Связь эмоционального состояния личности с уровнем ее психического здоровья

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние
Массовые психические состояния и явления
Индивидуально-психологическая характеристика способов эмоционального реагирования
Эмоциональные предпосылки неустойчивого поведения личности


Введение:

В настоящее время в современной российской науке одним из актуальных предметов исследований является здоровье человека. Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социальных, природных, бытовых и многих других персонажей, что требует специальных мер по защите и укреплению психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях психического здоровья. В самом общем виде под ним, по-видимому, следует рассматривать нормальное течение психических процессов. Психическое здоровье является важной составляющей здоровья человека, поэтому неудивительно, что социальное, физическое и психическое здоровье тесно связаны.

Проблема со здоровьем относится к категории проблем, о которых все, кажется, знают - как поддерживать ее и как ее исправить. И они делают это так, как будто хотят улучшить свое здоровье лучше и лучше, но результат не всегда получается так, как мы ожидаем. Проблема в том, что трудно поддерживать гармонию процессов, происходящих в мозге, но именно эта гармония является важнейшим условием психического здоровья, ключом к успешной деятельности.

Проблема психического здоровья человека рассматривается на основе теории эмоций Джеймса - Ланге и А. Адлера; Отношение к здоровью задействовано В.М. Смирнов и Т.Н. Резников, который в 1983 году ввел понятие «внутренняя картина здоровья». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как некий стандарт здоровья человека, который может иметь довольно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В.А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний здоровья человека, комплекса эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческих реакций, а с другой - как особого отношения к здоровью, выраженного в осознании его ценности и активно - позитивного желания его улучшить.

Практическая значимость работы заключается в изучении и анализе уровня психического здоровья студентов. В ходе исследования мы выявим уровень психического здоровья студентов, самореализацию личности и общее психологическое состояние двух групп студентов разных факультетов.

Структура работы:

Цель: проанализировать эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья.

Научно-исследовательские цели:

  • Проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
  • Выберите методы и проведите исследование;
  • Проанализируйте результаты и сделайте выводы.

Объект исследования: уровень психического здоровья студентов.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, метод математической обработки данных.

В исследовании использовались следующие методы: диагностика личности, актуализация личности А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина, грубая оценка эмоционального благополучия.

Теоретические аспекты влияния эмоций на психическое здоровье

Психическое здоровье

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. На каждом из этих уровней здоровье человека имеет свои особенности.

Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического баланса функций всех внутренних органов, их адекватной реакции на воздействия окружающей среды.

Здоровье на социальном уровне связано с личностью других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от морального здоровья общества. На социальное здоровье влияют родители, друзья, близкие, одноклассники в школе, сокурсники в университете, коллеги по работе, соседи по дому и т. д.

Здоровье на ментальном уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевой и мотивационно-необходимый, от развития самоидентификации и осознания ценности личного здоровья и здорового образа жизни. 

Различие между социальным и психическим здоровьем является условным: психические свойства личности не существуют вне системы социальных отношений. Человек - это социальное существо, общество влияет на развитие личности; Более того, это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и безопасно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Отсутствие воспитания и неблагоприятные воздействия окружающей среды могут привести к деградации личности, и в этом случае ее отношение к себе, другим людям, к деятельности и общению изменится.

Человек с развитым самосознанием, независимый и ответственный, может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать целей и оставаться здоровым физически, умственно и социально.

Долгое время ценности личности, в том числе здоровье, не были приоритетными в нашем обществе. Здоровье было определено экспертами как «отсутствие болезней». Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье является условной концепцией, поскольку не существует постоянных критериев и показателей, применимых ко всем людям. 

Реализация идеи психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ответственность, а общества - пересмотра текущих приоритетов и традиций в области воспитания и образования, работы и отдыха.

Психическое здоровье, как и здоровье в целом, должно характеризоваться: отсутствием психических и психосоматических заболеваний; нормальное развитие психики; благоприятное функциональное состояние.

Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны, с врожденными характеристиками психики, а с другой - с факторами, влияющими на жизненный процесс - чрезмерным психическим стрессом, вызывающим стресс и психологическую травму. И то, и другое может вызвать низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватное поведение и деформацию концепции «Я». 

На формирование психического здоровья влияет воспитание в семье. Отсутствие надлежащего эмоционального контакта между родителями и ребенком в раннем детстве - эмоциональная депривация - приводит к выраженным недостаткам в эмоциональной сфере, к слабому интеллектуальному развитию. Воспитание чувств неразрывно связано с образом жизни семьи и, прежде всего, имитацией поведения родителей, чье хорошее отношение друг к другу и другим, помощь другим и забота приобретаются детьми. В результате неправильного воспитания формируются такие черты личности, как эмоциональная нестабильность. Эти черты характера усложняют общение человека с окружающими, а повышенная неконтролируемая эмоциональность может привести к формированию психопатий. 

Психологическая теория эмоций

Чисто психологические теории эмоций, которые не затрагивают физиологические и другие связанные с этим проблемы, на самом деле не существуют, а идеи, взятые из различных областей научных исследований, обычно сосуществуют в теориях эмоций. Это не случайно, поскольку эмоцию как психологический феномен трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и зачастую психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не только сопровождают друг друга, но и служат объяснением друг для друга.

Многочисленные физиологические изменения в организме сопровождаются любым эмоциональным состоянием. На протяжении всей истории развития этой области психологических знаний неоднократно предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с определенными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, которые сопровождают различные эмоциональные процессы, действительно различны. 

В 1872 году К. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая стала поворотным пунктом в понимании взаимосвязи между биологическими и психологическими явлениями, в частности телом и эмоциями. В нем доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но также к психологическому и поведенческому развитию живых существ, что нет непроходимой пропасти между поведением животного и человека. Дарвин показал, что во внешнем выражении различных эмоциональных состояний, в движениях экспрессивного тела у антропоидов и слепорожденных много общего. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции возникали в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Согласно Дарвину, телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, являются ничем иным, как остатками реальных адаптационных реакций организма.

Идеи Ч. Дарвина были приняты и развиты в другой теории, широко известной в психологии. Его авторами были В. Джеймс и К. Ланге. Джеймс считал, что определенные физические условия характерны для различных эмоций - любопытство, энтузиазм, страх, гнев и волнение. Соответствующие телесные изменения назывались органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения в соответствии с теорией Джеймса-Ланге являются основными причинами эмоций. Отраженные в голове человека через систему обратной связи, они генерируют эмоциональный опыт соответствующей модальности. Сначала под влиянием внешних раздражителей происходят характерные для эмоций изменения в организме, и только потом, как следствие, возникает сама эмоция. 

Альтернативная точка зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов была предложена В. Кенноном. Он одним из первых обратил внимание на тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и недостаточны по разнообразию, чтобы полностью удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояния которых Джеймс и Ланге связывают возникновение эмоциональных состояний, кроме того, являются довольно нечувствительными структурами. Которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Сильнейшим контраргументом Кеннона в теории Джеймса-Ланге было следующее: искусственно вызванное прекращение подачи органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Следуя теориям, которые объясняют связь между эмоциональными и органическими процессами, появились теории, которые описывают влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, выявляя на нее определенный эффект в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Хебб смог экспериментально получить кривую, выражающую взаимосвязь между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Полученная кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью человеческой деятельности существует изогнутая «колоколообразная» связь. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека существует оптимальная эмоциональная возбудимость, обеспечивающая максимальную эффективность в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от характеристик выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от личности человека, включенного в нее, и от многих других вещей. Слишком слабое эмоциональное возбуждение не обеспечивает надлежащей мотивации для деятельности, а слишком сильное разрушает ее, дезорганизует и делает ее практически неуправляемой.

У человека динамика эмоциональных процессов и состояний не менее важна, чем органические и физические эффекты, которые играют когнитивно-психологические факторы. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у людей динамическими характеристиками когнитивных процессов.

Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. По ее словам, положительный эмоциональный опыт возникает у человека, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления реализуются, то есть когда фактические результаты деятельности соответствуют намеченным, соответствуют им или, что то же самое, в созвучии Негативные эмоции возникают и усиливаются, когда есть несоответствие, несоответствие или диссонанс между ожидаемыми и фактическими результатами деятельности.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно воспринимается человеком как дискомфорт, и он стремится избавиться от него как можно скорее. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: либо изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали фактически полученному результату, либо попытаться получить новый результат, который соответствовал бы предыдущим ожиданиям.

В психологии теория когнитивного диссонанса часто используется для объяснения действий человека, его действий в различных социальных ситуациях. Эмоции считаются основным мотивом соответствующих действий и действий. Основным когнитивным факторам отводится гораздо большая роль в определении поведения человека, чем органических изменений. 

Доминирующая когнитивная направленность психологического исследования привела к тому, что сознательные оценки, которые человек дает ситуации, также рассматривались как эмоциональные факторы. Считается, что такие оценки напрямую влияют на характер эмоционального опыта.

В том, что было сказано, об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамике способствовали В. Джеймс, К. Ланге, В. Кеннон, Д. Хебб и Л. Фестингер, С. Шехтер. Концентрация эмоций, предложенная С. Шехтером, была названа когнитивно-физиологической.

Согласно этой теории, в дополнение к воспринимаемым стимулам и вызванным ими телесным изменениям на возникшее эмоциональное состояние влияет прошлый опыт и его оценка текущей ситуации с точки зрения его интересов и потребностей. Косвенным подтверждением правильности когнитивной теории эмоций является влияние словесных инструкций на опыт человека, а также дополнительная эмоциональная информация, предназначенная для изменения оценки человеком ситуации.

Характер и интенсивность эмоциональных переживаний зависит от того, как их переживают окружающие. Это означает, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, а у человека, в отличие от животных, качество коммуникативных эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья

По словам З. Фрейда, благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и работать. Большинство психологов используют разные термины в своих определениях, но значение последних остается неизменным. Таким образом, Эриксон указывает на достижение близости и генеративности как вехи успешной взрослой жизни. Другие говорят о принадлежности к группе и личных достижений, в то время как другие говорят о социальном признании и компетентности в бизнесе. Таким образом, успех жизненного пути взрослого тесно связан с его семейными отношениями, работой и эмоциональным состоянием. 

Важнейшая задача, стоящая перед человеком в молодости и в раннем взрослом возрасте, - установить его идентичность в близких отношениях с другими людьми и на работе.

Самореализуясь, человек приобретает свою индивидуальность, которая служит источником эмоционального благополучия и переживания счастья.

Тенденция самоактуализации связана с процессом формирования «Я-концепции» личности, которая особенно активна в раннем взрослом возрасте. «Я - концепция» человека - самооценка, система отношений относительно моей собственной личности. Я - концепция формируется в связи с самореализацией личности, стремление к актуализации является мотивирующим стимулом для развития Я - концепции.

Разница между самооценкой и самооценкой заключается в том, что самооценка взрослого не всегда соответствует его собственному я - образу, отражающему в основном личные переживания. Конгруэнция Я-концепции - соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет расхождений между переживаниями человека и его Я-концепцией, - достигается посредством самореализации. 

Таким образом, состояние гармонии между самооценкой человека, его потенциалом («ядром» Я-концепции) и Я-образом (непосредственно из-за того, что человек также вызывает чувства, которые это вызывает) - конгруэнтность Я-концепции, достигается путем самореализации. Именно чувство баланса, гармонии, соответствия между потенциалом человека и реальной реальностью является условием эмоционального благополучия, фактором, определяющим ощущение счастья.

На основании теоретического анализа различных подходов к проблеме счастья и эмоционального благополучия, которое ее определяет, можно сделать вывод, что глубочайший смысл человеческой жизни заключается в реализации потенциала, заложенного в нем изначально. Движение по пути самовыражения приносит счастье человеку. Осознавая себя в деятельности или в активной любви, он находит источник величайшего удовлетворения и радости. Желание реализовать свой потенциал является фактором, определяющим развитие счастливой личности.

