Сущность, главные предпосылки и цели интеграционных процессов в мировом хозяйстве

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Место и роль России в международной торговле
Международная экономическая интеграция
Этапы интеграционного процесса и основные типы интеграционных объединений
Особенности развития западноевропейской интеграции. ЕС и ЕАСТ

 

Введение:

Международная экономическая интеграция это процесс экономического и политического объединения стран, основанный на развитии глубоких устойчивых отношений и разделении труда между национальными экономиками, взаимодействии их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроэкономическом уровне этот процесс проходит через взаимодействие отдельных фирм в соседних странах на основе формирования различных экономических связей между ними, в том числе создания филиалов за рубежом. На межгосударственном уровне интеграция основана на формировании экономических ассоциаций государств и координации национальной политики. 

Быстрое развитие внутрифирменных отношений порождает необходимость в межгосударственном регулировании, направленном на обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами внутри региона, а также на координацию и проведение совместных экономических, валютных, финансовых, научных, технических, социальная, внешняя и оборонная политика. В результате создаются интегрированные региональные экономические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления. 

Сущность интеграционных процессов в экономике

Простейшей и наиболее распространенной формой экономической интеграции является зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и, прежде всего, таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между отечественными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает вероятность банкротства, а с другой стороны, является стимулом для улучшения производства и внедрения инноваций. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются только сферы обмена в целях обеспечения равных возможностей для стран-участниц для развития взаимной торговли и финансовых расчетов. Более того, отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений распространяется, как правило, на промышленные товары. 

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечить его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также гармонизацию экономической политики. При функционировании единого рынка создаются общие фонды для содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, то есть создается единое экономическое, правовое и информационное пространство. 

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, сочетающий все эти формы интеграции с осуществлением общей экономической, денежно-кредитной и финансовой политики. Этот союз имеет место только в Западной Европе Европейском Союзе (далее ЕС). Только здесь процесс экономической интеграции прошел все эти этапы. 

Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. В то же время он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие отдельных экономических систем. Рынки товаров и услуг, капитала и рабочей силы, сформированные на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения. «Зрелость» мировых экономических отношений определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. 

Об изменениях, происходящих в сфере международных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, доле сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуги и капитал. Анализ объемов ввозимых в страну товаров (далее импорт) и промышленных товаров, ресурсов и инвестиций, вывозимых из страны (далее экспорт), взятых в денежном выражении, используется для составления баланса расходов и доходов. государство, называемое платежным балансом. 

Открытость экономики страны и степень ее вовлеченности в мировые экономические отношения можно оценить на основе расчета экспортной квоты и объема экспорта на душу населения. Экспортная квота равна отношению стоимости экспорта к стоимости валового национального продукта. 

Структура ЕС

Европейский Союз является объединением 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе. ЕС является уникальным международным объединением, сочетающим в себе черты международной организации и государства, но формально это ни то, ни другое. ЕС не является субъектом международного публичного права, но имеет право участвовать в международных отношениях и играет в них значительную роль. 

Функционально ЕС состоит из трех основных «столпов»:

  • Европейские сообщества Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. В настоящее время все страны, которые становятся членами ЕС, автоматически становятся членами этих сообществ; 
  • Общая внешняя политика и политика безопасности;
  • Сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам.

В рамках первого «столпа» роль институтов ЕС является решающей. Решения здесь принимаются Сообществом, которое отвечает за вопросы, связанные, в частности, с общим рынком, таможенным союзом, единой валютой (при сохранении собственной валюты некоторыми странами), общей сельскохозяйственной политикой и общей рыболовной политикой. некоторые вопросы миграции и беженцев, а также сближение политики. Во втором и третьем «столпах» роль институтов ЕС минимальна, а решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. 

