Техническая цивилизация Древнего Рима

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 27.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Эллинистический период Античности: первая «глобализация»
Периодизация и общий обзор истории культуры Древнего Рима
Древнеримское право – основа европейской правовой системы
Космоцентризм и теоцентризм: европейская культура на пути от Античности к Средневековью


Введение:

С древних времен и по сей день человечество не перестало улучшаться. На протяжении многих веков и тысячелетий происходили бесчисленные образования как во внутренней, так и во внешней жизни людей. Цивилизация, которая включает в себя множество различных аспектов, отразилась в научных изобретениях, мировоззрении человека и, конечно же, во внешнем облике всего мира в целом.

История культуры Древнего Рима - это история формирования, развития и упадка огромного государства, которое простирается вдоль берегов Средиземного моря и включает в свою сферу влияния Европу, Северную Африку и Передний Восток.

Одной из важнейших форм искусства в Древнем Риме была архитектура. Витрувий, вероятно, самый значительный древнеримский архитектор, именно он сформулировал три основных принципа древнеримской архитектуры: полезность, сила, красота.

В римском искусстве расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже сейчас, даже в руинах, покоряют своей силой. Римляне заложили фундамент для новой эры мировой архитектуры, в которой основное место принадлежало общественным зданиям, воплощавшим идеи власти государства и рассчитанным на огромное количество людей. Во всем античном мире римской архитектуре нет равных по высоте, разнообразию типов конструкций, богатству композиционных форм, масштабам строительства.

Ментальные основы и особенности древнеримской культуры и цивилизации

История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII века до н.э. по V век нашей эры. Просуществовав более 12 веков, последнее стало гораздо более сложным явлением, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то интерпретировалось как синоним величия, славы, военного мастерства, богатства, но позже оно превратилось в печальный символ распада и распада мощной экспансионистской цивилизации, которая даже во время своего подъема переживала кризисные потрясения. Милитаризм был одной из характерных черт римской цивилизации.

Римляне, в отличие от греков, предпочитали сражаться, а не торговать. Военные подвиги и заслуги служили пропуском в политику, были залогом личной карьеры и достойного положения в обществе. Войны велись с целью аннексии завоеванных территорий. Таким образом, город-государство постепенно расширялось, пока не достигло границ мировой империи. Наряду с политическим подчинением других государств и целых регионов происходила их латинизация. Более того, этот процесс охватил все слои общества, а не только элиту, как это было в случае греческой эллинизации провинций. Римляне характеризовались желанием ассимилировать другие культуры. Следует также отметить, что постепенное исчезновение социальных различий между римлянами и представителями других народов (греки никогда не отождествляли себя с варварами). Указ императора Каракаллы 212 г. н.э. предоставил римское гражданство всем свободным жителям империи. На развитие римской культуры оказали влияние культуры завоеванных народов и племен, особенно греков и этрусков. Римляне отличались неукротимым желанием обрабатывать определенные культурные и цивилизационные достижения завоеванных народов в соответствии с утилитарной системой ценностей, а затем объявлять свои достижения «своими». У этрусков они позаимствовали фигуры, впоследствии названные «римскими», церемонией триумфа (торжественное вступление победоносного полководца), ставшего символом величия Рима, гладиаторских сражений и многого другого. Творчески освоив зарубежные достижения, римляне в некоторых сферах общественной жизни, в основном в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.

Если греки проявили себя наиболее ярко в области искусства и философии, то римляне нашли неоспоримые способности в практической деятельности. Неоднозначная черта римского героя - практичность, переросшая в утилитаризм, оставила свой след на всем пути развития Римской республики и империи.

Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Вергилий открыто сказал об этом в в Энеиде: «Роман! Вы учитесь править народами суверенно - это ваше искусство! - навязывать мирные условия, прощать смиренную и скромную войну надменных».

Оригинальный этический идеал римлян (а также греки) был героическое поведение - Virtus (мужество, доблесть и т.д. добродетель), подтверждающей такие ценности, как верность гражданского долга, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, стойкость, величие духа, уважение к традициям предков, поклонение богам. Но этот идеал, по мере того как противоречия в римском обществе росли и усиливались, все больше и больше перемещались в сферу поучительной риторики и апологетической литературы, теряя социальную основу.

Отличительными чертами римской религии были ее «формульная», договорная природа и прагматическая направленность, соответствующие духу официальной римской культуры. Римская религия сосредоточена на ритуальной стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразное соглашение, а точное выполнение всех пунктов обряда как залог успеха обращения к богам. Первоначально, римские боги были представлены как безличные силы, управляющие миром. Количество разных духов и демонов было поистине огромным. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме был сформирован антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.

