Структура и основные разделы Трудового кодекса РФ

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и классификация преступлений
Уголовная ответственность и уголовное наказание
Основные права и обязанности работника и работодателя
Понятие, стороны и содержание трудового договора


Введение:

Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право человека на труд является основополагающим правом человека, а состояние законодательства и реальное положение дел в реализации этого права является не только показателем цивилизации общества, но и напрямую влияет на его мораль, эффективность его экономика.

Существенным недостатком современного состояния трудовых отношений является отсутствие четкого механизма реализации принципов, заложенных в законодательстве. Есть много причин для этого. Это недостаточно четкое разделение вопросов, которые должны решаться в соответствии с уровнями нормативных актов, и несоответствие этих актов друг другу, отсутствие специальных органов и процедур, недостаточный уровень правовых технологий и многое другое.

30 декабря 2001 года Президент Российской Федерации подписал Трудовой кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 февраля 2002 года.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет цели и задачи трудового законодательства, формулирует основные принципы правового регулирования трудовых отношений и других прямо связанных с ними отношений, которые исходят из общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ. Российская Федерация.

Конечно, было бы большой ошибкой рассматривать вопросы регулирования отношений в сфере труда в отрыве от общих проблем макро- и микроэкономики, от социальных проблем. Любые проблемы могут и должны решаться только комплексно. Тем не менее, каждая из отраслей законодательства имеет свои специфические методы воздействия на регулируемые ею общественные отношения.

Трудовое законодательство призвано обеспечить реализацию основных трудовых прав и обязанностей субъектов трудового права, т. д. работников и работодателей, профсоюзов и других субъектов этой отрасли права, в качестве гарантий этих прав и обязанностей. Общеправовые и межотраслевые, а также отраслевые принципы российского права закреплены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральных законах Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере труда. сфера, а также другие подзаконные акты. Вот где актуальность выбранной темы проявляется.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили четыре группы источников. Первый включает авторские издания по исследуемым вопросам. Второй включает учебную литературу (учебники и учебные пособия, комментарии к законодательству). Третья включает научные статьи в периодических изданиях по исследуемым вопросам. И четвертое - нормативное законодательство Российской Федерации.

В ходе исследования использовались следующие методы исследования:

  • анализ существующей исходной базы по рассматриваемым вопросам (метод научного анализа);
  • обобщение представленных в исходной базе точек зрения (метод научного обобщения и обобщения).

Объектом работы является общее описание положений Трудового кодекса Российской Федерации.

Предметом исследования является раскрытие вопросов основных положений Трудового кодекса Российской Федерации.

Целью работы является изучение общих характеристик Трудового кодекса Российской Федерации.

Эта цель определяет цели исследования:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к раскрытию темы курсовой работы;
  2. Определить основную проблему в современных условиях;
  3. Провести и выявить тенденции развития тем.

Работа состоит из введения, глав основной части, заключения, списка использованных источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показана значимость выбранной темы.

В первой главе рассматриваются вопросы исторического развития выбранной темы. Во-вторых, определены основные принципы трудового законодательства Российской Федерации, определена актуальность темы.

В третьей главе рассматриваются те же понятия, но со спецификой для каждого раздела Трудового кодекса Российской Федерации.

В заключении проделанная работа обобщена, представлены выводы по основным категориям выбранной темы.

Формирование и развитие трудового законодательства в России

Хорошо известно, что человеческое общество не может существовать без использования его способностями к работе. Труд, несомненно, является главным и неотъемлемым условием существования этого общества. Огромное количество научных исследований представителей различных наук посвящено анализу этого явления.

Возникающие в обществе отношения об использовании труда так или иначе нуждаются в их регулировании обществом. Если на первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями, то позже, с появлением государства, возникла необходимость их регулирования с использованием такого универсального средства, как право.

Трудовое право занимает одно из ведущих мест в любой правовой системе, но такое положение дел развивалось не сразу. Хотя трудовая деятельность всегда была присуща человеческому обществу, трудовое право появилось сравнительно недавно как самостоятельная отрасль.

Поначалу государство практически не вмешивалось в регулирование такого вида человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане использовали свои способности для работы по своему усмотрению (или не использовали их вообще), в то время как труд «несвободных» (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т. д.) Не нуждался в особом регулировании, поскольку эти «несвободные граждане» были приравнены к вещам и рассматривались только как орудия труда.

Медленно, постепенно человечество подошло к этапу своего развития, когда в относительно экономически развитых (по меркам того времени) странах создавалась ситуация, в которой подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции 17-18 веков превратили этих граждан из объекта права в его субъект, но большинство из них были лишены своего имущества - в той степени, в которой они могли бы существовать за счет этого имущества.

Граждане могут осуществлять свое право на труд в различных формах. Однако большинство населения во всех странах мира входит в армию наемных рабочих. Первые попытки урегулировать общественные отношения в сфере наемного труда были предприняты в 19 веке, в эпоху промышленных революций.

Общество и государство того времени осознали необходимость защиты работников от чрезмерной эксплуатации. Цель была ясна - создать максимальные условия для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.

В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (в первую очередь это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен на мужчин).

Это было начало формирования новой отрасли права. С самого начала она имела социальную цель. Это связано с тем, что задачей этой новой отрасли права изначально было такое правовое регулирование отношений, связанных с использованием наемного труда, которое обеспечивало бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих соглашений и учет их интересов, а с другой стороны, необходимости экономически защитить более слабого работника от экономически более сильного работодателя.

В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX века, но тогда едва ли можно было говорить о появлении самостоятельной отрасли права. Государство пыталось как-то регулировать определенные аспекты отношений, связанных с трудом, эти попытки вышли из сферы частного регулирования, но это еще не было трудовое право в его современном понимании. Тем не менее в начале XX в. уже был достаточно большой объем и объем нормативного материала, регулирующего многие аспекты трудовых отношений. Таким образом, в Своде законов Российской империи положения нормативных актов, регулирующих использование труда в промышленности, были объединены в отдельный единый акт - Хартию о промышленном труде, которая стала основным источником фабричного законодательства в России.

