Технологии организации и формирования классного коллектива

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников
Педагогическое мастерство учителя
Игровые технологии в обучении учащихся разного возраста
Обучение учащихся умению учиться


Введение:

Чем станет наше общество, зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.

Одной из групп, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс. 

Детская группа - это форма жизни и общения детей в школе. Правильно организованная школьная команда - это группа, в которой учителя специально создают отношения для образовательных целей.

Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребенка, адаптироваться к ним и вовлекать каждого в активную развивающую деятельность.

Команда представляет собой стабильную, знакомую систему сплоченных взаимоотношений учеников, для ее создания необходимы определенные условия. Нужно объединять детей, строить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются, когда им нужно выполнить важную для них совместную работу. Требуется время, чтобы укрепить коллективные отношения.

Для воспитания детей нужны все виды совместных действий, без которых не формируются необходимые социальные привычки и не формируется настоящая команда.

Ключевыми способами объединения детской группы являются участие и совместная деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, которые ищут новый опыт, как радость. Это привлекает их, волнует подъем настроения и силы, объединяет и сплачивает. 

Цель исследования: раскрыть особенности формирования классной команды в начальной школе.

Задачи:

  1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
  2. Рассмотрим этапы развития команды.
  3. Раскрыть способы построения команды.
  4. Определите условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.

Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: студенческая команда.

Гипотеза: коллектив студентов будет сплоченным при условии, что он организует совместные, целенаправленные, руководимые мероприятия.

Методы исследования:

  1. Анализ педагогической литературы по данной теме.
  2. Мониторинг учебного процесса.

Научно-исследовательская база: исследование проводилось на базе МБОУ гимназии № 1 г. Туймазы с учениками 1б.

Теоретическая значимость: углубленный анализ литературы по проблеме исследования может быть использован учителями в качестве дополнительного материала для изучения этой проблемы, в качестве информационного материала при работе с аудиторной командой.

Практическая значимость: теоретически обоснованные избранные методы изучения деятельности учителя класса могут быть использованы учителями для улучшения работы по формированию команды младших школьников.

Психолого-педагогическая концепция коллектива

Понятие «команда»

С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующее толкование этого слова: «Команда - это группа людей, объединенных общей работой и общими интересами». Эта интерпретация не может быть принята как определение коллектива. Это кажется слишком общим и не совсем точным.

Макаренко писал: «... Только социальное единство, построенное по социальному принципу, можно назвать коллективным».

Еще в 1920-х годах педагоги и психологи отмечали, что команда - это не простая совокупность людей, которые одновременно собрались в одном месте. «Класс - это коллектив, - размышлял в этой связи известный учитель и психолог П. П. Блонский, - это не простая сумма отдельных учеников». 

В Российской педагогической энциклопедии дано следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives - коллектив) рассматривается как коллективное сообщество людей, объединенных на основе социально значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения ».

Коллектив как психолого-педагогический феномен в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимается любое организованное объединение людей или высокая степень развития группы.

Слово «коллектив» часто используется в обычном, ненаучном смысле, и тогда может относиться к любой реальной группе людей. Если какое-либо детское объединение называется коллективом, то напрасно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которое имеет настоящий детский коллектив. Поэтому педагоги должны четко отличать настоящие детские группы от других групп детей. Ведь команда - это один из видов реальных контактных групп.

Коллектив - это сформированная группа людей, объединенных совместной, целенаправленной, общественно-полезной деятельностью своих членов и их личными отношениями.

Особенности команды

Для ясного понимания особенностей коллектива психолог Л.И. Уманский разработал типологию и выстроил некоторый континуум (длину) различных типов групп, упорядочив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют Отключить своих членов и окончание коллектива.

Антиколлективный - это группа, которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счет остальной части группы («пауки в банке»). В группе преобладают внутригрупповые апатия, жестокость и групповое преследование слабых. Конечно, то, что длительное пребывание ребенка в такой группе вызывает серьезные травмы его психики.

Диффузная группа (конгломерат) - это случайно собранная группа (например, пассажиры одного вагона поезда). Группа неоднородна и нестабильна. Не стоит обсуждать его серьезное влияние на развитие личности.

Номинальная группа - это небольшая группа с общим названием и назначенными ей целями, видами деятельности и рабочим временем. Например, класс, составленный из учеников разных школ. Наличие формальной ассоциации начинает влиять на членов группы, но этот эффект незначителен, так как отношения еще не сложились.

Ассоциация - это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникают совместные жизненные действия. Группа оказывает объединяющее влияние на своих членов.