Определение «здоровье» как один из его основных элементов включает состояние психического благополучия. Психическое состояние человека оказывает значительное влияние на многие аспекты его здоровья, оно определяет умственную и физическую активность, а также производительность, поскольку оно непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Важным проявлением психического благополучия является состояние эмоциональной сферы человека. Эмоциональная стабильность полностью проявляется в душевном равновесии.

Эмоциональные переживания являются внешними проявлениями психического состояния человека и в то же время оказывают значительное влияние на внутренние физические функции. У психически здорового человека преобладает хорошее (оптимистичное) настроение.

Эмоциональные реакции проявляются в форме субъективных переживаний, отношения ко всему, что человек знает и делает, к тому, что его окружает. Эмоциональные реакции могут иметь различный цвет: радость или грусть, восторг или разочарование, жалость или агрессивность, боль или стыд.

Эмоциональные реакции людей на одну и ту же ситуацию различны (субъективны): разные люди по-разному испытывают и выражают свои эмоции. Это определяется как минимум двумя причинами: с одной стороны, генетической обусловленностью, а с другой - приобретенным жизненным опытом. 

Длительные отрицательные и непрореагировавшие эмоции могут в высшей степени истощать организм человека, вызывая неблагоприятные последствия для здоровья человека. Но в то же время их полное отсутствие также вредно для организма. Все зависит от интенсивности и продолжительности эмоциональных переживаний.

Здоровая эмоциональная психика характеризуется положительным эмоциональным состоянием как устойчивый характер реакций на различные события и факты. Доминирующее эмоциональное состояние - это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми его составляющими. Именно эмоциональное состояние оказывает сильное влияние на психическое здоровье и является его надежным показателем эмоционального благополучия, поэтому отрицательное эмоциональное состояние является показателем ухудшения психического здоровья и общего состояния здоровья.

Из всех эмоциональных явлений настроение является наиболее неопределенным. В повседневном сознании это часто понимается как хорошее или плохое «настроение», настроение человека в данный момент общаться, что-то делать, соглашаться или не соглашаться. Настроение предрасполагает человека к переживанию определенных эмоций. Настроение может быть связано с биохимическими изменениями в организме, в то время как внутренние биохимические изменения сами по себе не могут вызвать такие специфические эмоции, как ревность и гордость.

Некоторые авторы предпочитают не говорить о настроении; вместо этого они используют термин «эмоциональный фон», который отражает общее глобальное отношение человека к окружающей обстановке и к самому себе.

Настроение у большинства характеризуется: слабой интенсивностью; значительная продолжительность; неизвестность его причины.

Слабая интенсивность и связанная с этим плохая осведомленность являются характеристиками настроения. Настроение можно осознать не только как неразделенный общий эмоциональный фон, но и как отчетливо узнаваемый опыт (скука, тоска, грусть, радость). Таким образом, настроение может быть реализовано как отчетливо и нечетко. Настроение связано со всеми переживаниями индивида и определяется как совокупность отдельных психических состояний, одно из которых, как правило, доминирует и придает психической деятельности человека определенный цвет.

Влияние на деятельность человека. Любое эмоциональное состояние влияет на поведение и деятельность человека. Функция настроения - информировать об общем состоянии и потребностях человека. Настроение стимулирует человека к такому поведению, которое улучшило бы его гедонистический тонус. Настроение действует как контекст, постепенно трансформируя нашу реакцию на события.

Продолжительность настроения. А. Г. Маклаков исследует настроение «хронического» эмоционального состояния, которое окрашивает все человеческое поведение. Однако настроение хроническое только при патологии, например, как патологическое депрессивное состояние. Если говорить о норме, то это скорее эмоциональная черта личности - оптимизм или пессимизм. 

