Такт как основа педагогического общения учителя

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
Причины, характер и пути преодоления конфликтов в профессионально-педагогической деятельности учителя
Элементы театральной педагогики в деятельности учителя
Проблема манипуляции в педагогической деятельности


Введение:

Педагогический такт - необходимое условие успешного обучения и воспитания. Проявление педагогического такта означает установление правильных отношений учителя с учеником.

Основными чертами педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочности; естественность, простота общения, недопущение знакомства и знакомства; целостность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чувствительность к людям, не подчеркивая этого; юмор и ирония, без насмешек; требовательность, без подавления и унижения человека; обучение студентов, не подчеркивая их превосходство в знаниях, умениях, способностях; слушать слушателей без выражения равнодушия; серьезность подхода к ответу учащихся независимо от его правильности и грамотности; умение учителей вести педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно быть обязанностью каждого учителя.

В современной реальности большое внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальными. Это связано с развитием в нашей стране демократического общества, в котором человек как личность выходит на первый план, человек, требующий внимания и дружелюбного отношения. Такие отношения не чужды работе творческого коллектива, эффективность которого во многом зависит от педагогического такта учителя. То, насколько хорошо руководитель группы выбирает свой стиль работы, зависит от успешной работы всей команды.

Объектом исследования является деятельность руководителя творческого коллектива.

Предметом исследования являются особенности педагогического такта и формы его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.

Целью является изучение особенностей педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность процесса общения;
  • проанализировать этику человеческих контактов, симпатии в общении;
  • изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;
  • выявить основные признаки и элементы педагогического такта;
  • рассмотреть стиль общения учителя как выражение педагогического такта.

Этические основы профессионального общения

Сущность процесса общения

Деятельность творческого коллектива - это отношения руководителя этой команды со своими учениками. По-другому их можно назвать отношениями учителя и ученика. В связи с этим для простоты в будущем мы будем использовать термины «учитель» и «ученик».

Отношения «учитель - ученик» являются довольно серьезной педагогической проблемой. Два разных духовных мира постоянно вступают во взаимодействие: мир учителя (опыт, знания, убеждения, моральные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. д.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирование личности: стремление знать все, попробуй и т. п.). Суть проблемы общения в умении «сопоставлять» эти разные духовные меры.

Психологи определяют такое понятие как общение как:

  1. «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности ...»;
  2. «одна из универсальных форм личностной активности (наряду с познанием, работой, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»;
  3. «связь между людьми, в результате которой один человек влияет на другого».
  4. «это сложный и многогранный процесс, который может действовать одновременно как процесс взаимодействия людей, как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния на друг с другом, и как процесс сопереживания и взаимопонимания ".

Вступая в общение, человек несет:

  • преобладающие убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию;
  • стиль общения;
  • желание реализовать свои ролевые претензии, заявить о себе;
  • намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективной оценки;
  • существующий способ воздействия на партнера по общению, заражение, внушение, имитация.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития общения, взаимопонимания и взаимодействия между учителями и учениками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности».

Педагогическое общение - это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и учителя, и ученика. Но такое обогащение возможно, если учитель, заняв позицию предмета, обращается к ученику как предмету.

Это значит:

  • уважение учителем духовного мира ученика, признание его права не соглашаться с учителем;
  • интерес к студенческому миру и вовлеченность в его состояние, сопереживание его успехам и неудачам;
  • восприятие личности ученика как ценности со всеми присущими ему качествами.

Основные функции педагогического общения: информационное, социально-перцептивное, самопредставительное, интерактивное, эффективное.

Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между преподавателем и учениками. Передача этой информации осуществляется посредством вербального и невербального общения. Социально-перцептивная функция проявляется в способности учителя воспринимать и слушать ученика (надлежащий уровень восприятия), а также в особой «чувствительности» к ученику (уровень эмпатии).