Сотрудничество - это группа, которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение и формирующаяся структура. Группа оказывает определенное образовательное влияние на своих членов.

Автономия - это группа, для которой существуют признаки сотрудничества, но помимо этого ее члены отождествляют себя с группой («мы», а не «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и объединяются. Образовательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.

Команда - самый высокий тип группы. Сформированная группа людей, объединенных совместной, целенаправленной, общественно-полезной деятельностью своих членов и их личными отношениями.

Все эти группы имеют много различий. Но самое главное - они влияют на личность по-разному. Чтобы компетентно и эффективно влиять на развитие человека, педагог должен четко понимать, с какой группой он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно скорее помочь группе подняться на уровень коллектива.

Как и любая группа, коллектив является частью среды, в которой формируется ребенок. Команда включает ребенка в сеть межличностных и других отношений. Но если обычная среда характеризуется хаотичным, разнонаправленным, случайным воздействием на ребенка, то в образовательной команде такое влияние является упорядоченным и целенаправленным. Потому что детская команда - это педагогическая среда. 

Коллектив называется объединением учеников (учеников), характеризующимся рядом существенных особенностей:

  • общая социально значимая цель. У каждой группы есть цель: оба пассажира сели в поезд, и злоумышленники, которые организовали преступную группу, имеют ее. Все дело в том, какова цель, на что она ориентирована. Задача команды, безусловно, совпадает с социальными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит правящей идеологии, конституции и законам государства.
  • Общая совместная деятельность по достижению намеченной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы, чтобы общими усилиями быстрее достичь своих целей. Для этого каждый член команды должен активно участвовать в совместных мероприятиях, должна быть общая организация мероприятий. Члены команды отличаются высокой личной ответственностью за результаты совместной деятельности.
  • Отношения ответственной зависимости. Характерные отношения устанавливаются между членами коллектива, отражая не только единство цели и деятельности (трудовое единство), но также единство их опыта и оценочных суждений (моральное единство).
  • Всеобщий выбор руководящего органа. Коллектив устанавливает демократические отношения. Органы коллективного управления формируются путем прямых и открытых выборов наиболее авторитетных членов коллектива.

Некоторые из этих характеристик также могут быть характерны для других типов групповых ассоциаций (ассоциаций, корпораций и т. д.), но они особенно отчетливо проявляются только в коллективных организациях.

В дополнение к перечисленным функциям, команда также отличается другими очень важными функциями. Это характеристики, отражающие внутреннюю атмосферу, психологический климат, отношения между членами команды. Одной из этих характеристик является сплоченность, которая характеризует взаимопонимание, безопасность, участие в команде и «чувство локтя». Хорошо сформированные группы демонстрируют доброжелательность и бескорыстие, взаимопомощь и взаимность, здоровую критику и самокритику, конкуренцию. Группа формально сотрудничающих людей может обойтись без этих качеств, но не коллектив. Ведь без них он теряет свои преимущества.

Самым неизменным звеном в официальной структуре школьного коллектива является классовый коллектив, в рамках которого осуществляется основная деятельность школьников - теория. Именно в классной команде между учениками формируется сеть межличностных отношений и отношений. Вот почему он играет роль своего рода основы, на основе которой формируются различные школьные группы.

Для практической работы в школе вопрос о структуре коллектива и его органов играет большую роль. Как показывает опыт, в общешкольном коллективе должно быть не более 400-500 учеников, и это напрямую не влияет на каждого человека. Это возможно только через основную команду, в которой ученики находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы:

  1. созданы на основе разнообразных, в том числе образовательных, видов деятельности: занятия, отряды;
  2. создан на основе какого-либо одного вида деятельности: кружки, секции, клубы;
  3. создан на основе игровой и другой деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одного возраста и разных возрастов. Очень важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы они могли наилучшим образом решать как практические, так и образовательные проблемы.

Успешное функционирование детской команды требует наличия в ней органов, координирующих и направляющих деятельность для достижения общих целей. Основным органом коллектива является собрание учеников. Для решения эксплуатационных проблем создается актив и избирается руководитель. Для организации и проведения любого мероприятия создаются временные и коллективные органы (советы, штабы). К ним относятся избранные или уполномоченные студенты, которым основная команда поручает планирование, разделение задач, проверку исполнения и другие функции управления.

