Сущность и последствия монопольной власти

Содержание:

  1. Сущность и показатели монопольной власти
  2. Индикатор эксклюзивности
  3. Источники монопольной власти
  4. Экономические последствия монопольной власти
  5. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 15.09.2018

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть как оформляется и выглядит готовый анализ отчета по практике:

 

Посмотреть как оформляется и выглядит готовый анализ отчета по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Эффективность и качество экономического роста. Противоречие между ними в России
Современные тенденции международной миграции капиталов и место России в этом процессе
Новые тенденции в развитии американской модели хозяйствования
Дж. М. Кейнс как выдающийся ученый экономист 20 века

Введение:

Проблема экономической монополии жизни и несовершенной конкуренции на рынках многих стран была связана в течение многих лет, и сегодня привлекает как общественность, так и профессионалов.

Новая фаза монопольного преимущества началась в последние три дня 19-го века, на этот раз, когда монополии больше не появлялись на внутреннем рынке, как в системе гильдий, но появились в национальном, позднем и международном масштабе. непосредственно ниже.

Этот новый этап характеризуется тремя уровнями концентрации:

  • техническая концентрация производства, т.е. рост производства на отдельных заводах и фабриках;
  • экономическая концентрация предприятия, т.е. увеличение (определение) количества фабрик и фабрик, входящих в состав предприятия;
  • концентрация финансов, т.е. формирование многопрофильного предприятия с несколькими заводами или фабриками, предприятиями или группами предприятий, связанных общими финансовыми и общими системами управления.

Сущность и показатели монопольной власти

Суть монопольной власти

Исключительным является рыночное состояние, при котором действует один продавец. Конкуренция здесь самая высокая, так как конкуренция подразумевает разделение экономической мощи и потребительского выбора. Это ситуация альтернативного и взаимоисключающего выбора, которая вызывает конкуренцию среди производителей за потребителей, стремление удовлетворить его потребности в полной мере. В условиях монополии потребители сталкиваются с одним производителем. Желает ли потребитель этого или нет, он вынужден использовать продукт монополии и соглашается с его ценовыми условиями.

Таким образом, можно выделить следующие ключевые признаки монополии:

  1. Монополия является единственным производителем этого продукта.
  2. Товар является уникальным в том смысле, что нет близкой замены, заставляющей покупателей покупать этот товар у монополиста или покупать его без него.
  3. Проникновение других компаний в отрасль закрыто многими ограничениями или барьерами экономического, правового, технического и естественного характера, так что монополии поддерживают рынок на полную мощность, иметь полный контроль над производством.
  4. Влияние монополии на рыночные цены очень велико, но не безгранично, поскольку он не может произвольно устанавливать высокие цены (ни одна компания, включая монополии, не имеет ограниченного рыночного спроса). Снижение продаж прямо пропорционально росту цен. Основной сдерживающей силой монопольного рыночного влияния является эластичность спроса на его продукцию. Продавцы могут установить цену или объем производства, но не оба.

Очевидно, что сочетание всех вышеперечисленных ситуаций создает очень благоприятную среду для монополий и благоприятные условия для получения сверхприбылей.

Другими словами, монополия означает потерю экономического равенства производителей и покупателей. Фактически, на таких рынках более сильные продавцы заставят покупателей переплачивать за товары.

Однако, если хотя бы один или несколько конкурентов войдут в отрасль, эти преимущества быстро исчезнут. Монополии должны быстро отойти от потребительской диктовки и учитывать свои потребности и даже свои прихоти.

Как таковая, монопольная структура рынка существует в течение длительного времени, только если она защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для входа независимых конкурентов в отрасль.

В связи с этим были определены следующие ключевые барьеры, которые сформировали отраслевую монополию:

