Сущность, причины и виды безработицы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Кризис российской экономики 2008-2009 г.: причины, формы, проявления
Особенности развития экономической науки в России
Российская приватизация и проблема воссоздания института собственности
НТП: основные направления и характерные черты


Введение:

Несколько лет подряд ряд экспертов и аналитических служб прогнозируют экономический спад в России. Даты рецессии все ближе и ближе. В этом году рост российской экономики замедлился до 0,7%. Хотя это положительный результат, он слабее, чем ожидалось. Можно сказать, что российская экономика находится в стрессовых условиях, поэтому спланированное ранее замедление происходит гораздо быстрее.

Экономический спад для простых граждан означает появление многих проблем, и худшая из них - увольнение с работы или трудности с поиском работы. Все это выражается в емком выражении - безработица.

Безработица является социально-экономическим явлением. Прежде всего, это следует учитывать с функциональной стороны. Здесь есть два важных момента. Во-первых, безработица является и причиной, и следствием развития экономического кризиса. Во-вторых, тот факт, что это системное явление, и на него влияют многие причины: от внешнего к индивидуальному.

Почти все аналитики уверены, что Россия скатывается в рецессию. В целом, это связано с кризисом в еврозоне, а также имеет политический подтекст: развязанная кампания санкций затрагивает определенные секторы экономики, ударяет по товарообороту, а также вызывает обеспокоенность со стороны инвесторов. Кроме того, последние меры Центробанка России по стабилизации курса рубля также оказывают косвенное влияние.

Актуальность темы работы заключается в том, что уровень безработицы напрямую влияет на уровень жизни населения и экономику страны в целом.

Целью данной работы является изучение безработицы в России.

Рабочие задачи:

  • Изучить сущность и виды безработицы;
  • Изучить причины и последствия безработицы;
  • Изучить уровень безработицы в России;
  • Исследование проблем безработицы в России;
  • Изучить пути решения проблем безработицы в России;
  • Изучить перспективы развития безработицы в России

Предмет работы - безработица.

Объект работы - безработица в России.

Методы исследования: анализ, обобщение, экспертные оценки.

Работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении указана актуальность темы, поставлены цель и задачи исследования. В первой главе представлены теоретические аспекты концепции безработицы. Во второй главе представлен анализ безработицы в России. В третьей главе представлены пути решения проблемы безработицы в России и перспективы ее развития. В заключении подводятся итоги всей работы.

Теоретические аспекты концепции безработицы

Сущность и виды безработицы

Безработица - это явление, привлекающее внимание политиков, экономистов и социологов. Это очень важный показатель благосостояния общества, и чем выше уровень безработицы, тем хуже социально-экономическое положение страны. Людей, которые не могут найти работу, называют безработными, и статистические сводки численности этих членов общества определяют его уровень, который рассчитывается из числа трудоспособных людей.

Безработица является неизбежным спутником рыночной экономики и существует в любой стране. Наряду с инфляцией, это самый важный фактор, который снижает уровень жизни населения.

Когда часть населения, которая может работать, не может найти себе достойную работу, это называется безработицей. По данным МОТ, безработными являются те люди, которые остаются без работы, но пытаются ее найти и готовы приступить к этой работе в короткие сроки. Другими словами, это люди, которые находятся на бирже труда. Количество безработных зависит от нескольких показателей - от экономического роста, цикла роста, производительности труда и многого другого. И такой показатель, как выплата пособий по безработице, рассчитывается с момента официальной регистрации человека на бирже труда.

Безработица - это временная безработица среди населения трудоспособного возраста. Он возникает в ситуации, когда предложение рабочей силы по какой-то причине превышает спрос на нее. Причинами могут быть экономический спад, когда объемы производства уменьшаются и тысячи работников освобождаются, модернизация производства, в которой внедряются новые технологии, требует меньше человеческих ресурсов и намного больше. Различные формы безработицы вызваны разными причинами.

Если лицо, уволенное в связи с сокращением штата или сама организация, перестает существовать, то в этом случае выплачивается пособие в размере среднемесячной заработной платы с предыдущей работы. По соглашению сторон существует такая вещь, как пособие по безработице, когда человека увольняют без особой причины. В этом случае размер пособия этого лица будет определяться продолжительностью работы в процентах от его средней заработной платы. Размер пособия не может превышать размер максимального пособия.

Но если человек ищет работу впервые и присоединился к бирже, или хочет снова работать после долгого отдыха, или был уволен по уважительным причинам, то его пособие будет наименьшим.

