Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Поведенческая экономика: современное состояние и тенденции
Проблема доверия в экономической теории
Проблемы повышения эффективности национальной экономики в современных условиях России
Инфляция в российской экономике: источники и особенности


Введение:

Свободные (особые) экономические зоны (СЭЗ) - это ограниченная часть национальных и государственных территорий с определенным статусом по отношению к остальной территории, которые имеют особые экономические условия и преимущества для иностранных и национальных инвесторов и предпринимателей. Свободные экономические зоны являются широко распространенной формой современного международного разделения труда, которая «тянет» отсталые регионы до уровня, необходимого для их включения в мир торгово-экономического сотрудничества между регионами и странами. Поэтому основными целями создания свободной экономической зоны являются: повышение экономики страны и региона, решение проблем развития государства, в том числе национальных экономик, в международном разделении труда. Сегодня во многих странах привлечение инвестиций является очень важным фактором развития рыночной экономики.

Отмечается, что наличие таких зон позволяет обеспечить насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрить новейшие научно-технические разработки в отечественное производство, увеличить занятость, расширить экспорт страны, увеличить валютные поступления, и создать возможность для обучения и переподготовки кадров.

Необходимость внутренних и иностранных инвестиций в экономику, низкий уровень притока иностранных инвестиций привели к поиску новых механизмов привлечения иностранных инвестиций. Свободные экономические зоны являются относительно новым и перспективным направлением современной экономической политики. Во многих странах они зарекомендовали себя как эффективный механизм привлечения иностранного капитала. Поэтому сегодня эта тема актуальна.

Свободные экономические зоны стали частью мировой экономической практики и действуют во многих странах. Сегодня в мире насчитывается от 500 до 1500 ОЭЗ. Но те СЭЗ, которые работают в России, не могут быть отнесены к этому списку, поскольку ни одна из них полностью не отвечает международным требованиям, которые применяются к таким зонам. Свободные зоны существуют более чем в 100 странах мира, что помогает им стимулировать экспорт и увеличивать занятость. Наибольшее количество СЭЗ существует в Северной Америке и Азии. Но в последнее время все больше их появляется в Центральной Америке и на Ближнем Востоке. В России, несмотря на опыт создания свободных зон, они по-прежнему остаются экзотическим явлением.

Эксперты говорят, что к 2020 году на свободные экономические зоны будет приходиться до 30% мирового товарооборота. Роль СЭЗ в мировой экономике растет с каждым днем.

Целью данной курсовой работы является анализ и изучение особых экономических зон, а также выявление особенностей их функционирования, рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах.

Понятие и причины возникновения свободных экономических зон

История возникновения свободных экономических зон

Свободные экономические зоны начали появляться давно в тех странах, где торговля была наиболее развитой. Одной из первых свободных экономических зон можно считать остров Делос в Древней Греции. Эта зона, созданная около 166 г., помогла облегчить торговлю. Торговцы и посетители были освобождены от налогов и пошлин на этом острове. Делос стал первой зоной свободной торговли и почти столетие был посредником в торговле между Востоком и Западом.

Несмотря на раннее появление таких зон, первым этапом их развития следует считать средневековье, точнее XIV век, именно в это время город Ливорно был объявлен городом свободной торговли в Италии, в котором купцы могли вести торговлю, не облагаясь налогами и сборами. В средние века портовые города, такие как Венеция, считались развитыми городами, поэтому здесь возникли беспошлинные районы "Порт-Франко". Территория таких районов была отделена от города своеобразной таможенной границей. Торговля товарами между «свободным портом» и зарубежными странами не облагалась налогами и таможенными пошлинами, однако к торговле внутри страны применялся нормальный таможенный режим. Именно в этих регионах производство развивалось лучше, поэтому создавались новые рабочие места, обеспечивалось снабжение населения иностранными товарами.

Свободные порты или свободные порты заменили «свободные порты». Гамбург стал таким городом, как и российские - Одесса и Владивосток. Они отличались от своих предшественников тем, что территория этого региона не могла быть занята лицами, не связанными с эксплуатацией и защитой товаров, и они не могли потреблять товары, которые не были оплачены пошлиной. Этот тип свободных портов все еще актуален сегодня. Сейчас существует около 400 «свободных портов», которые предназначены для хранения товаров и торговли.

Второй этап в развитии свободных экономических зон происходит в конце 19 века. Это время характеризовалось быстрыми открытиями в научно-технической сфере, которые во многом изменили производственный процесс. Это привело к экономическому спаду в ранее действующих отраслях промышленности во многих регионах мира. В то же время международное разделение труда углубилось еще больше, а вывоз капитала увеличился. Внешнеэкономические связи, ранее охватывающие только торговлю, проникают и в другие сферы деятельности.

Современная история свободных экономических или, как их потом стали называть, предпринимательских зон, началась в середине 20-го века. Ирландия начала это с создания такой зоны в международном аэропорту Шеннон, где иностранным предпринимателям было разрешено строить предприятия В. Игнатова, В. Бутова. Свободные экономические зоны. - M: 2008. S 56. Эта зона добилась быстрого прогресса благодаря своему удобному расположению и предоставлению ряда выгод для инвесторов. С тех пор новый тип «экспортно-производственной зоны» добился значительных успехов и распространился главным образом в развивающихся странах.