Таким образом, проецируя выбранные особенности коллектива на школьный класс, мы приходим к выводу, что студенческий коллектив - это группа учащихся, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, которая имеет общие выборные органы и является характеризуется сплоченностью, общей ответственностью и взаимозависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Обучение А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкина о команде

Наиболее ярким представителем русской педагогики, развивающим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные работы, в которых методология коллективистского воспитания была детально разработана. Учение А.С. Макаренко содержит подробные технологии для поэтапного формирования команды. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - это форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти. Он также определил принципы коллективного развития (публичность, ответственная зависимость, перспективные направления, параллельные действия) и выделил этапы коллективного развития.

Чтобы стать командой, группа должна пройти сложный путь качественного преобразования. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько этапов (этапов).

Формирование команды. В настоящее время команда выступает в качестве цели образовательных усилий учителя, который хочет превратить организованную группу в команду, в которой отношения учащихся определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами и ценностями. Организатор команды - учитель, все требования исходят от него. Первый этап считается завершенным, когда актив был распределен и заработан в команде, студенты объединены на основе общей цели, деятельности и организации.

Актив не только поддерживает требования учителя, но и представляет их членам команды. Если активисты правильно понимают потребности команды, они становятся надежными помощниками учителя.

Для второго этапа присуща стабилизация коллективной структуры. В то время коллектив уже действовал как целостная система; в нем стали функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать определенных норм поведения от своих членов, и круг требований постепенно расширяется.

Таким образом, на втором этапе развития коллектив выступает инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная задача учителя на этом этапе - максимально использовать возможности команды для решения задач, для которых эта команда формируется.

Развитие команды на данном этапе связано с преодолением противоречий:

  • между коллективом и отдельными учениками, которые опережают требования коллектива в своем развитии или, наоборот, отстают от этих требований;
  • между общей и индивидуальной перспективой;
  • между нормами коллективного поведения и нормами, которые стихийно развиваются в классе;
  • между отдельными группами студентов с разными ценностными ориентациями и т. д.

Поэтому при развитии команды прыжки, остановки, развороты неизбежны.

Третий и последующие этапы характеризуют расцвет команды. Их отличает ряд особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития команды на данном этапе, достаточно указать уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами команды: более высокие требования для себя, чем для своих товарищей. Уже одно это свидетельствует о достигнутом уровне воспитания, стабильности взглядов, суждений и привычек. Если команда достигает этой стадии развития, то она формирует целостную, моральную личность. На этом этапе команда превращается в инструмент индивидуального развития каждого из ее участников. Общий опыт, одинаковая оценка событий - главная особенность и самая характерная черта команды на третьем этапе.

Процесс развития команды не рассматривается как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Нет четких границ между этапами. Возможности перехода на следующий этап формируются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап этого процесса не заменяет предыдущий, а добавляется к нему. Команда не может и не должна останавливаться в своем развитии, даже если она достигла высокого уровня. Поэтому отдельные учителя выделяют четвертый и последующие этапы развития. На этих этапах каждый ученик благодаря устоявшемуся коллективному опыту ставит перед собой определенные требования, выполнение моральных норм становится его потребностью, и процесс обучения переходит в процесс самообразования.

В книге «Как вести» А.Н. Этапы развития команды Лутошкин характеризует следующим образом: формирование и сплочение команды похоже на восхождение на вершину. Трудно попасть туда одному. Только вместе можно штурмовать вершину, называемую «коллективом». Если предположить, что у подножия этого пика мы еще не можем назвать группу людей как коллектив (хотя в жизни мы часто называем любую группу людей коллективом), и когда мы оказываемся на вершине, это «название» назначается, тогда весь путь будет состоять из переходов различной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно А.Н. Лутошкин обозначил эти шаги станции.

У самого подножия станции находится «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода - «Мягкая глина». Примерно в середине пути к команде находится «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и она ведет к «Алому Парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и пик - «Пылающий факел».

«Песчаная россыпь» - сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждое в себе. Легкий ветерок подлетит и унесет часть в сторону, разбросав ее по площадке. Ветер будет дуть сильнее, и не будет россыпи. Это происходит в группах людей. Там тоже все как песчинка: и кажется, что все вместе, и в то же время, каждый в отдельности. Не нужно что-то «связывать», связывать людей. Здесь люди либо еще мало знают друг друга, либо просто не решаются, либо, может быть, они не хотят идти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие солидного авторитетного центра приводит к рыхлости, «рыхлости» группы. Эта группа существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто входит в нее.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина представляет собой материал, на который относительно легко воздействовать, и из него могут быть отлиты различные изделия. В руках хорошего мастера, и такая группа может оказаться бюро, организатором дела, этот материал превращается в умелое судно, в замечательный продукт, но он может остаться простым куском глины, если вы этого не сделаете приложить усилия к этому. Более того, когда мягкая глина находится в руках неспособного человека, она может принимать самые смутные формы. В группе на этом этапе первые попытки сплотить команду заметны, хотя они робки. Организатор не преуспевает; опыта совместной работы недостаточно. Связующее звено здесь все еще формальная дисциплина и требования старейшин. Отношения разные - дружеские, противоречивые. Ребята по собственной инициативе редко приходят друг другу на помощь. Есть закрытые дружеские группы, которые мало общаются друг с другом, часто ссорятся. Пока нет подлинных организаторских способностей или ему трудно проявить себя, потому что на самом деле некому его поддержать.