Как отрасль права трудовое право появилось в России почти после 1917 года. Одним из первых кодифицированных актов Советской Республики был Трудовой кодекс 1918 года. Затем, в годы нэпа, был принят Трудовой кодекс 1922 года. Кстати, нормы российского трудового законодательства 1920-х гг. Прошлый век оказал серьезное влияние на развитие этой отрасли права. Они были очень прогрессивными в то время, и их присутствие заставляло другие государства уделять больше внимания проблеме отношений «между трудом и капиталом».

Проводимая реформа российского трудового законодательства призвана создать условия для более эффективного функционирования механизма правового регулирования трудовых отношений.

Так, как указано выше, в 2001 году был подписан Трудовой кодекс Российской Федерации.

Однако его рассмотрение в рамках данной работы невозможно без первоначального установления принципов трудового законодательства России, о которых пойдет речь ниже.

Основные принципы Трудового кодекса Российской Федерации

Общая характеристика принципов Трудового кодекса Российской Федерации

Общеизвестно, что закон действует в виде конкретных нормативных актов (разрешений, распоряжений, запретов и т. д.), а верховенство права - это модель поведения людей, организаций, других субъектов права в различных жизненных ситуациях. Чтобы понять значение верховенства закона, они прибегают к толкованию, что немаловажно. Однако недостаточно знать содержание конкретных правовых норм для их реализации и правильного применения. Необходимо выявить взаимосвязь верховенства права с другими правовыми нормами, их взаимозависимость, определить основные особенности их содержания и основной направленности.

Принципы выполняют эту функцию. Конечно, принципы не возникают просто так, они являются продуктом человеческого сознания, отражением объективно существующих отношений между людьми (экономических, политических, моральных и т. д.). Поэтому можно сказать, что правовые принципы - это руководящие принципы (идеи), исходные принципы, характеризующие основные черты правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы также следует отличать от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкции). С его помощью невозможно регулировать конкретные отношения между человеком и организацией. Однако правовой принцип позволяет правильно понять суть правовой нормы, регулирующей эти отношения. Как элементы правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только существующих, но и будущих правовых норм. При необходимости они заполняют пробелы в законодательном регулировании определенных аспектов общественных отношений, которые не регулируются законом. Этим они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными правовыми нормами, а также в правильном применении правовых норм. Это определяет смысл основных принципов.

С точки зрения сферы применения правовые принципы подразделяются на четыре типа:

  1. общеправовое, характерное для всех отраслей российского права (принцип законности, демократии, защиты прав человека, равенства, человечности и т. д.);
  2. межотраслевые принципы, основополагающие принципы и положения о существенных в нескольких отраслях права (например, принцип свободы труда присущ не только труду, но и административному и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом );
  3. отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудового права, являясь выражением существенного в той или иной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих его правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудовой договор, который выступает в качестве правовой формы свободы труда, обеспечивающей наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю);
  4. внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института данной отрасли права (например, принцип обеспечения занятости, принцип процедуры рассмотрения трудовых споров или социального партнерства и т. д.) , Таким образом, природа норм трудового права выражается в многочисленных принципах, связанных с различными уровнями правовой иерархии. Между этими группами принципов существует неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленная единством экономической, политической и социальной основы российского общества.

Принципы, обладающие универсальностью и обязательностью, имеют нормативное значение, являются стабильными, целенаправленными, всегда выражают суть не одной, а множества групп правовых норм. Следовательно, принципы трудового права выражают руководящие принципы правовой политики в области организации и использования труда работников, закрепленные в законодательстве, и общее направление развития этой системы правовых норм. Рассмотрим более подробно принципы трудового права.

Искусство. 17 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в России права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Для трудового права России важны социально-экономические права, появившиеся в XX веке. и закреплено в Международном пакте ООН от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах», а также в различных конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, ратифицированных нашей страной.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с ними, в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации признаются:

  1. свобода труда, в том числе право на труд, которое каждый свободно выбирает или на которое свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и вид деятельности;
  2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  3. защита от безработицы и помощь в трудоустройстве;
  4. обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, включая условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, в том числе ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих выходных, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  5. равенство прав и возможностей работников;
  6. обеспечение права каждого работника на своевременную и полную выплату справедливой заработной платы, обеспечение достойного человеческого существования для себя и своей семьи и не ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законом;
  7. обеспечение равных возможностей для работников без какой-либо дискриминации для продвижения по службе, с учетом производительности труда, квалификации и опыта работы по специальности, а также для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  8. обеспечение права работников и работодателей объединяться для защиты своих прав и интересов, в том числе права работников создавать профсоюзы и вступать в них;
  9. обеспечение права работников участвовать в управлении организацией в установленных законом формах;
  10. сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных прямо связанных с ними отношений;
  11. социальное партнерство, в том числе право на участие работников, работодателей и их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных прямо связанных с ними отношений;
  12. обязанность возместить вред, причиненный работнику в связи с исполнением его трудовых обязанностей;
  13. установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроль за их соблюдением;
  14. обеспечение права каждого человека на защиту государством своих трудовых прав и свобод, в том числе в суде;
  15. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
  16. обязательство сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, в том числе право работодателя требовать от работников выполнения своих трудовых обязанностей и уважение к имуществу работодателя и право работников требовать работодатель должен выполнять свои обязанности в отношении работников, трудовое законодательство и другие акты, содержащие права трудовых норм;
  17. обеспечение права представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права;
  18. обеспечение права работников защищать свое достоинство в период занятости;
  19. обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Трудовое право имеет свои базовые (секторальные) принципы, которые тесно связаны с общими правовыми и межотраслевыми принципами, присущими как трудовому, так и гражданскому, и частично административному праву в сфере занятости. Основные принципы трудового права также закреплены в Конституции Российской Федерации. Более того, в некоторых случаях отраслевой принцип определенным образом сочетается с межотраслевым принципом (статья 30); иногда это взаимозависимость отраслевых и межотраслевых принципов (часть 4 ст. 37 и ст. 45, 46), а в других случаях отраслевой принцип проявляется независимо (как, например, в частях 3, 4, 5 Ст. 37) и др.

