Свободные экономические зоны в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Центральные банки и их роль на примере   
Рынок ценных бумаг и его регулирование 
Рынок труда и его регулирования
Лизинг: мировой опыт и его значение для России 


Введение:

Создание свободных экономических зон является эффективным направлением развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированным, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. В то же время система льгот, устанавливаемая в свободных экономических зонах, должна быть достаточно индивидуальной и тесно связанной с программами, реализуемыми на ее территориях.

В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики.

В мировой практике существует много видов свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть направлены на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, включая импортозамещение, или на внедрение и развитие любых новых разработок. В соответствии с этими задачами их можно широко подразделить на зоны торгово-производственного и технико-внедренческого типа, а также на сложные.

Свободные экономические зоны существуют более чем в 120 странах мира, что стимулирует рост экспорта и занятости в этих странах. По мнению экспертов, к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мировой торговли. Их роль в мировой экономике постоянно растет.

Цели создания свободных (особых) экономических зон разнообразны: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности отдельных отраслей, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние годы стало ясно, что общий режим регулирования экономической деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая стоимость долгосрочных финансовых ресурсов для большинства компаний, непропорционально высокая налоговая нагрузка в секторах, производящих неосновные продукты) настолько неблагоприятны для инноваций и развития сложных видов услуг, что нельзя обойтись без отдельных мер их поддержки. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регулирующей сферах, которые сегодня могут быть полностью реализованы только в зонах с особым экономическим режимом.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым направлениям для бизнеса: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны весьма привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так уж велик. На сегодняшний день Россия создала или планирует создать свободные экономические зоны практически всех основных типов, распространенных в мире: промышленное производство, технические инновации, туризм и отдых, порт.

Объектом курсовой работы являются свободные (специальные) экономические зоны, как важный экономический институт для интеграции национальной экономики в мировую.

Предметом являются экономические отношения производства и распределения необходимого и прибавочного продукта между субъектами хозяйствования различных организационно-правовых форм.

Цель данной работы - проанализировать особые экономические зоны, которые существуют или планируются в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, включают изучение характера и типов свободных экономических зон, а также анализ опыта стран, в которых действуют свободные экономические зоны.

 

Свободные экономические зоны: сущность, виды и цели создания

 

Понятие «свободная экономическая зона» носит коллективный и условный характер. По мнению экспертов Центра транснациональных корпораций ООН, в настоящее время существует не менее 30 различных определений этой концепции. Все они отражают беспошлинный или преференциальный режим ввоза и вывоза товаров в зону, его определенную изоляцию в экономических, торговых, валютных и финансовых отношениях с остальной частью страны, а также тесную связь с миром. 

«Большой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть территории национального государства, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т. д.), которые создает условия для промышленного развития и инвестирования иностранного капитала.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) являются важным институтом мировой экономики, особой формой международной экономической интеграции.

Предлагается следующая классификация свободных экономических зон с учетом характеристик каждой зоны, что позволяет идентифицировать их следующую типизацию, но уже на уровне наиболее значимых характеристик. В то же время наиболее важные особенности ОЭЗ рассматриваются в следующих аспектах:

  • С точки зрения конкретной экономики - организационные формы экономической деятельности, которые имеют преимущества в ее пределах;
  • С точки зрения размещения производительных сил на территории страны;
  • С точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного в СЭЗ;
  • С точки зрения способности распространять экспансию и распространение ее границ на другие смежные сферы экономики, отрасли, территории.

В первом аспекте свободные экономические зоны можно определить как неотъемлемую часть экономического комплекса страны, которая на данном этапе специально выделяется из общего экономического контекста как приоритетная, обеспечивая производство и распределение общественного продукта, включая иностранный продукт, с целью достижения определенной конкретной цели в социально-экономическом развитии. Все существующее разнообразие свободных экономических зон соответствует этому определению. Независимо от того, на чем они сосредоточены в своей деятельности, зона всегда решает одну или несколько социально-экономических проблем, специально предназначенных для нее.

Интересно отметить, что при создании любого типа СЭЗ создаются такие условия, при которых производственная инфраструктура, адекватная современной мировой экономической сфере, достаточно быстро созревает. В экономической зоне, по мнению Е.Г. Кочетов не только являются предпосылками для технической чувствительности, согласованности инфраструктур с импортным оборудованием, импортными комплектующими, но и условиями для технического оборудования, то есть вся технологическая цепочка привита к этой инфраструктуре.

СЭЗ характеризуется развитием международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только постоянному завершению инфраструктурных частей в СЭЗ, необходимых для данного уровня развития, но и устранению мертвых звеньев управления технологические цепочки и т. д. Это означает последовательную, устойчивую оптимизацию экономического комплекса СЭЗ и его интеграцию как в национальную, так и в мировую экономику.

Рассматривая СЭЗ с точки зрения размещения производительных сил, следует иметь в виду, что, определяя ту или иную часть территории страны как свободную экономическую зону для достижения конкретной цели, государство достигает ее путем разработки конкретных промышленности там. В то же время он использует имеющиеся там факторы производства и привлекает недостающие как со своей территории (например, рабочей силы), так и из других стран (капитал, технологии). Результатом такой государственной деятельности являются неизбежные изменения в распределении производительных сил, экономического потенциала отдельных регионов и всей страны в целом.

Эта характеристика, как и предыдущая, присуща всем разновидностям СЭЗ.

Для СЭЗ характерны особые, по сравнению со всей страной, экономические отношения производства и распределения необходимого прибавочного продукта, произведенного на его территории. Эти отношения могут быть определены как преднамеренно видоизмененные в сравнении с господствующими в данной стране.

Однако, данная характеристика менее универсальна, чем две предыдущие. Она приложима только к тем зонам, которые создаются в переходных экономиках. Но при этом не важно, от какой экономике к какой происходит переход.

