Тенденции и проблемы инвестирования в энергетику России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Место занятости в системе экономических и социальных отношений
Тенденции развития мировой экономики
Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия
Социально-экономический анализ конкурентоспособности предприятий в России


Введение:

Актуальность выбранной темы курсовой работы характеризуется тем, что энергетика является одним из основных элементов экономики нашей страны. Во все времена приоритет отдавался развитию энергетики. Такой подход позволил отрасли выжить и работать с наименьшими финансовыми потерями в кризисные для страны времена. Следует отметить, что любая отрасль экономики не может просто стоять на месте, для улучшения результатов и дальнейшей работы постоянно требуется приток капитала.

Поэтому инвестиции в российский энергетический сектор сегодня актуальны.

Поскольку большая часть российского энергетического сектора не субсидируется государством, Инвестиции приобретают особое значение. Их актуальность определяется определенными факторами.

В странах с нестабильной экономикой основные энергетические ресурсы извлекаются из инвестиций. Развитие промышленности и здоровье экономики целиком зависят от энергоснабжения. Если не будет финансирования энергетических объектов, это может нанести огромный ущерб стране.

Несмотря на то, что Россия обладает огромными ресурсами ветровой, геотермальной, солнечной энергии, энергии биомассы, гидроэнергетики, в настоящее время возобновляемые источники энергии используются в стране очень мало. На пути к более широкому использованию возобновляемых источников энергии в России существуют значительные трудности. Настоящая публикация представляет собой первый набросок стратегии развития рынка возобновляемых источников энергии. В книге подробно рассматривается богатый потенциал различных возобновляемых источников энергии в России и описываются возможности его использования. В нем также описывается применение технологий использования возобновляемых источников энергии, которые обеспечивают экономическую отдачу.

Необходима четкая экономическая политика, учитывающая все возможные формы первичной энергии, в то время как проводимые реформы резко изменят их относительную экономическую эффективность. Рентабельность использования возобновляемых источников энергии должна рассматриваться в контексте происходящих изменений в энергетическом секторе.

Целью данной курсовой работы является изучение современного состояния и проблем инвестирования в российскую энергетику.

Задачи:

  • Определение роли инвестиций в энергетическом секторе;
  • Описание инвестиций в альтернативные источники энергии;
  • Анализ современного состояния и проблем инвестирований;
  • Российский энергетический комплекс;
  • Анализ перспектив развития российских энергетических инвестиций.

Объектом исследования является энергетический комплекс России.

Предметом исследования являются проблемы и перспективы российских энергетических инвестиций.

Информационной базой является отечественная и зарубежная экономическая литература, посвященная проблемам инвестирования в энергетику.

Методологической основой написания данной работы является весь комплекс методик и методов, которые используются для изучения особенностей инвестирования в энергетическом секторе.

Теоретические вопросы инвестирования в российскую энергетику

Изменения в инвестиционной деятельности организаций топливно-энергетического комплекса (ТЭК) играют значительную роль в развитии экономики страны. Несмотря на общий экономический спад, динамика инвестиций в различные отрасли энергетики не является однонаправленной, объемы инвестируемых активов растут в горнодобывающем секторе, падают в производстве и распределении электроэнергии. Однако трудно сказать наверняка, каковы основные причины изменения динамики инвестиционной активности в топливно-энергетическом комплексе, кризисные явления в экономике, отраслевые санкции или регуляторные факторы в отрасли.

Ранее запланированная система позволила осуществить крупные финансовые вложения в энергетический сектор. Это позволило своевременно модернизировать отрасль и постоянно наращивать производственные мощности. В настоящее время, когда значительная часть российского энергетического сектора не может рассчитывать на субсидии из государственного бюджета, инвестиции в энергетический сектор особенно актуальны, поскольку практически в любой стране, особенно в странах с нестабильной экономической ситуацией, энергетический комплекс существует благодаря инвестициям.

