Структура и содержание личностных качеств.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 17.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

В настоящее время психология не может однозначно ответить на вопрос: что такое человек? Несмотря на то, что концепция личности является фундаментальной для многих известных областей психологии, единого понимания этого до сих пор не разработано. Тема курсовой работы выбрана «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)». Понимание того, как формируются личные качества и откуда они берутся, позволит нам в некоторой степени понять саму природу личности. Эта проблема актуальна для всей мировой психологии, и пока нет единого мнения о том, что такое личность и что ее определяет, психологическая наука будет фрагментирована. В данной курсовой работе мы не ставим задачу выработки единого подхода к пониманию личности. Целью работы является анализ и обобщение наиболее известных из существующих подходов к проблеме происхождения личностных качеств, а также многостороннее раскрытие концепции личностных качеств, основанной на различных теориях.

В повседневной жизни человек постоянно обращается к своей личности, взаимодействует с другими людьми через свою личность и сталкивается с различными личными проявлениями. Даже работа практического психолога, как и любое общение между людьми, в той или иной степени влияет на личность субъектов общения. При этом концепция личности и личностных качеств остается расплывчатой ​​и неопределенной, что создает большое поле для научных исследований. Одним из главных вопросов мировой психологии является вопрос понимания и определения личности. На данный момент, по разным данным, существует более ста различных определений личности, хотя невозможно с полной уверенностью сказать, что все они ошибочны.

 

Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении

 

Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хайелла и Циглера, в рамках психодинамического направления мы рассмотрим теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем этого направления является З. Фрейд. Чтобы раскрыть происхождение личностных качеств, обратимся к структуре личности, предложенной Фрейдом, в которой различаются три составляющих личности: я, супер-я и оно (ego,super ego, id).

«Оно» включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые полностью бессознательны.

«Я» отвечает за принятие решений.  

«Сверх-Я» - это система ценностей и моральных стандартов. Анализируя развитие личности в этой системе взглядов, можно сделать вывод, что черты личности формируются у человека в возрасте до пяти лет. В этот возрастной период личность человека проходит несколько этапов своего развития, после чего, согласно Фрейду, основа личности больше не поддается никаким изменениям. Психоанализ говорит, что природа стадии развития определяется тем, как жизненная энергия «либидо» находит выход. т.е. на каждой психосексуальной стадии энергия «либидо» имеет свой собственный способ выражения. В критические моменты жизненная энергия ищет выход, который присущ соответствующей стадии развития, в результате чего у ребенка возникает какая-либо потребность. Характер потребности зависит от того, на какой стадии психосексуализма находится ребенок. В зависимости от того, как эта потребность удовлетворяется и удовлетворяется ли она вообще, могут происходить различные изменения личности. Можно сказать, что именно в эти моменты формируются личные качества.

Например, возьмем первый психосексуальный этап - оральный. Зоной концентрации «либидо» на этом этапе является рот, в результате которого у ребенка возникают потребности, связанные с этой зоной, то есть сосание, кусание, жевание и т. д. Если эти потребности не удовлетворены в достаточной степени, то, согласно теории Фрейда, это приведет к фиксации на устной стадии, что в дальнейшем будет выражаться в поведении человека, которое будет определяться личностными качествами. Однако если эти потребности удовлетворяются чрезмерно, то и в этом случае на устной стадии также будет фиксация, но другого рода, что также приведет к формированию определенных личностных качеств и определенного поведения. 

В процессе прохождения всех этапов развития, к пяти годам у ребенка уже будет сформирована система личностных качеств, которая в будущем станет более детальной.

Таким образом, можно сказать, что личностные качества человека формируются на основе удовлетворяющих или неудовлетворяющих инстинктов, возникающих на разных этапах психосексуального развития, и определяются характером высвобождения жизненной энергии «либидо».

