Теневая экономика угроза обеспечения экономической безопасности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 29.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Товар и его ценность величина стоимости товара
Бухгалтерский баланс и его роль в анализе финансового состояния предприятия
Политический рынок и политическая рента
Оценка уровня самоокупаемости и рентабельности на предприятии


Введение:

В экономической науке многое не было проанализировано. Нелегко найти другой пример, где величина экономического эффекта и уровень его исследований были бы настолько несовместимы. Это проблема «теневой» экономики, которая охватывает все сферы человеческой жизни.  

Теневая экономика является частью неформальной экономики. Характеризует комплекс экономических отношений, которые не отражены в официальных документах. 

Актуальность данной темы заключается в том, что теневой сектор экономики присутствует во всех странах, он является элементом любой экономической системы, но его масштабы могут сильно различаться.

Целью курсовой работы является выявление основных причин роста теневой экономики и определение методов борьбы с ней. Для достижения цели вам необходимо решить следующие задачи: 

  • Определить формы, виды, сущность теневой экономики;
  • Определить уровень развития теневого сектора в Российской Федерации;
  • Выявить негативное влияние «теневой» активности на экономическую систему России;
  • Определите способы борьбы с теневой экономикой.

Объектом исследования являются всевозможные способы воздействия государства на теневой сектор экономики. Предметом, соответственно, является сама теневая экономика. 

 

Теоретические основы проблемы теневой экономики

 

Определение «теневой экономики»   

В российской научной литературе существуют три основных подхода к пониманию «теневой экономики»: бухгалтерский и статистический подход, формальное юридическое и оптимизация — позитивный подход.  

Бухгалтерский и статистический подход. Этот подход используется, когда речь идет о степени распространения теневых экономических отношений. С точки зрения этого подхода теневая экономика «представляет собой совокупность экономических отношений между хозяйствующими субъектами, скрытыми от органов государственного управления и контроля в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических выгод и предпринимательских функций».  

Это определение имеет существенные недостатки. Во-первых, это подразумевает «твердое» отношение к необходимости полного «управления и контроля»: из этой интерпретации ясно, что незаконно скрывать какую-либо экономическую деятельность от государственного контроля и управления. В реальной экономической практике многие процессы рыночного саморегулирования не поддаются централизованному управлению и контролю, что в целом оказывает положительное влияние на динамику экономического развития, и было бы неправильно включать их в сферу негативных, теневых отношений.

Во-вторых, при таком толковании определение «теневая экономика» включает в себя большие разделы экономики, которые не могут регулироваться никакими правовыми нормами, но не могут рассматриваться как незаконные. Например, в расчетах показателей национальной системы бухгалтерского учета домашняя экономика (производство товаров для собственного потребления) не учитывается, хотя ее масштаб велик.     

Формальный правовой подход. Он используется, когда речь идет о борьбе с «теневой» экономикой. Он преобладает в экономических и криминологических исследованиях, в которых термин «теневая экономика» понимается как «такой способ экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам экономической жизни, то есть находится за пределами правовые рамки».  

Этот подход также имеет свои сильные и слабые стороны. С одной стороны, считается, что то, что нарушает верховенство права, разрушает существующую структуру государственных институтов и, вероятно, опасно для общества. 

С другой стороны, деятельность «вне легального сектора» не всегда оказывает негативное влияние на общество. Например, в нашей стране «частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, которые являются основой продуктивных рыночных отношений, были выведены из правового сектора». 

Оптимизация — позитивистский подход. С точки зрения этого подхода, «теневая экономика» относится к экономической деятельности, которая объективно мешает оптимальному развитию экономики и общества.  

Хотя все три приведенных выше определения по-разному очерчивают границы «теневой» экономики, вместе они отмечают ее главный признак — скрытую природу. В первом случае речь идет об экономической деятельности, скрытой от государственного контроля, во втором — от бухгалтерского учета, а в третьем — от морального осуждения. 

Чтобы обсудить проблемы «теневых» экономических систем современной России, можно принять следующее определение: «теневая» экономика — это разветвленная, всеобъемлющая и безграничная система взаимосвязанных экономических отношений, которые выходят за рамки существующих законов и недоступны вести регулярный статистический учет и налоговый контроль.

 

Структура «теневой» экономики   

 

Конечно, определение «теневой экономики» указывает на отрицательную природу тех явлений, которые она определяет. Но в то же время он указывает на их ограничения для современной жизни, на их неизбежность и всепроникающую силу. Между тем «теневая» экономика является не только всеобъемлющим явлением, но и чрезвычайно разнообразным. Действия банкира, отмывающего незаконно полученные деньги, или сотрудника дорожной полиции, который вымогает взятки на дорогах, или сельского строителя, который работает без каких-либо лицензий и не платит налоги — все это факты «теневой» экономической деятельности.   

Со всеми методами, предложенными в научной литературе для типологизации различных сегментов теневой экономики, одним из наиболее успешных является разделение теневых экономических операций на основе их повседневной жизни. Речь идет об отделении повседневной теневой деятельности обычных, «средних» людей от необычайной теневой деятельности представителей девиантных социальных групп — элиты и маргинализированных .

Обычный россиянин видит «страшных» рэкетиров и мошенников-миллионеров только на экране телевизора и на страницах газетной летописной хроники. Уклонение от уплаты налогов — это «дело», которое ему ближе. Почти каждый взрослый гражданин России не раз в жизни получал оплата наличными, без каких-либо документов, либо подпись в фиктивных списках заработной платы, либо занятие на рабочем месте вовсе не той работой, которая предусмотрена его служебными обязанностями.  

