую экономику? Сегодня теневая экономика является важнейшей проблемой, связанной с обеспечением экономической и национальной безопасности государства. Это основной смысл теневой экономики как практической проблемы.

Понятие теневой экономики

Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует до настоящего времени. Согласно общепринятому пониманию, теневая экономика использует те же ресурсы и рынки, что и легальные, но все это происходит «вне поля зрения» государства.

Теневая экономика - явление, которое до сих пор не имеет четкого научного определения, было предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века. Различаются взгляды на природу этого явления и количественные оценки его масштаба. В конце 70-х годов появились первые серьезные исследования этого сектора экономики, а в 1983 году в Билефельде в Германии состоялась первая международная конференция по теневой экономике. Было представлено около 40 докладов, в которых затрагивались проблемы теневой экономики в условиях различных экономических систем. В 1991 году в Женеве состоялась конференция европейских статистиков по скрытой и неформальной экономике, на основе которой было опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной экономикой, а в мае 1996 года на совместном совещании ЕЭК ООН ( Евростат) ОЭСР По национальным счетам, помимо других вопросов, была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики и была создана специальная рабочая группа по скрытой экономике. В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономики отчетливо проявился в 80-х годах.

Понятие «теневая экономика» основано на общем понятии «экономика», термин «экономика» происходит от греческого ойкономике - искусства управления экономикой. По сути, экономика отражает совокупность производственных отношений, соответствующих конкретной социальной среде. Так что же такое теневая экономика? Разнообразные ответы даны на этот вопрос.

В экономике каждой страны есть такой компонент, который не вписывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но терминология, характеризующая этот компонент, еще не установлена. Нет конкретной ясности относительно того, что именно включает в себя соответствующий сектор экономики.

В разных странах используются следующие термины: «неофициальная», «подпольная» и «скрытая» экономика (англоязычными авторами); «подземный», «неформальный» (во французских изданиях), «секретный», «подводный» (в трудах итальянских специалистов); «тень» (в немецких источниках). В зарубежной экономической и социологической литературе существует не только один термин, определяющий явление, но и уникальное понимание самого явления.

Первоначальная попытка изолировать и экономически определить феномен - теневую экономику - была предпринята немецкими исследователями: только различные виды финансовых секретных операций были классифицированы как «теневая» экономика. Ряд немецких авторов считают, что «теневая» экономика в первую очередь охватывает преступную деятельность; другие определяют его как сектор, в котором участвуют все субъекты, уклоняющиеся от уплаты налогов, другие включают не только финансовые операции, но и экономическую деятельность, результаты которой, по их мнению, следует учитывать в валовом национальном продукте (ВНП) Четвертый отождествляет «теневую» экономику с «полулегальной» или «нелегальной».

Существует мнение, что теневая экономика - это экономическая деятельность, которая противоречит этому законодательству, то есть это комбинация незаконной экономической деятельности, которая подпитывает уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, теневая экономика относится к производству, потреблению, обмену и распределению материальных благ, которые не учитываются официальной статистикой и не контролируются обществом.

Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, которые культивируют различные пороки в человеке.

Каждая из этих точек зрения по-своему верна и в той или иной степени отражает реальные процессы, наблюдаемые в экономике. Они характеризуют теневую экономику с разных сторон и по существу не противоречат друг другу.

Таким образом, теневая экономика как бы разбивается на три больших блока:

  1. Неофициальная экономика. Это включает в себя все разрешенные законом виды экономической деятельности, в рамках которых существует производство услуг и товаров, которые не учитываются официальной статистикой, и скрывает эту деятельность от налогообложения.
  2. Вымышленная экономика. Это домашний реестр, кража, спекулятивные операции, взяточничество и все виды мошенничества, связанные с получением и переводом денег.
  3. Подпольное хозяйство. Это относится к видам экономической деятельности, запрещенным законом.

