Тендерные различия подростков в выборе средств утверждения своей личности

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Возрастные особенности памяти у детей школьного возраста
Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала
Особенности учебной деятельности младшего школьника и подростка
Жизненные стратегии личности зрелого человека


Введение:

Само понятие «пол» является относительно новым и, к сожалению, оно недостаточно вошло в повседневную жизнь человека в различных областях науки. Так, по мнению психологов, гендерные аспекты следует учитывать особенно в области педагогики и психологии. Таким образом, в процессе воспитания и обучения учет гендерных факторов может улучшить существующее образование.

Кроме того, актуальность проблемы понятия пола и его особенностей также обусловлена ​​тем, что юноши не эмоционально уравновешены, сильны, а девушки могут отмечать недостаток нежности, кротости, терпимости. Это явление рассматривается как одна из причин кризиса современной семьи, а также приводит к росту психосоматических заболеваний. Кроме того, в настоящее время современные исследователи гораздо чаще обращают внимание на проблему пола и гендерной идентичности, как на одну из базовых структур личности.

В подростковом возрасте проблема пола и выбора средств самоутверждения становится особенно актуальной. Поскольку именно в этот возрастной период подростки хотят доказать свою независимость, заявить о ценности своей личности во взрослом мире, утвердиться. Подростки хотят показать, что они взрослые, но парадокс в том, что они делают это по-детски. Стоит отметить, что сексуальная идентичность осмысливается только в конце подросткового возраста. После этого подростки уже представляют себе более конкретно образы мужественности, женственности. В этом возрасте мальчики и девочки не только наблюдают за взрослыми, подражают им, они начинают сравнивать себя с различными стандартами, которые появляются в обществе. Насколько сам подросток соответствует идеалу, на который он хочет быть похожим? В этот период дети уделяют особое внимание своему телесному «я». Именно поэтому мальчики активно начинают заниматься спортом. Особый подтекст этих занятий - приобретение «мужского» образа, приобретение силы. По той же причине девочки-подростки начинают танцевать, чтобы обрести женственность, гармонию, гибкость. Приобретение нужного изображения связано с личностью подростка. Кроме того, утверждение личности связано как со знанием своего «я», так и с такими понятиями, как поиск себя, самореализация, самопрезентация.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время интерес к проблеме изучения гендера, его особенностей, его рассмотрения при выборе средств самоутверждения возрастает. Рассмотрены вопросы гендерной психологии Е.П. Никитин Н.Е. Харламенкова Л.Н. Ожигова В.В. Абраменкова, Т. В. Бендас. Проблема формирования гендерно-ролевой идентичности и гендерных отношений также наблюдается в исследованиях Э.Т. Соколова О.В. Митина В.Ф. Петренко, М. Арутюнян. В российской психологии исследования по этой теме проводились Е. Здравомысловым, А. Темкиным. Кроме того, в работах Л.С. Выготский в своей культурно-исторической концепции пол выступает как социальный конструкт. Однако, несмотря на растущий интерес к проблеме, она все еще остается актуальной для исследований.

Объектом нашего исследования являются стратегии самоутверждения подростков.

Предметом исследования является связь между выбором стратегий самоутверждения и подросткового пола.

Теоретический анализ литературных источников позволил сформулировать следующую гипотезу: выбор стратегии самоутверждения в подростковом возрасте зависит от пола ребенка.

Целью нашего исследования является выявление гендерных различий в методах самоутверждения подростков.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
  2. Раскрыть понятия «пол», «самоутверждение» на основе анализа исследований психологов и философов; обосновать гипотезу на теоретическом уровне
  3. Провести эмпирическое исследование по заявленной теме;
  4. Опишите результаты, полученные заявленными способами.
  5. Выявить гендерные различия в методах самоутверждения подростков.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили руководящие принципы психологии - системность, детерминизм, развитие, целостность психики, принцип субъективности, а также:

  1. Общие психологические принципы единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин), понимаемые как логическая зависимость психических явлений от условий и факторов, их порождающих;
  2. Принцип развития Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн и соавт.
  3. Принцип единства теории и практики Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.Е. Василюк и соавт.

Для достижения цели и проверки гипотезы были использованы следующие методы:

  1. Общенаучный метод: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение эмпирических и теоретических данных.
  2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования, методы математической обработки.
  3. Методы диагностики: Методология «Изучение мужественности-женственности личности»
  4. Статистические методы: угловой коэффициент Фишера

Выборка исследования состояла из 35 человек, из которых 15 мальчиков и 20 девочек. Возрастной показатель составлял от 12 до 16 лет.

Теоретический анализ гендерных различий в выборе средств личного одобрения

Различные подходы психологов к определению пола. История развития "пола"

Впервые термин «пол» использовали Роберт Столлер и Джон Мони. Вводя этот термин в научный мир, Р. Столлер рассматривал его как «социальные проявления гендерной принадлежности или« социальный пол ».

После выступления Р. Столлера на конгрессе в Стокгольме этот термин прочно вошел в мир психологии. Эта презентация и дальнейшее размножение биологического и социокультурного компонентов заложили основы гендерных исследований.

Дальнейшее изучение было продолжено Дж. Скоттом. В ее выступлении термин «пол»: «без устранения или отрицания гендерных различий подчеркивает социальные характеристики мужчин и женщин, которые возникают у них в результате их социальной деятельности и которые в конечном итоге определяют уникальность их социального поведения». Quote. Благодаря этой идее можно более активно изучать соотношение стереотипов поведения мужчин и женщин в обществе.

Дальнейшему росту интереса к разработке концепции «пола» больше всего способствовала работа, проводимая в соответствии с феминистской антропологией. Такие работы рассматриваются - работы М. Мида, М. Розальдо и Ламфера, С. Ортнера. Их изучение этой темы способствовало обсуждению гендерной дискриминации, проблем роли мужчин и женщин, а также их несправедливого характера по отношению к женщинам.