На первое место ставятся отношения распределения, а не производства, поскольку именно они присущи всем без исключения типам СЭЗ. Именно в таком контексте такой признак присущ любой разновидности свободных экономических зон. В основе любого вида зоны обязательно лежат экономические отношения, связанные с распределением и производством необходимого и прибавочного общественного продукта, причем такие отношения, которые отличаются от общего экономического контекста данной страны. И это отличие осуществлено государством преднамеренно для достижения определенных целей – будь то привлечение иностранного капитала или товарной массы, увеличение валютных поступлений или повышение степени занятости, стимулирование экспорта или развитие производства в целом и т.д.

Еще одна, общая для всех СЭЗ, черта, характеризующая их, - это способность к диффузному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею, непосредственно или опосредовано, хозяйственные сферы, отрасли, территории.

Эта черта проистекает из того, что, несмотря на определенную обособленность, СЭЗ всегда остаются неотъемлемой частью национального хозяйственного организма. Поэтому все последствия их должны отразиться и отражаются на национальной экономике. В частности, стихийность, отсутствие проработки динамики (этапности) в формировании экономических зон могут приводить к негативным последствиям в самой зоне и в экономике всей страны. Положительное диффузное воздействие СЭЗ проявляется в преобразовании территории зоны и отраслей, на них развивающихся, подтягивании их к мировому уровню не только в техническом плане, но и в других отношениях. Тем самым, способствуя интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже друг их странах.

Практически во всех определениях СЭЗ содержится признак, характеризующий их границу. Этот признак является одним из существенных. Поскольку, как бы не организовывалась экономическая зона, она всегда отделена от остальной страны (прежде всего, от ее экономики) таможенной границей. Это зафиксировано в широко признанном определении свободной зоны (или зоны – франко), данном в VIII приложении к Киотской конвенции 1973г, где она понимается как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Причем главным является не наличие границы, а то, ради чего она создается, а именно – ради предоставления льгот инвесторам зоны. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

Обобщив выше изложенные принципы можно определить СЭЗ как суверенную территорию государства (государств), являющуюся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно – экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению и распространению ее границ. 

При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста – определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно – техническую.

Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранного и отечественного капитала, повышение конкурентоспособности национального производства, рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранного и отечественного капитала, повышение конкурентоспособности национального производства, рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.

В рамках социальной цели решаются следующие задачи:

  • создание новых рабочих мест и рост занятости населения;
  • повышение квалифицированного уровня рабочих за счет использования мирового опыта;
  • повышение благосостояния и уровня жизни населения;
  • ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.

Производственная и научно – техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий, ускорение внедрения результатов НИОКР, концентрация научно – технических кадров и материально – финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, развитие производственно - транспортной инфраструктуры. 

Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:

выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам, в том числе:

  • внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
  • фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  • финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
  • административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
  • наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре. 

В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов – портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы значительно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики.

Смысл СЭЗ решается совокупностью решаемых задач, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее – средство, а не цель. Свободные экономические зоны призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство. 

 

Типы СЭЗ

 

В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения по определению и типологии особых экономических зон (СЭЗ). В мировой практике существует до двадцати пяти их разновидностей, перечислим основные из них.

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны.

К зоне свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. 

ЗСТ существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли. Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а так же для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Фактически таможенные склады предоставляют своим предприятиям – клиентам налоговые кредиты. Таможенные зоны предоставляют возможность ведения любой производственной и коммерческой деятельности. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В этих зонах разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В таких зонах наряду с коммерческими и складскими организациями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины "Дьюти фри", которые располагаются в крупнейших международных аэропортах. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров. 

Экспортно-производственные зоны (СЭПЗ) создаются исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни. 

Оффшорные зоны (от английского offshore – "вне берега") - это страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Такие зоны составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы. Это, а так же высокий уровень банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования, анонимность реальных владельцев компаний, привлекают клиентов в оффшоры. 

Научно – промышленные зоны, чаще именуемые технопарками или технополисами, специализируются на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон – те же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основное отличие НПЗ от СЭПЗ в том, что в экспортно-производственных зонах создавалось в основном крупносерийное, трудоемкое производство, а в технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. Наиболее известные технопарки: в США - "Кремниевая долина" (Силикон-Вэлли), в Англии - технопарк Кембриджского университета, в Китае - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (на базе Пекинского университета), в России - Международный центр развития науки и технологий (МЦРНТ) "Дубна", технополис "Зеленоград". 

Заслуживают особого выделения свободные экономические зоны, которые концентрируют банковские и страховые услуги на льготных условиях и обычно представляют сектор экспортно-производственных зон, где сосредоточены страховые и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. Этот тип зон также может включать в себя ОЭЗ для предоставления услуг отдыха и туризма, способствующих международному личному и деловому общению граждан. 

Новым явлением в практике создания особых экономических зон стало появление их нового типа - эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположены в развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные районы, районы с благоприятным климатом и потенциальными возможностями для отдыха. Важным отличием EER от других видов особых экономических зон является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. Экологические и экономические регионы специализируются на таких сферах бизнеса, которые не загрязняют природную среду, таких как туризм, отдых, денежные и финансовые операции, различные виды услуг (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн и т. д.), образование, и т.д. можно считать отдельными кантонами Швейцарии. В России Республика Алтай имеет статус EER. Эколого-экономический регион - это, во-первых, экспериментальная площадка для формирования экологической мини-модели будущего, где природа и человек гармонично существуют и взаимодействуют. Такая гармония обеспечивается экономической деятельностью человека, безопасной во всех отношениях, безопасной во всех отношениях. Во-вторых, это прообраз будущего духовного центра. Эти две задачи определяют рамки деятельности предприятий в EER. 

Наконец, типичными становятся сложные свободноэкономические зоны многофункционального характера, объединяющие различные сферы деятельности. Они характеризуются масштабом деятельности, большими объемами привлеченного капитала и более высокой концентрацией производства. Помимо обычных целей, стоит задача обеспечить большую открытость экономики, практический опыт управления экономикой в ​​рыночных условиях. (Рыбалкин). Сложные зоны формируются путем установления особых льгот по сравнению с общим режимом экономической деятельности в стране. В их функции входит развитие экспортно-ориентированного производства, финансовый рынок, страхование, связь, туризм и т. д.