Римляне заимствовали многих богов у греков, иногда через этрусков, бог неба Юпитер напоминает Зевса, бога войны Марса Ареса, богиню мудрости Афины Минервы, бога исцеления Эскулапа Асклепия, богиню любви Венеру Афродиту и древних особенно почитались итальянские боги Лара и семьи), гении (покровители людей), пенаты (домашние боги). Большая роль отводилась культу Весты (богини очага и римской общины). В Риме в ее честь был воздвигнут Храм Весты, в котором вечный огонь поддерживали высоко ценимые жрицы-весталы. В Sybillins книги пользуются большой популярностью, согласно легенде, отражая судьбу римского народа. Практика гадания стала широко распространенной. Священники авгуры истолковывали различные признаки, предугаданные полетом птиц, внутренностями (особенно печенью) животных, священными цыплятами.

Существовали и другие способы выяснить, предпочитают ли боги то, что задумал человек.

Ведя происхождение закона от богов, римская религия придавала особый статус правовому мышлению. Уважение к закону наряду с почитанием богов и традиций их предков отличало римский менталитет. Именно система права, это впечатляющее достижение Древнего Рима, оказала решающее влияние на европейскую правовую мысль. Практика современного судопроизводства включает в себя такие формы, созданные римлянами, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Римляне впервые сформулировали одно из основных правил современной юриспруденции - презумпцию невиновности.

Римское право, как и религия, долгое время сохраняло «формальный» характер. Ни одна правовая система того времени не имела таких точных формулировок, и больше нигде не было так строго следовать букве закона. Правда, его толкование не было застраховано от произвола. Самым древним письменным кодексом римского права были «Законы двенадцати таблиц» (середина пятого века до нашей эры), которые регулировали имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшего развития системы римского права, направленной прежде всего на защиту частной и государственной собственности, связан с профессиональными комментариями и дополнениями к этим законам. Основоположниками римской юридической науки являются Публий Муций Сцевола (II век до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140-82 до н.э.). Империя стимулировала системную регистрацию права. Во второй половине II в. н.э. появились знаменитые Гайские институты, но уже в середине III в. н.э. явный упадок римской юриспруденции начался. Художественная культура Рима, сформировавшаяся под влиянием искусства греков и этрусков, отличалась большим разнообразием и разнообразием форм, эклектичной смесью эстетических достижений культур, ассимилированных в сверхдержаве, некоторые из них находились на довольно высокой стадии развития. При сравнении основных принципов художественной культуры греков и римлян их различие очевидно. Эстетическим идеалом греков было чувство красоты, гармонии. Римское искусство основывалось на принципе блага. Эта особенность художественного мышления римлян сформировалась под влиянием этрусской культуры.

Достижения и культурные ценности цивилизации Древнего Рима

Цивилизация древнего Рима не стала технической культурой, хотя в области сельскохозяйственного производства римляне достигли определенного технического прогресса.

Среди причин, которые не позволяли развивать технологии, науку обычно называют ограниченным использованием источников энергии - воды, ветра, пара и т.д. Даже мышечная энергия животных не использовалась должным образом. Основными средствами передвижения и перевозки гирь были санки, ослы, мулы. Лошади не были широко использованы, потому что они не знали скобы. Оно появилось только в VIII веке н.э. валовая тележка оставалась неизвестной до третьего века. Следствием этого стала высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта, что не способствовало развитию мануфактуры.

Техника использовалась в непроизводственной сфере, для развлечений, в военных делах. И здесь римлянам пришлось многому научиться у греков. Наука, философия тоже были заимствованы и пришли слишком поздно, чтобы получить оригинальные формы развития. Причиной этого обычно называют рабство. Но в соседней Греции также использовался рабский труд, но, тем не менее, здесь развивалась глубоко оригинальная и научная и философская мысль.

Архитектура древнего Рима. Общая концепция

Почти три тысячелетия, щедрые в событиях истории римских земель, обогатили город архитектурными творениями любой степени древности и значения, любого стиля и направления архитектуры. Начиная с остатков древних стен, арок и храмов и заканчивая постройками 20-го века, например, зданием вокзала Термини, в Риме практически на каждом шагу вы сможете насладиться архитектурной гармонией и грацией воплощения художественных идей. Тщательно понять даты строительства многочисленных зданий далеко не просто. Однако можно отличить древнеримский храм от христианской базилики: здесь есть языческая роскошь портиков, колонн и проходов, здесь - аскетическая простота линий и акцент на духовном в ущерб физическому. В общем, исторические здания Вечного города можно разделить на несколько обширных временных групп: старинные здания, средневековье, здания эпохи Возрождения и архитектура Нового времени.