  1. Экономия масштаба - в некоторых секторах (сталь, алюминий, автомобилестроение и т.д.), где существующие технологии позволяют достичь долгосрочных минимальных затрат только при массовом производстве как по абсолютной, так и по рыночной доле вы. Малые предприятия, стремящиеся войти в такую ​​отрасль, не смогут реализовать эффект масштаба и производить продукцию по той же или более низкой цене, что и монополии, поэтому они смогут получать прибыль и оставаться в отрасли.
  2. Финансовые барьеры - это означает, что некоторые отрасли требуют значительных инвестиций для эффективного производства. Для этих целей найти финансовые ресурсы достаточно сложно, что является препятствием для новых компаний для входа в отрасль.
  3. Патенты. Законы многих стран, включая , если они новые, имеют уровень изобретательности и, если применимо в промышленности, обеспечивают правовую защиту изобретения на определенный период времени. Новое изобретение, если неизвестно из уровня техники. Если это не очевидно специалисту из уровня техники, он имеет оригинальный уровень. Это промышленно применимо, если оно может быть изготовлено и использовано в промышленном, сельскохозяйственном, медицинском и других секторах экономики. Например, в США изобретатели имеют право контролировать товарный рынок в течение 17 лет, в Беларуси - 20. Крупные компании также имеют возможность финансировать свои собственные проекты НИОКР или приобретать патенты у других компаний. Компании, которые стали монополиями в результате владения патентами, такие как General Motors, Xerox и Polaroid, известны во всем мире.
  4. Лицензия. Выдавая лицензии на определенные виды деятельности, государства могут создавать барьеры для входа предприятий в отрасль. Следовательно, любые ограничения, связанные с поставками этого продукта, приведут к монополии в этой отрасли. Например, производство фармацевтических препаратов.
  5. Частная собственность на важнейшие виды невозобновляемых природных или дефицитных ресурсов. Например, компании, производящие алюминий (американский алюминий), никель (Nico, Канада) и алмазы (De Beers, Южная Африка), заняли эксклюзивную позицию, управляя своим сырьем.
  6. Недобросовестные способы борьбы с конкурентами (недобросовестная конкуренция). История показала способы борьбы с конкурентами, такие как лишение сырья, маркетинг, кредитование, привлечение персонала, контракты с поставщиками ресурсов, банками и клиентами, бойкоты, использование демпфирования, реклама и активные действия против конкурентов. Я знаю используемый случай.

В зависимости от характера барьера выделяются следующие типы монополий:

  1. Естественная монополия - масштабы производства настолько велики, что самая низкая средняя стоимость может быть достигнута в долгосрочной перспективе, когда одна компания во всей отрасли обслуживает весь рынок (отрасль Представлено одной компанией). Наличие нескольких компаний в такой отрасли означает производство продукции по цене, которая превышает минимально возможную стоимость. Преимущества стоимости производства монополии могут быть реализованы при высоком уровне рентабельности (поскольку цены слишком высоки), а не по низким ценам для потребителей. Примеры естественных монополий включают кабельное телевидение, газ, электричество и воду. Эти отрасли обычно находятся под контролем государства. К естественной монополии также относятся компании, владеющие собственными природными ресурсами.
  2. Монопольное закрытие - происходит, когда государство создает правовые барьеры (используя лицензии и патенты) для других компаний, чтобы войти в отрасль.
  3. Открытая эксклюзивность - существует, когда компания выходит на рынок с совершенно новым типом продукта или услуги и на некоторое время становится единственным продавцом. Кроме того, компания не имеет специальной защиты от конкуренции.

Некоторые компании могут принадлежать к двум типам монополий одновременно. Учитывая достаточно длительный период времени, возможность заменить уникальные природные ресурсы искусственными открывает много монополий, истекающих срок действия патентов и лицензий, и делает научно-технические достижения доступными для других.

Следовательно, монопольная власть может быть определена как способность производителя влиять на продукт, контролируя рыночную цену продукта и регулируя количество, поставляемое на рынок. В результате монопольный статус является типом производственного фактора, носителя или источника дохода для монополий. В то же время долгосрочное сохранение требует определенных условий, поэтому оно обладает определенной рыночной властью. Короче говоря, должен быть барьер входа в отрасль, который ограничивает доступ для конкурентов.

Индикатор эксклюзивности

Более жесткое рыночное регулирование и лучший контроль над процессом концентрации экономической мощи требовали количественной оценки уровня монополии. Степень доминирования на рынке относится к силе рыночной власти отдельной компании на конкретном рынке. Хотя единые количественные стандарты и показатели для оценки монополии в экономической и правовой практике развитых стран еще не разработаны, для этого существует множество принципов и методов.

В 1934 г. А.П.Лернер предложил метод количественного измерения монопольной власти путем определения суммы, при которой цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Индекс монопольной власти, так называемый коэффициент Лернера (индекс монополии), рассчитывался по следующей формуле:

(P-MC)/P=-1/Ed ,

где P - монопольная цена, MС - предельные издержки, а Ed - эластичность спроса на продукцию.

