Сущность региональной политики в государственном управлении

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Становление межсубъектных региональных экономических взаимосвязей
Критерии и пределы регионализации управленческих структур
Функции, полномочия местного самоуправления и механизм их реализации
Система оценки эффективности деятельности органов государственной власти


Введение:

Все государства мира свободны от ответственности за дела и судьбы хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность субъектов свободного рынка, ограничивая себя косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и других правовых ограничений, через законы о труде и уполномоченные государством деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, независимо от того, как оно провозглашает и обеспечивает независимость своих территориальных единиц, не может и, самое главное, не имеет права уклоняться от ответственности за территориальную целостность страны, за предотвращение экологических, экономических, этнических и других региональные кризисы, для развития всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Все это является обычной нормой политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды радикального разрушения старого и формирования новых социальных основ? 

Мы должны признать, что в настоящее время, в переходный период, ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких фундаментальных различий между сущностью проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и оппортунистической практикой, как в вопросе о государстве. регулирование территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов отжила себя не меньше, а по ряду позиций и более радикально, чем модель экономических отношений.

Нестабильность ситуации не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и заставляет государственные органы принимать экстренные меры. Это в значительной степени вынужденная политика, но именно эта политика, временно заглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно воспроизводит их. Создается некий «замкнутый круг», и выход из него возможен только при наличии сильной политической воли к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом такого упорядочения, основанного на последовательных представлениях о предмете, значении и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально влиять на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Эти механизмы реализуются в различных формах государственной избирательной поддержки субъектов федерации и муниципалитетов. 

Это действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера, специально организованные органами государственной власти.

Объектом исследования является сущность региональной политики.

Предметом исследования является раскрытие концепции региональной политики, ее основных целей и задач.

Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.

Для достижения этой цели предполагалось решить следующие задачи:

  1. изучить основные понятия, цели и задачи региональной политики в Российской Федерации;
  2. проанализировать особенности региональной политики;
  3. выявить преимущества и недостатки в развитии федеративных отношений.

В качестве гипотезы выдвигается следующее предложение: региональная политика определяется государством и имеет региональный аспект.

Для решения указанных проблем использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение, беседа.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка источников и литературы. Общий объем курсовой работы составляет 42 страницы. Во введении указаны актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза исследования.

В первом разделе рассматриваются основные понятия, цели, задачи региональной политики, во втором разделе - особенности региональной политики, в третьем разделе - развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления. Список литературы содержит 20 источников.

Региональная политика: основные понятия, цели, задачи

Региональная политика - это система мер, направленных на регулирование развития регионов с целью достижения поставленных целей. Важно помнить, что региональная политика является «субъективной» и динамичной. Собственно, региональная политика - это политика федеральных властей по отношению к регионам? Суть его заключается в частичном перераспределении ресурсов между регионами с целью сглаживания территориальных различий и, на этой основе, оптимизации территориальной структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Фискальная политика является механизмом формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

Ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов, методы и формы этого регулирования.

Инвестиционная политика является мерой поддержки инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, распределения бюджетных инвестиций.

Структурная политика - это система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

Институциональная политика - реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.

Социальная политика - это определение условий и требований для субъектов хозяйствования в целях достижения неэкономических целей.

Различают следующие уровни региональной политики:

  • Федеральный - определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разных типов в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;
  • Региональный - выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ правительства от вмешательства в экономическую деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая сохранение той или иной формы государственного контроля.

Под региональной политикой в ​​Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, имеющая общие природные, социально-экономические, национально-культурные и иные условия. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации или объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

  • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также устранение последствий ее загрязнения, комплексная защита окружающей среды регионов;
  • приоритетное развитие регионов особой стратегической важности;
  • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
  • формирование и предоставление гарантий местного самоуправления.

Региональная политика в России определяется системой целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных уровнях государственной власти - республиканском и областном. Он включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; с другой стороны, местные органы власти регулируют развитие соответствующих регионов.

Переход экономики к рыночным отношениям меняет формы и методы взаимодействия территориальных органов власти с республиканскими органами, а также с хозяйствующими субъектами рыночной системы. Необходимо четко разграничить функции государственных республиканских и местных органов власти, их права и сферы деятельности при обеспечении максимально благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов ?? Это связано, прежде всего, с децентрализацией процессов управления, переносом ряда областей реформ на региональный уровень, особенно в сфере малого бизнеса, социальной сферы, охраны природы и использования природных ресурсов, а также с увеличением ответственность администрации области за ход экономических реформ.