Особое место во внешнеэкономической политике занимают формирование международных экономических зон, реализация международных программ развития приграничных регионов. Такие СЭЗ более полно отвечают современным условиям глобализации мировых экономических отношений, когда определенные экономические регионы стран непосредственно включены в их систему. Это создает новые возможности для эффективного внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик. Создание международных свободных экономических зон поможет значительно продвинуть проекты международного сотрудничества, будет способствовать постепенному формированию единого экономического пространства в согласованных правовых рамках. Возможны и другие подобные варианты, создающие предпосылки для развития некоторых политических узлов.

Первоначально свободные экономические зоны были ориентированы на решение проблем внешней торговли, но постепенно акцент в их деятельности сместился на производственные, научно-технические и инновационные цели. В соответствии с этим изменились конкретные формы СЭЗ: от внешнеторговой, таможенной и складской до экспортно-производственной, научно-технической, комплексной. 

 

Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон

 

Особенности создания и функционирования свободных экономических зон зависят от типа экономики страны, в которой они созданы. Рассмотрим ОЭЗ, созданные в странах с развитой рыночной экономикой, развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

СЭЗ в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда из-за характера и уровня развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако здесь наиболее развиты зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.

Начало современной свободной экономической зоны в странах с развитой рыночной экономикой было положено созданием в 1934 г. зоны внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданной в США для усиления внешнеторговой деятельности за счет снижения таможенных затрат на производство автомобилей. СЭЗ стальные склады, доки, аэропорты. Были импортированы беспошлинные товары, которые использовались для экспортного производства в зоне, и все таможенные процедуры были применены к товарам, которые шли на внутренний рынок США.

Позже, разработанной версией такой зоны была привилегированная зона, созданная в 1957 году. В Ирландии, в центре аэропорта Шеннон, чтобы обеспечить дополнительные 300 рабочих мест. Впоследствии СФАДКО, основанное в 1959 году парламентским законодательством, было поручено формировать «здоровое будущее» в регионе посредством развития промышленности, торговли и туризма с учетом специфики основных условий.

Результат этой зоны превзошел все ожидания. Последующее развитие первой торговой зоны привело к их развитию и созданию модели, которая наилучшим образом вписывается в экономику развитых стран с рыночной экономикой. В этих странах зоны свободной торговли никогда не рассматривались как зоны концентрации обрабатывающей промышленности, которая полностью экспортирует свою продукцию. Например, зоны свободной торговли, называемые в Соединенных Штатах "зонами внешней торговли" (OTC), расположены в стране, но юридически находятся за пределами их таможенной зоны.

Компании, работающие в ZVT, могут откладывать платежи (или вообще избегать их), снижать тарифы на товары, проходящие через зону, и т. Д. Эти товары можно приобрести для хранения, переупаковки, обработки и распределения. Они не являются объектами формального таможенного контроля, однако, если они доставляются из зоны в таможенную зону США, на них безоговорочно распространяются все предписанные таможенные процедуры. Перемещение товаров через зоны внешней торговли может происходить по разным направлениям - некоторые товары импортируются в зону и затем отправляются в третью страну или Соединенные Штаты, другие товары - произведенные внутри страны - отправляются в зону для «очистки». "их на экспорт до окончательного вывоза за границу

В настоящее время основным стимулом для создания таких зон является возможность значительно снизить тарифы на импортные детали и комплектующие для ряда отраслей (наиболее ярким примером является автомобильная промышленность).

Существует два основных типа ПОО: подзоны общего назначения (GP) и специального назначения (SP).

Зоны общего назначения контролируются таможней США и действуют на законных основаниях за пределами их таможенной зоны. Они обычно расположены в складских помещениях, вблизи доков, индустриальных парков и аэропортов. Компании имеют право вести бизнес в пределах GR-зон на постоянной или временной основе. Их операции могут включать производство, которое в основном осуществляется в SP-подзонах. Последние предоставляют возможность отдельным компаниям (как правило, крупным производителям), не адаптируясь к условиям и режиму GP-зон, тем не менее участвовать в зональная программа.

В настоящее время в Соединенных Штатах существует более 200 зон и подзон, которые создаются и управляются Департаментом внешнеторговых зон. С момента, когда Департамент выдает разрешение на создание зоны, до начала ее работы требуется от шести месяцев до трех лет. В некоторых случаях GP-зоны специально создаются только для того, чтобы открыть путь для некоторых SP-подзон, и после того, как эта задача решена, они остаются пассивными.

Зоны обработки экспорта США также имеют свою собственную версию. Они создаются как зоны предприятия. Бизнес-зоны - это особые территории (анклавы), на которых действующие предприятия получают определенные преференциальные права от местных, штатных и федеральных властей. Они создаются в экономически депрессивных районах крупных городов с высоким уровнем безработицы и обычно занимают площадь в несколько квадратных километров.

Экспортно – производственные зоны в США также имеют собственную версию. Они создаются как зоны предприятий. Зоны предприятий – специальные территории (анклавы), в которых действующие предприятия получают от местных, штатовских и федеральных властей определенные преференциальные права. Они создаются в экономически депрессивных районах больших городов с высоким уровнем безработицы и, обычно, занимают площадь в несколько квадратных километров.

При принятии решения о создании зоны предприятия, в каком – либо районе власти пользуются несколькими критериями. Основными, среди которых являются:

  • более 70% жителей района должны иметь доход на человека (семью) ниже 80% от среднегородского уровня;
  • процент безработицы в районе дожжен превышать городской уровень.

Зоны свободной торговли имеются практически во всех странах Западной Европы. В Германии находятся шесть городов-портов, являющихся свободными портами (Бремен, Бремерхафен, Куксхафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах производится погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение, сортировка, маркировка и продажа товаров, организуются выставки товаров и торги, ремонтируются суда, предоставляются банковские и страховые услуги. Портовые зоны в Германии могут быть отнесены к категории комплексных. Особый преференциальный режим на их территории создается, главным образом, путем отмены таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС), образуемую в результате доработки и переработки товаров на территории зоны-порта.

Важное место в странах развитой рыночной экономики занимают научно-технологические зоны.