Саморепрезентативная функция помогает самовыражению как учителя, так и ученика. В актах общения осуществляется представление так называемого внутреннего мира учителя и ученика. Интерактивная функция педагогического общения - это обмен изображениями, идеями, действиями и способность отстаивать свои идеи и доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован в развитии личности учащегося, он будет стремиться научить его навыкам социального поведения и общения с диссидентами, навыкам дебатов, дискуссий.

Аффективной функцией общения является эмоциональная стимуляция, расслабление, психологический комфорт и контроль аффекта, его нейтрализация, коррекция. Позитивное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особого социального отношения к другому человеку, вызывающего чувство уважения, симпатии, благодарности.

В целом эти функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способности.

С точки зрения этической стороны общения (которая, между прочим, включает в себя педагогический такт), следует сделать упор на те функции в процессе общения, которые играют важную роль в формировании этики человеческих отношений.

Это такие функции, как:

  • «открытие» студента для общения - пробудить желание войти в общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестным; убедить ученика в своем свободном выборе характера общения (но с учетом моральных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в позитивном отношении к учителю - «соучастие» в процессе общения студента - эта функция предназначена для того, чтобы поддержать студента в его стремлении к общению, принять на себя некоторые трудности, помочь ученику, проявить интерес к его внутреннему миру. Эта функция обеспечивает механизм для передачи одного «я» другому «я», «возвышение» ученика в процессе общения. Функция «возвышения» оказывает такое влияние на ученика, что ему удается поддерживать уровень этической культуры общения во время взаимодействия и, благодаря духовным и физическим усилиям, подниматься к новым духовным новообразованиям. Способствовать восхождению - значит формировать нравственные качества личности учащегося (стремление стать добрее, смелее, решительнее). Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными навыками преподавателя. Методика формирования этих навыков была предложена Н. Е. Щурковой. Чтобы педагогическое общение было эффективным, учителю необходимо знать:
  • шаблоны общения;
  • структура общения, особенности реализации коммуникативных, интерактивных и перцептивных функций общения;
  • методика изучения общения и межличностных отношений;
  • Основные психолого-педагогические и этические требования к организации педагогического и межличностного общения.

Нравственные принципы педагогического общения являются одной из форм этического сознания учителя. Они выражают наиболее обобщенные требования к этике общения между учителем и учениками. Принципы педагогического общения определяются целями образования, и они основаны на диалогическом характере взаимодействия учителя со студентами.

Это принципы:

  • ненасилие (право студента быть тем, кем он является);
  • паритетные отношения;
  • уважение к труду познания ученика;
  • уважение к неудачам и слезам ребенка;
  • уважение к тяжелой работе роста;
  • уважение к личности студента;
  • безусловная любовь учителя к ученику;
  • оптимальные требования и уважение;
  • опора на позитив у ребенка;
  • компромисс оспариваемых решений. Эти принципы подтверждаются практикой выдающихся учителей.

Этика человеческого контакта

Сочувствие и сочувствие в общении. Определив основные моменты во взаимоотношениях учителя и ученика, мы переходим непосредственно к рассмотрению этики человеческих контактов.

В процессе общения со студентами учитель расширяет свои знания о личности ученика. Он по-разному воспринимает и оценивает учеников в той или иной ситуации, что накладывает определенный отпечаток на формирование эмоционально-межличностных отношений между учениками и учителем. Важную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Сочувствие, сочувствие и человеческое знание - это явления, которые представляют собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.

Сочувствие - это понимание другого человека без помощи слов через чувства, чувства, эмоции, сопровождаемые их осознанием

