Структура Кодекса РФ об административных правонарушениях

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и виды времени отдыха
Дисциплина труда и трудовой распорядок организации
Административное правонарушение: понятие и виды
Особенности административной ответственности организации и должностных лиц


Введение:

Более пристальное внимание к делам об административных правонарушениях в связи с другими административными разбирательствами объясняется тем, что среди всех видов правонарушений административные правонарушения являются наиболее распространенными (если не массовыми). Ежегодно в одной только Российской Федерации регистрируется более 3,5 миллионов административных правонарушений практически во всех сферах общественной жизни, которые рассматриваются в суде и, чаще всего, вне суда.

В той или иной степени порядок их рассмотрения и принимаемые по ним решения затрагивают интересы значительного числа граждан и создают у населения определенное представление не только об уровне законности в государстве, но и о степени справедливости. действий органов государственной власти. Этот фактор имеет большое политическое и социальное значение.

Понятие и основные признаки административной ответственности

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность - это обязанность лица подвергнуться определенным лишениям государственной власти за совершенное преступление.

Общие признаки юридической ответственности:

  • Является средством правоприменения;
  • нормативно определено и заключается в применении, применении санкций правовых норм;
  • его фактическая основа является правонарушением;
  • сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;
  • неразрывно связан с государственным принуждением, с негативными последствиями для правонарушителя (моральный или материальный характер), которые он должен вынести;
  • реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Эти признаки характерны для любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной (включая материальную).

Следует отметить, что юридическая ответственность представляет собой сложное социально-правовое явление, рассматриваемое учеными в двух аспектах.

В плюсе (перспективном) - для будущих действий. В этом аспекте ответственность возникает у человека уже тогда, когда он начинает выполнять свои обязанности.

Оглядываясь назад, за уже предпринятые действия. Это происходит в результате нарушения законности, неисполнения, юридического обязательства.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Наряду с общими признаками юридической ответственности, административная ответственность характеризуется следующими признаками:

  • Основанием для административной ответственности является административное правонарушение;
  • Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;
  • Мерой административной ответственности являются административные взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений;
  • Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;
  • Административные санкции применяются уполномоченными субъектами к правонарушителям, которые не подчиняются им;
  • Применение административного наказания не влечет за собой осуждения и увольнения с работы;
  • Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель страдает от неблагоприятных последствий для себя, то есть имеет место осуждение его поведения государством. Это касается и административной ответственности, наиболее характерными признаками которой являются основание - административное правонарушение, а мера - административное наказание.

Суть административной ответственности заключается в воздействии на правонарушителя, что влечет за собой негативные последствия для правонарушителя морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Целью этого влияния является воспитание правонарушителя, профилактика правонарушений (общая и частная профилактика).

Административная ответственность сопровождается осуждением неправомерных действий со стороны государства его уполномоченными органами и должностными лицами, негативной оценкой государством действий правонарушителя.

Административная ответственность является эффективным средством борьбы с преступностью, эффективным инструментом укрепления дисциплины и организации во всех сферах государственного управления.

Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, принятых в соответствии с его положениями. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ориентирован на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущества независимо от его формы, условий нормальной жизни россиян. Его роль в правоохранительной деятельности трудно переоценить.

Во-первых, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации берет под правовую защиту широкий круг общественных отношений - права и свободы человека и гражданина, собственность, общественная безопасность, экономические интересы физических и юридических лиц и т. д.

Во-вторых, оно адресовано практически всем гражданам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, организациям, правомерное поведение которых связано с соблюдением запретов, установленных в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.

В-третьих, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет основы правовой деятельности органов, должностных лиц по применению норм административной ответственности, демократический порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации сосредоточены как общие принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, так и составы конкретных административных правонарушений, ответственность за которые установлена ​​на федеральном уровне, и процессуальные нормы для рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также их юрисдикция (юрисдикция) и порядок исполнения решений о наложении административного взыскания. Это было сделано для удобства использования этого правового акта должностными лицами органов государственного контроля (надзора), которые не являются профессиональными юристами.

По своему содержанию Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации является комплексным нормативно-правовым актом: он кодифицирует материальные нормы, определяющие основания и пределы административной ответственности; нормы, устанавливающие систему и полномочия органов, должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях; процессуальные нормы, регламентирующие порядок производства по делам об этих правонарушениях. Эта особенность предопределила структуру Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Он состоит из пяти разделов, в том числе 32 глав, содержащих более 600 статей:

  • Раздел I. Общие положения.
  • Раздел II. Особенная часть.
  • Раздел III. Судьи, органы, должностные лица уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • Раздел V. Исполнение решений по делам об административных правонарушениях.