Каждый регион имеет право самостоятельно использовать свои ресурсы, создаваемый научно-технический и социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития. Необходимо проводить дифференцированную региональную политику в зависимости от местных условий. В то же время необходимо обеспечить экономическую целостность экономики республики, единство экономической системы. В то же время следует учитывать неравные стартовые условия для выхода на рынок разных регионов, ограниченные возможности для самообеспечения и самофинансирования. 

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечивать эффективное взаимодействие между регионами, сочетание специфических подходов к решению проблем в отдельных регионах и единство общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры развития региона устанавливаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и т. д. Центр должен разработать единую научно-техническую политику, которая станет фактором стабилизации экономики в регионах; сформировать интеллектуальный и человеческий потенциал, особенно в фундаментальной науке.

Основные направления социально-экономического развития России на предстоящий период определили основную цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциала регионов, объективные преимущества территориального разделения труда для создания Благоприятные условия жизни населения во всех регионах страны.

Для этого вам нужно:

  • максимально использовать внутренний потенциал каждого региона;
  • сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;
  • сохранить безработицу в крупных городах в социально безопасных рамках.

В краткосрочной перспективе наиболее важными направлениями региональной политики являются:

  • формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;
  • обеспечение экологической безопасности населения;
  • социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
  • формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, товаров народного потребления и др.

Региональная политика должна быть направлена ​​на создание в каждом регионе ресурсного и финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечения комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращения разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категории.

Социальная политика занимает особое место в системе внутренней политики регионов? 

Социальная политика является особым аспектом внутренней политики, целью и содержанием которой является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения людей.

Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения друг с другом. Это общение принимает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между народами; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.

Все виды государственной политики тесно связаны друг с другом. Особое значение для развития общества имеет диалектическая связь между экономической и социальной политикой. Оно находит свое конкретное проявление в следующих двух моментах: а) в конечном итоге экономическая политика приводит к регулированию деятельности людей для создания материальных и духовных благ как важнейшее условие роста благосостояния людей; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми использования материальных и духовных благ, то есть использования условий жизни и всестороннего улучшения всех членов общества на основе принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что является результатом для одной политики, является отправной точкой для другой.

В рыночной экономике социальная политика направлена ​​на создание необходимых предпосылок для населения страны для удовлетворения ее основных потребностей и обеспечения социального мира в обществе, достижения консенсуса между ее различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективного выполнения этой стратегической задачи нормальное функционирование рыночной экономики, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе невозможны.

Для того чтобы социальная политика региона была в полной мере реализована, ее следует разрабатывать на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, принципа экономической свободы человека и признания права предпринимателей. лицам наемного труда и их профсоюзам предоставляется тарифная автономия на основе социального партнерства; во-вторых, принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободные цены и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, по принципу ответственности государства за игру рыночных сил, за разработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения потока экономической и социальной жизни; в-четвертых, по принципу большей рабочей нагрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь тем, кто менее трудоспособен; в-пятых, по принципу участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.

Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержатся в программе социальных реформ:

Выделяются следующие стратегические цели социальной политики:

  • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • обеспечение конституционных прав граждан в сфере труда, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, жилья;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав на социальные гарантии, предоставляемые семьям, женщинам, детям и молодежи;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение уровня смертности населения, особенно детей и граждан трудоспособного возраста;
  • значительное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями для достижения этих целей являются:

  • Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейших стимулов для развития производства и повышения трудовой активности работников.
  • Обеспечение справедливого распределения доходов, основанного на использовании новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, полученными населением.
  • стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, имущественных доходов для инвестиций и кредитования социально значимых программ, направленных на создание базовых условий жизни: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, образование.
  • Проведение сбалансированной политики занятости, намечая, с одной стороны, предотвращение массовой безработицы и, с другой, не препятствуя высвобождению избыточной рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
  • Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета финансового положения семей и принципа предоставления пособий заявителю.
  • Создание полноценных условий жизни для семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизни детей.
  • Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан в случае потери заработка в случае безработицы, болезни и других социальных и профессиональных рисков.
  • Стабильное финансирование социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирующее всем гражданам доступность медицинской помощи, социальных услуг, образования, культуры и спорта.

