Сущность государства

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие политической системы: личностный подход
Происхождение государства и его признаки
Особенности административно-территориального деления России
Пути совершенствования федеративного устройства России


Введение:

Вопросы о государстве, его концепции, сущности и роли в обществе издавна были фундаментальными и весьма противоречивыми. Это связано как минимум с тремя причинами. Во-первых, вышеперечисленные вопросы прямо и прямо затрагивают интересы различных слоев общества, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, ни одна другая организация не может конкурировать с государством по разнообразию выполняемых задач и функций. В-третьих, государство является очень сложным и внутренне противоречивым общественно-политическим явлением.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество - это некий целостный социальный организм (система), который отличается той или иной степенью организации, регуляции, упорядоченности общественных отношений.

Из этого следует, что каждое общество характеризуется определенной системой управления (социальной властью) и регулирования поведения людей с помощью определенных общих правил (социальных норм).

Чтобы обеспечить нормальную жизнь, прогрессивное развитие социальных связей, необходимо объединить эти интересы на общее благо. Но это можно связать только при сочетании во многих отношениях индивидуальных выгод (личный интерес) с социальными (общественный интерес). Такое сочетание достигается в основном за счет существования в обществе правил поведения (норм) и власти, которые бы обеспечивали соблюдение и обеспечение названных норм, то есть государственной власти.

Объектом исследования является понятие и сущность государства. Исторические типы и формы государства.

Целью данной курсовой работы является общее описание сущности и социальной цели государства.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

  • раскрыть понятие, сущность и социальную цель государства;
  • рассмотреть основные черты государства;
  • определить типологию и форму российского государства.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исследования является социальная цель государства.

Теоретическая основа данной курсовой работы составлена ​​из материалов учебной и научной литературы.

Методологической основой работы является система различных общенаучных и частных научных методов познания изучаемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе были использованы такие методы научного исследования, как формально-логические, а также специальные юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Сущность и социальная цель государства. Определение понятия государства

Вопрос о понятии государства является спорным и не имеет единообразных толкований ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Во многом это связано с разнообразием разработанных в науке подходов к пониманию государства.

С древних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Даже древнеримский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон спросил и в то же время ответил: «А что такое государство, если не общее правовое государство?» У Цицерона было много последователей в разное время и в разных странах - основатель нормативной теории права Г. Кельсен, русский экономист-философ П. Струве и другие, которые утверждали, что «государство является общественным объединением свободных людей с в обязательном порядке устанавливается мирный порядок путем предоставления исключительных прав принуждения только государственным органам. 

Карл Маркс и Ф. Энгельс неоднократно обращались к определению государства. Они полагали, что это «форма, в которой люди, принадлежащие к правящему классу, преследуют свои общие интересы и в которой все гражданское общество определенной эпохи находит свою концентрацию». 

Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал короткое, но, пожалуй, наиболее конфронтационное определение, согласно которому «государство - не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В И. Ленин внес некоторые изменения в вышеприведенное определение. Он писал: «Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим».

В современной учебной литературе государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая через государственный механизм управление делами общества, суверенную государственную власть, придающую закону общеобязательную ценность, гарантирующую права свободы граждан, закон и порядок.

Данное определение отражает общую концепцию государства. Подчеркивается, что государство является политической организацией всего общества, всех его граждан. Он выполняет жизненно важные для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, а также управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Сущность государства - это смысл, главное в нем, которое определяет его содержание, назначение и функционирование. Итак, основным, фундаментальным в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кто владеет властью, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Эта проблема является дискуссионной.

Сторонники теории элит, получившей широкое распространение в XX веке, считают, что массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите, пока одна правящая элита не станет заменен другим.

Согласно представителям технократической теории, профессиональные менеджеры и менеджеры могут и должны править и управлять. Только они способны определять реальные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Вышеупомянутые теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают от антидемократии, отрывающей власть от народа.

Приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того факта, что основным источником и основным носителем власти являются люди, которые должны осуществлять государственную власть в интересах народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически правящему классу и используется в его интересах. Отсюда видна классовая сущность государства, когда экономически доминирующий класс становится политически доминирующим, осуществляя свою диктатуру, то есть власть, не ограниченную законом.

Классовая ориентация деятельности государства является его существенной стороной. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, доминирует только в недемократических государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества над другой.