«Мерцающий маяк» В бурном море маяк как опытного, так и начинающего моряка вселяет уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Обратите внимание, что маяк не говорит постоянно, но периодически выбрасывает лучи света, словно говоря: «Я здесь. Я готов помочь. «Новая команда обеспокоена тем, что каждый идет по правильному пути. В такой группе преобладает желание работать вместе, помогать друг другу, быть вместе. Но желание это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не единичных, даже частых вспышек. В группе есть кто-то, на кого можно опереться. Авторитетные «смотрители» маяка - те, кто не пускает огонь, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Тем не менее, это может быть трудно для нее, чтобы полностью собрать свою волю, найти общий язык во всем, настойчивости в преодолении трудностей, она не всегда есть силы, чтобы представить коллективные требования некоторых членов группы. Инициатива недостаточно проявлена, не так часто делаются предложения по улучшению вещей не только в своем классе, но и в школе в целом. Мы уже видим проявление активности, но не на всех.

«Алый парус» - это символ стремления вперед, беспокойства, дружелюбной верности, преданности своему долгу. Здесь они действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и интерес к делам друг друга сочетаются с честностью и взаимной требовательностью. Командная структура парусного судна - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. Они обращаются к ним за советом, обращаются за помощью и бескорыстно оказывают ее. Большинство членов «команды» проявляют чувство гордости за свою команду, каждый испытывает горечь, когда терпит неудачу. Группа очень заинтересована в том, как обстоят дела в других группах, соседних классах и единицах. Бывает, что они приходят на помощь, когда их об этом спрашивают. Хотя группа сплочена, бывают случаи, когда она не готова идти против штормов и ненастной погоды. Не всегда смело сразу признавать свои ошибки, но постепенно ситуацию можно исправить.

«Горящий факел» - это живой огонь, горячим материалом которого являются тесная дружба, сплоченная воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за всю команду. Да, все качества команды, которые мы видели на этапе «Алого паруса», здесь хорошо проявлены. Но это еще не все. Вы можете сиять для себя, пробираясь через заросли, взбираясь на скалы, спускаясь в ущелья, прокладывая первые дорожки. Но возможно ли чувствовать себя счастливым, если кому-то рядом с вами тяжело, если позади вас есть группы, которым нужна помощь и ваша сильная рука? Настоящая команда - та, в которой они бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, как легендарный Данко, теплом своих сердец путь для других. преподавательский состав заведующий школьником

Если вы представите, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можете быть уверены - цепь натянута через гору. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется на «песчаной россыпи», кто-то на переходе с одной станции на другую. Это движение интересно. Некоторые ученики решили за два прыжка добраться до вершины, ничего не вышло, они потеряли свой дорогой персонал: дружелюбные группы, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники остались внизу. Надо спуститься и помочь остальным. Они забыли, что невозможно достичь вершины группировками, это возможно только всей структурой.

Может возникнуть вопрос: почему в одной школе в одних и тех же условиях соседние классы часто находятся на разных этапах развития? Почему одни настойчиво, постепенно продвигаются к цели, а другие постоянно лихорадят? Почему несколько крутых групп за несколько лет не могут «пересечь» «мерцающий маяк»?

Причины разные. Например, отмечается, что в классах с меньшим количеством учеников взаимопонимание достигается быстрее. Это понятно, в большой команде существует опасность «потеряться» отдельным человеком. Бывает, что парни «устают» от однообразных отношений, если они долго учатся вместе. Однообразие ситуации приводит к тот факт, что интерес может быть потерян не только друг к другу, но и к бизнесу. Так же, как постоянная турбулентность, «взрывы» могут истощить парней и в конечном итоге остановить движение команды вперед. Необходима разумная комбинация темпов коллективной деятельности.