Выплата пособий по безработице прекращается в следующих случаях:

  • если человек нашел подходящую работу;
  • если человек проходит обучение или повышение квалификации по направлению обмена и ему выплачивается стипендия;
  • если человек не явился в течение месяца в агентство по трудоустройству без особой причины;
  • если человек переехал в другой город;
  • если лицо пыталось обманным путем получить пособие по безработице;
  • если человек находится в месте лишения свободы;
  • если человек состарился и получает пенсию по старости или трудовой стаж; - если человек добровольно отказывается от получения пособий;
  • если лицо, получающее пособие, умерло.

Пособия по безработице имеют свои нюансы и определения. От предыдущего места работы, от мнения самого человека и от его квалификации зависят размер пособия и дальнейшее место работы.

Существует много видов, видов и форм безработицы, причем первые два основных типа - добровольные и принудительные. В первом случае человек сам отказывается работать. Этому способствуют различные причины: низкая заработная плата, отсутствие мотивации к работе или навыкам. Частота добровольной безработицы увеличивается во времена экономической нестабильности.

Ожидание безработицы происходит, когда человек хочет работать, уровень зарплаты ему подходит, но он не может найти вакансию.

Зарегистрированная безработица - это число людей, которые не работают, но зарегистрированы в официальном учреждении и находятся в списке ожидания на вакансию. Маржинал - это количество безработных, относящихся к категории уязвимых групп населения. К ним относятся женщины, молодежь и люди с ограниченными возможностями, а также представители самого низкого социального класса.

Неустойчивая безработица относится к увольнениям по временным причинам, таким как сезонная работа или добровольный перевод на другую службу. Структурная безработица возникает, когда квалификации потенциальных работников не соответствуют новым требованиям и стандартам. Это происходит, когда в стране происходит экономическая перестройка, как это было в России в 90-х годах: рынок профессий начал быстро обновляться с ранее неизвестными специальностями, но общество не было готово к резкому переходу в сфере образования, что привело к массовой безработица и привлечение иностранных специалистов на российский рынок труда.

Институциональная безработица возникает, когда правительство ограничивает размер ставок в то время, когда они могли бы сформироваться естественным путем. Фрикционная безработица является нормальным явлением в стране с экономической стабильностью: например, это означает временный поиск сотрудником более привлекательной для него работы. Скрытая безработица - это тип, который подразумевает скрытие своей безработной от общества.

Принудительная безработица делится на три типа:

  • Циклический. Если в стране произойдет систематическое снижение и возобновление определенной отрасли производства, то здесь будет развиваться циклическая безработица.
  • Сезонные Некоторые отрасли экономики активны в зависимости от сезона: например, в сельскохозяйственном районе есть много филиалов, и одна из требуемых в нем работ - обработка земли, выполняется только в теплое время года (весна, лето, осень).
  • Технологический. Это связано с тем, что некоторые профессии со временем становятся неактуальными из-за замены человеческого труда технологиями.

Скрытая безработица бывает двух типов:

  • Формальный. Это происходит, когда производство частично останавливается: люди формально работают в штате предприятия, но на самом деле они не работают.
  • Неформальный. В эту категорию входят лица, которые не зарегистрировали свою безработную должность.

Есть две формы безработицы, в зависимости от количества людей:

  • Навальный. Он возникает, когда страна переживает экономический спад: массовое закрытие крупных предприятий, нехватка денег в бюджете для выплаты заработной платы и т. д. Массовая безработица особенно проявляется в небольших городах, где закрывается крупное предприятие, которое имеет способствовали трудоустройству большинства жителей этого поселка.
  • Частичное. Он возникает, когда спрос на продукцию компании по какой-то причине уменьшается.

Причины и последствия безработицы

Причины безработицы:

  • Структурные сдвиги в экономике связаны с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к снижению избыточной рабочей силы;
  • Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей сокращать трудовые требования;
  • Увеличение минимальной заработной платы увеличивает издержки производства и обращения и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу;
  • Сезонные изменения уровня производства в отдельных отраслях экономики;
  • Изменения в демографической структуре населения, т. е. с ростом населения трудоспособного возраста, увеличивается вероятность безработицы.

Основной причиной такого фрикционного типа безработицы является несовершенство информации (информация о наличии рабочих мест). Человек, который теряет работу сегодня, обычно не может найти другую работу завтра.

К фрикционным безработным относятся:

  • Уволен с работы по распоряжению администрации;
  • Подал в отставку по собственной воле;
  • Ожидание восстановления на предыдущей работе;
  • Те, кто нашел работу, но еще не начал ее;
  • Сезонные работники (вне сезона);
  • Люди, которые впервые появились на рынке труда и имеют необходимый уровень профессиональной подготовки и квалификации в экономике.

Структурная безработица вызвана несоответствием между структурой рабочей силы и структурой рабочих мест. Это означает, что уволенные люди с профессиями и квалификациями, которые не соответствуют современным требованиям и современной структуре промышленности, не могут найти работу. Кроме того, к числу структурных безработных относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия больше не требуется в экономике. В число структурных безработных также входят люди, потерявшие работу из-за изменений в структуре спроса на продукцию различных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию некоторых отраслей растет, поэтому увеличивается производство и требуются дополнительные рабочие, в то время как спрос на продукты других отраслей падает, производство уменьшается, а рабочие увольняются.

