Сущность и содержание процесса обучения

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Нравственное воспитание учащихся
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом
Современные модели организации обучения


Введение:

Актуальность этой темы заключается в том, что как историческое существо человек развивается и изменяется по мере того, как он осваивает в процессе обучения и воспитания то, что было создано в результате исторического развития человечества. В процессе индивидуального развития определенную роль играет тренировка. Ребенок сначала не взрослеет, а затем воспитывается и обучается; он взрослеет, воспитывается и обучается под руководством взрослых.

Включение в школьное обучение требует определенного уровня развития, который достигается ребенком в результате дошкольного образования. Но школьное образование не просто опирается на уже зрелые функции. Данные, необходимые для обучения, получают дальнейшее развитие в процессе обучения; необходимые ему, они образуются в нем.

Из этого следует, что процесс обучения также должен быть процессом развития. Этого требуют и основные цели обучения, заключающиеся в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Исходя из этого, из этого следует, что единственной задачей обучения является не информирование ребенка об определенных знаниях, а только развитие у него определенных способностей: не имеет значения, какой материал сообщить ребенку, но важно научить его наблюдать, думать и т. д. Так преподает теория формального образования, которая видит задачу образования не в том, чтобы студент овладел определенным объемом знаний, а в развитии определенных способностей, необходимых ему для его приобретения. 

Цель: рассмотреть сущность и содержание учебного процесса.

Понятие и сущность учебного процесса

Харламов писал об образовании так: «целенаправленный, педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными знаниями и умениями, развитию творческих способностей, мировоззренческих и морально-эстетических взглядов и убеждений».

Образование - это процесс, основной целью которого является развитие способностей человека, ребенка. Обучение, осуществляемое посредством различных видов предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка, иными словами, затрагивает когнитивные процессы ребенка. В основе любого типа или типа обучения лежит система «обучение - обучение».

Обучение - это деятельность учителя по передаче информации; организация учебно-познавательной деятельности студентов; помощь в случае затруднений в учебном процессе; стимулирование интереса, самостоятельности и творчества студентов; оценка результатов обучения студентов. Целью обучения является организация эффективного обучения каждого учащегося в процессе передачи информации, мониторинга и оценки ее усвоения, а также взаимодействия со студентами и организацией, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Обучение - это деятельность студента, которая включает в себя развитие, закрепление и применение знаний и навыков; самостимуляция к поиску, решению образовательных задач, самооценка учебных достижений; осознание личного значения и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений реальности. Целью обучения является знание, сбор и обработка информации о мире. Результаты обучения выражаются в знаниях, умениях, способностях, системе отношений и общем развитии ученика.

Таким образом, обучение можно описать как процесс активного, целенаправленного взаимодействия между учеником и учеником, в результате которого ученик формирует определенные знания, навыки, опыт, деятельность и поведение, а также личные качества. Это отражается в двусторонности процесса обучения: обучение - это деятельность учителя, а обучение - это деятельность студентов, которые проявляют себя в единстве, когда последние передают социальный опыт в форме содержания образования.

Учебный процесс представляет собой особый тип познавательной деятельности человека. Он содержит как общие, так и специфические особенности знания учеником предметного мира. Если ученый узнает объективно новое в процессе изучения определенных явлений, процессов, то студент в процессе обучения открывает и усваивает субъективно новое, то есть то, что уже известно науке и человечеству, которое накапливается наукой и систематизируется в виде научных идей, концепций, законов, теорий, научных факторов.

В процессе обучения, раскрывая его сущность, необходимо различать момент организации деятельности и момент обучения организации деятельности. В последнем наиболее ярко проявляется общение учителя и ученика, которое на самом деле является обучением, его сущностью. Исключите общение между учителем и учеником, и обучение как таковое не осуществляется. И с этим все взаимодействие между учителем и учеником исчезнет. Передача социального опыта и владение им не состоится.

Следовательно, обучение - это общение, в процессе которого происходит контролируемое познание, усвоение социального опыта, воспроизводство, овладение той или иной специфической деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

Будучи осуществляемым на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и наиболее важным, основным показателем развития циклов образовательного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогической работы, которые сгруппированы вокруг двух основных целей: образовательной и познавательно. Обучающие - чтобы все учащиеся приобретали определенный объем знаний, навыков и умений, развивали свои духовные, физические и трудовые способности, приобретали зачатки трудовых и профессиональных навыков. Образовательный - воспитывать каждого ученика как высоко моральную, гармонично развитую личность с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активную и социально зрелую.

Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая подчиняется второй, из которой вытекает основная цель образования - вырастить человека честного, порядочного, способного работать самостоятельно, реализовать свое человеческий потенциал.