Цель команды (перспектива)

Построение команды - сложный и длительный процесс, связанный с преодолением ряда противоречий:

  1. между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот, опережающими его в своем развитии;
  2. между некоторыми группами студентов с неодинаковыми ценностными ориентациями;
  3. между перспективами команды и перспективами ее членов;
  4. между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, которые стихийно сформировались в некоторых ее группах.

Для формирования общешкольного коллектива наряду с преодолением вышеуказанных противоречий важно наличие интегрирующих «импульсов», которые могут быть общими действиями всей команды (преодоление возникших трудностей, проектов, торжеств). Необходимо учитывать, что интеграция - это как общие цели, так и действия для их достижения. ТАК КАК. Макаренко также отметил необходимость для команды иметь близкие, среднесрочные и долгосрочные перспективы. 

Тесной перспективой являются события, которые будут происходить в ближайшие часы, дни, недели. Это самые разнообразные занятия: разнообразные и увлекательные занятия, занятия спортом, экскурсии, прогулки и игры. Это привлекательные и внешние условия, в которые попадает студент, когда он приходит в школу: хорошо освещенные и удобные классы, цветы, дружеский стиль отношений со студентами из одноклассников, учителей, администрации и технического персонала.

Средняя перспектива содержит самые крупные события в жизни школы-класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные балы, вечера, праздники, туристическое ралли и пешие походы, открытие спортивного сезона. Подобные события могут происходить на уровне класса.

Далекое будущее включает в себя события, ожидаемые на протяжении многих лет. В масштабе не только школы, но и города, района, республики или страны.

Педагогическое применение перспектив общей деятельности предполагает переключение внимания детей:

  1. от аморальных и вредных перспектив их будущей деятельности (например, от перспектив что-то сломать, поджечь или украсть) - на полезную;
  2. от исключительно личных до объединения общественных и личных интересов;
  3. с чисто потребительской точки зрения - для соединения потребления, творчества и труда. 

Макаренко выделил три основных этапа развития коллектива с точки зрения его воспитательного влияния на личность. Исходя из его убеждений, мы рассмотрим эти этапы.

Дети пассивны. Инициатором мероприятия является только учитель, основные требования к деятельности и поведению членов группы исходят от него. Почти никто не поддерживает его в группе. Нет четкого разделения обязанностей между членами группы. Группа независима и не имеет собственного руководства. Класс слабо вовлечен в школьную жизнь. Нет общих групповых дружеских отношений и митингов. Работать с учителем нелегко, а образовательная эффективность его деятельности недостаточна. Основным его направлением является формирование стартовых условий для развития группы. Он стремится увлечь школьников разнообразными соблазнительными действиями, сформировать внутригрупповое общение, защитить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников от самих детей в налаживании групповых дел.

Это состояние детской ассоциации соответствует номинальной группе или группе более низкого уровня, согласно типологии Л.И. Уманский.

В группе формируется официальная структура, и появляются функционирующие ответственные лица, такие как директор, обслуживающий персонал, санитары, сектор книг, физорг и т. д. Отношение к учителю также меняется: создан ресурс, поддерживающий его. Товарищеское общение и коллективная сплоченность расширяются. Возникает общественное мнение, выражающееся в повседневном общении и на собраниях. Некоторые школьники заслуживают авторитета у своих товарищей. Общая деятельность группы оптимизирована и успешна. Она более независима и включена в школьную жизнь. Влияние группы на человека усиливается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, ее эффективность возрастает.

Преподаватель, продолжая и расширяя действия, которые выполнялись на первом этапе, сосредотачивается на работе с активом и влиянии на него всей жизни группы.

Такое состояние детского объединения в основном соответствует типологии Л.И. Уманская ассоциация сотрудничества и автономии.

Учителя поддерживают вся группа, но его руководство незаметным управлением группой и отдельными учениками осуществляет орган самоуправления детей. Группа независима, успешно действует в отсутствие преподавателя. У каждого есть публичные задания, их роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в школьную жизнь. Товарищеские матчи охватывают всю группу, она объединена. Общественное мнение требовательно, сильно, критично и самокритично. Любой человек защищен и комфортен. Дети любят свою группу и не хотят покидать ее. В целом, группа становится сильным образовательным фактором.

Это состояние детского объединения соответствует коллективу. 

По мнению Н.П. Аникеева, началом организации команды является выдвижение перед детьми социально значимой цели их будущей жизни. Оно должно отражать не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель, безусловно, должна содержать точку зрения, которую они понимают, объединяя свою команду и собственный рост: творческий, моральный, бизнес.