Как форма искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует среду человека, выражает социальные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы структур (здания с организованным внутренним пространством, структуры, формирующие открытые пространства, ансамбли структур), технические структурные системы и художественную структуру архитектурных сооружений.

Назначение и функции архитектурного сооружения определяют его план, а пространственное строение, строительную технику - возможности, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетический принцип архитектуры связан с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры строения. Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, объемная пластика, фактура и цвет материалов, синтез искусств и т.д.

Архитектура древнего Рима внесла огромный вклад в мировую культуру. В этот период римляне в основном строили сооружения для практических целей - городские стены, дороги, мосты, акведуки, базилики, склады, цирки. На сегодняшний день Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н. длина водопроводной трубы Aqua Appia составляет 16 км 617 м - внутренний канал, неглубокий врезанный в скалу или состоящий из каменных плит и поднятый к опорам там, где это требуется местности. Большие общественные здания в Риме были базиликами - большими прямоугольными зданиями с большим залом, разделенными рядами колонн на несколько комнат.

Центром коммерческой и общественной жизни Рима был Форум Romanum - площадь, вокруг которой располагались религиозные и общественные здания: Табул (государственный архив), храм Сатурна, храм богини Конкордии, базилика Юлия. Типичным для римской религиозной архитектуры был храм Весты, который имел округлую форму с колоннами. Похоронные сооружения были также своеобразными - мавзолеи, колумбария, которые имели различные архитектурные формы - в виде башни, хлебной корзины, пирамиды и - Римский гений всего проявил себя в организации пространства. Для этого римляне обратились к новым конструкциям - аркам и сводам. В Риме возводятся огромные каменные арки или, чаще всего, из бетона. Связующим веществом был вулканический пепел - пуццолана. Бетон заливали в деревянные формы - опалубку. Когда бетон затвердел, формы были удалены, но поскольку их создание требовало значительных усилий и времени, оптимальным решением было использовать те же простые конструкции. Если арка или арка была построена из камня, необходимо было построить временные деревянные конструкции - круги, которые поддерживали арку, пока работа не была завершена. Именно в инженерном и строительном бизнесе римляне добились высоких результатов.

Известный трактат «Десять книг по архитектуре» Марка Витрумвия Поллиомина - римский архитектор-механик, ученый-энциклопедист, который описывает взаимосвязь функциональных, технических, эстетических принципов архитектуры (благо, сила, красота).

Трактат «Десять книг об архитектуре» - единственная сохранившаяся античная работа по архитектуре и, по словам самого Витрувия, единственная книга об архитектуре на латыни того времени. Книга посвящена императору Августу в знак благодарности за помощь, которую он оказал. Историк науки Н.Д.Моисеев утверждал, что время написания трактата было 13 г. до н.э.

Автор обобщил опыт греческой и римской архитектуры в трактате, рассмотрел комплекс связанных с ним градостроительных, инженерных вопросов, практических правил построения искусства и принципов художественного восприятия. В результате трактат представляет собой энциклопедию технических знаний своего времени.

Витрувий был первым из теоретиков архитектуры, выдвинувшим гипотезу появления архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, пропорциональности здания и человека, впервые в истории исследовал проблему музыкальной акустики помещений. Так или иначе, теория Витрувия оставалась в силе до XIX века.

Витрувий описал шесть фундаментальных принципов архитектуры:

  1. Ordinatio (систематический порядок, порядок) - описывает общие принципы архитектуры, основы формирования объема (количественные показатели), основы пропорций, основы пропорций (модуль). Вот знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (структурная прочность), utilitas (хорошее), venustas (красота).
  2. Dispositio (расположение, база) - описывает основы организации пространства, основы проекта и их отображение на трех основных рисунках: ихнография (план этажа), ортография (рисунок) и скенография (вид в перспективе).
  3. Эвритмия - определяет красивые пропорции; композиция изучена.
  4. Симметрия - сильный антропоморфизм скрыт под этой категорией. Модуль на основе частей человеческого тела (нос, голова) подчеркивается.
  5. Декор - эта категория не ограничивается только декором и описывает систематичность заказа.
  6. Распределение - категория описывает, как использовать объект экономно.

Сегодня этот литературный памятник, похоже, утратил все практическое значение. Во времена Витрувия техника была намного проще, а знание окружающего мира иногда ошибочно - поэтому люди думали, что Земля является центром вселенной, а Солнце, как и другие планеты, вращается вокруг.