В США этот тип зон представлен научными парками (НП). Для их со здания в стране существовали все необходимые предпосылки: наличие большого числа инновационных идей; доступ к источникам венчурного капитала; наличие развитой инфраструктуры НИОКР и промышленности; привлекательные условия жизни и отдыха.

Широкое применение технополисы получили также в странах Европы: Голландии, Великобритании, ФРГ и Японии. Такие зоны формируют научно – техническое ядро национальной, а иногда и мировой, экономики.

Наиболее показателен опыт научно – технических зон в Японии. Они начали создаваться в 80-х гг. по программе "Технополис", разработанной Министерством внешней торговли и промышленности Японии. В соответствии с этой программой предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 200 научно – технических зон, получивших название технополисов, которое расшифровывалось как город и прилегающая к нему территория. На этой территории должны быть размещены в органичном единстве предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной I производственной и социальной инфраструктурой. Программа "Технополис" рассматривалась правительством Японии как концепция, позволяющая заглянуть стране в XXI в. и как одна из наиболее эффективных стратегий ускоренного развития научно-технического потенциала страны, определяющего ее успехи в конкурентной борьбе на мировой арене. В ней ставились следующие цели: перераспределение промышленности из центра на периферию; переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий; интенсификация научных исследований на всей территории страны за счет активизации деятельности местных университетов; ускорение инновационного процесса и др. Она опиралась на "мягкую инфраструктуру" — развитие сети научных учреждений, средств обмена информацией и подготовку кадров, поскольку условиями получения статуса технополиса выступали такие требования, как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура и т.п.

Как и все СЭЗ, технополисы в Японии предполагали участие в них государственных и муниципальных органов, а также крупного частного капитала. С этой целью на их территории предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, относящимся к отраслям "высокой технологии", разрешалось списывать в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений; государство оплачивало треть расходов по совместному проведению исследований префектурными лабораториями и мелкими фирмами.

Как ни парадоксально, но перераспределения экономического потенциала страны в пользу отстающих районов (а это ключевая цель программы) так и не произошло. 

В развивающихся странах распространение получили экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение более высокой степени индустриализации страны, включение страны в мировое хозяйство, в международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или экономики в целом.

В отличие от экспортно-производственных зон в развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок, так как, наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.

СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой – это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения – 2 – 3%, прямое финансирование из местных бюджетов – 12 – 15%, льготный государственный режим – 30 – 35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов – 47 – 56%.

Отсюда вытекает и следующая особенность свободных экономических зон развивающихся стран – более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов. Для национальных инвесторов развивающиеся страны устанавливают в СЭЗ различные ограничения.

Наибольшее количество свободных экономических зон развивающихся стран приходится на Латинскую Америку (свыше 60), Азию (более 20). Есть они в Африке (Заир, Либерия, Тунис), на Дальнем иБлижнем Востоке.

Особый интерес представляет опыт Южной Кореи, которой в наибольшей степени удалось использовать экспортно-производственную зону по ее прямому назначению. Эта зона была создана в 1970г в порту Массан, расположение которого облегчило привлечение в Корею капитала техники различных развитых стран (Японии, США) и одновременно упростило путь товаров, производимых в Массанской зоне (MAFEZ) на внешние рынки.

Инфраструктура MAFEZ включает в себя железнодорожный и морской транспорт, разгрузочные, упаковочные, ремонтные и другие службы.

Отличительная особенность MAFEZ состоит в том, что управление ею централизованно и автономно от центральных властей. Администрации зоны, возглавляемой Генеральным директором, делегированы все права министерства по исполнению Закона об иностранных инвестициях и других норм права, затрагивающих вопросы функционирования свободных экономических зон.

На территории зоны находятся: таможня, почта и телеграф, департамент занятости, полиция и пожарная, департамент медицинского обслуживания, банк и страховая компания.

В СЭЗ разрешено организовывать производственные и сборочные предприятия, производящие готовую продукцию на экспорт. Они могут быть как полностью национальными или иностранными, так и совместными.

В СЭЗ Масана действуют общепринятые ограничения на импорт. Он разрешен либо для осуществления ответственного хранения, либо для экспортного производства в зоне – в этом случае он не облагается таможенными пошлинами.

Запрещен импорт в зону готовой продукции, аналоги которой производятся в стране. Исключения возможны только с разрешения Министерства торговли, промышленности и энергетики или по указу президента страны.

В СЭЗ действуют льготы по аренде земли на срок до 10 лет, продление льгот на больший срок (еще не более чем на 10 лет) возможно только с разрешения Генерального директора администрации СЭЗ.

На все экспортные и импортные операции в зоне необходимо разрешение начальника таможни. Генеральный директор может освободить от таможенного досмотра в отдельных случаях только по предписанию Министерства торговли, промышленности и энергетики те товары, которые не могут причинить ущерб репутации страны как экспортера и не нарушат Таможенный кодекс страны.

Налоговые льготы в MAFEZ типичны для всех зон.

Масанская зона достигла поставленных целей и в ней продолжается рост инвестиций и экспорта.

Одна из существенных составляющих экономической стратегии развивающихся стран - использование последних достижений научно-технического прогресса в развитых странах. С этой целью в развивающихся странах создаются научно-технические зоны, преимущественно в форме научно-технических парков. По своей структуре, источникам финансирования они имеют много общего с НТЗ в странах с развитой рыночной экономикой, хотя, безусловно, не лишенынациональной специфики.

Наиболее крупным научно-техническим парком располагает Тайвань. При его создании был использован опыт американской научно-технической зоны "Силиконовая долина" и технополиса "Цукуба" в Японии.

Технопарк на Тайване был создан в 1980г на базе двух крупнейших национальных университетов, в которых насчитывается более 12тыс. специалистов.

 

Свободные экономические зоны в России

 

В парке базируется Научно – исследовательский институт промышленной технологии, Научно – исследовательский институт электроники, Центр по развитию биотехнологий и другие. В этом технопарке расположены отделения свыше 100 промышленных корпораций, более половины которых – филиалы ведущих ТНК промышленно развитых стран. Технопарк на о.Тайвань фактически превратился в полигон по разработке, обкатке и внедрению новых технологий и современных методов организации производства.