Но установить цель, которая была бы перспективой коллективной жизни, не так просто. Для этого необходимо выявить увлечения, склонности студентов, их нравственное и культурное восприятие, их опыт совместных дел и взаимоотношений. Такая информация необходима для установления частных целей и конкретного содержания будущей совместной деятельности.

Методология формирования и воспитания студенческого коллектива основана на двух вещах: во-первых, необходимо вовлекать всех студентов в различные и значимые общие действия, а во-вторых, необходимо организовать и активировать эту деятельность, чтобы она объединяла и объединяет студентов в дружную и эффективную команду.

Основными и центральными средствами обучения студенческого сообщества являются: образовательная и разнообразная внешкольная деятельность, трудовая, социальная и культурная деятельность студентов. В процессе организации деятельности необходимо применять специальную технику, ориентированную на формирование и воспитание сплоченной команды.

Успех воспитательной работы в коллективе во многом зависит от первоначального вклада в ее организацию. Формирование команды должно начинаться с умелого представления педагогических требований к ученикам. Правильное изложение педагогических требований в самом начале воспитательной работы с младшими школьниками формирует их поведение, способствует улучшению их работы и привносит элементы сплоченности и единства устремлений в жизнь и работу коллектива. Таким образом, заложена основа для дальнейшего развития и воспитания команды.

Для того, чтобы педагогические требования были поддержаны всеми студентами, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддержала более сознательная часть студентов. Поэтому в воспитательной работе с командой большое значение приобретает воспитание студенческого актива, развитие его самостоятельности и добросовестности.

Педагогической основой организации коллектива младших школьников является:

  • умелое изложение требований к студентам;
  • воспитание студенческих активов;
  • организация развлекательных перспектив в образовательной, трудовой, спортивно-оздоровительной и художественно-эстетической деятельности;
  • воспитание здорового общественного мнения;
  • организация и развитие позитивных традиций коллективной жизни.

Таким образом, путь к команде далек от прямого движения от низшего к высшему.

Опыт формирования коллектива младших школьников

Деятельность лидера класса по формированию команды

Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит очень значимое событие: он входит в новую команду - идет в школу, знакомится с детьми, учителями, новыми правилами и т. д. Не всегда новый круг друзей сразу становится близким, ребенку часто трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором команды на данном этапе является преподаватель, все требования исходят от него. Для этого учитель использует различные методы ралли, в том числе детей в различных видах деятельности. Для детей младшего школьного возраста ведущая образовательная деятельность.

Я условно разделил свою деятельность по созданию крутой команды на несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Изучение занятия, постановка целей и задач воспитательной работы.
  2. Организация классового самоуправления, создание классовых традиций, установление правильных отношений со школьным коллективом.
  3. Создание благоприятного психологического микроклимата в классе.

Я считаю, что на первом этапе формирования классного коллектива ведущие функции принадлежат классному учителю. Ведь перед ним стоит основная задача - создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, отбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Мое знакомство с ребятами началось с того, что я наблюдал за детьми в школе развития ABVGDey-ka. В 1-й класс пришли 25 учеников - 11 девочек и 14 мальчиков. Ребята приезжали из разных детских садов, был период адаптации. По этой причине в начале учебного года была отмечена раздробленность класса, каждый ребенок был самостоятельно. Были обнаружены трудности в обучении некоторых учеников в классе, которые они испытали по ряду различных причин (отсутствие должного контроля со стороны родителей, интеллектуальные способности, мотивация к обучению).

После анализа полученных данных при планировании воспитательной работы с классом были установлены следующие основные цели и задачи:

  • адаптация учащихся класса к обучению по начальной ссылке;
  • создание и сплочение классной команды;
  • воспитание дружеского отношения к товарищам и уважения к старшим;
  • формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
  • воспитание социально адаптированной и толерантной личности, любви к школе и ее традициям;
  • привить навыки в культуре поведения, отзывчивости и взаимопомощи, чувства ответственности в учебе.

Следующее, что я сделал по пути формирования классной команды, было организовать работу по созданию классового самоуправления. В конце первой половины года были проведены классовые выборы самоуправления. Каждый из ребят высказал свое мнение о том, в каком секторе он хотел бы работать, а затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в качестве актива класса, которому я передал несколько простых функций управления командой. В классе у всех детей есть задания с учетом их интересов, что способствует развитию активности, инициативы и эффективности.