В ст. 37 Конституции Российской Федерации признается свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать свой вид деятельности и профессию, одновременно запрещая любую дискриминацию и принудительный труд. Право каждого на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законом, а также право на защиту от безработицы, закреплено. Признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием методов их разрешения, установленных федеральным законом, в том числе право на забастовку. Право на отдых как одно из основных прав человека закреплено в ряде конституционных гарантий. Лицам, работающим по трудовому договору, гарантируется продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, а также оплачиваемый ежегодный отпуск, установленный федеральным законом. Предоставляется право каждого на объединение, в том числе право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации). В ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, которое защищает труд и здоровье людей, устанавливает гарантированную минимальную заработную плату и оказывает государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам.

Следует отметить, что принципы трудового права адресованы не только работнику, но и работодателю и другим субъектам трудового права. В этом, как и в законодательном закреплении основных принципов трудового законодательства, Трудовой кодекс Российской Федерации существенно отличается от ранее существовавшего Трудового кодекса РСФСР.

В Трудовом кодексе Российской Федерации основные принципы трудового права определены как основные принципы правового регулирования трудовых отношений и других прямо связанных с ними отношений и юридически сформулированы в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, они раскрыты в ст. 3 ТК РФ о запрете дискриминации и в ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации о запрете принудительного труда.

Таким образом, принципы трудового законодательства закреплены в отдельных статьях Трудового кодекса Российской Федерации - ст. 2, 3, 4 раздела «Общие положения», но могут быть закреплены и в других статьях Трудового кодекса Российской Федерации, особенно в принципах правовых институтов отрасли. Таким образом, межотраслевой принцип свободы труда дополняется и конкретизируется в нормах раздела III Трудового кодекса Российской Федерации, посвященного трудовому договору, принципом свободы трудового договора. Этот принцип не закреплен в отдельной статье Трудового кодекса, но «вытекает» из ряда статей, где он фиксируется методом косвенной фиксации. Поэтому на основании В соответствии с принципом свободы труда и свободы трудового договора, работник, принявший решение расторгнуть трудовой договор по собственной воле, не может быть задержан на работе. Работник имеет это право, он должен только уведомить работодателя в течение определенного периода (обычно две недели) в письменной форме о своем увольнении по собственной воле.

Содержание основных принципов Трудового кодекса Российской Федерации

Основные принципы трудового права закреплены в ст. 2 ТК РФ, дополненный ст. 3 и ст. 4, составляя в общей сложности 20 принципов, краткое изложение которых обсуждается ниже в том порядке, в котором они изложены в указанных статьях.

Принцип свободы труда, в том числе права на труд, соответствует Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 37), которая провозглашает свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Этот принцип свободы труда, включая право на труд, которое каждый свободно выбирает или с которым согласен каждый, право каждого распоряжаться своей способностью работать, выбирать профессию и профессию, несовместимо с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенной закон. В противном случае невозможна ни свобода труда, ни право на труд, которое каждый свободно выбирает или с которым свободно соглашается. Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в выборе работы, а также в выборе профессии и вида деятельности.

Принцип недискриминации означает, что каждый человек имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо льготы в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Те исключения, предпочтения и ограничения прав работников, которые определяются требованиями, присущими данному виду работы, установлены федеральным законом или обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в усилении социальной и правовой защиты. не являются дискриминацией. Если люди считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, они имеют право обратиться в федеральную инспекцию труда и (или) в суд с требованием устранить дискриминацию, восстановить нарушенные права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 37) ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается принцип запрета принудительного труда, который определяется как выполнение работы под угрозой любого наказания (насильственного воздействия), в том числе с целью поддержания трудовой дисциплины или в качестве меры воздействия за участие в забастовке и т. д.

В то же время устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом (военная служба и т. д.). В то же время принудительный труд, согласно ст. 4 Трудового кодекса, включают: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплату не в полном объеме; требование работодателя о выполнении работником трудовых обязанностей, когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты или работа угрожает жизни или здоровью работника.

Принцип защиты от безработицы и помощи в трудоустройстве соответствует праву на защиту от безработицы, закрепленному в Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 37). Этот принцип нашел свое выражение в Законе о занятости, других нормативных правовых актах, регулирующих квоты на работу, организацию общественных работ и т. д. Этот закон определяет направления государственной политики в сфере занятости, порядок разработки и реализации адресных программы, и предусматривает полномочия государственных органов службы занятости. и так далее.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основан на положениях части 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без каких-либо различий; условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, а также вознаграждение за работу в праздничные дни; одинаковая возможность для каждого продвинуться в работе до соответствующих более высоких уровней исключительно на основе трудового стажа и квалификации.

Принцип равенства прав и возможностей работников основан на конституционном принципе, определенном ст. 19 Конституции Российской Федерации. Все работники наделены равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Любая форма ограничения прав граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещена.

Принцип обеспечения права работника на своевременную и полную выплату справедливой заработной платы раскрывается путем указания того, что справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работнику и его семье и не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной федеральным законом. Основой этого принципа является ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации. Этот принцип закреплен в нормах Трудового кодекса о системе основных государственных гарантий оплаты труда (статья 130 и др.), О регулировании минимальной заработной платы (статья 133), о регулировании порядка и сроков оплаты труда. заработной платы (статья 136), об ограничении ее удержания (статья 137) и т. д. Следует иметь в виду, что положения ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса об установлении минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного лица еще не вступило в силу. Порядок и сроки введения минимальной заработной платы, в соответствии со ст. 421 ТК РФ установлены федеральным законом.