Следует отметить, что впервые, в отличие от ранее существовавшего Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, действующего Уголовного кодекса Российской Федерации и других кодексов, в Кодексе используется не сплошная, а непосредственная нумерация. статей. Первый номер статьи означает, к какой главе он принадлежит, последующий (или последующий) - номер статьи в той или иной главе. По-видимому, законодатели предложили именно такую ​​нумерацию для удобства внесения необходимых последующих изменений в Кодекс.

Кодекс дает четкое представление о современном российском законодательстве об административных правонарушениях, который состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Новизна этого правового учреждения заключается в том, что на федеральном уровне вопросы административной ответственности больше не могут регулироваться другими нормативными актами, кроме Кодекса.

С его вступлением в силу 1 июля 2002 года другие законодательные акты утратили свою юридическую силу. 135 законодательных актов РСФСР и Российской Федерации были отменены, и соответствующие изменения были внесены во многие из действующих законов. Это значительно повысило уровень законности в сфере административного принуждения.

Принимая во внимание ст. 72 Конституции Российской Федерации («Под совместную юрисдикцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации входят: ... административное, административно-процессуальное ... законодательство ...") в ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

В ведение Российской Федерации входит установление:

  • Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;
  • Перечень видов административных наказаний и правил их применения;
  • Административная ответственность по вопросам федерального значения, в том числе нормы ответственности за нарушение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • Порядок производства, в том числе установление мер по обеспечению производства (доставка, задержание, проверка и т. д.);
  • Порядок исполнения решений о наложении административного взыскания.

За пределами юрисдикции Российской Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, административная ответственность за правонарушения регионального значения, например, нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т. д., не предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Это установлено законами субъектов Российской Федерации.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации закреплено правило о том, что в него должны быть включены все нормы об административных правонарушениях на федеральном уровне, а нормы субъектов Российской Федерации должны приниматься только в форме законов. Субъекты Российской Федерации не вправе издавать законы по этим вопросам, они не могут устанавливать административные взыскания за нарушение своих законов, за исключением предупреждения и административного штрафа. Это не только усиливает роль федерального закона в регулировании административной ответственности, но и создает гарантии для обеспечения единого масштаба этой ответственности по всей России.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации упор делается на защиту интересов, прежде всего прав и законных интересов граждан, а не государства. Этому полностью посвящена одна из самых объемных глав - глава об ответственности за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов граждан. Эта идея пронизывает все содержание Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его положения.

Специальные главы посвящены экологическим преступлениям, преступлениям в сфере информации, торговли, общественной безопасности и защите других конституционных прав граждан. Принимая во внимание требования Конституции и Европейской конвенции о правах человека и гражданина, процессуальная часть Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была детально разработана с целью гарантировать права как потерпевших, так и лиц, привлеченных к ответственности. Любое решение об административном правонарушении, независимо от того, кто оно было принято, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящие суды.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации исходит из того, что за соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов отвечает не только физическое лицо, но и юридическое лицо.

Третий раздел Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает систему субъектов административной юрисдикции, их полномочия по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации определяет компетенцию судей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях.Такой подход к формированию современной системы субъектов административной юрисдикции, по-видимому, оправдан, передача функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в основном на контрольно-надзорные органы, позволяет грамотно и в срок устанавливается законом для разрешения случаев правонарушений, совершенных в определенной сфере деятельности. Дела об административных правонарушениях по поручению соответствующих органов уполномочены разрешать отдельные должностные лица (руководители органов, их структурные подразделения, другие должностные лица, осуществляющие контрольные и надзорные полномочия) Н.М.Конин.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации значительное внимание уделяется усилению гарантий законности при производстве по делам об административных правонарушениях, с тем чтобы такие основополагающие принципы, как полнота, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств дела совершенное преступление, законность и справедливость решений обеспечены.

Для этих целей был детально определен правовой статус участников процесса по этим делам, расширен круг участников процесса по делам об административных правонарушениях, к которому в закон включены лица, в отношении которых ведется производство по делу. По делу ведутся дела потерпевших, законных представителей физического лица, законных представителей юридического лица, защитника и представителя, свидетелей, свидетельских показаний, специалистов, экспертов, переводчиков, прокуроров, процессуальных прав и обязанностей каждого из них. закреплены.