Довольно много свободных зон возникло в 70-х годах XX века не только в развитых, но и в развивающихся странах. В начале 1980-х гг. В странах Восточной Европы появились свободные зоны, точнее зоны свободной торговли. Такими странами являются Болгария, Польша, Китай и СССР. Они были созданы для развития транзитной торговли и стимулирования экспорта. В 1980-х гг. в Китае было решено создать четыре особые экономические зоны на юго-востоке страны; а позже остров Хайнань был объявлен такой зоной.

СЭЗ прошли несколько этапов своего развития. У каждого из них была задача расширения государственных границ и форм международного разделения труда.

Сегодня существует от нескольких сотен до двух тысяч свободных экономических зон. В них занято более 3 миллионов человек, а продукты, проходящие через эти зоны, составляют около 1/10 мирового товарооборота.

Сущность и цель создания свободных экономических зон (СЭЗ)

Существует много определений термина «свободная экономическая зона». Но все они означают наличие преференциального или беспошлинного ввоза и вывоза товаров в данной зоне и ее изоляцию в экономических отношениях с другой территорией страны. Свободная экономическая зона - это территория с выгодным географическим и экономическим положением, на которой установлен льготный режим экспорта-импорта, а также наличие торговой изоляции от остальной части страны, в которой действует та или иная зона. Однако не только часть страны может стать свободной зоной, но и вся страна, как правило, небольшая.

Термин «свободная экономическая зона» не совсем соответствует его значению. Она не буквально свободна. Все правила и законы, существующие на таких территориях, не освобождают их жителей от всех правовых режимов, а только облегчают его, предоставляя определенные преимущества, которые стимулируют бизнес. То есть государство в этих зонах уменьшает свое вмешательство в экономические процессы.

Цели создания свободных зон в разных странах могут быть разными, они зависят от уровня развития стран, которые их организуют. В промышленно развитых странах, таких как Соединенные Штаты, эти зоны были созданы для развития внешнеэкономических связей, выравнивания межрегиональных различий, оживления малого и среднего бизнеса в проблемных зонах. Эти программы не были ориентированы на привлечение иностранного капитала. С аналогичной целью аналогичные зоны были созданы в ряде развивающихся стран. Но в отличие от промышленно развитых стран, их целью было привлечь иностранный капитал, модернизировать производство, новые технологии и повысить квалификацию рабочей силы.

Несмотря на разные цели создания свободной экономической зоны в разных странах, можно выделить те, которые имеют некоторую общность.

Экономические цели создания ОЭЗ:

  • расширение внешней торговли;
  • привлечение иностранных и национальных инвестиций в экономику;
  • продвижение и развитие экспорта;
  • Увеличение валютных поступлений в бюджет.

Социальные цели:

  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение занятости населения;
  • подготовка и переподготовка работников;
  • насыщение внутреннего рынка качественной товарной продукцией;
  • повышение уровня жизни страны и региона;
  • Ускорение развития регионов страны.

Научно-технические цели:

  • внедрение новых зарубежных технологий;
  • привлечение зарубежных научно-технических достижений и опыта;
  • Повышение эффективности используемых производственных мощностей.

Также одной из причин создания свободной экономической зоны является нежелание государства открывать свою экономику для иностранного капитала, и поэтому оно использует частичную открытость в виде особой зоны.

Несмотря на разнообразие свободных экономических зон в мире, есть несколько характерных черт, присущих любой свободной зоне: использование различных видов выгод, которые создают наиболее благоприятные условия для инвестиций и бизнеса.

Существует четыре основных группы преимуществ:

  1. Внешнеторговые льготы или таможенные льготы на ввоз и вывоз. Предусмотреть упрощенный порядок проведения внешнеторговых операций и введение специального таможенного режима (снижение или отмена пошлин);
  2. Налоговые льготы. Существует также своего рода «налоговые каникулы» - ситуация, в которой инвесторы частично или полностью освобождаются от уплаты налогов и сборов.
  3. Финансовые выгоды. Это своего рода субсидии, которые предоставляются в виде льготной арендной платы за пользование помещениями, ссуд на выгодных условиях, низких цен на коммунальные платежи и т. Д .;
  4. Административные льготы. Предусмотрено администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Эти преимущества применяются в различных комбинациях. Они были созданы для развития высокотехнологичных секторов экономики страны, то есть для привлечения основного двигателя экономического развития - инвестиций.

Но такие льготы не всегда являются основным стимулом для притока иностранного капитала в страну. Более существенными в этом отношении могут быть такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и т. д.

Таким образом, организационная и функциональная структура ОЭЗ довольно разнообразна. Иногда довольно сложно однозначно классифицировать конкретную СЭЗ, поскольку она имеет признаки многих зон.

Свободные экономические зоны и их характеристики

Степени интеграции ОЭЗ в национальную экономику

В зависимости от степени интеграции, СЭЗ делятся на два типа: анклавные (закрытые) или интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны.

Анклавные зоны можно разделить на три группы. К первой относятся зоны, которые охватывают территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный режим. Второй включает небольшие промышленные анклавы, которые представляют площади до нескольких сотен гектаров. Большие зоны, занимающие районы и целые города, представляют третью группу.

СЭЗ Анклава сосредоточены на экспорте всей продукции, произведенной на их территории, с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Такие зоны чаще всего создаются на территории страны, но так или иначе удалены от нее. Это могут быть острова, полуострова или морские побережья, но они также могут быть созданы в городе или регионе. Предприятия, работающие в зонах анклавного типа, имеют сборочный характер, основанный на импортных материалах и деталях. В этих зонах обычно создаются дочерние предприятия и филиалы, а также транснациональные корпорации.