Осознание причин настроения. Причина настроения не всегда распознается, поэтому часто настроение воспринимается как неосознанное. Настроение отражает бессознательную обобщенную оценку того, как развиваются обстоятельства. Что касается неоднозначности во многих случаях причин настроения, то это может быть связано с тем, что настроение захватывает след пережитых, часто мимолетных эмоций.

В структуре настроения различают пять компонентов: реляционное (оценочное), эмоциональное, когнитивное, мотивационное и физическое благополучие. Реляционный компонент связан с отношением человека к тому, что происходит с ним и вокруг него. Он включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и самопринятия, удовлетворенности отношениями с окружающим миром, объектами, людьми. В этом компоненте особую роль играет соответствие или несоответствие воспринимаемого и желаемого.

Эмоциональный компонент характеризуется доминирующей эмоцией. При формировании фактического и относительно стабильного состояния различные чувства и переживания сочетаются с различным воздействием на чувственный тонус. Существует эмоциональная доминанта, то есть эмоциональная составляющая настроения. Это также включает в себя ощущения физического благополучия - физического комфорта и дискомфорта. Таким образом, получается, что эмоциональная составляющая настроения является неотъемлемой характеристикой эмоций, испытываемых человеком в течение определенного периода времени, как положительных, так и отрицательных.

Когнитивный компонент настроений формируется путем интерпретации текущей жизненной ситуации, полноты ее понимания, прогноза перспектив развития ситуации, интерпретации и оценки ее физического и духовного здоровья, а также прогноза ее динамики. Когнитивный компонент включает в себя самооценку. 

Мотивационная составляющая настроения. Процесс мотивации, его интенсивность и характер хода в значительной степени определяют интенсивность эмоциональных процессов, степень выраженности реакций на ситуацию и развитие событий.

Компонент физического благополучия отражает органическое благополучие, тонус жизнедеятельности организма и те локальные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.

Типы настроений. Отличительные типы настроений подчеркивают индивидуальность эмоциями. Настроение может быть хорошим, оптимистичным и плохим, подавленным. В первом случае, с его устойчивым проявлением, они говорят о гипертимии, то есть высоком настроении. Для него характерны восторг, веселье, бодрость с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянные проявления гипертимии характеризуются гипертимией. Это эмоциональный стереотип поведения, который с острой строгостью может привести к некритическому проявлению активности: человек требует больше, чем может и может сделать; он стремится к тому, чтобы все взять, научить всему, стараясь привлечь к себе внимание любой ценой. Такой человек часто "воспитывается". 

Второе проявление хорошего настроения - эйфория. Характеризуется небрежностью, небрежностью, безмятежностью, самодовольством и в то же время равнодушным отношением к серьезным аспектам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает наркотическими свойствами: оно активизирует психику, и человек к этому привыкает.

Часто они воспринимают свое настроение, жизненную силу как настроение, поэтому говорят о хорошем настроении. Понятное настроение, по сути, вообще не связано с эмоциональной сферой человека, а характеризует энергетический потенциал человека.

Человек - это социальное существо, общество влияет на развитие личности; Более того, это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и безопасно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности.

Психическое здоровье, как и здоровье в целом, должно характеризоваться: отсутствием психических и психосоматических заболеваний; нормальное развитие психики; благоприятное функциональное состояние.

Эмоциональная стабильность полностью проявляется в душевном равновесии. Эмоциональные переживания являются внешними проявлениями психического состояния человека и в то же время оказывают значительное влияние на внутренние физические функции.

Успех жизненного пути взрослого тесно связан с его семейными отношениями, работой и эмоциональным состоянием.

Важнейшая задача, стоящая перед человеком в молодости и в раннем взрослом возрасте, - установить его идентичность в близких отношениях с другими людьми и на работе.

Самореализуясь, человек приобретает свою индивидуальность, которая служит источником эмоционального благополучия и переживания счастья.

Чувство баланса, гармонии, соответствия между потенциалом человека и реальной реальностью является условием эмоционального благополучия, фактором, определяющим ощущение счастья.