Значение коэффициента всегда находится между 0 и 1. Чем выше этот коэффициент, тем больше монополия исследуемого объекта. Если предельные издержки (MS) равны цене (P), индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает свободную конкуренцию без монополии.

На практике довольно часто при расчете индекса Лернера в формуле предельные издержки заменяют на средние (напомним, что в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство не только цены и предельных издержек, но и средних издержек, так как условие равновесия: MR = МС = АС = Р):

L = (Pm - AC) / Pm ,

где P - монопольная цена, а AC - средняя стоимость.

Умножение числителя и знаменателя на Q дает числителю прибыль, а общий знаменатель (валовой) доход и формула имеют вид:

L = ((Pm - AC)*Q) / Pm*Q

Тогда индекс Лернера - это отношение валовой прибыли к валовому доходу фирмы.

Поэтому индикатор Лернера рассматривает высокую прибыль как признак монополии. В какой-то степени это так, но высокая рентабельность не может быть явным признаком монополии. В этом разница между бухгалтерскими и экономическими выгодами, то есть когда не учитывается стоимость капитала (особенно в капиталоемких отраслях), оплата предпринимательской способности работающего бизнесмена, рискованные операции.

Однако следует отметить, что степень монополии на общественное производство в мировой практике определяется не только абсолютным размером крупных предприятий, но и относительной долей концентрации промышленности и общего промышленного производства.

Иностранные национальные статистические агентства постоянно следят за процессом концентрации производства на промышленности и балансом сил конкурентов, контекста отрасли и подсекторов и возможных монополий в обеих ключевых группах продуктов.

К концу шестидесятых мировая практика двадцатого века разработала систему показателей, которые указывают на концентрацию рыночных сил. Сегодня так называемый коэффициент концентрации -CR (ConcentrationRatios) широко используется при оценке уровня монополии. Он показывает долю фиксированного числа компаний, ранжированных по размеру в отрасли или на рынке. Он показывает процент продаж, рассчитанный для определенного числа компаний, и не характеризует весь набор компаний, а показывает только самые крупные компании, которые оказывают существенное влияние на рынок и регулируют прибыль. , В Соединенных Штатах и ​​Франции эта доля рассчитывается по данным 4, 8, 20, 50 или 100 крупных компаний в Германии и Канаде (примерно 3, 6, 10 и т.д.). Отраслевая или рыночная компания. В Великобритании рассчитываются акции трех крупнейших компаний отрасли. Однако это не исключает присутствия в отрасли шести компаний, владеющих всей продукцией.

Хотя показатели CR показывают степень монополии в различных отраслях, они не лишены недостатков. В частности, с их помощью концентрация определяется без учета разницы между отраслью, в которой компания доминирует на рынке, и отраслью, в которой четыре или более крупных компании делятся более или менее равномерно.

Индекс Харфиндаля-Хиршмана (HX) сегодня широко используется для оценки степени рыночной или отраслевой монополии. При его расчете используются данные о удельном весе продукции компании в отрасли. Чем больше доля продукции компании в отрасли, тем больше вероятность появления монополии. Все компании отсортированы по весу. Поэтому выражение принимает следующую форму:

ICX = X1 2 + X2 2 + X3 2 + ... + Xn 2 ,

где IHX - индекс Херфиндаля-Хиршмана;

X1-процент крупнейшей компании;

X2-процент следующей крупнейшей компании;

Xn - вес самой маленькой компании.

Министерство юстиции США использует эти показатели для оценки вероятности того, что компания обладает монопольной властью. В частности, в 1984 году было издано руководство по применению закона о слияниях на рынке. В нем говорится, что слияния компаний с IHC менее 1000 допускаются, и такие рынки считаются относительно не сфокусированными. Рынки с IHC = 1800 или более считаются очень концентрированными. Для ICX <1800 требуется более 1000 дополнительных исследований. Если ICX> 1800, слияние компаний может быть запрещено.

Кроме того, ожидается, что будет достигнута нормальная концентрация (децентрализованный рынок):

CR3 <45; ИХХ = 1000,

Где CR3 - доля трех крупнейших компаний на товарном рынке или в отрасли (%).

Средняя концентрация (рынки с умеренной концентрацией) возникает, когда:

45 <CR3 <70; 1000 <IHX <1800.