Интегрированная СЭЗ.

Одной из характерных черт интегрированных зон является тесная связь с внутренней экономикой страны и ее регионов. Эти зоны помогают не только предотвратить проблемы, связанные с развитием экспортного потенциала, но и решить проблему повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности продукции. Если анклавные зоны ориентированы на импорт промежуточных товаров, то зоны этого типа ориентируются на использование национальных материалов и комплектующих. Интегрированные зоны характерны для стран с развитой экономикой, которые широко включены в международное разделение труда.

СЭЗ создаются «сверху» и «снизу». Первый принцип означает, что зоны создаются по инициативе местных или федеральных властей в рамках государственной программы, а второй предполагает формирование зон в результате рыночной самоорганизации.

При создании свободных экономических зон используются два разных подхода: функциональный (точечный) и территориальный. Функциональный подход определяет зону как особый преференциальный режим, который применяется к определенному виду бизнеса, независимо от того, где находится фирма в стране (оффшорные фирмы, магазины Duty Free). В соответствии с территориальным подходом зона является отдельной территорией, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

Классификация свободных экономических зон

Свободные экономические зоны неоднородны и разнообразны, поэтому в экономической литературе используются разные подходы к их классификации, поскольку их систематизировать очень сложно.

Различают следующие виды СЭЗ:

  • таможенные зоны;
  • магазины беспошлинной торговли;
  • беспошлинные зоны;
  • зоны свободной торговли;
  • зоны внешней торговли;
  • беспошлинные экспортно-производственные зоны;
  • экспортно-производственные зоны;
  • свободные производственные зоны;
  • экономические привилегированные зоны;
  • промышленные экспортно-ориентированные зоны;
  • свободные промышленные зоны;
  • деловые зоны;
  • зоны совместного предпринимательства;
  • зоны технико-экономического развития;
  • зоны для освоения новых и высоких технологий;
  • зоны технических инноваций;
  • научные и индустриальные парки;
  • оффшорные центры;
  • свободные банковские зоны;
  • эколого-экономические районы;
  • открытые площадки;
  • туристические центры. 

Рассмотрим более подробно некоторые виды свободных экономических зон.

Торговые и складские зоны (Магазин и торговые зоны).

Этот тип зон появился в середине 20 века. Торговые и складские зоны являются одними из первых типов ОЭЗ. они подразделяются на зоны свободной торговли, беспошлинные и таможенные зоны, свободные порты и другие. Они были созданы для обслуживания мирового рынка.

ТСЗ - это своего рода предприятия, занимающиеся беспошлинным транзитом товаров на мировом рынке. Они также улучшают потребительское качество продукции. В таких зонах иностранные товары хранятся и продаются без уплаты обычных пошлин. В торгово-складских зонах существует «экстерриториальность таможни», то есть они не облагаются налогами и таможенными пошлинами, действующими в остальной части страны.

Торговые и складские зоны не только принимают, хранят и обрабатывают товары, но и осуществляют операции, улучшающие их потребительские свойства. Предприятия на таких территориях ведут обширную выставочную деятельность, предоставляют банковские услуги, организуют аукционы, не взимают торговые пошлины и другие налоги. Большая часть торговых и складских площадей организована в основном в морских и речных портах, вблизи железных и автомобильных дорог, а также в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

Свободные таможенные зоны (ЗСТ).

Этот тип СЭЗ существует для активизации внешнеэкономической деятельности. Это часть национальной территории, которая представляет собой специальный беспошлинный склад и торговую зону. Но с экономической и финансовой точек зрения ОЭЗ рассматриваются как территории за пределами государства. Эти зоны расположены в местах с удобным транспортным положением, в морских портах, на транспортных магистралях и в воздушных гаванях, а также в некоторых коммерческих и промышленных зонах для завершения экспорта товаров и их хранения. Они обслуживают международные транзитные операции, а также товарооборот страны.

Их экономический механизм основан на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля товаров, ввозимых в зону и реэкспортируемых из нее. Свободные таможенные зоны широко представлены в странах: Гонконг, Сингапур, Гибралтар и другие. В одних только Соединенных Штатах к началу 90-х годов было создано около 130 таких зон, которые действовали почти во всех штатах, именно там они наиболее распространены и функционируют более 60 лет.

Зоны свободной торговли (Зоны свободной торговли).

Зоны свободной торговли - это ограниченные территории, рассматриваемые за пределами таможенного национального пространства государств. Их деятельность стимулирует внешнюю торговлю, а также ускоряет торговлю.

Эти зоны широко распространены по всему миру. К ним относятся магазины беспошлинной торговли, расположенные в аэропортах, а также бесплатные порты (порты).

В этих зонах товары освобождены от таможенных пошлин и налогов. Товары, ввозимые в такие зоны, не декларируются, но при особых условиях таможенная администрация организует контроль в зоне свободной торговли с целью предотвращения перевозки контрабанды или запрещенных товаров.

В этих зонах есть склады, где осуществляется хранение, сортировка и упаковка, контроль качества хранимых товаров. Эти товары могут храниться в зоне свободной торговли неограниченное время.

Экспортно-производственные зоны (Экспортно-производственные зоны).

Эти зоны являются анклавными зонами, которые расположены рядом с международными портами. Предприниматели, которые используют местное сырье и поставляют товары на внутренний рынок, получают специальные льготы.