Доминирующее эмоциональное состояние - это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми его составляющими. Именно эмоциональное состояние оказывает сильное влияние на психическое здоровье и является его надежным показателем эмоционального благополучия, поэтому отрицательное эмоциональное состояние является показателем ухудшения психического здоровья и общего состояния здоровья.

Любое эмоциональное состояние влияет на поведение и деятельность человека. Функция настроения - информировать об общем состоянии и потребностях человека.

Эмоциональные реакции проявляются в форме субъективных переживаний, отношения ко всему, что человек знает и делает, к тому, что его окружает. Эмоциональные реакции могут иметь различный цвет: радость или грусть, восторг или разочарование, жалость или агрессивность, боль или стыд.

Эмоциональные реакции людей на одну и ту же ситуацию различны (субъективны): разные люди по-разному испытывают и выражают свои эмоции. Это определяется как минимум двумя причинами: с одной стороны, генетической обусловленностью, а с другой - приобретенным жизненным опытом.

Экспериментальное изучение эмоционального благосостояния и личной самоактуализации

Организация исследования

Для эмпирического исследования были выбраны и проведены следующие диагностические методы: «Диагностика самореализации личности» А. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина и «Индикативная оценка эмоционального благополучия» у студентов разных специальностей. Выборка исследования составила 39 студентов (25 девочек и 14 мальчиков).

Методика «Диагностика самореализации личности» А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина предлагает из двух версий высказываний выбрать тот, который более точно соответствует теме. Методика включает в себя 3 шкалы: временная ориентация, автономия, аутосимпатия. Шкалы автономии и автосимпатии содержат 10 вопросов каждый, а шкала временной ориентации - 15 утверждений. Чтобы получить сопоставимые результаты, количество точек на первых двух шкалах следует умножить на 1,5.

Используя методологию «Индикативная оценка эмоционального благополучия», было предложено оценить уровень психического здоровья студентов. Методология имеет 12 утверждений, каждое из которых оценивается в определенной степени. 

Результаты методов были обработаны и интерпретированы в соответствии с «ключом».

Результаты исследований


Студенты получают положительные эмоции, но могут получать гораздо больше радости от жизни. Можно отметить, что процент девушек с показателем эмоционального благополучия: «недостаточно», незначителен, но выше, чем у мальчиков, возможно, это связано с тем, что девочки не полностью удовлетворены собой.

Изучив самореализацию личности студентов специальности «Психология», можно отметить, что существуют различия между показателями девочек и мальчиков, которые они дали при оценке по шкалам. Во-первых, показатели по шкале «временной ориентации» выше среди юношей, чем у девушек, это говорит о том, что психологи склонны сравнивать результат с прошлым опытом, в то время как юноши с факультета психологии могут наслаждаться моментом. Во-вторых, сравнение показателей по шкале «автономии» показало, что для молодых мужчин характерно более выраженное стремление к независимости. Это указывает на то, что молодые люди факультета психологии способны принимать решения быстро, без колебаний. Девушки, как правило, прислушиваются к мнению других людей. В-третьих, показатели по «автосимпатической» шкале выше для девочек-психологов, чем для мальчиков, что говорит о том, что девочки, в отличие от мальчиков, уделяют больше внимания себе, своему внутреннему состоянию, эмоциям и чувствам, что они переживают.

Девочки и мальчики по специальности «Управление организацией» испытывают недостаточное эмоциональное благополучие. Они, вероятно, не испытывают достаточной радости от положительных сторон жизни. С одной стороны, студенты уважают себя, но недооценивают себя как личности. Лишь в некоторой степени выполняется одно из важнейших условий психического благополучия - насыщение себя и других положительными эмоциями.

Результаты исследования самоактуализации личности студентов специальности «Управление организацией» показали, что для юношей показатели трех шкал находятся в диапазоне средних баллов, а для девушек - высокий показатель по Шкала «автономии». Интересно, что результаты по шкалам «ориентация во времени» и «автосимпатический» примерно одинаковы, но у юношей показатели несколько выше. Это говорит о том, что студенты не погружены в прошлый опыт, не сбрасывают со счетов будущие события. Студенческие менеджеры считают себя независимыми и ответственными людьми, имеют самообеспечение. Выяснилось, что рейтинг по «автосимпатической» шкале имеет высокий показатель для молодых менеджеров, что свидетельствует о позитивном «Я концепт» и высокой самооценке, а не способности к критическому самовосприятию.