Однако, если вы посмотрите на практические результаты, которых удалось достичь Римской империи, даже с такими ошибочными идеями и примитивной техникой, вы должны признать, что в древнем ноу-хау было что-то, что человечество потеряло со временем, слишком полагаясь на авто, а не на собственном уме. Практическая мудрость и культура, которыми обладали древние архитекторы, позволили создать цивилизацию, которая до сих пор вызывает удивление и восхищение как материальными, так и интеллектуальными достижениями.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города, оно происходило под влиянием греков и этрусков: оно не могло обойтись без заимствований. Как и в религиозных верованиях, заимствования проходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов. Учителями римлян были этруски. Именно они учили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше использовать материалы, которые уже использовались ранее, адаптировали новые, усовершенствовали методы строительства. Поэтому неудивительно, что в римском искусстве в его расцвете именно архитектура играла ведущую роль, памятники которой даже сейчас, в руинах, покоряют своей силой.

Римляне заложили фундамент для новой эры мировой архитектуры, в которой основное место принадлежало общественным зданиям, воплощавшим идеи власти государства и рассчитанным на огромное количество людей. Во всем античном мире римской архитектуре нет равных по высоте, разнообразию типов конструкций, богатству композиционных форм, масштабам строительства. Римляне представили инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городском, сельском ансамбле и ландшафте.

Ранний город строился без плана, случайным образом, имел узкие и изогнутые улицы, примитивные жилища из дерева и глиняного кирпича. Крупными общественными зданиями были только храмы, например, храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI веке до н.э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустоши и незастроенные участки. Благородные дома были окружены садами. Сначала были открыты желоба, но затем они были перекрыты деревянным полом, а затем каменной аркой.

Римский пожар после захвата галлов уничтожил большинство городских зданий. После пожара Рим самопроизвольно застраивался, сохраняя основные линии старых улиц и площадей. Заросший город был окружен новыми, так называемыми, сервиевыми стенами, представляющими собой чудесное здание. Они состояли из главной внешней стены и мощной земляной стены, опирающейся на нее, которая со стороны города поддерживалась другой, менее высокой стеной. Внешняя оболочка состояла из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к развитию пустошей, уплотнению зданий. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Старая система выгребной ямы (канализация) была реконструирована. Растущее население нуждалось в хорошей воде, для снабжения которой были проложены два подземных водопровода длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался во 2 веке до нашей эры: строятся не только пустоши, но и свалки, подорожает городская земля. Вместо первобытных жилищ из дерева и дерева возникают в I веке многоэтажные дома, благородные виллы, построенные из обожженного кирпича и бетона, и даже мрамора. Несколько новых трубопроводов доставляют питьевую воду на многие километры. Центр города улучшается - римский форум расширяется, вокруг него строятся новые общественные здания и храмы, его портики выложены плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотное городское развитие, скученность и скученность не могли не вызвать необходимость в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Так появились великолепные сады Саллюст и Лукулл. Город был разделен на кварталы, кварталы были сгруппированы в районы. В результате римские завоевания разного рода богатств перетекли в Рим и в итальянские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами.

Еще одна особенность римской архитектуры - стремление к пышной отделке зданий, богатая декоративная отделка, для многих украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным аспектам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений. для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, бани). Римские архитекторы разработали новые принципы проектирования, в частности, они широко использовали арки, своды и купола, наряду с колоннами они использовали колонны и пилястры. В отличие от греческих архитекторов, которые разработали план здания, не следуя строгой симметрии его различных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко использовали греческие ордера - дорический, ионический и коринфский, причем великолепный коринфский ордер был их фаворитом.

В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордена представляли собой органическое сочетание декоративного декора со структурой здания, римляне использовали греческие ордена только в качестве декоративного, украшающего элемента. Однако римляне разработали систему ордеров и создали свои собственные ордера, отличные от греческих. Такие ордера были составными, т.е. представляли собой комбинацию элементов всех греческих орденов в одном, ордена и так называемой аркады ордеров, то есть набора арок, опирающихся на колонны или колонны.

Постепенно новый тип гражданского общества развивался с его требованиями. Потребности римского общества породили многие типы сооружений: амфитеатры, парилки, триумфальные арки, акведуки и т.д. На римской земле дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробия получили новое архитектурное решение. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявился в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и ясности. С распространением римского правления в Греции и эллинистических государствах изысканность и роскошь эллинистических городов проникла в Рим. Приток богатств из завоеванных стран в течение III-I вв. до н.э. изменили нравы римлян, порождая отходы среди правящих классов. Большое количество известных греческих статуй и картин греческих мастеров были импортированы. Римские храмы-дворцы превращались в музеи искусства. Страсть к греческому искусству проявлялась прежде всего в обращении к системе ордеров. В то время как орден играл конструктивную роль в греческой архитектуре, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