Принцип обеспечения равных возможностей для трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников основан на положениях Пакта об экономических, социальных и культурных правах и частях 2 и 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации, которая запрещает любую форму дискриминации и провозглашает равенство прав и возможностей. Этот принцип находит развитие в нормах Трудового кодекса, в том числе в разделе IX.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение в целях защиты их прав и интересов основан на положениях Конституции Российской Федерации, в которой закреплено право на объединение, в том числе право создавать профсоюзы для защиты своих прав. интересы. Работники и работодатели создают или вступают в ассоциации (организации) для защиты интересов и прав своих членов и представления интересов работников или работодателей в сфере труда, включая систему социального партнерства. Сотрудники объединяются в профессиональные союзы, которые определены Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве своих представителей.

Другие представители избираются работниками только в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, и могут представлять интересы этих работников в соответствии со ст. 31 Трудового кодекса Российской Федерации. Интересы работодателей представляют их объединения - некоммерческие организации, а в установленных случаях и другие представители.

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией. Этот принцип был разработан в ТК, который предусматривает участие работников в управлении организацией и формы такого участия, но перечень этих форм не является исчерпывающим. Также могут быть использованы другие формы, предусмотренные законами, соглашениями, коллективными договорами, учредительными документами, местными нормативными актами. Наряду с этим этот принцип отражен в отдельных статьях Трудового кодекса, его положениях, касающихся социального партнерства в сфере труда или принятия решений работодателем, с учетом мнения профсоюзного органа (статья 371 Трудового кодекса). Кодекс Российской Федерации) и др.

Принцип совмещения государственного и договорного регулирования трудовых отношений и других прямо связанных с ними отношений выражен во многих нормах Трудового кодекса Российской Федерации, посвященных источникам трудового права, в том числе соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам и т. д. На государственном (федеральном) уровне определены трудовые права и гарантии их реализации, условия труда работников. На уровне коллективных переговоров условия труда уточняются и дополняются, социальные льготы и гарантии, установленные в коллективных договорах и соглашениях, могут быть увеличены. Индивидуальное договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено главным образом на индивидуализацию и уточнение условий трудовых договоров.

Принцип социального партнерства воплощен в нормах Трудового кодекса Российской Федерации, посвященных взаимодействию социальных партнеров - работников и работодателей (их представителей) - на соответствующих уровнях, включая трехстороннее сотрудничество с участием органов государственной власти и местное управление. Этот принцип раскрыт в нормах раздела II Трудового кодекса Российской Федерации, других статьях Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и нормативных актов.

Принцип обязательного возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением его трудовых обязанностей, реализуется при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Закона об обязательном социальном страховании. Порядок возмещения вреда Жизнь и здоровье работника в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания устанавливаются ст. 184 Трудового кодекса Российской Федерации.

Принцип установления государственных гарантий обеспечения прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением. Этот принцип также отражен в нормах института защиты трудовых прав работников, прежде всего путем осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением.

Принцип обеспечения права каждого человека на защиту государством своих прав и свобод воплощен в нормах Трудового кодекса Российской Федерации, направленных в первую очередь на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны труда. контракт. Этот принцип соответствует ст. 45 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, что не исключает права каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В частности, это касается самозащиты прав. Этот принцип проявляется в обеспечении права работника на судебную защиту и права на коллективную защиту прав работника путем разрешения коллективных трудовых споров, а также в обеспечении права работника на защиту государством своих прав и свобод путем осуществления государственного надзора и контроль за соблюдением его прав.

Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку основан на положениях части 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием методов их разрешения, установленных федеральным законом, в том числе на право на забастовку.

Следующий важный принцип определяется как обязательство сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, в том числе право работодателя требовать от работников выполнения своих трудовых обязанностей и уважения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя выполнения своих обязательств перед работниками и соблюдения трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права. Работник, вступивший в трудовые отношения на основании трудового договора, обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, бережно относиться к имуществу работодателя и выполнять другие трудовые обязанности. Работодатель вправе требовать от работника надлежащего исполнения им своих обязанностей.

Принцип обеспечения права представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, закреплен в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 58), в Законах о профсоюзах, по охране труда.

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на конституционном положении (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) о достоинстве личности, охраняемом государством. В то же время ничто не может служить основанием для унижения достоинства работника. Этот принцип закреплен в нормах Трудового кодекса Российской Федерации, которые гарантируют защиту достоинства работника в течение всего периода занятости.

Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников был закреплен в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 23 декабря 2003 г.), других законах и др. нормативные правовые акты. В частности, Закон об обязательном социальном страховании устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении им работ. его обязанности по трудовому договору и в других случаях. предусмотрено настоящим Законом.

Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет гарантии для работников в случае временной нетрудоспособности (статья 183), гарантии и компенсации в случае несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (статья 184).

Структура Трудового кодекса Российской Федерации

Общие положения Трудового кодекса Российской Федерации

Обычно трудовые отношения определяются как трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора и регулируемые нормами трудового законодательства, согласно которым один субъект - работник обязуется выполнять трудовую функцию в соответствии с правилами внутреннего распорядка. График труда и другой предмет - работодатель обязан обеспечить работу, обеспечить здоровые, безопасные и другие условия труда, включая оплату труда работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством работы. Трудовые отношения имеют характерные черты, присущие ему.

В науке трудового права существуют позиции ученых, отстаивающих независимость правоотношений за материальную ответственность работников и работодателей в связи с трудовыми правоотношениями. Попытки разрушить эту целостность, вырвать отдельные комбинации прав и обязанностей из неразрывного комплекса не указывают на возникновение новых типов правовых отношений (в дисциплинарной или материальной ответственности), но приводят к «расщеплению» отдельных сложных трудовых отношений.