Сопоставляя понятие этапов психосексуального развития с теорией В.Д. Шадрикова, можно указать на определенное сходство, которое заключается в том, что по мнению В.Д. Шадрикова удовлетворение или неудовлетворение потребностей ребенка вызывает положительные или отрицательные эмоции. Согласно принципу единства потребностей, знаний и опыта, у человека есть определенные мотивы, зафиксированные в результате удовлетворения или не удовлетворения потребностей. Неподвижная мотивация определяет личные качества человека в будущем.

Далее мы переходим к индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Основным пунктом этой теории является суждение о том, что человек является единым, самосогласованным организмом. Адлер говорит, что никакое проявление жизнедеятельности нельзя рассматривать изолированно, а только в отношении личности в целом. Основным механизмом, определяющим развитие определенных личностных качеств, является субъективное чувство неполноценности. Адлер считал, что при рождении всех людей органы тела не развиты в одинаковой степени, и позже страдает тот орган, который изначально был слабее других. Это то, что приводит к чувству неполноценности. Согласно Адлеру, все человеческое поведение впоследствии направлено на преодоление этого чувства неполноценности, поскольку другим принципом концепции Адлера является стремление человека к совершенству. Здесь можно провести аналогию с теорией способностей В.Д. Шадриковa. Согласно этой теории, с рождения все люди имеют одинаковый набор способностей, но развитые в разной степени, можно предположить, что те способности, которые менее развиты у ребенка, послужат формированию чувства неполноценности. В попытках преодолеть чувство неполноценности у человека развиваются личные качества, которые впоследствии отражаются на образе жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, что способы преодоления чувства неполноценности зафиксированы у ребенка в возрасте до пяти лет.

Согласно Адлеру, образ жизни включает в себя уникальное сочетание черт, поведения и привычек, которые вместе определяют уникальную картину существования человека. То есть образ жизни - это выражение способов преодоления чувства неполноценности или выражение его личных качеств. Впоследствии Адлер сформулировал несколько типов личности, которые являются обобщением личных качеств человека.

Таким образом, мы можем сказать, что личные качества, согласно теории А. Адлера, происходят от определенных способов преодоления чувства неполноценности. Стоит также упомянуть, что, по словам Адлера, методы преодоления чувств неполноценности также зависят от степени опеки со стороны родителей.

Следующий подход, который мы рассмотрим, - это аналитическая психология К.Г. Юнга. В отличие от теорий, обсуждавшихся ранее, в аналитической психологии считается, что человек развивается на протяжении всей жизни человека. Личные качества в теории Юнга определяются многими характеристиками, в частности, эгоориентацией и ведущими психологическими функциями. Также на личные качества в этой концепции влияют бессознательные образы, архетипы, конфликты и воспоминания человека. В процессе своего развития человек накапливает опыт, на основе которого формируется эго-ориентация и некоторые психологические функции выходят на первый план. Сочетание ориентации эго и ведущих психологических функций, которые согласно Юнгу составляют четыре: мышление, ощущение, чувство и интуиция, определяют личные качества, которые проявляются в человеке, примеры, которые Юнг описывает в своей работе «Психологические типы». Таким образом, можно сказать, что в подходе Юнга личностные качества человека определяются как накопленным опытом, так и содержанием бессознательного.

Подводя итоги анализа происхождения личностных качеств в психодинамическом направлении, можно сформулировать некоторые общие моменты. Источником энергии, необходимой для формирования личностных качеств, является содержание бессознательного. В зависимости от того, как реализуется эта энергия, формируются те или иные личные качества. Значительное влияние на формирование личностных качеств оказывают родители, удовлетворяющие потребности ребенка в раннем детстве, а также общество в дальнейшем.

 

Личные качества в диспозиционном направлении психологии личности

 

Теория диспозиции личности была предложена Гордоном Оллпортом. Синтезировав определения личности, которые существовали в то время, Оллпорт приходит к выводу, что «человек - это объективная реальность», а то, что стоит за конкретными действиями внутри самого человека, - это личность. Согласно Оллпорту, человек - это динамическая организация психофизических систем внутри человека, которая определяет его характерное поведение и мышление. С точки зрения этого подхода, нет двух абсолютно одинаковых людей, то есть каждый человек представляет индивидуальность.