Хотя экономика организованной преступности и « белых воротничков » преступности бизнес-элиты представляются наиболее опасными для общественного благосостояния , тем не менее, чаще всего они вообще не дают основную часть теневого оборота. Теневая экономика похожа на айсберг, на котором большая часть скрыта под водой. Ежедневная теневая экономика в современной России (как, впрочем, и в большинстве зарубежных стран) является основным комплексом «экономики вне закона».       

Следует подчеркнуть, что изучение теневых экономических отношений в нашей стране характеризуется постепенным смещением внимания исследователей от необычайных к повседневным формам. Когда в конце 1980-х гг. первые публикации о теневой экономике появились в СССР, идея о том, что речь шла о жизни некоторых «чужих» социальных групп — номенклатуры, преступников, «торговцев», абсолютно превалировала. Эта идея «чуждости» теневых экономических отношений частично сохранилась в 1990-х годах, только ряды «чужаков» расширились за счет «новых русских». Однако постепенно исследователи, как и обычные россияне, осознали, что основными участниками теневых отношений были не «они», а «мы». Именно благодаря молчаливому согласию простых россиян и их личному соучастию коррупция, уклонение от уплаты налогов, нелегальная занятость, торговое пиратство и многие другие широко распространенные экономические преступления. Поэтому в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Российские исследователи все чаще стали обращать внимание на те виды теневой экономической деятельности, в которых систематически участвуют большинство россиян.       

Чтобы более четко разграничить структуру такого всеобъемлющего явления, как теневая экономика, исследователи часто используют классификацию его различных проявлений по критерию нарушенных норм. Такая классификация была впервые разработана американским экономистом Э. Фейгом, который в своей работе выделил четыре типа «подпольных» экономических действий (все из которых подпадают под нашу интерпретацию теневой экономики): незаконная, незарегистрированная, незарегистрированная и неформальная экономика.

Нелегальная экономика. «Нелегальная экономика, — говорит Э. Фейг, — состоит из доходов, полученных в результате экономической деятельности, которая нарушает правовые стандарты, определяющие сферу правовых форм торговли». Нелегальные предприниматели в этой экономике вовлечены в производство и распространение незаконных товаров и услуг (незаконное производство наркотиков, обмен валюты спекулянтами).  

Несообщаемая экономика. «Незарегистрированная экономика, — пишет Э. Фейг, — далее включает ту экономическую деятельность, которая обходит или уклоняется от установленных законом налоговых правил, установленных в налоговом кодексе». Доходы от незарегистрированной экономики не сообщаются налоговой полиции, что создает так называемый «налоговый разрыв» — разницу между суммой налоговых поступлений, которые фактически собраны и фактически собраны.  

Незарегистрированная экономика. «Незарегистрированная экономика, — продолжает его классификация Э. Фейг, — состоит из экономической деятельности, которая обходит институциональные правила, установленные требованиями государственных статистических органов». Важнейшим компонентом незарегистрированной экономической деятельности в развивающихся странах является домашнее производство. Хотя методология расчета национального дохода предполагает, что домашнее производство было включено в национальные счета, этот сектор обычно опускается из-за сложности его измерения.

Неформальная экономика. Согласно с Э. Фейга в подходе, «неформальная экономика включает в себя те виды экономической деятельности, которые сохраняют личные расходы за счет нарушения общественных благ и прав, установленных законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческого лицензирования, трудовых договоров, финансовое кредитование и страхование отношений социального». Он измеряется доходом, полученным от неформально действующих экономических агентов.       
Институциональный критерий сегментации теневой экономики также использовался многими российскими исследователями. Такой подход наиболее четко применяются В.В. Радаев, который определяет четыре типа теневых отношений — правовой неофициальный, внезаконный, пол -юридической и незаконные экономических преступность.

Легальная неформальная экономика — экономическая деятельность, которая не нарушает действующее законодательство, но которая не отражена в отчетах и ​​контрактах. Примером такой деятельности, которая нарушает стандарты отчетности, является натуральное производство домашних хозяйств. Это аналог «незарегистрированной экономики» по Э. Фейгу.    
Внеправовая экономика — экономическая деятельность, не регулируемая действующим законодательством и расположенная во внесудебных зонах. В учебном примере такой деятельности В.В. Радаева рассматриваются российские «финансовые пирамиды» 1990-х годов, в которых использовались «дыры» в законодательстве, а также нарушения экологической безопасности, лоббирование. Этот сектор связан, в частности, с с нарушением неформальных этических норм. (Обратите внимание , что эта концепция не соответствует по классификации Е. Фейга, которая принимает во внимание только нарушения формальных норм.). 

Полууправленческая экономика — это экономическая деятельность, которая по своим целям соответствует закону, но выходит за ее пределы из-за уклонения от уплаты налогов. Эта деятельность, которая нарушает правила налогообложения, включает, по словам В.В. Радаева , использование «черных денег», бартерные обмены, работу без лицензии и лицензии, трудовой найм без заключения договоров. Этот вид экономической деятельности иногда называют «серой экономикой».  

Незаконная, криминальная экономика — запрещенная законом экономическая деятельность, то есть нарушение уголовных запретов на определенные виды деятельности. Согласно определению некоторых исследователей, это «черная экономика».  

Все классификации по критерию нарушенных норм приводятся как Э. Фейгом, так и В. В. Радаевым, — при анализе теневой экономической активности ее следует использовать с осторожностью, поскольку очевидно, что люди, проводящие теневые экономические операции, обычно нарушают не только одну норма, но несколько сразу. В целом, следует иметь в виду, что все, даже самые сложные методы типологизации теневых экономических отношений фиксируют не отдельные и изолированные, а взаимосвязанные и пересекающиеся сегменты теневой экономики.