В республиканский период сложились основные виды римской архитектуры. Суровая простота жизни в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них своеобразие римского искусства проявилось прежде всего. Заслуживают внимания удивительные сооружения - древние оборонительные стены Рима, относящиеся к 8 веку до н.э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенных из камня (начало - VI век до н.э. и так называемая Сервиевская стена - 378-352 гг. до н.э.). Римские дороги имели большое стратегическое значение, они объединяли разные части страны. Аппиевый путь, ведущий в Рим (VI-III века до н.э.) для передвижения когорт и посланников, был первым из сети дорог, которые впоследствии охватили всю Италию. В районе долины Ариччи дорога, вымощенная толстым слоем бетонных, гравийных, лавовых и туфовых плит, проходила из-за рельефа вдоль массивной стены (длиной 197 м, высотой 11 м), рассеченной в нижней части тремя сквозными арочные пролеты для горной воды. Постепенно в последующие века Рим стал самым богатым водой городом в мире. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппиа Клавдия, 311 г. до н.э., акведук Марция, 144 г. до н.э.), охватывающий десятки километров, занимали видное место в архитектуре города в виде его живописных окрестностей, входя в составную часть пейзаж римской кампаньи. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Количество общественных зданий увеличилось, были построены форумы, мосты, акведуки, а архитектурное убранство было обогащено. По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости он мог похвастаться тем, что принял его как кирпич, оставив его мрамором». Город впечатлил современников необъятной площадью - с одной стороны у него не было четких границ. Его пригороды были потеряны в роскошных виллах Кампанья. Великолепные здания, большие портики, сводчатые и остроконечные крыши, богато украшенные бассейны и фонтаны чередовались с зелеными рощами и аллеями. «Воплощением власти и исторического значения имперского Рима были триумфальные структуры, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны были построены не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. Римские здания были активными проводниками римской культуры и идеологии там. Арки были построены по разным причинам - как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их основное значение связано с триумфом - торжественным шествием в честь победы над врагом. Пройдя через арку, император вернулся в родной город в новом качестве. Арка была границей его собственного и чужого мира».

Зрелища занимали большое место в общественной жизни римлян. Театры и амфитеатры характерны для древних городов. Даже в период поздней республики в Риме развивался особый тип амфитеатра. Последний был полностью римским изобретением. Если греческие театры располагались под открытым небом, места для зрителей располагались в углублении холма, то римские театры были самостоятельными закрытыми многоуровневыми зданиями в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных зрелищ низшего класса столичного населения, перед которыми во время фестивалей разыгрывались сражения гладиаторов, морские сражения и т.д. Грандиозный Амфитеатр Флавия был построен, называется Колизей (от латинского colosseus - «огромный»).

Колизей является крупнейшим амфитеатром древней эпохи. Здесь разместилось около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высотой 48,5 м) разделены на четыре яруса непрерывными аркадами, на нижнем этаже они служили входом и выходом. В терминах Колизей представляет собой эллипс (156х198 м), центр его композиции - разрушенная ныне арена, окруженная ступенчатыми скамейками для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики разворачивающихся очков - гладиаторских сражений. Это позволило максимизировать активность зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; Спускающиеся воронки места были разделены в соответствии с публичным рангом аудитории. Все эти грандиозные сооружения были востребованы Римом как центр огромной империи. Действительно, город, застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, был также в 3 - 4 веках имел впечатляющий внешний вид. В III в. Большое строительство все еще продолжалось - были построены арки, великолепные бани, дворцы. Но, по словам А.Блока: «на теле Римской империи больше не было больного места, творческий потенциал постепенно угас». Таким образом, архитектура начинает устаревать, становиться все более и более примитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за инновациями и роскошью римское дворянство слишком быстро исчерпало возможности заимствованных строительных технологий.

Римская архитектура в IV - I вв. до н.э. прошла два периода его развития:

  1. Первый период охватывает IV - III века. до н.э., когда Рим был относительно бедным и маленьким городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры. Например, формы римского раннего храма и его убранство, использование арок и сводов были заимствованы у этрусков. Ведущими типами сооружений являются военная техника (оборонительные стены, например, стена Сервия, построенная в 4 веке до нашей эры, некоторые части стены датируются 6 веком до нашей эры) и гражданские (первые водопроводные трубы и дороги - конец IV в. до н.э.). 
  2. Второй период (II - I вв. до н.э.) характеризуется широким использованием бетонных и сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например, базилика, где заключались торговые сделки и был выполнен двор (первая базилика была построена во 2 веке до н.э.), амфитеатры, где проводились гладиаторские бои и сражения с животными, цирки, в которых пели колесницы, термы, сложные банные комплексы, библиотеки, места для игр, для прогулок, в окружении парка. Появился новый тип монументального здания - триумфальная арка. Потребности торговли - воплотили в жизнь строительство складов (например, портик Эмильева - II век до н.э.), специальные рыночные помещения.