Наличие циклической безработицы является серьезной макроэкономической проблемой, является проявлением макроэкономической нестабильности и свидетельствует о неполной занятости ресурсов.

Выделите экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические, социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы заключаются в том, что, если человек не может найти работу в течение длительного времени, это часто приводит к психологическому стрессу, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям и распаду семьи. Потеря стабильного источника дохода может подтолкнуть человека к совершению преступления (воровство и даже убийство), антиобщественного поведения.

На уровне общества это, прежде всего, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических потрясений. Неслучайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и реализации политики Нового курса по выходу из Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период в четвертом был безработным), писал, что этим он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются повышение уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. Расходы по безработице должны включать потери, понесенные обществом в связи с затратами на образование, профессиональную подготовку и предоставление определенного уровня квалификации людям, которые в результате не могут их применять, и, следовательно, возмещают.

Экономическими последствиями безработицы на индивидуальном уровне являются потеря дохода или части дохода (т. е. уменьшение текущего дохода), а также потеря квалификации (что особенно плохо для людей с новейшими профессиями) и, следовательно, снижение шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т. е. возможное снижение уровня будущих доходов).

Таким образом, безработица является серьезной проблемой для экономики страны. Если его небольшой уровень полезен в качестве резерва при увеличении объемов производства, то высокий рост означает не только недопроизводство ВВП, но и социально-политические волнения вплоть до смены власти. Для простых граждан безработица является еще более серьезной проблемой. Человек, потерявший работу, испытывает серьезные финансовые и моральные трудности. Помимо материальных ограничений и падения уровня жизни, он испытывает сильный стресс, чувствует себя выброшенным из жизни, незащищенным. Самооценка безработного резко падает, особенно если он не может найти новую работу. В некоторых случаях вынужденная безработица ведет к деградации личности, толкает человека к пьянству и наркомании. Следовательно, это также серьезная социальная проблема.

Анализ безработицы в России

Уровень безработицы в России

Согласно результатам опроса населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в 1 квартале 2015 года составила 76,0 млн человек.

Численность занятых в экономике составляет 71,6 млн человек.

Общий уровень безработицы в 1 квартале 2015 года, как и ожидалось, вырос с 5,1% экономически активного населения (без учета сезонного фактора) в январе до 5,5% в марте. В среднем в первом квартале безработица составила 5,3% от экономически активного населения, что, хотя и выше уровня предыдущего года, еще не стало массовой безработицей.

В целом в Российской Федерации 1 млн. Человек зарегистрированы в качестве безработных в службе занятости населения (без учета Республики Крым и города Севастополя), что на 44 тыс. Человек больше, чем в 2014 году.

Количество официально зарегистрированных безработных и потребность в работниках в 2014 -2015 гг.

Снижение спроса на рабочую силу, которое началось в конце 2014 года, продолжилось и в первом квартале 2015 года. По состоянию на конец марта 2015 года в банке данных службы занятости было 1,2 миллиона вакансий против почти 2 миллионов в октябре 2014 года.

Сокращение спроса работодателей на работников привело к увеличению коэффициента напряженности на 100 объявленных вакансий. В марте 2015 года коэффициент напряженности (без учета Республики Крым и города Севастополя) составил 100,0 человек (за соответствующий период 2014 года - 66,4 человек).

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 357-ФЗ, в соответствии с которым изменился механизм привлечения иностранных граждан, въехавших в Россию на безвизовой основе: введены квоты на Осуществление трудовой деятельности для граждан СНГ было заменено разрешительной процедурой для осуществления трудовой деятельности по патенту.

За 2 месяца 2015 года количество иностранных граждан, выдавших разрешения на работу, составило 29,3 тыс. Человек, получивших 37,8 тыс. Разрешений.

В пределах установленной квоты иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы, было выдано 6,5 тыс. Разрешений на работу.

В январе-феврале 2015 года квота на выдачу разрешений на работу в Российской Федерации в целом была исчерпана на 3 процента.

За указанный период от работодателей было получено 91,0 тыс. Уведомлений о заключении трудового договора с иностранными гражданами, согласно которому 48,1% иностранных работников были заняты в сфере услуг, 36,2% - в строительстве, 7,2% - в торговле, 3,4% - в транспорте и связи, 2,7% - в сельском и лесном хозяйстве и 2,3% - в обрабатывающей промышленности.

За 2 месяца 2015 года высококвалифицированным специалистам выдано 3,6 тыс. Разрешений на работу, что на 22,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Число иностранных граждан, выдавших патент, составило 79,2 тыс. Человек, что на 64,5% меньше, чем в прошлом году.