Экспортно-производственные зоны ориентированы на сборку изделий из импортных материалов, а также из местных компонентов с использованием высоких технологий из развитых стран.

Такие зоны стали популярными в развивающихся странах, где к началу 90-х годов было создано 260 экспортно-производственных зон. Они наиболее распространены в Азии, Латинской Америке и Африке.

Сложные зоны (Сложные зоны).

Сложные зоны, как и другие СЭЗ, имеют особый преференциальный режим по сравнению с общим режимом, действующим в остальной части страны. У них есть почти все особенности тех зон, которые были перечислены выше. Впервые этот тип ОЭЗ начал появляться в Гонконге и Сингапуре в 19 веке.

Это зоны различного значения, которые объединяют торговые, таможенные, производственные и научные функции, что позволяет инвесторам приобретать разнообразный характер своей деятельности. Бразильская зона «Манаус» также относится к комплексным зонам. Работает с 1957 года.

Свободные научно-технические зоны.

Эти зоны называются технополисами или технопарками. Технопарки - это комплекс промышленных структур, способных обеспечить хозяйствующим субъектам условия, необходимые для использования современных технологий, а также для создания качественной продукции с высокой конкурентоспособностью. Технопарк - это механизм, который обслуживает и связывает бизнес-структуры, объединяя научные и инновационные, производственные, государственные и финансовые структуры. Они также играют большую роль в развитии малого бизнеса.

Технопарки могут быть научно-исследовательскими, а также технологическими. Специфика Технопарка - научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (хай-тек). Поэтому для технопарков создаются специальные налоговые и таможенные режимы, а также кредитные льготы, которые облегчают деятельность фирм на начальных этапах их деятельности.

Оффшорные зоны.

Эти зоны должны рассматриваться как отдельный тип ОЭЗ. Оффшорные зоны, или, как их еще называют, оффшоры, расположены в небольших странах и на небольших территориях. Такие небольшие государственные образования имеют относительно небольшую территорию и, следовательно, небольшое население, поэтому они не могут иметь полноценную экономику. Оффшорные зоны действуют в таких странах, как Мальта, Багамские Острова, Кипр, Сейшельские Острова и т. д. Необходимость привлечения доходов в эти страны привела к созданию оффшорных компаний или оффшорных компаний. Предпринимателям предоставляются налоговые льготы при условии, что они не занимаются коммерческой деятельностью на территории льготного режима.

Такие «налоговые гавани» привлекают предпринимателей своим режимом валютного курса, высоким уровнем банковской тайны, а также особенностями государственного регулирования. Однако эксперты неоднозначно относятся к деятельности оффшорных зон. Многие считают, что оффшорные компании - это места для отмывания грязных денег и проведения различных банковских мошенничеств.

Эколого-экономические районы (ЭЭР).

Этот тип свободных зон является относительно новым в мировой экономической практике. Почти все они созданы в развитых странах с уникальными, экологически значимыми территориями. Экологические и экономические районы отличаются от других СЭЗ по характеру деятельности, осуществляемой на их территории. EER специализируется на экологически чистых сферах бизнеса. Это такие сферы, как туризм, отдых, валютные и финансовые операции, а также консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и многое другое. В России республика Алтай считается таким регионом.

Зарубежный опыт создания и функционирования ОЭЗ

В Японии существует два основных типа СЭЗ - зоны развития импорта и технополисы. Концепция Technopolis была впервые представлена ​​в Японии в 1980 году. Деятельность технополисов в Японии направлена ​​на стимулирование и развитие экономики территорий за пределами Тихоокеанского пояса.

Цели программы Технополис:

  • перераспределение промышленности из центра в регионы;
  • интенсификация научных разработок в связи с активизацией деятельности научных работников местных вузов;
  • переход на наукоемкие и энергосберегающие технологии.

В конце 90-х годов XX века в Японии уже существовало около 30 технополисов. Программа «Технополис» с вышеуказанными целями наиболее успешно реализуется в районах с высоким и средним уровнем экономического развития: на островах Кюсю, Чугоку, Хокурику, Канто, Токай и других. На первом этапе лидирующие позиции в технополисах занимали в основном высокотехнологичные отрасли.

Существуют критерии отбора территорий для создания технополиса:

  • определенный размер территории;
  • близкое расположение к аэропорту или железной дороге, шоссе;
  • близкое расположение к большему городу и до одного дня езды от такого мегаполиса, как Токио;
  • наличие благоприятных условий для жизни;
  • наличие широкого спектра промышленных предприятий;
  • наличие современной информационной сети;

Сегодня в Японии около 20 технополисов. Они сосредоточены на разработках в области электроники, робототехники и создании «новой керамики». Некоторые из них специализируются на освоении космоса, биотехнологиях и медицинской промышленности.

Импортные зоны развития или зоны свободной торговли. Они созданы для того, чтобы оптимизировать издержки обращения японской экономики за счет концентрации торговли в морских портах и ​​воздушных портах.

На рубеже XX-XXI веков в Японии были созданы, функционируют или находятся на стадии организационного развития 22 импортных зоны префектурного или городского подчинения. К первым относятся Ямагути, Хиросима, Киото и другие. Вторая, зоны городского подчинения, расположены в Китакюсю, Кобе, Осаке и в районе аэропорта Новый Титосэ.