Для отмывания денег обычно выбираются страны, чья кредитно-финансовая система имеет следующие характеристики:

  • нестабильная правовая база;
  • конфиденциальность коммерческих и банковских операций и расплывчатые законы об их регистрации;
  • отсутствие препятствий (или минимальных ограничений) в отношениях обмена иностранной валюты и открытия анонимных (пронумерованных) банковских счетов;
  • отсутствие налогов или низкое налогообложение доходов иностранных корпораций.

Существуют три понятия, которые очень похожи по смыслу и в некоторых отношениях даже пересекаются друг с другом, но в то же время обозначают каждый из своих, отличных от других, ряд явлений: «скрытый» (или «тень»), «Неформальные» (или «неофициальные») и «незаконные»действия.

«Теневая» означает разрешенную законом деятельность, которая официально не «показана» или недооценена субъектами, участвующими в ней, с целью уклонения от уплаты налогов, социальных отчислений или выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех секторах экономики.

Рабочее определение «неформального» («неформального») сектора дается со ссылкой на резолюцию 15 Международной конференции по статистике труда. Резолюция, в свою очередь, относится к предприятиям в неформальном секторе, которые определены как некорпоративные и принадлежат домашним хозяйствам, которые обычно работают на законных основаниях и нацелены на производство товаров и услуг для обеспечения занятости и прибыльности на этих предприятиях.

Совокупность неформальных предприятий является подсектором по отношению к сектору домашних хозяйств. Сюда входят «предприятия, работающие на собственные нужды домохозяйства» (например, самостоятельно занимающиеся строительством) и «предприятия с неформальной занятостью». К последним относятся те предприятия, в которых отношения между работодателем и работником (или между несколькими партнерами) формально не зафиксированы, то есть каким-либо контрактом или другим юридическим документом: отмечается, что этот подсектор может быть особенно важен для развивающихся стран.

Незаконными являются хозяйствующие субъекты, занимающиеся незаконным производством или продажей товаров и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также те, кто не имеет права заниматься каким-либо видом осуществляемой деятельности (например, врачи практикующие без лицензии). Что касается деятельности, направленной против личности или имущества (например, грабеж, кража и терроризм), она не интерпретируется как транзакция и не включается в границы производства.

Таким образом, соответствующие изменения в определении ВВП должны быть отражены с помощью следующих показателей:

  1. Показатели законной деятельности, скрытые или минимизированные производителями в целях уклонения от налогов или выполнения других обязательств, предусмотренных законом;
  2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, включая деятельность некорпоративных предприятий, работающих на свои нужды и с неформальной занятостью;
  3. Показатели неофициальной незаконной деятельности, в том числе:легальная деятельность, которая осуществляется незаконно; незаконная деятельность, которая запрещена законом, производство и распространение товаров и услуг, на которые существует эффективный рыночный спрос; незаконная деятельность, направленная против личности или имущества.

Тем не менее термин «теневая экономика» представляется предпочтительным, что логически означает любую экономическую деятельность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами.

Причины и принципы функционирования теневой экономики

Причины возникновения теневой экономики различны для всех регионов мира, однако комплекс причин существования теневого бизнеса на рынке будет более разнообразным, особенно если мы не будем учитывать наиболее устоявшиеся секторы рыночной экономики.

Основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются:

  • Жесткое налоговое давление;
  • Возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.);
  • Административный характер арендных отношений (слаборазвитый рынок недвижимости);
  • Административные и бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и тд.

По некоторым оценкам, теневая экономика в сфере малого бизнеса охватывает от 30 до 40% объема продукции, услуг (оборота). В нашей стране большинство населения относится к категории «бедных», велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие «социального дна» среди людей, покинувших тюрьмы, нищих, бездомных, беспризорных детей а у подростков растет число беженцев из «горячих точек» бывшего СССР, доля нерешенных специалистов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплаты заработной платы и пенсий образовался гигантский слой «новых бедных».