Сумма НДФЛ, поступившая в бюджеты в виде фиксированной предоплаты за приобретение патентов, составила более 10,8 млн. Рублей, что почти в 8,4 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года (менее 1,3 млн. рублей).

Летние месяцы показывают положительную динамику на рынке труда. Согласно результатам опроса населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в июле 2015 года составила 77,2 млн. Человек, что на 723,8 тыс. Человек больше, чем в июне этого года. Рост произошел в основном за счет увеличения численности занятого населения, численность которого в июле была на 745,5 тыс. Человек больше, чем в июне, и составила 73,1 млн. Человек. Это сезонный фактор, связанный с циклом сельскохозяйственной и строительной деятельности. Определенный вклад внес некоторый подъем в обрабатывающую промышленность. Непроизвольная неполная занятость в летний период остается стабильной.

Согласно данным мониторинга Минтруда России, по состоянию на 5 августа 2015 года численность работников, занятых неполный рабочий день, бездействующих по инициативе администрации и в праздничные дни по соглашению сторон, составила 322,2 тыс. Человек, что на 8,9 тыс. человек меньше, чем было на 1 июля 2015 года. Следует напомнить, что масштабы неполной занятости в текущем году значительно ниже, чем в 2009 году. В июле 2015 года численность безработных, определенная по методологии МОТ продолжил снижаться и составил 4,1 млн человек (5,3% от экономически активного населения), что на 21,7 тыс человек меньше, чем в июне 2015 года. За исключением сезонного фактора, уровень безработицы в июле этого года снизился до 5,5% экономически активного населения. После положительной динамики, наблюдаемой в мае-июне этого года, спрос работодателей на работников в июле сократился на 33 тысячи вакансий. Эта ситуация указывает на то, что рынок труда продолжает адаптироваться к изменениям экономической ситуации, и говорить о восстановлении пока преждевременно. Численность официально зарегистрированных безработных в июле 2015 года увеличилась относительно июня на 1,3 тысячи человек и составила 975,1 тысячи человек. В результате небольшого роста зарегистрированной безработицы и уменьшения количества вакансий коэффициент напряженности на 100 объявленных вакансий в июле этого года увеличился и составил 86 человек (в соответствующем месяце 2014 года - 46,8 человек).

Росстат в сентябре 2015 года опубликовал предварительные данные о состоянии безработицы в Российской Федерации. По данным ведомства, в августе 2015 года количество безработных в стране увеличилось на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 4,1 млн человек. Уровень безработицы в августе составил 5,3%.

Между тем, как пишет ТАСС, по сравнению с июлем этого года число безработных граждан в стране сократилось на 0,2%. В августе 2015 года в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 956 тысяч человек. По сравнению с июлем этого года этот показатель снизился на 1,9%.

В настоящее время в России наблюдается циклическая безработица, вызванная сложной экономической ситуацией в стране под влиянием санкций со стороны западных стран, девальвацией рубля и падением цен на нефть.

Численность официально зарегистрированных безработных в августе 2015 года сократилась по сравнению с июлем на 18,9 тысячи человек и составила 956,2 тысячи человек. Негативным фактором является снижение спроса работодателей на работников, которое в августе сократилось на 22,2 тыс. Вакансий. В результате сокращения количества вакансий коэффициент напряженности на 100 объявленных вакансий в августе этого года увеличился и составил 86,2 человека (в соответствующем месяце 2014 года - 48 человек).

Проблемы безработицы в России

Безработица - одна из главных проблем в России. Несмотря на все виды программ и средств для борьбы с этим явлением, все больше россиян не могут найти достойную работу. Уровень безработицы является одним из центральных показателей экономики страны. Сейчас в России начался экономический кризис, который имеет негативные последствия для населения.

Самый высокий уровень безработицы в России был зафиксирован в 1996 году, накануне первого экономического кризиса. Тогда 8,5% работающего населения не смогли найти работу. Но вскоре эта проблема была решена.

По состоянию на январь 2015 года уровень был на уровне 5,6%. Государство всеми возможными способами поощряло трудоспособных людей не сидеть дома и не получать пособия на бирже труда, а идти на работу.

Впервые в высших кругах глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев рассказал о катастрофическом отсутствии работы. По его словам, к концу 2014 года следует ожидать показатель около 6% безработных. На 2015 год Министерство экономического развития прогнозирует уровень безработицы в 6,4%.

Наибольшие проблемы с поиском работы сейчас отмечаются в Ингушетии, Омской области, а также в новых регионах Российской Федерации: федеральном городе Севастополе и Республике Крым в целом.

Количество работников, которые были вынуждены уйти в неоплачиваемый отпуск, также увеличилось, сократило рабочее время и, соответственно, размер заработной платы и перешло на неполный рабочий день. К концу февраля эта цифра выросла до 250 000 человек.

