Структура рынка: монополистическая конкуренция

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Монетаристская теория инфляции и антиинфляционное регулирование
Особенности государственного управления при переходе от планового хозяйства к рыночному
Безналичный расчет, его совершенствование
А.Маршалл – основоположник современного экономического учения


Введение:

Совершенная конкуренция и монополия являются противоположными крайними моделями рыночных структур. Однако могут существовать промежуточные модели, которые не полностью конкурентоспособны, не контролируются одним поставщиком и встречаются гораздо чаще. Монополии, владеющие даже 99% рынка, не могут долго удерживать свою власть. Со временем происходят множественные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к сильной конкуренции.

Исследование и использование модели монополистической конкуренции началось сравнительно недавно, в 30-х годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в русло микроэкономической науки.

Данная работа посвящена рассмотрению модели этого промежуточного типа структуры рынка. Цель работы - понять, какое место монополистическая конкуренция занимает среди других рыночных структур, каковы ее сходства и различия с другими структурами. Каковы особенности рыночных отношений, формы конкуренции, а также каковы последствия рассмотрения этой модели конкуренции.

 

Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок

 

Концепция конкурса. Конкуренция - это «коллективный», сложный процесс регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция не существуют друг без друга. Конкуренция является выражением экономических отношений в рыночной экономике. Это форма развития производительных сил, форма развития факторов производства или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения развиваются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителем товаров (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают основные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они играют важную роль как своего рода «соединительная ткань», благодаря которой рыночная экономика функционирует как сложная и многоуровневая система.

Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятии «конкурентный» и «неконкурентный» рынки. Конкуренция или конкурентный рынок - это невозможность влияния на уровень цен со стороны любого из многих участников рыночного процесса: попытка завышения цены заканчивается невозможностью продажи товаров, а искусственное снижение цен приносит убытки и усложняет процесс. возместить расходы. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не может влиять на спрос и предложение таким образом, что, изменяя количество товаров, увеличивая их цену и собственный доход. Масштаб, масштабность и насыщенность рыночных потоков таковы, что любой из его разделов представляет собой практически ничтожную долю любого продукта или дохода, поэтому практически невозможно повлиять на цены или количественные параметры потоков.

В этом смысле конкуренция выступает своего рода регуляторным механизмом рынка.

Нет никаких препятствий для входа или выхода из этого процесса. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения себестоимости продукции, использования более передовых технологий, повышения качества работы, продукции и услуг.

В этом смысле классическое утверждение верно, что только рыночная конкуренция может быть процессом для открытия новых возможностей, которые, без использования ее, остались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открывать новые и более дешевые товары и способы их производства, более совершенные технологии и методы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен только его участнику, который способен обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах и ​​использует незамеченную разницу между текущими ценами факторов производства и будущими ценами товары, которые можно производить с их помощью. Конкуренты постоянно решают какую-то дилемму: либо приложить большие усилия, чтобы «вписаться» в колеи прогресса и опередить тех, кто достиг успеха, либо смириться с потерей дохода.

Действительно, этот процесс также содержит разрушительный импульс, затрагивающий прежде всего неэффективные, неспособные к конкуренции виды экономической деятельности. Это создает своего рода экономическое принуждение, поскольку необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности для роста и совершенствования.

Термин «монополия» буквально означает единственного продавца товара. Монополия - это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены; формы рынка контролируются одним или несколькими предприятиями.

В современных условиях этот термин используется для обозначения различных типов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными чертами монополии являются монопольные цены и монопольная прибыль. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными, невоспроизводимыми ресурсами, или «искусственным», когда сама фирма через организационные методы образует монополию. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицированные соглашения, слияния и поглощения, "джентльменские" соглашения и различные виды монополистической конкуренции, возникающие на этой основе.