Существовали здания для нужд управления: канцелярия, архивы (центральный архив Сената Табулар был построен в 80-х годах 1-го века до нашей эры), залы судебных заседаний. Завоевание Италии и Средиземноморья привело к интенсивному завершению строительства постоянных военных лагерей, многослойных дорог, которые окружали всю Италию и продолжались в провинции. Потребности растущего городского населения приводят к улучшению канализационных систем и строительству новых водопроводов, которые обеспечивают водой Рим на несколько десятков километров. Рим в 1 веке до нашей эры превращается в огромный город с миллионным населением, многоэтажные здания, плотно застроенные многочисленными общественными зданиями, живущие напряженной, нервной жизнью. Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпеи) превращаются в 1 век до нашей эры в ухоженных культурных центрах с различными зданиями, красивыми площадями, мощеными улицами, каменным театром и амфитеатром, цирком, многочисленными магазинами и тавернами.

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят три стадии своего развития:

  1. В первый (V век до н.э.) город застраивается случайным образом; преобладают первобытные жилища из дерева и дерева; Монументальное строительство ограничивается строительством храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).
  2. На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустрояться (асфальтированные улицы, канализация, водопровод). Основным типом сооружений являются инженерные военные и гражданские сооружения - оборонительные стены (стена Сервия IV в до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, которые снабжают водой десятки километров (акведук Аппиа Клавдий 311 до н.э.), канализационные каналы (Выгребная яма Максима). Существует сильное этрусское влияние (тип храма, арка).
  3. На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы градостроительства: деление на кварталы, проектирование центра города (форума), обустройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водостойкий и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который позволяет строить сводчатые потолки в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый тип порядка - составной, сочетающий в себе черты ионийского, дорианского и особенно коринфского стилей, а также аркадный порядок - набор арок на основе столбцов.

На основе синтеза этрусских образцов и греческой периферии возникает особый тип храма - псевдоперипер с высоким основанием (подиум), фасад в виде глубокого портика и глухих стен, рассеченных колоннами в полу. Под греческим влиянием начинается строительство театров, но если греческий театр был вырублен в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором ряды зрителей эллипсируют вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеи, театр на Марсовом поле в Риме).

Для строительства жилых зданий римляне заимствовали структуру греческого перистиля (внутренний двор, окруженный колоннадой, примыкающей к жилым помещениям), но, в отличие от греков, они стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Панса и Дом Фавна) в Помпеях, усадьбы (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом, становятся излюбленным местом отдыха римской знати, их неотъемлемой частью является сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Фактическая римская (итальянская) архитектурная традиция представлена ​​базиликами (прямоугольными зданиями с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциевская базилика, Эмильева базилика), монументальные гробницы (гробница Сесилии Метеллы), триумфальные арки на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами, условия (комплексы банных и спортивных сооружений).

Древнее Римское Дорожное Строительство

Римляне - величайшие строители древних дорог - долгое время сохраняли свой приоритет в этой области. Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше, чем те, что были созданы искусством римских инженеров.

Именно они придумали идею использования брусчатки в качестве основы, а затем чередуя портится земли и камней, которые сделали дороги, способные противостоять износу, суровые погодные условия и оживленное движение. Они всегда искали самые короткие и безопасные маршруты, придерживаясь, по возможности, поверхности земли, но прокладывая туннели, чтобы преодолеть горные вершины, и пересекая реки и дороги вдоль каменных мостов и сваях, где это необходимо. Римские дорожники прокладывали асфальтированные дороги на крутых склонах, чтобы их повозки могли двигаться вдоль них.

Эта древняя рационально спланированная система наземных коммуникаций способствовала активному перемещению людей и вещей, идей и культур, религий и истории. Это имело место во всех территориях под римским правлением, вдоль которых было около 100 000 км дорог, соединяющих хребты 32 современных наций.

Развитие как суши, так и моря сопровождалось политическим и экономическим развитием Рима. В течение столетий, в которые Рим завоевывал Италию, связь между строительством дорог и контролем над зависимой территорией как колониальной системой была особенно сильной.

Дороги - это торговые пути, пути сообщения, которые способствовали развитию Древнего Рима, его культуры и цивилизации. В них покорили добычу в завоеванных странах, тысячи рабов были перегонены. В начале II в. во времена Траяна уже было около 100 тысяч километров государственных дорог, в основном с твердым покрытием. Они были хорошо обставлены и содержались в отличном состоянии. Дорожные знаки были установлены на главных дорогах Рима через каждую римскую милю (приблизительно 1,5 км). Станция home-hotels и услуги ремонта были предоставлены. Все это способствовало их высокой пропускной способности.