Очевидно, что сейчас российская экономика переживает не лучшие времена: падение курса рубля по отношению к евро и доллару, рост цен на продукты питания, санкции со стороны Евросоюза и США, увольнения предприятий. Экономисты говорят, что проблемы в экономике будут продолжаться в течение всего 2015 года. По некоторым данным, рост планируется только на 2016 год, по другим - в середине 2017 года. Эти два года россиянам придется «затягивать пояса». Основная проблема населения - возможные увольнения. Пока что только автомобильные бренды, а также крупные предприятия легкой промышленности объявили о сокращении численности работников. Относительно хорошая ситуация отмечается в тяжелой промышленности, металлургии из-за падения курса национальной валюты, а также в оборонной промышленности. Социологи, экономисты, эксперты рынка труда, чиновники и профсоюзы предупреждают россиян о готовности к сбережению.

Согласно опросу, около 71% жителей России заметили начало экономического кризиса. Для сравнения, в январе этот показатель составил 62%. Такие данные были озвучены Фондом общественного мнения. Только 14% респондентов не видят кризиса, некоторые не смогли ответить конкретно. Всего было опрошено несколько тысяч человек в 43 регионах России.

Чаще всего респонденты говорят о росте цен на товары в магазинах - около 45% респондентов. Экономисты также подтверждают это - в конце февраля годовая инфляция в России достигла рекордного уровня в 16,2%. 12% столкнулись с увольнениями на работе, еще 11% говорят о снижении уровня жизни в целом.

По словам заместителя главы Минтруда России Татьяны Блиновой, в ближайшие месяцы ситуация будет осложнена сезонной проблемой - весенним ростом безработицы, который всегда присутствует. Существует риск получить как минимум 2 миллиона безработных к концу 2015 года. Бюджет Российской Федерации уже значительно похудел, основные статьи расходов сокращаются. Возможно, он не сможет противостоять необходимости найти так много рабочих мест. Политологи считают, что это может привести к массовым протестам как в депрессивных регионах, так и в крупных мегаполисах. Существует риск общего недовольства среди населения Российской Федерации, роста преступности, активизации мошенников и появления новых финансовых пирамид.

Существует высокий риск увеличения числа безработных в деревнях и городах, где заработная плата уже низкая и проблемы с поиском вакансий.

Во время экономического кризиса маркетологи, аналитики, менеджеры и другие "гуманитарные науки" увольняются первыми. Рабочие поддерживают производство и экономику в целом. Эксперты говорят, что минимальные сокращения будут в реальном секторе российской экономики.

Государственные служащие, работники транспорта, добычи и переработки сырья, логистики, финансисты, логисты, специалисты по персоналу подвергаются наибольшему риску своих мест.

С точки зрения Александра Карпова, директора по персоналу Schildershoven Finance B.V., экономический кризис 2015 года меньше всего повлияет на ИТ-услуги, фармацевтику, медицину и торговлю. В первом случае рынок может замедлиться из-за сокращения расходов крупных брендов, но общая тенденция будет положительной - без программного обеспечения и онлайн-торговли никуда. Магазины и розничные сети будут переключаться на более дешевые товары, искать новых поставщиков и проводить продажи.

Общий спад в российской экономике действительно может стать катализатором нехватки рабочих мест. Но правительство пытается решить проблему, используя имеющиеся рычаги.

Одним из важнейших показателей экономического развития государства является рост инвестиций. Но инвестировать могут только те, у кого есть средства. В то же время инвестор хочет стать, как правило, если не владельцем, то совладельцем финансируемого им проекта. Малые предприятия часто не используют такие инвестиции. Для его развития нужны легкие, долгосрочные и не разграбленные кредиты. Это не вариант. И именно поэтому он развивается так сильно. Особенно это касается малых промышленных предприятий, доля которых даже в нашем малоразвитом малом бизнесе не превышает 15%. Поэтому естественный рост малого промышленного предприятия в среднюю и среднюю в крупную в России происходит не так часто, как хотелось бы.

Между тем было бы более конструктивно, вместо того, чтобы жаловаться на недостатки налогового администрирования и тяжелое налоговое бремя, разработать с привлечением ведущих ученых и предложить правительству от имени бизнеса современную налоговую систему с подробным экономическим обоснованием. Эффект для Бизнеса от внедрения такой системы будет более чем покрывать затраты на ее разработку.

Пути решения проблемы безработицы в России и перспективы ее развития

Пути решения проблемы безработицы в России и перспективы ее развития

Крайне важно безотлагательно разработать программу перехода к активной экономической политике.