Эмпатия - эмпатия, способность поставить себя на место другого, способность человека добровольно эмоционально реагировать на переживания других людей. Сочувствие - это принятие тех чувств, которые кто-то другой испытывает так, как будто они наши. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987) определил эмпатическое понимание как «способность проникнуть в личный мир другого человека и посмотреть, правильно ли мое понимание партнера». Проявление эмпатии в общении - это общее отношение к пониманию учителем своего ученика, его состояния в данный момент, которое отражают все невербальные средства ребенка: интонация, осанка, выражения лица, походка, жесты. Довольно часто ученик не может выразить свою мысль так, чтобы учитель понял ее правильно, но учитель должен иметь возможность «читать» состояние души ребенка, «расшифровывать» скрытый смысл того, что сказал ученик, даже тоном Фраза произнесена. Сочувствие, сострадание, эмоциональная гармония позволяют учителю поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Не каждый говорит о себе лично партнеру по общению, ученику - учителю, не принято говорить о многих вещах. В состоянии эмпатии учитель чувствителен к психическому состоянию ученика, его тончайшим эмоциональным и смысловым нюансам. Сочувствие учителя по невидимым каналам передавало учащимся страх перед экзаменом; радость ученика от успешного решения проблемы, которая ранее не решалась и т. д.

В эмпатии можно выделить две стадии: «эмпатия» и «эмпатия».

Эмпатия как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, поскольку в основе этого свойства лежит моральная потребность в благосостоянии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере развития психического развития само сочувствие становится источником нравственного развития.

Эмпатия сопереживания более характерна для учеников младшего школьного возраста, а сочувствие сочувствия более характерно для подростков, именно эта особенность должна учитываться учителем при работе с детьми. Учителя с развитой эмпатией имеют наибольший успех в общении; это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать с использованием различных методик.

Эмпатическое общение состоит из следующих компонентов:

  • способность слышать ученика (обратите внимание не только на то, что сказано, но и как это сказано);
  • позитивное отношение к ученику;
  • развитое внимание, память и воображение (умение анализировать увиденное и прогнозировать последующее развитие событий в общении).

Сочувствие можно интерпретировать как некое чувственное фиксированное отношение. Как эмоциональный настрой, симпатия требует ответной эмоционально-положительной реакции - взаимности, взаимопонимания. Чувство сочувствия объединяет людей, создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе прямых отношений возникает тенденция к предпочтению, привязанности к конкретному человеку.

Сочувствие вызывает повышенный интерес к людям, в процессе его удовлетворения создаются необходимые эмоциональные и психологические условия, благоприятная атмосфера для формирования и развития способности человека адекватно воспринимать, понимать и оценивать других.

При общении учителя с различными коллективами и с каждым отдельным учеником часто возникает ситуация, когда, казалось бы, совершенно независимо от учителя складывается его стереотип отношений с конкретным классом или учеником. Есть симпатии к одному классу и антипатия к другим, есть любимые и нелюбимые ученики. Иногда в появлении сочувствия ситуация играет решающую роль. Учитель может быть теплее, чем другие, обратитесь к сыну друзей, который учится в его классе; ученику шахмат (если он увлекается этой игрой); ученику, который хорошо поет (если учитель любит этот вид искусства или поет сам) и т. д. Такой подход часто приписывает ученику чаще положительные качества, а отрицательные практически не замечаются. И наоборот, если учитель проявляет антипатию к ученику, то он может относиться к ученику более критически, предвзято, не замечая его положительных сторон.

Сочувствие вызывает в человеке не только моральные и эстетические переживания, но и желание познать объект сочувствия. Чувствуя симпатию к конкретному ученику, чьи человеческие качества оцениваются, учитель приобретает и усваивает определенный объем знаний о нем.

Педагогический такт как составляющая нравственной культуры учителя

Понятие и основные составляющие педагогического такта

Педагогический такт - это чувство меры в поведении и действиях учителя, которое включает в себя высокую человечность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самоконтроль в отношениях с детьми, родителями и коллегами по работе. Педагогический такт - одна из форм реализации педагогической этики.

Такт буквально означает «прикосновение».

Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

  • иногда такт отождествляется с качествами воспитания, а затем это понятие отождествляется с понятием вежливости,
  • такт является выражением отношения учителя к вопросу обучения и воспитания,
  • Педагогический такт - это специфический инструмент воздействия, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: умения, творчества, нравственных чувств.

Суть этой концепции с психологической позиции наиболее полно была определена К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «это не что иное, как более-менее темное и полусознательное собрание воспоминаний о различных психических действиях, которые мы пережили».