К характерным признакам трудовых отношений, которые позволяют отличить их от родственных, в том числе гражданских, правоотношений, относятся следующие.

Личный характер прав и обязанностей работника, который лично обязан только своим трудом участвовать в производственной или иной деятельности организации (работодателя). Работник не имеет права представлять другого работника на своем месте или поручать свою работу другому, так же как работодатель не имеет права заменять работника другим, за исключением случаев, установленных законом (например, во время отсутствие работника по болезни и т. д.). В гражданском праве нет таких ограничений, когда подрядчик имеет право привлекать к выполнению работ других лиц.

Работник обязан выполнять определенную, предопределенную трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности), а не отдельную (отдельную) индивидуально-конкретную задачу к определенной дате. Последнее характерно для гражданских обязательств, связанных с трудовой деятельностью, целью которых является получение определенного результата (продукта) труда, выполнение определенного задания или услуги к определенной дате, т. д. Выполнение работы является лишь способом выполнения обязательство.

Выполнение трудовой функции осуществляется в условиях общего (кооперативного) труда, что обусловливает необходимость подчинения субъектов трудовых правоотношений правилам внутреннего трудового распорядка, принятым работодателем (организацией) в порядке предписано законом. Выполнение трудовой функции и связанная с этим подчиненность внутреннему графику труда означает включение граждан в коллектив работников (работников) данного работодателя (организации).

Субъектами трудовых отношений являются работник (физическое лицо) и работодатель. Хорошо известно, что субъектом права является лицо, признанное законом как способное вступать в правовые отношения и приобретать (являясь носителем) права и обязанности. Это связано с такими качествами, которые присущи человеку, как правоспособность и правоспособность.

Конституция Российской Федерации (ст. 37) закрепляет право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать свой вид деятельности и профессию. В этом отношении трудовая личность - это отдельная способность индивида быть субъектом трудовых отношений (а также некоторых других связанных с этим правовых отношений). Трудовая личность характеризуется возрастными и волевыми критериями и означает, что граждане могут свободно осуществлять свои права, а также естественные различия между ними, например, пол, возраст, раса, национальность или имущественный статус, наличие или отсутствие регистрации по месту проживание или отношение к религии и другим обстоятельствам не должно быть дискриминационным в сфере труда. Равный труд личности для всех ограничен только приговором суда.

С точки зрения работников любая организация как юридическое лицо (независимо от ее организационно-правовой формы), а также индивидуальный предприниматель представляет интерес, если они способны удовлетворить предложение работников на рынке труда (рабочей силы). сила). Эти организации (юридические лица) и индивидуальный предприниматель выступают в качестве работодателей, если, испытывая потребность в рабочей силе, они имеют, сохраняют и открывают новые рабочие места, на которые они принимают работников, заключая с ними трудовой договор. Следовательно, любой организацией может выступать работодатель - юридическое лицо, которое считается созданным с момента его государственной регистрации. С того же момента организация - юридическое лицо приобретает дееспособность (трудовая правосубъектность, эквивалентная юридическому лицу) и может выступать в качестве работодателя в трудовых правоотношениях с работниками.

Работодатель как субъект (участник) трудовых отношений должен иметь работоспособность, которую организация приобретает с момента ее государственной регистрации в качестве юридического лица, а гражданин (физическое лицо) - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя , Правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заключается в признании их права на обеспечение граждан работой. Эту правоспособность часто называют правоспособностью работодателя, то есть в данном случае под работой понимается занятость, предоставляемая работнику путем выполнения определенной трудовой функции в соответствии с установленным внутренним графиком работы с вознаграждением и охраной труда.

Организации (юридические лица), обладающие правоспособностью, заключают трудовой договор и вступают в трудовые отношения в качестве работодателя с теми гражданами (работниками), которые необходимы организации для выполнения ее уставных задач и хозяйственной деятельности.

Содержание правовых отношений, и в частности трудовых отношений, заключается в единстве их свойств и связей. Участники трудовых отношений связаны субъективными правами и обязанностями, определенная комбинация которых раскрывает их юридическое содержание. Также принято определять материальное содержание трудовых отношений - это само поведение, действия субъектов, действия, которые они совершают, которое появляется в правовых отношениях, его правовое содержание как взаимосвязь субъективных прав и правовых обязательств.

Поскольку трудовые отношения всегда возникают между конкретными лицами на основе соглашения (трудового договора), заключенного между ними, эти правовые отношения могут быть определены как форма выражения конкретных прав и обязанностей его участников. В этом смысле трудовые отношения определяют рамки, в которых может быть реализовано поведение его участников.

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает основные (уставные) права и обязанности участников трудовых отношений. Что касается личности работника, эти права и обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 37 и др.) Закреплены в общем виде в Трудовом кодексе Российской Федерации как основные (уставные) права и Обязанности работника (ст. 21) и как основные (уставные) права и обязанности работодателя (ст. 22 ТК РФ).

Кроме того, трудовые отношения, содержание которых определяется условиями трудового договора, несут самостоятельную сущность, самостоятельный контент. Независимость трудовых отношений проявляется в законодательном установлении определенного уровня трудовых прав и гарантий, которые стороны не могут уменьшить путем заключения трудового договора, не могут исключать их или заменять их другими. Это одна из особенностей трудового права, которая свидетельствует о его социальной направленности и позволяет охарактеризовать отрасль трудового права в системе российского права как право на социальную защиту. Трудовой договор - это организационно-правовая форма, которая наиболее адекватно отвечает потребностям рынка труда и частным интересам работника и работодателя.

Особенности разделов, относящихся к Особенной части Трудового кодекса Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает правовую концепцию социального партнерства как системы взаимоотношений работников (представителей работников), работодателей (представителей работодателей), органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников. и работодатели по регулированию трудовых отношений и другие, непосредственно связанные с отношениями между ними (статья 23 Трудового кодекса Российской Федерации).