Наблюдается высокая концентрация и слабая конкурентная среда:

CR3> 70%; IHX> 2000

Монополистически безопасный рынок (IHX <1000) предполагает присутствие более 10 конкурентов. Кроме того, их наибольшая доля не может превышать 31% от общего объема продаж соответствующего продукта. Два максимума -44, 3-54, 4-64%.

Кроме того, существует прямая связь между долей рынка и эффективностью, управляемой компанией.

Прибыль от продажи товара. Эти количественные оценки концентрации производства в отрасли характеризуют состояние крупных компаний, но их недостаточно для заключения о том, что компания обладает монопольной властью. То, что производство сконцентрировано, не означает, что вы монополизируете. Хотя компания может быть крупной, она не является монополией из-за своей небольшой доли рынка. В результате, хотя тесно связанные понятия, концентрация и монополия варьируются.

В результате доминирующее положение компании определяется совокупностью факторов (доля компании на рынке, доступ к технологиям, сырье, капитал и т.д.), а не одним. Кроме того, доля рынка компании определяется годовой стоимостью доставки (%). Чем оно выше, тем больше вероятность того, что компания обладает монопольной властью. Чем меньше количество продавцов, тем выше монопольная власть каждого конкурента.

В то же время, помимо крупных масштабов производства конкретного продукта, монополии должны наиболее полно удовлетворять потребности производителя. Для производства более качественных продуктов, снижения затрат и внедрения более совершенных систем продаж. Другими словами, одним из критериев монополии является постоянное совершенствование производственной и маркетинговой деятельности компании. Только в этом случае последний не может опасаться потери потенциального покупателя из-за высокой цены товара.

Источники монопольной власти

Почему некоторые компании обладают большой монопольной властью, в то время как другие обладают незначительной властью монополии или не имеют ее вообще, заключается в способности устанавливать цены выше предельных издержек Выше обратно пропорционально эластичность спроса на товары, производимые предприятием.

Чем менее эластичен спрос на компанию, тем больше монопольная власть компании. Поэтому решающим фактором в определении степени монопольной власти является эластичность спроса на товары, производимые компанией. Проблема заключается в том, что некоторые компании (например, многие супермаркеты) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, в то время как другие (например, производители одежды компании) сталкиваются с менее эластичной кривой спроса.

Таким образом, существует три основных фактора, которые определяют эластичность спроса на продукцию, которую производит компания:

  1. Во-первых, эластичность рыночного спроса на этот тип продукта. Спрос на товары, производимые компанией, по меньшей мере столь же эластичен, как и рыночный спрос на этот тип товаров, поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.
  2. Вторым фактором является количество компаний на рынке. Если компаний много, маловероятно, что одна из них окажет значительное влияние на цену.
  3. Третий фактор - взаимодействие компаний. Даже если на рынке есть только две или три компании, когда каждая компания стремится получить наибольшую долю на рынке, если конкуренция между ними является агрессивной, ни одна из них не будет многократно повышать цену.

Давайте рассмотрим каждый из этих трех факторов, которые определяют монопольную власть более подробно.

В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальные монополии отдельных производителей.

Эластичность рыночного спроса. Если на рынке существует только одна компания (чистая монополия), кривая спроса на товары, которые она производит, соответствует кривой рыночного спроса. А степень монополии компании целиком зависит от эластичности рыночного спроса. Однако компании часто конкурируют друг с другом. А эластичность рыночного спроса устанавливает нижнюю границу эластичности спроса на продукцию каждой компании. Например, спрос на нефть настолько неэластичен (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), что ОПЕК смогла поднять цены на нефть в 1970-х и начале 1980-х годов, что значительно выше предельных издержек производства. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, гораздо более гибок. В результате попытки производителей организовать эти рынки и поднять цены мало что дали.

Количество компаний, работающих на рынке, является вторым определяющим фактором кривой спроса на товары, производимые конкретной компанией, и, следовательно, ее монопольной власти. При прочих равных условиях монопольная власть каждой компании уменьшается с увеличением числа компаний на рынке. Чем более конкурентоспособны компании, тем сложнее каждой компании поднять цены и избежать потерь из-за сокращения продаж.