В современной педагогической литературе сегодня существуют различные интерпретации этого понятия. Вот только некоторые из них.

Педагогический такт это:

  • «Поведение учителя, организованное как морально приемлемая мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них»;
  • «Одна из основных педагогических способностей и важная составляющая педагогических умений учителя»;
  • «Форма поведения, когда человек делает моральный компромисс, но во имя высоких моральных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного морального требования во имя верности другим »;
  • «Мера педагогически адекватного воздействия учителя на учеников, умение установить продуктивный стиль общения»;
  • «Особое чувство оптимальности, мера того, что делает учитель»;
  • «Способность устанавливать правильные отношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме предъявления требований, особой чувствительности при решении психологически тонких педагогических вопросов.

Признаки и элементы педагогического такта

Главной особенностью педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основан на морально-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • требовательность и уважение к ученику;
  • умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
  • деловой тон общения;
  • внимательность, чуткость учителя.

Профессиональный такт проявляется:

  • в облике учителя;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся ситуацию и в то же время не спешить с выводами о поведении и способностях учеников;
  • способность сдерживать свои чувства и не выходить из себя в трудной ситуации;
  • в сочетании с разумной требовательностью и чутким отношением к студентам;
  • в хорошем знании возраста и индивидуальных особенностей студентов;
  • в самокритичной оценке своей работы.

Сдержанный учитель приходит вовремя на работу, на деловые встречи; своевременно возвращает то, что он позаимствовал у коллег, студентов, их родителей; Не повторяются слухи, непроверенные факты, особенно если они могут навредить другим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблонов и формализма.

Основой такта является выносливость и уравновешенность учителя. Главной отличительной чертой тактичного руководителя творческого коллектива, как учителя, являются высокие требования и искреннее уважение к образованным. Понятие «такт» включает в себя множество компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт подразумевает гибкость поведения учителя - тактику, которая обусловлена ​​разнообразными ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях - ясность, корректность, строгость, если команда не готова к уроку. Во внеклассной работе - непринужденность, интимность, которые особенно необходимы при индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи говорят, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким криком или многословием раздражения, а гнев, профессиональная педагогическая деятельность заменяется выражением педагогической неудачи. Это похоже на то, как если бы доктор избивал его, а не помогал пациенту.

Проявления такта разнообразны. Это умелый выбор места разговора с виновником инцидента, а также выбор времени для разговора и его тона. Это проявления повышенного внимания к слабым ученикам или, по какой-то причине, отставание от учеников. Это тактичная оценка успеваемости учащихся, правильное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие стимулирующие методы, как наказание и поощрение, учитель должен быть особенно внимательным к каждому ученику. Например, бестактно применять поощрение в тех случаях, когда учитель не поддерживает команду или когда ученики считают, что эта похвала не заслуживает их коллега. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважение и требовательность к ученику. Недопустимо быть возмущенным проступком студента и тем более отрывать зло и оскорблять его.

Стиль общения учителя как выражение педагогического такта

Важной характеристикой в ​​этике профессионального педагогического общения является его стиль.

Эта концепция имеет несколько интерпретаций:

  • индивидуально-типологические особенности взаимодействия учителя и ученика; - особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений учителя и ученика, творческая личность учителя;
  • набор устойчивых способов, используемых учителем для воздействия на учащихся.

Стиль общения учителя и ученика - это социально-нравственная категория.

Он формируется под влиянием многих факторов и зависит от:

  • из психического склада человека,
  • его ценностные ориентации,
  • уровень образования и общей культуры,
  • влияние непосредственного социального окружения (семья, друзья),
  • авторитет людей (более опытных учителей), которые оказали наибольшее влияние на процесс становления учителем.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и коммуникации: авторитарный, демократический, либеральный. Мы постараемся кратко воссоздать портрет учителя каждого типа, чтобы увидеть плюсы и минусы его общения со студентами.