В развитых демократических странах государство становится эффективным механизмом преодоления социальных противоречий не путем насилия и подавления, а путем достижения социального компромисса. Само существование государства в наше время связано с общими социальными потребностями и интересами, что предполагает разумное взаимодействие различных, в том числе противоречивых сил. Классизм в таких государствах отошел на второй план, перестал доминировать, и общая социальная сторона вышла на первый план.

Анализ сущности государства требует учета обоих принципов, как классовых, так и общесоциальных.

Наряду с этими подходами можно выделить религиозные, национальные, расовые и другие подходы к сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Социальная цель государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в общество. Государство существует для обеспечения нормального функционирования общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальную цель и роль государства:

  • консервативны,
  • либерал,
  • социал-демократический и
  • коммунистическая концепция социального назначения государства.

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и располагаются в определенном порядке - по мере возрастания роли государства: от минимального (консервативного) до максимального (коммунистического).

Консервативная концепция основана на том, что вмешательство государства в общество должно быть минимальным. Основной задачей государства здесь является обеспечение сохранения основ общества и общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власти действуют активнее и устраняют их. Либеральная концепция исходит из того, что главной задачей государства является обеспечение прав и свобод граждан. Идея минимального вмешательства в жизнь людей реализуется. Государство активно работает в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция. Государственное вмешательство в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойных условий жизни для каждого члена общества. Правительство контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство является основным инструментом социальных преобразований, его задача - привести общество к светлому будущему. Это приводит к тоталитарному государству. Социальная цель каждого конкретного государства определяется многими факторами. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальная цель такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере и во внешней политике. Роль государства в обществе меняется с волей народа.

Социальная цель государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает проблемы, стоящие перед обществом. Задачи государства - это проблемы, которые требуют решения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (поскольку они предопределены). Любое государство должно, насколько это возможно, решать поставленные перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе:

  1. обеспечение самосохранения общества и государства.
  2. обеспечение безопасности и укрепление государства.
  3. государство способствует социальному, экономическому и культурному развитию общества
  4. государство преодолевает существующие в обществе противоречия (социальные, национальные).

Основные черты государства

Признаками любой вещи являются свойства данной вещи, формирующие ее качественную, а не количественную сторону. Атрибут вещи не может существовать вне и отдельно от самой вещи. Знаки позволяют не только отличать одну вещь от других, похожих на нее или не похожих. Они помогают более четко, предметно, ощутимо раскрыть содержание, существенные и функциональные аспекты вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы к государству.

Традиционно в правовой литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства.

Территориальная организация населения и осуществление государственной власти в пределах территориальных границ. В предгосударственном обществе принадлежность индивида к определенному роду определялась кровью или предполагаемым родством. Более того, род часто не имел строго определенной территории, он перемещался из одного места в другое. В государственно организованном обществе кровный принцип организации населения утратил свое значение. Его заменил принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, и проживающее на нем население превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные границы государства, в которых появляется новый правовой институт - гражданство или гражданство.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, выявляет взаимосвязь между такими понятиями и реалиями, как власть, население (общество), территория. Эта особенность показывает, что государство, каким бы оно ни было (большое или маленькое, сильное или слабое, развитое или слаборазвитое), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, люди) границах. Следовательно, нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Государство отличается от неправительственных организаций (профсоюзов, политических партий и т. д.) тем, что оно охватывает все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

Общественная (государственная) власть. Он называется публичным, потому что, не совпадая с обществом, он действует от своего имени, от имени всего народа.

Следует отметить, что власть существовала и в предгосударственном обществе, но это была непосредственно публичная власть, которая исходила от всего клана и использовалась ими для самоуправления. Ей не нужны были ни чиновники, ни какой-либо аппарат. Фундаментальная особенность публичной (государственной) власти заключается в том, что она воплощена именно в должностных лицах, то есть в профессиональном сословии (категории) правителей, из которого составляются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть - это только тень, воображение, пустая абстракция.

Воплощенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, то есть реальной силой, обеспечивающей государственное принуждение, насилие. Решающая роль в осуществлении принуждения принадлежит тем или иным силовым структурам и специальным институтам.

Итак, публичная власть как признак государства называется публичной по следующим причинам. Во-первых, это субъектно-институциональное воплощение, реализация объективных социальных потребностей в государстве. Во-вторых, он всегда действует и действует от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям он действует, призван действовать в интересах общества. В-четвертых, оно открыто и доступно обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных восстаний и т. д.).

