Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, И.П. Иванова и др.
Технология проблемного обучения в школе
Личностно-ориентированное обучение в школе
Проблема соотношения воспитания, обучения и развития


Введение:

В последние годы внимание учителей все больше привлекает идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность перемен в школе. Развивающее образование направлено на подготовку студентов к самостоятельной «взрослой» жизни. Основной целью современной школы является обеспечение того, чтобы учащиеся приобретали определенный набор навыков, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, социальной, семейной сферах жизни.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и соавт. Научное обоснование этой теории дано в работах Л.С. Выготский. Он получил дальнейшее развитие в экспериментальных работах Л.В. Занкова Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, Н.А. Менчинская и соавт. В их концепциях обучение и развитие выступают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Образование признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, формирования целого набора личностных качеств: ЗУН Знания, умения, навыки, СУД, Методы умственных действий, СУМ, механизмы самоуправления личности, СЕН, Сфера эстетического и Нравственные качества человека, СДП Практическая и практическая сфера личности.

В настоящее время в рамках концепции развития обучения разработан ряд технологий, различающихся по целевым ориентациям, особенностям содержания и методологии. Технология Л.В. Занкова нацелена на общее, целостное развитие личности, технологии Эльконина - В.В. Давыдова ориентирована на развитие СУДОВ, технологии творческого развития отдают приоритет СЕН, технологиям Г.К. Селевко специализируется на разработке СМС, И.С. Якиманская - на СДП.

В 1996 году Министерство образования России официально признало существование Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдовой. Другие развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных. 

В данной статье мы рассмотрим концепцию развития обучения, а также развития технологий Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдовой.

Концепция развивающего образования

Проблема развития образования интересует учителей многих поколений: Я.А. Комениус и Ю.Ж. Руссо И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский и другие. В советское время она интенсивно развивалась психологами и педагогами Л.С. Выготский, Л.В. Занков В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий Н.Ф. Талызина В.В. Репкин С.Д. Максименко и соавт. Естественно, что в разные исторические времена исследователи неодинаково представляли и интерпретировали саму концепцию развития обучения. Сложность и в то же время положительная сторона развития этой темы заключается в органичном, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: образование является компонентом дидактики, а развитие - психологическим процессом.

Термин «развивающее образование» обязан своим происхождением В.В. Давыдов. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его использование настолько разнообразно, что требуется специальное исследование, чтобы понять его текущее значение.

Понятие «развивающее образование» можно считать осмысленным обобщением (В.В. Давыдов). Его содержание, семантическое значение, отношения с основными психолого-педагогическими категориями раскрываются в этой главе в ряде определений, обобщений.

Обобщение 1. Развитие обучения понимается как новый, активный метод (тип) обучения, который заменяет объяснительный и иллюстративный метод (тип).

Развитие личности и ее законы

Личность - это динамическая концепция: в течение жизни она претерпевает изменения, которые называются развитием (прогрессивным или регрессивным).

Развитие (прогрессивное) - это процесс физического и психического изменения человека во времени, который включает в себя улучшение, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Термин «формирование личности» используется как:

  1. синоним «развития», то есть процесс внутреннего изменения личности;
  2. синонимы «воспитание», «социализация», т. е. создание и реализация внешних условий для развития личности.

Свойства и закономерности процесса разработки. Развитие личности происходит по универсальным диалектическим законам.

Конкретные свойства (шаблоны) этого процесса заключаются в следующем:

  • Имманентность: способность к развитию присуща человеку от природы, она является неотъемлемым свойством личности.
  • Биогенность: психическое развитие человека во многом определяется биологическим механизмом наследственности.
  • Социогенность: социальная среда, в которой развивается человек, оказывает огромное влияние на формирование личности.
  • Психогенность: человек является саморегулирующейся и самоуправляемой системой, процесс развития подчиняется саморегуляции и самоуправлению.
  • Индивидуальность: личность - это уникальное явление, характеризующееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.
  • Стадия: развитие личности подчиняется универсальному закону цикличности, проходящему стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.
  • Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждый человек развивается в своем темпе, испытывая ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризис), случайно распределенные во времени.
  • Физический возраст определяет количественные (ограничения) и качественные (чувствительность) возможности психического развития.