Некоторыми другими причинами возникновения теневой экономики являются: сговор между чиновниками и предпринимателями: бизнесмен нанимает в частном порядке сотрудников государственной службы и правоохранительных органов, действуя так, как будто государства не существует. Уплата налогов считается двойным налогообложением, поскольку каждый покупает государственные услуги в частном порядке и в определенной сумме, которая требуется конкретному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов является нормой, соблюдение которой не осуждается.

Другим источником теневых отношений является лицензирование различных видов экономической деятельности, которое дает властям и отдельным должностным лицам большие возможности для получения теневого дохода.

Многие западные эксперты считают налоговое давление главной, если не единственной причиной развития «теневой» экономики. Фактор не единственный, но очень значимый. Из этого можно сделать вывод: преобладание «теневой» активности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и ограничений, исходящих от государства.

Чтобы понять причины теневой экономики, необходимо проанализировать экономические выгоды, которые получит фирма или предприниматель, решивший покинуть теневую зону и законно вести бизнес, и наоборот. Некоторые экономисты считают, что высокие налоги не являются основной причиной ухода в тень.

В различных подходах к изучению проблемы возникновения теневой экономики исследователи называют различные факторы, способствующие этому. Но традиционно ученые связывают следующие основные факторы развития теневой экономики.

Высокая налоговая ставка. Этот фактор признан одним из наиболее значимых, стимулирующих рост и активацию теневой экономики. Это оказывает свое влияние в странах с любым типом рыночной экономики. Однако его влияние в каждой стране имеет свои особенности. Например, в Соединенных Штатах высокие ставки подоходного налога оказывают особое влияние на развитие неформального сектора. В России практике сокрытия доходов способствуют высокие ставки взносов в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

Официально доля всех налоговых поступлений в России в постреформенный период составила 33% ВВП. Это было почти так же, как в Соединенных Штатах, но гораздо меньше по сравнению, например, со скандинавскими странами (в то время в Швеции - 61%). В Европе налоговая нагрузка постоянно растет: отчисления из заработной платы, которые в начале 70-х годов составляли 27%, сегодня в Европе преодолели 42%. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих странах наиболее развит теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим налоговым бременем - США и Швейцария (соответственно 41,4% и 39,7%) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

Как вы знаете, освобождение от налогов более 50% прибыли лишает компанию стимула для дальнейшей деятельности. По мнению западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55% всех предприятий уходят в неформальный сектор.

Высокое регулирование экономики. Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, плохая управляемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в формировании различных видов нелегальных рынков - трудовых, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить законы о труде, которые устанавливают минимальные ставки заработной платы, максимальную продолжительность сверхурочной работы, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин и иностранных работников.

Значительные масштабы государственного сектора в экономике. Значительный объем государственного сектора в экономике обусловлен отношениями, связанными с распределением бюджетных ресурсов в форме как прямых, так и косвенных субсидий, субсидий и льготных кредитов между государственными предприятиями. Эффективность государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. Учитывая плачевное состояние официальной экономики, работа в ее теневом секторе может иметь много преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики заставляет предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одним из них является теневой сектор.

Отсутствие прав собственности порождает так называемую «временную психологию» среди предпринимателей. Надлежащее экономическое поведение основано на предположении, что если права собственности могут быть нарушены рано или поздно, а действующее законодательство и правоприменительная практика не гарантируют надежную защиту, имеющиеся возможности следует использовать по максимуму. Если вы можете избежать уплаты налогов, максимизировать свою прибыль во всех отношениях, то это должно быть сделано.

Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплата заработной платы и тому подобное являются отличной почвой для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгие месячные зарплаты, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем иногда основываются только на устных соглашениях, отсутствие больничных или отпускных, увольнение возможно без каких-либо социальных гарантий, и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники очень заинтересованы в сохранении теневого бизнеса «хозяина» как такового; работодатели имеют неконтролируемую власть над работниками; Прямые финансовые выгоды заключаются в том, что не нужно платить налоги на фонд заработной платы.