Вероятно, большинство дорог древнего Рима были построены в соответствии с требованиями первых «технических условий», так называемых «12 таблиц», разработанных еще в 450 году до нашей эры.

Согласно этому документу, ширина дороги была разделена на следующие части (полосы):

  • Семита (semita) или пешеходная полоса шириной 30 см, итеральная полоса для наездников и пешеходов шириной не более 92 см; 
  • Actus (Актус) - полоса движения для одноэтажных вагонов и экипажей шириной 122 см;
  • двухполосная Via - (через) - главная проезжая часть шириной около 244 см.

Таким образом, если предположить, что Семита, Итера и Актриса проходили по обе стороны дороги, то общая их ширина с учетом двойного vi составляла примерно от 7 до 10 м.

В более поздние времена империи эти размеры перестали строго следовать. Первой стратегической дорогой римлян считалась Аппиева, проложенная в 312 году до нашей эры. цензор Аппия Клавдия Красса. Это была самая широкая асфальтированная дорога, соединяющая Рим с Капуей. Именно по нему 6 000 рабов были распяты на крестах, восстав под предводительством Спартака. Длина Аппиевой дороги составляла 540 км, а ширина - 7-8 м. Как и большинство главных дорог Древнего Рима, он, несмотря на местность, был по большей части прямым, как луч. Та же самая была «Виа Фламиниа» - Великая северная дорога, построенная около 220 г. до н.э. Это была, пожалуй, самая длинная дорога, которая шла из Рима в северную Италию через Альпы и далее вдоль побережья Адриатического моря до Византии.

Считается, что до конца I в. до н.э. почти весь итальянский полуостров пересек дороги, ведущие в Рим. В то время в римских городах была широко распространена прямоугольная координатная сетка расположения домов с длинными и прямыми улицами. Это не значит, что все улицы были такими. В окрестностях улицы, напротив, были узкими и кривыми, но главные улицы отличались от них. Они часто имели ширину 12 м, а в отдельных городах, таких как Кельн, расстояние между фронтонами зданий достигало 32 м. Основная дорога там, с учетом тротуаров, имела ширину 22 м, а без тротуаров 11 - 14 м. В черте города на дорогах обязательно был установлен тротуар шириной от 0,5 до 2,4 м, отделенный от проезжей части бордюрным камнем высотой около 45 см.

Основание таких дорог обычно осушалось с помощью специальных желобов и канав, а их поверхность всегда поднималась над уровнем земли и имела небольшой уклон к периферии. Общая толщина римских дорог составляла от 80 до 130 см, хотя некоторые из них достигали 240 см. Как правило, дороги были многослойными, от четырех до пяти слоев, со средними слоями бетона, хотя в этом нет абсолютной уверенности. Нижний слой многих дорог представлял собой фундамент из каменных плит толщиной 20-30 см, которые укладывали на хорошо уплотненную поверхность через цементную стяжку с последующим выравниванием песка. Второй слой толщиной 23 см состоял из бетона. Третий слой толщиной 23 см был выполнен из мелкого гравия. Оба бетонных слоя были тщательно уплотнены.

Это была самая трудная и изнурительная часть работы, которая выполнялась главным образом рабами, а иногда и военными подразделениями. Наконец, верхний слой дороги был покрыт большими каменными блоками с площадью 0,6-0,9 м2 и толщиной около 13 см. Считается, что большая часть Аппиевого Пути была построена именно таким образом. Так, по мнению ряда исследователей, изучающих римские дороги, можно утверждать, что обязательным элементом римских дорог был слой бетона толщиной около 30 см, который был помещен между каменными плитами основания и каменной тротуарной плиткой. камни верхнего покрытия. Французский инженер М.Флер в начале XIX в. описал структуру римской дороги с гравием. Почва, по его информации, была разорвана на глубину до четырех футов (120 см), после чего дно траншеи было тщательно уплотнено скованными деревянными трамбовками. Внизу лежал слой извести и песка толщиной 2,5 см, на который был уложен слой плоских широких камней. Слой раствора снова вылили на эти камни и хорошо уплотнили.

Следующий слой, толщиной 9–10 дюймов (23–25 см), состоял из бетона, где булыжник и гравийные камни были основным заполнителем. В дополнение к ним были использованы плитки и каменные фрагменты разрушенных зданий. Над этим слоем новый слой бетона был положен на меньшие камни, толщина которых была около одного фута (30 см). Последний верхний слой толщиной от трех до трех с половиной футов (90-105 см) состоял из грубого гравия или щебня, который особенно тщательно уплотнялся в течение нескольких дней. Более дешевые дороги состояли из каменной засыпки толщиной 13 см, слоя смешанного грунта, известняка и песка толщиной 46 см, слоя уплотненной почвы толщиной около 46 см и верхнего слоя булыжника и битого камня. Были и другие варианты дорог.