Эта программа должна основываться на следующих принципах:

  • государство должно сохранить свою ведущую роль в секторах, обеспечивающих безопасность страны - в военно-промышленном комплексе, космосе, науке, образовании, здравоохранении и инфраструктуре;
  • государство с системой законов и нормативных актов создает условия для активного развития частного предпринимательства, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, чтобы насытить, прежде всего, внутренний рынок конкурентоспособными товарами, которые удовлетворяют потребности население.

В связи с этим, чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимо реализовать следующие меры государственного регулирования.

Разработать законодательную и нормативную базу для обеспечения формирования системы стратегического планирования на 15-20 лет. Ядром указанной правовой базы может стать будущий закон «О системе стратегического планирования в Российской Федерации».

В настоящее время в нашей стране разработана система планирования, основанная на национальных проектах, региональных и отраслевых стратегиях.

Существует более 30 отраслевых и региональных стратегий, которые не связаны друг с другом.

Эти стратегии и программы были приняты в разное время без взаимного согласия.

Система прогнозирования должна комплексно и сбалансированным образом определять (показывать) состояние экономического развития по годам с наилучшим использованием национальных ресурсов.

Система стратегического планирования послужит ориентиром для развития российского бизнеса.

Целесообразно поручить разработку и поддержание системы планирования Министерству экономического развития.

На основе данных системы планирования разработать долгосрочную общегосударственную программу новой индустриализации, которая определяет современную структуру развития российской промышленности, уделяя при этом особое внимание приоритетным отраслям. Программа должна разрабатываться в течение не менее 15 лет.

Список приоритетных секторов должен включать следующее:

  • отрасли, для которых наша страна имеет лучшие в мире условия для развития (страна обладает всевозможными ресурсами). По нашему мнению, это нефтехимия и глубокая переработка древесины с производством готовой продукции в этих отраслях (синтетические материалы, целлюлоза и т. д.);
  • отрасли, которые исторически развивались в России и до сих пор имеют резервы производственных мощностей, развития НИОКР, наличия квалифицированного персонала, экспортного потенциала и т. д. Это энергетическое и электрическое машиностроение, производство региональных самолетов и подъемных самолетов. космическая отрасль;
  • отрасли, развитие которых является стратегически важным для России. Это военно-промышленный комплекс, электроника, информационные технологии, необходимые для автоматизации и интеллектуализации технических систем, используемых в России, медицинская отрасль с точки зрения производства современных лекарственных препаратов и современного медицинского оборудования;
  • отрасли, которые являются главными локомотивами развития, имеют большую долю в национальной экономике и имеют наибольший мультипликативный эффект развития. Это жилищное строительство, автомобилестроение, транспортная инфраструктура, а также наука и образование.

Для создания сбалансированной и скоординированной программы необходимо создать межведомственную комиссию, в которую войдут полномочные представители, в первую очередь, следующие организации: Министерство экономического развития; Министерство промышленности и торговли; Министерство регионального развития; Министерство энергетики; Министерство финансов с привлечением специалистов из других специализированных ведомств, а также руководства регионов.

На первом этапе разработки программы необходимо сформировать зональный план распределения производительных сил по регионам, согласованный и согласованный с отраслевыми и межотраслевыми промышленными комплексами (корпорациями, предприятиями с филиалами).

Зональный план должен содержать информацию на уровне агрегированных показателей с указанием сроков строительства новых или модернизации действующих предприятий независимо от формы собственности.

Размещение новых производственных мощностей, модернизация, перепрофилирование существующих будут возможны только в соответствии с зональным планом. Это исключит возможность создания излишков или неподдерживаемых производственных мощностей на местном уровне.

На втором этапе разработки программы необходимо определить в соответствующих зонах: места размещения конкретных отраслей промышленности; технические характеристики будущих предприятий; расход ресурсов, сырья и комплектующих; штатное расписание; внешняя инфраструктура и разработка документации для технической поддержки будущего объекта.

На третьем этапе необходимо разработать для каждого сайта: документацию по привлечению разработчиков и инвесторов на конкурсной основе; документация по определению форм и схем финансирования; организационно-правовые формы взаимодействия государства и бизнеса в соответствии с нормативно-правовой базой ГЧП.

Возложить ответственность за выполнение положений программы по видам продукции на соответствующие министерства.

Региональное руководство должно нести ответственность за обеспечение объектов техническими ресурсами, персонал с возможной подготовкой специалистов в российских учреждениях или за рубежом за счет средств областного бюджета, а также за выделение земли и использование природных ресурсов, создание необходимой инфраструктуры.

Реализация положений программы должна обеспечить устойчивое развитие экономики страны не менее чем на 5-6% в год.