Политическая нестабильность. Этот фактор, а также «неуверенность в правах собственности» стимулирует и развивает психологию временного работника. Поскольку неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для увеличения капитала. Важно отметить, что если теневая экономика развивается очень динамично в периоды политической нестабильности, официальная экономика, напротив, замерзает.

Экономическая безопасность. Этот фактор является наиболее значимым. Теневая экономика, проникшая во все аспекты экономического аппарата, сильно подрывает его. От этого экономика становится небезопасной. И в результате из этого фактора следует следующее.

Национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности. Объективной причиной быстрого роста теневой экономики является переход от бюрократической командной системы к системе управления рынком.

Во всем мире доля теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а в Украине - 50%; Доля теневой экономики в экономическом обороте России составляет 40%.

Ставка 40-50% является критической. В этот момент влияние теневых факторов на экономическую жизнь становится настолько заметным, что противоречие между законными и теневыми структурами наблюдается практически во всех сферах жизни общества.

Ключевым признаком теневой активности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих контрактов или преднамеренное искажение их содержания при регистрации. В этом случае наличные деньги и особенно иностранная валюта становятся основным средством платежа.

Понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включает в себя:

  • основные средства (движимое имущество и недвижимость, ресурсы и средства)
  • производство);
  • финансовые активы и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты, приватизационные сертификаты, компенсация и т. д.);
  • личный капитал структур теневого хозяйства (дома, земля, автомобили, яхты, дачи, самолеты и т. д.);
  • демографические ресурсы (лица, занимающиеся теневой экономической деятельностью).

В своей деятельности теневой сектор использует следующие механизмы:

  1. Сокрытие части выручки от оборота финансово-хозяйственной деятельности. Целью является сокращение налоговой базы, что приводит к снижению налоговых платежей. Механизм сокрытия ведется двойной бухгалтерией (официальной и неофициальной) и однодневными фирмами.
  2. Создание теневого запаса оборотных средств. Руководители и работники крупных промышленных предприятий производят его за счет «сбережений» с целью получения дополнительного личного денежного дохода.

Он включает в себя несколько этапов:

  • Теневой запас создается за счет увеличения нормы расходов на изготовление продукта или списания деталей и оборудования, пригодных для дальнейшей эксплуатации;
  • Существует компания, которая, согласно фиктивным документам, отписывается от поставки «сбережений», но в материальном выражении;
  • Оплата производится за доставку и «капитализацию» сырья или продукции уже на предприятии;
  • Компания-поставщик обналичивает платеж и делится им с партнерами - сотрудниками предприятия (производит «откат»).

Теневое обналичивание средств. Для осуществления теневых платежей компании нужны неформальные средства.

Преобладающий сектор теневой экономики для преобразования официальных средств в неофициальные - «обналичивание» - делает это следующим образом:

  • Компания производит предоплату за товары или услуги;
  • Компания «обналичивание» выдает наличные и фиктивные документы на товары или услуги, за которые был получен аванс (товары не отправляются);
  • Компания получает «полученные» товары и списывает товары для производственной и хозяйственной деятельности.

Предприятие может перейти непосредственно к компании, занимающейся обналичиванием, а затем они платят до 2% за услугу (в 2007 году наблюдалась тенденция к росту). При такой схеме повышается риск обнаружения теневых операций, поскольку предприятие находится в контакте с однодневной фирмой и ее сотрудниками. Также компания может найти посредническую компанию, которая напрямую контактирует с компанией для «вывода средств» при работе с документами и теневыми наличными. В этом случае процент за услугу составляет до 10%.

Теневая деятельность в ходе тендеров и конкурсов, внедряемая в финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений или крупных акционерных обществ в целях борьбы с коррупцией. Принимая участие в закупках нескольких компаний, гарантируется честный и объективный выбор предложений.

