Сущность и виды инноваций

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Концентрация производства  
Финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта
Инновационные процессы
Формирование инновационной стратегии предприятия

 

Введение:

Мы рассмотрим государственное регулирование инноваций в Российской Федерации, что является важным аспектом. Мы постараемся оценить влияние инноваций на качество и конкурентоспособность продукции в отдельности и на предприятии в целом.

Целью государственного регулирования инноваций является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей в международном разделении труда и оптимальные выгоды от этого.

Задачей государственного регулирования инноваций является регулирование международных отношений в сфере инноваций.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений влияния государства на производство с целью производства новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков отечественных товаров.

 

Сущность и виды инноваций

 

С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях – как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В экономике понятие «инновации» было введено в научный оборот сравнительно недавно.

Так, еще в 30-е годы австрийский ученый Й. Шумпетер ввел понятие «инновации» - как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности].

В кратком словаре менеджера инновация характеризуется как:

  1. вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
  2. новая техника, технология, являющаяся результатом научно-технического прогресса.

Здесь немного усложнено понятие: вложение средств – это инвестиции, а новая техника, технология, являющиеся результатом научно-технических разработок, - это инновация.

Значительно более глубокое понятие сущности инноваций предложено авторами справочного издания РЭА им. Г.В. Плеханова, где она характеризуется как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, внедрение новых организационных форм и т.д.

Пространный образ терминов, взятых из различных источников, дает Р.А. Фатхутдинов, который, в частности, определяет «новшество» - оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, и «инновация» - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического и (или) других видов эффекта.

К инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще не отделимы друг от друга.

Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

Инновации являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающих весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта. Огромное значение в повышении эффективности инновации принадлежит менеджменту.

Многие зарубежные и российские исследователи сходятся во мнении, что появление инновации имеет два начала:

  • потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу).

Иначе говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции.

  • "изобретательство", то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта.

То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный путь. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

Следующие функции имеют решающее значение для инноваций:

  • Они всегда связаны с экономическим (практическим) использованием оригинальных решений. В этом их отличие от технических изобретений;
  • Предоставлять конкретные экономические и (или) социальные выгоды для пользователя. Эта выгода определяет проникновение и распространение инноваций на рынке;
  • Имеется в виду первое использование инновации на предприятии, независимо от того, было ли оно применено в другом месте. Другими словами, с точки зрения отдельной компании, даже имитация может иметь инновационный характер;
  • Нужен творческий подход и связаны с рисками. Инновации не могут быть созданы и внедрены во время рутинных процессов, но требуют, чтобы все участники (менеджеры и сотрудники) имели четкое понимание своих потребностей и креативности.

По своей сути, в обращении средств производства инновации приводят к интеллектуализации, механизации и автоматизации производства посредством разработки и внедрения новых машин и установок, с помощью которых затем все элементы производительных сил, технологий, организации и управления производство, продукты труда улучшаются, а потребности и процессы потребления развиваются, используются и накапливаются для обеспечения улучшенного воспроизводства.

Исследования и разработки заканчиваются инновациями и инновациями в отношении элементов производительных сил, сферы производства, сферы функционирования производственных результатов, которые можно выразить через новое качество прошлого и живого труда, новые методы производства, новое качество продуктов труда и новые потребности.

Все вышеперечисленное в совокупности ведет к повышению эффективности цикла «исследования-разработки-производства-потребления» за счет разделения, сотрудничества и концентрации, позволяющих интеллектуализацию, механизацию и автоматизацию труда и трудовых процессов.

Инновации значительно различаются по-разному, поэтому их необходимо систематизировать. Анализ этой проблемы на основе учебников и учебных пособий, изданных за последние пять лет, показывает существование различной систематизации и классификации инноваций.

Так в учебнике для вузов инновации классифицируются в зависимости от технологических параметров, типа новизны для рынка, места в системе предприятия и глубины внесенных изменений. Кроме того, технологические параметры понимаются как разделение инноваций на продукт и процесс.

По типу новинки для рынка инновации делятся на:

  • Новое в отрасли в мире;
  • Новое в отрасли в стране;
  • Новые для предприятия (группа предприятий).

На месте в технологической системе предприятия выделяются инновации:

  • При входе в воспроизводственные процессы предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
  • Продукция (товары, услуги, технологии, информация);
  • Инновации в системной структуре предприятия (управленческая, производственная, технологическая).

В зависимости от глубины внесенных изменений разные авторы справедливо выделяют нововведения:

  • Радикальный (базовый);
  • Улучшение;
  • Модификация (частичная).

Оригинальной является классификация А.И. Пригожена, который в качестве ее признаков использует распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват ожидаемой доли и степень новизны.

С точки зрения распространенности выделяются отдельные инновации, которые, будучи оригинальными, могут использоваться только в местных условиях и один раз, и диффузные, которые могут применяться в различных отраслях промышленности и комбинациях.

На месте в производственном цикле инновациями могут быть сырье (на входе в технологическую систему предприятия) и продукты (на выходе из производственного цикла).

 

Сущность и виды инноваций

 

По наследству инновации делятся на замену чего-либо, отмену (то есть использование вместо устаревшего), возвращение на новой основе, открытие новых возможностей и ретро-представлений.