Остановимся более подробно на существовании препятствий, мешающих выходу новых фирм на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бэйна. Барьером для входа при входе в рынок является условие. Что затрудняет приход фирм-новичков в отрасль, где работают «старожилы» отрасли. Основные типы барьеров входа включают в себя следующее:

  1. Правительство предоставляет фирме исключительные права (выдача государственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовую связь, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из этих барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.
  2. Владение незаменимыми и редкими ресурсами. Классический пример - сила De Beers на алмазном рынке. Или, например, профессиональный спортивный клуб не рекомендует конкурирующим клубам заключать долгосрочные контракты с выдающимися спортсменами.
  3. Авторское право и патенты. Фирма, деятельность которой защищена патентом, имеет исключительное право продавать лицензии, что дает ей монопольные преимущества. Этот тип монополии часто называют закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, которая не защищена от конкуренции в форме патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
  4. Экономия на масштабе, т. е. преимущество крупномасштабного производства, которое позволяет снизить затраты за счет увеличения объема производства. Например, новым фирмам нелегко выйти на автомобильный рынок, которые не имеют значительного капитала для создания крупномасштабного производства.
  5. Вступление в отрасль может быть затруднено незаконными методами борьбы с потенциальными новыми конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозных структур).

Барьеры для входа помогают лучше понять, почему концентрация рынка так различна в различных сферах экономической деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действуют многие распыленные фирмы.

Основные типы структур

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

В реальной действительности не существует только абсолютная монополия. 

 

Модели рынка конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой.
Совершенная конкуренция множество мелких фирм стандартизированная, однородная свободный вход и выход практически отсутствует
Чистая монополия Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый

 

Таким образом:

Чистая монополия – рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.

 

Концепция совершенной конкуренции и ее характеристики

 

Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они делают ряд упрощений относительно целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, что единственная цель фирмы - максимизировать прибыль от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея - идея максимизации прибыли помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако его природа может быть иной, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной является ситуация совершенной конкуренции. Существует прекрасная конкуренция на рынке или в отрасли, если выполняются несколько условий:

  1. На рынке существует множество небольших фирм по продаже, каждая из которых имеет очень небольшую долю от общего объема выпускаемой продукции - менее 1% от продаж за определенный период времени.
  2. Продукция этих фирм стандартизирована или унифицирована для покупателей.
  3. Существует свободный вход и выход с рынка: нет никаких барьеров для входа на рынок и нет трудностей в выходе из отрасли.
  4. Фирмы не заинтересованы в производственных решениях друг друга, так как они не рассматривают деятельность конкурентов как угрозу собственной доле продаж.
  5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологиях и вероятной прибыли и, соответственно, могут реагировать на изменяющиеся условия, перемещая используемые ресурсы.

На рынке совершенной конкуренции покупателям все равно, какую компанию они выберут. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта из-за их небольшой доли в общем объеме продаж. Фирма не может изменить предложение продуктов на рынке, так что рыночная цена изменяется. Поэтому продавцы в совершенной конкуренции принимают цену извне как заданную стоимость. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающих всем критериям. Возможно, рынки для отдельных товаров (например, яиц) могут соответствовать этим условиям. Считается, что сельскохозяйственный рынок близок к совершенной конкуренции, так как большинство продавцов принимают цену отрасли как должное.

Модель идеальной конкуренции может использоваться для тех рынков, где есть много поставщиков, и их продукция стандартизирована (пшеница, рожь, домашний скот, табак, железо и сталь и т. д.). Это делает рынки однозначно совершенно конкурентоспособными, но тем не менее мы придаем понятию «совершенная конкуренция» действительно уникальное значение в экономике. Зачем? Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (разновидность «физики без трения») позволяет вам построить идеальную модель функционирования экономики, по сравнению с которой вы можете изучать реальные рыночные структуры, и это оказывается, что рыночная модель совершенной конкуренции дает удовлетворительное приближение к реальности для многих реальных рынков. Модель позволяет зафиксировать существенное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирования будущих событий.

 

Чистая монополия

 

В реальной действительности почти невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один – единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной.

Совершенная конкуренция и чистая монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логически предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

Структура рынка: монополистическая конкуренция

Абсолютно неэластичный спрос и монопольная власть над ценой

В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов. Монополист – продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше.