Таким образом, многие приверженцы феминистского направления утверждали, что в процессе социализации в обществе формируются определенные требования, благодаря которым гендерное неравенство становится все более устойчивым. В дальнейшем эти правила распространяются и действуют в различных социальных институтах. Это мнение разделяли С. де Бовуар, Б. Фридан, К. Джиллиган, К. Миллетт.

По словам Н.Л. «Гендерным концепциям» Пушкарева предшествовала теория социализации Т. Парсонса и Р. Бейлса. Авторы этой теории предположили, что необходимо учитывать и изучать, как социальные (в том числе гендерные) роли ассимилируются и как индивид их «изучает».

Кроме того, в своей теории половых ролей Т. Парсонс указал на разделение мужских и женских ролей в семье. Так, он считал, что семья должна гармонизировать и оставаться целостной, главная женская роль заключается в ведении домашнего хозяйства. Однако только баланс разных, но равных ролей обеспечит стабильность и единство семьи. Но вне рамок этой теории все еще существует проблема различий в разграничении сил и прав в семье, которая связана с распределением гендерных ролей. Однако основные положения этой теории Т. Парсонса используются в гендерных исследованиях для анализа неравенства, обусловленного предписанными традиционными ролями мужчин и женщин.

Согласно точке зрения П. Бергера, на работу которого полагаются исследователи как часть конструктивистского подхода, гендер представляет собой систему социальных отношений, созданных в ходе постоянных взаимодействий на микроуровне социальной системы.

По словам Р. Анжера, пол указан как совокупность социальных и культурных норм, которые должны соблюдаться, согласно обществу, в соответствии с биологическим полом.

На современном этапе развития общества мы рассматриваем пол как спектр характеристик, подходящих для мужественности и женственности. Эта концепция указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают при взаимодействии с другими людьми.

Так, например, В.В. Абраменкова предполагает, что пол возникает именно в общении с людьми.

Пол формируется в процессе социализации, то есть вовлечения индивида в общество и правила. Мы можем наблюдать появление гендерных ролей через различные виды труда, характерные для женщин и мужчин. Кроме того, в обществе закреплены определенные культурные роли, а также стереотипы и нормы. Эти нормы и определяют, какие психологические характеристики, а также трудовые профессии более характерны для мужчин и женщин.

Так, например, по мнению Б.М. Бим-Бада и С.Н. Гавров, распределение труда происходило именно по той главной гендерной роли, которую общество видит для мужчин и женщин. То есть для мужчины главное - экономическая деятельность, а для женщины - домашнее хозяйство. И последнее привело к экономической зависимости женщин от мужчин.

Еще одной из самых известных работ, направленных на изучение понятия «пол», является теория социальных ролей Э. Игли. Основная идея этой теории заключается в том, что люди ведут себя в соответствии с сложившимися в обществе стереотипами в отношении гендерных ролей. И, если мужчина или женщина хотят быть принятыми в это общество, они должны вести себя в соответствии с этой ролью.

Одним из исследований, посвященных изучению пола, является работа С. Бема. Эти исследования помогли определить несколько классов полов, которые основаны на демонстрации мужественности и женственности мужчин и женщин.

Итак, в этой классификации различают:

  1. Мужской тип (высокая мужественность - низкая женственность).
  2. Женский половой тип (высокая женственность - низкая мужественность)
  3. Высокий уровень андрогинности (высокая женственность - высокая мужественность)
  4. Низкий уровень андрогинности (низкая мужественность и женственность)

Итак, согласно этой теории, мужской тип включает в себя такие черты, как сила, независимость, способность рисковать, а также независимость. Женские черты - это способность уступать, мягкость, застенчивость. Высокий уровень андрогинности сочетает в себе черты мужественности и женственности. У людей четвертого типа отсутствует сексуальное влечение. Этой категории людей не хватает жизненной силы.

Однако на современном этапе исследователи все чаще начинают отмечать, что существует путаница гендерных ролей. Итак, согласно И.С. Смешение Кпециной сексуальных и гендерных характеристик «приводит к тому, что психофизиологические и социокультурные аспекты психологических различий одновременно приписываются характеристикам мужественности и женственности, в то время как в ситуациях реального взаимодействия между людьми они редко связывают биологические характеристики своего тела. с гендерными характеристиками».

В отечественной психологии обусловливается развитие личности по признаку пола и половой роли А.Г. Асмолов, А.И. Белкин, Д.Н. Исаев, И.С. Кон В.Е. Каган. В их работах по изучению формирования личности указывается, что биологический пол не делает мужчину мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должен дополняться другими понятиями, такими как «психологический пол». Психологический секс наблюдается в различных аспектах поведения человека и связан с так называемым сексуальным диморфизмом.

Итак, согласно точке зрения И.С. Кона: «Пол - это символические системы, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в различных практиках социального взаимодействия».

Однако развитие проблем психологического пола человека в российской психологии было представлено изолированными исследованиями, которые не развивались в концептуальном направлении развития этого явления.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что разница в поведении мужчин и женщин обусловлена ​​полом, который определяется социокультурными факторами.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - это период полового созревания, органического и социального созревания. Этот возрастной период обычно определяется как критический, переходный, критический, но чаще как период полового созревания.

В настоящее время психологическая наука имеет большое количество периодизаций развития ребенка.

Л.С. Выготский в своей статье «Проблема возраста» рассматривает некоторые из них и проводит подробный анализ. Итак, автор предлагает разделить периодизации, доступные для этого периода, на 3 группы.

К первой группе относятся те периодизации, которые основаны на поэтапном построении других процессов, так или иначе связанных с развитием детей. Советский ученый Л.С. Выготский в эту группу входит периодизация филогенетического развития Хетчинсона и др. 