Субъектами социального партнерства в сфере труда являются как работники, так и работодатели (а также их представители), а также органы государственной власти и местного самоуправления. Их правовой статус отличается: согласно ст. 25 Трудового кодекса, работники и работодатели, действующие через своих представителей, являются сторонами социального партнерства. Органы государственной власти и местного самоуправления являются участниками отношений социального партнерства и представляют интересы государственного или муниципального образования. Эти органы могут быть участниками отношений социального партнерства только в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных законодательством или работодателями (при заключении договоров), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Система взаимоотношений сторон социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов.

Включает в себя следующие уровни:

  • федеральный уровень, который устанавливает основу для регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации
  • региональный уровень, который устанавливает основу для регулирования отношений в сфере труда субъекта Федерации;
  • отраслевой и межотраслевой уровень, который устанавливает основу для регулирования отношений в сфере труда в отрасли (ах)
  • территориальный уровень, который устанавливает основу для регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • уровень конкретной организации, устанавливающий взаимные права и обязанности в сфере труда между работниками и работодателем.

К основным принципам социального партнерства, т. д. наиболее важным, ведущим принципам, составляющим суть социального партнерства, согласно ст. 24 Трудового кодекса включают в себя: равенство сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и других нормативных актов; свобода выбора при обсуждении вопросов, связанных со сферой труда; добровольное принятие обязательств сторонами; реальность обязательств, принятых на себя сторонами; обязанность выполнять принятые коллективные договоры, соглашения; ответственность сторон, их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Обращаясь к проблемам правового регулирования стимулирования занятости и занятости в современных условиях, мы все чаще начинаем оперировать таким понятием, как рынок труда, который в своей наиболее общей форме представляет собой совокупность социальных отношений, возникающих в сфере реализация спроса и предложения трудоспособности человека (труда). В науке о трудовом праве существуют другие подходы к определению рынка труда. Так, по мнению С.П. Мавриной, рынок труда в широком смысле представляет собой социально-экономические отношения, в рамках которых взаимосвязи участников рынка осуществляются под влиянием спроса и предложения на определенный рыночный продукт; в то же время последний является трудом как объектом отношений между работодателем и работником.

Правовая концепция занятости содержится в Законе о занятости. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и, как правило, приносит им заработок, трудовой доход.

Закон о занятости распространяется не только на лиц, состоящих в трудовых отношениях. В соответствии со ст. 2 настоящего Закона, следующие категории граждан также считаются занятыми: зарегистрированы как индивидуальные предприниматели; выполнение работ по гражданско-правовым договорам, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторскими договорами, а также членами производственных кооперативов (артелей); избран, назначен или утвержден на оплачиваемую должность; прохождение военной службы, альтернативной гражданской службы, а также службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах пенитенциарной системы; прохождение очной формы обучения в учебных заведениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости; учредители (участники) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (объединений и союзов), не имеющих имущественных прав в отношении этих организации и т. д.

Конституция Российской Федерации (ст. 37) закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и профессию без какой-либо дискриминации при запрете принудительного труда.

Трудовой договор - это юридическая форма, которая дает работодателю максимальную возможность свободно выбирать сотрудников, в которых он нуждается, с учетом его собственных интересов и потребностей. Следовательно, трудовой договор отражает свободу труда и договорный принцип регулирования трудовых отношений, позволяя сторонам свободно и добровольно выбирать друг друга исходя из своих частных интересов на рынке труда. Это показывает важную социальную и экономическую роль трудового договора, но его значение шире.

Трудовой договор также является основанием для существования и развития трудовых отношений. Изменения сторонами условий трудового договора (переводы, переводы и т. д.) Влекут за собой изменение трудовых отношений, а расторжение трудового договора нарушает правовую связь его сторон, т. д. Приводит к прекращению трудового договора. отношения.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Таким образом, трудовой договор является двусторонним соглашением между работником и работодателем как сторонами трудового договора, которые на основании этого договора, вступая в трудовые отношения, становятся его участниками (субъектами).

Содержание трудового договора - это его условия, которые обычно подразделяются на необходимые (или обязательные) и в соответствии с которыми стороны должны договориться о достижении, и необязательные (или дополнительные), которые могут иметь место, если стороны согласны с ними. Эти условия разрабатываются сторонами в процессе переговоров, их также называют прямыми условиями, в отличие от так называемых дериватов, установленных трудовым законодательством (об охране труда, дисциплинарной и материальной ответственности, порядке рассмотрения трудовых споров, работе часы, ежегодный отпуск и т. д.) ... Эти производные условия в силу закона и обязательств, принятых сторонами по трудовому договору, являются обязательными для сторон, стороны не соглашаются с ними.

К существенным условиям трудового договора относится условие о дате начала работы. На практике часто бывают случаи, когда существует временной промежуток между датой заключения трудового договора и началом фактического выполнения трудовых обязанностей. Если существует договоренность о начале работы позднее даты заключения договора, то все юридические последствия, связанные с возникновением трудовых отношений, определяются с даты начала работы. Этот день указывается не только в договоре, но и в приказе (приказе), который оформляет найм. Однако, если человек не приступает к работе в указанное время, трудовые отношения не возникают.

Трудовая деятельность каждого работника, независимо от специфики его трудовой функции, происходит во времени. Поэтому время, затрачиваемое работником на оплату труда, является основным показателем эффективности трудового процесса. Это обстоятельство определяет важность рабочего времени как экономико-правовой категории, а также делает необходимым учитывать его применительно к каждому работнику.

Правовое регулирование рабочего времени основано на нормировании его продолжительности, т. д. Определении продолжительности рабочего времени в течение определенного календарного периода. Функции регулирования рабочего времени: защитные (восстановление работоспособности работников); производство (обеспечение высокой производительности труда); гарантия (установка государством максимальной продолжительности рабочего времени, соблюдение которого является обязательным для всех работодателей).