Значение научных парков развивающихся стран для развития их национальных экономик, повышения степени их открытости и интегрированности в мировое хозяйство невозможно переоценить. Становясь центрами бурного развития новейших технологий (компьютерной и авиакосмической техники, биомедицины др.), они, как правило, занимают важное место в научной и экономической политике страны, поскольку способствуют активизации создания и внедрения научно-технических новшеств, широкому коммерческому их использованию и, в конечном счете, ускорению научно-технического прогресса модернизации и повышению эффективности национальной экономики. 

Создание и функционирование свободных экономических зон в социалистических странах были связаны с несовместимостью двух типов экономик. И это требовало особо тщательной проработки законодательной базы. В социалистических странах, на первых этапах создания СЭЗ, регламенты, их регулирующие, были логическим продолжением национального законодательства о совместном предпринимательстве. Для анклавных свободных зон в этих странах нужна была разработка специальных правовых норм, в которых четко нормировались бы специальные льготы для иностранных и национальных инвесторов, действующих на территории СЭЗ.

В бывших европейских социалистических странах СЭЗ организуются главным образом как зоны свободного предпринимательства. По нашей классификации — это экспортно-производственные зоны. Их специфическая черта состоит в том, что это своеобразные предприятия, главное назначение которых — экспорт услуг и обеспечение производственной деятельности национальных и иностранных хозяйственных субъектов. Они могут быть государственными (Румыния, Венгрия, Болгария), акционерными (Польша) и смешанными (Венгрия). На выделенной им территории создается соответствующая инфраструктура, ее арендуют национальные экономические субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Наиболее успешный опыт создания свободных экономических зон не только в странах с переходной экономикой, но и среди развивающихся стран приобрел Китай. Китайские СЭЗ, прежде всего, основываются на привлечении зарубежного китайского и иностранного капиталов, использовании многочисленной и дешевой рабочей силы, финансовой поддержке правительства страны и местных органов власти. Большие льготы предоставляются иностранному капиталу, действующему в экспортоориентированных и технологически емких проектах, посредством дополнительных налоговых скидок, ускоренной амортизации основных фондов, государственных субсидий на оплату земельных участков и рабочей силы, предоставления дополнительных прав в сбыте продукции на внутреннем рынке Китая и другие. Все это привело к тому, что в зонах сложился инвестиционный климат, отвечающий принятым международным требованиям.

Китайская политика зонирования осуществляется главным образом на базе четырех небольших приморских городов на юге Китая, выбранных исходя из таких благоприятных факторов, как близость к морским торговым путям и наличие традиционных хозяйственных связей с зарубежными общинами китайских эмигрантов. Несмотря на определенные трудности, стоящие перед китайскими свободными экономическими зонами, связанные с повышением эффективности их работы, функционирование СЭЗ способствует переходу от закрытой административно-распределительной к открытой рыночной экономике, развитию национальной экономики. Это подтверждается данными о привлечении в зоны многомиллиардных инвестиций, ростом числа промышленных предприятий и рабочих мест, резким увеличением производительности труда на объектах иностранного капитала, прогрессивными сдвигами в отраслевой структуре промышленности, бурным ростом объема экспорта из СЭЗ и диверсификацией его структуры. 

 

Специфика создания свободных экономических зон в России

 

Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания экономических зон отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990г. по июнь 1991г. Верховный Совет России официально закрепил статус свободных экономических зон за 11 регионами, включая Приморский край, г.Находка, Алтайский край, г.Санкт - Петербург, Ленинградскую область, г.Выборг, г.Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1млн км2 (7% территории), население - 18,5млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.

Наряду с огромными размерами создаваемых зон процесс их создания характеризовался также отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования.

Принятие в 1991г. Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором была глава о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования. В соответствии с Законом свободные экономические зоны создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.

В 1992г. отношение к созданию свободных зон в России значительно изменилось в связи с преобразованием экономики и либерализацией хозяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, не предусматривали особый режим хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении свободных экономических зон вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывавшуюся ситуацию как отход российского Правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992г. Указ Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ", в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.

Тем не менее, в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микрозон, главным образом свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сократиться до небольших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, так как решение создавать свободные таможенные зоны и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.

Для поддержания государственной линии на формирование преимущественно двух видов локальных зон российское Правительство в 1994-1995гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий, действующих в СЭЗ.

Среди них можно выделить:

  • предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями;
  • освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортированное технологическое оборудование;
  • отмена с 1 января 1996г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и другие.

Принятые меры способствовали тому, что с середины 90-х гг. Создание свободных экономических зон в России несколько усилилось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начали интенсивную работу по реализации проектов по созданию локальных функциональных зон. Администрация Находкинской СЭЗ первой пошла по этому пути. Основываясь на правительственных документах о возможностях создания таможенных зон на своей территории, а также о выделенном на эти цели бюджетном кредите, она сформировала первую такую ​​зону к лету 1995 года. В том же направлении, но без государственной федеральной поддержки, Действовали правительство Московской области, мэрия Санкт-Петербурга и администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.

Другие территории активизировали свои усилия, чтобы либо воссоздать старые, либо получить новые индивидуальные предпочтения. Таким образом, Администрация Калининградской области добилась принятия в ноябре 1995 года. Государственная Дума Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", которая восстановила режим таможенной экстерриториальности для нее. В 1994 г. в Ингушетии была создана экономически выгодная зона, в 1997 г. - СЭЗ «Алтай» в Алтайском крае, в которой члены зоны были освобождены от уплаты налогов и сборов на пять лет, а также получили ряд других преимущества.

Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключается в том, что в течение 90-х годов. оно не имело четкого стратегического направления и носило стихийный характер. В стране отсутствовала фундаментальная концепция и соответствующая правовая база для развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под влиянием различных факторов - намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, политической и экономической ситуации в стране. Российские СЭЗ создавались не на основании федерального закона, а на основании отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принятых для отдельных свободных экономических зон. 