Модель сбалансированного роста, которая была представлена ​​в 60-х годах, уже исчерпала себя. Поэтому, несмотря на эффективность японских технологических зон, следует учитывать ряд неблагоприятных обстоятельств. С начала 90-х годов экономика Японии находилась в состоянии стагнации. Также ущерб японской экономике нанес мировой валютно-финансовый кризис. Без учета этих обстоятельств невозможно понять неблагоприятную экономическую ситуацию, сложившуюся в Японии.

Бразилия

СЭЗ "Манаус" была создана в середине XX века, а точнее в 1957 году на территории Бразилии в городе с одноименным названием Манаус. Сначала эта зона находилась в пределах одного города, а затем расширила его территорию и охватила всю Западную Амазонию (занимает около 2 миллионов квадратных километров).

Он был создан в отсталом регионе и был нацелен на привлечение инвестиций, с помощью которых государство намеревалось углубляться в отстающие регионы. В этой зоне действует льготный режим ввоза и вывоза товаров. Инвесторы «Манауса» не платят налоги на прибыль, на оборот товаров, а также освобождаются от налогов на ввоз машин, оборудования и материалов, используемых в производстве. Этот беспошлинный режим зависит от того, чтобы все беспошлинные товары использовались в качестве капитальных вложений.

В начале 90-х годов благодаря региональной политике государства промышленность этой зоны была представлена ​​30 отраслями, включая электронику, химию, металлургию и т. д.

Специальные преференциальные режимы, действующие в этой зоне, привлекли такие компании, как Kodak, Sharp, Xerox, Phillips, Sony и другие. Благодаря дешевой рабочей силе и богатой ресурсной базе такие компании успешно расположены в этой области и открывают свои производственные филиалы в Бразилии. В результате в СЭЗ «Манаус» образовался центр электронной промышленности, который считается крупнейшим не только в Бразилии, но и в Латинской Америке.

С помощью СЭЗ «Манаус» Бразилия стала 7-м крупнейшим производителем компьютеров в мире.

«Манаус» - образцовая модель свободной экономической зоны, которая глубоко интегрирована в экономику страны благодаря внутриотраслевому разделению труда. Любая развивающаяся страна может извлечь выгоду из опыта организации и эффективной работы зоны Бразилии.

Анализ развития и функционирования свободных экономических зон в России

История возникновения свободных экономических зон в России

Свободные экономические зоны появились в конце 1980-х годов. Именно в это время структурный кризис ударил по экономике. Закрытый характер экономики развития СССР, неравный обмен между РФ и союзными республиками кровоточил российскую экономику.

Их создание должно было ускорить развитие отстающих регионов России и развитие производства. Кроме того, введение ОЭЗ должно было обеспечить экономику отечественными, а также зарубежными научно-техническими разработками и изобретениями, что, в свою очередь, повлечет за собой развитие экспорта и увеличение валютных поступлений в бюджет страны. Также СЭЗ считались своего рода инструментом для перехода от плановой экономики к рыночной.

Основной целью было создание широкой сети свободных экономических зон в различных регионах СССР за 3 года. В 1989 году такие зоны были созданы в городах Находка (Приморский край) и Выборг (Ленинградская область); Чуть позже СЭЗ появились в Калининградской области. Позже были созданы такие зоны, как «Кузбасс» в Кемеровской области, «Садко» в Новгородской области, «Ева» в Еврейской автономной области, «Даурия» в Читинской области, «Алтай», «Янтарь», а также как "Технополис Зеленоград". Между ними не было никакой разницы, так как набор преимуществ в этих зонах очень похож друг на друга. 

Особенность всех этих СЭЗ состояла в том, что они практически занимали огромные территории, точнее, целые регионы. Благодаря предоставлению льгот всему региону доходы бюджетов и валютных фондов значительно сократились. Поэтому данная программа по созданию и развитию ОЭЗ не была реализована. Кроме того, эта неудача объясняется тем, что государство не понимало своих реальных целей и задач по созданию СЭЗ и не имело подходящей законодательной базы для их нормального функционирования. Только после принятия закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» процесс формирования свободных экономических зон стал более упорядоченным.

В начале 1992 года положение СЭЗ в России стало еще более плачевным. После принятия нового порядка регулирования налогообложения в стране не было никаких льгот и исключений для свободных зон, поскольку государственные финансовые и налоговые службы сочли недействительными ранее действовавшие положения о свободных зонах. Это привело к массовым протестам со стороны иностранных инвесторов.

В результате был издан указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации». Указ восстановил условия хозяйственной деятельности предприятий на территории зон с иностранными инвестициями. Принятие указа расширило возможности некоторых зон, но в целом СЭЗ не стала развиваться. Объем привлеченных инвестиций оставался незначительным и не мог полностью компенсировать спад в экономике. Вишняков В. Правовые вопросы развития экономических зон в России // Диалог. 2009, № 11. С.2 Как и прежде, увеличение внешнеторгового оборота произошло за счет импорта, а не экспорта. Такая ситуация была обусловлена ​​отсутствием качественной стратегии и тактики для реализации программ развития ОЭЗ.

Чтобы заменить это, была предложена концепция формирования микрозон - разновидностей зон экспортного производства и свободных таможенных зон. Российское правительство начало быстро ликвидировать те СЭЗ, которые охватывали большие территории. Основой для создания зон нового типа стал принцип выгодного экономико-географического положения в сочетании с минимумом затрат на обустройство их инфраструктуры. Но эта идея также была воспринята как неэффективная, так как были опасения, что будет создано слишком много таких зон.