На практике этот механизм не всегда работает: чиновники и владельцы предприятий обнаружили здесь лазейки, которые позволяют учитывать их материальный интерес:

  • Государственная организация (акционерное общество) выдает задание (заказ) на тендер с условиями, которые может выполнить только одна фирма, или, согласно заранее согласованным условиям, любимые фирмы участвуют в тендере;
  • Любимая компания «выигрывает» тендер, а чиновникам выплачивается «откат».

Таким образом, предприятия, которые хотят обойти законные способы получения прибыли и вместо того, чтобы платить налоги и жить честно, находят множество лазеек и способов. Такие фирмы используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания.

Теневая экономика в современной России

Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной России, и весь мир в той или иной форме присутствует во всех странах, сопровождая человечество на протяжении веков. По оценкам МВФ, в 2008 году мировая нелегальная торговля составила около 8 трлн долларов, теневая экономика в России в 2008 году составляла 20-25% ВВП, что составляет около 2-2,5 трлн рублей, при этом более 9 млн человек. Эти цифры подчеркивают важность и актуальность этой проблемы для современного российского общества.

Основные черты «внутренней» теневой экономики: уклонение от уплаты налогов, вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. По данным Госкомстата, на долю торговли приходится 63% теневого сектора.

Если бы экономика не уходила в тень, ВВП каждого государства существенно «рос». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. По мировым доходам теневая экономика вполне способна конкурировать с официальной. Особый вклад в эту статистику вносит Россия.

Согласно данным, опубликованным Всемирным банком (ВБ) в 2010 году, в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах, в зависимости от конкретной темы, этот показатель колеблется от 20-50% ВРП (валового регионального продукта). На самом деле этот показатель значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальная экономика может быть оценена в 14-16% ВВП страны.

Однако показатели международных организаций, официальная статистика и отчеты экспертов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам теневой экономики России непросто, поскольку она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что 34,3% всей торговли приходится на скрытый сектор, 10,1% - строительство, 9,2% - транспорт и связь, 8,9% - производство, 4,6% - коммунальные услуги, социальные и персональные услуги, 3,2 - недвижимость рынок и 2,3% - гостиницы и рестораны. Что касается аграрной отрасли, то она практически все работает в тени (по некоторым оценкам, более 90%).

Согласно исследованию, проведенному Национальным институтом системных исследований, в 2008 году средняя компания продала 16,8% своей продукции в теневом секторе, и около 23% общего оборота было связано с переводом денег из официального сектора в теневую. Хотя для нашей страны феномен, когда теневая экономика выходит на правовое поле, довольно знаком.

Теневые финансовые операции и инструментальные новации по их предотвращению

С точки зрения мировой теневой экономики большая часть доходов поступает от продажи героина, торговли женщинами, продажи контрафактных товаров, огнестрельного оружия и киберпреступности.

В общем, теневая экономика может рассматриваться как любая экономическая деятельность, которая не учитывается и не контролируется государством. В принципе, это предпринимательство, которое скрывает реальные доходы от бизнеса и уклоняется от уплаты налогов.

Осознание масштабов российской теневой экономики с ее финансовыми потоками приводит к пониманию того, что речь идет не только о неучтенном валовом продукте, но и о более серьезном явлении, которое во многом определяет облик современной российской экономической экономики.

Следует отметить, что теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, что стало характерным для многих российских предпринимателей. Пытаясь избежать увеличения дополнительного налогового бремени в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, субъекты хозяйствования (как юридические, так и физические лица) применяют различные методы и схемы уклонения от уплаты налогов. Их анализ позволил сделать вывод о том, что известные в настоящее время виды и методы уклонения от уплаты налогов являются как видами, так и методами сокрытия (слежки) за деятельностью.