Основными институтами ЕС являются:

  1. Европейский совет это саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС и министров иностранных дел этих государств. Член Европейского Совета также является Президентом Европейской Комиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Разработка генеральной линии политической интеграции главная миссия Европейского Совета. Наряду с Советом министров Европейский совет выполняет политическую функцию изменения основных договоров европейской интеграции. Решения Европейского Совета обязательны для государств, которые их поддерживают. 
  2. Европейская комиссия является главной движущей силой ЕС. Европейская комиссия играет важную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на реализацию основных договоров. Она выдвигает законодательные инициативы и после одобрения наблюдает за их реализацией. В случае нарушения законодательства ЕС, Европейская комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе к апелляции в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, включая сельское хозяйство, торговлю, конкуренцию, транспорт и региональные. 
  3. Совет министров наделен рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, и поэтому его часто рассматривают как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза. Совет министров осуществляет политическое руководство и играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. Этот орган наиболее компетентен в тех вопросах, которые можно отнести ко второму и третьему «столпам». В то же время Совет министров входит в корпус институтов законодательной власти ЕС. Фактически, любой правовой акт ЕС должен быть одобрен Советом министров, однако ряд правовых актов, а также бюджет ЕС подлежат совместному решению Совета министров и Европейского парламента. 
  4. Европейский парламент собрание депутатов, избираемых гражданами стран-членов ЕС на пятилетний срок. Основная роль Европейского парламента заключается в утверждении бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета министров ЕС требует либо одобрения Европейского парламента, либо, по крайней мере, запроса его мнения. Европейский парламент также контролирует работу Европейской комиссии и имеет право распустить ее. Одобрение Европейского парламента также требуется при приеме новых членов в ЕС, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых соглашений с третьими странами. 
  5. Европейский Суд это высший судебный орган ЕС. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими или юридическими лицами, включая работников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям, а также выносит предварительные решения по запросу национальных судов о толковании учредительных договоров и правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС являются обязательными на территории ЕС. Суду было предоставлено право налагать штрафы на страны-участницы, которые не выполняют его постановления. 
  6. Экономический и социальный комитет консультирует Европейский совет и Европейскую комиссию по социально-экономической политике ЕС. Представляет различные секторы экономики и социальные группы (работодатели, работники и свободные профессии, занятые в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, а также представители общественных организаций). 

Таким образом, ЕС является мощной экономической силой, он является одним из главных полюсов мировой политики и экономики наряду с крупнейшими национальными государствами США и Японией, а также наряду с ними. На ЕС приходится значительная часть мирового ВВП и международной торговли (двадцать три и двадцать четыре процента соответственно). Внутри союза формируется единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов одновременно являются гражданами ЕС. Активно ведется строительство единого внутреннего рынка пространства, где есть четыре «свободы»: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей. Формируется экономический и валютный союз с единой коллективной валютой евро. Общая политика проводится в основных сферах социально-экономической жизни. Внешняя политика и политика безопасности становятся все более важными. 

Между тем основные проблемы, с которыми сталкивается процесс европейской интеграции, возникают именно там, где его естественный ход, порожденный прежде всего потребностями экономического развития и основанный на культурной близости европейцев, встречает политические препятствия или требует политической регистрации. Сам этот факт свидетельствует о двух обстоятельствах. 

Первое кажется довольно очевидным. Начавшаяся сразу после окончания Второй мировой войны, европейская интеграция была направлена ​​на использование культурной, социальной и экономической близости государств и народов Западной Европы для предотвращения потенциальных конфликтов между ними и ускорения их экономического развития. Сегодня гражданин Европейского Союза имеет гораздо больше прав и возможностей, осуществляемых по всему ЕС, чем число, которое он может или хочет использовать. Поэтому за последние полвека степень экономической и политической интеграции практически полностью соответствовала нынешней степени культурного единства европейских народов. 

Второе обстоятельство менее очевидно, хотя и более важно со всех точек зрения. В рамках Европейского Союза возникают качественно новые формы сосуществования народов и государств, которые не известны традиционной политической теории в условиях рассеивания суверенных прав и неопределенных обязанностей отдельных лиц, формы, основанные не на принципах гражданского общества в его классическом смысле, а точнее на возрождение определенной исторической памяти о прошлом континента, конечно, обогащенного достижениями последних веков. 

