Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

В настоящее время учителя много говорят о работе ученика, о развитии его творческих способностей, креативности. Как вы можете сказать студенту, выполняющему творческое задание, почему он должен начать такую ​​сложную и бесценную работу, чтобы впоследствии он мог гордиться результатом? Задачи обучения, развития и воспитания учащихся в старших классах в целом направлены на обучение человека, который способен адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и может одновременно изменять эти условия. Первая задача связана с проблемой развития интеллекта студента, вторая определяет проблему развития его творческих способностей. Мы отдаем должное задачам составления пазлов, кроссвордов, написания стихов, сказок и т. д. Конечно, они нужны, интересны, имеют определенную методологическую ценность. Однако использование только таких задач не решает проблему, которую можно сформулировать следующим образом: как организовать саму творческую деятельность и в чем она состоит, каково ее место в учебно-познавательной деятельности школьников. На самом деле вопрос формирования основ творчества, развития творческих способностей далек от простого и еще долго будет требовать внимания со стороны науки.

 

Творческая деятельность в школе

 

На современном этапе развития общества социальный порядок, стоящий перед школой и сформулированный в Законе «Об образовании» и в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, ставит основную задачу по формированию творчески активного человека, способного адаптироваться в современных меняющихся условиях. Отмечено, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Эта стратегия с акцентом на личностно-ориентированную образовательную парадигму требует от учителя неизбежного перехода к активному использованию методов, которые пробуждают поисковую активность учащихся, формируют основу для осознанного приобретения знаний, обеспечивая их творческое понимание. Л.С. Выготский дает следующее определение творческой активности: «Под творческой деятельностью мы подразумеваем деятельность человека, которая создает что-то новое, не имеет значения, создается ли она творческой деятельностью как нечто из внешнего мира или как известное здание разум или чувство, которое живет и находится только в самом человеке», «Любая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение впечатлений или действий, которые были в его опыте, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к типу творческого или комбинирующего поведения». По мнению И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина, важность творческой деятельности в школе трудно переоценить. «Это та самая сложная форма сознательного и целенаправленного труда, в процессе которой объективно новые законы реального мира отражаются в человеческом разуме или предвидятся объективно новые изменения в объектах и ​​явлениях природы или общественной жизни». Д.B. Богоявленская подчеркивает образовательный аспект этого вопроса: «Системный подход к изучению творчества кажется нам важным не только и даже не столько в теоретическом плане, сколько в чисто практическом - образовательном. Мы имеем в виду проблему формирования всесторонне развитой личности, развитой не только когнитивно и интеллектуально, но и эстетически, духовно богатыми и творчески вдохновленными». По мнению В.А. Хуторского, обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается только тот, кто создает и творит новые вещи (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциал своего внутреннего мира.

Эксперты в области педагогической психологии утверждают, что информация становится знанием только тогда, когда она вступает в контакт с предыдущим опытом человека.

По словам Дж. Годфруа, «необходимость изучать мир вокруг нас является врожденным свойством, лежащим в основе многих форм поведения ... У людей эта потребность в исследованиях очень быстро перерастает в когнитивные потребности в информации и знаниях. Удовлетворение такой потребности тесно связано с развитием чувства самооценки». Исходя из теории иерархии потребностей личности А. Маслоу, креативность позволяет человеку удовлетворить потребности самого высокого уровня - познавательного и эстетического, а также потребность в самореализации.

В то же время в педагогической литературе и средствах массовой информации регулярно высказывается мнение о том, что студенты не готовы действовать в условиях, которые предъявляют повышенные требования к применению имеющихся знаний и навыков, оценивают различные методы решения проблем и предвидят возможные трудности, связанные с их использовать, что общий традиционный подход в школе тормозит развитие индивидуальных способностей учащихся. Для изучения ситуации мы провели опрос учителей по оценке творческих качеств своих учеников по методике, описанной Е.Е. Туником. В результате были получены следующие данные: 0,8% учащихся оценены учителями как имеющие очень высокий и 11,1% - высокий уровень творчества, 30,2% классифицированы как учащиеся со средним уровнем, соответственно 23,8% и 34,3% характеризуется учителями как имеющие низкий и очень низкий уровень творческих качеств. Изучив научно-педагогическую литературу, по мнению практикующих педагогов, проанализировав имеющиеся учебные материалы, мы пришли к следующему выводу: формирование творческих способностей учащихся происходит на уровне школы на недостаточном уровне, в основном из-за злоупотребления репродуктивными методами или из-за попыток перейти от репродуктивной деятельности непосредственно к творческой, минуя этап формирования методов эвристической деятельности.