 

Условия формирования «теневой» экономики и факторы ее развития

  

Развитие «теневой» экономики, с одной стороны, является реакцией на сам факт государственного регулирования. Экономическое управление невозможно без каких-либо ограничений, а необоснованные ограничения вызывают их нарушение. Многие виды теневой экономики во многом объясняются недостатками государственного контроля и регулирования.  

С другой стороны, «теневая» экономика возникла не только в результате попыток ограничить рыночную свободу, но и из-за характера самих рыночных отношений.

Для «теневой» экономики условия развития формируются общим состоянием экономики. Инфляция, кризис платежеспособности и нарушение экономических отношений привели к созданию условий для формирования «теневой» экономики. 

Весь набор условий, влияющих на существование «теневой» экономики, можно разделить на группы в зависимости от типа отношений.

К первой группе причин относятся антропологические факторы, связанные с противоречивой природой человека. Человек состоит из двух противоположностей: в нем идет борьба добра со злом. Он характеризуется честностью и обманом, щедростью и жадностью, самопожертвованием и эгоизмом. Внутриличностный конфликт между добром и злом разрешается в зависимости от существующей системы общественных отношений. Для человека характерно стремление получить больше, затрачивая при этом меньше усилий. При отсутствии или слабости ограничений рационализм побуждает человека к «теневой» деятельности.      

Вторая группа причин, вызывающих «теневую» экономику, — это экономические факторы, присущие рыночной экономике. Они связаны с искажениями в налоговой политике государства, недостаточным насыщением рынка товарами и услугами, дисбалансом между различными сферами и отраслями народного хозяйства, низкой покупательской способностью населения и деятельностью незарегистрированных экономических структур. 

Третья группа причин — правовые факторы. Они связаны с несовершенством законодательной базы и несовершенством механизма координации борьбы с экономическими преступлениями. Совершенствование правовой базы бесконечно. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночной экономики и существующей законодательной базой позволяют субъектам «теневой» экономики использовать уязвимые места, которые формируются в правовой сфере, и быстро устремляться туда. Также рост «теневой» экономики связан с неэффективностью правоохранительных органов на стыке нелегальной и криминальной экономической деятельности.    

Четвертая группа причин включает в себя социально-политические факторы. Они связаны с низким авторитетом государственной власти среди населения, наличием в обществе социально-психологических настроений и ориентиров, нарушением государством социальных обязательств, степенью решения социально-экономических проблем общества. 

В пятую группу причин, объясняющих феномен «теневой» экономики, входят социальные факторы. Они связаны с низким уровнем жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности, высокой безработице, неравномерному распределению валового внутреннего продукта. «Теневая» деятельность привлекает огромную массу обездоленных людей из-за существования деформированных отношений в социальной среде. Представители бедных в массовом порядке вовлечены в «теневую» экономику; Это молодые люди, безработные и гастарбайтеры. В количественном выражении они составляют основную часть участников «теневой» экономики.    

Шестая группа факторов — это административные факторы. К ним относятся отсутствие эффективной государственной вертикали управления экономикой, безответственность и некомпетентность государственного административного аппарата, чрезмерные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, и большое неофициальное «благотворительное» бремя для предпринимателей. 

Переход от бюрократической системы командования к системе управления рынком является объективной причиной быстрого роста «теневой» экономики в России. Изменение общественного порядка сопровождается изменением старой морали. В то же время «теневая» экономика должна проводиться и формироваться из точных источников. Источниками «теневой» экономики являются как легальные, так и нелегальные хозяйствующие субъекты.   

Первый источник — вывоз за рубеж капитала, сырья и энергоносителей. В то же время основная часть транзакций осуществляется на законных основаниях, то есть она не является буквально «теневой» экономикой: энергоносители и сырье часто продаются за границу по сниженным ценам через посредников, и устанавливается соответствующий процент прибыли посредников за рубежом. 

Вторым, основным источником «теневой» экономики является экономическая деятельность, которая не регистрируется государственными органами. Этот вид деятельности имеет место во всех секторах экономики. 

 

Влияние «теневой» деятельности на экономику Российской Федерации

 

Основные причины ухода предприятий в «теневую» экономику      

В сфере малого бизнеса «теневая» экономическая деятельность неоднородна, поэтому подход к этому обстоятельству следует дифференцировать. Во-первых, борьба с «чистой преступностью» является функцией правоохранительных органов. Во-вторых, очевидна необходимость ряда мер по «легализации» части «теневого» бизнеса, это поможет стабилизировать как экономику всей страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности с использованием различных формы малого бизнеса.  

Основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются: жесткое налоговое давление, административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), возможность альтернативных расчетов, административные и бюрократические барьеры для регистрации, получения лицензий, по некоторым оценкам, «теневая» экономика в малых обложках бизнеса от 30 до 40% от объема продукции и услуг. 

Малые предприятия, которые участвуют в «теневой» экономике, можно разделить на три группы:

Чисто криминальные малые предприятия. Изначально создан с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они образуют некую основу для «теневой» экономики в сфере малого бизнеса и обладают достаточно большими ресурсами, силой и влиянием.

Теневые работники — это руководители предприятий , которые в основном находятся в тени, поскольку доступ к легальной экономике приведет к значительной потере дохода или закрытию их бизнеса. Они значительно дополняют структуру, созданную группой I, но в будущем это станет возможной основой для среднего класса.  