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средневековья, когда необходимо было отделить государственную власть от церковной власти и придать ей исключительный, монопольный смысл. В наши дни суверенитет является обязательной чертой государства. Страна, в которой ее нет, - это колония или владение.

Суверенитет как признак государства означает верховенство, независимость и независимость государства.

Под верховенством государственной власти подразумевается: а) универсальность ее власти, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации; б) его прерогативы (государственная власть может отменить, признать недействительной любое проявление любой другой публичной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие таких средств влияния, которых нет в распоряжении других государственных органов (армии, полиции, тюрем и т. д.).

Независимость и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами выражается в ее исключительном монопольном праве свободно решать все свои дела.

Суверенитет государства имеет тенденцию быть абсолютным, то есть неограниченным. Однако в реальной жизни оно ограничено факторами различных свойств - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них мировая система государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Таким образом, суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, независимости и независимости.

Неотделимая связь между государством и законом. Государство не может существовать без закона. Закон юридически формализует государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, то есть легальными. Государство выполняет свои функции в правовых формах. Закон вводит функционирование государства и государственной власти в рамках законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При таком подчинении государства закону формируется демократическое правовое государство.

Эти признаки часто включаются в содержание самих понятий или определений государства.

В качестве признаков государства в юридической литературе также называются налоги, займы, иногда - даже закон и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе являются, прежде всего, экономическим, а точнее, социально-экономическим институтом, возникающим в результате действий наиболее сложных социально-экономических механизмов и процессов. Здесь наряду с налогами возникают такие институты, как «деньги», «прибыль», «проценты», «заработная плата» и т. д. С такими оговорками налоги можно считать одной из визитных карточек государства.

Таким образом, понятие государства, его характеристики конкретизируются при выявлении черт, отличающих его как от клановой системы, так и от неправительственных организаций общества. Анализ особенностей государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как незаменимой формы организации общества и важнейшего социально-политического института.

Типология государства: основы, разные подходы, современный взгляд на типологию российского государства

Типология государства - это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих состояний на такие группы, что позволяет выявить их социальную сущность.

Тип государства рассматривается как единство, наиболее существенные признаки, характерные для многих различных государств и раскрывающие его сущность и экономическую основу.

Типология осуществляется в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Формирование подхода

Формирующий подход присущ марксистской доктрине государства.

Критерием разделения государств на исторические типы является социально-экономическое образование, то есть исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и, следовательно, основа исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии, четыре типа социально-экономической формации (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая), четыре типа экономической основы соответствуют четырем типам государства - рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, каждый со своим набором характеристик. Замена одного исторического типа другим является объективным процессом, естественно историческим, реализованным в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Эта типология не безупречна, страдает схематизмом, однострочно.

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой является несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликтов происходит в ходе социальной революции, которая приводит к перестройке производства и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и изменения в типах государств происходят синхронно.

В современных условиях формационный подход оказался недостаточным для типологических характеристик ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике.

Его главный недостаток заключается в следующем:

  • Во-первых, теория социально-экономических формаций была разработана в основном на основе материалов европейских стран. Восточные государства отличаются большой оригинальностью развития и спецификой государственной организации, которые не вписываются в рамки теории формирования;
  • во-вторых, развитие общества и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, предопределенное: одна формация естественным образом заменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти через все формирования. Однако эта позиция не всегда подтверждается социальной практикой.

Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи между государством и правом с другими социальными явлениями.

В мировой литературе было принято много оснований для классификации государств. Чаще всего предлагалось подразделить их на демократические и недемократические.

В последнее время широко используется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве человек становится винтиком в государственной машине. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные удалены от власти и контроля. В правовом регулировании доминирует режим «Все запрещено, кроме того, что разрешено законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного государства главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченной степени, элементов демократии и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, умаляющих роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, которая не допускает необоснованного вмешательства государства в личную сферу, права и свободы граждан юридически закреплены, но не всегда гарантированы, правовым режимом «Все, что не является запрещено законом разрешено».

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие государственные органы избираются и контролируются народом. Граждане имеют широкий спектр прав и свобод, гарантированных законом. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет научное и практическое значение. Его основным критерием является государственно-правовой режим.