Паттерны обучения представляют собой значимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между составными частями, составляющими процесса обучения. Некоторые из них всегда действуют независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большинство паттернов выглядят как тренды, то есть не в каждом случае, а в определенном наборе.

Различают внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относятся зависимость обучения от социальных процессов и условий; Второе - это взаимосвязь между компонентами процесса обучения. В педагогической науке установлено достаточно много внутренних законов, большинство из которых работают только при создании необходимых условий для обучения. Например, существует логическая связь между обучением и образованием: педагогическая деятельность учителя носит преимущественно образовательный характер.

Другой паттерн: существует взаимосвязь между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению, обучение не может проходить, если отсутствует взаимозависимая активность участников учебного процесса, отсутствует их единство. Конкретным, более конкретным проявлением этого паттерна является взаимосвязь между активностью студента и результатами обучения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность студента, тем выше качество образования.

Принципами обучения являются руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они имеют характер самых общих руководящих принципов, правил и положений, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с законами учебного процесса, установленными дидактикой.

Все принципы подчиняются ведущему принципу единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, который ориентирует работу учителя на ознакомление школьников в процессе обучения с общечеловеческими ценностями. Принципы обучения воплощают в себе требования его организации - наглядность, сознательность и активность учащихся в обучении, систематичность и согласованность в освоении достижений науки, культуры и опыта, единство теории и практики. В ходе исторического развития теории и практики преподавания были сформированы различные типы, стили и методы обучения. Это принципы, которые служат руководством для построения определенного типа обучения.

Таким образом, сущность учебного процесса заключается в сфокусированном педагогическом процессе, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки студентов, организует и стимулирует активную учебно-познавательную деятельность студентов; Помогает приобрести научные знания, навыки; формирует научное мировоззрение и морально-эстетические взгляды и убеждения.

Виды тренировок

В мировой практике разработано множество стилей обучения и появляются разнообразные образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на конкретную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессиональных и личностных характеристик учителя, а также от культурных и образовательных традиций страны или региона.

Существуют различные типы, типы и стили обучения, которые нельзя оценить на основе «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, образовательной парадигмы или доктрины, доминирующей в обществе, теории обучения, целей и задач обучения, индивидуальных и личных возможностей, склонностей и предпочтений учителя.

Наиболее распространенным в школьной практике является развивающее, пояснительное и наглядное (коммуникативное), проблемное и запрограммированное обучение. Наряду с этими типами образования существуют другие, которые менее распространены в школьной практике, например, блочное образование, модульное обучение, дистанционное обучение и другие.

Основная цель развивающего обучения - подготовить студентов к самостоятельному развитию знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (умение «жить собственным умом»). Преподаватель здесь выступает организатором процесса поиска, а не просто «передатчиком», переводчиком знаний и истин. Он организует процесс, который активирует память, восприятие, воображение, различные формы мышления студентов. Развитие обучения также предполагает, что учитель открыт для восприятия и обсуждения различных точек зрения, представленных студентами в различных формах (отчет, комментарий, аргументация, доказательство, диалог).

В тактике развивающего обучения видны три линии. Первое: учитель ставит вопросы и предлагает задания. Он не всегда дает исчерпывающие объяснения, позволяя студенту самостоятельно думать и находить решение. Учитель готовит ученика к тому, что процесс понимания носит постепенный и последовательный характер, что глубина понимания может быть разной. Вторая строка: учитель предлагает ученикам увидеть всю глубину во внешне простом и привычном. Это должно быть связано с желанием удивить повседневного и привычного. Третья строка посвящена развитию логического мышления: учитель вместе со студентами формулирует теоретические предположения (гипотезы, обобщения) в контексте общей картины явлений, событий или процессов.

Коммуникативное или пояснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, учащиеся воспринимают и воспроизводят его. Такое обучение как способ формирования знаний, несомненно, имеет свои преимущества: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичном режиме и темпе, для большого числа студентов одновременно. Однако у этого подхода есть недостатки: активность учащихся сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, предоставленной учителем; следовательно, умственные способности и навыки учащихся, такие как способность видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сравнивать факты и т. д., развиты слабо. Другими словами, коммуникативное обучение не развивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в 20-м веке, были проведены поиски таких моделей обучения, которые позволили бы обучать навыкам критического, продуктивного мышления и творческого мышления. Так что есть проблемное обучение.

В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейн, о методе развития человеческого сознания путем разрешения когнитивных проблем, содержащих противоречия. Таким образом, проблемное обучение выявляется путем формулирования (учителем) и разрешения (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуации. Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект хочет решить сложные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен их искать. Этот тип обучения стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества среди студентов; развивает интуицию и дискурсивное мышление; обучает искусству решения различных научных и практических задач, творческому опыту решения теоретических и практических задач. Тем не менее, проблемное обучение приносит неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, если учащиеся не готовы к этому с точки зрения своего развития и уровня знаний. Проблемное обучение требует больше времени, поэтому рекомендуется использовать его в соответствии с дидактическими задачами и в сочетании с другими видами обучения: общение, программирование.