Методы, которые полностью скрывают экономическую активность, включают методы уклонения от налогового контроля. Следует признать, что из-за повышенного риска полного сокрытия деятельности к этой категории относится небольшое количество методов: уклонение от налоговой регистрации и непредставление налоговых деклараций. В обоих случаях деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется, но фактически не контролируется государством. Использование этих методов характерно для малого бизнеса или индивидуальной предпринимательской деятельности и недолго. С нашей точки зрения, организации, которые ввели налоговый учет, но не подают налоговые декларации, наносят больше вреда. Это так называемые фирмы-однодневки, которые используются крупными и средними налогоплательщиками в схемах частичного сокрытия деятельности, реализация которых без однодневных фирм была бы невозможна, и ущерб от использования таких схем очень важно.

Методы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов подразделяются на методы искажения объекта налогообложения и налогового мошенничества.

Искажение объекта налогообложения направлено на уменьшение налоговой базы по соответствующему налогу. По этому принципу мы различаем «схемы оплаты труда», методы завышения затрат, способы сокрытия объемов производства и реализации продукции, услуг.

«Схемы оплаты труда» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия фактического фонда заработной платы. Это включает выплату зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие количества работников. По результатам контрольной работы Федеральной налоговой службы в 2008 году было выявлено более 400 тысяч налогоплательщиков, или 17% от числа сообщающих лиц, которые выплачивают заработную плату ниже среднего по отрасли, что, скорее всего, указывает на сокрытие фактически выплаченных заработная плата. Основными отраслями экономики, в которых существует наибольший риск сокрытия заработной платы, являются оптовая и розничная торговля, строительство и производство. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61%. Выплата «серой» зарплаты приводит к значительным негативным социальным последствиям: уменьшению размера будущих пенсий, налоговых вычетов на расходы, понесенные на образование и лечение, снижению вероятности получения потребительского кредита и т. д.

Способы повышения стоимости формируют занижение (сокрытие) валового дохода предприятия. Наряду с незаконным применением налоговых льгот здесь особое место занимают фиктивные операции; отражение фиктивных затрат; завышение стоимости закупаемого сырья, услуг, топлива, что связано с затратами на производство и обращение; отражение расходов, понесенных в другом налоговом периоде; отнесение к затратам затрат в суммах, превышающих установленные законом. Эти схемы в основном используются для минимизации подоходного налога и НДС.

Сокрытие выручки (полное или частичное) осуществляется очень широким спектром способов: не отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерских документах; оформление сделок без документации; неотражение результатов хозяйственных операций; неполучение товарно-материальных ценностей и выручки; использование нефиксированных в учетных операциях с рублевой и наличной иностранной валютой («чёрная наличность»); недооценка объема реализации продукции (работ, услуг), доходов.

Часто использование методов сокрытия доходов и завышения затрат приводит к убыточным предприятиям. Отражение убытков в финансовой отчетности за несколько налоговых периодов является наиболее вероятным признаком неполного или искаженного отражения в финансовой отчетности результатов деятельности. Данное предположение подтверждается контрольными мерами налоговых органов: за 9 месяцев 2008 года сумма убытка, уменьшенная для целей налогообложения, составила 61 млрд. рублей, а дополнительный сбор по налогу на прибыль - 95,9 млрд. рублей.

О масштабах применения схем для сокрытия деятельности или искажения ее результатов свидетельствует тот факт, что в первой половине 2009 года 20% организаций работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, этот показатель составляет 42%. Другими словами, около половины организаций в России не платят подоходный налог, что недопустимо в экономических интересах страны. Кроме того, основными секторами экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, являются оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающая промышленность, то есть те же отрасли, в которых доля скрытой заработной платы высока.