Так, в Лондоне сохранилась древнеримская дорога с толщиной дорожного покрытия 230 см, целиком выполненная из бетона с покрытием из белых плиточных плит. Вся бетонная масса дороги заключена между каменными подпорными стенами. Римские дороги имели тщательно продуманную дренажную систему, поэтому густая масса бетона не растрескивалась при низких температурах. Поверхность дороги не имела температурных швов и была пригодна в основном для мягкого итальянского климата. В северных провинциях Римской империи растрескивание уже наблюдалось, поэтому в более поздний период империи римляне почти прекратили строить дороги из бетона.

Маршрут римских дорог был отмечен двумя параллельными туго натянутыми канатами, которые определяли его ширину. Прямолинейности была обеспечена с помощью «Грома» устройства, хотя чаще они использовали более простой, но более эффективный способ - с помощью дыма из отдаленной костры и какого - то промежуточная точки. Большое количество рабов были вынуждены строить дороги. Воинские части и свободное население также были вовлечены. Огромный объем каменных материалов был добыт и обработан вручную. В этом случае большие камни нагревали на костре, а затем обливали холодной водой. Большинство римских дорог эксплуатировалось в XIX в., а некоторые сохранились до наших дней. Интересно, что римляне знали природный асфальт и даже в сочетании с песком и битым камнем, но они не использовали его для одежды на вершине дороги.

Таким образом, можно отметить довольно мощную и прочную одежду дорог Древнего Рима, длиной от 0,8 до 1,3 м, а в некоторых случаях до 2,4 м. Согласно современным представлениям, дороги такого типа выполнены с чрезмерным запасом прочности. Например, дорожное покрытие современных дорог этого типа для аналогичных климатических условий не превышает 60-70 см, включая слой защиты от замерзания и слой износа. Проектирование дорог, таких как Аппиева, может быть применено к самым сложным рабочим нагрузкам нашего времени, около 15 тонн на ось транспортного средства. Неудивительно, что это одна из старейших дорог в мире, построенная 2300 лет назад и до сих пор используемая сегодня.

Римские дороги имели ряд других преимуществ:

  • наличие в некоторых из них специального слоя износа из натуральных камней; 
  • умение готовить бетон прямо на месте работы; 
  • широкое использование извести, которая благодаря высоким свойствам растяжения по сравнению с современным портландцементом дает бетону повышенную трещиностойкость;
  • одним из главных преимуществ римских дорог является их высокая долговечность, о чем свидетельствует хорошее состояние некоторых из них в наше время.

Заключение

Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствовании у других народов несправедливо. Римская цивилизация привнесла слишком много ее, иначе интерес к ней не был бы таким большим сегодня.

Используя греческое архитектурное наследие, освоив греческие и этрусские приемы, позаимствовав что-то у Древнего Востока и взяв все необходимое у новых молодых варварских народов, римские строители смогли создать новую и основанную на их собственной эре мировая архитектура. Сложность, масштабы и оригинальность римской архитектуры были обусловлены новыми требованиями мировой власти с ее сложным социальным составом и огромными возможностями, которые ее экономическая система, общественно-политическая организация, мощные финансы и строительное оборудование открыли далеко вперед.

Представленный римлянами новый материал - бетон, использованный в чистом виде и в сочетании с кирпичом и камнем, произвел революцию в древнем строительном оборудовании и архитектуре. Старые материалы, такие как камень и дерево, приобрели новое архитектурное значение и новое звучание, будучи использованы в новых конструкциях - в грандиозных каменных арках акведуков, в стенах форумов и в больших пролетах деревянных мостов и потолков храмов. Новизна технологии соответствовала новизне архитектурных задач. В результате римская архитектура создала целый ряд совершенно новых типов отдельных архитектурных сооружений и архитектурных комплексов: амфитеатры, термы, триумфальные арки, надводные акведуки, инсулы, курорты, большие склады и т.д.

Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству огромное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных стандартов цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он заслуживает вечной славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, от произведений архитектуры до стеклянных сосудов. Каждый древнеримский памятник воплощает традицию, сжатую временем и доведенную до логического завершения. Он несет информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих способностях людей, которым он принадлежал, месте, которое эти люди занимали в великой империи. Римское государство очень сложное. Он был единственным, у кого была миссия попрощаться с тысячелетним языческим миром и создать те принципы, которые легли в основу христианского искусства Новой Эры.