Допускается рассмотрение дел об административных правонарушениях не только по месту совершения административного правонарушения, но и по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

Усилена защита прав потерпевшего, который имеет право ознакомиться со всеми материалами дела, представить доказательства, подать ходатайства и оспаривать, иметь представителя и обжаловать решения.

В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации включена специальная статья, в которой подробно регламентирован порядок оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему. В качестве защитников лица, привлеченного к административной ответственности, могут участвовать не только юристы, но и лица с высшим юридическим образованием.

Кроме того, этим лицам разрешено участвовать в деле с момента административного ареста лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении. Им предоставляется право знакомиться со всеми материалами дела, предоставлять доказательства, подавать ходатайства и оспаривать документы, участвовать в рассмотрении дела и подавать жалобы на решения.

В целях повышения эффективности административно-процессуальной деятельности, обеспечения установления истины в делах об административных правонарушениях была установлена ​​ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей (процессуальной ответственности) свидетелей, специалистов, экспертов и переводчиков за заведомо ложные показания. показания, мнения и переводы.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре в Российской Федерации» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отражает полномочия прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях.

Специальная глава - глава 26 Кодекса - посвящена вопросам, связанным с предметом доказывания, доказательствами и их оценкой.

В целях обеспечения конституционных прав личности применение мер по обеспечению судопроизводства по делам об административных правонарушениях более четко регламентировано. Среди них, помимо административного задержания, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов у физических лиц, включают в себя: доставку физического лица к месту составления протокола о правонарушении, вождение автомобиля, осмотр помещения принадлежащие юридическому лицу транспортные средства, конфискация товаров, транспортных средств и другого имущества, принадлежащего юридическому лицу.

Отдельная глава - Глава 28 - освещает правила, касающиеся порядка возбуждения дел и составления протоколов об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет органы и должностных лиц, которые имеют право составлять протоколы и возбуждать дела об административных правонарушениях. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации четко прописан порядок обжалования и пересмотра решений, принятых по делам об административных правонарушениях. Решение, не обжалованное или опротестованное прокурором, вступает в законную силу через десять дней. Решение, принятое судьей, может быть обжаловано (опротестовано) в вышестоящий суд. Суд также обжалует (опротестовывает) и решения, принятые соответствующими должностными лицами. Таким образом, во всех случаях административных правонарушений обеспечивается судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В то же время остается возможность обжаловать решения, принятые должностными лицами, вышестоящему должностному лицу, что, однако, не исключает последующую подачу жалобы в суд. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что жалоба или протест прокурора на решение по делу должны быть рассмотрены в течение десяти дней со дня его поступления, а также на решение о применении наказания в виде административный арест правонарушителя - в течение 24 часов.

При рассмотрении жалобы или протеста судья или вышестоящее должностное лицо не связаны аргументами, изложенными в них, и полностью проверяют дело. В то же время законность и обоснованность вынесенного решения следует проверять не только на основании материалов дела, но и с учетом представленных дополнительных доказательств. Таким образом, вводятся элементы кассационного производства, что создает возможность обеспечить своевременное устранение нарушений законодательства, которые до сих пор нередко допускаются при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Для усиления гарантий законности в случаях административных правонарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность в установленных случаях судебного пересмотра решений, вступивших в законную силу, в том числе Верховным судом Российской Федерации.

Вопросы, возникшие при подготовке проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях

При подготовке проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникло много вопросов. Давайте назовем некоторые из них.

К числу проблемных относится вопрос о разграничении юрисдикции между Федерацией и ее субъектами в области законодательства об административных правонарушениях. Этот вопрос был решен с точки зрения статьи 72 Конституции Российской Федерации, которая относила административное и административно-процессуальное законодательство (и, следовательно, законодательство об административных правонарушениях) к совместной юрисдикции Федерации и субъектов Федерации. Чтобы объективные процессы суверенитета, о которых уже говорилось, не приводили к определенной дезинтеграции в законотворчестве, необходимо было разработать общие положения законодательства об административных правонарушениях для Федерации и осуществить (по согласованию с субъекты федерации) разграничение компетенции в рамках законодательства об административной ответственности. Ни у одного из разработчиков проекта не возникло сомнений относительно того, что должен определять Федеральный кодекс: общие положения и принципы законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях; понятие административного правонарушения; перечень видов административных взысканий; порядок производства по делам об административных правонарушениях; список органов (должностных лиц) как субъектов административной юрисдикции. Но мнения разошлись, когда дело дошло до определения предмета регулирования Кодекса в отношении установления административной ответственности за нарушение определенных правил.