Предприниматели без юридического лица и работники являются своего рода «солдатами» «теневой» экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых обязательна незарегистрированная деятельность.

Масштаб «теневой» экономики   

Индикатором интереса к проблемам теневой экономики в последние десятилетия может служить Интернет, где на эту тему можно сосчитать более 3 миллионов ссылок. Это связано с тем, что в последние 20-30 лет наблюдается постоянный рост уровня теневой экономики во всех странах. 

Если в начале 60-х годов прошлого века теневая доля в мировой экономике составляла 5,6% и была незначительной, то сегодня, по мнению экспертов, более трети мирового ВВП скрыто в теневом секторе.

Мировой ВВП в 2012 году, по оценкам Всемирного банка, составил 71,66 трлн долларов. То есть около 26 трлн произведено в теневом секторе. долларов (для сравнения: ВВП США — 15,68 трлн, Китай — 8,23 трлн, еврозона — 17,7 трлн).  

В Европе, по данным AT Kearney , теневая экономика в 2007 году составила 2,2 трлн. Евро. После небольшого спада в начале кризиса к 2009 году теневая экономика снова начала расти. Европейские правительства признают, что все попытки обуздать теневую экономику потерпели неудачу. Безработица и стагнация экономики создают еще больше стимулов для незаконной деятельности.    

Самый высокий уровень теневой экономики в ЕС демонстрирует Болгария (33%), за ней следуют Венгрия, Литва, Румыния (по 30% каждая), Эстония (29%), Латвия (27%), Греция (26%). Средний показатель по ЕС составляет 27,5%. Среди стран Западной Европы самые высокие показатели теневой экономики в Бельгии (17%), Швеции (16%) и Норвегии (15%). Самые низкие показатели в Австрии и Швейцарии (по 8%).   

Критическим уровнем теневой экономики считается 40-50%, когда противоречие между легальным и теневым бизнесом наблюдается практически во всех сферах общества, и мы можем сказать, что не государство контролирует экономику, а теневые структуры.

Не случайно, что за последние десять лет МВФ заказал несколько масштабных исследований теневой экономики в мире. В своих научных отчетах исследователи из Австрии и Германии во главе с профессором Фридрихом Шнайдером пришли к неутешительным выводам: масштабы теневой экономики растут во всем мире, в том числе в процветающих странах Западной Европы.  

В Европейском Союзе в начале нового столетия более 20 миллионов человек были частично или полностью заняты в теневой экономике, несмотря на то, что сегодня плотное население ЕС составляет почти полмиллиарда.  

Группа Ф. Шнайдера контролирует состояние теневой экономики в развитых странах с 1960 года. К началу 60-х годов в развитых странах удалось достичь незначительного уровня теневой экономики, но за последние пятьдесят лет это было растет из года в год. Особенно показателен рост теневой экономики в европейских странах: за последние 45 лет доля теневого оборота в ВВП увеличилась в 11 раз в Швеции, почти в 8 раз в Германии и почти в 4 раза в Дании. И это показатели самых процветающих стран мира.   

 

Теневая экономика угроза обеспечения экономической безопасности

 

В большинстве других европейских стран, входящих в ОЭСР, к 2007 году теневой оборот увеличился либо остался на уровне предыдущих 8-10 лет, либо немного уменьшился. В среднем в странах ОЭСР (развитых странах Европы, США, Канаде, Японии и Новой Зеландии) он составил 15,8%, достигнув в таких странах, как Италия, 27,4%, Греция, 31,0%, Португалия и Испания, 22-23%. 

То есть сегодня это уже глобальная проблема, на исследования и борьбу с ней тратится много сил и денег. Глобальный экономический кризис пополнит теневую экономику, и, очевидно, следующие глобальные исследования не покажут очень обнадеживающих результатов. 

 

Методы оценки величины «теневой» экономики      

 

Поскольку оценка размера теневой активности важна для анализа экономического развития и формирования государственной экономической политики, современные экономисты разработали множество методов измерения теневой экономики. Эти методы можно объединить в две группы: 

  • методы, используемые на микроуровне (обобщение данных о деятельности домашних хозяйств и фирм, собранных в ходе обследований);
  • методы, используемые на макроуровне (анализ показателей, характеризующих развитие национальной экономики в целом).

Рассмотрим, какие сектора теневой экономики и с какой степенью приближения можно измерить с использованием этих методов, и что, судя по полученным оценкам, является динамикой масштаба теневых экономических отношений.

  • Микрометоды для измерения теневой экономики 

На микроуровне для измерения теневой экономики используются прямые методы — опросы, методы открытой проверки и специальные методы экономико-правового анализа.

Опрос проводится во время социологических опросов (обычно путем анкетирования или анонимных углубленных интервью). Опрошенные или опрошенные респонденты делятся на четыре группы: 

  • «теневые рабочие» — люди, непосредственно вовлеченные в нелегальные экономические отношения и готовые это признать;  
  • «включенные наблюдатели» — лица, находящиеся в тенистой среде, наблюдающие за ней изнутри, но не упоминающие своего участия в незаконных сделках;
  • «внешние наблюдатели» — респонденты, которые судят об определенных проявлениях теневой экономики, не будучи включенными в нее или не осмеливаясь признать это;
  • «жертвы» — люди, которые объективно страдают от действий теневых работников , но которые обычно не являются активными участниками теневой экономики (следует подчеркнуть, что «жертвы» часто не чувствуют себя затронутыми).  