Большинство из них не начали полноценно функционировать, их деятельность во многом нарушила федеральное законодательство, поэтому они были ликвидированы. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в котором закреплено их юридическое определение. В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона является частью территории Российской Федерации, на которой действует специальный режим для осуществления предпринимательской деятельности, созданный для развития перерабатывающих отраслей, высокотехнологичных производств, производства продукции. новые виды продукции и развитие транспортной инфраструктуры.

В настоящее время в значительной степени сформирована нормативно-правовая база, необходимая для создания и функционирования особых экономических зон. Включает в себя более 50 правил. В общем, система управления для этого процесса была создана. Минэкономразвития России является основным стратегическим органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в этой области, РосОЭЗ (со своими региональными подразделениями) является основным органом исполнительной власти, который организует и несет ответственность за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» является ведущей организацией, непосредственно занимающейся строительством объектов инфраструктуры в ОЭЗ. 

Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ, призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Их формирование в конкретном регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и людских ресурсов.

В зависимости от условий, в которых будет осуществляться хозяйственная деятельность, созданные в России особые зоны подразделяются на промышленно-производственные и технико-внедренческие, важным элементом которых являются технопарки - своего рода «инкубаторы» для «выращивания» их будущие жители. Ведется работа по созданию ОЭЗ еще двух типов - туристско-рекреационной и торговой.

Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать земельный участок площадью не более 20 кв. Км, на котором его резидент имеет право осуществлять производство и (или) переработку товаров (продуктов). , а также их продажа, кроме добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением автомобилей и мотоциклов).

Технической и инновационной особой экономической зоной признается территория (не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых жители имеют право осуществлять деятельность по созданию и продаже научно-технической продукции, вводу ее в промышленное использование, в том числе по производству, испытанию и продаже опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем для сбора, обработки и передачи данных, распределенных вычислительных систем и предоставления услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Названные типы зон различаются по составу резидентов, которые являются коммерческими предприятиями или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в муниципалитете, на территории которого действует ОЭЗ, и которые заключили соглашение с органами управления ОЭЗ о ведении промышленного производства. или технико-внедренческая деятельность. В промышленных и производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технических и инновационных зонах - организации и предприниматели. [десять]

Отбору конкретных территорий для таких зон предшествовал глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений и их профиля.

Победителями конкурса, проводимого Министерством экономического развития и торговли и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ, стали:

  • Липецкая область (Грязинский район - производство бытовой техники и комплектующих к ней); Республика Татарстан (Елабуга - производство автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичной химической продукции) - промышленно-производственная ОЭЗ;
  • Дубна (информационные и ядерно-физические технологии), Томск (промышленная электроника и биотехнология), Зеленоград (микро- и наноэлектроника), Санкт-Петербург (аналитическое приборостроение) - технические и инновационные ОЭЗ.

Для работодателей, которым приходится вести бизнес в этих зонах, очень важно тщательно рассчитать все параметры своей деятельности, уделяя особое внимание перспективам развития такого компонента, как человеческий капитал. Чтобы стимулировать приток и удержание персонала с необходимыми специальностями и квалификациями, необходимо будет разработать привлекательные системы оценки и оплаты труда, а также поощрительные выплаты.

Особые условия, установленные в ОЭЗ, включают в себя снижение общей налоговой нагрузки на предприятия и предоставление особого - льготного - таможенного режима для резидентов. В технологических и инновационных зонах базовая ставка ЕСН была снижена до 14% при уровне дохода до 280 тыс. Руб. на человека в год при увеличении доходов (до 600 тыс. руб. и более) совокупные ставки снижаются (ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации). Допускается двойная амортизация для внеоборотных активов предприятия-резидента промышленно-производственных зон (статья 259 Налогового кодекса Российской Федерации). Убытки, полученные резидентами ОЭЗ, переносятся без ограничений, то есть могут покрываться за счет будущих доходов (статья 283 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая нагрузка на предприятия также снижается за счет региональных (налог на имущество организаций, транспортный налог) и местных (земельных) налогов, от которых резиденты всех ОЭЗ освобождаются в течение первых пяти лет (статьи 381, 395 Налогового кодекса Российская Федерация, а также законы субъектов Федерации). Льготный налоговый режим, установленный для резидентов ОЭЗ по новой процедуре, закреплен в специальном соглашении о создании ОЭЗ, заключенном между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительной и распорядительной орган муниципалитета.

В ОЭЗ также действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются на территории специальной зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Налог на заработную плату был значительно снижен до уровня отчислений в Пенсионный фонд РФ. Резиденты ОЭЗ, в свою очередь, могут искать ресурсы для установления уровня заработной платы выше, чем на аналогичных предприятиях-нерезидентах.

Фактически, это набор преимуществ и преференций, которые государство вводит в ОЭЗ, которые делают их привлекательными для бизнеса и позволяют создавать высокооплачиваемые рабочие места. 

Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия-нерезиденты имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ. Такое положение предоставляет последним такую ​​привилегию без заключения соглашения с органами управления ОЭЗ о ведении промышленной и производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия-нерезиденты имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ. Такое положение предоставляет последним такую ​​привилегию без заключения соглашения с органами управления ОЭЗ о ведении промышленной и производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов. 

Промышленные и производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технические и инновационные - всего 2.

В то же время ОЭЗ будут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Но они не должны полностью включать территорию административно-территориального образования.

ОЭЗ не могут быть расположены на территории нескольких муниципалитетов.

Срок существования особых экономических зон - 20 лет. Это не может быть продлено.

Жители промышленных и производственных зон обязаны инвестировать 10 миллионов евро в развитие бизнеса. В этом случае сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее одного миллиона евро. Минимальная сумма инвестиций не установлена ​​для резидентов технологических и инновационных зон.

В свою очередь, государство гарантирует инвесторам защиту от неблагоприятных изменений российского законодательства о налогах и сборах. 

Техническая и инновационная особая экономическая зона в Дубне создана для привлечения инвесторов и обеспечения условий для проведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научной, технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, тестирование и подготовка персонала, назначенного в Дубну как научный город Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 1472. Особое внимание будет уделено развитию деятельности в области информационные технологии и технологии ядерной физики.

