Структурная политика и экономический рост

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы вступления России в ВТО
Фискальная политика Российской Федерации и направления ее реформирования 
Изменения равновесия на денежном рынке и его влияние на экономические ресурсы 
Малый и средний бизнес в России 


Введение:

В российской экономике есть отрасли и отрасли, которые потенциально конкурентоспособны как на внутреннем, так и на мировом рынках. Реализация конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических резервов и т. д.) сдерживается как несовершенством и неразвитостью рыночных механизмов и институтов, так и нынешними начальными условиями в этих секторах. неблагоприятен для расширения. производство, модернизация производственной базы и повышение эффективности.

Параллельно со всесторонним стимулированием сбережений и инвестиционной деятельности в частном и государственном секторах национальной экономики государство должно сформировать адекватную структурную политику, которая обеспечила бы оптимальное использование производственных ресурсов, мобилизованных для экономического роста в каждый данный период.

Вообще говоря, проведение прогрессивных структурных преобразований воспроизводства является задачей рынка (через механизм межотраслевой конкуренции). Но государство не должно отказываться от участия в его решении.

Концепция структурной политики государства

Структурная политика это система мер, направленных на формирование необходимых национальных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Целью структурной политики является обеспечение сбалансированного развития экономики, технического совершенствования производства на основе использования достижений науки и техники, социальной защиты населения и роста его благосостояния. 

Появление российской экономики на траектории экономического роста предполагает решительный отказ от иллюзорного представления, существовавшего в недавнем прошлом, о том, что сам рыночный механизм через конкуренцию и свободное ценообразование скажет обществу, какие отрасли и регионы страны могут выжить в новых экономических условиях. Вообще говоря, место рыночного механизма в обеспечении структурной перестройки экономики определяется степенью развития таких ведущих звеньев рыночной инфраструктуры, как фондовая биржа, коммерческие банки, инвестиционные компании и т. д., которые способны быстро перенаправить имеющиеся в мире инвестиционные ресурсы на освоение наиболее востребованных в данный момент производств. Узость российского фондового рынка, ограниченные ресурсы и заметно искаженная мотивация частных банков делают объективно неизбежным, что просроченные структурные реформы в нашей стране будут опираться на государственный бюджет или хотя бы государственные займы.

Основным компонентом рациональной структурной политики российского государства сегодня является разработка долгосрочной стратегии реструктуризации воспроизводства, в соответствии с которой можно последовательно «отвергать», конечно, неэффективные предприятия и отрасли и давать импульс ускоренному росту потенциально (и действительно) жизнеспособных звеньев внутренней экономики, и все это произошло бы без заметной угрозы экономической безопасности страны.

Такая оптимизация темпов роста различных отраслей промышленности просто невозможна без соответствующих институциональных преобразований, связанных с образованием некоего «генерального штаба», который по весьма условной аналогии с Советским Госпланом будет отвечать за разработку адекватного Программа структурных реформ, соответствующая реальным возможностям российского общества и, в значительной степени, их ресурсному обеспечению. 

Важным компонентом любой структурной политики является нацеливание скоординированных действий правительства на мобилизацию производственных ресурсов, чтобы помочь отечественным производителям в отдельных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

В мировой практике существует несколько критериев выбора целевых отраслей: 

  • традиционные: поддерживаются депрессивные (застойные) отрасли, которые переживают период структурного кризиса и нуждаются либо в сокращении производства, либо в перемещении его в другие страны (с более благоприятной структурой затрат) или модернизации для сохранения конкурентных позиций;
  • поддержка молодых наукоемких производств с перспективой повышения конкурентоспособности;
  • таргетирование осуществляется в направлении отраслей с высокой добавленной стоимостью на одного работника;
  • выделенные отрасли с большими сопряженными связями, которые оказывают наибольшее влияние на остальную экономику;
  • ответ на аналогичное нацеливание в других странах;
  • выделяются отрасли с наибольшим положительным внешним эффектом (в форме распространения результатов НИОКР, знаний, создания дополнительной занятости и т. д.).