Энергетике отдается приоритет в инвестициях, поскольку для любой страны она является основой обеспечения жизнеспособности и стабильного состояния экономики, промышленности (в том числе автомобильной) и производства.

Провал, нехватка финансирования или нестабильная ситуация в энергетическом секторе могут быстро повергнуть страну в хаос (это относится к любому государству в целом).

Сегодня основные источники инвестиций в энергетику находятся под пристальным вниманием частных инвесторов. Конечно, число инвесторов в России неуклонно растет, но следует отметить, что большинство из них по-прежнему ориентировано на получение прибыли (причем в достаточно короткие сроки). Специфика финансирования энергетической отрасли заключается именно в том, что инвестиционный период и последующая доходность являются длительным периодом, который может составлять до 25 лет. Именно поэтому инвестиции в энергетический сектор принято относить к инвестициям с повышенными рисками.

С точки зрения рисковой составляющей любому инвестору гораздо выгоднее вложить деньги в ГКО на короткий срок. При этом рентабельность инвестиций составит примерно 25%.

Долгосрочные инвестиции с начала года принесут инвестору около 30% дохода. И все это с минимальным риском. Инвестиции в энергетику обеспечивают максимальную доходность около 20% при повышенных рисках. Так что инвестиции в российский энергетический сектор сегодня - это прежде всего гражданская позиция, и только во вторую очередь источник быстрого дохода.

Значительную роль играют инвестиции в топливно-энергетический комплекс, обеспечивающие около трети валовых инвестиций в России (36% в 2014 году). В 2012 году инвестиции в топливно-энергетический комплекс начали падать вместе с валовыми инвестициями в экономику, однако с середины 2014 года динамика аналогична, хотя падение валовых инвестиций более глубокое.

Инвестиции в альтернативные источники энергии

По данным исследовательского центра Worldwatch Institute, глобальные инвестиции в возобновляемые источники энергии в 2007 году составили рекордную сумму, более 100 миллиардов долларов. В том же году мировое производство зеленой энергии составило 240 гигаватт, что в полтора раза больше, чем в 2004 году. Сегодня на альтернативную энергетику приходится около 5% мирового производства энергии.

В 2007 году на долю ветроэнергетики непосредственно приходилось 95 ГВт, что на 28% больше, чем в 2006 году, в то время как на долю солнечной энергии приходилось 7,7 ГВт, и ее производство за год выросло в полтора раза.

К негативным аспектам эксплуатации ветроэлектростанций можно отнести нестабильность их работы. Проблемы в сетях из-за нестабильности работы ветрогенераторов начинаются после того, как они достигают доли 20-25% от общей установленной мощности системы. Эти системы требуют дополнительных затрат на резервирование дополнительных мощностей и сглаживание последствий прерывистого производства электроэнергии.

Однако если в начале 80-х годов стоимость ветроэнергетики в США составляла около 0,38 доллара, то в 2004 году при скорости ветра 7,16 м/с стоимость ее выработки упала до 4,8 цента/кВт*ч. В то же время стоимость электроэнергии, производимой угольными электростанциями в Америке, колебалась от 4,5 до 6 центов за кВтч, в то время как в Китае средняя стоимость электроэнергии для всех источников составляла 4 цента за кВтч. Но уже в 2005 году некоторые компании в Штатах начали продавать энергию ветра дешевле, чем та, что производится из традиционных источников.

Территории и недра России достаточно богаты энергоресурсами, но перспективным считается развитие альтернативных источников энергии. Это особенно важно для тех регионов, где используется импортное топливо.

В европейских странах инвестиции в альтернативную энергетику уже давно дают ощутимый эффект. Например, Дания добилась того, что почти половина необходимой энергии добывается из альтернативных источников. А статистика по Европейскому Союзу показывает, что десятая часть энергии производится нетрадиционными методами.