Авторитарный стиль подразумевает:

  • смотреть на студента как на объект педагогического влияния, а не как на равного партнера в общении,
  • желание утвердить законы нормативного поведения в жизни детской команды,
  • фокусирует все функции по управлению телом студента в своих руках,
  • отсутствие гибкости, вера в возможность гуманной педагогики,
  • предпочитает такие методы воздействия, как порядок, наставление, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: студенты постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратить свою энергию на психологическую защиту от учителя, а не на учебный процесс; в команде двойное общественное мнение; нет доверия Даже самые отзывчивые учителя не могут восстановить отрицательный моральный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения с учителями. Ученики теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

  • такой учитель плохо приспособлен к педагогической работе,
  • дезорганизация, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
  • практически полное невмешательство учителя в организацию учебного процесса,
  • ограничены убеждениями, отсутствием должной осмотрительности.

Следствие: группы формируются в коллективе, иногда негативно настроены друг на друга; в студенческой команде нет сплоченности, эмоционального удовлетворения от общения.

Демократический стиль:

  • наиболее благоприятные для организации учебного процесса;
  • высокая культура педагогического общения (в студентах ценят нравственную направленность: ответственность, честность, порядочность, доброжелательность);
  • интерес к знаниям учащегося (изучение его склонностей, способностей);
  • умеет понимать проблемы, настроения, стремления и ориентации учеников;
  • предпочитает такие методы, как поощрение, убеждение, продвижение человека, заверение замечаний и т. д.

Следствие: студенты обретают веру в себя, в свои способности; формируются верные нравственные ориентиры; В команде благоприятный психологический климат, студенты дружат друг с другом.

Преподаватель в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения со студентами. Представители «чистых» стилей крайне редки. В зависимости от ситуации, учитель может изменить стилевую модель своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который сформировался в нем за годы обучения. Этика педагогического общения часто зависит от выбранного стиля поведения, а, следовательно, и педагогического такта.

Стиль владения педагогическим тактом

Педагогический такт как форма взаимоотношений со студентами определяется многими аспектами личности учителя, его убеждений, культуры поведения, общего и специального образования и наличия соответствующих навыков. Без овладения педагогическим мастерством в целом невозможно овладеть педагогическим тактом. Педагогический такт не усваивается запоминанием, запоминанием и обучением. Это следствие творчества учителя, показатель гибкости его разума. Педагогический такт учителя не стереотипен.

Для разных учителей это может иметь разные формы и проявления. Это зависит от возрастных особенностей учителя, особенностей его характера, темперамента и т. д. Педагогический такт каждого учителя индивидуален. Определенная математическая проблема решается одним способом, редко несколькими способами, и конкретный конфликт со студентами может быть решен многими способами. Педагогический такт каждого учителя не укладывается в определенные схемы и формулы, подходящие для решения ряда подобных случаев. Тот же способ воздействия на учеников у одного учителя оказывает существенное влияние, а у другого это вызывает обратную реакцию. Даже одна и та же фраза на устах одного учителя может звучать для студентов как легкая ирония, а на устах другого - как оскорбительное издевательство. Но, несмотря на это, можно выделить и назвать индивидуальные психолого-педагогические условия, способствующие выработке педагогического такта для каждого учителя, независимо от его индивидуальных особенностей. Среди этих условий, помимо упомянутых ранее, можно выделить наблюдение, внимание к ученикам, доверие, справедливость, выносливость, самоконтроль и т. д. Остановимся подробнее на каждом из этих качеств.

Наблюдение. Это одна из важнейших профессиональных качеств учителя. Учитель-надзиратель может глубоко заглянуть во внутренний мир своих учеников, поднять их психическое состояние, выделить их индивидуальные особенности. Все это дает ему возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику ...

Учитель-надзиратель может почти точно определить, насколько ученики готовы выполнить его требования, определить силу их сопротивления и степень их гибкости. На уроке старший преподаватель видит, например, кто из учеников выполнил задание, а кто нет, кто слушает объяснения нового материала, а кто только притворяется, что слушает и т. д. Такой учитель будет Способный привлечь всех учеников класса, не прибегая к методам принуждения, поможет каждому ученику проявить собственную активность, свою инициативу.