Экономика ЕС

ЕС является крупнейшей в мире торговой державой, производящей четверть мирового богатства. ЕС оказывает большую помощь бедным странам, чем любой другой донор. Его валюта, евро, является второй после доллара США на международных финансовых рынках. ЕС также является крупнейшим импортером сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС также приходится основная часть помощи развивающимся странам. ЕС имеет соглашения об ассоциации со многими странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, которые включают большинство беднейших стран мира. Со многими другими странами ЕС заключил двусторонние соглашения различного типа. 

В целом, ЕС поддерживает дипломатические отношения с более чем ста тридцатью странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных саммитах семи ведущих западных стран в лице четырех его крупнейших членов: Франции, Германии, Великобритании и Италии. ЕС с самого начала был активным участником процесса ОБСЕ. 

Уровень открытости экономики ЕС, измеряемый квотами на экспорт и импорт, значительно выше, чем в других центрах мировой экономики. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, благодаря чему им приходится удовлетворять почти половину своих энергетических потребностей и самого необходимого сырья. Квота на экспорт в среднем составляет около 25%. Для отдельных, в первую очередь небольших, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенна. 

Большая часть торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю, еще десять процентов на торговлю с другими европейскими странами, около семи процентов на торговлю с США, около четырех процентов на торговлю с Японией, около двенадцати процентов на торговлю с развивающимися странами. страны.

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют очень важную роль во внешней торговле стран ЕС, региональный рынок европейских стран не может ограничивать сферу деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что связано, в частности, с ограниченностью ресурсов региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран. Кроме того, другие страны являются важными рынками для ЕС, поскольку ЕС является крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании являются мировыми лидерами в своей отрасли. 

Традиционно европейская химическая промышленность имеет сильные позиции. Она поставляет на мировые рынки около шестидесяти процентов всего экспорта промышленных товаров по сравнению с пятнадцатью процентами в Соединенных Штатах и ​​пятью процентами в Японии. ЕС является крупнейшим экспортером машиностроительной продукции, даже без регионального оборота, на западноевропейские страны приходится почти тридцать процентов его мирового экспорта. ЕС занимает очень сильные позиции в области телекоммуникации и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. Западноевропейская авиационная промышленность, которая экспортирует около трети своей продукции, составляет около четверти мирового рынка гражданской авиации. С другой стороны, отрицательное сальдо ЕС остается в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой. Промышленно развитые страны остаются основными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых стоит выделить Соединенные Штаты и Японию. 

Промышленные товары составляют около восьмидесяти процентов общего импорта ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование самая важная группа товаров, импортируемых из США. Импорт сырья составляет тринадцать процентов от общего импорта ЕС из Соединенных Штатов. Импорт трех наиболее важных групп SMTC, импортируемых из США, включая офисную технику и компьютеры, другие промышленные товары и электрооборудование, составляет около тридцати процентов от общего импорта ЕС из США. Отдельно импорт офисного оборудования и компьютеров из США составлял тридцать семь процентов от общего импорта этого продукта в ЕС. Товары и измерительные приборы, химические материалы и продукты, электрические генераторы и другое транспортное оборудование также относятся к товарам, потребности в импорте которых в значительной степени удовлетворяются за счет импорта США. 

Экспорт промышленных товаров составляет около восьмидесяти пяти процентов от общего объема экспорта из стран ЕС в США, а экспорт промышленного и транспортного оборудования около сорока пяти процентов, сырья около десяти процентов. Основными товарами, экспортируемыми в США из ЕС, являются транспортные средства. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрические генераторы и специальное оборудование. Товары, которые в основном экспортируются в Соединенные Штаты, представляют собой электрические генераторы, офисное оборудование, компьютеры и напитки. В то же время основными торговыми партнерами США из стран ЕС являются Германия и Великобритания. 

Страны ЕС из Японии импортируют четыре группы товаров (транспортные средства, оргтехника, электрооборудование, аудиооборудование и телевизионное оборудование), которые составляют более шестидесяти процентов импорта всех стран ЕС из Японии. Импорт автомобилей составляет около двадцати пяти процентов всего импорта ЕС из Японии и более пятидесяти процентов от общего объема импорта автомобилей. 