 

Эвристические методы обучения в школе, как один из аспектов развития творческой активности учащихся

 

1.Прием акцентуации.  Концепция эвристического приема, как уже отмечалось выше, не имеет однозначного определения. Под понятием «эвристическое устройство» мы понимаем:

  1. Элемент эвристического метода;
  2. Трансформирующее действие, позволяющее создать алгоритм для решения проблемной задачи

Следует отметить, что в литературе по психологии творчества, педагогике творческого развития описано довольно большое количество эвристических приемов, схожих по содержанию и даже перекликающихся по названию. Наиболее четко структурированная база эвристических приемов, используемых в техническом творчестве. Основой инженерного творчества является межотраслевой фонд эвристических методик. Система эвристических приемов, используемых в теории решения изобретательских задач , разработана Г.С. Альшуллером. Эвристические приемы составляют основу творческого решения любой проблемы.

Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

Литература по творчеству, психологии творчества, педагогике творчества описывает большое количество операций, которые составляют основу творческой деятельности. После обобщения изученной литературы, мы наметили ряд процедур, чтобы сделать самый первый шаг, мы говорим об эвристических методах. Термин «эвристическое устройство» следует понимать как преобразующее действие, применение которого позволяет (хотя и не гарантирует) найти ключевую идею для решения проблемной задачи и свести ее решение к использованию уже известных алгоритмов. Если мы систематизируем эвристические приемы, то мы можем выделить группы общих приемов, специальных (предметных) приемов, отражающих специфику сферы деятельности, в которой решается проблема, и частных приемов, которые используются для решения определенного круга задач. Рассмотрение различных систем эвристических техник позволило нам сделать вывод, что существует всего шесть типов общих эвристических техник: эта техника предполагает, что объект выделен из группы объектов или какое-то свойство отличается от других свойств этого объекта. Все знают: «У старика было три сына: два умных и один дурак» или «Жили-были, не тужили, а однажды». Или в догонялки – лучше ловить не всех сразу, а кого-то одного. При разработке новых моделей автомобилей изменяются не все, они например, улучшают двигатель или меняют форму кузова. А чеширский кот и его улыбка? Наконец, любой, кто изучал геометрию, знаком с фразой: «Рассмотрим треугольник». Таким образом, метод акцентуации состоит в выделении ключевого элемента (группы ключевых элементов) из совокупности объектов, чтобы свести эту проблему к более узкой проблеме, с меньшей структурой или с меньшим количеством соединений.

2. Принятие вариации объекта. Означает, что некоторые свойства предмета заменены другими. В детских играх  заменяются водящие. Гулливер и Дюймовочка - примеры персонажей, размеры которых были изменены, Железный Дровосек и Страшила - примеры персонажей, которые «сделаны из другого материала», а кентавр - это смесь человека и лошади. Человек с древних времен добывал огонь, используя трение, но когда ему пришла в голову идея добавить белый фосфор на дерево, оказалось, что это спички. В литературе очень мощная техника - персонификация.

В общем, метод варьирования объекта состоит в изменении одной или нескольких характеристик исходного набора элементов или отношений в этом наборе. Комбинирование: перестановка, переворачивание, разделение, перегруппировка, реконструкция, склеивание (агглютинация), добавление вспомогательного элемента (рисунок, фигуры и т. д.). Трансформация: трансформация формы, преувеличение, преуменьшение, «малые движения», трансформация материала и вещества. Преображение: замена другим объектом, перемещение, адаптация, типизация, предельный переход, расширение (сужение) условий, оценивание величины.
3. Сокращение приема. Этот метод требует обобщения, вывода о свойствах, качествах, общих для группы объектов, или, наоборот, рассмотрение более узкого (частного) случая, поиска закономерностей, при этом происходит усиление какого-либо процесса, свойства и т. д. Для этого вам необходимо рассмотреть предмет в сочетании с другими предметами, которые имеют схожие качества. В музыкальных произведениях часто используется последовательность - повторение одной музыкальной фразы несколько раз. После того, как им пришла идея соединить вагоны, появились поезда, и, объединив картинки, они получили анимационный фильм. В огромном количестве сказок вы можете увидеть эту технику, например, с А.С. Пушкин: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах» (используется в одном произведении шесть раз, каждый раз что-то новое).