Но быть наблюдательным не значит все исправить, как в фильме, и на все нужно реагировать. Сдержанный учитель знает, как все видеть, но не все замечать. Если бы мы реагировали на все, что делается в классе, у нас не было бы ни сил, ни времени. Такое идеальное состояние, когда студенты внимательно слушают объяснения, далеко не всегда так.

Бестактный учитель вместо того, чтобы фокусировать внимание учеников на качестве урока, начинает концентрироваться на каждом случае невнимательности. Как будто он специально ходит по классу, внимательно смотрит на то, что может быть ошибочным. "Где ты смотришь? Где твои руки? Что ты там держишь? Дай мне здесь!" С такими и подобными замечаниями он все время прерывает свой урок. Такой учитель наблюдателен, но бестактен! Сдержанный учитель может не только видеть, но и умело реагировать, и ничего не замечать. Наблюдательный учитель, даже с дружелюбным отношением к ученикам, может вести себя бестактно. Например, он может похвалить ученика, который этого не заслуживает, и, наоборот, ругать невинного ученика, не замечая его ошибки. Такой учитель долго помнит имена учеников, смущает их, не знает парней лично, у него всегда возникают конфликты из-за оценок. Иногда вы даже можете встретиться с руководителями классов, которые, помимо общих данных, ничего не могут сказать о своих учениках. Для них студенты - это олицетворение пентад или двойок, дисциплинированного или недисциплинированного поведения. Ученики не уважают ненаблюдающих учителей и часто шутят о них (они отвечают один за другим, не дают свои тетради для проверки, они убеждены, что не объяснили им этот материал и т. д.).

Внимательность. Известно, что ученики болезненно реагируют на то, как к ним относится учитель, особенно когда они его любят и уважают. Их могут обидеть не только крик, незаслуженный упрек, несправедливый знак и т. д., Но и просто невнимательность, нежелание слушать, отвечать на их запросы, даже приходить или смотреть в их направлении. Известно, что некоторые ребята намеренно нарушают дисциплину, чтобы привлечь внимание учителя. Преподаватель должен не только объяснять ученикам новый материал, но и уметь их слушать. Это относится и к области педагогического такта.

Бестактные учителя не умеют слушать учеников. Некоторые из них не позволяют студентам выражать свои мысли, подсказывать им, заставлять их нервничать, в то время как другие все время молчат, стараясь не высказывать свое отношение к ответу. Ученикам с такими учителями сложно. Студенты часто говорят между собой: «Я хорошо знал эту тему, но биолог, вы знаете, кто он, не давал мне говорить. Если бы он не перебивал меня, я бы ответил на пятерку лидеров». - «А самое сложное - ответить на эту историю. Василий Степанович сидит как каменная женщина. Вы не знаете, правильно ли вы говорите или нет».

Плохо, как видите, оба. Мы спросили многих учеников, почему они любят своих учителей. Среди других ответов были такие: «И я люблю ее, потому что она внимательно слушает, когда ты говоришь с ней», «Она может говорить одинаково хорошо и слушать хорошо».

В какой бы форме ни проявилось невнимание к ученикам, это всегда негативно сказывается на их отношении к учителю.

Уверенность. Педагогический такт предполагает, что учитель верит в способности учеников. Каждый ученик должен быть уверен, что успех в школе зависит только от его желания и усердия.

Дети до сих пор не могут правильно оценить свои сильные стороны и возможности. Они полагаются на оценки взрослых, в частности, учителей, которым доверяют больше, чем себе. Поэтому учитель должен быть очень осторожен в оценке своих способностей. Конечно, не стоит преувеличивать способности студентов, но особенно не рекомендуется их недооценивать. Уверенность в учениках справедливо называют образовательным принципом Макаренко. Я не привожу примеры доверия, которое Макаренко оказывал по отношению к ученикам, только потому, что они давно известны. «Педагогическая поэма» - это поэма о вере в человека. Макаренко мог сказать самую горькую правду колонистам, но он никогда не оскорблял их своим недоверием. Особенно бестактно, что есть учителя, которые пессимистично относятся к будущему своих учеников и при любой возможности считают необходимым рассказать им об этом. Бестактность таких учителей часто граничит с прямым педагогическим преступлением.