В своей концепции Оллпорт развивает концепцию психологической черты. Он определяет личностную черту как предрасположенность вести себя одинаково в широком диапазоне ситуаций. Можно сказать, что черта личности - это «психологические особенности, которые трансформируют множество стимулов и вызывают много эквивалентных реакций. Такое понимание черты означает, что различные стимулы могут вызывать одинаковые реакции, а также многие реакции (чувства, ощущения, интерпретации, действия) могут иметь одинаковое функциональное значение. Я думаю, что мы можем поставить знак равенства между чертой личности и качеством личности в теории Олпорта.

Олпорта выделяет общие и индивидуальные черты личности. Общие черты личности присущи всем людям, но выражены в разной степени. Индивидуальные черты присущи только конкретному человеку. Согласно Олпорту, для адекватного описания личности человека необходимо учитывать как общие, так и индивидуальные особенности личности. Впоследствии Оллпорт назвал индивидуальные черты личности индивидуальными склонностями личности, поскольку такой вариант терминологии не вызывал путаницы между понятиями. Индивидуальные диспозиции, в свою очередь, были разделены Олпортом на кардинальные, центральные и вторичные, в зависимости от степени влияния на поведение человека. То есть от степени обобщения и серьезности. Стоит отметить, что Оллпорт не рассматривал личность как совокупность индивидуальных диспозиций, не сводил ее к совокупности черт. Все человеческое поведение и организация личности находятся под влиянием центрального, структурирующего и определяющего закона функционирования личности, который Оллпорт назвал собственным.

В развитии личности Оллпорт выделяет семь этапов, которые необходимо учитывать, чтобы понять происхождение личных качеств.

На первом этапе человек осознает свои телесные ощущения, то есть, согласно Олпорту, формируется физическое Я. Оллпорт считал, что физическое Я - это поддержка самосознания человека на протяжении всей его жизни.

На втором этапе, по мнению Оллпорта, происходит формирование самоидентификации, которую можно назвать психической самостью. Эта формация может длиться всю жизнь.

При дальнейшем развитии у человека развивается чувство самооценки. Этот этап связан с формированием независимости. В зависимости от того, как удовлетворяется потребность ребенка в независимости, формируются определенные черты личности.

Следующим этапом развития ребенка является расширение границ самого себя, что выражается в приписывании ему себя объектов и объектов реальности.

Пятый этап характеризуется формированием у ребенка самооценки. Этот образ формируется в зависимости от того, что окружение ожидает от ребенка. Ребенок начинает оценивать себя по отношению к другим, формируя при этом свои личные качества.

На следующем этапе ребенок формирует рациональное управление собой. Рефлексивное мышление возникает, несмотря на то, что мнение окружения остается для ребенка догматичным, не подлежащим критике.

Последний этап - личное стремление. Он характеризуется автономным поведением, полным осознанием и самопринятием. Стремление к самосовершенствованию формируется. Оллпорт говорит, что личное стремление завершает свое формирование только в зрелости.

Эти этапы являются не только этапами развития личности, но и ее формами, которые существуют одновременно. Происхождение черт личности можно охарактеризовать с помощью этих форм. То есть можно сказать, что основой для формирования личностных качеств являются телесные ощущения человека. В дальнейшем эти чувства дополняются чувствами самоидентификации. После этого на формирование личностных качеств начинает влиять социальная среда, от которой зависит удовлетворение стремления ребенка к независимости. Социальная среда также устанавливает моральные стандарты и принципы, с которыми ребенок начинает относиться к себе. То, как ребенок понимает себя и то, как он рационально пытается себя вести, также влияет на формирование личных качеств.

Оллпорт считает, что личность является динамичной системой и находится в постоянном развитии. То есть, другими словами, согласно Оллпорту , личность формируется на протяжении всей жизни человека.