К концу 90-х годов в России было около 20 официально зарегистрированных свободных экономических зон, все остальные из существующих были в полулегальном положении. В 2005 году было 24 зоны, которые работают на основе постоянно меняющегося устава. Позже была предпринята еще одна попытка создать свободную экономическую зону. Был принят новый закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Таким образом, у России есть собственный противоречивый опыт создания свободных экономических зон. Этот процесс происходил довольно бессмысленно, что связано с отсутствием продуманной политики их создания и правовой базы, а также борьбой между регионами за получение максимальной выгоды для своих зон. Реализация проекта новых свободных зон требует тщательной подготовки, а также анализа функционирования действующих в настоящее время свободных зон.

Сегодня свободные экономические зоны в России представляют собой масштабный федеральный проект, направленный на развитие экономики страны и регионов за счет привлечения иностранных и национальных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики. СЭЗ созданы на 49 лет. Каждое из них наделено государством особым правовым статусом, в котором инвесторам предоставляется ряд льгот, а также гарантируется доступ к различным типам инфраструктуры. В России существует 4 типа ОЭЗ: промышленность, технологии, логистика и туризм.

Их целями являются: развитие высокотехнологичных отраслей экономики страны, освоение новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, расширение транспортно-логической системы, развитие туризма и санаторно-курортного сектора.

Типы СЭЗ, организованных в России

Анализ существующих в России СЭЗ, а также тех, которые будут созданы, позволил разделить их на следующие виды:

- зоны промышленного производства.

Эти зоны создаются на обширных территориях, которые расположены в крупных промышленных регионах страны. Промышленные производственные ОЭЗ специализируются на автомобильном строительстве, производстве бытовой техники, био и наноматериалов, производстве товаров народного потребления и многом другом.

К таким зонам в России относятся:

  • «Липецк» (Липецкая область) - производство стали и проката черных металлов, производство холодильников и другой бытовой техники, стройматериалов и др.
  • «Алабуга» (Республика Татарстан) - специализируется на автомобильном производстве (резиденты - «АВТОВАЗ», «ГАЗ», «КАМАЗ», «Соллерс» и др.), А также на производстве полимеров (ОАО «Нижнекамскнефтехим»).
  • "Тольятти" (Самарская область) - автопром ("АВТОВАЗ", "ГАЗ"), стройматериалы, производство товаров народного потребления
  • «Титановая долина» (Свердловская область) - судостроение, авиастроение, химическая промышленность.
  • зоны внешней торговли.

Одной из первых внешнеторговых зон в России была Шереметьевская зона, созданная в 1922 году. Все товары, ввозимые в Шереметьевскую зону, рассматриваются за пределами таможенной территории Российской Федерации. В этих зонах национальные и иностранные предприниматели могут осуществлять свою деятельность без уплаты пошлин. После создания Шереметьевской зоны было решено создать аналогичные зоны в районе аэропорта Внуково.

Таможенный кодекс Российской Федерации играет позитивную роль в формировании таможенных зон в России.

Технические и инновационные зоны.

Этот тип зон включает в себя технопарки и технополисы. Они существуют для ускорения научно-технического прогресса (научно-технического прогресса) путем внедрения новых технологий и разработки новых продуктов. Зоны научно-технического характера в России включают в себя ОЭЗ "Зеленоград" (микроэлектроника, нанотехнологии, биотехнологии и др.), ОЭЗ "Санкт-Петербург", ОЭЗ "Дубна" (ядерные технологии, нанотехнологии), ОЭЗ "Иннополис" Республики Татарстан, ОЭЗ "Томск".

Туристско-рекреационные зоны.

Такие зоны созданы для поддержки развития и предоставления услуг в сфере туризма и отдыха. Они повышают конкурентоспособность туристической деятельности, развивают и создают санатории, разрабатывают мероприятия по организации лечения и профилактики различных заболеваний. В таких зонах ведется разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Для резидентов туристско-рекреационных зон устанавливаются следующие льготы: сниженная ставка подоходного налога или его отсутствие, а также возможность применения специального коэффициента к основной норме амортизации в отношении их собственных основных средств.

В России к этому типу СЭЗ относятся: "Бирюзовая Катунь" (Алтайский край), "Байкальская гавань" (Республика Бурятия), "Алтайская долина" (Республика Алтай), "Гранд Спа Юца" (Ставропольский край), "Куршская" Коса (Калининградская область), "Ворота Байкала" (Иркутская область), "Русский остров" (Приморский край), Северо-Кавказский туристический кластер (Северный Кавказ).

Портовые зоны.

Эти зоны расположены в непосредственной близости от основных транспортных маршрутов, логистическая ОЭЗ может стать платформой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, оказания логистических услуг, а также базой для новых маршрутов. Приоритетными направлениями развития таких ОЭЗ являются: производство и обслуживание авиационной техники, логистика и перевалка грузов, портовая деятельность, сопровождение процессов перегрузки нефти, добыча и переработка биологических ресурсов. Портовые зоны в России.

ОЭЗ "Ульяновск-Восточный" - техническое обслуживание и ремонт, изготовление и сборка самолетов, производство авиационных компонентов.

"Советская Гавань" в Хабаровском крае - морские портовые услуги, логистика, судоремонт, рыбопереработка.

Характеристика некоторых СЭЗ в России

ОЭЗ "Алабуга" в Республике Татарстан

Сегодня Республика Татарстан является одним из наиболее развитых регионов России. Одним из примеров эффективности этого региона является деятельность особой экономической зоны - «Алабуга», действующей на этой территории. Он расположен в самом центре Волжского автомобильного кластера.