Обратная сторона адресности это деинвестирование, распад отдельных секторов национальной экономики вплоть до их разрушения (поэтому не случайно, что структурные изменения сопровождаются конфликтующими политическими процессами и поиском компромиссов). Итак, одна из главных общенациональных задач экономической политики в России избавление экономики от значительной части производственного потенциала. По словам Н. Шмелева, от 1/3 до 2/3 промышленного потенциала и до 3/4 колхозов и совхозов либо вообще не нужны, либо нуждаются в коренной модернизации. В то же время речь идет об отраслях и предприятиях, которые либо работали на собственные нужды (а не на страну, например, Министерство водных ресурсов), либо не являются жизнеспособными в рыночных условиях из-за их неэффективности. Химическая промышленность работала на химическую войну. 20% сельскохозяйственных предприятий производят около 80% всей товарной сельскохозяйственной продукции. Воркута покрывает только 15% своих расходов на уголь, который она продает, а остальные 85% необходимых средств поступают из государственного бюджета. 

Как видим, структурная политика это в то же время политика «отказа» от нежизнеспособных отраслей, сдерживающих экономический рост. В его рамках должны быть четко определены национальные приоритеты: кому, на какой срок, в какой степени следует оказывать поддержку за счет бюджетных субсидий, и кому следует позволить умереть естественной смертью. Приоритет следует отдавать предприятиям «высоких технологий», научно-техническому и образовательному потенциалу страны, ее энергетике, транспортной инфраструктуре, экспортоориентированным предприятиям, а также ряду отраслей, работающих на массового потребителя. Следовательно, неотъемлемым компонентом структурной политики, обеспечивающей экономический рост, является механизм банкротства, особенно в самых «неуклюжих», наиболее монополизированных секторах. 

Структурное регулирование осуществляется посредством реализации соответствующей фискальной и монетарной политики:

  • конкурентное распределение бюджетных субсидий (грантов), которые обычно идут фирмам, способным к подлинным структурным прорывам, обеспечивающим быстрый прогресс в передовых отраслях.
  • налоговые льготы. Схемы структурного регулирования разработаны таким образом, чтобы, если предприниматели вкладывают капитал в отрасли, которые государство считает наиболее важными, сумма налоговых платежей уменьшается. 
  • корпорации, занимающиеся развитием приоритетных отраслей, получают ссуды от государственных банков на более длительный период и за более низкую плату. Когда частные банки делают это, их прибыль облагается льготным налогообложением. 
  • бюджетные ассигнования по целевому маршруту в соответствующие сектора экономики, развитие которых необходимо ускорить.

Инструменты, используемые в этом случае, нацелены не столько на сглаживание делового цикла в рамках краткосрочной стабилизационной политики, чтобы приблизить «пиковые» и «нижние» переломные моменты к преобладающей тенденции, а скорее на то, чтобы подтолкнуть эту тенденцию Сам в соответствии с политикой экономического роста с долгосрочной ориентацией. Именно для этих целей государство предоставляет налоговые льготы, улучшает ситуацию с кредитованием, заботится о безопасности иностранных инвестиций, снижает степень инвестиционного риска, устраняет препятствия, которые мешают сбережениям стать инвестициями и т. д. но обычно это не так. сделать то, что может сделать сам бизнес. В эффективно работающей рыночной экономике инвестиционная активность государства в принципе ограничена рамками зоны естественных монополий, а выход за ее пределы осуществляется только в особых случаях и на временной основе. 