В соответствии с программой социальных реформ в России намеченные цели социальной политики планируется достичь в два этапа. Информационный сервер на основе материалов федеральных целевых программ Минэкономразвития России.

Основные задачи первого этапа: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, сокращение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, предотвращение массовой безработицы, усиление защита трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должно способствовать осуществление таких мер, как: устранение и предотвращение дальнейшей задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение существующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя размера прожиточного минимума, уточнение методологии его расчета, исходя из фактических затрат на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные услуги, транспорт, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращение массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Второй этап должен проходить в более благоприятных экономических условиях. Есть предпосылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости населения? На данном этапе планируется решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда - почасовая оплата труда. ставка; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень заработной платы работников государственного сектора к уровню заработной платы в производственных секторах, пересмотрев Единый тарифный план для эта цель; изменить систему налогообложения отдельных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и снижение их дифференциации, чтобы начать реализацию комплексной программы по созданию и поддержанию рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; начать масштабную пенсионную реформу.

В социальной политике региона выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, в соответствии с которыми осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.

Это включает:

  • Политика в области доходов и личного потребления семей.
  • Политика в сфере общественного благосостояния.
  • Политика в области воспроизводства рабочей силы и занятости.
  • Политика поддержки "слабых групп" в обществе.
  • Политика развития секторов социальной инфраструктуры.

Политика в области доходов и личного потребления семей имеет своей целью вознаграждение работников. Его главная цель - помочь стимулировать результаты трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, снизить неоправданно высокую в настоящее время дифференциацию заработной платы, восстановить и сохранить роль минимальной заработной платы в качестве законодательной гарантии защиты наемных работников? 

Политика общественного благосостояния предусматривает: а) разработка и использование минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции как важного инструмента социальной политики; б) государственная поддержка нерыночного сектора национальной экономики, то есть тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут руководствоваться коммерческими критериями.

Основное содержание политики в области труда и занятости состоит из мер по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплате пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно безработных и разработке программ по созданию рабочих мест. поддержание и развитие рабочих мест.

Политика поддержки социально незащищенных групп населения предусматривает постоянное совершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения того, чтобы размер минимальной пенсии соответствовал размеру прожиточного минимума пенсионера; б) периодическая индексация пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использование механизма модернизации заработной платы для расчета и пересчета пенсий, что позволяет более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Политика в отношении секторов социальной инфраструктуры - это комплекс мер, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное распределение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях экономической системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ в области образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы; расширение жилищного строительства; улучшение коммунальных услуг? 

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практическую деятельность общества по регулированию происходящих в нем процессов, используя специальный механизм решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.

Особенности региональной политики

Региональная политика в целом в нашей стране еще не полностью разработана, а ее основные положения еще не полностью сформированы. Поэтому необходимо расширять работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений. Главное в региональной политике - социальная сторона, а влияние на экономику подчинено. Задачами региональной политики федеральных органов в области информационного взаимодействия должны быть: формирование единого правового пространства в этой области, активизация деятельности субъектов Федерации по формированию собственной политики в области обеспечения информационной безопасности. на их территории, а также содействие развитию региональной среды для распространения сообщений.

Поддержка развития регионов является одной из основных функций региональной политики, но сначала необходимо рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне национального кризиса (двойственность национального самосознания россиян, неоднородность русского языка. регионы) Официальный интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/. От советского периода Россия унаследовала большие различия между субъектами Федерации с точки зрения объема производства, участия в международных экономических отношениях, экономической структуры и уровня жизни. Россия должна признать тот факт, что дифференциация является естественной стадией существования существующей территориальной системы страны и что стратегию расширения следует заменить стратегией концентрации, которая позволяет сосредоточить усилия на перестройке и решении внутренних проблем. для последующего выхода во внешний мир в новом качестве. Поэтому при реализации государственного регулирования регионального развития основное внимание следует уделить финансовым, бюджетным и налоговым аспектам государственного регулирования и избирательной поддержки регионального развития. В целом, новая региональная стратегия должна быть обоснована во всестороннем прогнозе развития и размещения производительных сил в России, который включает инвариантный прогноз территориального развития страны и основных межотраслевых комплексов, а также прогнозную оценку экономическое и социальное развитие регионов. Отмечается, что в условиях рыночных отношений Россия обречена вести постоянную борьбу с противоречиями регионального развития. Регионы в любых условиях и являются изначально одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в репродуктивном процессе немыслимо.

Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена ​​на реализацию трех основных принципов российского регионального Стратегия: благосостояние граждан, целостность государства, территориальная справедливость? Федеральный бюджет Российской Федерации. Положение отдельных регионов еще не стабильно, в результате чего основная борьба между регионами и между регионами и центром будет вестись вокруг вопросов транспорта и энергетики. тарифы, обменный курс национальной валюты и тарифная политика. Следует также ожидать обострения противоречий, связанных с диспропорциями в развитии финансово-бюджетной системы.

Особое место в современной региональной политике занимает политика по отношению к так называемым проблемным регионам. В общем, доноры не столько богаты, сколько потенциально могущественны; «ноль» - средний развитый; «получатели» недоразвиты. Существующая система формирования федерального бюджета фактически действует против неравенства субъектов федерации. Единые подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов, для России неприемлемы. При анализе региональной политики целесообразно выделить проблемные регионы следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокой концентрацией производства и населения; промышленно слаборазвитый; сельскохозяйственный, промышленный депрессивный; резерв; рекреационные; направления нового экономического развития. Проблемные регионы должны стать объектами государственного регулирования, при этом их статус должен быть определен и официально закреплен, а в условиях формирования рыночных отношений должен быть разработан механизм решения региональных проблем различных типов и рангов. Все регионы страны делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающиеся. Программа помощи депрессивным регионам осуществляется за счет федеральных денег, основная задача программы - остановить скачок в уровне развития регионов О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.

Денежно-кредитная и фискальная политика в отношении регионов является одним из важнейших инструментов региональной политики в России. Необходимость проведения трансформации в сфере денежно-кредитной политики государства в пользу регионов отмечена важность государственной поддержки регионов в плане инвестиций. В то же время региональная инвестиционная политика все чаще становится политикой самих регионов, и не только федерального центра, но и в целом, однако наблюдается слабая инвестиционная направленность региональных бюджетов.

В современной России межэтнические отношения сильно обострились. Одной из задач региональной политики является снижение межэтнической напряженности.

Для этого приоритетным направлением деятельности компании должно быть:

  1. последовательная реализация конституционных норм о равенстве субъектов федерации,
  2. создание реальных условий для действительно свободного диалога культур. Одним из принципов гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации должна стать неприкосновенность исторически установленных границ всех субъектов Федерации.

Региональная политика в области образования, науки и техники не менее важна. Отмечено, что децентрализация, регионализация управления университетами является важным стратегическим направлением общей политики регулирования высшего образования. Основными особенностями новой концепции высшего образования в Российской Федерации являются: увеличение количества вузов и регионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегии управления университетами в системе региональных научных и образовательных программ. Проведенная ранее региональная государственная политика предопределила развитие отраслей первого технологического уклада в регионах с преимущественно сырьевой направленностью. Переход к более высоким технологическим структурам, являющимся основой региональной научно-технической политики, основан на развитии ресурсосберегающих технологий. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

В последние годы региональная политика в России сделала колоссальный скачок в своем развитии. До сих пор нет общепринятой формулы региональной политики. И это не случайно, поскольку сведение сложного и противоречивого к простому и неизменному является одной из самых сложных задач любой политики, стремящейся стать эффективной.

Региональная политика ни в коем случае не является совокупностью региональных аспектов другой политики; оно не должно быть ни первичным по отношению к ним, ни выступать в качестве их «региональной» тени. Региональная политика является неотъемлемой связью политической основы общества, без которой последний, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут существовать лишь случайным образом и без гарантированного успеха на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государство, его экономическая, внешняя, внутренняя и др. политика.

Региональная политика, разработанная и осуществляемая самими регионами, - это то, что должно быть сделано для скоординированного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить жизнеспособность региональной политики на местах. Только с этими подходами может быть создана реальная основа для формирования четкой и последовательной региональной политики государства и региона, признающей как общую идеологию согласия, так и наличие конкретных интересов государства и регионов.

Основной региональный интерес России в настоящее время следует понимать как минимизацию негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержку локальных преобразований, как создание общероссийских условий с тем, чтобы каждый субъект субъекта Федерация максимально использует свой внутренний потенциал и, в меньшей степени, утверждает, что в настоящее время бедна возможностью государственной помощи?