Шкала «ориентация во времени» среди студентов-психологов и менеджеров имеет примерно одинаковое значение. Это говорит о том, что студенты живут в настоящем, «здесь и сейчас», не откладывают свою жизнь на потом, наслаждаются моментом, не погружаясь в прошлый опыт.

Показатели по шкале «автономия» находятся на том же среднем уровне. Студенты с такими показателями недостаточно зрелы, им не хватает свободы и независимости, но это не значит, что им нужно отчуждение и одиночество.

Аутосимпатия является естественной основой психического здоровья и целостности личности. Показатели по этой шкале примерно одинаковы, но у студентов-психологов они ниже, у таких людей больше шансов быть более чуткими и оказывать более эмоциональную поддержку другим людям, то есть сосредоточиться на среда. У студентов-менеджеров показатели по «автосимпатической» шкале выше, чем у психологов, это свидетельствует о адекватной самооценке и сосредоточенности на себе. У всех студентов есть общепризнанное «Я концепция».

Таким образом, исследование грубой оценки эмоционального благополучия показало, что студенты-психологи и менеджеры недостаточно оценивают свое эмоциональное благополучие, то есть их можно назвать не очень счастливыми, и, по-видимому, студенты недостаточно удовлетворены себя и недооценивать себя как личности. Эмоциональное состояние студента-психиатра выше, чем у менеджеров, возможно, потому, что психологи чувствуют себя более тонко и способны наслаждаться мелочами.

Так, изучение эмоционального благополучия и самореализации личности студентов разных специальностей показало, что все студенты не имеют высокого уровня эмоционального благополучия, возможно, из-за того, что они не являются зрелыми людьми, они не хватает автономии, свободы выбора. Студенты хорошо ориентируются во времени, они не живут прошлым и довольны текущим моментом, который позволяет им сформировать адекватную самооценку и позитивное «я концепция».

Вывод:

Эмоции являются отражением наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно по праву говорить о психическом или эмоциональном здоровье как о синонимах. Эмоции играют очень большую роль в формировании личности, можно даже сказать, ведущую роль, так как они возникают в зависимости от уровня (значимости) потребностей личности и вероятности их удовлетворения. Для оптимального развития личности необходим соответствующий баланс положительных и отрицательных эмоций.  

Показателями психического здоровья является эмоциональное благополучие человека. Эмоционально процветающий человек обладает разумной степенью независимости и способен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать своим собственным планам. Люди не рождаются эмоционально благополучными. Они идут в это состояние, преодолевая жизненные трудности.

В нашем исследовании мы подтвердили гипотезу о том, что эмоциональное благополучие влияет на психическое здоровье. Установлено, что студенты разных специальностей («Психология», «Управление организацией») обладают достаточным уровнем эмоционального благополучия, что помогает им найти правильный выход из сложной ситуации. В каждой неразрешимой ситуации они видят положительные моменты. Студенты - несколько зрелые люди, они способны принимать решения и нести ответственность за свои действия.

Человек на протяжении всей своей жизни стремится к самореализации. Одним из признаков развития себя как личности является самостоятельность. Свобода без ответственности за себя, за ваши решения и действия превращается в иллюзию свободы. Ответственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исключает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социального роста. Недостаточная самооценка, плохая ориентация во времени ограничивают человека в достижении эмоционального благополучия. Настойчивость в преодолении трудностей, поддержание веры в себя, уверенность в себе, своих способностях, совершенствование умственной саморегуляции, постоянный довольно высокий уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни.

Эмоциональное благополучие является психическим компонентом психического здоровья, без сомнения, основным фактором, определяющим качество нашей жизни. Личное счастье человека, его профессиональные успехи, отношения с другими людьми и все аспекты физической составляющей здоровья во многом зависят от него.