Цивилизационный подход

Такой подход был предложен английским историком А. Тойнби. Такой подход учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и др. 

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритета общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как совокупность материальных и духовных достижений общества, основанных на разуме и справедливости, которая находится за пределами рамки конкретных социальных систем. Целостность цивилизации определяется взаимодействием технологии, социальной организации, религии и философии, а первая определяет все другие компоненты.

Формы государства: правительство, государственное устройство, политический режим. Особенности форм государства Российской Федерации

Любое государство - это единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно функционировало активно, чтобы его механизм функционировал эффективно и структурировано, необходима четко организованная государственная власть. По словам известного российского юриста и философа И.А. Ильин, форма государства - это не «абстрактное понятие» и не «политическая схема», равнодушная к жизни людей, а система жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы люди понимали свой жизненный уклад, чтобы они знали - просто« так »- организовать себя, чтобы они уважали законы этой системы и вложили свою волю в эту организацию». 

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

  1. организация высшей государственной власти, источники ее формирования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
  2. территориальная организация государственной власти, взаимоотношения государства в целом и его составных частей;
  3. методы и средства осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на него оказывает сущность, исторический тип государства. Таким образом, как правило, монархическая форма правления соответствовала феодальному типу государства, а республиканская форма правления - буржуазному. Форма государства во многом зависит от расстановки политических сил в стране, особенно в период ее возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, что привело к конституционной монархии. Конституция - требование молодой буржуазии, монархия - уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальный размер страны и другие факторы. Крупнейшие государства по территории, как правило, унитарные. «Многонациональный состав населения», - писал И.А. Ильин, - предъявляет свои требования к форме государства. Это может стать фактором распада и привести к катастрофическим гражданским войнам. 

Форма правления как элемент формы государства.

Форма правления означает организацию высшей государственной власти, особенно ее высших и центральных органов, структуру, компетенцию, порядок формирования этих органов, продолжительность их полномочий, отношения с населением, степень участия последний в их формировании.

Следует отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкого толкования этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым статусом главы государства (А.А. Мишин), приверженцы широкого толкования включают в это понятие взаимоотношения высших органов государственной власти с центры экономической и политической власти и даже политической среды (чешский автор Я. Благож). Форма правления не может быть приравнена к правительству. Последнее является гораздо более широкой концепцией. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о методе правления. Великобритания или Япония являются монархиями, но монарх фактически не имеет власти и не управляет государством вообще.

Следует отметить, что форма правления имеет принципиальное значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Любашиц В. Я. 

Это не просто теоретическая абстракция категории науки, такой как суверенитет или демократия, но ключ, с помощью которого вы можете понять значение определенной системы государственных органов, установленной конституцией соответствующего государства.

Форма правления является наиболее консервативным компонентом организации государственной власти, поскольку отношение населения к власти, его роль и место в жизни человека основаны на устойчивых идеях, системе ценностей и традициях, преобладающих в обществе. Это, вероятно, объясняет сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и др.

Форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других составляющих формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

  1. Методы формирования высших органов государственной власти (наследование престола, выборы, назначение);
  2. Структура органов высшей власти (законодательные органы - парламент; исполнительные органы - президент, правительство; судебные органы; глава государства - монарх, президент);
  3. Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;
  4. Принципы взаимоотношений органов высшей власти;
  5. Отношения государственных органов с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть.

Форма правления в России

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации (РФ), «Российская Федерация - Россия представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Форма правления, то есть порядок организации и взаимоотношения высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения общественно-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью правительства), эта форма имеет (хотя и незначительные) элементы парламентской республики, заключающиеся в том, что парламент может выразить недоверие к Правительство, но это не влечет за собой правовых последствий: решение об отставке правительства принимает президент. Он имеет право не соглашаться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу правительства как неудовлетворительную, и это не повлекло за собой никаких последствий. Если в России парламент пытается настаивать и в течение трех месяцев второй раз выражает недоверие правительству (этот срок установлен Конституцией), это поставит под угрозу: президент имеет право выбирать и увольнять правительство или распустить нижнюю палату парламента.

Разновидности форм правления.

Монархия: понятие, признаки, разновидности

Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному человеку - монарху (королю, королю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, наследуется. Это также может быть концентрированная власть страны (империи) в центре, то есть в столице. Это очевидно в политическом устройстве Киевской Руси: правитель (монарх) находился в столице.