Обобщение 2. Развивающее обучение учитывает и использует законы развития, адаптируется к уровню и характеристикам личности.

Образование и развитие

Физическое развитие ребенка осуществляется очень четко по генетической программе в виде увеличения размеров скелета, мышечной массы и т. д. Также очевидно, что внешние условия определяют огромный диапазон результатов: ребенок может быть более или менее здоровым, физически подготовленным и выносливым.

Как насчет психики с личностью? В какой степени развитие сознания зависит от учебных и социальных условий и в какой степени от естественной зрелости? Ответ на этот вопрос принципиально важен: он определяет границы потенциальных возможностей человека и, следовательно, цели и задачи внешних педагогических воздействий.

В истории педагогики проблема представлена ​​двумя крайними точками зрения. Первая (биологизирующая, декартова) исходит из жесткого предопределения развития наследственными или исходящими от Всемогущих факторов. Сократ сказал, что учитель - акушерка, он ничего не может дать, а только помогает рожать.

Второй (социологический, бихевиористский), напротив, приписывает все результаты развития влиянию окружающей среды. Одиозный советский академик Т.Д. Лысенко писал: «Женщина должна дать нам организм, и мы сделаем из него советского человека».

Современная наука установила, что каждый акт умственного развития связан с отражением в мозгу внешней среды, это присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле обучение. Образование - это форма психического развития человека, необходимый элемент развития. Все тренировки развиваются, обогащаются банком памяти и условными рефлексами.

Образование и развитие не могут действовать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

Однако здесь есть два принципиально разных понятия.

Концепция развития обучения (Дж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Дьюи): ребенок должен пройти строго определенные возрастные стадии (предоперационные структуры - формальные операции - формальный интеллект) в своем развитии, прежде чем обучение сможет начать осуществлять свое специфическое задачи. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее строит над ним, как бы «обучая».

Концепция развивающего образования: решающая роль в развитии ребенка принадлежит образованию. Он был создан в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Е.В. Ильенкова Л.В. Занкова В.В. Давыдова и другие. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано таким образом, чтобы достигать максимальных результатов развития за минимальное время. Он должен идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая называется развивающим образованием.

Обобщение 3. В развитии образования педагогические влияния опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных о личности.

Ребенок является предметом его развития

В технологии развивающего обучения детей отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает в себя все этапы деятельности: постановка целей, планирование и организация, выполнение целей и анализ эффективности. Каждый из этапов вносит свой конкретный вклад в развитие личности.

В целенаправленной деятельности воспитываются: свобода, решительность, достоинство, честь, гордость, независимость.

При планировании: независимость, воля, творчество, творчество, инициатива, организация.

На этапе реализации поставленных целей: трудолюбие, мастерство, трудолюбие, дисциплина, активность.

На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.

Положение ребенка как объекта обучения (ТО) лишает его всех или части действий по постановке целей, планированию, анализу и приводит к деформациям и затратам на развитие. Только в полноценной деятельности субъекта развивается самостоятельность, позитивная самооценка, нравственно-волевая сфера личности, достигается самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта обучения - индивидуального обучения самого.

Признание роли субъекта в качестве стажера знаменует собой изменение парадигмы психического развития: социологизирующие и биологизирующие теории образования, традиционные для XX века, уступают место методам, основанным на субъективных, психогенных факторах развития.

Обобщение 4. В развивающемся образовании ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Чрезвычайно важной проблемой в этой гипотезе является мотивация ребенка-субъекта.

По способу его решения технологии развивающего обучения делятся на группы, которые используют различные потребности, способности и другие качества личности как основу мотивации:

  • технологии, основанные на познавательном интересе (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов),
  • на нужды самосовершенствования (Г.К. Селевко),
  • об индивидуальном опыте личности (технология И.С. Якиманской),
  • для творческих нужд (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер),
  • по социальным инстинктам (И.П. Иванов).

Содержание разработки

Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-разъяснительной технологии обучения к развивающей деятельность, которая формирует широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными являются не только приобретенные знания, но и методы усвоения и обработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Стремясь к развитию индивидуальности, рассматриваемая технология не выделяет ни одну из перечисленных групп личностных качеств, акцентирует внимание на их всестороннем развитии.

Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всего целостного набора личностных качеств.