Стоит отметить, что Оллпорт выделил еще одну форму функционирования личности или собственника, которая заключается в познании самого человека. По его мнению, самопознание - это субъективная сторона самости, которая осознает объективную самость.

Таким образом, говоря о теории Г. Оллпорта, можно сказать, что черты личности берут свое начало в врожденных характеристиках личности и в дальнейшем формируются под влиянием общества и его собственных рефлексивных механизмов, а также механизмов рационализации.

Другая диспозиционная теория личности - это теория личностных качеств Рэймонда Кеттелла. Согласно Кеттелю, личность - это то, что позволяет нам предсказывать поведение человека в данной ситуации. Конкретный ответ, согласно Кеттеллу, - это некоторая неопределенная функция стимулирующей ситуации в определенный момент времени и структуры личности. Кеттелл построил свою теорию, чтобы предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Для правильного предсказания необходимо учитывать не только личностные характеристики человека, но и его настроение в данный момент времени и социальные роли, необходимые для конкретной ситуации. Согласно Кеттелю, личностные качества - это относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Здесь мы видим сходство в понимании личностных качеств Кеттеля и Оллпорта. Личные качества Кеттель являются надежными и предсказуемыми.

Кеттель разделил черты личности на поверхностные и основные. Начальные черты являются более глубокими и более фундаментальными структурами личности, в то время как поверхностные черты являются более конкретным выражением начальных черт. В своих исследованиях Кеттелл изучал различные черты личности, и в результате после применения факторного анализа ему удалось выделить шестнадцать начальных черт, более известных как шестнадцать личностных факторов.

Кеттель выделил два основных момента в происхождении черт личности. Ряд признаков, называемых конституциональными, развиваются из физиологических и биологических данных индивида, то есть формируются на основе врожденных характеристик. Или приобрели физиологические расстройства. Кеттель считал, что оставшиеся черты формируются под влиянием окружающей среды, где он приписывает как социальные, так и физические влияния. Такие черты отражают характеристики и поведенческие стили, усвоенные в процессе обучения, и образуют модель, запечатлеваемую в личности ее окружением.

«Начальные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы с точки зрения способа, которым они выражены. Способности как черты характера определяют навыки человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, координация рук и глаз - вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента связаны с другими эмоциональными и стилистическими качествами поведения. Кеттель рассматривает черты темперамента как конституционные начальные черты, которые определяют эмоциональность человека. Динамические черты отражают мотивационные элементы человеческого поведения. Это функции, которые активируют и направляют субъекта к конкретным целям.

Так же, как Олпорт предлагает концепцию индивидуального расположения личности, Кеттель вводит концепцию уникальных черт личности. «Общей чертой является черта, которая в разной степени присутствует у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия являются общими чертами. И наоборот, уникальные черты - это черты, которые есть только у нескольких или даже у одного. Кеттель предполагает, что уникальные особенности особенно часто проявляются в областях интересов и отношений ».

Кеттель делает попытку определить сравнительный вклад наследственности и среды в развитие личностных качеств. С этой целью он предлагает статистическую процедуру - междисциплинарный абстрактный вариант анализа, который позволяет оценить не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень, в которой признаки обусловлены генетическими или экологическими воздействиями. Эта процедура включает сбор данных о различных проявлениях сходства между монозиготными близнецами, которые выросли в одной семье; между братьями и сестрами, которые выросли в одной семье; монозиготные близнецы, воспитанные в разных семьях, и братья и сестры, которые выросли друг от друга. Результаты применения этого метода, основанного на использовании личностных тестов для оценки конкретной черты личности, показывают, что значимость генетических и экологических воздействий значительно варьируется от одной черты к другой. Например, данные показывают, что около 65-70% различий в оценках интеллекта и уверенности в себе можно объяснить влиянием генетических факторов, в то время как генетическое влияние на такие признаки, как самосознание и невротизм, вероятно, будет вдвое меньше. как маленький. В целом, согласно Кеттелю, около двух третей личностных характеристик определяются влиянием окружающей среды, а одна треть - наследственностью.