Право на отдых является естественным и неотъемлемым правом человека. Это закреплено во многих международных актах.

В России каждый имеет право на отдых. Это право распространяется на все категории работающих людей, независимо от форм, в которых они осуществляют свою способность работать. Однако согласно части 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации, продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, установленные федеральным законом, оплачиваемый ежегодный отпуск гарантируется только лицам, работающим по трудовому договору. Это означает, что вышеуказанные гарантии не распространяются на индивидуальных предпринимателей, лиц, выполняющих работу и предоставляющих услуги по гражданско-правовым договорам и т. д.

Условия предоставления времени отдыха могут быть закреплены в местных нормативных актах (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, сменные графики и т. д.). Кроме того, эти акты могут содержать дополнительные виды отдыха и льготы, не предусмотренные федеральным законодательством, с оплатой за счет работодателя.

Время отдыха включает в себя: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (межсменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отдых.

Заработная плата неразрывно связана с наемным трудом. Его появление было предопределено капитализмом. Только пролетариат, у которого не было ничего, кроме собственной рабочей силы, мог продать ее капиталисту, владеющему средствами производства, и получить за это заработную плату.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, вознаграждение представляет собой систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их работу в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. и трудовые договоры.

Характеристика заработной платы как одного из основных элементов трудовых отношений позволяет выделить следующие особенности: 1) заработная плата - это систематическое вознаграждение работника, устанавливаемое соглашением сторон для выполнения его трудовой функции; 2) оплачивается, как правило, наличными деньгами; 3) основывается на заранее установленных тарифных ставках и учитывает трудовой вклад работника; 4) максимальный размер не ограничен, но не может быть ниже минимального размера, установленного государством.

Таким образом, заработная плата - это систематическое денежное вознаграждение работника за выполнение его трудовой функции, установленное соглашением сторон, которое работодатель обязан выплачивать по заранее установленным тарифным ставкам с учетом индивидуального трудового вклада. и не менее минимальной суммы, установленной государством.

Согласно ст. 164 Трудового кодекса под гарантиями понимаются средства, методы и условия, направленные на обеспечение реализации работниками своих прав в сфере социально-трудовых отношений. В большинстве случаев гарантии предоставляются в виде денежных выплат, хотя Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает другие формы (например, продолжение трудовых отношений при смене собственника, сохранение работы, трудоустройство с сокращением штата, и т.д.). Гарантийные платежи предназначены для предотвращения потерь в заработке, когда работник по независящим от него причинам не может выполнять свои рабочие обязанности (в частности, при выполнении государственных и общественных обязанностей, совмещении работы с обучением, временной нетрудоспособностью и т. д.).

В ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены случаи предоставления специальных видов гарантий и компенсаций. Источником финансирования гарантий и компенсаций могут быть как средства работодателя, так и средства органов и организаций, в интересах которых работник выполняет государственные или общественные обязанности (присяжные, доноры и т. д.).

Содержание трудовой дисциплины как принципа трудового права раскрывается в ст. 2 тк. Здесь в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и других прямо связанных с ними отношений обязательство сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, в том числе право работодателя требовать от работников выполнение своих трудовых обязанностей и уважение к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя выполнения им своих обязанностей в отношении работников, трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права.

Как элемент трудовых отношений трудовая дисциплина (ее субъективное свойство) проявляется: в установлении правильного поведения конкретных работников в общей работе, в индивидуализации (персонификации) их трудовых обязанностей в связи с заключенным трудовым договором; В фактическом поведении сторон трудовых отношений, охватываемых правовым воздействием, уровень соблюдения работниками внутреннего трудового графика.

Соблюдение трудовой дисциплины зависит не только от работников, но и от работодателя, и прежде всего - от выполнения установленных ст. 22 ТК РФ об их основных обязанностях по обеспечению работников оборудованием, инструментами, технической документацией и т. д. Кроме того, работодатель должен обеспечивать безопасность труда и условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и техники, обеспечивать работников работой, предусмотренной трудового договора, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату работникам, а также обеспечивать бытовые нужды работников.

Профессиональная подготовка - это процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения конкретной работы, группы работ.

Переподготовка работников - это процесс приобретения новых и дополнительных знаний по основной и смежной профессии, специальности или должности.

Профессиональное развитие - это процесс углубления профессиональных знаний и навыков, успешное освоение которых позволяет выполнять более сложную работу в рамках определенной профессии, специальности или должности.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников входят в группу отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями.

Непосредственный интерес работодателя к квалифицированному персоналу согласуется с правом работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, которые он может осуществлять независимо от воли работодателя. В частности, в большинстве случаев работник самостоятельно выбирает тип и форму профессионального обучения, учебное заведение, а работодатель обязан только создавать условия, необходимые для совмещения работы с обучением, т.е. предоставлять ему гарантии, установленные нормативными актами ( учебные отпуска, выходные с работы и т. д.).

Итак, в ст. 210 Трудового кодекса закреплены не только основные направления государственной политики в области охраны труда, но и конкретные пути их реализации.

Основными направлениями государственной политики в этой сфере социально-трудовых отношений являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов по охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ по улучшению условий труда;
  • государственное управление охраны труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в сфере охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников;
  • установление компенсаций за тяжелый труд и работу с вредными условиями труда, неизбежные на современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий труда и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда и др.

Материальная ответственность в трудовом праве является одним из видов юридической ответственности. Ответственность также может рассматриваться как средство защиты имущественных прав работодателя.

Работник несет ответственность за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся у работодателя, независимо от оснований его приобретения (купли-продажи, дарения, обмена и т. д.) И правового режима этого имущества (имущества, аренды, комиссии и т. д.). Таким образом, работник несет ответственность перед работодателем и за ущерб, причиненный имуществу третьих лиц. Аналогичное правило полностью применимо к работодателю в случае повреждения имущества, находящегося в собственности или хранящемся у работника.