Основными задачами зоны технологий и инноваций являются:

  • Увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции, прежде всего в области информационных технологий;
  • Создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего университет, научно-технические центры, инновационные предприятия;
  • Создание центра по разработке и распространению культуры разработки и внедрения программных продуктов в Дубне.

В качестве отдельных задач проекта будут решены задачи разработки ипотечных механизмов обеспечения жильем привлеченных специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" расположена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ 20 кв. Км. Это территория, ранее предназначенная для строительства Камского тракторного завода.

Территория Елабужской области и города Елабуга по объему промышленного производства на душу населения превышает средний показатель по Республике Татарстан на 42,7%, а среднероссийский уровень - в 3,1 раза.

Основными отраслями специализации территориальной экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Территория ОЭЗ «Алабуга» подразделяется на определенное количество земельных участков или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. Все необходимые коммуникации подключены к каждому модулю: дороги, инженерные сети, электричество, отопление, газ, вода, канализация, высокоскоростные линии связи и т. д., и житель получает точку привязки возле своего земельного участка.

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа, созданная в Санкт-Петербурге, занимает общую площадь 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» - село Стрельна) и в Приморском районе (территория северная Ново-Орловский лесопарк) г. Санкт-Петербург.

Зона создается с целью локализации организаций и высокотехнологичных производств и создания условий для их развития, а также развития сферы услуг в сфере высоких технологий.

На территории особой экономической зоны г.Санкт – Петербурга, в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка аналитических приборов и другое.

Особая экономическая зона Томской области технико-внедренческого типа состоит из двух участков – Академгородок и Томскнефтехим.

В составе участка Академгородок предусмотрено и запроектировано: административно-выставочный комплекс для размещения административно-делового центра управления ОЭЗ, гостиницы, университет подготовки специалистов высшей квалификации, и службы общего назначения по оказанию полного комплекса услуг (консалтинговых, телекоммуникационных, бухгалтерских, юридических, хозяйственных и т.п.) всем предприятиям-резидентам ОЭЗ. Комплекс зданий для размещения резидентов, работающих в областях нанотехнологий и новых материалов, ИКТ технологий, биотехнологий и резидентов, реализующих прочие проекты.

Реализация второго участка – Томскнефтехим – экономически оправдано ", имеется необходимая инженерно-транспортная инфраструктура (подъездные пути; установки воздухоразделения, водоподготовки и водоснабжения; котельная с выработкой пара и горячей воды, склады приема и хранения химреагентов, сырья и готовой продукции).

Площадка обеспечена необходимыми площадями зданий и сооружений. В одном из корпусов имеется действующая пилотная установка полимеризации олефинов. Наличие опытного научно-технического и технологического персонала позволит организовать и выполнить работы по реализации проекта.

Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.

В соответствии с Законом Особая экономическая зона в Калининградской области – территория, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Создание и функционирование Свободной экономической зоны закреплено Федеральным законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", законом Магаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и законом Магаданской области от 05.07.99г. № 80-ОЗ "Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области".

Получение свидетельства участника Свободной экономической зоны возможно в соответствии со ст.3 Федерального закона при соблюдении нескольких условий:

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории Особой экономической зоны;
  • основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области;
  • на территории Магаданской области должны находиться 75 % основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.

Основные направления деятельности особой экономической зоны "Зеленоград":

  • Информационно-телекоммуникационные системы;
  • Программно-аппаратные комплексы передачи, обработки и защиты информации;
  • Интеллектуальные системы навигации и управления;
  • Компьютерное моделирование;
  • Производство программного продукта;
  • Радио- и акустоэлектроника;
  • Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии;
  • Биоинформационные технологии;
  • Нанотехнологии и наноматериалы;
  • Биосенсорные технологии;
  • Технологии противодействия терроризму.

В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.072005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км.

Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих не сырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах.

Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания особых экономических зон, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт.

Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.

Для реализации этих факторов разрабатывался и принимался в 2005г. указанный Закон об ОЭЗ. Кроме этого законодательного акта в настоящее время действуют следующие Федеральные законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:

  • от 22 июля 2005г. №117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
  • от 10 января 2006г. №16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
  • от 17 мая 2007 г. №84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

По мнению ряда специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.

Было разработано три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ: короткая - до середины 2008г., среднесрочная - до 2010г. и долгосрочная - до 2012г.

Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались, прежде всего, те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения не искажения конкурентной среды на российском рынке.

Так, на строительство внутриплощадочной инфраструктуры ОЭЗ планируется выделить из федерального бюджета на три года (2008 - 2010 гг.) более 30млрд руб., которые вносятся в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" (100% акций ОАО принадлежат государству). Кроме того, предусмотрено выделение еще около 40 млрд руб., которые пойдут на строительство аэропортов, автодорог, объектов водного хозяйства и т.д. Плюс бюджеты субъектов Федерации и муниципалитетов за три года выделят около 38млрд руб. на строительство инфраструктуры ОЭЗ.

Иными словами, серьезным стимулом для частных инвестиций в ОЭЗ служат государственные вложения.

Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ. Для закрепления положительной тенденции в данном вопросе необходимо принимать дальнейшие усилия по улучшению деятельности не только государственных структур в этой сфере, но и потенциальных инвесторов. ОЭЗ хотя и являются эффективным инструментом привлечения инвестиций в российскую экономику, они не могут решить все ее проблемы.

Эти и другие вопросы создания и функционирования ОЭЗ в целом подтверждают актуальность дальнейшего продвижения законодательной базы. Отметим, что 14 июня 2007г. Государственной Думой был принят в первом чтении правительственный законопроект №424303-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации". Этот проект предусматривает создание портовых особых экономических зон.

Актуальность принятия законопроекта обусловлена усилением зависимости темпов экономического роста в России от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти секторы экономики. Поэтому одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственной деятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особыми экономическими условиями функционирования - портовых особых экономических зон. 

Еще одна проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? 