Экспорт из ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, а список экспортируемых товаров шире. Как и в импорте, наибольшую группу товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, составляют транспортные средства. Помимо транспортных средств, крупнейшими товарными группами на экспорт являются медицинское оборудование, фармацевтические препараты и другие промышленные товары. Основным торговым партнером Японии из стран ЕС является Германия, которая удерживает около трети всего импорта и экспорта ЕС в Японию. 

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем соглашении о свободной торговле. ЕС и Швейцария взаимодействуют с широким кругом конкретных секторов. В настоящее время страны сотрудничают в рамках соглашений, в том числе в областях «свободного» передвижения людей, воздушного и наземного транспорта, научно-технического сотрудничества, сельского хозяйства, оценки соответствия товаров, статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией, борьбы с мошенничеством. и налогообложение. 

Торговые отношения с Азией продолжают оставаться важным приоритетом для ЕС. Экономические отношения связывают ЕС и его государства-члены, прежде всего с Японией и Китаем, а также с такими государствами, как Корея, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Вьетнам и Бруней. Это сотрудничество в первую очередь направлено на содействие торговле и увеличение взаимных инвестиций. 

Долгосрочная и преемственность российско-европейского сотрудничества уже обеспечена прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и в любом большом и сложном международном процессе, возможны различные альтернативы, главная перспектива экономических отношений между Россией и Европой достаточно ясна. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону евро. Кроме того, Россия занимает прочные позиции на международной арене как основной поставщик энергоресурсов в европейские страны, что также обеспечивает стабильность в отношениях между Россией и ЕС. В числе приоритетных задач разработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, в том числе поставок в Европу европейского газа, нефти и электроэнергии, новых проектов космического сотрудничества и системы взаимных мер в области ядерной безопасности. 

Конечно, экономические отношения между ЕС и Россией, а также аналогичные отношения между другими государствами и интеграционными структурами далеки от идеальных. Конкретные экономические и политические интересы постоянно сталкиваются и создают конфликты. Страны ЕС предъявляют претензии России, говоря о чрезмерном закрытии российского рынка и чрезмерном протекционизме, несовершенстве законов, коррупции и воровстве, которые препятствуют цивилизованной инвестиционной политике. Россия осуждает ЕС за дискриминацию в отношении российского экспорта товаров и капитала, чрезмерной суровости антидемпинговых мер и других внешнеторговых ограничений. 

Сущность, главные предпосылки и цели интеграционных процессов в мировом хозяйстве

Если говорить о трудностях в отношениях между Россией и Европой, то стоит упомянуть проблему соблюдения прав человека, поскольку некоторые европейские страны и организации обвиняют Россию в нарушении этих прав. Надо признать, что нарушения прав человека существуют в России. Однако мы должны помнить только начальный век демократии в России и долгое тоталитарное прошлое. 

Топливо и сырье преобладают в структуре российского экспорта в ЕС и США, и в основном импортируются товары народного потребления и оборудование. На долю энергетики приходится львиная доля российского экспорта в зону евро. Германия и Италия являются лидерами по объемам импорта топливно-энергетического сырья из России. Более половины всей энергии, экспортируемой в зону евро, поставляется в эти две страны. Значительная часть российского экспорта металлов, древесины, целлюлозы и химических продуктов также поставляется на рынки ЕС. Таким образом, ЕС является основным торговым партнером России и на него приходится более половины всей торговли в Российской Федерации. С другой стороны, Россия является пятым по величине торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Китая и Японии. Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух стран, где топливо и сырье составляют основную часть российского экспорта, а капитал и готовые промышленные и потребительские товары импортируются из ЕС. 

С момента создания Европейских сообществ общая торговая политика была общей политикой ЕС. Поэтому новые страны-участницы примут его со дня его вступления. Общая торговая политика это динамичный торговый блок, основанный на таможенном союзе с высоким уровнем открытости по отношению к партнерам из третьих стран. Это также означает защиту промышленности ЕС от недобросовестной конкуренции и барьеров в третьих странах. 