Основными чертами классической монархической формы правления являются:

  • существование единственного главы государства, который использует свою власть для жизни (король, король, император, шах);
  • наследственный (согласно закону о наследовании престола) порядок наследования верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций, представляет государство на международной арене;
  • правовой иммунитет и независимость монарха, что подчеркивается институтом контрподписи.

Монархии бывают двух типов:

  1. Неограниченный (абсолютная монархия);
  2. Ограниченная монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентскую (конституционную).

В неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он выполняет законодательную функцию, руководит исполнительной властью и контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последней стадии развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс формирования централизованных государств.

В настоящее время некоторые монархии Ближнего Востока (Саудовская Аравия) считаются абсолютными.

Характерной чертой дуалистической монархии является формально-правовое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть в руках монарха, законодательная власть в парламенте. Последний, однако, в некоторых случаях фактически подчиняется монарху. Он имеет право вето на законы, принятые парламентом, что препятствует их вступлению в силу. Кроме того, «монарх в дуалистической монархии имеет неограниченное право издавать указы, которые заменяют законы или имеют еще большую регулирующую силу по сравнению с ними».

При ограниченной монархии дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда феодальный класс уже не способен господствовать, а буржуазия настолько слаба, что не может взять всю власть в свои руки. Результатом является политический компромисс между феодалами и буржуазией. В то же время монарх выражает в первую очередь интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма существовала в прошлом в Российской империи (1905-1917), Австро-Венгрии, Италии, Румынии; В настоящее время - в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира.

Парламентская монархия (конституционная) имеет ряд правовых особенностей:

  • Природа власти монарха является наследственной и пожизненной;
  • монарх только формально имеет власть;
  • способ взаимодействия законодательного органа (парламента) и исполнительной власти (правительства) основан на принципе сотрудничества;
  • правительство формируется парламентом и несет перед ним ответственность;
  • Монарх юридически безответственен (принцип контрподписи).

Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в чисто личных делах. Юридически монарх сохраняет огромную власть: окончательное утверждение законов, их реализация, назначение и отстранение от должности всех должностных лиц, объявление войны и заключение мира - все это лежит на нем, но он может сделать все это только в соответствии с волей народа, выраженной парламентом. Монарх "правит, но не правит"; однако он также представляет свое государство, является его символом.

В настоящее время представителями конституционной монархии являются: Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Япония, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Бутан, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Лесото.

Республика - форма правления, при которой верховную власть осуществляют выборные органы, избираемые населением (или государственными органами) на определенный срок.

В республике присущи следующие особенности:

  • Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательный орган. Задача президента - руководить исполнительной властью, но это характерно не для всех типов республик.
  • выборы на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти. Таким образом, президент и парламент должны быть избраны на определенный срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, парламент имеет право отстранить президента от должности за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией, президент имеет право выступать от имени государства.
  • Приоритет приоритетности прав личности над государством.
  • Народ признан источником власти.
  • Высшая власть основана на принципе разделения властей, четкого разграничения полномочий.

Современные республики бывают трех типов:

  1. Президентская республика;
  2. Парламентская республика;
  3. Парламентско-президентская (смешанная) республика.

Основное различие между ними заключается в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке избрания главы государства.

В классической президентской республике (США, Сирия) президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, которое отвечает перед ним за его деятельность. Президент имеет право смещать правительство, а также смещать отдельных министров. Президент в президентской республике избирается населением и не несет ответственности перед парламентом. Чтобы обеспечить эффективную работу принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом, в президентских республиках существуют сдержки и противовесы.

К ним относятся отстраняющее вето президента на законы, принятые парламентом, которые могут быть отменены квалифицированным большинством членов парламента; импичмент (английский импичмент - досрочное снятие с должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Главной особенностью президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, что выражается, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

В классической парламентской республике правительство формируется партиями с большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийная, коалиционная) и несет политическую ответственность перед парламентом. В случае необходимости парламент может объявить вотум недоверия правительству.

Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но он всего лишь номинальный глава государства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - как перед президентом, так и перед парламентом. В таких республиках президент и парламент избираются народом напрямую. Глава государства здесь президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расстановки политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство, утверждая годовой бюджет страны, а также право передавать вотум недоверия правительству.