Источниками финансирования указанной программы, а также предприятиями и организациями малого и среднего бизнеса могут быть:

  • средства коммерческих банков, предоставляемые под государственные гарантии, обеспечивающие по закону банкам их новую роль в модернизации нашей экономики;
  • средства населения, привлеченные по целевой программе, и государственные ценные бумаги;
  • средства самих предприятий, которые можно использовать для технологического обновления, освобождая эти средства от налогообложения;
  • иностранные инвестиции, привлеченные под государственные гарантии;
  • часть средств от дополнительного размещения государственных ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках;
  • часть средств золотовалютного резерва центрального банка;
  • часть средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
  • часть средств от приватизации государственного имущества, которая не требуется для выполнения функций государства и носит преимущественно коммерческий характер;
  • дополнительные инвестиции из государственного бюджета (бюджета развития), полученные за счет перераспределения текущих затрат на инвестиции, направленные на ускоренное технологическое обновление государственных предприятий.

Деньги должны предоставляться на возвратной основе в качестве целевых инвестиционных кредитов под залог будущих объектов вновь созданного обеспечения.

Государственные средства должны предоставляться Центральным банком или ВЭБом - надежным коммерческим банком под 3-5% годовых, который должен осуществлять целевое кредитование объектов новой программы индустриализации под 5-7% годовых. Эта схема особенно эффективна и надежна при осуществлении государственных закупок в рамках FCC, что будет гарантировать переоснащение целых отраслей, таких как военно-промышленный комплекс, медицинская промышленность, авиастроение, судостроение и т. д.

Таким образом, может быть обеспечено финансирование программы и одновременное ускоренное наращивание государственных резервных фондов.

В России значительное количество рабочих мест занимают иностранцы, которым выдают разрешения на работу. Соответственно, нерезиденты занимают места, которые могли быть отданы русским. Государство планирует сократить количество квот на выдачу разрешений на работу в Российской Федерации. Такие меры будут очень эффективными, если в то же время будет усилен контроль за нелегальными работниками.

Другим эффективным способом искоренения безработицы является поддержка малого и среднего бизнеса. Развитие этого сегмента российской экономики неоднократно обсуждалось как президентом, так и премьер-министром России. Правительство разработало закон, который должен упростить работу малого и среднего бизнеса. Среди предлагаемых пунктов: налоговые каникулы для бизнеса, отмена проверок на три года, если предприятие ранее прошло проверки без претензий. Все эти меры способствуют развитию и созданию бизнеса, и, соответственно, созданию рабочих мест.

Перспективы развития безработицы в России

Исходя из текущей ситуации на рынке труда и прогнозов развития экономики на следующий год, можно ожидать следующих тенденций:

  1. Количество вакансий будет расти, но темп роста за год не превысит 25%.
  2. Темпы роста предложения заработной платы также снизятся. Годовой рост составит не более 6,5%. В случае неожиданных негативных явлений в экономике рост предложений по зарплате может полностью остановиться.
  3. Доля вакансий от рекрутинговых агентств в интернете продолжит сокращаться. Если существующая динамика сохранится в конце следующего года, доля вакансий от кадровых агентств составит 8,4 - 9,2%.
  4. Продолжится реализация долгосрочных программ по оптимизации численности персонала в ряде крупных компаний. Это не окажет существенного влияния на глобальные показатели, но сохранит напряженность у всех участников рынка труда.
  5. Министерство труда Российской Федерации ожидает, что уровень безработицы в Российской Федерации в 2016 году не превысит 5,8%, если не произойдет серьезных потрясений в экономике страны.

Меры по снижению безработицы на 2016-2016 годы будут направлены на:

  • Повышение эффективности использования трудовых ресурсов путем организации повышения квалификации и стажировки работников организаций, подверженных риску увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства на предприятиях, нуждающихся в рабочей силе, а также организации повышения квалификации работников предприятия, которые модернизируют производство;
  • Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для женщин с несовершеннолетними детьми, многодетных родителей, а также расширение их возможностей трудоустройства путем введения гибких и дистанционных форм занятости;
  • Систематическое решение проблемы профессионального образования и эффективной занятости людей с ограниченными возможностями и людей с ограниченными возможностями, предусматривающее улучшение системы образования для людей с ограниченными возможностями, повышение ее доступности, обеспечение индивидуального подхода к выбору наиболее эффективного обучения методы и средства, основанные на современных образовательных стандартах, а также создание безбарьерной среды, соответствующей инфраструктуры и специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;
  • Повышение трудовой мобильности граждан России. Будут определены субъекты Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов к которым является приоритетным, будет определен порядок предоставления субсидий для реализации региональных программ повышения трудовой мобильности граждан, реализуемых в таких субъектах, портал «Работа в России» будет улучшена с точки зрения облегчения поиска работодателем потенциальных сотрудников, проведения собеседований в режиме онлайн;
  • Апробация механизма реализации региональных программ по повышению мобильности рабочей силы в нескольких пилотных субъектах Российской Федерации.
  • Совершенствование законодательства о занятости населения в течение 2016–2018 годов, направленное на повышение эффективности социальных выплат и конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности при поиске работы:
  • Оптимизация критериев подходящей работы для различных категорий граждан, критериев назначения и выплаты пособий по безработице гражданам, признанным безработными в установленном порядке;

Расширяя список граждан, испытывающих трудности с поиском работы, ссылаясь на категорию граждан лиц предпенсионного возраста за пять лет до наступления возраста, предоставляя право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно, что расширит возможности граждан этого возраста участвовать в мероприятиях активной политики занятости населения (право на участие граждан во временной занятости, независимо от их признания безработными, право на получение профессиональной подготовки и дополнительное профессиональное образование в качестве приоритет).