Вторая группа включает в себя значительные попытки авторов, которые пытались определить любой признак, по которому можно наблюдать развитие ребенка. Так в теории П.П. Блонски, таким признаком является прорезывание зубов, то есть появление и смена зубов.

Третья группа попыток периодизации развития ребенка сводится к попытке перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению основных черт самого развития ребенка. Например, А. Гезелл представляет динамику развития ребенка как процесс постепенного замедления роста. По его мнению, все самое основное происходит в первые годы и даже в первые месяцы жизни. Л.С. Выготский правильно отмечает, что развитие нельзя сводить к принципу «больше - меньше», в первую очередь это определяется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и каждый раз требуют специальных мер.

Итак, литические периоды характеризуются спокойным течением, накоплением качественных изменений, которые накапливаются, а затем резко обнаруживаются в виде какого-либо новообразования. Критические периоды, напротив, характеризуются количественными изменениями, в течение которых все «умирает» все старое для появления «нового». Окончание кризиса, поскольку стабильный период отмечен качественными новообразованиями, которые являются «платформой» для дальнейшего развития ребенка.

Так что один из самых ярких и бурных периодов - это подростковый возраст. Как полагают, Л.С. Выготский, этот возрастной период начинается с кризиса 13 лет, затем следует период полового созревания 14 лет, который заканчивается кризисом 17 лет.

Вслед за Л.С. Выготский разработал возрастную периодизацию Эльконина. Так, по словам Эльконина, подростковый возраст длится от 11-12 лет до 15 лет, что ознаменовано кризисом 13 лет, ведущим к интимно-личностному общению со сверстниками. Также были выявлены старшие подростки, границы которых определяются с 15 до 18 лет, ведущим видом деятельности является образовательная и профессиональная.

Изучив различные взгляды российских психологов на проблему подросткового возраста, можно сказать, что подростковый возраст характеризуется снижением интереса к учебной деятельности, ослаблением трудностей в общении со взрослыми, кратковременной памятью, умением анализировать и синтезировать. Трудности возникают при вербализации ваших мыслей, речь обычно не логична, не связана. Основным вопросом подросткового возраста является вопрос «Кто я?», На который они пытаются ответить через общение со сверстниками. У старших подростков интерес к противоположному полу возрастает. Часто подросток «покидает» мир фантазий, где он реализует свои желания и пытается разыграть различные жизненные ситуации в своих снах. Также в этом возрасте появляется «чувство зрелости», но в то же время поведенческие механизмы, которые выбирает подросток, все еще являются детскими, что приводит к главному противоречию возраста «я взрослый», но я не хочу быть как взрослые. Возникающее чувство зрелости может возникнуть в разных ситуациях и у разных людей. Так, например, подросток хочет, чтобы и родители, и учителя считали его равным себе, но в то же время подросток явно берет на себя меньше обязанностей, чем требуется. Кроме того, конфликты между родителями и детьми часто возникают на основе стремления подростка к независимости. Последнему кажется, что он сам все прекрасно знает и прекрасно справится со всем.

Кроме того, в подростковом периоде начинается формирование «Я-концепции». К концу этого периода формируется чрезвычайно стабильная система внутренне непротиворечивых представлений о себе (теория "Я"). Более того, оно может не совпадать с настоящим «я».

Однако организм первым реагирует на изменения в подростковом возрасте. В этом возрасте происходят следующие физические изменения: скачки роста, а также вес. Это явление может вызвать у подростка чувство неловкости, низкой самооценки, чувство неуверенности. Кроме того, вторичный подростковый возраст происходит в течение подросткового периода. Третье существенное изменение в физическом развитии - это гормональные изменения в организме как фактор нестабильности эмоционального фона. Именно в этот период «маленький взрослый» действительно хочет внешней поддержки. Однако у этого явления есть еще одна сторона. Так называемый «гормональный шторм» влечет за собой увеличение гиперсексуальности. По мнению некоторых зарубежных ученых, подросток является бисексуалом. А гендерная идентичность постигается только к концу подросткового возраста. После этого подростки уже представляют себе более конкретно образы мужественности, женственности.

В период созревания гендерные образы, несомненно, играют одну из главных ролей. Для будущих мужчин идеалом, а также тем, кем они будут стремиться быть, является человек, который ведет себя как «настоящий мужчина». Такой человек должен обладать ярко выраженными мужскими качествами, такими как смелость, сила воли, выносливость. Девушки имеют тенденцию подражать старшим друзьям или привлекательным сверстникам. Эта имитация может появиться в атрибутах «взрослой жизни»: косметике, при выборе одежды.

Стоит отметить, что в этом возрасте мальчики и девочки не только наблюдают за взрослыми, подражают им, они начинают сравнивать себя с различными стандартами, которые возникают в обществе. Насколько сам подросток соответствует идеалу, на который он хочет быть похожим? Действительно, в этот период дети уделяют особое внимание своему телесному «я». Именно поэтому мальчики активно начинают заниматься спортом. Особый подтекст этих занятий - приобретение «мужского» образа, приобретение силы. По той же причине девочки-подростки начинают танцевать, чтобы обрести женственность, гармонию, гибкость.

Вы можете выделить определенные особенности, объединяющие мальчиков и девочек. Таким образом, они ценят авторитет, независимость и независимость, нацелены на хорошие индивидуальные достижения, отстаивают свое мнение любыми доступными им способами, включая агрессивные действия, и предпочитают лидирующие позиции. Для них характерны независимый конкурентный стиль поведения, авторитарный характер отношений со сверстниками.

Женские подростки обладают эмоционально выразительным стилем поведения, связанным с зависимым поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и независимости, ориентацией на других. В совместной деятельности, как правило, они ведутся; их инициатива минимальна.