Конечно, важно не только общее количество компаний, но и количество так называемых «основных игроков» (то есть компаний с большой долей рынка). Например, если две крупные компании составляют 90% рыночных продаж, а остальные 20 - 10%, это означает, что эти две крупные компании обладают большой монопольной властью. Ситуация, когда только небольшое количество компаний занимает большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

Они говорят, что самый большой страх американских бизнесменов - это боязнь конкуренции (и в этом есть доля правды). Очевидно, что если на рынке всего несколько компаний, их лидеры предпочтут новые компании не выходить на рынок. Потому что в этом случае все больше и больше компаний могут уменьшить монополию ключевых игроков в отрасли.

Взаимодействие между конкурентами является важным и решающим фактором монопольной власти. Предположим, у вас есть четыре компании на рынке, они очень агрессивно конкурируют и могут снизить цены друг друга, чтобы захватить большую часть свободного конкурентного рынка. Это может снизить цены до уровня, близкого к конкурентному. Каждая компания боится повышения цен, опасаясь потери своей доли от общего объема продаж, и поэтому будет иметь минимальную монопольную власть или не иметь ее вообще.

Однако компании могут быть не в состоянии конкурировать друг с другом, даже вступать в сговор (в нарушение антимонопольного и антимонопольного законодательства), и могут договориться об ограничении производства и повышении цен. Заговор может привести к значительным монополиям, поскольку согласованное повышение цен приносит компаниям больше преимуществ, чем несогласованным.

Исключительные объединения, которые монополизируют все сферы общественного воспроизводства, включают непосредственное производство, обмен, распределение и потребление.

Картель - это объединение нескольких компаний в одной производственной зоне, участники которых сохраняют право собственности на производственные средства и производимую продукцию, производственную и коммерческую независимость, производство, цены и рынки. Согласитесь на каждую акцию от общей суммы. В то же время картельный контракт может предусматривать единый уровень цен и условия продажи для всех участников.

Синдикат - это объединение многих компаний в одной отрасли, участники которых сохраняют средства производства, но теряют право собственности на производимую продукцию. То есть сохранить производство, но потерять коммерческую независимость.

Уголок - метод, изобретенный в 16 веке. Смысл этого метода прост. Производители заключают секретные соглашения о закупках о временном выводе продукции с рынка для создания дефицитов и повышения цен. Позже продукты со склада были выведены на рынок, и участники «Кольца» увеличили свои доходы, например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали оловянный уголок. Они купили огромное количество олова и вызвали всплеск спроса, что привело к резкому росту цен. Угловой участник, который достиг этого, продал запасы металла год спустя с большой прибылью.

Поскольку процесс монополии распространяется непосредственно на сферу производства, возникает более сложная форма монопольного объединения. На этой основе появляются высшие формы, такие как частные ассоциации, такие как доверие.

Траст - это коалиция многих компаний в одной или нескольких отраслях, участники которых теряют право собственности на средства производства и производимую продукцию, производственную и коммерческую независимость. Другими словами, они объединяют производство, маркетинг, финансы и управление, а за объем инвестированного капитала владельцы отдельных компаний получают доли в трасте, который объединяет их в управлении, Дает право сделать соответствующую часть прибыли соответствующей.

Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате покупки пакетов конкурентов и, таким образом, установления их экономического доминирования с целью достижения единой монополии на продажи и цены.

Разнообразие вызывает обеспокоенность в связи с тем, что десятки или сотни компаний в различных отраслях промышленности, транспорта и торговли, участники которых теряют право собственности на производственные средства и производимую продукцию, а ключевые компании осуществляют финансовый контроль над другими участниками.

В 1960-х годах в Соединенных Штатах и ​​некоторых других странах появились конгломераты, а именно монополии, сформированные путем поглощения интересов различных промышленных компаний, не имеющих технического и промышленного единства.

Таким образом, источниками и факторами монопольной власти являются эластичность рыночного спроса на товары, производимые компаниями, количество компаний, действующих на рынке, и характер взаимодействия между конкурентами. Что касается последнего фактора, следует сказать, что компании могут взаимодействовать по-разному, но если компании будут активно конкурировать, монополия Setriz на Paris Bass будет все меньше и больше, если они будут сотрудничать.

Экономические последствия монопольной власти

Основными целями политики рыночной монополии являются укрепление монополии единого предпринимателя, достижение рыночных преимуществ, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и максимизация прибыли.