Наша страна также заинтересована в строительстве альтернативных электростанций. Основное внимание уделяется солнечной энергии. Строить их планируется в различных регионах страны-на Алтае, в Якутии, в Туве.

Но всему мешает недостаточное финансирование, потому что строительство таких объектов стоит очень дорого. Все расходы придется нести за счет бюджета страны, поскольку такие объекты предназначены для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов в труднодоступных районах страны. Трудно найти частных инвесторов для таких целей.

Конечно, резервы России позволяют обеспечить экономику страны энергоресурсами на длительное время. Но пора обратить внимание и на альтернативные источники энергии. Это особенно актуально для регионов и районов, где дизельные электростанции все еще используются из-за недоступности.

В первую очередь рассматриваются инвестиции в солнечную энергетику. Это связано с тем, что солнце является одним из самых мощных источников энергии, причем возобновляемых. Например, каждый солнечный день приносит в 20 раз больше энергии, чем люди потребляют за один год. Основной проблемой при разработке альтернативных источников энергии является капиталоемкость таких проектов.

В других странах, где природные ресурсы ограничены, такие источники энергии уже давно являются неотъемлемой частью экономики. В Дании альтернативные источники заменяют около половины всей потребляемой энергии. В Европейском Союзе почти 10% от общего объема приходится на альтернативные источники.

В настоящее время Россия активно строит солнечные электростанции, которые планируется установить в отдаленных районах Дагестана, Якутии, Алтая и Тувы. Основной проблемой в развитии альтернативных источников финансирования является. Так, для производства одной солнечной дизельной станции мощностью до 100 кВт необходимо около 11 млн рублей.

Исходя из того, что такие станции будут в первую очередь оснащаться не частными предприятиями в России, а в труднодоступных районах, нам приходится рассчитывать на финансирование только из государственного бюджета. Именно поэтому инвестиции в солнечную энергетику сегодня считаются насущной необходимостью.

Анализ развития российских энергетических инвестиций

Проблема топливного баланса отечественной электроэнергетики, обусловленная высокой зависимостью отрасли от поставок газа, с каждым годом становится все более актуальной. На долю газа приходится менее четверти всех разведанных запасов энергии в России, но он обеспечивает почти половину производства электроэнергии. В то время как развитие угольной генерации все еще сдерживается ценовой неконкурентоспособностью угля по сравнению с газом из-за сохранения низких регулируемых цен на газ, а цены на уголь формируются исходя из рыночных условий, главным поворотным моментом российской энергетики является несоответствие объема, структуры и технического состояния мощностей быстро растущему спросу на электроэнергию и объективным ограничениям топливно-энергетического баланса.

Поэтому сегодня электроэнергетика может стать реальным тормозом развития всей экономики страны. Более быстрый рост потребления электроэнергии требует повышения энергосбережения и масштабного ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей. Это требует значительных инвестиций, однако существующая практика формирования тарифов на электроэнергию делает инвестиции в электроэнергетику непривлекательными. В России, по оценкам ИНЭИ РАН, сделанным в 2009 году, потенциал энергосбережения достигает 220-260 млрд рублей. кВтч, т. е. 23-27% от текущего уровня энергопотребления.

Помимо объективных факторов, связанных с природно-климатическими условиями и взвешенной структурой экономики, главную роль в таком расточительном потреблении энергии играет ее дешевизна. Поэтому абсолютно необходимой мерой стимулирования экономии электроэнергии является повышение цен. Тарифы должны отражать реальную рыночную стоимость электроэнергии для потребителей в конкретном регионе, иначе необходимость введения новых мощностей будет нарастать лавинообразно.