В дополнение к влиянию среды и наследственности, Кеттель говорит, что он влияет на формирование личностных качеств социальных групп, в которых происходит развитие личности. Как и Оллпорт, Кеттель считает, что личность развивается на протяжении всей жизни человека. Кеттель считал, что черты личности могут описывать не только самих людей, но и социальные группы, членами которых они являются.

Таким образом, личностные качества в теории Кеттелла формируются на основе конституциональных характеристик личности, под влиянием среды и наследственных факторов в соотношении два к одному и в зависимости от социальных групп, к которым принадлежит человек, и в котором он находится.

Теперь рассмотрим формирование личностных качеств в концепции Ганса Айзенка. Суть теории Эйзенка заключается в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Айзенк говорит, что все разнообразие личностных черт может быть обобщено. Более специфические личностные качества обобщаются в личностные черты, которые, в свою очередь, могут быть обобщены до суперфункций, и Айзенк называет тип личности наиболее общей структурой личностных качеств. Стоит отметить, что в концепции Эйзенка личностные черты представлены в виде определенного континуума, то есть для каждой черты личности существуют два полюса крайней степени тяжести, и, кроме того, существует также степень серьезности личности, черта между этими двумя полюсами. Айзенк сводит все черты личности к трем супер-чертам: экстраверсия, невротизм и психотизм.

В своем исследовании Айзенк делает попытку «установить нейрофизиологическую основу для каждого из трех супер-признаков или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как показали электроэнцефалографические исследования. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, которая изменяется от нижнего предела к верхнему пределу. Он считает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, очень чувствительны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, которые чрезмерно влияют на них. И наоборот, экстраверты не являются достаточно возбудимыми и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить ».

«Айзенк предполагает, что индивидуальные различия в невротизме отражают силу реакции вегетативной нервной системы на раздражители. В частности, он связывает этот аспект с лимбической системой, которая влияет на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем невротизма обычно реагируют на болезненные, необычные, тревожные и другие раздражители быстрее, чем более стабильные люди. У таких людей также наблюдаются более длительные реакции, которые продолжаются даже после исчезновения раздражителей, чем у людей с высоким уровнем стабильности.

Согласно рабочей гипотезе, Айзенк связывает основы психотизма с системой, которая производит химические вещества, вырабатываемые эндокринными железами, которые, попадая в кровоток, регулируют развитие и поддержание мужских половых признаков.

Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные типы симптомов или расстройств могут быть отнесены к совокупному влиянию личностных качеств и функционирования нервной системы. Например, человек с высокой степенью интроверсии и невротизма имеет очень высокий риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и невротизмом подвержен риску психопатических расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетической предрасположенности» Айзенк считает, что склонность человека вести себя определенным образом в разных ситуациях наследуется генетически.

Так, Айзенк отмечает, что личностные черты происходят от наследственных факторов и во многом определяются физиологическими характеристиками организма, но он также говорит о большой роли влияния окружающей среды на развитие личностных черт. Здесь стоит отметить сходство взглядов Айзенка и Кеттелла на факторы, определяющие происхождение и развитие личностных качеств.

 

Формирование личностных качеств в бихевиоризме

 

В поведенческом направлении понятие личности практически не используется. В большей степени бихевиористы обращаются к понятию поведения. При рождении у человека возникает определенный набор безусловных рефлексов. На основе этих рефлексов формирование условных рефлексов происходит в процессе обучения.

Структура и содержание личностных качеств.

Основным принципом поведенческой психологии Скиннера является то, что человеческое поведение является ответом на возникающие стимулы. Критика этого направления заключается в том, что одни и те же раздражители могут вызывать разные реакции у одного и того же человека, а также разные раздражители могут вызывать одинаковые реакции. Несмотря на это, мы можем попытаться учесть личные качества. Как формируется в процессе обучения, как реагировать, то есть как условный рефлекс или как комбинация условных рефлексов.