 Этот метод лучше всего использовать для изучения повседневной теневой экономики, которая наименее осуждена общественным мнением. Скажем, о распространенности «торгового пиратства» и коррупции в семье вполне можно составить представление по данным опросов граждан по репрезентативной выборке. Следует иметь в виду, что личный опыт и оценочные суждения респондентов о распространенности теневых отношений могут заметно различаться.  

  • Методы открытой проверки.

Использование методов открытых проверок является обязанностью специально созданных регулирующих органов, которые выявляют и предотвращают нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, торговли, пожарной безопасности и санитарных норм. Данные, полученные при выборочной проверке фирм, обобщаются и используются в бухгалтерских и статистических целях. Понятно, что этот метод не дает результатов, когда субъекты хозяйствования не хранят официальную документацию, которую можно было бы проверить.  

  • Специальные методы экономико-правового анализа.

Для измерения и оценки масштабов теневой экономики могут также применяться специальные методы экономико-правового анализа. Эти методы позволяют эффективно применять специальные экономические и бухгалтерские знания в юридической практике. 

Методы экономико-правового анализа можно объединить в следующие три типа:

  • метод бухгалтерского анализа;
  • метод документального анализа;
  • метод экономического анализа.

Метод анализа бухгалтерского учета представляет собой исследование бухгалтерского учета (бухгалтерский баланс, счета и двойная запись; оценка и расчет, инвентаризация и документация) для выявления несоответствий и отклонений в бухгалтерском учете.

Метод анализа документов представляет собой исследование бухгалтерских документов и проявляется в особенностях внешнего оформления или в содержании бухгалтерских документов. Целью документального анализа является выявление документальных несоответствий. 

Метод экономического анализа выявляет причины отклонений от нормальной хозяйственной деятельности.

  • Макро-методы измерения теневой экономики 

На макроуровне косвенные методы используются для измерения теневой экономики, основанной главным образом на макроэкономических показателях официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов. К макрометодам относятся: метод различий по методу занятости («итальянский» метод), монетарный метод, экспертный метод и мягкое моделирование (детерминанты оценки).   

  • Метод расхождения

Этот метод основан на сравнении источников данных и статистических документов, содержащих информацию об одних и тех же экономических показателях. Примерами использования этого метода являются сравнение доходов и расходов, измеренных различными способами; альтернативные оценки макроэкономических показателей; метод товарных потоков.

Сравнение доходов и расходов. Этот метод предполагает сравнение всех доходов домашних хозяйств со всеми расходами. Как правило, выясняется, что официальные доходы заметно меньше расходов. Разница покрывается неофициальным доходом, который можно получить от всех трех разновидностей теневой экономики.   

Альтернативные оценки макроэкономических показателей. Этот метод используется для определения размера теневого сектора путем сравнения объема ВВП, полученного с использованием косвенных данных, с официальной статистикой. 

  • Метод товарных потоков 

Применение этого метода довольно широко используется во многих европейских странах с развитой статистической службой. Метод товарных потоков заключается в том, что товарный поток (Движение стоимости от производства к использованию) строится не для макропоказателей, а для определенных наиболее важных товаров или групп товаров. Целью метода является выявление слабых мест в существующей информационной базе. Например, если для какого-либо продукта общие ресурсы (производство и импорт) меньше, чем общее использование ресурсов (конечное и промежуточное потребление + накопление + экспорт), то остается решить, какая часть информации — данные о производстве или импорте — надежнее и на его основе рассчитывать другую часть.    

  • Метод, основанный на расчете показателей занятости («итальянский» метод).

«Итальянский» метод, разработанный и применяемый Итальянским институтом статистики, который в настоящее время считается наиболее авторитетным при определении параметров «теневой» экономики. 

Итальянские статистики сосредоточились на обследовании затрат на оплату труда. Первичные данные получены из специально организованного обследования домохозяйств. Домохозяйства обследуются на основе случайной выборки. Вопросы, задаваемые в ходе опроса, касаются количества часов, отработанных респондентами в конкретной отрасли. Преимущество этого подхода заключается в том, что у людей, которых не спрашивают о доходах, нет причин скрывать или искажать информацию о рабочем времени. Затем информация распространяется среди населения в целом и пересчитывается в среднем отработанных человеко-дней. Опрос также охватывает предприятия с целью определения нормального объема производства в отрасли.    

  • Денежный метод

Этот метод основан на одной важной особенности теневой экономики: в то время как в легальной экономике в течение длительного времени почти все платежи были сделаны безналичными, тогда как в теневой экономике при совершении транзакций предпочтение отдается наличным деньгам. Поскольку эта схема действительна во всех трех секторах теневой экономики, монетарный метод является одним из немногих, который позволяет оценивать всю теневую экономику, а не отдельные ее сегменты.     

Размер и динамику теневой экономики можно оценить, отслеживая предложение денег. Денежная масса в каждой стране выдается центральным банком, и ее стоимость известна. 

Однако выбор такого критерия не всегда верен, поскольку используемые показатели зависят от многих других процессов (например, инфляции). Более надежным является сравнение темпов роста денежной массы и объема векселей на предъявителя и валового внутреннего продукта. 

К результатам, полученным с использованием монетарного метода, следует относиться с осторожностью, поскольку основополагающие допущения метода могут подвергаться аргументированной критике.

Во-первых, нелегальный сектор использует не только наличные, но и другие способы оплаты. Скажем, в России в 1990-х. бартерные платежи были очень частыми. В развитых странах можно использовать ценные бумаги на предъявителя в качестве платежного средства.   