Также важно, как функционирует ЕС. Европейская комиссия проводит международные торговые переговоры на основе мандата и правил, утвержденных Советом министров ЕС. Европейский парламент не играет роли в определении общей торговой политики. Тем не менее, проводятся консультации с Европейским парламентом, и он регулярно информируется по вопросам торговли. 

Итак, экономика стран ЕС во многих отношениях сегодня выглядит гораздо привлекательнее, чем экономика США. Тем не менее, Европа пока не может воспользоваться слабостью США для укрепления своих позиций. Европейцы в основном заняты бытовыми проблемами. Европейские чиновники и экономисты обеспокоены иммиграционной политикой, энергетической безопасностью и либерализацией рынка. Экономика зоны евро, которую часто называют глобальным конкурентом Соединенных Штатов, пока не может извлечь каких-либо существенных выгод из сложившейся ситуации. У нее сейчас другие приоритеты. Основная задача, которую предстоит решить странам зоны евро, это проблема интеграции, а не лидерство по экономическим показателям. До тех пор, пока не будут решены проблемы унификации законодательства, создания единого рынка труда и единой системы социального обеспечения, все остальное отходит на второй план. Евро, о котором сегодня так много говорят, основан не на экономике, а на политической воле. Постепенное укрепление евро ничего не значит, так как евро не становится дороже, но доллар дешевеет по отношению к британскому фунту, швейцарскому франку, иене и евро. Революции не происходит, пока евро не начнет расти в цене, например, против фунта и швейцарского франка. 

Однако у Европы есть определенные локальные преимущества. Например, даже долговые проблемы европейских мобильных операторов или отдельных европейских банков, которые являются сложными по местным меркам, нельзя сравнить с финансовыми проблемами в США. Экономика Америки ко всему остальному существенно подорвана вспышкой ипотечного кризиса. 

Тем не менее, нет более веских аргументов в пользу того, что европейская экономика станет мощным двигателем мировой экономики в будущем. Окончательные договоренности по ряду важных вопросов еще не достигнуты. Есть ожесточенные споры по поводу доступа к национальным рынкам, налогов, трудового законодательства и т. д. 

Таким образом, прогноз выглядит наиболее достоверным, согласно которому в ближайшие годы и США, и Европа будут искать оптимальную модель экономического развития, обеспечивающую долгосрочный и стабильный рост. Скорее всего, ослабление доллара все еще является временным явлением. 

По-видимому, государственный оборонный заказ, который помог Америке в прошлом, будет использоваться в качестве проверенного рецепта разгона экономики США. Для Европы проблема решается проще. Основным приоритетом является внутренняя экономическая политика, которая, к сожалению, пока далека от идеальной. Развитие европейской экономики в ближайшие годы будет строиться на внутреннем спросе, то есть его планируется обеспечить путем увеличения спроса на товары и услуги в Европе, например, за счет более агрессивного кредитования. Кроме того, единая транспортная система и единый энергетический рынок могут внести значительный вклад в будущее развитие, что может привести к так называемой экономии на масштабе. 

Следует отметить, что темпы экономического роста стран ЕС значительно замедляются из-за высоких цен на нефть и роста стоимости заимствований как для корпоративных, так и для индивидуальных заемщиков. Последнее приводит, в частности, к снижению розничных продаж. 

Единая валюта плюсы и минусы

Уверенность в валюте это доверие государству, и проведение реалистичной денежно-кредитной политики не менее важно, чем выбор оптимального положения на международной арене. Поэтому отказ от национальной валюты и передача наиболее важных полномочий по установлению процентных ставок одному межгосударственному банку не могут не рассматриваться как резкое ограничение государственного суверенитета страны. Хотя сама идея валютного союза вряд ли может считаться новой, поскольку Европа знала как успешные прецеденты для ее осуществления (валютные союзы между Англией и Шотландией, между государствами Италии или между Бельгией и Люксембургом), так и неудачные (латынь валютный союз). Введение единой валюты в масштабах целого континента и в условиях неопределенности относительно перспектив дальнейшего политического объединения является беспрецедентным явлением в истории. 