Еще более полной является классификация инноваций и инновационных процессов Л.Н. Оголевой. Оголева рассматривает инновации как целенаправленную систему мер по разработке, внедрению, разработке, производству, распространению инноваций на этапах жизненного цикла, а инновации классифицируются по следующим критериям: существенные уровень развития и распространения, направления развития и применения, новизна, инновационный потенциал, цель и факторы общественного производства.

 

Государственное регулирование инновационной деятельности

 

Государственное регулирование инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из основных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На переходном этапе роль государства как крупного участника и делового партнера в развитии инновационного сектора является стратегической.

В настоящее время государство в нашей стране в основном отвечает только за блок фундаментальных исследований, что может привести к увеличению научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате Россия может очень скоро стать поставщиком «интеллектуального сырья» для экономически развитых стран.

Одной из самых актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первостепенную роль играет интенсификация инноваций. В этих условиях государство должно принять меры, направленные на существенное оживление инноваций.

Основными функциями государственного регулирования инновационной сферы являются:

  • Накопление средств на исследования и инновации;
  • Координация инноваций;
  • Стимулирование инноваций, конкуренция в этой области, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за производство устаревшей продукции;
  • Создание правовой базы для инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и защиты интеллектуальной собственности;
  • Кадровые инновации;
  • Формирование научной и инновационной инфраструктуры;
  • Институциональная поддержка инновационных процессов в государственном секторе;
  • Обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
  • Повышение общественного статуса инноваций;
  • Региональное регулирование инновационных процессов;
  • Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Б.А. Райсберг рассказывает следующее:

  • Прямое финансирование;
  • Предоставление индивидуальным изобретателям и малым инновационным предприятиям беспроцентных банковских кредитов;
  • Снижение государственной патентной пошлины для индивидуальных изобретателей;
  • Отсрочка уплаты патентных пошлин за ресурсосберегающие изобретения;
  • Реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • Создание сети технополисов, технопарков и др.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются:

  • Содействие повышению инновационной активности, обеспечению роста конкурентоспособности отечественной продукции на основе развития научно-технических достижений и обновления производства;
  • Ориентация на полную поддержку основных и совершенствующихся инноваций, которые составляют основу современной технологической структуры;
  • Сочетание государственного регулирования инноваций с эффективным функционированием инновационного механизма конкурентного рынка;
  • Содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональной и международной передаче технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам для фактически инновационных целей или для обеспечения инновационной составляющей многоцелевых инвестиций.

В целях диверсификации инновационных инвестиций государства возможно создание специализированного государственного холдинга и инновационных компаний. Большое значение для генерации инноваций и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на исследования и разработки и государственные заказы на инновационные продукты. Эффективность инновационных процессов повышается за счет использования конкурентных механизмов при распределении бюджетных средств.

 

Виды государственного регулирования инноваций

 

Государство осуществляет все виды инновационного регулирования: экономическое, организационное, финансовое, регуляторное. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инноваций.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, развитию и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений;
  • реализация налоговой и ценовой политики, способствующей росту предложения на рынке инноваций;
  • создание благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности всеми субъектами;
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;
  • расширение спроса на инновации;
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;
  • содействие модернизации технологий;
  • развитие лизинга высокотехнологичной продукции;
  • оживление предпринимательства;
  • пресечение недобросовестной конкуренции;
  • поддержка отечественных инновационных продуктов на международном рынке;
  • развитие экспортного потенциала страны;
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;
  • внешнеэкономическая поддержка, в том числе предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Организационные факторы государственного регулирования инноваций:

  • организационная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инноваций;
  • кадровая поддержка инноваций;
  • помощь в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала, занимающегося инновационной деятельностью;
  • моральное стимулирование инноваций;
  • информационное обеспечение деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере);
  • Содействие интеграционным процессам, расширение взаимодействия субъектов Российской Федерации, развитие международных
  • защита интересов российских субъектов инноваций в международных организациях.

Финансовые факторы государственного регулирования инноваций:

  • реализация бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инноваций;
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для социального развития, но непривлекательных для частных инвесторов;
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;
  • предоставление субсидий, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, занимающимся инновационной деятельностью;
  • снижение платежей субъектам Российской Федерации по налогам в федеральный бюджет, если они используют свои бюджетные средства для финансирования федеральных инновационных программ и проектов;

Нормативные факторы государственного регулирования инноваций:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инноваций;
  • обеспечение защиты прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, защита таких прав, как наиболее важных для развития инновационной деятельности, как прав интеллектуальной собственности.
  • прямое финансирование.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

Высшей формой регуляторной деятельности является разработка и реализация инновационной политики, управление инновациями. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инноваций для современного развития.

 

Заключение

 

Объектами инноваций являются развитие инженерно-технических, научных предприятий, расположенных независимо от правовой формы и формы собственности в стране. Субъектами инновационной деятельности являются юридические лица независимо от правовой формы собственности и собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, занимающиеся инновационной деятельностью.

Целью государственного регулирования инноваций является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей в международном разделении труда и оптимальные выгоды от этого.

Задачей государственного регулирования инноваций является регулирование международных отношений в сфере инноваций.

Подводя итог, можно сделать вывод, что российские предприятия обладают огромным инновационным потенциалом. Для его развития необходимо усилить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства и, в большей степени, тех, которые осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.