Во-вторых, трудно установить, одинакова ли скорость обращения денег в обоих секторах. В «теневом» секторе скорость обращения денег может быть ниже, чем в легальном. Это можно утверждать в пользу того факта, что товары и услуги в неформальном секторе часто поступают напрямую от производителя к потребителю, и это требует меньших денежных средств, чем товары в легальном секторе, которые обычно проходят через большую серию посредников, прежде чем достичь конечные потребители.    

  • Экспертный метод

Во-первых, эксперт определяет, в какой степени можно доверять официальным данным о любой отрасли легального или теневого бизнеса. Затем, после сбора этих данных из обычных источников, они автоматически рассчитываются на определенную сумму. Методология экспертных оценок определяется самим экспертом. Многие из отношений и отношений, которые кажутся эксперту очевидными и которые он использует для оценки, трудно определить количественно.   

Задача использования этого метода состоит в том, чтобы найти достаточно квалифицированного специалиста, который сможет дать оценку, правильность которой можно подтвердить только через определенное время, после получения дополнительной информации. Чтобы уменьшить значение субъективного фактора, они часто обращаются к нескольким экспертам, а затем усредняют свои оценки. 

Метод мягкого моделирования (оценка детерминант) связан с выбором комбинации факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов. 
Этот метод трудно применить, потому что он создает своего рода «порочный» логический круг: чтобы выделить факторы, определяющие масштаб теневой экономики, необходимо его измерить, а для его измерения — Необходимо выделить определяющие факторы. Чтобы разорвать этот круг, масштабы теневой экономики для определенного базового периода определяются другим методом, затем выделяются нужные факторы, и для последующих периодов используется метод мягкого моделирования.   

Метод мягкого моделирования может быть использован для расчета всех типов теневых экономических отношений.

Данные о размерах теневой экономики в разных странах мира, полученные рассмотренными методами, довольно противоречивы. Это связано с тем, что все эти методы предназначены для получения приблизительных оценок с допустимым допуском плюс или минус. Кроме того, большинство методов дают оценки только некоторой части теневой экономики.  

Общепринято, что прямые методы ( микрометоды ) дают довольно надежные, но несколько заниженные результаты. Их основными недостатками являются сложность сбора данных, а также преднамеренное искажение информации (обычно в направлении недооценки масштаба теневых отношений), полученной в результате опросов.   

Косвенные методы ( макро методы ) очень разнородны. Некоторые из них, особенно монетарные, могут применяться только при высоком развитии денежных отношений. Методы, связанные с анализом рынка труда, характеризуются временным разрывом между событиями и их измерением. В целом косвенные методы обычно дают завышенную оценку теневой экономики. Это связано с влиянием внутренней экономики, которая похожа на «теневую» экономику в том смысле, что она также исключает статистическое измерение, но отличается тем, что не нарушает никаких социальных норм.       

Разнообразие методов, используемых в мировой практике, отсутствие единой методологии количественного определения размеров теневых экономических структур делает чрезвычайно сложным сравнение данных.

 

Последствия «теневой» экономики    

 

Последствия теневой экономической деятельности не могут быть однозначно оценены. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее способствуют развитию официальной экономики, чем препятствуют ей. 

Швейцарский экономист Дитер Кассель выделяет три положительные функции теневой экономики в рыночной экономике:  

  • «экономическая смазка» — сглаживание колебаний в экономической среде с помощью перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой. Производственные ресурсы не исчезают, когда легальная экономика находится в кризисе, а перетекают в «тень», возвращаясь к легальной после окончания кризиса; 
  • «поглотитель социального шока» — смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение бедных);
  • «встроенный стабилизатор» — «теневая» экономика питает легальную экономику своими ресурсами (неофициальные доходы используются для покупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытый» криминальный капитал облагается налогом).

Однако в целом влияние теневой экономики на общество скорее отрицательное, чем положительное. С этой точки зрения можно выделить следующие дестабилизирующие направления этого явления. 

Перераспределение доходов общества в пользу относительно небольших привилегированных групп (бюрократы, мафия), что снижает благосостояние общества в целом.
Деформация налоговой системы, которая является одним из главных последствий » слежки » за экономикой. Это проявляется в неравномерности отраслевого налогового бремени и сокращении бюджетных расходов. Уклонение от уплаты налогов приводит к увеличению налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков. В результате часть из них уходит в тень, а затем замыкается круг: увеличение налогового давления на оставшихся вновь приводит их в тень. Общий объем производства товаров и услуг не меняется, но его официальная часть сокращается.    

Дезорганизующей функцией является отсутствие организации производственных процессов в официальной экономике и препятствие для создания хорошо функционирующих, «здоровых» экономических организаций. Действительно, теневая деятельность снижает управляемость работников, ослабляет их трудовую мотивацию, часто приводя к их дисквалификации, и в результате может привести к дезинтеграции коллектива и производства.  

Дестабилизирующая функция. Наблюдается снижение конкурентоспособности экономики из-за изъятия значительной части средств из легального производства и уменьшения объема инвестиций и оборотных средств. Вместе с уменьшением фонда рабочего времени это приводит к резкому снижению объема ВВП по сравнению с его потенциальной величиной.  
Блокирующая функция теневой экономики связана с проблемами коррупции в государственном аппарате, низкой ролью закона и судебной системы, ее подчиненности административному аппарату и «теневому» капиталу. Формирование в экономической среде кланов — стабильных государственных структур, которые имеют покровителей в государственных органах, управляют большими суммами капитала, накопленными различными способами и ведут крупномасштабную коммерческую деятельность, — приводит к блокированию конкуренции на финансовых рынках, рынках основных групп продуктов и даже во внешней торговле. 