В этом случае можно сказать, что личностные черты происходят от условных рефлексов, выработанных в ходе развития человека. Здесь возникает сходство с диспозиционным направлением, которое предполагает, что личные качества или черты характера являются наиболее похожими способами поведения человека в различных ситуациях.

Таким образом, для многостороннего описания происхождения личностных качеств стоит отметить, что одним из факторов формирования может быть обучение по механизму условных рефлексов.

 

Происхождение личностных черт с точки зрения теории конструктов личности Дж. Келли

 

Джордж «Келли придавал большое значение тому, как люди распознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория личностных конструктов ориентирована на процессы, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что, подобно ученому, изучающему определенное явление, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать жизненные события. Это не означает, что каждый человек в буквальном смысле является ученым, который наблюдает некоторые явления природы или общественной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Келли предполагает, что все люди являются учеными в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтверждаются ли они или нет, включая те же психические процессы в этой деятельности, что и ученый во время научного поиска. Таким образом, теория личностных конструктов основана на предпосылке, что наука - это сжатие тех методов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки - предсказывать, изменять и понимать события, то есть главная цель ученого - уменьшить неопределенность». И все люди, с точки зрения Келли, имеют такие цели. Мы все заинтересованы в том, чтобы предвидеть будущее и строить планы на основе ожидаемых результатов.

Такой взгляд на личность человека приводит Келли к двум последствиям. Первое следствие состоит в том, что люди в основном сосредоточены на будущем, а не на прошлых или настоящих событиях своей жизни. Келли утверждал, что любое поведение можно понимать как предупреждение в природе. Он также отметил, что точка зрения человека на жизнь временна, сегодня она редко бывает такой же, как вчера или завтра. В попытке предвидеть и контролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к реальности. Это сделано с целью лучшего представления будущей реальности. По словам Келли, будущее беспокоит человека, а не прошлое.

Второе следствие заключается в том, что люди имеют возможность активно формировать представление об окружающей среде, а не просто пассивно на нее реагировать. Келли описывает жизнь как постоянную борьбу за понимание реального мира опыта. Именно это качество позволяет людям создавать свою собственную судьбу. То есть поведение человека не контролируется реальными событиями, как, например, считает Скиннер, или прошлым, как предполагает Фрейд, а контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Келли говорит, что ученые создают теоретические конструкции для объяснения и предсказания явлений реальности. Точно так же человек использует личностные конструкции, чтобы объяснить и предсказать мир вокруг себя и себя.

Ключевым понятием в теории Келли является личностный конструкт. Под личными конструкциями Келли обращается к концептуальным системам или моделям, которые человек создает, а затем пытается приспособиться к объективной реальности. Когда человек предполагает, что с помощью определенной конструкции можно адекватно предсказать и предсказать событие в своей среде, он начинает проверять это предположение на события, которые еще не произошли. Если конструкция помогает точно предсказать события, человек сохраняет ее для дальнейшего использования. Если прогноз не подтвердится, то конструкция, на основе которой он был сделан, будет подвергнута проверке или даже исключена. Келли описывает личностные конструкции как биполярные и дихотомические.

Таким образом, в концепции Келли качество личности - это абстрактное понятие, которое описывает сходные способы поведения человека в результате использования одних и тех же личностных конструкций.

 

Личные качества в гуманистическом направлении психологии

 

В качестве яркого представителя гуманистического направления мы берем теорию Авраама Маслоу. Один из самых фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, заключается в том, что каждый человек должен изучаться как единое, уникальное, организованное целое. Тело и личность, согласно Маслоу, не сводятся к набору дифференцированных характеристик, а представляют собой единое целое, то есть оно функционирует как система, не сводимая к совокупности своих элементов.