Это самая крупная промышленно-производственная зона в России. Он был создан в 2005 году. Его площадь составляет 20 тысяч квадратных километров. На сегодняшний день в этой зоне зарегистрировано 36 жителей.

Целью данной ОЭЗ является содействие экономике Республики Татарстан и страны в целом путем создания благоприятных условий для реализации продукции национальными и иностранными инвесторами. В основном ОЭЗ «Алабуга» специализируется на автомобильной промышленности, нефтехимии, производстве строительных материалов и товаров народного потребления, а также пищевой промышленности.

Следующие жители зарегистрированы здесь:

  • ООО «Форд Соллерс Елабуга» - производство легковых автомобилей и их комплектующих.
  • ООО "Белая Дача Алабуга" - производство салатных и овощных продуктов.
  • ООО "Rockwool Volga" - производство теплоизоляции и др. Алабуга. Особая экономическая зона

ОЭЗ "Алабуга" предоставляет своим резидентам выгодные льготные условия. Режим беспошлинной торговли устанавливается на 10 лет - в течение этого времени компании освобождаются от налогов на землю, имущество и транспорт, а также действуют льготные ставки налога на прибыль.

На территории ОЭЗ "Алабуга" действует режим свободной таможенной зоны, который позволяет ввозить товары из-за рубежа без уплаты ввозных пошлин и НДС.

Конкурентные преимущества ОЭЗ:

  • налоговые и таможенные льготы;
  • бесплатное подключение к сетям (к линиям электропередач);
  • Снижена стоимость земельных ресурсов (участков).

ОЭЗ ТВТ в Санкт-Петербурге

ОЭЗ в Санкт-Петербурге является технологической и инновационной зоной. Основными преимуществами технико-внедренческих зон являются: предоставление налоговых льгот, инженерная подготовка территории, наличие особого таможенного режима, а также наличие высококвалифицированной рабочей силы. В течение многих лет Санкт-Петербург был центром точного приборостроения и электроники, которые развиваются на базе научного комплекса, образованного двенадцатью научно-исследовательскими институтами, институтами Российской академии наук, исследовательскими центрами и институтами.

Эта зона была создана на двух участках - участок Нойдорф (Стрельна) площадью 30 га и Новоорловский участок площадью более 130 га. Он был создан в 2005 году. ОЭЗ в Санкт-Петербурге создавалась 20 лет, то есть просуществует до 2025 года. На ее территории зарегистрировано 31 резидент - 10 на площадке в Нойдорфе и 21 на Новоорловском. РосОЭЗ. Особые экономические зоны

Как упоминалось ранее, техническая и инновационная деятельность понимается как: создание научно-технических продуктов, их промышленное использование, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, распределенных вычислительных систем и обеспечения услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Цели этой зоны:

  • развитие высокотехнологичных производств в стране;
  • производство инновационной продукции;
  • повышение конкурентоспособности экономики региона и страны в целом.

На территории свободной зоны Санкт-Петербурга планируется развитие средств связи, бытовой радиоэлектроники, военной и гражданской авионики, медицинской техники, а также разработка различных аналитических приборов.

Жителей этой зоны можно разделить на группы (кластеры):

  • контрольно-измерительные приборы;
  • энергоэффективность;
  • фармацевтика и медицинские технологии;
  • телекоммуникации и IT технологии.

По состоянию на 01.01.2013 г. объем инвестиций резидентов ОЭЗ составил 2,5 млрд. рублей, создано около 450 рабочих мест.

Конкурентные преимущества ОЭЗ:

  • сниженные налоговые ставки;
  • режим свободной таможенной зоны;
  • низкая арендная плата за недвижимость;
  • гарантия неизменности предоставляемых льгот при существовании ОЭЗ;
  • создание соответствующей инфраструктуры, позволяющей жителям снизить расходы на строительство до 40%;
  • возможность выкупа земельными участками участков, на которых создаются объекты, введенные в эксплуатацию;
  • предоставление отсроченных налоговых платежей;
  • предоставление государственных гарантий Санкт-Петербурга;
  • обеспечение инженерными ресурсами за счет бюджетов Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
  • льготное подключение к источникам энергии.

Как и в других свободных зонах, в Нойдорфской и Новоорловской ОЭЗ действуют специальные льготные и налоговые режимы.

Здесь такие резиденты, как ООО «Ракурс-Инжиниринг», ЗАО «Биокад» (разработка, производство и продажа жизненно важных и необходимых лекарств), ООО «АЭС Лазерные системы», ООО «Вестком» (цифровые измерительные системы и средства защиты компьютерной информации) и другие.

Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России

Согласно международным стандартам функционирования ОЭЗ, российские зоны работают неэффективно. По мнению экспертов, цели, поставленные при создании многих зон в России, не были достигнуты. Исходя из деятельности некоторых российских СЭЗ, можно выявить некоторые причины их неэффективности.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

Большая площадь территории зон.

Поскольку у России огромная территория, площадь некоторых СЭЗ превышает многие европейские государства, такие как Германия или Франция. Целые регионы и территории становятся свободными экономическими зонами без учета эффективности деятельности в таких масштабах. Многие свободные зоны, существующие в России, искали для себя как можно больше территории, не осознавая, что чем она больше, тем меньше выгоды она принесет (например, Даурия занимает 400 тысяч квадратных километров, а Ева в Еврейской автономной области - около 360). тысяч квадратных километров).