С этой точки зрения развивающее образование было бы правильнее назвать развивающей педагогикой или развивающей педагогикой.

Зона ближайшего развития

Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна руководствоваться не вчера, а завтрашним развитием ребенка».

Он выделил два уровня развития ребенка:

  • область (уровень) фактического развития - это уже сформированные качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
  • зона ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок еще не способен самостоятельно выполнять, но которыми можно управлять с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития - это большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок знает, как делать самостоятельно, к тому, что он может, знает, как делать в сотрудничестве.

Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой фактического развития и зоной ближайшего развития - областью, неизвестной, но потенциально доступной для познания.

Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от текущей и недоступной зоны - задача, которая до сих пор может быть решена только на интуитивном уровне, в зависимости от опыта и умений учителя. 

Система развивающего образования Л.В. Занкова

Система обучения Л.В. Занкова возникла во время междисциплинарного исследования взаимосвязи между обучением и развитием. Междисциплинарный характер выражался, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, изучающих ребенка: физиологов, дефектологов, психологов и педагогов, а во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научных исследований в рамках психолого-педагогического эксперимента приобрели форму целостного педагогического строя и, таким образом, были доведены до их практической реализации.

Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть личности, лежащих в основе качеств ребенка. Такое понимание взаимосвязи между обучением и развитием соответствует особому типу обучения, в котором, с одной стороны, исключительное внимание уделяется построению обучения, его содержанию, принципам, методам и т. д., Отражающим социальный опыт, социальное В порядке, с другой стороны, столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.

Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его разума, воли, чувств. В этом случае особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и эквивалентности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.

В настоящее время приоритетами образования признаются идеалы развивающего обучения: способность к обучению, предметные и универсальные (общеобразовательные) методы действия, индивидуальное развитие ребенка в эмоциональной, социальной, когнитивной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Такова система Л.В. Занкова, которая характеризуется целостностью и взаимозависимостью ее следующих частей.

Целью тренинга является оптимальное общее развитие каждого ребенка.

Целью тренинга является предоставление учащимся цельной, широкой картины мира с помощью научных, литературных, художественных и прямых знаний.

Дидактические принципы - обучение на высоком уровне сложности с соблюдением меры сложности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения; быстрый темп учебного материала; работа по развитию каждого ребенка, в том числе слабого.

Типичными свойствами методологической системы являются многогранность, процессность, конфликты, изменчивость.

Воспитание человека, отвечающего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, согласно известной поговорке Л.С. Выготский, обучение будет опережать развитие ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на текущем, уже достигнутом уровне. Эту основную психологическую позицию для современной школы осмыслил Л.В. Занков как дидактический принцип: «обучение на высоком уровне сложности с соблюдением меры сложности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей учащихся, знание современного уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет точно определить предел для каждого учащегося уровня сложности предлагаемого содержания и методов обучения.

Новые знания о личности ученика и переосмысление уже известных были научной основой, на основе которой было создано следующее поколение учебных курсов для начальных классов, которые рекомендованы Министерством образования для использования в школах. и наука.

Ниже мы остановимся на некоторых существенных особенностях современных младших школьников, которые были учтены при разработке учебных программ. Через эти особенности мы раскроем значение дидактической системы Л.В. Занкова.

В единстве интеллектуального и эмоционального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональном, что дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому принципу (методологическому свойству универсальности).

Импульсом к поисковой активности могут стать столкновения.

Они возникают, когда:

  • ребенок сталкивается с недостатком (избытком) информации или методов деятельности для решения проблемы;
  • он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т. д .;
  • Он сталкивается с новыми условиями использования имеющихся знаний.

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а скорее от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации посредством коллективного поиска (под руководством учителя) до ее разрешения.

Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне сложности с соблюдением меры сложности» требует, чтобы содержание было выбрано и структурировано таким образом, чтобы учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение при работе с ним. Степень сложности варьируется в зависимости от возможностей каждого ученика, вплоть до прямой помощи. Но сначала ученик должен столкнуться с когнитивными трудностями, которые вызывают эмоции, стимулирующие поисковую активность ученика, класса.