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Монополист же обладает определенной властью над ценой. Но главное – монополист осознанно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальна. При этом функция спросастановиться заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Поэтому, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию – это отраслевая кривая спроса. Следовательно, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

Рассматривая модель чистой конкуренции, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм – представителей совершенной и несовершенной конкуренции. Графически кривая спроса конкурентной фирмы будет выглядеть как горизонтальная прямая, т.е. конкурентная фирма может продавать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма не поставляла бы товар на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказать влияние на сложившуюся на рынке цену.

 

Структура рынка: монополистическая конкуренция

Кривая спроса при условии «чистой» монополии

В случае фирмы - несовершенного конкурента кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Важнейший вывод, который можно сделать из сравнения двух кривых, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - монополистом

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е. MR=P. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены. MR<P. Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш, но одновременно приносит ему и определенные потери. Производитель тем самым снизил и цену каждой из предыдущих единиц продукции. Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену. Убыток вычитается из цены, и получается предельный доход.

Взаимосвязь заключается в следующем: после того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становиться отрицательной величиной. В случае линейной кривой спроса D график MR пересекает ось абсцисс ровно посередине расстояния между нулем и величиной спроса при нулевой цене.

Еще раз вернемся к понятию совершенной конкуренции и равновесию фирмы в этих условиях. Как известно, равновесие наступает тогда, когда МС=Р, а цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с предельным доходом, следовательно, можно записать: МС=МR=Р. Достижение фирмой полного равновесия требует выполнения двух условий:

  • Предельный доход должен равняться предельным издержкам
  • Цена должна равняться средним издержкам, а это значит:

МС=МR=Р=АС

Поведение на рынке фирмы – монополиста будет точно также определяться динамикой предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Потому, что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым издержкам.

Это некие величины – предельный доход и предельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширяет свое производство. Когда же MR=Мс, наступает «покой», равновесие фирмы. Но эти при совершенной конкуренции. А какая она для монополиста?

Прибыль – это разница между валовым доходом и валовыми издержками. Предельный доход и предельные издержки определяют наклон кривых валового дохода и валовых издержек в любой их точке. Проведем касательные к точкам А и В. Их одинаковый наклон означает, что MR=MC. именно в этом случае прибыль монополии будет максимальна.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или MC=MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки достигают своего минимума . Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции достигается равенство MC=MR=P=AC. при несовершенной конкуренции: (MC=MR)<AC<P

Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте ценовой эластичности, больше единицы (Ed p > 1), предельный доход положителен. На эластичном участке кривой спроса снижение цены обеспечивает монополисту увеличение валового дохода. А при Ed p < 1, предельный доход отрицательный.

Итак, максимум прибыли можно определить, сравнивая TRи TC при различных объемах выпуска продукции; тот же результат получиться, если сравнивать MRи MC. Другими словами, максимум различия между TRи TC (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MRи MC. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

 

Структура рынка: монополистическая конкуренция На рисунке видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой E (точкой пересечения MC и MR), от которой проводиться вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установиться на уровне Е1. Затененный прямо-угольник показываетвеличину прибыли монополии.

В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства MC и MR. Монополист руководствуется тем же правилом – он сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т.е. сравнивает свои MCи MR. И он расширяет производство вплоть до момента равенства MCи MR. Но объем производства при этом будет меньшим, чем он был при совершенной конкуренции, т.е. Q< Q2. При совершенной конкуренции именно в точке Е2, происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2 ) установилась на уровне точки Е2, то не было бы монопольной прибыли. Другими словами, монопольная прибыль превышает нормальный уровень прибыли в условиях совершенной конкуренции.

Установление фирмой цены на уровне точки Е2, было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке MC=АС=Р, но при этом MC > MR. Рационально действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным такое предложение, когда расширение производства во имя 2общественных интересов» будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.

Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1 до Qсредние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обуславливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это ясно из графика: видно, что Q1 < Q2.

Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Монопольная прибыль проявляется как нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

На насколько устойчиво это превышения над нормальной прибылью? Очевидно, многое будет зависеть от возможности притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Графически это означает, что кривая издержек АС будет лишь касаться кривой спроса.

Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера L = (P – MC)/P , 0 < L < 1

Чем больше разрыв между Pи MC, тем больше степень монопольной власти.

При совершенной конкуренции, когда Р=МС индекс Лернера будет равен нулю.

Совершенная конкуренция предполагает свободный перелив всех факторов производства из отрасли в отрасль. Поэтому отчетливо проявляется тенденция к нулевой прибыли. Если же возникают препятствия для свободного перелива ресурсов, возникает свободная прибыль.

 

Характеристика олигополистического рынка

 

Олигополия - это тип структуры рынка, характеризующийся стратегическим взаимодействием нескольких фирм, конкурирующих за продажи. В качестве определяющих характеристик олигополистического рынка следует указать такие признаки, как: ограниченное число фирм, значительная концентрация производства среди отдельных фирм, ограниченный доступ к отрасли и стратегическое поведение фирм.

Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чисто монополистическим), так и дифференцированным (дифференцированным олигополистическим) продуктом. Независимо от этого, олигополистические рынки всегда характеризуются наличием значительной рыночной власти и снижающейся кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность заключается не только в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реагирования на действия друг друга) фирмы сталкиваются не столько с реакцией потребителя, сколько с реакцией своих конкурентов. Следовательно, в условиях олигополии фирма ограничена в принятии решений не только по наклонной кривой спроса, но и по действиям конкурентов.

В олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продуктов, стратегию стимулирования продаж, инновации и услуги. Фирмы могут выбирать различные конкурентные стратегии в зависимости от ситуации. Поэтому для олигополистических рынков не существует единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы.

Поскольку не существует общей модели олигополии, фирмы в одной отрасли могут взаимодействовать как в качестве монополистов, так и в качестве конкурирующих фирм. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы в отрасли координируют свои действия, имитируя ценообразование и конкурентные стратегии друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут, как правило, монопольными, а крайней формой такой стратегии будут картели.

Если фирмы следуют некооперативной стратегии, то есть проводят независимую стратегию, направленную на улучшение положения фирмы, цены и стратегии будут приближаться к конкурентным. Крайняя форма этого проявления - «ценовые войны».

 

Определение и условия монополистической конкуренции

 

Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия. 

Экономисты стали рассматривать несовершенные формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в. 

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии этот тип рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.

В чем же сущность монополистической конкуренции? Очевидно, что наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это ослабляет барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, но власть существует.

В данной модели монополизм весьма ограничен большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т.д.

Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т.д. Принцип технологии и производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается.

Некоторым потребителям, например, в уютном кафе – баре, оформленном под кают – компанию, те же самые напитки кажутся вкуснее, чем просто купленные в магазине. И потребитель согласиться заплатить дороже за сочетание приятного с полезным. Таким образом, посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается все потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитают продукцию только данного производителя.

Таким образом, основными чертами рынка монополистической конкуренции являются:

  • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
  • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
  • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
  • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

 

Анализ кривой спроса

 

Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.

На рисунке линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

 

Структура рынка: монополистическая конкуренция

Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции.

Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q 2 Q 3. Если он решит снизить объем до Q 1, с тем, чтобы цена была P 1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P 1. Соответственно при установлении низкой цены P 4 производитель рассчитывает производить Q 4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q 4. 

 

Формы конкуренции

 

Научно-техническое, промышленно-производственное и торговое соперничество. Ценовая конкуренция

В период монополистической конкуренции основными ее формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.

Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводиться путем:

  • разработки новых продуктов: внедрения современных технологических процессов;
  • накопление и использование научно – технической информации; приобретение и использование патентов.

При научно – техническом соперничестве обычно используют две модели:

Конкурентная модель – основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют техническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики.

Монополистическая модель – основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизации рынка. Монополисты, чтобы избежать потер за счет морального износа машин и оборудования, могут скрыть вновь созданные технику и продукцию.

Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками.

В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используется два подхода – эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».

Эффект масштаба. При данной технологии издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.