Прием редукции требует расширения (сокращения) совокупности элементов, составляющих проблему, и установления закономерностей в рамках новой совокупности для перехода к ранее решенной проблеме. При решении математических задач полезно различать подзадачи (задачи внутри задачи, элементарная задача и т. д.); переход от части к целому; искать более сильное или более слабое утверждение; аналогия; поиск аналогичной проблемы (с тем же неизвестным, с похожим неизвестным, с другим неизвестным); рассмотрение особого случая (специализация); обобщение.

4. Прием трансляции. Это перевод с одного языка на другой, другое применение предмета, «объективация», графическое изображение. Самый простой пример - детские считалки, когда счет заменяется простеньким текстом. Другим примером является азбука Морзе, когда обычный алфавит заменяется двоичным - точки и тире. «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан» - это мнемоническое правило, основанное на этой технике. Наконец, все в мире может быть нарисовано, даже, например, музыка. Таким образом, прием перевода заключается в поиске инструментов, позволяющих с помощью аналогий перейти к другой проблеме, с помощью специальных инструментов, таких как моделирование. Это переформулировка; поиск другого применения; перевод с одного языка на другой, например, с геометрического на вектор; построение графической модели; формализация текста в модель.

5. Обратный прием или обратный ход. Это может включать поиск контрпримеров, оппозицию, доказательство «от обратного», движение «от конца к началу». В фильме «Джентльмены удачи» герой Е. Леонова, заведующая детским садом, отменяет завтрак и приглашает детей стать космонавтами, только перед полетом необходимо поесть. Очень удобная в пользовании застежка-молния предполагает, что одежда как бы «сшита», и лишь в нужный момент расстегивается. Вероятно, первым, кто применил эту технику, был тот, кто придумал стойку на голове.

6. Принятие различных условий. Часто вы можете получить неожиданный результат, если поместите объект в другую среду или хотя бы измените среду, в которой он просматривается. Всем известен лозунг: «Лучший отдых - это смена обстановки». А сколько людей попадают в неизвестный, необычный мир, начиная с Садко и заканчивая героями научно-популярной фантастики! Или: раньше они писали свинцом или графитом, потом стали использовать деревянный футляр, чтобы руки не пачкались - так появился карандаш. А ведь кому-то пришла в голову идея пускать поезда не на землю, а под землю, теперь невозможно представить современный мегаполис без метро. Биологические эксперименты многочисленны, когда среда обитания вида изменяется и происходит какая-то метаморфоза. При решении геометрических задач может быть удобно поместить фигуру в декартову систему координат. Таким образом, метод изменения условий состоит в изменении условий, окружающих данный набор элементов, в результате чего должны быть реструктурированы связи внутри самого набора: решение проблемы обходным путем; преобразование во времени и пространстве; трансформации движения и силы; включение в другую структуру.

Общие эвристические методы конкретизируются в специальные, а те, в свою очередь, в частные эвристические. Частные приемы мы часто озвучиваем на уроке в форме наводящих вопросов, например: «Можно ли снизить высоту в этой пирамиде?» Некоторые исследования по формированию эвристических методов показывают, что частные эвристики могут быть получены из определений, теорем и свойств. Мы рассматриваем эвристические последствия, полученные как следствия из теоретических положений, и эвристические представления, полученные в результате суммирования понятия. Например, при изучении операции умножения вектора на число эвристическое следствие формулируется следующим образом: если мы умножим вектор на определенное число (не равное нулю), мы получим вектор, коллинеарный данному, и при умножении на положительное число векторы будут выровнены, а при умножении на отрицательное число направлены противоположно. Эвристическое представление выглядит следующим образом: чтобы доказать, что два вектора коллинеарны, необходимо показать, что один из них может быть получен путем умножения другого на определенное число. Здесь показаны приемы, которые используются в художественном, техническом творчестве, а также приемы решения математических задач (которые, как известно, также можно считать творческой деятельностью).