Поведение и контакты андрогинных детей очень разнообразны, поскольку они сочетают в себе черты мужественности и женственности. Эта категория детей характеризуется ориентацией на реальное понимание ситуации, самостоятельное принятие решений и преодоление трудностей. Кроме того, обычно такие подростки социально активны. У них есть такие черты характера, как настойчивость, высокий уровень реальных достижений.

Недифференцированные дети отвергают как мужское, так и женское поведение; они характеризуются отсутствием каких-либо гендерных ориентиров, а также эмоциональным отказом от любой деятельности. Пассивность, низкий уровень реальных достижений, отсутствие общественного признания в команде сверстников и взаимное избегание контактов - вот основные характеристики таких студентов.

Ведущим направлением деятельности подросткового периода является общение со сверстниками. Таким образом, подросток обращается к сверстникам, в общении с которыми он пытается ответить на поставленные вопросы. У подростка есть полярное желание быть похожим на всех, но в то же время не быть похожим на других. Через общение подросток удовлетворяет свою самооценку, получает эмоциональное благополучие.

Кроме того, мы можем сказать, что на этой возрастной стадии человек переживает много переживаний и изменений, которые происходят очень быстро, и сам подросток иногда не в состоянии отследить эти изменения. Снова возникают трудности в отношениях со взрослыми, которые проявляются в упрямстве, негативности, безразличии к оценке успеха, «уходу» из школы, поскольку сейчас главное происходит вне школы.

Основными новообразованиями подросткового возраста являются: формирование самооценки, критического отношения к окружающим, стремление к «взрослости» и независимости, умение подчиняться нормам коллективной жизни.

Новообразования старших подростков включают: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, рефлексию, мечты и идеалы.

Подводя итог, можно сказать, что этот возрастной период является турбулентным и одним из самых сложных в человеческом развитии, который является своего рода «платформой» для построения всей будущей жизни.

Сущность процесса самоутверждения

Наш отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считал, что человеческое «я» раскрывается через отношение других людей к этому человеку. Именно поэтому проблема при выборе средства самоутверждения особенно актуальна у подростков. Поскольку ведущим видом деятельности является общение, посредством которого они знают себя, они изучают такое поведение, которое было бы принято обществом сверстников. Кроме того, в этом возрасте подростки все больше разлучаются со своими родителями, становясь независимыми; их отношения с другими людьми становятся другими, сфера их деятельности растет и меняется, формируется ответственность. По мнению Д.И. Фельдштейн, одной из особенностей подросткового периода является то, что ребенок переходит в совершенно новую социальную позицию, в которой начинается его сознательное отношение к себе как к члену общества. По его мнению, самоутверждение считается одной из частей особого психического состояния, которое имеет решающее значение для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.

В психологии, утверждая свою личность, человек учитывает желание людей быть оцененными другими людьми, чувство собственного достоинства и поведение, вызванное этим желанием.

Однако ряд авторов описывают самоутверждение по-своему. Так, в книге «Невротик нашего времени» Карен Хорни пишет, что самоутверждение является актом подтверждения себя или своих требований.

В отечественной психологии изучение стратегий самоутверждения проводилось Е.П. Никитин и Н.Е. Kharlamenkova. Итак, с точки зрения этих авторов, самоутверждение - это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и поведения, вызванного этим желанием.

Американский солдат Корчагин формирует концепцию «самоутверждения» как особого вида деятельности для утверждения основных сил в различных сферах жизни, испытываемых как необходимость занять определенную позицию самоутверждения для дальнейшей самореализации личности.

Н.В. трактует этот термин совершенно иначе. Самоукина. По ее мнению, самоутверждение характеризуется как ориентация человека на реализацию своего Эго, силы своего «Я», как ведущей потребности одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии.

Под самоутверждением мы понимаем стремление человека достичь и поддерживать определенный социальный статус. Это желание можно наблюдать как в реальных достижениях в любой области, так и в отстаивании своей значимости только перед другими средствами устных высказываний.

Человек по-разному показывает свое «Я» как объект отношений с другими людьми и как объект самоотношения. Отношение к себе как к объекту физического мира, оценка своего внутреннего психического состояния, анализ себя с учетом гендерного фактора определяется выражением С.Л. Рубинштейна «пути человеческого существования в мире», в частности, метод самоутверждения.

Итак, разные психологи в разное время определили определенные стратегии для самоутверждения своей собственной личности. Например, А. Адлер разделяет методы утверждения своей личности на две - личностные и конструктивные.

По мнению Р. Альберти и М. Эммонса, существует три основные стратегии самоутверждения:

  1. небезопасный стиль поведения, который характеризуется ориентацией человека на подчинение, зависимостью от мнений других людей;
  2. адекватное поведение, основанное на доверии и независимости личности;
  3. агрессивное поведение как пренебрежение другими людьми.

Ряд других авторов считают, что человек не лишен всех трех стратегий - неопределенных, конструктивных и доминирующих. И только акцентуация одного из них может соответствовать критерию для отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения - самоотречению, конструктивному самоутверждению или доминированию.

E.P. Никитин и Н.Е. Харламенкова выделяют три стратегии самоутверждения: самоуничтожение, конструктивное самоутверждение и доминирование. Каждая стратегия имеет определенные качества и атрибуты.

Итак, первая стратегия сочетает в себе следующие особенности:

  1. ориентация личности на такое поведение, которое обязывает человека соблюдать все правила и требования, то есть подчинять поведение.
  2. не выражать личное мнение, которое иногда даже отсутствует.
  3. адекватные эмоциональные реакции с предпочтением расплывчатых и мало выразительных форм словесного общения;

Для людей с конструктивным способом самоутверждения характерно:

  1. отвечу безотказно, голос довольно громкий и естественным тоном;
  2. взгляд прямо на собеседника;
  3. желаемое обсуждение выбранной темы;
  4. открытость в эмоциях и чувствах;
  5. выражение собственного мнения,
  6. Принимая во внимание во время разговора или любого личного контакта правила и законы, присущие этой команде, но в то же время ориентируйтесь и используйте их по своему усмотрению.