Региональная политика в настоящее время оказывается как в правовом вакууме, так и в правовом хаосе. Потенциальное правовое поле региональной политики как таковое интенсивно и беспорядочно зарастало: в последние годы на Россию обрушилась лавина законов, указов, указов и распоряжений без серьезной координации друг с другом.

В среднесрочной перспективе внедрение в экономическую политику федеральных органов власти целого ряда новых инструментов и механизмов, отражающих новый подход к региональной политике.

Успешное решение задач, поставленных на среднесрочную перспективу, требует выполнения ряда условий, в том числе создания и бесперебойного функционирования новых инструментов регионального компонента федеральной экономической политики.

Во-первых, необходимо создать систему федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Приоритетные направления социально-экономических реформ, такие как активная региональная политика, децентрализация экономики и бюджетная система, должны сопровождаться созданием системы, позволяющей быстро получать и анализировать информацию о состоянии экономики страны. регионы и муниципалитеты, состояние региональных и муниципальных финансов, показатели, характеризующие ход реформ в разных областях и связанные с ними проблемы.

Федеральная система мониторинга также будет связана со сбором информации и анализом состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, выявлением возможностей инфраструктуры для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципалитетах. Кроме того, задачей мониторинга будет выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов.

В дополнение к обеспечению основы для принятия решений в экономической политике, система мониторинга будет инструментом для выявления и распространения информации о лучших региональных и местных практиках. Разграничение полномочий между уровнями правительства и администрации предполагает самостоятельность региональных и местных органов власти в принятии решений в пределах их компетенции, что, в свою очередь, создает предпосылки для существования различных региональных реформ.

Во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности российской экономики в среднесрочной перспективе тесно связано с содействием федеральных органов власти усилиям органов власти субъектов Российской Федерации по проведению экономической политики, в том числе по реализации инвестиционные проекты в сфере транспорта и социальной инфраструктуры.

Основными инструментами межрегиональной координации решений, принимаемых региональными властями в области экономической политики, станут:

  • координация разработки программ федеральных и региональных программ социально-экономического развития;
  • координация бюджетного процесса в рамках внедрения инструментов бюджетирования эффективности на федеральном и региональном уровнях;
  • создание системы совместного финансирования инвестиционных проектов заинтересованными регионами и федеральными органами власти.

В-третьих, одним из способов повышения конкурентоспособности экономики в среднесрочной перспективе является реформа естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети и организация предоставления общеобразовательных услуг.

Помимо важности для обеспечения благосостояния населения и предоставления государственных услуг, местное самоуправление является наиболее близким уровнем государственной власти для населения, что позволяет рассматривать его также как институт самосохранения. организация населения и развитие гражданского общества. Это свидетельствует о важности местного самоуправления и для решения проблемы создания институтов, способствующих увеличению темпов экономического роста.

В связи с этим приоритетной задачей правительства будет активное содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления, повышение ответственности местных органов власти перед избирателями за принятые решения. В то же время местные органы власти должны быть наделены финансовыми гарантиями, обеспечивающими необходимую степень автономии при принятии собственных решений. Официальный интернет-сервер "Правительство Российской Федерации".

Для развития местного самоуправления необходимо реализовать меры, изложенные в новом законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления в России, направленные на переход к новой структуре и полномочиям муниципалитетов. В то же время в рамках федеральной системы мониторинга Правительство Российской Федерации оперативно отреагирует на текущие проблемы реформы и при необходимости примет меры, направленные на содействие успешному осуществлению реформы и повышению ее эффективности. 

В-четвертых, реализация следующего этапа социально-экономических реформ в среднесрочной перспективе и масштаб поставленных национальных задач даже при наличии разработанной среднесрочной стратегии преобразований во многих случаях характеризуются многовариантностью принятые меры и, соответственно, неочевидность их последствий. В связи с этим, учитывая децентрализованный характер российской экономики и межтерриториальную дифференциацию условий принятия решений, в среднесрочной перспективе практика пилотных проектов будет расширяться для реализации различных сценариев реформ на региональном уровне с последующим распространением результаты с использованием федеральной системы мониторинга.

Чтобы эффективно использовать инструмент пилотных проектов, необходимо разработать нормативно-правовую базу, стимулирующую реализацию пилотных пилотных проектов на региональном и местном уровнях, а также использование и реализацию их результатов. В некоторых случаях финансовая поддержка будет предоставляться для совместного финансирования пилотных проектов со стороны федеральных властей.