Ученик VI класса за короткое время получил две двойки в истории. Учитель решил спросить его снова. И на этот раз студент ответил неудовлетворительно.

«Вы не способны ни на что», - говорит ему учитель. - Не вижу у вас VII класса, как уши.

В приведенном выше примере учитель, помимо вопиющей бестактности, допустил явную несправедливость. Он не обратил внимания на тот факт, что для учителя было важно, чтобы на этот раз ученик отвечал несколько лучше, не поддерживал и не укреплял свои первые успехи, не давал им должной оценки. Затем тактичный учитель обратится к такому оценочному мнению:

«На этот раз ты ответил гораздо лучше». Я убежден, что если вы продолжите пробовать этот путь, вы можете хорошо учиться.

Для опытных учителей доверять студентам - один из самых важных способов вовлечь их. Сдержанный учитель держит даже намеки на то, что он не верит в способности любого ученика.

Опытные учителя, чтобы привить или поддержать веру отдельных учеников в собственные силы, прибегают к методу преднамеренного преувеличивания своих первых успехов.

Справедливость. На вопрос, какие качества они больше всего ценят у своих учителей, ученики чаще всего отвечают: справедливость.

Студенты также могут простить справедливого учителя за его официальность, сухость и даже грубость. И если честный учитель также тактичен, весел, дружелюбен, то его авторитет в школе огромен.

Репутация несправедливого может быть усилена учителем не только потому, что он действительно несправедлив, но также потому, что ему не хватает педагогического такта в отношениях со студентами, который предусматривает такую ​​форму поведения, чтобы у детей и мыслей не возникало, что учитель может быть несправедливым.

Бестактность учителя может проявляться в непоследовательности или непоследовательности требований и оценочных суждений. Ученики говорят о непоследовательности учителя недаром: «Он сам не знает, чего хочет», «Он уже забыл, о чем говорил вчера», «Мы послушаем, что он скажет завтра» и т. д. Сначала. непоследовательность учителя удивляет учеников, затем раздражает их, выводит их из равновесия, и, в конце концов, они перестают слушать его и даже делают это вопреки.

Выдержка и самообладание. Для педагогического такта учителя его волевые качества, такие как выносливость и самоконтроль, имеют большое, а иногда и решающее значение. Конечно, это не значит, что учитель всегда должен быть абсолютно спокоен, что бы ни случилось. Иногда он может вспыхнуть и взорваться, как А.С. сказал. Макаренко, но он всегда должен контролировать такие вспышки. В состоянии, близком к влиянию, очень трудно принять правильное решение. Было бы излишним приводить примеры жестокой бестактности, которую допускают учителя, потерявшие выносливость и самообладание. Достаточно сказать, что вместе с потерей этих качеств учитель часто теряет свой авторитет и даже право на профессию.

В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-либо форме убеждения, которая позволяет учителю отложить свое решение, например: «И у меня будет отдельный разговор с вами», «Теперь у меня нет времени с вами общаться», "и т. д. Когда учитель, успокоившись, останавливается на каком-то решении, он всегда сможет найти причину, чтобы сообщить об этом решении ученику или всему классу.

Воздействие и самоконтроль должны постоянно находиться в активе учителя. Молодые неопытные учителя часто объясняют свои вспышки гнева состоянием нервной системы, что в большинстве случаев неверно. Опытные учителя, хотя их нервы не сильнее, чем у молодых, не выходят из себя. Дело, очевидно, не в нервах, а в большей ответственности за порученную задачу и в привычке сдерживать себя. Самоконтроль и выносливость развиваются так же, как и другие навыки.