Прежде чем рассматривать экономические последствия монопольной власти, необходимо обратить внимание на фундаментальные функции и роли монополии в экономике, поскольку их роль столь многогранна. Это экономические, политические и социальные функции. Все стадии воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление), потребители и предприниматели, технологические достижения, позиции рабочего класса, национальные экономические и социальные влияют на стратегическую политику.

Тем не менее, наиболее важными функциями монополии являются регулирование уникальных видов деловой активности и стратегий, выбор приоритетов развития и контроль ресурсов и услуг.

В принципе, каждая компания регулирует свою деятельность, свой стиль поведения как субъект рынка. Таким образом, монополии не только регулируют и выполняют свои функции, которые имеют монопольные преимущества или права и занимают доминирующее положение, но и вмешиваются в процесс самопроизвольного перетекания капитала и рабочей силы, а также спроса и предложения. Это все равно что регулировать, устанавливать и контролировать монопольную цену. Сконцентрируйте условия труда и рабочей силы для увеличения прибыли и создания новой производительности (новые средства передового оборудования, высококачественное сырье и материалы, квалифицированные рабочие, общественный труд).

Таким образом, можно выделить следующие положительные аспекты монопольной власти:

  1. Во-первых, позволяя им получать экономические выгоды, рыночные силы могут открыть возможности для инновационной деятельности для компаний и внести вклад в развитие науки и техники, особенно когда барьеры для промышленного проникновения низки.
  2. Во-вторых, поскольку сам бренд уже является информацией, ориентированной на потребителя, сила рынка может сэкономить информационные издержки.
  3. В-третьих, у монополий есть потенциал для более полного извлечения эффекта масштаба, что приводит к снижению себестоимости производства, чем в условиях совершенной конкуренции.

И, наконец, продукты-монополисты были в принципе высокого качества и занимали доминирующее положение на рынке.

Однако, несмотря на вышеуказанные преимущества рыночной власти, монопольные рынки неэффективны.

В условиях монополии рыночная цена продукта выше предельных издержек производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Эксклюзивное производство менее конкурентоспособно и работает при среднесрочных и долгосрочных затратах выше минимальных. Это указывает на плохое использование ресурсов. Таким образом, недостатком монополии является перегрузка производственных мощностей, постоянное накопление огромных кусков неиспользованного капитала. В результате монополия ведет к снижению социального благосостояния, поскольку продукция продается по слишком низкой цене. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

Предположим, что функция спроса D является линейной, а предельные издержки компании равны MS. В этом случае проблема монополии будет противодействовать конкуренции по правильной цене. То, что монопольная цена превышает конкурентную цену, означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополий и распределяется им в виде монопольной прибыли.

Общая потеря благосостояния равна сумме потерь от потребителей и производителей, т.е. это дает потери, равные (-A-B) + (A-C), (B+C). В результате суть проблемы заключается не в перераспределении благосостояния в пользу монополий, а в том, что эта монополия ведет к чистой потере общественного благосостояния. Чистая потеря благосостояния, которая представляет собой неэффективные социальные издержки, является монопольными социальными издержками. Кроме того, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена среди потребителей посредством налогообложения, полная эффективность не будет достигнута из-за неконкурентного предложения монополий.

Используя функцию линейного спроса и постоянные предельные издержки (MS=AC) на конкурентных ценовых уровнях, в условиях совершенной конкуренции излишек потребителя равен 2. В случае монополии она уменьшается до 2, а монопольная прибыль уменьшается. Если бы монополист мог установить отдельную цену для каждой единицы продукции, он выгодно перераспределил бы все излишки. Однако монопольное ценообразование предполагает не только перераспределение потребительского излишка, но и уменьшение величины, равной площади треугольника B, разницы между потерями потребителей и монопольной прибылью. Разница между потребительскими потерями и монопольной прибылью в потребительских излишках называется «дедвейтными потерями» (W) и определяется по следующей формуле:

W = (Δ P* Δ Q)/2

Путем определения относительного значения монопольной премии и цены с использованием уравнения (6) и выражения эластичности спроса (уравнение 7) через него можно также определить ΔP.

В этом случае потеря мертвой нагрузки равна:

W = 1/2

Потеря «мертвого пути» - не единственная форма потери эффективности в монополии. Отсутствие конкурентного давления позволяет компании работать в неудовлетворительном режиме, поскольку это может компенсировать неэффективность существующих рыночных сил. Потеря эффективности, связанная с нерациональным выбором метода производства и субоптимальным размером, называется X неэффективностью. Это проявляется в избыточных производственных мощностях, чрезмерном административном персонале и неоправданно высоких расходах на рекламу. Главное, что причина не в невозможности оптимизировать производство, а в отсутствии конкуренции.