В-пятых, к предыдущему вопросу региональной политики федеральных органов власти относится проблема внедрения эффективных инструментов для создания стимулов для проведения социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях в сочетании с решением проблем, стоящих перед федеральным центром. Повышение независимости региональных и местных органов власти в решении вопросов, входящих в их компетенцию, переход к новым принципам предоставления финансовой помощи в связи с разграничением полномочий подразумевает уменьшение вмешательства федеральных органов власти в решения органов власти субъектов субъектов Федерация и местное самоуправление в областях своей компетенции.

В то же время федеральные власти, насколько это возможно, будут отказываться от чрезмерного федерального регулирования и прямого влияния на органы нижестоящего уровня при решении вопросов регионального и местного значения. Это не приведет к отказу от политики проведения необходимых реформ на всех уровнях правительства и администрации, однако формы реализации такой политики приобретут другую форму, в большей степени соответствующую федеральному характеру российское государство.

Для решения этой проблемы необходимо ввести систему новых стимулов для проведения приоритетных экономических реформ на региональном и местном уровнях государственного управления и администрации, чему могут способствовать использование следующих финансовых механизмов:

  • межбюджетные трансферты, выделяемые субъектам Федерации и муниципалитетам, реализующим программы экономических реформ, согласованные с федеральным (региональным) центром, с использованием накопленного опыта распределения федерального фонда реформирования региональных финансов;
  • более широкое использование межбюджетных трансфертов, направленных на софинансирование из федерального бюджета расходов региональных и местных органов власти, связанных как с проведением экономических реформ, так и с использованием новых инструментов экономической политики;

В-шестых, проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне.

Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между хозяйствующими субъектами - участниками кластера, с целью облегчения доступа к новым технологиям, распределения рисков по различным формам совместной экономической деятельности, в том числе , совместно выходить на зарубежные рынки, организовывать совместные исследования и разработки, обмениваться знаниями и основными фондами, ускорять процессы обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижать операционные издержки в различных областях, повышая доверие между членами кластера.

Основные направления кластерной политики федеральных и региональных органов власти включают в себя:

  • софинансирование аналитических исследований структуры кластера, выявление сильных и слабых сторон кластера, разработка плана развития кластера, включая официальные цели и стратегию;
  • создание центров обмена знаниями и установления контактов в кластерах, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям внутри кластера;
  • реализация программ, способствующих выходу кластерных предприятий на зарубежные рынки, совместные маркетинговые исследования и рекламная деятельность;
  • повышение эффективности программ профессиональной подготовки в соответствии с потребностями кластера, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации, стажировок;
  • содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;
  • повышены требования к качеству товаров и услуг, производимых внутри кластера, при осуществлении государственных закупок?

Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территории, в т.ч. Кластерная политика, требует формирования адекватных институтов для реализации такой политики, в том числе формирования региональных и муниципальных агентств развития, основными функциями которых должно быть создание структур для мониторинга и анализа экономического развития, проведение опросов предприятий. проведение прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консалтинговая поддержка создания новых предприятий, помощь в реструктуризации обанкротившихся предприятий или предприятий, испытывающих финансовые затруднения, продвижение инноваций и трансфер технологий, анализ существующих и прогноз будущих потребностей в специальностях для учебных заведений, привлечения иностранных инвесторов, выхода предприятий на международные рынки, продвижения туризма.

Федеральное правительство будет активно содействовать реализации кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях путем поддержки пилотных проектов, распространения лучших практик, разработки типовых нормативных правовых актов и реализации специализированных программ переподготовки.

В-седьмых, разработка механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.

Правительство Российской Федерации создаст стимулы для расширения использования на региональном и муниципальном уровнях механизмов лизинга и льготного финансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения. и производство социальных услуг ?? Информационный сервер на основе материалов федеральных целевых программ Минэкономразвития России. Большое значение будет иметь развитие практики максимально тесного взаимодействия с бизнес-ассоциациями при разработке и реализации политики регионального (муниципального) развития.

Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления

Сохранение и укрепление единства и правового пространства российского государства во многом зависит от успешного формирования федеративных отношений, организации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Трансформация российской государственности предполагает последовательную реформу федеративного устройства страны, полную реализацию ее конституционных основ?