Наряду с работой по организации классового самоуправления были заложены основы классовых традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. «Ничто так не скрепляет команду», - сказал А.С. Макаренко, как традиции. Воспитание традиций, их сохранение - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций ... не может быть хорошей школой, а лучшие школы, которые я наблюдал - это школы, в которых накоплены традиции».

Классная команда - большая семья. Дом скучный и неудобный, где нет праздников, где нет необходимости собираться после работы и говорить о том, как слаженно и весело работали, каковы результаты, что нас ждет.

Следующие события стали традиционными в классе:

  • "День рождения". Цель состоит в том, чтобы понять их сплоченность, оригинальность и важность друг для друга. Проводится в классе 1 сентября в различных формах с участием детей и родителей.
  • «Лучший, лучший день» - поздравляем студентов с днем ​​рождения, праздником дней рождения. Проводится четыре раза в год. Ребята заранее готовят для своих одноклассников - именинников, небольшой сценарий, подарки и поздравления.
  • Акция «Доброе сердце». Дети собирают игрушки, канцтовары, книги и отдают их детям-сиротам, детям из многодетных семей, а также оказываются в трудных жизненных ситуациях.
  • «Детский сабантуй», цель которого - показать важность спорта в жизни человека. Это мероприятие проводится в конце мая в форме соревнований между начальными классами по шахматам, легкой атлетике, гимнастике, прыжкам и т. д. Мероприятие дает отдельным учащимся возможность показать свою значимость в классе, осознавая себя в определенном виде спорта. и защищать честь своего класса.
  •  
  • Вместе с родителями проводятся зимние прогулки в ближайшем лесу, где дети катаются на лыжах, катаются на санках с горы, а затем у них будет горячий чай. После этих поездок дети долго обсуждают событие и делятся своими впечатлениями. У них общий интерес к коллективной деятельности, они рады поддержать новые идеи.

На таких мероприятиях складываются дружеские отношения между детьми, культивируется внимательное отношение друг к другу. Существенную роль на этом этапе также играет установление правильных отношений с общешкольным коллективом.

Все виды внеклассных мероприятий способствуют объединению команды, в которой принимают активное участие как дети, так и их родители. Каждый год в нашей гимназии проводятся общешкольные осенние ярмарки, где каждый класс представляет страну или страну. При подготовке к этому событию дети узнают о культуре и традициях народов, о национальных блюдах. Каждый класс выбирает определенную национальность, культуру и образ жизни которой вы должны рассказать, составив стенгазету, подготовив художественный номер и вместе с родителями приготовив национальные блюда. Ребята ответственно подошли к подготовке этого мероприятия. Весь класс собирал информацию о Греции из разных источников, одна часть парней готовила костюмы, другая часть работала над стенгазетой, третья часть занималась выпуском художественного номера. Это общешкольное мероприятие помогло объединить детей на основе общей цели, совместной деятельности и коллективной организации.

Все это облегчается разнообразной коллективной деятельностью, которой руководит учитель, опираясь на имущество детей и родителей.

На третьем этапе формирования аудиторной команды основной задачей является создание благоприятного психологического микроклимата в аудитории. Непременным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, необходимость общения. Каждый ребенок должен найти свое место в аудитории команды и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одной из форм активного взаимодействия студентов во внеурочной деятельности являются занятия в классе. В классные часы дети учатся мыслить, размышлять над своими чувствами и сотрудничать. Форма занятий в классе была разнообразной: игры и упражнения для поддержания психоэмоционального фона, формирования команды, повышения адаптационных способностей и формирования мотивов личностного роста. Например, был проведен классный час «Сердца откроются перед добротой», цель которого - сплотить команду и накопить знания о том, что такое доброе дело, воспитать внутреннюю потребность в совершении добрых дел. Классный час был проведен в форме круглого стола, где дети должны были научиться слушать друг друга, слушать суждения других.

Кроме того, как учитель начальной школы я стараюсь уделять больше внимания групповой работе на уроке. Итак, на уроке технологии на тему «Лесная поляна» (объемное моделирование) ребята из групп подготовили различные элементы из цветной бумаги. У каждой группы своя задача, в частности, ребята в первом ряду делали цветы и бабочки, во втором ряду ученики срезали деревья и кустарники, в третьем ряду прорабатывались детали неживой природы для дальнейшей компиляции совместной работы. Во время урока каждый ученик интересовался, старался выполнить пропорциональные элементы, переживал за начальный результат.

Анализ результатов исследования

К концу первого года обучения была проведена анкета, целью которой было определить, комфортно ли детям в классе. Анкета состояла из шести вопросов, на которые ребята должны были дать один из трех возможных ответов: да, нет, иногда.