Цели и задачи структурной политики

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны за счет достижения четырех взаимосвязанных целей:

  1. Содействие в повышении конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в направлении увеличения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки и сферы услуг.
  2. Коррекция накопленных структурных деформаций, реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемая системой бюджетных субсидий, невостребованных налоговых задолженностей и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.
  3. Завершение преобразования существующих неэффективных институтов экономики «переходного типа» (структура государственной собственности, товарные и финансовые рынки, инновационные механизмы, система государственного регулирования и ряд других) в институты, отвечающие требования современной рыночной экономики.
  4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе глобальных экономических преобразований на основе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных предприятий, помимо описанных в предыдущем разделе, являются:

  • низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в рыночной экономике, так и с низким уровнем развития консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;
  • низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, обусловленный не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активное участие России в деятельности международных экономических организаций, неразвитость инфраструктуры стимулирования экспорта;
  • недостаточное развитие инфраструктуры: дороги, порты, телекоммуникации и т.д .;
  • неразвитая инфраструктура для коммерциализации и развития инноваций;
  • отсутствие гибкости на рынке труда связано с препятствиями для межрегиональной трудовой миграции и недостатками в системе профессионального образования и переподготовки.

В этих условиях приоритетными задачами структурной политики являются:

  • повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
  • стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне путем поддержки возникающих цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использования других косвенных инструментов;
  • снижение трансакционных издержек предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры для предпринимательской деятельности;
  • прекращение прямых и косвенных субсидий для неэффективных предприятий, эффективный отбор эффективных предприятий, повышение эффективности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности, в том числе за счет развития рынка консалтинговых услуг, содействие интеграции и формированию крупных эффективных и конкурентоспособных компаний со всемерным содействием развитию малого и среднего бизнеса;
  • окончательное снятие с предприятий бремени поддержания некоммерческих связей;
  • сокращение и оптимизация государственного сектора с повышением эффективности управления государственным имуществом;
  • повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля над их расходами; организационное разделение естественных монополистических и немонопольных сегментов; формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечение равного доступа к сетям; обеспечение контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций; 
  • реализация целевых программ по развитию транспортной, коммуникационной и телекоммуникационной инфраструктуры, формированию конкурентной среды, созданию равных и прогнозируемых условий для экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

Структурная политика и экономический рост

В целом, в современных условиях структурная политика должна осуществляться на основе следующих основных принципов:

  • конкурентный рынок как основной регулятор экономического развития;
  • минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
  • открытость экономики;
  • либерализация экономической деятельности на микроуровне.

Необходимость обеспечить решение основных социально-экономических проблем, таких как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения, делает стратегию структурного маневра основанной на Сценарий «активного позиционирования на рынках» экономически обоснован и выполним. Эта стратегия основана на постепенном изменении существующей структуры экономики из-за существующих преимуществ отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке, с последовательным распространением импульсов роста в смежные отрасли и другие национальные экономические комплексы. 

Структурная политика будет направлена ​​на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых востребованы на мировом рынке. В рамках этого подхода можно выделить «традиционные» отрасли экспорта (прежде всего, в сырьевой и перерабатывающей промышленности), а также «новые» отрасли экспорта в сфере услуг. 

Поощрение экспортеров использовать прибыль и амортизацию для инвестиций в техническое перевооружение своих предприятий должно сопровождаться мерами по расширению участия отечественного машиностроения в этом переоснащении. Дополнительные заказы и финансовые вложения от экспортеров создают предпосылки для роста внутреннего спроса, прежде всего, на продукцию отечественного инвестиционного инжиниринга. 

Компании с крупными государственными пакетами акций (в первую очередь, естественные монополии) будут поощряться к переходу на закупку оборудования посредством открытых тендеров.

Основная задача, которую необходимо решить в отношении моногородов, заключается в создании механизма изменения ситуации в моногородах, адекватного рыночной экономической системе и, следовательно, обеспечения возможности саморазвития этих населенных пунктов и их гибкая адаптация к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к государственным ресурсам.

Приведение градообразующих предприятий моногородов к устойчивому режиму работы и развития требует их реструктуризации, которая должна включать: меры по погашению долгов; создание управленческих предпосылок для успешной реструктуризации предприятия; подготовка графика приоритетных реструктуризационных мероприятий. 

Важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли производимой продукции с относительно высокой добавленной стоимостью в конкретных узких сегментах рынка, где существуют явные конкурентные преимущества. В частности, продукция средней и высокой добавленной стоимости, лесной, металлургический и химический комплексы, авиастроение, атомная промышленность, энергетика, отдельные сегменты рынка судостроения, вооружение, космические услуги. 

Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу, прежде всего в области высоких технологий.

Направления развития промышленности

Политика обеспечения структурных изменений должна дополняться мерами по преодолению основных проблем в конкретных, наиболее значимых секторах экономики.

Основной целью промышленного развития в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выпуска инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, замена импортной продукции и Перевести на этой основе инновационно активное промышленное производство в стадию устойчивого роста.

Реализация основной цели промышленного развития будет осуществляться по следующим направлениям.

Поддержание и расширение предложения отечественной машиностроительной продукции на рынках, где наблюдается увеличение платежеспособного спроса. На первом этапе эта политика будет реализовываться, прежде всего, на рынках производственного оборудования для экспортно-ориентированных отраслей и энергетики, а также в последующих и в секторах конечного использования за счет повышения качества продукции, ее надежности и цены. преимущества. 

Это направление будет обеспечено, прежде всего, мерами, связанными с модернизацией производственных подразделений и отдельных технологий, повышением технологической дисциплины производства, усилением технического контроля и внедрением современных систем качества, сертификации продукции и производственных мощностей. , развитие дилерской и дистрибьюторской сети, активная реклама продуктов. расширение использования лизинговых схем и совершенствование систем стандартизации и метрологии.

Выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией современных и новейших технологических структур. Это направление будет обеспечено за счет интенсификации процессов модернизации и реконструкции производства на базе отечественного машиностроения, обеспечения опережающего роста производства продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими отраслями, освоения новых видов продукции. продукты, технологии, материалы, использование существующей научно-технической базы и новые результаты фундаментальных и прикладных исследований.

Будут широко использоваться технологии двойного назначения, в том числе технологии для производства новых материалов, микроэлектроника, информационные технологии, биотехнологии, высокоэффективные технологии тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные технологии для экспериментальной разработки и тестирования сложных систем. 

Реализация этих областей должна привести к:

  • обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;
  • позитивные структурные изменения связаны с увеличением доли продукции перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающими отраслями и долей высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

Направления развития инфраструктуры и услуг

Ограниченные рычаги структурной политики, связанные с макроэкономическими ограничениями на инвестиции в инфраструктуру и услуги, резко ограничивают диапазон возможных приоритетов деятельности правительства в этих областях.

К ним относится реализация ключевых программ, которые могут рассчитывать на наибольший положительный эффект: 

  • программы развития транспортной сети, телекоммуникации и связь;
  • программы развития жилищно-коммунального хозяйства;
  • программы энергосбережения и ресурсосбережения;
  • программы информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и других современных информационных технологий, систем электронной коммерции;
  • программа развития сферы услуг.

Развитие транспортной сети. Необходимо обеспечить разработку единой общегосударственной программы развития и реконструкции транспортной инфраструктуры. Предусматривается реализация программы по формированию и систематическому развитию российских транспортных коридоров, объединенных в единую евразийскую транспортную сеть, которая использует пространственное положение, развитие коммуникаций страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссибирский и Северный морской путь. 

Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Задача обеспечения притока инвестиций в отрасль, достигаемая за счет привлечения прямых инвестиций через концессионный механизм, а также заимствования на региональном и муниципальном уровнях, должна быть решена. В то же время федеральные власти должны следить за процессами инвестиционных проектов в этой области, так как в противном случае затраты на преодоление катастроф, связанных с деградацией инженерных сетей, будут перенесены в федеральный бюджет. 

Энергоресурсосбережение. Эта программа должна поддерживаться государством, в первую очередь: 

  • с точки зрения создания стимулов для перехода на энергосберегающие технологии прежде всего за счет устранения скрытых субсидий на газ и электроэнергию за счет неплатежей;
  • с точки зрения распространения информации о наиболее эффективных технологиях в области ресурсосбережения.