На данный момент наиболее актуальными проблемами являются оформление земельных участков для застройки зон. Существуют пробелы в законодательстве, и пока не отлажены все процедуры предоставления земельных участков. Но соответствующие поправки в законы уже подготовлены. Разработаны подробные планы по всем промышленно-производственным и технико-внедренческим особым экономическим зонам. А короткую стратегию (до середины 2008г) превратили в тактический план в виде заданий министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В них расписаны сроки проектирования и строительства объектов, указаны примерные объемы и источники финансирования. Например, в промышленно-производственной зоне в Липецке к 2010 году появится более 5 тысяч рабочих мест. В нее будет привлечено свыше 40 миллиардов рублей. Зарегистрировано более 20 резидентов. А всего в шесть зон к концу 2010 года рассчитывается привлечь не менее 100 миллиардов рублей частных инвестиций, зарегистрировать свыше 300 резидентов. Конечно, эти планы достаточно примерные. Наверняка они еще будут корректироваться с учетом прихода инвесторов. Эффект от создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа (к 2016 году):

  • количество туристов – 10 млн. в год;
  • создание рабочих мест – более 155 тыс.;
  • привлечение частных инвестиций – более 260 млрд. рублей.

Свободные экономические зоны могут стать хорошим стимулом для притока инвестиций в российскую экономику, а так же для увеличения темпов экономического роста страны, посредством продуманных законопроектов и целенаправленным составлением и исполнением планов.

В настоящее время в Российской Федерации СЭЗ находятся на стадии становления и насколько они будут успешными можно только предполагать.

 

Заключение

 

Создание особых экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Однако в России механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации. 

Созданные в России Особые экономические зоны – капля в море – масштабах российской экономики.

Текущее жесткое разграничение ОЭЗ по 4 типам представляется не вполне эффективным. Часто это означает разрыв логических цепочек, а возможность получения двух ОЭЗ различного типа одним регионам пока представляется не очень реальным. Наиболее очевидными представляются возможности сочетания промышленной и технико-внедренческой зон, туристской и портовой, портовой и промышленной. Мировой опыт подтверждает эффективности комплексных ОЭЗ.

Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать следующие преимущества:

  • агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;
  • позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.

Появление законодательства об ОЭЗ дало импульс к активизации осмысленной инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровне. Поэтому представляется целесообразной поддержка идеи создания не только федеральных, но и региональных или муниципальных особых экономических зон, так как на этом уровне можно обеспечить большинство преимуществ, предусмотренных механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента). Такие решения повысят ответственность регионов, снизят масштаб проблемы управления системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов отпадет жесткая необходимость победы на федеральном конкурсе для создания локальных точек роста. Некоторым такая победа объективно не по силам.

В существующем законодательстве сделан явный акцент на создание ОЭЗ на пустой территории. Конечно, это упрощает задачи госструктур, однако далеко не всегда бывает эффективно. Это особенно актуально с учетом имеющихся в России сложностей с земельными вопросами (сложно найти крупный целостный участок с государственной собственностью в привлекательном месте). В результате, выбранные площадки могут требовать гигантских затрат в инфраструктуру, хотя рядом могут находиться значительные простаивающие мощности.

При отборе площадок для особых экономических зон следовало бы учитывать не только финансовые возможности субъектов Российской Федерации, но и наличие на их территории сложившихся научно-промышленных комплексов. Закрепление данного предложения в практике работы конкурных комиссий позволило бы создать необходимые условия для максимальной реализации научного, человеческого и производственного потенциала депрессивных регионов страны, стимулировать приток в них инвестиций.

В настоящее время инструмент ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных процессов в депрессивных и проблемных регионах. Этому препятствует как 50-процентное ограничение федерального инвестирования в инфраструктуру, так и текущие критерии отбора, дающие существенные преимущества наиболее развитым и благополучным субъектам федерации.

В то же время, за рубежом (особенно, в развитых странах) механизм ОЭЗ также выполняет задачу поддержки отстающих регионов. Такой подход позволяет осуществлять догоняющее развитие территорий не только за счет прямой финансовой помощи из центра, но и путем создания вполне рыночных стимулов.

Это особенно актуально для России. Многие депрессивные регионы имеют значительный потенциал (человеческий, ресурсный, геополитический и т.д.). Однако для его реализации необходимо создание специальных условий. ОЭЗ – один из лучших механизмов для этого. Просто при отборе особых экономических зон необходимо в большей мере сместить акцент с оценки текущего состояния региона на анализ самого инвестиционного предложения, содержащегося в заявке.

Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений с резидентами (инвесторами) и их отбор являются недостаточно прозрачными. Это особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного типа, где фактор местоположения и согласование концепции проекта являются наиболее существенными. Представляется целесообразным более четко отрегулировать этот процесс, включая определение преимущественных прав инвесторов, заключивших соглашения о намерениях на стадии подготовки заявки на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.

Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений с резидентами (инвесторами) и их отбор являются недостаточно прозрачными. Это особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного типа, где фактор местоположения и согласование концепции проекта являются наиболее существенными. Представляется целесообразным более четко отрегулировать этот процесс, включая определение преимущественных прав инвесторов, заключивших соглашения о намерениях на стадии подготовки заявки на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.

Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма как особые экономические зоны. При этом основная цель его применения – придание инновационного импульса экономическому развитию. Формирование таких зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях – эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему. К числу таких мер помимо прямых льгот для резидентов ОЭЗ относятся многочисленные примеры их косвенной поддержки – инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите, централизованный PR особой экономической зоны и т.д. Этот аспект остается в России совершенно непроработанным, хотя является очень важным.

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом, создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО "Особые экономические зоны" – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.

В направлении создания в Российской Федерации особых экономических зон сейчас практически завершен первый этап – этап формирования нормативной правовой базы и открытия зон. С 2008г. мы начинается новая фаза деятельности – период активного проектирования и строительства объектов инфраструктуры во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты работы первых ОЭЗ покажут: насколько эффективным станет этот инструмент для диверсификации экономики и стоит ли его активно распространять по всей территории России. Однако первые результаты работы промышленно-производственных зон позволяют с оптимизмом смотреть на это направление.

Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.