Скорее всего, любой учитель мог бы привести свои примеры. Отметим лишь, что специфические эвристические приемы формируются в процессе практической деятельности, что в нашем случае означает решение проблем.

Указанный процесс включает действия, связанные с применением как общих, специальных, так и частных эвристических методов. Мы полагаем, что знакомство студентов со специальными и частными эвристическими методами предоставит им основу для довольно сложных задач, и вместе с общими эвристическими методами они могут творчески решать сложные проблемные ситуации не только на уроках, но и в жизни. Учитель, особенно работающий со студентами, чтобы подготовиться к Олимпиаде, решить задачи повышенной сложности, должен снабдить своих учеников общей схемой деятельности для решения задач.

 

Организация воспроизводительной и творческой деятельности студентов

 

Воспроизводственная и творческая познавательная деятельность учащихся развивается и протекает в общей системе учебного процесса, которая имеет собственную внутреннюю логику. Тот или иной тип познавательной деятельности возникает не в отрыве от предыдущей и последующей работы, а в органическом единстве с ней. Это будет проекционный проект, рассчитывающий на творческую деятельность студентов в областях научных знаний и социальной практики, в которых они не ориентированы и не обладают знаниями и практическими навыками, необходимыми для этой деятельности. Необходимо изучить зависимость типов, форм и методов воспроизводства и творческой познавательной активности студентов от организации учебного процесса и его логики, а также показать, как влияет тот или иной тип познавательной деятельности. У студентов есть общая структура и логика учебного процесса.

В первую группу входят психолого-дидактические основы репродуктивно-творческой познавательной деятельности студентов в процессе обучения: психология восприятия и понимания учебного материала при его воспроизведении и творческом изучении; логика учебного процесса и место в этом процессе воспроизводства и творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения. Все обучение включает в себя предмет и метод.

Овладение знаниями и овладение методами познавательной деятельности неразрывно связаны. Так же, как нельзя овладеть знаниями, не прибегая к тому или иному методу, нельзя овладеть методами познания вне самой познавательной деятельности. В дидактике вопрос о процессе передачи знаний студентами гораздо шире и гораздо слабее - вопрос о методах познавательной деятельности студентов, в частности вопрос о единстве и характеристиках процесса усвоения знаний студентами и методов познавательная деятельность. Какова связь между когнитивными методами и методами обучения? Часто эти понятия отождествляются друг с другом, или, скорее, когда они говорят о методах обучения, они также включают в себя методы познания. Исходя из характера происхождения методов, правильнее будет приписывать методы обучения деятельности учителя, а методы познания - деятельности учащихся. Это позволит в теории и практике обучения внести большую ясность в связь между когнитивными методами и методами обучения. Обучение не может происходить вне познавательной деятельности студентов, и поэтому одной из функций методов обучения является организация и управление этой деятельностью. Методы деятельности студентов можно разделить на методологию и логику познания, а также методологию и технику работы с учебным материалом. В первом случае речь идет об общих подходах и логике познавательной деятельности, во втором - о методологии и технике работы с различными учебными пособиями (методы наблюдения, методы работы с книгой, методы работы в лабораториях и т. д.). Учащиеся осваивают методологию и логику познавательной деятельности в процессе общекогнитивной деятельности, в том числе осваивают методологию самой науки, которая является частью предмета школьного образования.

Вторая группа вопросов включает изучение репродуктивной и творческой познавательной активности студентов на отдельных этапах освоения знаний, навыков и умений: при изучении нового учебного материала, при обобщении повторений, при овладении навыками учащихся.

Восприятие, осмысление и запоминание студентами изучаемого материала на разных этапах его изучения протекает по-разному. Этот процесс протекает иначе с воспроизводительной и творческой познавательной деятельностью студентов. Раскрыть специфику воспроизводительной и творческой познавательной деятельности студентов на разных этапах овладения знаниями, умениями и навыками - задача исследования. При изучении репродуктивной и творческой познавательной активности учащихся, при изучении нового учебного материала важно выяснить, какой учебный материал по своей природе требует воспроизводящего обучения, а какой можно по-настоящему изучить только при творческом отношении к нему. Необходимо изучить психологию воспроизведения и творческого изучения студентами нового учебного материала, а также методы его представления и объяснения преподавателем. 