Основой запрограммированного обучения является кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Эта система контролируется путем отправки команд от учителя (компьютер, другие технические средства) ученику и получения обратной связи. То есть информация о курсе обучения учителя (оценка) и самого ученика (самооценка).

В 1954 году Б. Ф. Скиннер выступил с докладом, в котором изложил концепцию программного обучения. Он опирался на поведенческую психологию, согласно которой обучение основано на принципе «стимул - реакция - подкрепление», что означает: студенту предоставляется материал, он выполняет с ним познавательные действия, действия сразу оцениваются.

На практике учитель может воспользоваться линейным и разветвленным построением образовательной программы. Выбирая линейное построение программы, студенты работают над всеми частями образовательной информации по мере их появления. Обширная программа вовлекает студента, выбирающего его собственный индивидуальный способ овладеть целостной образовательной информацией.

В традиционном обучении студент обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, в то время как его работа по воспроизведению практически не контролируется, не регулируется. Идея запрограммированного обучения состоит в том, чтобы управлять учебной деятельностью студента с помощью учебного пособия.

Преимущество этого вида обучения заключается в получении полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программируемом обучении каждый студент работает в удобном для него режиме. Еще одним преимуществом является экономия времени учителя на процесс передачи информации, а также на постоянный контроль за процессом и результатом его усвоения. Основным недостатком этого вида обучения является чрезмерное обращение к памяти студентов.

Содержание учебного процесса.

Содержание учебного процесса является одним из компонентов образовательного процесса. Он включает в себя общий опыт развития и социального накопления, накопленный человечеством и рассматриваемый как педагогическая модель, адресованная социальному заказу студента. Однако необходимо учитывать потребности человека в образовании для его существования. В связи с этим реализация в учебном процессе содержания образования призвана, в первую очередь, обеспечить передачу и освоение молодыми людьми социального опыта старшего поколения.

Этот опыт включает в себя следующие четыре элемента, каждый из которых представляет определенный тип образовательного контента:

  • знание природы, общества, техники мышления и методов деятельности;
  • опыт внедрения известных методов деятельности;
  • опыт творческой, исследовательской деятельности для решения новых задач, требующих самостоятельного повторения ранее полученных знаний, навыков в новых ситуациях, формирования новых способов работы, основанных на уже известных;
  • опыт ценностного отношения к объектам и средствам человеческой деятельности, его проявления по отношению к внешнему миру.

Содержание обучения, осуществляемого в процессе обучения, призвано обеспечить:

  • индивидуальный способ существования человека;
  • способствовать развитию всех основных направлений;
  • должен включать систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальных и других способностей;
  • Он призван содействовать адаптации молодого человека к жизни, его свободе (автономии) и интеграции в общество.

То есть он призван обеспечить процесс социализации с обществом и процесс социализации личности. Каждый предмет должен способствовать овладению всеми этими элементами.

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с изложенными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:

  • соблюдать общественный порядок общества;
  • удовлетворить потребности студентов;
  • соответствовать критериям выбора содержания обучения (научная и практическая значимость, соответствие возрастным возможностям учащегося, объем контента должен соответствовать доступному времени, наличию образовательных, методических и материальных ресурсов)

Стандарт образования (начальное, среднее, высшее образование) призван предоставить студентам равные возможности для обучения, стимулировать каждого из них к достижению более высокого результата и, на этой основе, индивидуализировать образование. Являясь государственной нормой образования, образовательный стандарт отражает социальные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Вывод:

Одним из основных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (образовательный процесс). Образование - это социально определенный процесс, обусловленный необходимостью воспроизводить человека как субъекта общественных отношений. Строительным материалом, источником «сотворения» личности является мировая культура - духовная и материальная, отражающая все богатство опыта, накопленного человечеством.

Под содержанием образования следует понимать систему научных знаний, практических навыков, а также философские и морально-эстетические идеи, которые студенты должны освоить в процессе обучения. Это часть общественного опыта поколений, который выбирается в соответствии с с установленными целями развития человека и форма и формирование передается ему. Образование можно представить как процесс и результат овладения определенной системой знаний, навыков, способов мышления, обеспечивающих на этой основе соответствующий уровень развития личности. Это актуальность выбранной темы.

Теоретическая значимость темы подтверждается тем фактом, что разработка новых методов обучения, исследования по этой теме направлены на совершенствование современной системы образования. А практическое применение новейших образовательных технологий, в свою очередь, положительно сказывается на формировании личности, отвечающей социальным требованиям, и это определяет практическую значимость темы данной работы.