Следовательно, чем больше площадь зоны, тем больше затраты на развитие инфраструктуры и особый преференциальный режим, который будет превышать возможные будущие доходы.

Неудачное расположение ОЭЗ.

Почти все свободные зоны в России расположены во внутренних районах страны. Успешная работа ОЭЗ зависит от ее экономического и географического положения. Считается, что это недалеко от транспортной сети, автомагистралей и мировых экономических центров.

Негативное влияние СЭЗ на экономику региона.

На территории свободных зон действует льготный режим, тогда предприниматели (импортеры-предприятия) стремятся ввозить больше товарной продукции. А в некоторых зонах существует возможность неограниченного ввоза товаров. В результате отечественное производство становится не в состоянии конкурировать с дешевыми импортными товарами.

Неэффективное использование возможностей.

Российские экспортные производственные зоны специализируются на сборке товаров из импортных материалов. Такие СЭЗ, как «Находка», использовались для экспорта различного сырья, а также продукции, созданной из материалов, импортируемых из-за рубежа.

Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может выжить в новых, более жестких условиях рыночных отношений. Чтобы привлечь инвесторов, следует отказаться от территориальной аморфности и четко продумать будущую модель развития СЭЗ.

Несмотря на низкую эффективность российских СЭЗ, у них есть возможность для их дальнейшего существования. При соответствующей политике некоторые из них могут добиться успеха в своем развитии. Свободные зоны, действующие в Санкт-Петербурге или Выборге, можно считать наиболее перспективными. На основе свободных зон Санкт-Петербурга могут быть созданы несколько портовых и технологических зон. На основе Шерризонской зоны можно создать такие же срочные в Внуковском и Домодедовском районах.

Наличие в России удобного транспортно-географического положения и большого количества портовых территорий наделяет его высоким потенциалом. Когда здесь будет создана широкая сеть СЭЗ, Россия быстро интегрируется в мировую экономику, а также будет привлекать огромные потоки капитала и товаров, которые сейчас отправляются в те же зоны зарубежных стран Черного моря и Азиатско-Тихоокеанского региона. область.

Также зоны, которые имеют полезные природные ресурсы, но не занимают этого выгодного положения (Кемеровская область, Алтай и Забайкальский край), могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных территорий. Именно здесь необходимо сосредоточиться не на преференциальных положениях, а на заключении таких контрактов, которые позволили бы разработать способы добычи полезных ископаемых, что также способствовало бы притоку иностранного капитала в другие сектора местной промышленности и социальной сферы.

Для улучшения инвестиционного климата в стране были приняты следующие меры:

  • усиление борьбы с коррупцией;
  • принятие мер по защите интеллектуальной собственности;
  • вступление в ВТО;
  • упрощение финансового регулирования;
  • Разработка «Стратегии инновационного развития в Российской Федерации на период до 2020 года» и др.

Сегодня Россия является 6-м крупнейшим отечественным рынком в мире, а также признанным лидером в области науки и математики. Это большой, быстро развивающийся перспективный рынок для многих секторов экономики, обеспеченный особыми экономическими зонами, представленными широкой географией присутствия. Большинство крупных международных брендов уже имеют собственные производственные мощности и предприятия на своей территории. Инвестиционный климат в России в настоящее время определяется двумя тенденциями: растущей дифференциацией регионов и формированием инвестиционного ядра.

Вывод:

Во всем мире создаются свободные экономические зоны для привлечения иностранных инвестиций. С их помощью государство пытается решить ряд экономических проблем, возникающих в стране. Свободные зоны активизируют и расширяют внешнеэкономическую деятельность страны, привлекая иностранный капитал, сглаживая социальную напряженность, тем самым повышая имидж страны в глазах инвесторов. При разумном использовании механизмов функционирования ОЭЗ они способны вывести экономику страны на высокий уровень.

При создании свободных экономических зон все их составляющие должны быть тщательно продуманы. Процесс разработки целей и задач должен быть продуман всесторонне и всесторонне, необходимо учитывать множество факторов. На дальнейшее функционирование ОЭЗ могут влиять: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, а также торговые отношения с зарубежными странами. Только при правильном использовании всех этих факторов деятельность ОЭЗ будет эффективной.

С помощью свободных зон государства пытаются решить проблемы, которые невозможно решить своими силами. Льготные условия создаются для иностранных инвесторов, те условия, которые являются основными особенностями функционирования СЭЗ. В работе рассмотрены составляющие ОЭЗ, принципы и условия эксплуатации, этапы создания и опыт работы ОЭЗ некоторых стран.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы:

  • деятельность свободных экономических зон направлена ​​на привлечение иностранных инвесторов;
  • на территории СЭЗ действуют специальные налоговые и таможенные режимы, некоторые из которых являются постоянными, некоторые временными;
  • коммерческая продукция, ввозимая на территорию СЭЗ и вывозимая с ее территории, подлежит таможенному оформлению;
  • Особая преференциальная позиция, предоставляемая резидентам СЭЗ, ускоряет и облегчает процесс регистрации, а вместе с этим и начало производственной деятельности.

внешнеторговые выгоды, связанные с введением упрощенной процедуры осуществления внешнеторговых операций (например, резиденты СЭЗ освобождаются от ввозных пошлин и налогов), активизируют и увеличивают экспорт, помогают достичь требуемого уровня импорта, предоставляют возможность для национальный производитель для представления своей продукции на зарубежном рынке и т. д.