Для следующей категории людей, которые выбрали агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), соответствуют следующие признаки:

  1. перебить собеседника;
  2. говорить громко вызывающим тоном;
  3. презрительно смотреть на других;
  4. пренебрежение предметами разговора (осуждать, осуждать, принижать);
  5. навязывать каждому свое мнение;
  6. излить свои чувства с пылом;
  7. Представьте себя выше всего и обижайте других, чтобы не навредить себе.

Авторы, которые выделяют эти три стратегии, считают, что у человека есть все стратегии. От неопределенного и конструктивного до доминирующего.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что суть самоутверждения заключается в том, что именно благодаря ему человек находит способ обрести смысл жизни. Это самораскрытие себя как личности и определение своего места в жизни.

Эмпирическое исследование гендерных различий у подростков при выборе средств самоутверждения

Организация и методы эмпирического исследования

Целью нашего исследования является выявление гендерных различий в методах самоутверждения подростков.

Объектом исследования является феномен прощения.

Предметом исследования являются особенности гендерных различий при выборе стратегии самоутверждения.

Исследование предположило, что выбор стратегии самоутверждения в подростковом возрасте зависит от пола ребенка.

Для диагностики особенностей гендерных различий при выборе стратегии самоутверждения было проведено исследование, состоящее из трех этапов:

  • Первый этап включал выбор банка техник и методов с последующей диагностикой субъектов и формированием выборки субъектов.
  • Второй этап был направлен на проведение диагностики на сформированном образце.
  • Третий этап включал анализ результатов по данным диагностического исследования.

Исследование проводилось на основе социальных сетей.

Размер выборки составил 35 человек, из которых 15 мальчиков и 20 девочек. Возрастной показатель составлял от 12 до 16 лет.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методы.

Методология «Изучение мужественности-женственности личности», разработанная С. Бёмом. Эта методика предназначена для определения «психологического пола» и показывает степень андрогинности, мужественности и женственности личности. Эта анкета состоит из 60 различных утверждений, которые описывают качества, которые наиболее характерны для женщин и мужчин. Испытуемые должны ответить, имеют ли они это качество или нет. При обработке результатов вычисляется количество совпадений с ключом, который предоставляет вопросник. Далее рассчитывается количество совпадений с женскими качествами, а затем с мужскими. После этого по формуле (F - M): 2,322 рассчитывается индекс, который определяет «пол». Основываясь на результате, мы можем сделать вывод, имеет ли человек определенный пол. Итак, если значение индекса IS находится в диапазоне от -1 до +1, то делается вывод об андрогинности. Если индекс IS меньше -1, то мы можем сделать вывод о маскулинности. А если индекс IS больше +1 - о женственности.

Более того, в случае, когда IS меньше -2,025, говорят о выраженной мужественности.

В этой анкете, например, выделяются следующие признаки (качества) мужественности: независимость, агрессивность, вера в себя, быстрое принятие решений, мужественность. Женщины характеризуются совершенно разными качествами. В этой анкете можно привести следующие примеры: нежность, способность уступать, забота, любовь к детям, тепло и сердечность, мягкость, спокойствие. В целом анализ результатов, скорее, носит качественный, содержательный характер. 

Методология «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина и Н.Е. Харламенкова предназначена для изучения стратегий самоутверждения. В этой технике авторы выделяют три стратегии: самоуничтожение, конструктивность и агрессивность. Материалом являются различные жизненные ситуации. Испытуемые, внимательно прочитав эту ситуацию, должны выбрать ответ, который будет наиболее подходящим для их обычных действий. Перед началом исследования с использованием этой методики субъект получает инструкции следующего содержания:

«Вот анкета, которая включает в себя различные повседневные ситуации. Прочитав утверждение, выберите ответ, который отражает ваши типичные состояния или действия. Не думай долго, помни, нет правильных или неправильных ответов».

Результаты интерпретируются следующим образом: ответы с оценкой 1 и 2 балла соответствуют небезопасному поведению, 3–4 балла характеризуют конструктивное поведение, а 5 баллов указывают на агрессивное поведение.

Затем, используя ключ, ответы транскодируются. Рассчитывается общее количество единиц, двойок, троек, четверок и пятерок. После этого полученное количество умножается на коэффициенты: соответственно количество единиц (VI) умножается на 1, количество двоек (V2) - на 2, тройки (V3) - на 3, четверки (V4) ) - на 4 и число пятерок (V5)) - на 5. После этого действия рассчитывается общий показатель - сумма всех точек, умноженная на собственные коэффициенты (S) по формуле: S = I + II + III + IV + V. Вы можете привести пример: VI = 5, V2 + 11, V3 = 8, V4 = ll, V5 = l. I = Vlxl = 5, II = V2x2 = 22, III = V3x3 = 24, IV = V4x4 = 44, V = V5x5 = 5. После этого полученные результаты суммируются. S = 5 + 22 + 24 + 44 + 5 = 100. Таким образом, S = 100. Далее полученный результат определенным образом суммируется для определения серьезности стратегий самоутверждения.

Итак, получается:

  • I + II - неопределенная стратегия
  • W + IV - конструктивная стратегия,
  • IV + V - доминирующая стратегия

Таким образом, определяется ведущая личностная стратегия самоутверждения.

Представление результатов эмпирического исследования

На третьем этапе исследования обработка и анализ данных проводились с использованием методов описательной статистики: частотный анализ данных, определение процента.