Большое значение для инициирования инвестиций в области энергосбережения, включая выбор наиболее эффективных систем отопления в жилищно-коммунальном секторе, имеет разработка прогнозного топливного баланса и объявление прогнозного соотношения цен на услуги. естественных монополистов поставщиков газа и электроэнергии.

Развитие сферы услуг. Основными направлениями развития сферы услуг являются: 

  • международные перевозки (в том числе транзитные);
  • иностранный туризм;
  • культурные услуги;
  • высшее профессиональное образование;
  • разработка программного обеспечения;
  • консультационные и информационные услуги.

Спрос на услуги по разработке программного обеспечения будет расти как в связи с развитием процессов информатизации в стране, так и с развитием услуг по «оффшорному программированию», то есть разработке программного обеспечения по заказу иностранных компаний, работающих в этой области. Развитие образовательных и культурных услуг имеет очевидные положительные стороны. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного снижения доли людей, занятых в промышленном секторе экономики. 

Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационных и управленческих инноваций, которые повышают гибкость производства и создают динамические факторы конкурентоспособности и экономического роста.

Целесообразно реализовать программу мероприятий по развитию консультационных услуг, предусматривающую: 

  • создание системы раскрытия информации о деятельности фирм, работающих на рынке консалтинговых услуг;
  • создание саморегулируемой организации участников рынка;
  • привлечение консалтинговых фирм на тендерной основе для реализации региональных программ экономического развития, приватизации, реструктуризации градообразующих предприятий, в том числе прямых субсидий на использование консалтинговых услуг кризисными предприятиями;
  • создание и финансирование системы подготовки специалистов в области управленческого и инвестиционного консалтинга на базе государственных высших учебных заведений.

Формирование общенациональной сети информационных центров на основе существующих инфраструктурных средств поддержки предпринимательства посредством координации, интеграции и взаимодействия существующих информационных систем для поддержки малого бизнеса должно обеспечить повышение эффективности и взаимодополняемости программ поддержки предпринимательства, предоставляемых на федеральный, региональный и муниципальный уровни некоммерческими организациями.

В результате должно быть создано единое информационное поле, облегчающее ориентацию предпринимателей в вопросах доступа к финансированию (кредит и венчурность), доступа к маркетинговой информации.

Заключение

Экономика регулируется двумя типами законов: законы спроса и предложения и законы, установленные правительством. В работе раскрываются основы взаимодействия этих законов. Контроль цен является общей чертой разных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. 

В случае естественной монополии высокие фиксированные и низкие предельные издержки не позволяют устанавливать цены при предельных издержках, что приводит к их потере.

Перестройка естественных монополий очень перспективна для России. Ценовой произвол естественных монополистов приводит к усилению регионализации национальных и локализации местных рынков. Это усугубляется слаборазвитой рыночной инфраструктурой, отсутствием или слабостью информационных систем. Но основное государственное регулирование деятельности естественных монополий в принципе несовершенно и неэффективно. 

Следует отметить, что регулирующим органам почти во всех странах не хватает времени, квалифицированного персонала и информации. В большинстве случаев проверки финансовой отчетности и бухгалтерских документов субъектов естественных монополий являются случайными, поверхностными и распространяются с течением времени. Контрольные органы строят свои выводы главным образом на основе данных, предоставленных самими проверяемыми предприятиями. Эффективность такого регулирования низкая и часто, ограничивая конкуренцию, приносит больше вреда, чем пользы. 

Из-за бюрократической волокиты между принятием регулирующего решения и моментом его реализации проходит довольно большой промежуток времени, что становится тормозом для развития этих отраслей. Таким образом, в России сроки выполнения постановлений Правительства Российской Федерации о регулировании цен на продукцию естественных монополий были практически неосуществимыми. И сам процесс регулирования порождает дополнительные издержки как со стороны подпадающих под него предприятий, так и со стороны государства. 

Следовательно, с точки зрения долгосрочной стратегии, для принуждения монополистов к цивилизованному поведению необходимы более эффективные меры, чем административное регулирование цен и тарифов. Альтернативным способом воздействия на естественных монополистов является дерегулирование и стимулирование конкуренции.