Экономические преступления, классифицируемые как налоговое мошенничество, выделяются в отдельную категорию. Почти во всех странах, где установлена ​​юридическая ответственность за уклонение от уплаты налогов, налоговое мошенничество признано одним из наиболее серьезных, и в подавляющем большинстве стран оно влечет за собой уголовное наказание. Налоговое мошенничество определяется по факту сокрытия налоговой базы путем фальсификации, фальсификации или преднамеренного искажения документов. Используются нелегальные схемы возмещения НДС по экспортным операциям, нелегальный вывоз капитала, нелегальное предпринимательство, ложное предпринимательство, использование схем «обналичивание - снятие наличных средств».

Начиная с конца третьего квартала прошлого года, когда начался кризис и ситуация на рынке труда ухудшилась, начался рост теневой экономики. По оценкам главы Росстата Александра Суринова, сейчас этот сектор равен одной пятой экономики в целом. Такие данные он привел в интервью «Российской газете». Специалисты называют этот сектор "ненаблюдаемой экономикой". Практически невозможно сосчитать товары и услуги, которые запрещены для производства и продажи в стране (например, проституция).

Пути преодоления теневой экономики

Для противодействия теневой преступной деятельности государству необходимо отказаться от общепринятой теории и практики реформирования экономики и социальных структур, что возможно путем радикального пересмотра их в рамках рыночных отношений или внесения существенных изменений в теорию и практика реформирования при соблюдении идеи перехода на рынок. Если этот вывод будет проигнорирован, в последующие годы произойдет дальнейшее расширение теневых отношений со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для общества, государства и граждан. Устранить эти последствия придется нескольким поколениям россиян.

Проблема легализации теневого капитала должна основываться на следующих принципах:

  • благоприятные для бизнеса изменения в правовой среде (налоговая политика, приватизация, неэкономическая деятельность), а также изменения, которые активно содействуют необходимому усилению карательных мер;
  • четкое различие между столицами криминальных элементов и теневыми руководителями предприятий и рассмотрение этого раздела в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации доходов, полученных преступным путем, в Уголовном кодексе.
  • формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым россиянам», проживающим за рубежом, отношений, основанных на эффективной программе перераспределения капитала и превращения их в инвестиционный ресурс России;
  • укрепление доверия к властям, что в качестве одной из мер демонстрирует эффективную защиту населения от финансового мошенничества, защиту сбережений, капитала и самого института частной собственности;
  • установление общественного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в правовых рамках. Механизм такого контроля должен основываться на данных о нарушениях в экономической сфере, что облегчает выбор партнера по деловым отношениям.

В органах государственной власти, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 года по начало 1992 года и связанный с целевыми показателями сверхвысоких темпов начального накопления капитала. Его результаты известны всем: критический масштаб роста «теневой» составляющей отечественной экономики и формирование мощных финансовых и производственных кланов, которые проникают в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальных предпринимательская деятельность, прежде всего малый бизнес, с другой.

В качестве своего рода реакции на отмеченные недостатки радикально-либерального подхода возник преимущественно репрессивный подход, который включает: расширение и укрепление соответствующих подразделений Министерства внутренних дел, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерство финансов Российской Федерации; формирование системы тотального контроля и доноса; общее ужесточение законодательства, направленное на борьбу с теневой экономикой, усиление штрафных санкций.

Ярким примером попыток реализации репрессивного подхода можно считать попытку Государственной Думы принять в первом чтении законопроект «О государственном контроле за соответствием крупных потребительских расходов доходам, полученным физическими лицами», представленный Министерство финансов РФ. Государство, будучи неспособным регистрировать доходы граждан, стремится контролировать расходы. Предполагается раскрыть реальные доходы состоятельных групп населения, заставить их показать источники скрытых средств и собрать неуплаченные налоги. В то же время общие экономические условия управления и причины, заставляющие предпринимателей скрывать свой капитал, не принимаются во внимание. Социальные последствия использования преимущественно репрессивных методов также отрицательны. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «руководителей теневого бизнеса», но и значительной части наемных рабочих и служащих, которые получают теневой доход.

Вот почему необходим третий - комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы.