Прежде всего, мы обработали результаты по методике «Исследование мужественности - женственности» С. Бёма.

Анализ данных показал, что испытуемые можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя предметы с мужественностью, вторая группа состоит из предметов с женственностью. Однако третья группа - испытуемые с андрогинностью - нет. Возможно, это связано с тем, что выборка недостаточно велика. Могут быть и другие причины. Например, подростки считают себя сильной личностью или более слабой, женственной. Можно предположить, что у них нет третьего варианта. Поскольку в этом возрасте подросток может впадать в крайности, то для него не существует «середины». Возможно, по этой причине андрогины отсутствуют в этом образце.

В этой технике нет как максимальных баллов, так и минимальных. Тем не менее, ключевая методология гласит, что в случае, когда общий индекс составляет менее -2,025, тогда существует выраженная мужественность. Если этот общий индекс больше 2,025, то речь идет о ярко выраженной женственности. Если результат находится в диапазоне от -1 до 1, то речь идет об андрогине, но поскольку, в нашем случае, он отсутствует, то эта группа обсуждаться не будет.

Самый большой индекс мужественности в соответствии с этой техникой в ​​нашем случае - это общий индекс = -4,598, который наблюдается у двух человек, то есть у 6, 67% испытуемых. Наибольшим показателем женственности считается показатель, равный 5 598, который наблюдается у одного человека, то есть у 3,3% субъектов.

Далее были подсчитаны оставшиеся результаты респондентов. Так, было установлено, что 12 человек (40%) имеют выраженную мужественность, то есть их суммарный индекс составляет менее -2,025. Остальные 9 человек (30%) имеют мужские черты, то есть этот пол выражен в них, но недостаточно четко, как в предыдущем случае. Стоит отметить, что у некоторых испытуемых были одинаковые результаты. Так, например, для двух человек общий индекс совпадал и представлял - 2,583.

Выраженная женственность присутствует у 4 человек, то есть у 13,3%. То есть их общий индекс выше 2,025. Таким образом, оставшиеся 16,7% испытуемых показали женственность, которая не так выражена.

Стоит отметить, что из предметов первой группы, то есть лиц с мужественностью, 12 мальчиков и 8 девочек. Кроме того, четыре из восьми девушек имеют ярко выраженную мужественность. Анализ результатов показал, что из 12 мальчиков 8 также имеют ярко выраженный мужской тип личности. Для этой группы более характерны такие черты, как сильная личность, способная руководить, а также независимость, самоуверенность, агрессивность.

На основании этих результатов исследования была построена диаграмма, которая позволяет более четко представить результаты первой группы.

Рисунок 2. Диаграмма распределения данных по методу «Исследования мужественности - женственности» С. Бёма в группе мужественности.

Таким образом, мы видим, что мальчики по-прежнему доминируют в этой группе, однако здесь также представлены девочки, половина из которых имеет выраженную мужественность. Это может быть связано с совершенно разными причинами: ориентация на Запад, с условиями жизни, с ожиданиями общества. Еще одной из многих причин может служить образование. С самого раннего возраста ребенок наблюдает за взрослыми и, следовательно, за их характерными ролями в семье. Соответственно, ребенок усваивает определенные гендерные роли, стереотипы. Например, в книге по гендерной психологии С. Борн пишет, что распределение обязанностей по дому может привести к тому, что гендерные стереотипы закреплены в сознании детей. ссылка «Традиционное распределение обязанностей по дому приводит к появлению гендерных стереотипов у детей, и они приобретают различные навыки в зависимости от пола. Когда дети видят, что женщины и мужчины играют разные роли, они начинают думать, что мужчины и женщины обладают разными качествами, которые позволяют им лучше адаптироваться к этим различным ролям. Тогда эти гендерные стереотипы выступают в качестве социальных норм или заповедей поведения».

Таким образом, можно предположить, что для некоторых из семей испытуемых девочки не перекладывали обязанности по дому. Соответственно, девочки-подростки не берут на себя роль женщины, больше отождествляя себя с гендерной ролью отца. Принимая его поведение, они, даже не думая об этом, культивируют в себе более мужские качества. Из-за невежества или неспособности выполнять работу по дому мальчики не моделируют поведение матери. Так, С. Борн описывает исследование, в котором говорится, что было установлено, что девочек просят выполнять больше работы по дому, чем мальчиков. Вот почему девушки чаще занимаются домашними делами. А поскольку дети фокусируются на моделях, соответствующих их полу, мальчики не придают большого значения тому, что делает их мать, и не моделируют ее поведение. В результате они не учатся более детальным схемам домашней работы, как девочки.

Анализируя вышесказанное, можно предположить, что первая группа испытуемых в силу различных обстоятельств не сфокусировалась на женской модели поведения, таким образом, присваивая мужские качества.

Другой возможной причиной развития мужественности у девочек может быть образование этих девочек в качестве мальчиков. Так, например, во время беременности мама, папа и мама очень хотели мальчика, подумали об этом, придумали имя для ребенка. Однако девочка родилась. И в будущем, возможно, я буду воспитывать ее, как мальчика, прививая ей черты мужского характера и мужской стиль поведения. Как отмечают некоторые психологи, мужчинам-девочкам нравится играть в «мальчишеские» игры. Например, в военных играх. Кроме того, такие девушки чаще всего отказываются играть мать-дочь, при выборе одежды они также предпочитают более свободный стиль, свободные футболки, брюки.