Криминализация общества. Теневая экономика усиливает криминальную ситуацию в обществе, что порождает многочисленные конфликты, которые можно разрешить, в том числе с применением насилия (вымогательство, вымогательство). 

Расширение неконтролируемой торговли некачественными товарами.

Асоциальная функция, которая подразумевает размывание принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за соблюдение социальной нормы и наказания за ее нарушение. Подрыв деловой этики, которая может привести к установлению хаоса и нестабильности в обществе, если люди начнут терять какое-либо представление об общепринятых «правилах игры» и жить по принципу «все позволено». В качестве доказательства можно привести неформальную институционализацию. Например, большинство руководителей предприятий, заключая фиктивные контракты, переводят безналичные деньги в наличные. Эта операция на самом деле незаконна и должна быть наказуема. Однако на обналичивание денег в текущей деятельности часто прибегают как государственные органы, так и правоохранительные органы. Таким образом, эта незаконная операция фактически получила общественное одобрение. 

«Тень» способна существенно деформировать структуру экономики. Это вызывает увеличение инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, снижение спроса на инвестиционные ресурсы. Это, в свою очередь, подрывает основы государства, отвлекает огромные ресурсы капитала из обрабатывающего сектора в другие и не позволяет создавать условия для стабилизации экономики и дальнейшего повышения производственного потенциала России.  

Социальная нестабильность. Теневая экономика стала одной из причин сокращения доходов бюджета и, соответственно, финансирования государственных программ и учреждений, что означает, что государство не выполнило социальные программы и обязательства перед населением. Это происходит в то время, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критического уровня, и значительная его часть живет за чертой бедности. Таким образом, высокая социальная стоимость реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.   

Воздействие на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным организациям, инвесторам, инвесторам, акционерам, обществу в целом. 

Исключение долгосрочного инвестиционного развития тесно связано с дисбалансом в структуре экономики. Доступ к сокрытию средств в сфере торговли и услуг приводит к желанию (включая большой капитал) инвестировать в эти области, что в результате приводит к их искусственному гиперразвитию (с минимальной отдачей, например, в бюджеты) и некоторым Степень замедления развития производственного сектора.

Разрушение системы централизованного управления экономикой. Постскрипты дают правительству ложное чувство благополучия, хотя необходимы срочные реформы; «Теневая» занятость приводит к увеличению дефицита бюджета.

Соотношение положительных и отрицательных эффектов «теневой» экономики зависит от ее масштаба.

Положительный эффект возрастает у параболы, то есть скорость ее роста замедляется с увеличением относительного размера теневой экономики. Но отрицательный эффект имеет ярко выраженную тенденцию ускорения роста по мере роста теневой экономики. В этом случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и будет расти (секция OA), затем его рост остановится (в точке A), начнется процесс рецессии (секция AB), а затем результирующий эффект приобретет отрицательный эффект. значение, значение которого будет быстро увеличиваться (после точек B).   

Эта графическая модель показывает важность контроля степени «теневой» экономической активности. Общественное благосостояние максимизируется, если размер теневой экономики равен ОА, поскольку в то время как полученный эффект имеет наиболее положительное значение. В крайнем случае теневой экономике можно разрешить рост до 0 В, когда положительные и отрицательные эффекты взаимно подавляются. Если размер теневой экономики и превышает ОВ, то общество несет чистые убытки.

 

Практические подходы к «выделению» «теневой» экономики  

 

Теневой бизнес, если отделить его от принципа незаконной деятельности, как уже отмечалось, прежде всего подразумевает желание скрыться от уплаты налогов и других платежей в бюджет. Опыт показывает, что налоговые преступления являются наиболее скрытными; Попытки уклониться от других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются методами контроля, либо идентичны по своей природе методам уклонения от уплаты налогов.  

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации выделяет восемь основных способов уклонения от уплаты налогов:

  • Сокрытие объектов налогообложения, то есть ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, регистрации в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием поддельных документов и документов поддельных фирм. 
  • Недооценка объектов налогообложения (внесение искаженных данных в бухгалтерские документы, отнесение части выручки к ненадлежащим бухгалтерским счетам, создание неучтенных прибавочных продуктов за счет увеличения нормы убытка, необоснованных списаний).
  • Сокрытие средств от налогов, если есть задолженность по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (создание искусственной дебиторской задолженности, выпуск товаров без предоплаты, включая продажи, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление поступлений на счета зависимых структур без предоставления им права уплачивать соответствующие налоги, невозврат средств в иностранной валюте).
  • Незаконное использование пособий (ведение основного вида деятельности под видом льготного, в том числе инвалидов-пенсионеров).  
  • Недооценка налога на прибыль (присвоение расходов финансовым результатам предприятия, искусственное увеличение фонда оплаты труда из-за завышения численности работников, завышения внереализационных расходов).
  • Уклонение от уплаты налогов и недооценка НДС ( не начисление НДС на взаимозачеты и бартер, завышение сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета в налоговых декларациях).  
  • Уклонение от уплаты акцизных сборов (внесение незначительных изменений в технологию производства подакцизных товаров с целью исключения их из акцизного сбора, но фактического использования, как и прежде).

Уклонение от уплаты подоходного налога (получение крупной финансовой помощи, личное вознаграждение или безвозвратный кредит, безвозвратное получение средств в отчете, непредставление или искажение данных в отчете о совокупном годовом доходе).
Чрезмерное расширение теневой экономики в России становится одной из главных опасностей для проведения рыночных реформ в стране.