Изучение репродуктивной и творческой активности студентов в закреплении и повторении изученного материала является существенным. Существует широко распространенное мнение о консолидации и повторении знаний как о роде занятий, который носит репродуктивный характер. Эта точка зрения, по крайней мере, односторонняя. В процессе закрепления и повторения учебного материала учащиеся воспроизводят не только то, что знают, но и раскрывают новые аспекты изучаемых явлений и вопросов, проясняя отношения и связи между ними, в некоторых случаях расширяют и углубляют свои знания. При изучении обобщающего повторения, которое проводится в конце изучения темы, раздела и курса в целом, особенно важно выявить творческое отношение студентов к освещению основных вопросов и наиболее важных идей.

Курс изучается, усваивается ими методами обобщения изучаемого материала. Формирование умений в основном связано с воспроизводительной деятельностью студентов. Соответственно, упражнения считаются основным методом обучения студентов навыкам и умениям.

Третья группа вопросов включает изучение репродуктивной и творческой деятельности студентов в системе индивидуальных методов обучения: при работе с учебниками и книгами, в лабораторных работах, в системе письменных работ. Работа с учебником и книгой является наиболее распространенным видом познавательной активности учащихся в процессе обучения. Широкий спектр методов и приемов для работы с анализом отдельных положений и книг в целом. Все это дает исследование воспроизводящей и творческой работы с учебником и книгой, представляющей особый интерес. Сюда также входят такие вопросы, как содержание и методы представления учебного материала в книге и их влияние на воспроизводящий и творческий характер работы учащихся, виды воспроизводства и творческой деятельности учащихся с учебником и книгой, а также их отношения с другими методы познавательной деятельности, руководство по познавательной деятельности учителей с учебником и учебником.

Воспроизводственная и творческая познавательная деятельность студентов в лабораторных работах представляет интерес, поскольку эти виды деятельности органично сливаются здесь между собой.

Четвертая группа вопросов охватывает изучение репродуктивной и творческой познавательной деятельности студентов, исходя из разной организации учебного процесса и с разным уровнем самостоятельности студента, воспроизводящего и творческого овладения знаниями и методами обучения студентов в системе, общих и программных методов обучения, в случае проблемного обучения и алгоритмизации обучения, в системе фронтальной и индивидуальной самостоятельной работы.

Вышеупомянутые вопросы и проблемы наименее развиты в дидактике, хотя они скрывают много нового в совершенствовании образовательного процесса и поднятии его на более высокий уровень. За последние десятилетия работа по внедрению запрограммированного обучения на практике была относительно широко развернута. В настоящее время проблемное обучение привлекает большое внимание. Проблемное обучение является одним из эффективных средств повышения самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения.

К сожалению, часто проблемное обучение контрастирует с устоявшейся теорией и практикой обучения.

Нам, однако, кажется, что проблемное обучение не должно противопоставляться существующей системе обучения, а должно способствовать такому направлению в организации образовательного процесса, в котором учащимся задаются поисковые задачи и вопросы, которые исключают готовые сделаны и единообразные ответы и суждения студентов. В случае проблемного изучения студенты должны творчески относиться к изучаемому материалу.

Новым в современной дидактике является алгоритмизация учебного процесса. Понятие алгоритма вошло в педагогику наряду с программируемым обучением, хотя алгоритм под другим названием ранее уже использовался в обучении. Школьные учителя информировали учащихся об условиях и общих подходах к решению конкретных задач и усвоению определенных практических действий. Что понимается под алгоритмизацией учебного процесса? Под алгоритмизацией образовательного процесса, очевидно, необходимо понимать инструкции учителя и самостоятельное определение учениками способов изучения определенных вопросов или овладения определенными навыками и способностями. Эти методы включают последовательно развернутые логические действия и практики.

В задачу изучения алгоритмов обучения входит изучение типов алгоритмов при изучении различного учебного материала, влияние алгоритмов на воспроизводительную и творческую природу познавательной деятельности, на осознанное усвоение учащимися знаний и методов самостоятельной работы.

 

Вывод:

 

Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют приобретенные знания, навыки, но и свободно применяют их в различных практических действиях. Выполнение творческих упражнений характеризуется высочайшим уровнем познавательной активности учащихся, что проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.