Я также хотел бы отметить еще одну возможную причину увеличения мужественности. Так, некоторые американские ученые установили, что 75% главных героев детских книг для детей 2-6 лет - мужчины. Дети, перечитывая свои любимые книги сотни раз, как правило, похожи на главных героев, пытаясь развить в себе те же качества. Возьмите Peppy Long Stocking в качестве примера. Так что девушка обладала такими мужскими качествами, как независимость, сила, независимость. Читая эту книгу, ребенок может стремиться быть похожим на главного героя. Кроме того, не только книги, но и различные средства массовой информации могут способствовать маскулинизации. Например, особое внимание уделяется женщинам, добившимся успеха в любом мужском труде.

Как уже отмечалось выше, все чаще мы видим образ мужской женщины. Это изображение наблюдается не только в художественной литературе, новостях, различных программах, но и в фильмах. Во многих фильмах женщина предстает перед нами как деловая женщина, у которой на заднем плане семья, дети, то есть традиционно женская роль. Такая женщина делает карьеру, старается быть сильной и независимой. Подростки в своем возрасте очень восприимчивы к разным видам информации, и, пытаясь найти свои идеалы, они могут остановиться на этом выборе. То есть выбрать мужской тип личности в качестве модели деловой женщины. Ведь часто такая женщина умна, красива и независима. Поэтому девочки-подростки, выбирая свой идеал, стараются соответствовать ему.

Я также хотел бы отметить, что условия жизни также могут сильно повлиять на развитие мужественности или женственности. Так, например, дети, которые выросли без особого родительского надзора или в трудных семьях, обязаны обеспечивать себя. И быть слабым в такой ситуации - значит не выжить. Поэтому дети, оставленные без должного присмотра родителей, очень часто становятся независимыми намного раньше, чем их сверстники. Итак, некоторые мальчики уже начинают работать в подростковом возрасте.

Продолжая дальнейший анализ результатов теста, стоит отметить, что из 15 человек 6 человек имеют ярко выраженную женственность. То есть их общий индекс выше 2,025. Таким образом, остальные предметы показали женственность, которая не так выражена.

Стоит отметить, что среди субъектов второй группы, то есть имеющих женский тип личности, 3 мальчика и 12 девочек.

На основании этих результатов исследования была построена диаграмма, которая позволяет более четко представить результаты второй группы.

Среди наших испытуемых встречаются мальчики с женским типом личности. Это явление может быть связано с различными причинами. Так, например, с семейным воспитанием, с полной или неполной семьей, с влиянием средств массовой информации.

Итак, в статье И.А. Федосеева «Влияние СМИ на формирование моделей мужественности и женственности» утверждает, что СМИ играют важную роль в формировании этих моделей. Итак, в этой статье представлен анализ рекламы: «(47%) представляют неполную семью, чаще всего это« матери-одиночки ». Полная семья с одним ребенком занимает второе место в рекламных историях (27%). Семья с двумя детьми находится на третьем месте (12%). Семья с одним ребенком, представляющая отца с ребенком, -10,6%. Таким образом, согласно результатам рекламного видео материала, семья как высшая ценность общества представляется либо неполной, либо как один ребенок, образовавшийся в результате развода или незаконного рождения. Таким образом, материалы СМИ, кажется, создают атмосферу неприязни и агрессии в семье.

В основном, мальчики, воспитанные в семьях с одним родителем, получают большую заботу и привязанность от своей матери. Но в то же время не все мальчики наблюдают мужскую модель поведения, у них нет модели, той «идеальной», которой они могли бы подражать. То есть, таким образом, мальчики начинают впитывать определенные женские черты.

Следующей методикой является методика «Стратегия самоутверждения личности» Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенкова, целью которого является изучение стратегий самоутверждения. Испытуемым предлагались разные ситуации с ответами. Подростки должны были выбрать один ответ, наиболее подходящий для них, по их мнению.

Анализ результатов, полученных методом «Личные стратегии самоутверждения», показал, что большинство подростков имеют конструктивную стратегию - это 17 детей, стратегия доминирования встречается у 11 детей, следующая стратегия - самоуничтожение - наблюдается у 7 подростков.

На основании результатов исследования была построена диаграмма, которая позволяет более четко представить результаты этой методики.

Ситуации, представленные в методологии, отражают наиболее доминирующие стратегии, которые человек использует для подтверждения своей личности. Итак, самая распространенная стратегия - конструктивная. Это проявляется в способности самостоятельно решать различные сложные ситуации, в способности рисковать, в творчестве. Такие люди, использующие эту стратегию, характеризуются стремлением к самораскрытию и самовыражению. Самовыражение может проявляться по-разному: в спорте, в танцах, в любых увлечениях, в учебе.

Следующим наиболее частым ответом является стратегия доминирования. Этой стратегией пользуются 11 субъектов (31, 43%).

Наименьшей стратегией, используемой в нашем случае, является стратегия самоуничтожения - 7 человек (20% субъектов).

Теперь рассмотрим каждую стратегию отдельно. Так, представители новейшей стратегии самоуничтожения характеризуются конформным отношением к группе, отсутствием мнения, поиском более сильного человека, лидера. По нашему мнению, это может быть связано с различными причинами, например, такими как неуверенность в себе, слабая самооценка, неприятие личности сверстниками и воспитание. Таким образом, если изначально семья не прислушивается к мнению ребенка, считает его независимым и решает все за него, то, скорее всего, ребенок не сможет принимать решения в будущем. Ему легче, когда кто-то решает за него все, и он с этим согласится.

Большое влияние в этом возрасте и сверстники. Таким образом, если подростка гонят его сверстники, его критикуют и не принимают в классовое общество, то он, скорее всего, не будет высказываться. В этом случае он будет вынужден зависеть от мнения других, поскольку никто не услышит его мнение. В конечном итоге такой подросток может подавить себя, отрицать любые вещи и соглашаться со всеми.