Младшие школьники характеризуются синкретизмом (единством, неделимым) мышлением, довольно низким уровнем развития анализа и синтеза. Мы исходим из общей идеи развития как процесса перехода от низких стадий, которые характеризуются слитыми синкретическими формами, к все более и более рассеченным и упорядоченным формам, которые характерны для высоких уровней. Психологи называют этот переход законом дифференциации. Психическое развитие вообще и психическое развитие в частности ему подчинены. Поэтому на начальном этапе обучения ребенку должна быть предоставлена ​​широкая, целостная картина мира, которую создают интегрированные курсы. Таким образом, организованные курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным характеристикам младших школьников и особенностям современного информационного потока, который не разделен на отдельные области знаний.

В соответствии с этими особенностями все учебные курсы построены на комплексной основе. В курсе «Мир вокруг нас» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и социокультурной жизнью человека, которые происходят в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Субтитры «Создавай, изобретай, пробуй!» Технологические курсы говорят сами за себя. и "Ручная работа". «Литературное чтение» органично сочетает работы по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. На основе широкой внутрипредметной интеграции строится курс русского языка, в котором представлены взаимосвязанная языковая система, речевая деятельность и история языка; курс математики построен на той же интеграции, в которой органично сочетаются содержание арифметики, геометрии, принципы алгебры и история математики. В процессе музыки музыкальная деятельность студентов организована как единство исполнения, прослушивания и импровизации. В ходе этой деятельности знание музыки, ее истории и композиторов интегрируется со знанием литературы, изобразительного искусства и фольклора.

Л.В. Занков решительно отказался от практики, когда каждый сегмент учебного курса рассматривается как самостоятельная и завершенная единица, когда можно перейти на новый сегмент только после того, как предыдущий был «полностью» усвоен. «Подлинное знание каждого элемента», пишет Л.В. Занков «постоянно прогрессирует, осваивая другие, последующие элементы предмета и реализуя соответствующее целое, вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах». Это обеспечивает эффективность дидактического принципа «быстрые темпы прохождения учебного материала». Этот принцип требует постоянного движения вперед. Постоянное обогащение сознания школьника разнообразным содержанием создает благоприятные условия для его более глубокого понимания, поскольку оно включено в широко развитую систему.

Таким образом, разработка базового, базового контента, указанного в государственных стандартах, осуществляется систематически:

  1. пропедевтическое изучение будущих программных материалов, в основном связанных с текущим содержанием для данного года обучения;
  2. его изучение в актуализации объективно существующих отношений с ранее изученным материалом;
  3. включение этого материала в новые отношения при изучении новой темы.

Новизна содержания или образовательной ситуации является предпосылкой для организации процесса развития обучения. Поэтому ни в одном из учебников, как и в предыдущих изданиях, нет разделов «Повторение пройденного». Пройденный органично включен в изучение нового. Таким образом, создаются условия для многократной работы с одним и тем же контентом в течение длительного времени, что обеспечивает его изучение в различных отношениях и функциях, и в результате приводит к усвоению материала (новый уровень реализации методологическое свойство технологичности и изменчивости).

Следующая особенность учащихся начальных классов напрямую связана с предыдущими: умственные операции младших школьников (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно выполняются на визуально-эффективном, наглядно-образном и, в некоторой степени, на устном -фигурационные уровни.

Мы назовем важные особенности учебного комплекта, в основе которого лежат современные знания о возрасте и индивидуальных особенностях младшего школьника.

Комплект обеспечивает:

  • понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений, обусловленных комплексным характером содержания, которое выражается в сочетании материала разных уровней обобщения (предметного, меж- и внутри-субъектного), а также сочетание его теоретической и практической направленности, интеллектуального и эмоционального богатства;
  • знание концепций, необходимых для дальнейшего обучения;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для студента;
  • условия решения образовательных задач, социального, личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, формирования образовательных и общечеловеческих (общих) навыков;
  • активные формы познания при решении проблемных, творческих задач: наблюдение, эксперименты, дискуссия, образовательный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и т. д.;
  • проведение научно-исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
  • индивидуализация образования, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяющейся на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным характеристикам и гендерным характеристикам. Индивидуализация реализуется, среди прочего, через три уровня контента: базовый, расширенный и углубленный.

В учебном процессе используется широкий спектр форм обучения: аудиторная и внешкольная; фронтальный, групповой, индивидуальный в соответствии с характеристиками предмета, характеристиками класса и индивидуальными предпочтениями учащихся.