Решение о введении единой валюты, закрепленное в Договоре о Европейском союзе, а также концепция общеевропейского гражданства, было принято в 1989-1990 годах и в значительной степени было ответом европейских и, прежде всего, Во французских политических кругах ощутимая угроза немецкого экономического господства в Европе проявлялась, в частности, в реальной возможности превращения немецкого знака в основу единой европейской валютной системы.

Тщательная разработка концепции валютного союза и возможность довольно определенного расчета экономических рисков по сравнению с политическими привели к тому, что критерии, позволяющие отдельным странам войти в эту систему, были очень четко сформулированы в договоре о Европейском союзе. и впоследствии не были изменены. Эти требования общеизвестны: объем государственного долга не должен превышать шестьдесят процентов от валового национального продукта, дефицит государственного бюджета должен удерживаться в пределах трех процентов от указанного значения, а уровень инфляции не должен превышать средний показатель по ЕС более чем на полтора процента. Экономической целью этого проекта была экономия на транзакционных издержках, а также поддержание надежной предсказуемости обменных курсов, что было важно для стран ЕС, связанных с очень активной внешней торговлей.

Однако, как и в случае с общеевропейским гражданством, чисто политическая и отчасти даже психологическая задача демонстрации первого явно различимого символа общеевропейского единства населению европейских стран представляется более важной. Евро вступил в обращение в последние годы двадцатого века, когда Европа за одно десятилетие увидела распад Советского Союза, Югославии и Чехословакии. В такой ситуации явление реальной финансовой интеграции беспрецедентных масштабов не могло не сказаться на смене настроения относительно будущего Старого Света. Европейские политики поспешили назвать это событие самым важным после окончания Второй мировой войны, главной тенденцией, связывающей уходящие и новые века, крупнейшим проектом, когда-либо предпринятым Европой. Даже ряд американских экспертов признали, что появление евро было самым значительным событием в финансовом секторе, поскольку доллар в тридцатых годах заменил фунт в качестве основной резервной валюты в мире.

По мнению большинства экспертов, введение единой валюты, даже порожденной политическими факторами, неизбежно должно было стать стимулом для дальнейшей интеграции стран континента. В той же степени, что и провозглашение панъевропейского гражданства, введение евро является огромным шагом вперед в процессе европейской интеграции, прогресс, выпуск которого чреват серьезным риском, и условия предоставления которого не кажутся очевидными. , 

Как и идея панъевропейского гражданства, концепция единой европейской валюты основана на постулатах. С одной стороны, зона евро в действительности отличается от тех территорий, где ранее успешно существовали валютные союзы, и теоретически не подпадает под определение оптимальной валютной зоны. Валютные союзы, действовавшие в течение последних десятилетий в Европе, были определенно ассоциациями валютных систем государств, которые были полностью или не вполне сопоставимы по своему экономическому потенциалу, например, Италия и Ватикан с Сан-Марино, Швейцарией и Лихтенштейном, Францией и Монако, и наконец, Бельгия и Люксембург.

В то же время оптимальной валютной зоной, которая сама по себе может быть достаточным диапазоном для использования единой валюты, должны быть относительно небольшие и достаточно открытые экономики, которые имеют значительные торговые отношения друг с другом, принимая режим свободного движения производства. факторы между странами и возможность для инвесторов каждой стороны приобретать финансовые инструменты других стран, участвующих в союзе, в неограниченном количестве. Хотя никто не отрицает тот факт, что процесс экономической интеграции приближает Европу к состоянию оптимальной валютной зоны, сегодня мало кто готов признать ее как отвечающую критериям, данным этой концепцией. Сегодня в ЕС нет никаких ограничений на перемещение товаров, но государства, входящие в Европейский Союз, остаются относительно раздробленными. Более того, установление Европейским центральным банком единой процентной ставки в значительной степени игнорирует неравномерное экономическое развитие в странах ЕС.