Вторым по значимости элементом (помимо нормализации ценообразования) должно стать непривычное для нас управление спросом, которое очень активно используется за рубежом. Его основная идея заключается в создании экономических стимулов для потребителей к сокращению потребления, особенно в периоды пиковой нагрузки, тем самым снижая потребность в генерирующих мощностях. Наиболее распространенными инструментами являются установка счетчиков (в том числе счетчиков воды и тепла) и введение дифференцированных тарифов с переменной ставкой в часы пиковой и низкой нагрузки, а также использование прерываемых договоров энергоснабжения с возможностью снижения или отключения потребителя в часы пиковой нагрузки. Наконец, необходимы административные меры по ограничению потребительских отходов: введение стандартов работы оборудования, сертификация, строительные нормы и правила и так далее. Поскольку атомная и гидроэнергетика до 2020 года в лучшем случае будет покрыта не более чем на треть дефицита, а основную часть потребности в новой электроэнергии придется обеспечивать за счет тепловой генерации.

Производство газа имеет решающее значение в регионах с наиболее быстро растущим спросом. Однако газовая пауза закончилась, рост газа для энергетики замедляется, а доля газа в топливном балансе электроэнергетики будет снижаться. Дефицит может быть смягчен изменением ценовой политики в газовой отрасли, усилением экономии газа, развитием свободного рынка газа, предоставлением независимым производителям доступа к газотранспортной системе. Этот вопрос особенно сложен из-за ограниченной пропускной способности газотранспортной системы, пропускная способность которой снижается из-за износа. В теплоэнергетике единственной альтернативой газу является уголь. В мире угольная генерация успешно развивается, но в России за последние 10 лет из-за политики сдерживания цен на газ не было введено ни одной угольной электростанции, а значительная часть существующих станций перешла на газ.

Без прорывных технологий, обеспечивающих конкурентоспособные экономические и экологические показатели, невозможно построить новое поколение. Необходимы срочные меры по преодолению технологического отставания и угрозы дефицита мощностей по производству оборудования для угольных электростанций в мире. Эти меры включают активизацию существующих научно-производственных мощностей,организацию совместного производства с крупными зарубежными компаниями, присоединение к международным программам разработки принципиально нового оборудования.

Повышение цен на газ и соответствующее повышение тарифов на электроэнергию должно происходить постепенно и в заданном темпе, чтобы участники рынка успели подготовиться. Повышение цен на газ и электроэнергию (по сравнению с базовым прогнозом МЭРИТ) в среднесрочной перспективе приведет к снижению ВВП на 0,2 процентных пункта в год и росту инфляции на 0,4-0,8 процентных пункта в год. Реальные располагаемые доходы населения будут продолжать расти, но темпы их роста будут замедляться в среднем на 0,4% ежегодно. С точки зрения адаптации экономики в целом и ее секторов такой вариант представляется приемлемым.

Потенциальное снижение рентабельности в отдельных отраслях экономики на 15-25% может быть в значительной степени компенсировано экономией энергии и повышением производительности труда. С нормализацией ценовых пропорций в топливно-энергетическом комплексе угольная энергетика имеет хорошие перспективы развития не только в Сибири, но и на Урале, и даже в центре страны. В стратегическом плане необходимо одновременно развивать угольную, атомную и гидроэнергетику с постепенным снижением доли газа.

В дальнейшем тепловые электростанции будут оставаться системообразующим элементом электроэнергетики России до 2020 года, но доля угольной генерации в их структуре должна постепенно увеличиваться с 25% до 36-37%, а доля газа-снижаться с 68% до 58%. Рациональное распределение генерирующих мощностей предполагает, что в европейской части страны атомные и новые угольные станции будут объединены с передачей электроэнергии постоянного тока из Сибири (от сибирских гидроэлектростанций и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса).

На Урале парогазовые станции необходимо дополнить импортным углем и сибирскими электростанциями. В Сибири и на Дальнем Востоке местная угольная генерация и гидроэлектростанции должны быть рационально объединены. В целом, для выравнивания топливного баланса и развития угольной генерации можно говорить о необходимости комплексных мер. Основным стимулом для инвесторов является эффективность вложений в строительство угольных электростанций, причем коммерческая выгода должна быть больше, чем при строительстве аналогичных электростанций на базе других энергоносителей, и в первую очередь на газе. Согласно исследованиям экспертов, если цены на газ превысят цены на уголь более чем в 2,1 раза, а также при равной доступности этих энергоносителей строительство угольной электростанции станет более рентабельным, а значит, и более привлекательным для инвесторов.