По словам Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом разочарования или неудовлетворенных базовых потребностей, а не каких-то врожденных дефектов. Он считал, что от природы в каждом человеке заложен потенциал для положительного роста и совершенствования.

Вы можете найти некоторое сходство этих положений с идеями В.Д. Шадрикова, согласно которому от природы у всех людей от рождения заложены одинаковые способности, которые в будущем зависят от того, будет ли человек развивать их или нет. Личные качества формируются на основе того, как они удовлетворяли или не удовлетворяли потребности человека в процессе взросления, так как это вызывает положительные или отрицательные эмоции. В зависимости от того, как потребности были удовлетворены или не удовлетворены, у человека есть определенные мотивы, которые формируются на основе этих потребностей.

А. Маслоу также выдвигает свою теорию из концепции мотивации. Он считал, что люди мотивированы на поиск личных целей, и это делает их жизнь значимой и осмысленной.

Все потребности, согласно Маслоу, являются неотъемлемыми и организованы в иерархическую структуру. На более низких уровнях физиологические потребности или жизненно важные. По мере того, как возрастают потребности в степени духовности, они находятся выше в иерархии.

Все человеческие действия и действия подчиняются этой иерархии. Мотивация человеческого поведения основана на том, какие из потребностей неудовлетворены. Стоит отметить, что, согласно Маслоу, потребности более высоких уровней не начинают удовлетворяться, пока не будут удовлетворены потребности более низких уровней. Но в то же время Маслоу признал, что в особых случаях может начаться удовлетворение большего количества духовных потребностей, несмотря на неудовлетворенность потребностями уровней, расположенных в иерархической структуре ниже. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не удовлетворяются на основе «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек может быть одновременно мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени: 85% - физиологический, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самооценка и 10% - самореализация. Кроме того, потребности, которые появляются в иерархии, возникают постепенно. Люди не только удовлетворяют одну потребность за другой, но в то же время частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что не имеет значения, насколько высоко человек продвинулся в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня более не удовлетворяются, человек вернется на этот уровень и останется там до тех пор, пока эти потребности не будут в достаточной степени удовлетворены.

Можно предположить, что личные качества, согласно концепции Маслоу, определяются характеристиками самих потребностей человека, а также характеристиками способов удовлетворения этих потребностей. Маслоу также обращает внимание на степень осознания человеком своих потребностей и общепринятых моральных норм в обществе, что влияет на формирование определенных мотиваций.

В дополнение к своей теории иерархической структуры потребностей Маслоу формулирует два типа мотивации человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Мотивы дефицита направлены на изменение условий в соответствии с возникающими потребностями и в соответствии с их иерархией. Мотивы роста направлены на отдаленные цели, связанные с желанием человека воплотить свои возможности в реальность. По словам Маслоу, основой мотивов роста являются мета-потребности, это те потребности, которые должны обогащать и расширять жизненный опыт, повышать напряженность благодаря новым, захватывающим и разнообразным переживаниям. Маслоу предполагает, что мета-потребности одинаково важны и не иерархичны, как дефицитные потребности. Он также предполагает, что мета-потребности имеют инстинктивную и биологическую основу.

Таким образом, личные качества, с точки зрения Маслоу, являются результатом того, как человек осознает свои потребности, какую роль он отводит их удовлетворению и какое личное значение придает им.

 

Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса

 

Чтобы раскрыть вопрос происхождения личностных качеств в этом направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом с позиции К. Роджерса. Позиция Роджерса о природе человека формировалась на основе его личного опыта работы с людьми с эмоциональными расстройствами. В результате своих клинических наблюдений он пришел к выводу, что внутренняя сущность человеческой природы направлена ​​на продвижение к конкретным целям, конструктивным, реалистичным и заслуживающим доверия. Он считал, что человек - активное существо, сосредоточенное на отдаленных целях и способное вести себя по отношению к ним, а не существо, разорванное на части силами, находящимися вне его контроля.

Суть этой теории заключается в том, что все люди естественным образом развиваются в направлении конструктивной реализации своих врожденных способностей.