С национальной точки зрения, есть несколько ключевых вопросов:

Проблема дохода. Вероятность того, что налоговая инспекция сможет отслеживать все доходы населения, остается неопределенной. Без построения прозрачной системы учета доходов населения, несомненно, будет невозможно вывести значительные объемы экономики из тени.  
Проблема организации фискальных услуг и методов их работы. Особую тревогу вызывают призывы к усилению и организации тотального контроля над населением и организациями со стороны налоговых органов, МВД и ФСБ — своего рода «налоговый террор». Подобная система развивается по законам цепной реакции, и, учитывая, что почти все население России в какой-то степени виновно в сокрытии доходов, результат предсказуем. В результате Россия снова скатится в систему фискального государства с огромной системой информаторов и доброжелателей.  

Проблема прозрачности решений и выгод. Быстрый переход от одной экономической системы к другой сформировал систему, свободную от законов экономики. Частично этот вакуум был заполнен президентскими указами и многочисленными подзаконными актами , в которых сами чиновники уже были сбиты с толку. В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств и невозможности постоянной корректировки бюджетных расходов для многих организаций были введены налоговые льготы. В результате доступ к таким каналам теневого бизнеса стал контролироваться довольно узкой группой людей, создавая условия и прецеденты для теневого бизнеса. По сути, существует гонка за доступ к разрешению на работу с отклонениями от закона.

В современной России необходима полная отмена всех льгот. Если кому-то предоставляется финансовая помощь, она должна предоставляться в форме грантов или субвенций, размеры которых известны и ограничены расходами конкретного бюджета, а не в виде фиктивных выгод с неясными размерами и методами чек.

В целом, следует иметь в виду, что теневая экономика всегда была, есть и будет во всех странах, в различных секторах экономики. Мир состоит из людей — честных и нечестных.

Просто объем теневой экономики и ее масштабы должны быть приемлемы для всего общества.

Государство пытается ограничить и вытеснить теневой рынок двумя способами. Первый основан на экономических мерах. Их цель — сделать участие в юридических, официальных рыночных отношениях экономически и финансово более выгодным и безопасным для предпринимателей, чем бороться с нелегальным теневым рынком. Второй путь включает меры государственного принуждения, а именно совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с «теневыми работниками» и обеспечение его неуклонного осуществления. В то же время они обсуждают возможность использования третьего пути, который был успешно опробован в некоторых странах с развитой экономикой, но которые ранее находились в кризисе: объявление какой-то амнистии для «теневых работников».           

Суть предполагаемой амнистии заключается в следующем. Бывшие «теневые рабочие» становятся законопослушными и честными гражданами. Они вкладывают незаконно приобретенные средства, в том числе те, которые скрываются за границей, в отечественную экономику, получая от них прибыль, установленную законом, в виде дивидендов или в любой другой форме. Государство, в свою очередь, берет на себя ответственность не выяснять источники средств, вложенных в экономику, и не привлекать бывших «теневых рабочих» к какой-либо юридической ответственности за их прошлые грехи.         

В глобальном масштабе в отношении теневой экономики применимы два основных подхода: с одной стороны, борьба с незаконными действиями субъектов хозяйствования со стороны правоохранительных органов, а с другой — такое изменение экономических институтов государства, которое приведет к превращение теневого капитала в реальные инвестиции в российскую экономику.

Основные способы легализации теневого капитала общеизвестны, но трудно осуществимы. Главное — это демократизация всех сторон социально-экономических отношений, создание благоприятных правовых условий для производителя, реформа налоговой системы, реальная ответственность исполнительных органов перед парламентом, изменение монетарной и валютной политики. Но эти меры требуют очень серьезной политической воли государства.  

По-видимому, для эффективного и комплексного решения проблемы необходимо идти по пути легализации теневого капитала, не останавливая борьбу с его криминальными проявлениями. Это определяется, прежде всего, тот факт, что огромные средства аккумулировать в руках тех теневых работников, которые могут быть превращены в реальные инвестиции. По оценкам экспертов, общий объем таких инвестиций в России может составить около 500 миллиардов долларов.      

Пока что руководство страны руководствуется более простыми, проверенными временем методами борьбы с теневыми операциями. Например, по мнению Федеральной службы безопасности, необходимо только создать интегрированную систему экономического контроля, построенную на принципе сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и частных лиц с последующим ее обменом между заинтересованные государственные органы. Должен быть установлен эффективный и постоянный декларативный контроль за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами.  

 

Заключение

 

Представленная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько теневая экономика влияет на все сферы нашей жизни.

Подводя итог вышесказанному, хотел бы подчеркнуть, что в условиях сложившейся в нашей стране абсурдной экономической системы теневая экономика просто не могла не возникнуть.

Разработка эффективной политики в отношении теневой экономической деятельности требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, мы должны бороться с этим, и это функция правоохранительных органов. С другой стороны, необходимо ввести теневую активность и стандартные размеры (согласно международной практике ее стандарты составляют 5%) путем легализации, чтобы она принесла пользу отечественному производству.

Очевидно, что действующее законодательство должно быть изменено с учетом его собственного и международного опыта. Большое значение имеет международная согласованность в законодательстве и государственном регулировании экономики, поскольку субъекты теневой экономики часто используют различия в законах стран для получения дохода. Очень важна согласованность внутри страны — между различными государственными органами.

Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по оздоровлению экономики. Необходимо не только легализовать теневую экономику, но и повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», то есть разрешенной, но не показанной экономики, следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, уменьшать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить роста преступного сектора.