Для изучения эффективности усвоения учебного плана и разработанных на их основе учебных материалов преподавателю предлагаются материалы по учету качества успешности обучения школьников, в том числе комплексная проверка работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки Российская Федерация. Оценки оценивают только результаты письменной работы со второй половины 2-го класса. Оценочный балл не устанавливается.

Первоначальная направленность учебных программ и учебных материалов на развитие каждого учащегося создает условия для его реализации во всех типах учебных заведений (общеобразовательные, гимназии, лицеи). 

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

Гипотезы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдовой:

  • дети дошкольного возраста имеют доступ ко многим общетеоретическим концепциям; они принимают и овладевают ими, прежде чем они научатся действовать со своими конкретными эмпирическими проявлениями;
  • возможности обучения ребенка (и, следовательно, развития) огромны, но не используются школой;
  • возможности интенсификации умственного развития лежат, прежде всего, в содержании учебного материала, поэтому основой развития образования является его содержание, из которого вытекают методы организации образования;
  • повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

Особенности контента:

  • Специальная конструкция предмета, моделирование содержания и методов научного поля, организация знаний ребенка о генетически исходных, теоретически значимых свойствах и взаимосвязях объектов, условиях их возникновения и трансформации.
  • Повышение теоретического уровня образования, передача не только эмпирических знаний и практических навыков детям, но и «высоких» форм общественного сознания (научные концепции, художественные образы, моральные ценности).

Развивающий характер обучения по технологии Эльконина - В.В. Давыдов связан прежде всего с тем, что его содержание основано на теоретических знаниях. Как известно, эмпирические знания основаны на наблюдениях, визуальных представлениях, внешних свойствах объектов; концептуальные обобщения получают путем выделения общих свойств при сравнении объектов. Теоретические знания, однако, выходят за пределы сенсорных репрезентаций, основаны на умственной трансформации абстракций и отражают внутренние отношения и связи. Они сформированы генетическим анализом роли и функций некоторых общих отношений в рамках целостной системы элементов.

Основные обобщения. Основой системы теоретических знаний являются предметные обобщения.

Может быть:

  • самые общие понятия науки, выражающие глубочайшие причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически оригинальные идеи, категории (число, слово, энергия, материя и т. д.);
  • понятия, в которых выделяются не внешние, предметно-специфические характеристики, а внутренние связи (например, исторические, генетические);
  • теоретические образы, полученные с помощью умственных операций с абстрактными объектами.

Значимым обобщением является понимание объекта не через его визуальное внешнее сходство с другими, но через его скрытые конкретные отношения, через противоречивый путь его внутреннего развития.

Дидактическая структура. В дидактической структуре предметов преобладает дедукция, основанная на содержательных обобщениях.

В.В. Давыдов, методы умственных действий, способы мышления делятся на рациональные (эмпирические, основанные на визуальных образах) на разумные или диалектические.

Разумно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств объектов с целью абстрагирования формального сообщества и придания ему формы концепции. Это мышление является начальной стадией познания, его типы (индукция, дедукция, абстракция, анализ, синтез и т. д.) также доступны высшим животным, разница лишь в степени.

Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с изучением природы самих понятий, выявляет их переходы, движения, развитие. В то же время, естественно, рациональная логика входит в диалектику как высшую форму логики.

Сущность теоретического мышления, по мнению В.В. Давыдов, это то, что это особый подход человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их возникновения и развития.

Основой теоретического мышления являются психически идеализированные понятия, системы символов (выступающие первичными по отношению к конкретным эмпирическим объектам и явлениям). В связи с этим методы умственных действий в технике Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдов имеет ряд характерных отличий от формально-логической интерпретации.

Контент-анализ - это способ выявления генетически оригинальной основы целостного субъекта; он нацелен на поиск и выделение значимой связи между его внутренними и специфическими особенностями.

Материальная абстракция - это выбор исходных общих отношений в этом материале и их формулировка в знаково-символической форме.

Особое значение в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет эффект обобщения. В формальной логике это состоит в выделении существенных признаков в объектах и ​​объединении объектов на этих основаниях, объединяя их в общую концепцию.

Эмпирическое обобщение идет от конкретных объектов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию.