Каждая сторона трудового договора (работник или работодатель), обращаясь к другой стороне с претензиями о возмещении убытков, обязана доказать сумму причиненного ей ущерба. Такими доказательствами, как правило, могут быть любые документы: счета, справки, заключения экспертов и т. д.

Статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации среди целей трудового законодательства называет установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей. Среди основных принципов правового регулирования трудовых и иных прямо связанных с ними отношений закреплен принцип обеспечения права каждого человека на защиту государством своих трудовых прав и свобод, в том числе в суде (статья 2 Трудового кодекса). 

Под защитой права в юридической науке понимается, прежде всего, устранение препятствий на пути его осуществления или восстановление нарушенного права и возмещение ущерба, причиненного этим нарушением. Концепция защиты субъективных трудовых прав также включает в себя деятельность уполномоченных компетентных государственных органов по предупреждению и пресечению нарушений этих прав. Поэтому защита трудовых прав работника представляет собой совокупность правовых мер и методов, направленных на пресечение и предупреждение нарушений трудового законодательства и восстановление нарушенных трудовых прав граждан.

В системе органов исполнительной власти создана Федеральная служба по труду и занятости, в которую входят правоохранительные функции, функции контроля и надзора, а также функции оказания государственных услуг упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации. были переданы.

Защита трудовых прав понимается как комплексная система мер, применяемых для обеспечения надлежащего осуществления трудовых прав граждан, включая судебную защиту, законодательные, административные, организационные и другие средства, а также самозащиту труда работников. прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а в соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием методов их разрешения, установленных федеральным законом, включая право на забастовку. В гл. 60 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, гл. 61 Трудового кодекса Российской Федерации охватывает разрешение коллективных трудовых споров, в том числе проведение забастовки с целью разрешения коллективного трудового спора. Закон о коллективных трудовых спорах, другие федеральные законы действуют в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку они не противоречат ему.

Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, установленный Трудовым кодексом Российской Федерации, призван обеспечить защиту трудовых прав и законных интересов работников от любых нарушений, а также направлен на защиту интересов работодателей от действий недобросовестных лиц. Работники, нарушающие условия трудового договора, правила внутреннего трудового распорядка.

Международно-правовое регулирование труда - это регулирование посредством международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с использованием наемного труда, улучшением его условий, охраной труда и защитой личности. и коллективные интересы работников.

Формальным юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, а также в двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств.

Международные договоры Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке становятся обязательными на всей территории России.

Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепляет принцип приоритета международно-правовых норм над нормами национального законодательства. Аналогичный принцип закреплен в отраслевых законах. Эта новая ситуация для правовой системы России предполагает знание и способность применять международно-правовые нормы российскими судами, государственными органами и администрацией.

Вывод:

Подводя итоги курсовой работы, можно отметить, что общая оценка Трудового кодекса основана на двух принципиально важных положениях. Во-первых, этот Кодекс считается важнейшим, но не единственным нормативным правовым актом в сфере труда. Разработка и реализация Трудового кодекса предполагает как создание новых нормативных актов, так и внесение поправок в действующие акты или отмену некоторых из них. Во-вторых, этот Кодекс рассматривается как временный. В связи с изменениями в экономике и, что наиболее важно, в общественном правовом сознании его содержание будет подвергаться изменениям, так что в будущем этот Кодекс в соответствии с другими нормативными правовыми актами мог бы стать основой для новой кодификации.

Прежде всего, без каких-либо сомнений, по сравнению с предыдущим трудовым законодательством, Кодекс имеет ряд нововведений, появление которых следует приветствовать (мы не оцениваем качество этих нововведений здесь).

В разделе «Общие положения» внимание обращается на статьи, определяющие влияние норм трудового законодательства во времени, в пространстве и в кругу лиц (ст. Ст. 11-13). Круг источников трудового права был расширен, в частности, на это указывают акты местного самоуправления (статья 7) и местные акты работодателя (статья 8). Дано решение вопроса о распределении компетенции Федерации и субъектов Российской Федерации в области трудового законодательства (ст. 6), акты международно-правового регулирования труда определены как источники трудового права ( Статья 10). Наконец, определяется иерархия системы источников трудового права (статья 5).

Раздел о социальном партнерстве в сфере труда определяет понятие, органы, систему социального партнерства, а также ответственность его участников. Нет необходимости подробно обосновывать важность института социального партнерства в сфере труда, потому что его альтернативой является разрушительная классовая борьба.

Отражением реалий современной социальной жизни является консолидация норм, направленных на защиту информации о личности работника.

Были приняты меры по упорядочению норм по рабочему времени и времени отдыха; была предпринята попытка устранить архаизм в регулировании права работника на ежегодный отпуск, существующий в трудовом законодательстве.

Определенные нововведения были внесены в регулирование оплаты труда, его нормирования, а также гарантий и компенсаций.

Раздел об ответственности сторон трудового договора был дополнен главой об ответственности работодателя перед работником (глава 38). Такое дополнение является фундаментальным.

Положительные аспекты Трудового кодекса Российской Федерации включают в себя значительное расширение его содержания за счет включения в него норм, регулирующих защиту трудовых прав работников и разрешение трудовых споров, а также введение института самозащита работниками своих прав.

Среди положительных моментов Трудового кодекса Российской Федерации можно также отметить учет и включение в его структуру норм, которые уже приняты и апробированы на практике (указание на перечень документов, представленных при заключении трудового договора; присвоение работнику права отзывать заявление об увольнении до истечения срока предупреждения, определение правил суммирования отпусков и т. д.) В этом смысле создание Трудового кодекса является актом кодификации в первоначальном значении этот термин.