Опыт показывает, что стабильное функционирование единого банка-эмитента может быть успешным только в том случае, если единая экономика действительно развивается, а в большинстве случаев даже при высокой степени политической интеграции. Таким образом, создание на современном этапе экономической интеграции Европейского центрального банка, который не контролируется правительствами европейских стран и наделяет его крупными полномочиями по определению единой денежно-кредитной политики для всех стран ЕС, серьезно выходит за рамки рамки традиционных экономических идей. 

С другой стороны, есть еще один аспект проблемы, порожденный экономическими факторами, но в значительной степени политический характер. Переход на евро был осуществлен в отсутствие широкой общественной поддержки, поэтому ответственность за него полностью лежит на правительствах и политических элитах европейских стран. Соответственно, в ближайшие годы будущее политических элит европейских держав напрямую связано с успехом этого проекта. Между тем, различия в экономических реалиях, например, в Португалии и Финляндии, или в Ирландии и Греции, остаются гораздо большими, чем различия, например, между Бельгией и Люксембургом. Поэтому любая из европейских стран может столкнуться с экономическими трудностями из-за внутренних причин, которые потребуют адекватных мер.

Если невозможно манипулировать процентной ставкой, стране может потребоваться адресная финансовая помощь от других членов ЕС (более того, поскольку резкое увеличение внешних заимствований, которое может стать альтернативой такой поддержке, приведет к увеличению доходности обязательств страны, которые дестабилизируют центральноевропейский банк кредитной политики). В отличие, например, от Соединенных Штатов, чья экономика сегодня является единственной, соизмеримой с масштабами Европы, Европейский Союз не имеет единой бюджетной системы. 

Кроме того, в европейских странах была проведена несогласованная налоговая политика. В соседних Германии и Дании ставка налога на добавленную стоимость варьируется в полтора раза. Ставка подоходного налога в Германии и Австрии также отличается. Граждане и корпорации европейских стран напрямую не производят никаких платежей в бюджет ЕС, который не может ни перераспределить значительные финансовые трансферты в зависимости от экономической ситуации в конкретном регионе, ни согласовать налоги на определенных территориях и создать обязательства граждан и корпораций для панъевропейские структуры. Таким образом, введение евро, которое стало впечатляющим заключительным аккордом экономической интеграции, срочно требует ускорения политической интеграции, которая сама по себе может ускорить формирование общеевропейского бюджетного процесса. 

Заключение

Итак, введение евро в его нынешнем виде воплотило в себе важнейшую проблему европейской интеграции. Эта интеграция, порожденная усилиями политических элит, динамично и последовательно развивалась только до тех пор, пока, с одной стороны, каждый шаг на этом пути не делал следующий шаг просто возможным, но не необходимым, а, с другой стороны, основными последствиями политической решения носили экономический, а не политический характер. Сегодня ситуация в корне изменилась. Как отмечают ведущие эксперты, валютная интеграция казалась необходимой для придания политической интеграции политического равновесия, но для придания этому валютному союзу политически приемлемой формы необходима дальнейшая политическая интеграция, интеграция, к которой большинство европейских правительств явно не готовы на сегодняшний день. 

Сегодня трудно судить, насколько оптимальным оказался сценарий валютного союза, выбранный европейскими лидерами в начале 90-х годов. Совершенно очевидно, что на современном этапе это укрепило единство Европейского Союза и значительно улучшило экономические условия для развития более отсталых стран из-за резкого снижения цены заимствований, которые они сейчас делают в евро, а не в национальных валютах, некоторые из которых ранее подвергались серьезному инфляционному давлению.

В то же время переход на евро создал прецедент для практической невозможности выхода из этой системы без последствий, похожих по масштабу на экономическую катастрофу. Ценность единой европейской валюты сегодня в значительной степени заключается в более тесном единстве самой Европы, что обеспечивается самим фактом ее обращения в двенадцати странах Европейского союза. И ответственность европейских элит заключается в том, чтобы предотвратить непредсказуемые, разрушительные варианты развития еврозоны, задача, которая почти идентична задаче обеспечения их собственного стабильного политического будущего.