Говоря о педагогическом такте как о навыке, нужно учитывать его оригинальность. Чтобы быть тактичным, недостаточно просто изучить ряд педагогических правил или техник. Педагогический такт - это постоянное творчество учителя. Абсолютно схожих случаев педагогического такта не бывает, так как нет абсолютно схожих детей.

Я также хотел бы сказать об обычной вежливости в отношениях со студентами. Невежливый учитель очень часто бестактен. Вежливость, а также педагогический такт, основаны на доброжелательном отношении к детям, чуткости к ним.

Бестактные учителя часто стремятся делать выводы о характере учеников, их привычках и навыках для каждого нарушения дисциплины, для каждой неудачной домашней работы, обращая внимание даже на их случайные неудачи, неправильно используемые слова и т. д. Поэтому неудивительно, что в На уроках таких учителей даже успешные ученики не проявляют особого желания отвечать, потому что знают, что это связано с риском обидеть. По той же причине они не обращаются к учителю, не просят его, они стараются не привлекать внимание учителя.

Педагогический такт требует, чтобы учитель мог предвидеть, как его замечание, оценка, требования и т. д. Воспримут ученики, которым они адресованы. Преподаватель должен понимать настроение, чувства и переживания учеников, прежде чем применять тот или иной метод воздействия на них. С детьми следует обращаться одинаково, а во многих случаях даже с большей осторожностью и деликатностью, чем со взрослыми. Учебный такт чаще всего нарушают именно те учителя, которые по какой-то причине считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т. д.

Важным для тактичного отношения учителя к ученикам является учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя.

Например, тактичный учитель должен знать, что ученики начальной школы теряются и хуже реагируют, когда учитель молчит и не проявляет никакого отношения к своему ответу, а ученики средних и особенно старших классов, наоборот, нервничают, когда их прерывают, им не позволено выражать мысль до конца. Также важно знать, что при разных типах темперамента вам нужен разный тон в разговоре (с флегматиком - твердым, с холериком - спокойным, с меланхоликом - мягким). Чем лучше учитель узнает характеристики своих учеников, тем меньше он допустит бестактность в отношениях с ними.

Напоследок несколько слов о роли психологических знаний в овладении педагогическим тактом.

Педагогический такт, как мы уже договорились, не является врожденным качеством человека. Он приобретается, как и любой другой навык. Но это не значит, что он придет сам, без какой-либо теоретической подготовки.

Педагогический такт преподавателя предусматривает наличие психологических знаний. Прежде чем стать практиком, писал К.Д. Ушинский, учитель должен многому научиться, подумать о цели, предмете и методах своей работы.

Вывод:

Педагогический такт как важная составляющая нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает особый элемент нравственного творчества - педагогический такт. Моральное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых наиболее важными являются такие, как понимание нормы и ее значения по отношению к обществу, профессии учителя; понимание сложных обстоятельств ситуации, условий ее возникновения; необходимость выбора наилучшего вида действия в соответствии с морально-педагогической нормой. Педагогический такт - это форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой мысли и действия совпадают. Такт - это моральное поведение, включая предвидение всех объективных последствий действия и его субъективного восприятия; в такте проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск.

Среди основных составляющих педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к человеку, высокие требования, умение выслушивать собеседника с интересом, уравновешенность и самоконтроль, деловой тон в отношениях, добросовестность без упорства, внимательность и чувствительность к людям

Педагогический такт - необходимое условие успешного обучения и воспитания. Проявление педагогического такта означает установление правильных отношений учителя с учеником.

Основными чертами педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочности; естественность, простота общения, недопущение знакомства и знакомства; целостность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чувствительность к людям, не подчеркивая этого; юмор и ирония, без насмешек; требовательность, без подавления и унижения человека; обучение студентов, не подчеркивая их превосходство в знаниях, умениях, способностях; слушать слушателей без выражения равнодушия; серьезность подхода к ответу учащихся независимо от его правильности и грамотности; умение учителей вести педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно быть обязанностью каждого учителя.