На наш взгляд развитие отечественной электроэнергетики зависит прежде всего от инвестиций: 

  • В сферу самой электроэнергетики путем обновления отрасли на основе современных технологий;
  • Угледобывающей промышленности как источнику топлива для электроэнергетики в будущем;
  • Увеличить производственную мощность электростанций, эффективно сочетающих различные виды топлива.

Анализ перспектив развития российских инвестиций в энергетику

Принятая в России инвестиционная энергетическая стратегия (Эс) определяет основной курс развития российского энергетического сектора до 2030 года. Дополнительная балансировка этого курса по составу и срокам проведения важных мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям должна осуществляться в рамках разработанных на основе программных документов Эс-2030 и в рамках системного хронологического мониторинга Эс-2030, с помощью которого можно сопоставить фактические результаты реализации государственной энергетической политики с прогнозными показателями развития и функционирования энергетического сектора. Нами разработана и предложена схема финансирования предприятий топливно-энергетического комплекса.

Предлагаемый механизм состоит из следующих этапов: 

  • Проводится конкурсный отбор управляющих компаний, которые могли бы эффективно распоряжаться имеющимися средствами и формировать портфель будущих проектов. Для этого необходимо сначала сформировать конкурсную комиссию;
  • Экспертная комиссия должна выбрать наиболее важные объекты электроэнергетики,в которые необходимо инвестировать;
  • Далее отбираются инвесторы, которые хотят вложить свои средства в выбранные проекты и объекты электроэнергетики. Долгосрочная государственная энергетическая политика должна осуществляться на последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических приоритетов и ориентиров развития экономики и энергетики на долгосрочный период, частие в реализации государственной энергетической политики федеральных, региональных и муниципальных структур с законодательно установленным распределением полномочий между ними.

Стратегическими приоритетами долгосрочной государственной энергетической политики должны стать:

  • Энергетическая безопасность;
  • Энергоэффективность экономики;
  • Экономическая (бюджетная) эффективность использования энергии;
  • Экологическая безопасность энергетики.

К важнейшим составляющим государственной энергетической политики, направленной в первую очередь на реализацию этих стратегических приоритетов, относятся следующие:

  • Недропользование и управление государственным фондом недр;
  • Развитие внутренних энергетических рынков;
  • Формирование рационального топливно-энергетического баланса;
  • Региональная энергетическая политика;
  • Инновационная и научно-техническая политика в энергетике;
  • Социальная политика в энергетическом секторе.

Основными механизмами реализации государственной энергетической политики должны быть:

  • Меры по созданию благоприятных экономических условий для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая скоординированное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные изменения в топливно-энергетическом комплексе);
  • Внедрение системы передовых технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров процесса развития энергетики;
  • Стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других приоритетных областях;
  • Механизмы управления государственным имуществом в энергетическом секторе. Реализация предложенной правительством программы Эс-2030, включая решения о привлечении государственных средств, должна осуществляться в рамках утвержденных документов.

Ряд исследователей предложили схему взаимосвязи энергетической стратегии в системе стратегических и программных документов.

Этапы реализации государственной энергетической политики на период до 2030 года призваны обеспечить:

  • Последовательный прогресс в реализации целевого видения Эс-2030; взаимосвязь с этапами социально-экономического развития страны;
  • Учитываются качественные различия во внешних и внутренних условиях развития и параметрах состояния энергетического сектора, а также в характере и направленности мер государственной энергетической политики в разные периоды ее реализации.