Теоретическое, предметное обобщение, по мнению В.В. Давыдов, осуществив анализ некоторого целого, обнаружил его генетически оригинальные, существенные, универсальные отношения как основу внутреннего единства этого целого.

Подъем от абстрактного к конкретному - это использование осмысленного обобщения в качестве концепции высокого уровня для последующего вывода других, более конкретных «конкретных» абстракций. Переход от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации студента во всем многообразии фактического учебного материала.

Предметная рефлексия - поиск и рассмотрение важнейших основ своих психических действий.

Таким образом, содержание предмета представляет собой систему понятий, определенную не как способ списания объекта, а как основу для его преобразования, который регулирует основу методов для получения значимых результатов. 

Подходы В.В. Давыдова изначально предназначались для обучения школьников, но ряд положений может быть полезен в образовании взрослых.

Развивающее обучение в системе В.В. Давыдов выступает против существующей традиционной школьной системы, в основном ориентированной на частное, конкретное, индивидуальное на общее, абстрактное, целое; от случая, факта к системе; от феномена к сути.

В.В. Давыдов поднял вопрос о возможности теоретического развития новой системы обучения с направлением, противоположным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системы к единице.

В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те навыки, которые должны формироваться у студентов при освоении этих предметов в учебной деятельности.

«Усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству студентов с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся студентами из общего и абстрактного как из их единого основания.

Студенты изучают знания, составляющие этот предмет или его основные разделы, анализируя условия их происхождения, в связи с чем они становятся необходимыми.

При выявлении предметных источников того или иного знания учащиеся должны, прежде всего, найти в учебном материале генетически оригинальное, существенное, универсальное отношение, определяющее содержание и структуру объекта этих знаний.

Студенты воспроизводят это отношение в специальных предметных, графических или буквенных моделях, которые позволяют им изучать его свойства в чистом виде.

Студенты должны уметь конкретизировать генетически исходные, универсальные отношения исследуемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое дает представление о переходе от универсального к частному и наоборот.

Студенты должны быть в состоянии перейти от выполнения действий на ментальном плане к выполнению их на внешнем плане и наоборот.

Вывод:

В начале 30-х годов выдающийся русский психолог Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность ориентированного на ребенка обучения. По его словам, «педагогикой следует руководствоваться не вчера, а завтра развитием детей ... Образование хорошее только тогда, когда оно опережает развитие». Конечно, Л.С. Выготский никоим образом не отрицал необходимость усвоения знаний, навыков. Но они не являются конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

В начале 50-60-х годов Л.В. Занков старался практически реализовать идеи развития образования. Он разработал новую систему начального образования, но она никогда не применялась в школе.

В начале 60-х годов Д. Б. Эльконин, анализируя образовательную деятельность школьников, отметил ее оригинальность и сущность не в усвоении определенных знаний и навыков, а в самооценке ребенком себя как субъекта. Был заложен фундамент концепции развивающегося обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучения учителя, а как самоизменяющийся предмет обучения.

В конце 80-х началась работа по реализации этой концепции. Были разработаны и опубликованы программы, началось создание учебников и учебных пособий, а также началась переподготовка учителей, начинающих обучение по этим программам. Преподаватель сталкивается с необходимостью сделать выбор между двумя системами обучения. Если творчески работающему учителю приходится выбирать между различными методами, формами и учебными пособиями, на этот раз ему предлагается новая цель. Он должен четко понимать, где, для достижения какой цели его зовут, насколько надежным и реалистичным этот путь ему предлагается пройти.

Конечная цель обучения в процессе развития заключается в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворить его посредством обучения, то есть хотеть, любить и учиться учиться.

Впервые ребенок объявляет себя субъектом в дошкольном возрасте (я сам!). Но дошкольники не нуждаются ни в самоизменении, ни в способности к этому. И то, и другое может развиваться только в школьном возрасте. Но будет ли реализована эта возможность, зависит от ряда условий, которые развиваются в процессе обучения.

Переступая порог школы, ребенок сразу попадает в подчинение требованиям и нормам, которые жестко определены программой, учебниками и учителем. Ребенку не остается места, чтобы осознать себя субъектом. Но не следует искать объяснения этому факту в недооценке законов развития, по злой воле учителя, в недемократической системе школьного образования. Конфликтная ситуация порождается содержанием обучения, которое основано на способах решения типичных проблем.