Хотя потеря эффективности из-за монополий может быть значительной, большинство экономистов считают, что монопольное бремя на самом деле невелико. Это связано с тем, что чистые монополии встречаются редко и в большинстве случаев можно говорить только о влиянии монополий.

В частности, власть монополий ограничена следующими факторами:

  1. Спрос на монопольную продукцию на продукцию не является абсолютно негибким, что снижает вероятность завышения монопольных цен.
  2. Многие факторы монополии (например, инновации, патенты) являются временными, поэтому монопольные барьеры не являются неизбежными. В результате сохраняется потенциальная конкурентная угроза.
  3. Группы населения, затронутые монопольной практикой, помогли создать механизмы защиты общества от власти монополии.

Этот защитный механизм - не что иное, как собственное регулирование. Он реализован для ограничения появления монополий, снижения цен и увеличения производства. Это обеспечивается с помощью законодательства и экономических мер. Взятые вместе, они образуют антимонопольную систему.

Законодательство, регулирующее деятельность монополистов, представляет собой правовой кодекс, направленный на предотвращение признаков монополии и недобросовестной конкуренции на рынке. В большинстве случаев законодательство будет включать запрет на соглашения о ценах и разделе рынка, установление контроля над долей рынка и слияниями, а также регулирование объема услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами.

Направление действий этих мер связано с:

  • изменением поведения монополий для повышения их конкурентоспособности;
  • реализацией структурной политики, которая делает отрасль более конкурентоспособной.

Законодательные меры:

  1. Ограничить управление рынком.
  2. Управление слияниями.
  3. Запрет цены контракта.
  4. Управление контрактами на использование продукта.
  5. Запрещение соглашений о разделе рынка.
  6. Запрет на установление розничных цен.
  7. Определение набора предоставляемых услуг.
  8. Запрет на заключение договора о предоставлении исключительных прав.

Экономические средства регулирования монопольной деятельности представляют собой набор экономических средств, которые ограничивают потенциал продавцов для достижения рыночной власти. Наиболее важными из этих мер являются прямое и косвенное регулирование цены и прибыли, обычно осуществляемое в форме установления «ценовых ограничений». Верхний или нижний предел цены и предельный уровень прибыли. Целью установления «ценового предела» является увеличение производства по низким ценам. Однако такой ответ компании на введение «ценового предела» наблюдается только в том случае, если такой «потолочный» уровень приемлем для компании. Это основная проблема при использовании этого метода регулирования. «Потолок» должен, с одной стороны, лишать продавца исключительной прибыли, а с другой стороны, обеспечивать компании справедливый возврат операционных расходов и вложенного капитала. Наиболее распространенное использование «ценовых пределов» происходит с естественными монополиями.

Экономические меры:

  1. Косвенное регулирование.
  2. Прямое регулирование.
  3. Налогообложение продукции.
  4. Настройка «Ценообразование».
  5. Налогообложение сверхприбылей.
  6. Установить размер прибыли.

Поэтому монополия является очень спорным явлением и играет двойную роль в рыночной экономике. С одной стороны, монопольная деятельность выступает генератором предпринимательства, способствуя развитию научно-технического и экономического прогресса в целом, адаптируясь к требованиям нашего времени, а с другой стороны, значительный ущерб экономической эффективности и социальному обеспечению представлен отрицательными последствиями:

  1. Высокая цена. Эксклюзивные цены выше уровня, установленного в условиях полной конкуренции. В краткосрочной перспективе это уровень предельных издержек, а в долгосрочной перспективе - уровень средних затрат. Высокий означает, что монополия искусственно увеличивает излишек производителя и перераспределяет часть излишка потребителя в его прибыль. Таким образом, ущерб наносится как потребителям, так и тем, кто приобретает продукт, и тем, кто вынужден отказаться от потребления продукта из-за роста цен.
  2. Недооцененный выход. Исключительное производство - это не что иное, как условие совершенной конкуренции, когда производство отдельных компаний увеличивается до тех пор, пока предельные издержки больше не будут равны цене проданных товаров. Монополии не могут достичь этого уровня производства, потому что предельный доход падает быстрее, чем цена. Исключительное производство не считается эффективным, поскольку предельная полезность продукта выше, чем предельные издержки.
  3. Преувеличение прибыли. В долгосрочной перспективе монополии получают экономически необоснованные экономические выгоды из-за ущерба, нанесенного монополиями на благосостояние потребителей.
  4. Как отмечалось выше, мы отмечаем, что монопольная власть способствует развитию науки и техники и что продукция монопольных компаний отличается высоким качеством. Однако в принципе это наблюдается, когда новые конкуренты с большей вероятностью выходят на рынок, барьеры для проникновения в отрасль гораздо ниже. Если барьеры для входа в отрасль велики и нет близких заменителей продукции монополии, то управление и препятствование осуществлению научно-технического прогресса - развитие производства, внедрение инноваций, выпуск новых продуктов.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, при переходе к рынку необходимо подчеркнуть формирование конкурентных отношений, которые должны быть направлены на защиту антимонопольного законодательства, а не на борьбу с монополией, разработку и принятие антимонопольных пакетов. Кодекс экономического поведения (кодекс чести) для контрагентов, доктрина рациональности экономического поведения и полный комплекс мер (экономических, правовых, организационные) должны быть разработаны.

В отечественной экономике характер формирования монопольных структур, то есть они не создаются в результате естественного процесса концентрации капитала, свободного потока в условиях конкурентного рынка. Сохранение монополий и неэффективность антимонопольного законодательства препятствуют формированию конкурентной бизнес-среды. Следовательно, необходимы институциональные механизмы для создания, поддержания и регулирования конкуренции.

Основываясь на приведенной выше информации, можно сделать следующие выводы.

Монопольная власть - это несправедливое преимущество производителей, доминирующих на значительной доле рынка, переоценивающих цены и ограничивающих производство продуктов. Это довольно распространенная ситуация в экономике. Другими словами, в монополии производитель взаимодействует с потребителем, заставляя потребителя использовать продукт монополии и соглашаться с его ценовыми условиями.

В частности, актуальна степень воздействия рыночных сил на функционирование производственных, социальных и экономических процессов. Но в то же время все четко заявляют, что монополия на экономическую жизнь может привести к непоправимой потере общественного благосостояния и экономической эффективности (социальные издержки монополии, потеря "мертвых товаров", X неэффективность и т.д.).

Следовательно, монопольная власть определяется как способность производителя влиять на продукт, контролируя рыночную цену продукта и регулируя количество, поставляемое на рынок. В результате монопольный статус является типом производственного фактора, носителя или источника дохода для монополий. В то же время долгосрочное сохранение требует определенных условий, поэтому оно обладает определенной рыночной властью. Другими словами, должны быть барьеры для входа, которые ограничивают доступ к конкурентам (экономия от масштаба, патенты, лицензии, ценовая дискриминация и т.д.).

Монополия является очень спорным явлением и играет двойную роль в рыночной экономике. Конечно, монополистическая деятельность является фактором несовершенства рыночного механизма и, несомненно, наносит серьезный ущерб социальному благополучию. Тем не менее, он вызывает как положительные, так и отрицательные результаты, действует как генератор предпринимательства, адаптируется к современным требованиям и способствует развитию научно-технического и экономического развития в целом.

В результате высокая степень экономической монополии препятствует возможности объективной оценки экономической эффективности компаний и всей страны. В результате белорусская продукция становится менее конкурентоспособной, а валютная выручка - меньше. Поэтому государства должны предпринять необходимые шаги для эффективного использования антимонопольного законодательства в отношении предприятий и отраслей, которые монополизируют экономику и злоупотребляют доминирующим положением. Однако в контексте перехода к рынку речь идет не о борьбе с монополией, разработке и внедрении антимонопольных пакетов, а о формировании конкуренции и о том, что защита должна быть направлена ​​на антимонопольные законы и положения.

В заключение я хотел бы сказать, что отсутствие конкурентной среды, превосходство монопольных структур и нынешние недостатки антимонопольного законодательства препятствуют их устойчивому социально-экономическому развитию и укреплению и укреплению экономических отношений с другими странами. Поэтому существует необходимость в разработке ряда экономических, правовых и организационных мер, которые позволят радикально восстановить отношения собственности, производства, обмена и управления на внутреннем рынке.