Ниже описаны эти сегменты и их конкретное содержание, применительно к важнейшей составляющей государственной энергетической политики и перспективам развития отраслей ТЭК, раскрыто в соответствующих разделах стратегии. С точки зрения реализации целевого видения Эс-2030 основной задачей первого этапа реализации государственной энергетической политики является создание необходимых условий и устранение основных барьеров для дальнейшего ускоренного прогресса по всем важнейшим компонентам государственной энергетической политики.

В прошлом году объем инвестиций в российский энергетический сектор планировался на уровне 150 миллиардов долларов. Эти средства должны были пойти на разработку месторождений на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Также планировались начальные работы на шельфе и мероприятия по повышению нефтеотдачи пластов.

Но на самом деле в 2014 году произошло сокращение инвестиций. На это повлияли международные санкции и колебания курса рубля. Стоимость кредитов выросла, а оборудование, приобретенное за рубежом, стало намного дороже. Но все же разум начинает преобладать над политическими колебаниями, и инвестиции в российскую энергетику медленно, но неуклонно растут.

МЭА подсчитало, что к 2035 году на энергоснабжение потребуется потратить не менее 40 триллионов долларов. А для повышения энергоэффективности необходимо еще 8 триллионов долларов.

Более половины всех инвестиций будет направлено на поддержание производства на текущем уровне. Почти две трети общего объема составят инвестиции из стран, рыночная экономика которых только формируется.

В период с 2011 по 2013 год ежегодно инвестировалось более 1,6 трлн долларов в обеспечение энергией потребителей по всему миру. Но к 2030 году ежегодные инвестиции уже вырастут до $ 2 трлн.

Основная часть инвестиций приходится на добычу и транспортировку ископаемых видов топлива, а также на нефтепереработку и строительство электростанций.

Инвестиции в энергетику все больше определяются не рыночными условиями, а государственной политикой. Некоторые правительства напрямую влияют на инвестиции в энергетический сектор.

Если государство хочет быть сильным и независимым, оно должно само инвестировать в энергетический сектор и привлекать сторонних инвесторов.

Заключение

В заключение отметим, что развитие отечественной электроэнергетики зависит в первую очередь от инвестиций: 

  • К сфере самой электроэнергетики путем обновления отрасли на основе современных технологий;
  • К угледобывающей промышленности как источнику топлива для электроэнергетики в будущем;
  • Увеличить производственную мощность электростанций, эффективно сочетающих различные виды топлива.

В условиях современной государственной энергетики и инвестирования необходимо выбрать стратегию одновременного использования турбин, работающих совместно на газе и угле, и в дальнейшем увеличивать долю угля в общем объеме топлива. Также для развития угольной генерации необходимо привлекать инвестиции в строительство угольных станций.

Сегодня российский топливно-энергетический комплекс по-прежнему успешно финансируется инвесторами, которые относятся к категории стратегических, нацеленных на долгосрочные перспективы развития отрасли. Более того, частные инвестиции в энергетический сектор составляют 90%, и только 10% финансируются из бюджета страны. Несмотря на стабильное положение отрасли, инвесторы сейчас все чаще рассматривают варианты использования альтернативной энергетики для жизнеобеспечения.

Россия заинтересована в строительстве альтернативных электростанций. Основное внимание уделяется солнечной энергии. Строить их планируется в различных регионах страны-на Алтае, в Якутии, в Туве, но всему мешает недостаточное финансирование.

Значительную роль играют инвестиции в топливно-энергетический комплекс, на долю которого в 2014 году пришлось более 36% от общего объема инвестиций в России.

В последние годы наблюдается рост инвестиций в горнодобывающую промышленность и снижение объемов производства и распределения электроэнергии. В 2015 году инвестиции в трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа растут после падения в 2014 году.

Есть приостановленные проекты из-за экономического спада в стране. В то же время разрабатываются новые проекты, добыча нефти и газа, трубопроводный транспорт лидируют по планируемым объемам инвестиций.