Теоретики смешанных форм правления руководствуются идеей укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частых смен правительства по причинам политической конъюнктуры, оптимизации методов организации и отношений между высшими органами государственной власти, центральными и местными органы власти. Эти проблемы могут быть особенно острыми во вновь образованных государствах, возникших в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов.

История существования государства свидетельствует о том, что на протяжении всех веков разные государства отличались друг от друга своей внутренней структурой, то есть способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти. Это явление обозначается термином «форма правления», что означает территориальную организацию государственной власти, отношения государства в целом с его составными частями.

На данный момент существует три основных формы правления:

  • Унитарное государство - это простое, единое государство, для которого характерно отсутствие признака суверенитета в административно-территориальных единицах. Существуют централизованные и децентрализованные унитарные государства с автономными образованиями или без них.
  • Федерация - это сложное союзное государство, частью которого являются государственные образования с определенным государственным суверенитетом. Он основан на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
  • Конфедерация - это временный союз государств, созданный для достижения политических, экономических, культурных и иных целей. У него нет независимого суверенитета, нет единой системы законодательства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти независимы.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.

На основании статьи 5 Конституции Российской Федерации Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономного округа, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. равенство и самоопределение народов в Российской Федерации. В отношениях с федеральными органами власти все субъекты Российской Федерации равны между собой.

Все субъекты Российской Федерации перечислены в пункте 1 ст. 65 Конституции. Названия субъектов Федерации в Конституции приведены в той редакции, которая определена (или подтверждена) ими. Они отражают исторические и другие особенности местности, а названия республик, автономных округов и автономных округов являются названиями титульных наций и народов.

В то же время в соответствии с ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, поскольку только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов государства. Федерация.

Политический (государственный) режим - это способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или близостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Различают следующие политические режимы.

Демократия - это тип политической структуры государства или политической системы общества, в которой ее народ признан единственным законным источником власти в государстве. В то же время правительство управляется людьми либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через выборных посредников или через судопроизводство (представительная демократия). Главной чертой демократии являются законодательно закрепленные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) и авторитарного представительства (президент), так и обязательного наличия любой формы неотъемлемых прав граждан, несущих механизм защиты интересов меньшинств.

Авторитаризм является характеристикой особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного человека или группы лиц при сохранении определенных экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введен в научный оборот теоретиками франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Авторитаризм - это общественно-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Политический режим, соответствующий принципам авторитаризма, означает отсутствие подлинной демократии как в плане свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Это часто сочетается с диктатурой индивида, которая проявляется в той или иной степени.

Тоталитаризм - это политический режим, который стремится к полному (тотальному) государственному контролю над всеми аспектами общества. В сравнительной политической науке тоталитарная модель понимается как теория о том, что фашизм (в частности, нацизм), сталинизм и, возможно, ряд других систем были разновидностями одной системы - тоталитаризм.

Тоталитарное государство характеризовалось полномочиями, не ограниченными законом, отменой конституционных прав и свобод, репрессиями против диссидентов и милитаризацией общественной жизни. Когда этот термин используется сегодня, это обычно означает, что режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР и Муссолини в Италии были тоталитарными.

Таким образом, форма государства является фундаментальной общетеоретической категорией и позволяет охарактеризовать сущность государства с точки зрения формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Вывод:

Для достижения этой цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

Раскрыты понятие, сущность и социальная цель государства.

Государство является политической организацией общества, обеспечивающей его единство и целостность, осуществляющей через государственный механизм управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую закону общеобязательную ценность, гарантирующую права, свободы граждан, право и права. порядок.

Социальная цель государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в общество.

Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кто владеет властью, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Рассмотрены основные особенности государства, к ним относятся:

  • территориальная организация;
  • государственная (государственная) власть;
  • государственный суверенитет;
  • неразрывная связь между государством и законом;
  • Система налогообложения.

Определена типология и форма российского государства.

Типология государства - это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих состояний на такие группы, что позволяет выявить их социальную сущность. Различают формационный и цивилизационный подходы. В рамках формационного подхода основным критерием является социально-экономическая характеристика - социально-экономическая формация (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип государства). В рамках цивилизационного подхода основным критерием являются духовные характеристики - культурные, религиозные, национальные и другие (египетская, китайская, православная и другие цивилизации).

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации (РФ), «Российская Федерация - Россия представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Таким образом, поставленные задачи решены, и цель курсовой работы достигнута.