По словам Роджерса, личность и поведение в большей степени зависят от уникального восприятия человеком окружающей среды. Регулирование поведения происходит под влиянием руководящего мотива в жизни, который Роджерс назвал самореализацией. Все остальные мотивы, возникающие у человека, являются лишь специфическим выражением доминирующего мотива, лежащего в основе существования. Желание человека достичь - способ воплощения его внутренних способностей. Тенденция к самореализации - это процесс, которым человек использует свои способности на протяжении всей своей жизни, чтобы стать полностью функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек живет жизнью, наполненной смыслом, поиском и волнением.

По словам Роджерса, субъективное восприятие и человеческий опыт являются основой всех его действий. То есть, с точки зрения этой теории, мы можем рассматривать личные качества как способ реализации доминирующего мотива, основанного на субъективном восприятии человеком окружающего мира и на опыте этого человека. Роджерс сказал, что поведение человека нельзя понять, не прибегая к его субъективной интерпретации событий, из которой следует, что каждый человек уникален и имеет уникальный внутренний мир, основанный на его опыте и субъективном опыте. В этом случае можно указать на сходство взглядов К. Роджерса и В.Д. Шадрикова о внутреннем мире человека. По мнению В.Д. Шадрикова, основа внутреннего мира формируется человеческим опытом и субъективным опытом удовлетворения своих потребностей, и выдвигается предположение, что каждый человек уникален и интерпретирует мир вокруг себя через свой внутренний мир.

Определяющим понятием в подходе К. Роджерса является «Я» - понятие, являющееся частью области человеческого восприятия, направленное на него самого и его собственные ценности. Другими словами, концепция «Я» - это самооценка человека, в том числе в отношении ролей, которые присутствуют в человеческих отношениях. Одним из компонентов «Я»-концепции является «Я»-идеал, то есть представление человека о том, кем он хотел бы быть в идеале. «Я» - концепция, выполняющая регулирующую функцию в поведении человека, поэтому мы не можем не говорить об этом, рассматривая вопрос происхождения личных качеств.

Таким образом, личностные качества с точки зрения феноменологического подхода К. Роджерса берут свое начало в уникальном внутреннем мире человека и являются способами реализации доминирующего мотива, основанного на субъективном опыте и опыте человека, а также на самостоятельных концепциях.

 

Вывод:

 

Подводя итоги анализа происхождения личностных качеств, можно сказать следующее. В большинстве подходов личностные качества понимаются как устойчивые способы поведения, которые характерны для человека в различных ситуациях. Несмотря на то, что в большинстве подходов взгляды на происхождение личных качеств различаются, можно сделать несколько общих замечаний. Источником личных качеств, по мнению большинства авторов, являются потребности, которые служат основой для мотивации. Личные качества проистекают из определенных способов реализации этих мотивов.

Многие авторы отмечают большую роль условий среды в формировании личностных качеств. Образование, внешние и внутренние условия влияют на развитие личностных качеств человека. К внутренним условиям относятся самооценка человека, особенности его потребностей, субъективное восприятие и переживания. Внешние условия включают влияние родителей, социальную среду человека, роли, которые человек приписывает себе, а также принадлежность к определенной социальной группе.

В зависимости от того, как потребности человека удовлетворяются в процессе созревания его личности, формируются различные личностные качества. Если принять во внимание уникальность внутреннего мира каждого человека, его субъективную картину мира, переживания и жизненные переживания, то мы можем говорить о практически бесконечном разнообразии личностных качеств.

В ходе этой работы мы проанализировали наиболее известные подходы к пониманию личности, рассмотрели различные взгляды на происхождение личностных качеств. Эта теоретическая основа может быть использована при проведении экспериментальных исследований личностных качеств и их происхождения. Проблема изучения личностных качеств актуальна в психологии довольно давно, и с этой работой мы можем внести вклад в изучение и понимание механизмов формирования личностных качеств.