Вопросы задавались следующим образом:

  1. Вы хотите пойти в школу, в свой класс?
  2. Легко ли вам общаться с одноклассниками?
  3. Вас обижают в классе?
  4. Приходите ли вы на помощь одноклассникам?
  5. Вы любите проводить время вместе, работая вместе?
  6. Было ли у вас желание перейти в другую школу, в другой класс?

То, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты опроса. Проанализировав анкеты детей, мы можем сделать вывод, что 80% детей хотят ходить в школу, 4% «нет», 16% ответили «иногда». Детям легко общаться (72% ответили положительно, а 28% опрошенных детей ответили «иногда», потому что им нелегко общаться с людьми). На третий вопрос неоднозначно ответили, так как они понимают значение слова «оскорбление» по-разному. 76% студентов готовы помочь одноклассникам, 16% респондентов ответили «иногда», а 8% ответили «нет». На пятый вопрос положительно ответили 76% ребят, и это большинство, ответа «нет» нет, 24% ответили «иногда». 96% учеников не хотят менять школу и класс, один ученик ответил «да».

Следует отметить, что сплочение команды класса - это очень долгий процесс. И поэтому необходимо постоянно следить за развитием взаимоотношений детей в процессе участия, в обсуждении вопросов, поднятых в связи с выбранными темами на уроках занятий, их работе на заданиях. Это отличная возможность учесть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

Конечно, в начальной школе все еще существуют различия, различия во мнениях, но общие совместные действия в рамках официальной начальной группы позволяют классной команде переходить на более высокие уровни организации, изменять межличностные отношения и вести, при благоприятных условиях (компетентный руководство учителя) к следующему этапу развития.

Вывод:

Мы, учителя начальной школы, сталкиваемся, пожалуй, с самой сложной задачей формирования команды. Ведь детская команда - это маленькая страна, в которой нужно строить жизнь так, чтобы каждый чувствовал потребность и нужду другого.

Каждый раз, когда мы являемся учителями, мы испытываем трудности, когда снова идем в первый класс и вместе с нашими учениками и их родителями пытаемся найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнью в классе.

Важнейшим условием формирования команды является организация совместной деятельности. Главное, что эта деятельность ценна для общества и лично значима для детей, соответствует их интересам и потребностям. Тогда это вызовет желание студентов участвовать в нем, выполнять индивидуальные и коллективные действия по его планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные задания, что означает, что деятельность станет самоуправляемой. В конце концов, деятельность порождает самоуправление. С развитием коллектива самоуправление также улучшается.

Роль учителя в формировании коллектива велика - введение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя зачастую этот процесс сложен, даже противоречив. Работая в школе, я была убеждена, что каждый из ее учеников отличается от других, на первый взгляд, такие дети, как он, отличаются внешностью, личностными качествами, степенью общительности, состоянием здоровья, знаниями, навыками и множеством других особенностей, качества и характеристики. Само собой разумеется, что дети вступают в систему коллективных отношений каждый по-своему, вызывая далеко не одинаковую реакцию со стороны своих товарищей и по-разному влияя на коллектив. Поэтому при создании крутой команды важное место отводится формированию сплоченности детей.

Под сплоченностью понимается стабильность структуры группы, ее способность противостоять силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных отношений. Сплоченность интерпретируется как состояние группы, к которой оно приходит в результате усиления взаимодействия между членами группы - чем выше частота взаимодействия между членами группы, тем выше степень их симпатии друг к другу, тем выше уровень сплоченности, и наоборот. Командная сплоченность формируется и проявляется в процессе общения, против которого будут реализованы потребности группы, возникнут и разрешатся межличностные и групповые конфликты.

В создании, сплочении и всей жизни коллектива ключевая роль принадлежит классному учителю. Следуя общей теории коллектива, он начинает объединять студентов с организацией их деятельности. Учитель ставит социально-значимую и привлекательную для учеников цель, открывает перспективу увлекательной и содержательной совместной жизни. В то же время классный руководитель помогает учащимся создавать органы внутреннего коллективного самоуправления.

Таким образом, правильная организация совместной деятельности студентов, постановка четкой цели перед ними, совместное продумывание путей и средств ее достижения, а также систематический характер такой деятельности обеспечат достижение цели исследования. Формируя команду младших школьников, необходимо ориентироваться на формирование у них готовности к самоуправлению, развитие элементарных навыков самоуправления и особенностей коллективизма, содействие развитию самоуправления, а также насыщенность детской интеллектуальной жизни.