В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности с поиском работы, органам власти субъектов Российской Федерации должно быть предоставлено право на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для родителей, приемные родители, опекуны (попечители), ухаживающие за ребенком в возрасте до трех лет. 

Поправки к федеральному законодательству, касающиеся регулирования альтернативной гражданской службы в организациях, подчиненных органам местного самоуправления, а также уточнения перечня периодов, не включенных в срок альтернативной гражданской службы (например, время, проведенное в отпуске по уходу за ребенком, время отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы). Кроме того, он будет предусматривать ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, за несанкционированный отказ от альтернативной гражданской службы, уклонение от обязанностей альтернативной гражданской службы путем симуляции болезни или другими способами, а также за уклонение от направления на альтернативную гражданскую службу (медицинский осмотр, заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении на альтернативную гражданскую службу, получение заказа с указанием места альтернативной гражданской службы и др.).

Вывод:

Безработица - это временная безработица среди населения трудоспособного возраста. Он возникает в ситуации, когда предложение рабочей силы по какой-то причине превышает спрос на нее. Причинами могут быть экономический спад, когда объемы производства уменьшаются и тысячи работников освобождаются, модернизация производства, в которой внедряются новые технологии, требует меньше человеческих ресурсов и намного больше. Различные формы безработицы вызваны разными причинами.

Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер прямого государственного и косвенного воздействия на сферу труда (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Согласно результатам опроса населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в 1 квартале 2015 года составила 76,0 млн человек. Численность занятых в экономике составляет 71,6 млн человек. Общий уровень безработицы в 1 квартале 2015 года, как и ожидалось, вырос с 5,1% экономически активного населения (без учета сезонного фактора) в январе до 5,5% в марте. В среднем в первом квартале безработица составила 5,3% от экономически активного населения, что, хотя и выше уровня предыдущего года, еще не стало массовой безработицей.

В августе 2015 года количество безработных в стране увеличилось на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 4,1 млн человек. Уровень безработицы в августе составил 5,3%.

В настоящее время в России наблюдается циклическая безработица, вызванная сложной экономической ситуацией в стране под влиянием санкций со стороны западных стран, девальвацией рубля и падением цен на нефть.

На конец 2015 года уровень безработицы прогнозируется на уровне 6%.

Безработица - одна из главных проблем в России. Несмотря на все виды программ и средств для борьбы с этим явлением, все больше россиян не могут найти достойную работу. Уровень безработицы является одним из центральных показателей экономики страны. Сейчас в России начался экономический кризис, который имеет негативные последствия для населения.

Российская экономика в настоящее время переживает трудные времена: падение рубля по отношению к евро и доллару, рост цен на продукты питания, санкции со стороны Европейского союза и США, увольнения предприятий. Общий спад в российской экономике действительно может стать катализатором нехватки рабочих мест. Но правительство пытается решить проблему, используя имеющиеся рычаги.

Одним из важнейших показателей экономического развития государства является рост инвестиций.

Крайне важно безотлагательно разработать программу перехода к активной экономической политике.

Эта программа должна основываться на следующих принципах:

  • государство должно сохранить свою ведущую роль в секторах, обеспечивающих безопасность страны - в военно-промышленном комплексе, космосе, науке, образовании, здравоохранении и инфраструктуре;
  • государство с системой законов и нормативных актов создает условия для активного развития частного предпринимательства, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, чтобы насытить, прежде всего, внутренний рынок конкурентоспособными товарами, которые удовлетворяют потребности население.

В России значительное количество рабочих мест занимают иностранцы, которым выдают разрешения на работу. Соответственно, нерезиденты занимают места, которые могли быть отданы русским. Государство планирует сократить количество квот на выдачу разрешений на работу в Российской Федерации. Такие меры будут очень эффективными, если в то же время будет усилен контроль за нелегальными работниками.

Другим эффективным способом искоренения безработицы является поддержка малого и среднего бизнеса.

Министерство труда Российской Федерации ожидает, что уровень безработицы в Российской Федерации в 2016 году не превысит 5,8%, если не произойдет серьезных потрясений в экономике страны.