«Х-неэффективность». Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечение работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.

Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен.

При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества:

  • во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам;
  • во-вторых между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам;
  • в-третьих между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.

В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания ценна данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

  • продавец должен быть монополистом или обладать степенью монополизации власти;
  • продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, который имеют разную способность платить за продукт;
  • первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция

Конкуренция за объем продаж, действующие в условиях несовершенной конкуренции фирмы имеют более сложную стратегию.

Поскольку в условии несовершенной конкуренции снижение цен не является прибыльной стратегией, то фирмы концентрируют внимание на увеличении объемов сбыта и расширении своей доли рынка. Фирмы стремятся не только поднять спрос на свою продукцию, но и сделать этот спрос как можно менее эластичным. Основная роль в этом отводиться факторам неценовой конкуренции.

Стратегия неценовой конкуренции может быть построена на базе одного или сразу нескольких факторов и может быть реализована путем углубления дифференциации продукта путем придания ему новых свойств, которые могут повлечь за собой охват новых групп потребителей. Высокорезультативным способом расширения рыночной доли фирмы может стать политика долгосрочного послепродажного обслуживания и гарантий. Мощным фактором укрепления конкурентной позиции является предоставление льготных условий продажи (кредит, скидки).

Распространенным типом неценовой конкуренции является дифференциация на основе специализации (дешевый товар, товары среднего качества, дорогой, стильный товар). Положение кривых спроса и издержек, а также положение долгосрочного равновесия для каждой группы будет разным. Поэтому на рынке фирмы, реализующие свои товары по высоким ценам, будут сосуществовать с фирмами, продающими сходную продукцию по низким ценам.

 

Потери от несовершенной конкуренции

 

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни.

В конечном счете проблема монополизации сводиться к вопросу о степени власти над ценой, этим рыночным феноменом, независящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совершенной конкуренции (вспомним горизонтальность линии спроса на продукцию совершенного конкурента).

Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) - очень тонкий инструмент в руках монополии, или совершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического процесса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.

Можно сравнить власть над ценой со стремлением человека установить свою власть над природой. Например, если мы удовлетворены бедной почвой, засушливым климатом, то, проводя мелиоративные мероприятия, сопровождаемые внесением искусственных удобрений, мы обратим себе во благо нашу власть над природой. Но если перейти известную грань мелиорации, то, скорее всего, наша власть над природой обернется разрушением окружающей среды.

Так и монополизация: если переступить некую грань контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – все это опасные проявления монополизации. Помня, что всякие аналогии условны, можно сравнить известное изречение лорда Эктона: «Всякая власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно» - и следующий тезис: «Абсолютная власть над ценой развращает абсолютно». Таким образом антимонопольное (антитрестовое) законодательство и регулирование, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается нащупать эту границу власти над ценой, преступать которую законодательным образом запрещается.

 

Заключение

 

Как промежуточный тип рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монопольная конкуренция вобрала в себя черты обоих. Эти черты отражаются как в определении условий его существования, так и в особенностях поведения. Но все же, будучи самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела свои свойства, например, использование неценовых методов конкуренции в качестве основных.

Примером монополистической конкуренции является рынок сотовых телефонов. Здесь можно отметить, что основными факторами являются неценовая конкуренция, например, дополнительные и послепродажные услуги. Принимает платежи, различные аксессуары для мобильных телефонов, загружает мультимедиа. Особое внимание уделяется обслуживанию клиентов. Продукт определенно дифференцирован. Он не незаменим, и в то же время модели телефонов имеют отличительные особенности. Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) связано с тем, что барьеры для входа на этот рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать только достаточно крупные фирмы. Поскольку необходимо постоянно идти в ногу с техническим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.

На мой взгляд, такая структура рынка приносит пользу обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологий спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены падают. Это возможно только для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. В то же время присутствие многих фирм сдерживает монополизацию рынка, то есть не позволяет поднимать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметить, что низкие барьеры для выхода на рынок всегда дают возможность новым фирмам войти, которые могут предлагать качественно новые продукты.