Эти задачи включают в себя:

  • защита и обеспечение интересов Российской Федерации в целом, сохранение единства и территориальной целостности российского государства;
  • децентрализация власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и повышение степени их ответственности перед населением;
  • выравнивание реальных прав и компетенций субъектов Российской Федерации;
  • реализация мер экономического, административно-правового характера, обеспечение независимости регионов, сочетание государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России;
  • реальное обеспечение деятельности прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства;
  • четкое определение круга ведения федеральных органов государственной власти, которые обеспечивают защиту интересов Российской Федерации в целом и в то же время не ограничивают самостоятельность субъектов Российской Федерации в решение вопросов, отнесенных к их юрисдикции.

Некоторые из наиболее важных положений региональной политики в Российской Федерации:

  • децентрализация власти путем передачи субъектам Российской Федерации максимально возможного количества полномочий в сферах совместной юрисдикции, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти. Эти меры помогут повысить эффективность взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечить стабильность развития и укрепление единства российского государства;
  • обеспечение действия принципа равенства субъектов Российской Федерации между собой и в отношениях с федеральными органами власти с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционного и правового равенства субъектов Российской Федерации. Российская Федерация, соблюдая права и интересы субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии правовых актов федеральных органов государственной власти.

Законодательный процесс должен совершенствоваться таким образом, чтобы мнение субъектов Российской Федерации учитывалось на этапе разработки концепций законопроектов.

Чрезвычайно важно обеспечить, чтобы нормы конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации соответствовали Конституции Российской Федерации и федеральные законы. Для этих целей необходимо определить порядок приведения действующих и вновь принятых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Механизм такой корректировки должен представлять собой функционирующую независимую судебную систему, способную оперативно и беспристрастно рассматривать споры между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление призвано играть важную роль в региональной политике. Дополняя комплекс отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, реформа местного самоуправления завершает построение единой системы власти в государстве на принципах, закрепленных в Конституция Российской Федерации.

Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и тем самым достижение политической и социальной стабильности в регионе путем взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. государственные органы.

Определение компетенции местного самоуправления должно основываться на принципе взаимодополняемости, который предусматривает наложение субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, что они способны выполнять. В то же время, только действительно независимые, организационно, финансово и юридически независимые органы местного самоуправления могут успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

Необходимость развития органов местного самоуправления и создания единой системы территориальной организации местного самоуправления для всей страны привела к принятию Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления». Самоуправление в Российской Федерации "?? Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этому закону территория субъекта Российской Федерации разграничивается между городскими и сельскими поселениями.

Сельское поселение включает в себя одно или несколько поселений, объединенных общей территорией. Территории, в которых плотность сельского населения более чем в три раза ниже, чем средняя плотность сельского населения в России, можно классифицировать как межпоселковые районы. Также населенные пункты не включают города, наделенные статусом городского округа. Поселения и межпоселковые территории входят в состав муниципальных районов. В городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) создаются внутригородские территории.

На всей территории России этот закон вступает в силу только с 2009 года, но в 46 субъектах Российской Федерации он действует с 1 января 2006 года. В них создано более 24 200 муниципальных образований ?? Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

Основной проблемой при осуществлении территориальной реформы местного самоуправления является определение административно-территориального статуса городов. Сегодня у них есть выбор из двух альтернатив: стать городским районом или городским поселением. Крупные города, таким образом, станут городами областного или республиканского подчинения, а малые - самостоятельной частью муниципального района. В связи с этим возникает проблема, имеют ли муниципальные районы, прилегающие к городу - городской округ, достаточную социальную, транспортную и другую инфраструктуру для их независимого функционирования. С другой стороны, также недопустимо понижать статус таких крупных городов, как, например, Ставрополь, как это было предложено руководством Ставропольского края в составную часть муниципального района. Что касается центров субъектов Российской Федерации, то в настоящее время рассматривается законопроект о создании в них внутритерриториальных городских муниципалитетов с передачей функций общегородского управления на уровень субъекта образования. Российская Федерация.

Другой проблемой является установление во многих случаях границ городских округов таким образом, чтобы не оставлять им областей для развития. Между тем, согласно закону, территория населенного пункта должна включать территории традиционного природопользования населения этого населенного пункта, рекреационные земли и земли для его освоения. Остается неясным вопрос о пригородных районах, на которых расположены дачи и зоны отдыха горожан.