Некоторые предлагали закрепить в Кодексе перечень правил, за нарушение которых административная ответственность может быть установлена ​​федеральным законодательством. За пределами этого списка суверенитет субъекта Федерации должен быть провозглашен. Противники этого подхода указали на его существенные недостатки. Во-первых, этот метод будет эффективен только в том случае, если сам список является исчерпывающим. Без этого условия нет ясности относительно того, какова фактическая сфера юрисдикции субъекта Федерации. На практике не было возможности дать исчерпывающий список, который открыл возможность - теперь для Федерации - вторгнуться в правовое поле своих субъектов.

Поэтому разработчики проекта пошли по другому пути, зафиксировав в проекте не список правил, а критерий, который законодатель должен использовать при установлении административной ответственности. Этот критерий заключается в следующем: если правило, за нарушение которого вводится административная ответственность, установлено на федеральном уровне и является единым для всей России, то ответственность за нарушение этого правила должна быть одинаковой по всей стране, что означает, что это должно быть установлено на федеральном уровне.

Вопрос о том, должен ли Кодекс быть единственной основой для осуществления административной ответственности, очень активно обсуждался при подготовке проекта. Результатом обсуждения стало решение о том, что все федеральные нормы об административной ответственности должны быть включены в Кодекс, а не в тот или иной закон, регулирующий определенные аспекты общественной жизни (например, как это сделано в Водном кодексе в законы «Об охране окружающей среды» и «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушения в сфере строительства»). В проекте кодекса, внесенном в первом чтении, сделано только одно исключение - за таможенные нарушения В статье 1 проекта указано, что основания и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируются не Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а Таможенным кодексом Российской Федерации.

Возникли споры по поводу изменений в перечне административных взысканий. Достигнуто единогласное решение об исключении исправительных работ из списка, поскольку это, по сути, частичный штраф. Кроме того, конфискация исключается из числа административных взысканий, которые могут применяться органами административной юрисдикции. Согласно проекту, заявление о конфискации является прерогативой суда. Это решение было принято в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации о том, что «никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда» (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации). Аналогичные ограничения были применены к таким мерам, как лишение особых прав. Применение такой санкции, столь серьезной по своим юридическим последствиям (в некоторых случаях это фактически лишение профессии), должно быть обусловлено максимальными гарантиями, которые суд может предоставить в большей степени.

Во время подготовки проекта кодекса, много споров было вызвано вопросом размера административного штрафа. Составители проекта подошли к этой проблеме комплексно. Во-первых, максимальный размер тех штрафов, которые сегодня выглядят чисто символическими и потому неэффективными, был значительно увеличен.

Сохраняется принцип более строгой административной ответственности должностных лиц (по сравнению с обычными гражданами), виновных в совершении многих административных правонарушений. Три четверти преступлений, которые сосредоточены в Кодексе, включают должностных лиц в качестве особых субъектов ответственности. На протяжении многих лет деятельность сотрудника правоохранительных органов затрудняется тем, что в административном законодательстве отсутствует юридическое определение понятия должностного лица. Кодекс предлагает такое определение.

Учитывая сложившуюся в стране смешанную экономику, предлагается приравнять индивидуальных предпринимателей, а также руководителей и других работников коммерческих юридических лиц к "ответственным" должностным лицам, если они выполняют функции, аналогичные должностным лицам в государственный сектор.

Одним из основных вопросов Кодекса является определение круга органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере экономики и налагать административные взыскания. Согласно проекту, такими юрисдикционными органами должны быть те властные структуры, которые осуществляют контрольные и надзорные функции.

При подготовке Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации существенным был вопрос о том, должен ли Кодекс содержать как материальные, так и процессуальные нормы, связанные с административным правонарушением, или же процессуальные нормы должны быть подвергнуты независимой кодификации в отдельном акте.

Вывод:

Кодекс об административных правонарушениях в настоящее время является единственным федеральным законодательным актом, содержание которого представляет собой свод основных правовых норм, составляющих институт административной ответственности. Соответственно, систематизируются нормы, объединенные общностью регулируемых ими однородных социальных отношений, возникающих в повседневной жизни в связи с необходимостью применения данного вида правового принуждения.

Являясь наиболее распространенной мерой правового (государственного) принуждения, применяется в случаях, установленных законом в отношении многочисленных физических и юридических лиц, поведение которых не соответствует требованиям верховенства права, административной ответственности, как и любой другой вид юридической ответственности , нуждается в правовом регулировании. Именно с этих позиций должна быть оценена юридическая значимость этого Кодекса, а также его фактическое содержание.