Мировое экономическое сообщество признало, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса является использование банковской системы для совершения крупных финансовых преступлений, сокрытия и «отмывания» денег, полученных преступным путем. Криминальные круги эффективно используют традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых учреждений привлекать клиентов любой ценой.

Цивилизованные банковские сообщества понимают необходимость установления контактов с регулирующими органами в интересах как собственной безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если национальные банки и другие кредитные учреждения не осознают серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля - они могут быть отрезаны и изолированы от мирового финансового сообщества (как это произошло, например, с некоторыми странами Персидского залива).

В большинстве развитых стран приняты и совершенствуются системы мер по предотвращению и борьбе с использованием финансово-кредитных учреждений в преступных целях. В новом законопроекте «О предотвращении легализации («отмывания») незаконно полученных доходов» учитывается опыт стран с развитой банковской системой и российская специфика. В законопроекте изложена подробная схема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; полномочия государственных органов определены. Это позволяет поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий круг доходов, которые уклоняются от уплаты налогов и пополняют бюджет.

Когда особо крупные средства передаются под контроль государства и общества, организованная преступность теряет свою мощную экономическую основу.

Заключение

Таким образом, теневая экономика - явление, которое до сих пор не имеет четкого научного определения, было предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

Термин «теневая экономика» представляется предпочтительным, что логически означает любую экономическую деятельность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домохозяйства), «теневой» компонент экономики представляет собой способ экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам экономической жизни, т.е. выходит за рамки правового поля.

Теневой сектор возник в 80-е годы существования СССР. К моменту распада СССР теневая экономика уже стала устоявшимся экономическим институтом в советском обществе. Напротив, развал единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, но и дал ему возможности для дальнейшее развитие, чему во многом способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.

Так, в России параллельно с легальной экономикой возникла теневая экономика, сопоставимая по масштабам с ней. Более того, в теневой экономике сформирован примерно тот же набор механизмов, что и в официальной экономической системе. У него свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, есть определенный набор профессий со своим кодексом поведения, работают свои собственные инвестиционные механизмы. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей и создали особые условия для работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, даже стали говорить о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы будут преобразованы в правовые нормы экономического поведения. Скорее всего, нас ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное устранение норм, неприемлемых для цивилизованного общества.

По данным Госкомстата России, корректировка теневой экономики на ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%.

Информация, представленная в курсовой работе, является средним обзором масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько теневая экономика влияет на все сферы нашей жизни.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что в условиях экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

Что касается теневой экономики, необходимы два типа действий. С одной стороны, мы должны «бороться» с этим, и это функция правоохранительных органов, которые они должны выполнять как можно лучше. С другой стороны, ввести «тень» в стандартных размерах путем легализации, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиться значительных изменений в экономической политике, которые обеспечат нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

Позитивные сдвиги можно ожидать только в случае устранения причин теневой активности, принятия взаимосвязанного набора мер для улучшения налогообложения и корпоративного управления, улучшения структуры расчетов и других косвенных мер, а также ужесточения санкций за участие в теневом бизнесе.

Что касается роли теневой экономики, то, с одной стороны, ее негативные последствия очевидны. Он приобрел поистине огромные масштабы в России. По оценкам статистических органов, на теневой сектор приходится 27% ВВП. Во всех отношениях Россия приближается к латиноамериканской модели, характерной для развивающихся стран. Кроме того, теневая экономика вносит большой вклад в экономические, моральные и политические основы общества, с которыми нельзя мириться.

Но будет справедливо сказать, что в современной России теневая экономика (ее скрытая и неформальная часть) является важным инструментом поддержания экономического и социального равновесия, создания условий для выживания бизнеса и населения.

Поэтому однозначный ответ на вопрос: хорошо это или плохо - наличие теневой экономики - дать невозможно. А будущее России зависит от того, в каких пропорциях соблюдается соотношение «чистая экономика: теневая экономика».