Формирование межпоселковых территорий также вызывает трудности. Например, южная часть Новокузнецкого района Кемеровской области представляет собой плотно застроенную территорию с развитым сельскохозяйственным производством, городами и селами, северная - практически необитаемым горно-таежным районом. Между тем формирование межпоселковых территорий на севере области невозможно, так как регион в целом не относится к малонаселенным. Обязательная (даже против воли населения) процедура формирования сельского поселения из населенного пункта с населением более 100 человек, вытекающего из положений закона, с его удаленностью или недоступностью, также может привести к значительному увеличение общего количества экономически и организационно слабых муниципалитетов.

Решение проблем территориального развития требует совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование, должны получить дальнейшее развитие.

При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место следует уделить региональному аспекту. Это даст регионам необходимые руководящие указания, позволяющие им определять преобладающие тенденции, приближать количественные параметры социально-экономического развития, их место в межрегиональном разделении труда, определять и корректировать свое собственное регулирующее влияние на экономические и социальные процессы в стране. Прогнозируется динамика общероссийского и регионального рынков.

Проекты долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны отражать вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения в экономическом механизме федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий в налоговой системе, вопросы собственности управление и использование природных ресурсов и др.).

Наиболее важными отправными точками должны быть прогнозирование эффективного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, определение путей и средств повышения собственного потенциала регионов для решения наиболее важных социально-экономических проблем региона. их развитие.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в будущем особое место следует уделить разработке и реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Перечни таких федеральных целевых программ, которые должны быть разработаны, должны быть определены при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и должны быть включены в эти документы.

Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в разработке и реализации политики реструктуризации экономики.

В качестве основных форм его реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с общим государственным финансированием должны использоваться такие формы:

  • участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурентных и договорных систем для их реализации;
  • размещение федеральных заказов на поставку продукции для государственных нужд;
  • поддержка высокотехнологичных отраслей и развитие высоких технологий;
  • содействие в активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;
  • создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах с высоким научным и кадровым потенциалом, а также с развитой инфраструктурой;
  • помощь малому и среднему бизнесу.

Лидер в области улучшения финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления должен стать курсом на последовательное повышение уровня бюджетной самообеспеченности субъектов Российской Федерации. рф и муниципалитеты. Для этого необходимо обеспечить субъектам Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и, прежде всего, налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Это сократит неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами разных уровней, сократит объем федеральной финансовой поддержки регионов, способных самостоятельно обеспечить развитие.

Для реализации задач региональной экономической политики в фискальной сфере необходимо обеспечить:

  • бездефицитные бюджеты большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;
  • законодательное разделение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по реализации социально-экономической политики, формированию доходов и статей расходов соответствующих бюджетов, сбор и использование налогов и других обязательных платежей
  • способность определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации при формировании бюджетов;
  • баланс бюджетов всех уровней, а также соответствующие принципы и методы расчета, согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами;
  • право - в пределах автономных финансовых ресурсов самостоятельно принимать каждым органом на соответствующем уровне решения о направлениях и сфере использования бюджетных средств;
  • контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Вывод:

Региональная политика является очень важной составляющей практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Однако неправильно говорить о региональной политике только как о части любой другой политики. Региональная политика является самостоятельной и необходимой частью политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется региональной политикой, проводимой в настоящее время в нашей стране. Только при разумном, целостном и учитывающем интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, нынешняя региональная политика Российской Федерации редко соответствует хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому в нашей стране необходимо проводить не только различные экономические и социально-экономические реформы, но и проводить единую и всеобъемлющую «региональную» реформу. В будущем эта реформа должна быть направлена ​​на сохранение единого государства как в социальном, экономическом, так и политическом аспектах, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональной и национальной экономики, преобразование России. в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Федеральный центр в России должен действовать не только как руководящий и перераспределяющий орган Федерации, но и как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономического, социально-политического и правового пространства. Регионы, с другой стороны, не должны ограничиваться только своими чисто региональными проблемами, а должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как государственного органа должна быть усилена. Кроме того, равенство субъектов Федерации от фактического вымысла, закрепленного в Конституции Российской Федерации, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на «республики», «регионы», «районы» "это анахронизм, который имеет место в истории. Федеральный центр не должен бояться передавать определенные права и свои функции под юрисдикцию субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и использования земли).

Россия это особое государство. Его расположение на перекрестке Востока и Запада, а также его обширная территория не позволяют нам в полной мере применять опыт других стран. Поэтому нам нужно искать не универсальную «формулу» для преодоления кризиса, а «формулу», которая учитывает специфику России. Региональная политика должна внести большой вклад в это.