Как отмечалось выше, конструктивная стратегия отличается способностью самостоятельно решать различные сложные ситуации, способностью рисковать и творческим подходом. Люди, использующие эту стратегию, характеризуются стремлением к самораскрытию и самовыражению. Как мы предполагаем, подростки с адекватной самооценкой используют именно эту стратегию. А самовыражение в этом возрасте можно наблюдать у мальчиков через спорт.

Стратегия доминирования может выступать в качестве стратегии компенсации чрезмерных потребностей в самоутверждении. И это может проявиться в форме словесной агрессии, в создании человеком ситуаций, в которых он сознательно создает препятствия в общении с другим человеком, утаивая последнюю важную информацию. Мы считаем, что использование этой стратегии также может быть связано с различными причинами. И одним из них является количество детей в семье и воспитание детей. Так, например, в семье с одним ребенком ему уделяется все внимание и забота. И если ребенку многое позволено, то он чувствует, что главное в семье - это он сам, а не его родители. Таким образом, именно его мнение должно быть правильным и правдивым, поскольку он главный. В будущем ребенок может использовать такую ​​тактику в общении с другими, то есть пытаться подавить всех, чтобы снова доминировать.

Другая предполагаемая причина может быть сосредоточена на мужском типе личности. В конце концов, именно этому типу соответствует определенный авторитет, превосходство. Копируя любые черты своих идеалов, подростки могут имитировать свое поведение. То есть в разных ситуациях реагируют так же, как и избранные кумиры.

Таким образом, этот метод позволяет нам сделать следующие выводы: что является наиболее распространенной конструктивной стратегией, затем следует стратегия доминирования, а затем стратегия самопреодоления. Можно предположить, что использование любой из стратегий может быть обусловлено различными причинами: воспитанием, количеством детей в семье и самооценкой.

Так, на третьем этапе эмпирического исследования мы провели анализ по параметрам двух методов: «Изучение мужественности - женственности» С. Бема и «Стратегии самоутверждения личности» Э.П. Никитина и Н.Е. Kharlamenkova. Методы, которые мы используем, позволяют нам оценить меру различий в показателях и, соответственно, доказать или опровергнуть гипотезу исследования. Математическая обработка данных проводилась с использованием компьютерной версии статистической программы SPSS.

Как описано выше, мы разделили предметы на две группы в соответствии с мужественностью и женственностью. Следующая методология, которая предполагает качественный анализ «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитиной и Н.Е. Харламенкова. Обработка результатов этим методом включала перевод полученных необработанных точек в процентное соотношение, а также сравнение различий между группами с использованием теста Фишера.

Тест Фишера предназначен для сравнения двух образцов по частоте возникновения эффекта, представляющего интерес для исследователя.

Критерий оценивает значимость различий между процентами двух образцов, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Итак, в стратегии доминирования мы видим различия между первой и второй группами. Респонденты из первой группы используют эту стратегию чаще, чем респонденты из второй группы. Таким образом, респондентам первой группы наиболее характерны такие особенности, как наличие словесной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний расстройства у другого человека в виде сокрытия важной информации и эмоциональной изоляции от него. 

Таким образом, можно сказать, что существуют существенные различия между выбором стратегий самоутверждения респондентов, имеющих мужской тип личности и женский тип личности.

Таким образом, проанализировав результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, мы можем сделать вывод о существенных различиях между стратегиями самоутверждения респондентов с мужским типом личности и женским типом личности. Так, подростки мужского пола более склонны к доминированию.

Вывод:

Начиная эту работу, мы поставили задачу выявить гендерные различия в методах самоутверждения подростков. Эта цель включала анализ теоретических источников, а также эмпирические исследования.

Теоретический анализ показал, что проблема изучения типа пола очень актуальна сегодня, и в этой области еще много возможностей для различных исследований. На данный момент интерес к изучению мужественности и женственности растет с каждым днем. Итак, многие психологи занимаются рассмотрением этого явления. Изучение типа пола в подростковом возрасте особенно актуально, так как гендерная идентичность понимается в этот период. После этого подростки уже представляют себе более конкретно образы мужественности, женственности. В этом возрасте мальчики и девочки не только наблюдают за взрослыми, подражают им, они начинают сравнивать себя с различными стандартами, которые появляются в обществе. Насколько сам подросток соответствует идеалу, на который он хочет быть похожим? В этот период дети уделяют особое внимание своему телесному «я». Именно поэтому мальчики активно начинают заниматься спортом. Особый подтекст этих занятий - приобретение «мужского» образа, приобретение силы. По той же причине девочки-подростки начинают танцевать, чтобы обрести женственность, гармонию, гибкость. Приобретение нужного изображения связано с личностью подростка. Кроме того, утверждение личности связано со знанием своего «Я» и такими понятиями, как поиск себя, самореализация, самопрезентация.

Теоретический анализ позволил сделать следующие обобщения:

  1. В подростковом возрасте сексуальная идентичность заканчивается
  2. Под полом мы подразумеваем ряд характеристик, подходящих для мужественности и женственности. Эта концепция указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают при взаимодействии с другими людьми.
  3. Стремление человека к достижению и поддержанию определенного социального статуса. Это желание можно наблюдать как в реальных достижениях в любой области, так и в отстаивании своей значимости только перед другими средствами устных высказываний.

Эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы, согласующиеся с гипотезой:

  1. подростки различаются по типу пола
  2. Среди изученных нами подростков были выделены две группы: 20 человек в первой и 15 во второй.
  3. Существуют явные различия между подростками при выборе стратегии самоутверждения, принадлежащих к разным группам.

Таким образом, рабочая гипотеза исследования по данной выборке испытуемых получила подтверждение, цель была достигнута, все задачи были выполнены.

Результаты эмпирических исследований имеют как теоретическое, так и практическое значение и могут быть использованы в психологической поддержке школьными психологами; в психологическом консультировании младших школьников, их родителей и учителей; учителя по работе с учениками начальных классов.