Структура и классификация норм права

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальные регуляторы первобытнообщинного общества, возникновение права
Понятие, признаки и источники права
Понятие и структура правоотношения
Основные теории происхождения права


Введение:

В постоянно развивающемся и меняющемся человеческом обществе действуют различные системы регулирования всех отношений. Некоторые из этих систем являются нормативными регуляторами, есть и ненормативные, которые представляют ценности, традиции, директивы.

Человеческое общество не может существовать без регулирования человеческого поведения с помощью определенных моделей, моделей и масштабов. Из них они формируются в результате многократного повторения норм, которыми в будущем руководствуется общество. Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества; он выступает не только как форма объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и как форма развития всех природных явлений.

Взаимодействие людей охватывает как их отношения друг с другом, так и их отношения с природой, поэтому регулярные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, принимают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, которое раскрывает его значение и цель. норма правильного отношения

Система социальных норм соответствует достигнутому этапу экономического, социально-политического и духовного развития общества. Они отражают качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны. Эта система содержит определенный стандарт поведения. Он создается в процессе исторического развития, но по отношению к нормам права, при активном участии государства.

Правоприменительная практика последних лет предъявляет повышенные требования к качеству правовых актов, уровню их конкретизации и специализации, регламентирующей «эффективность» и эффективность. Следовательно, эффективность и действенность правопорядка определяется, прежде всего, научно обоснованной системой специализации каждой отрасли права, квалифицированным соотношением общих, специализированных и специальных норм в них. Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время система социальных норм постоянно усложняется, постепенно подразделяется на различные группы: моральные нормы, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов, нормы общественных организаций, экономические, религиозные эстетические нормы и, наконец, правовые нормы. которые являются предметом исследования данной курсовой работы.

Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие понятия «верховенство права» и существующая классификация верховенства права. Целью данной работы является детальное изучение понятия верховенства права, его особенностей, структурных элементов и их характеристик, а также различных типов правовых норм.

Понятие, признаки и виды правовых норм

Понятие и основные признаки правовых норм

Правовые нормы являются одной из самых молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, поскольку, согласно одному из определений, правовые нормы являются «общеобязательными правилами поведения, которые мера свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, установленная государством, задокументированная и обеспеченная различными формами государственного влияния и принуждения».

Здесь следует отметить, что такие формы не должны ограничиваться принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального формирования предгосударственных образований, нормы права в их современном значении еще не существовали, поскольку их место заняло (хотя и постепенно развивается) обычное право. Многие древние юридические памятники служат тому примером.

Генетически верховенство права возникает в результате «неополитической революции», направленной на регулирование общественных отношений, связанных с формированием производительной экономики, развитием городов-государств и других типов государственности, новыми формами семейных и брачных отношений. Духовная и общественная жизнь ранних классовых обществ и т. д. Содержание и форма верховенства права отличаются от «мононормативов» первобытного общества. Он также отличается от норм морали и других социальных норм своей формальной определенностью, четким изложением и, возможно, что наиболее важно, возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.

Верховенство права приобретает универсально обязывающее значение не благодаря принуждению, предоставлению возможности государственного принуждения, а потому, что оно охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, происходящие социальные процессы, причинно-следственные связи, модели поведения. Верховенство права является правилом не только для одного случая, но и для всего органического количества таких случаев того же типа. И это его великая социальная ценность.

Появляясь в результате понимания коллективным разумом, общественного сознания реальных и социально значимых процессов общественной жизни, верховенство права дает этим процессам либо полезное, социально ценное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, устанавливает стабильное состояние равновесия, или реализует оба. Именно поэтому нормативное содержание права, возникновение верховенства права является великим культурным достижением человечества, элементом цивилизации.

Выступив в качестве регулятора расходов коммунальных фермеров, как способ учета результатов труда и их распределения, верховенство закона распространило свое влияние на политические, социальные структуры общества, переплетенные, как нити на холсте, с государственными структурами, стал одним из важнейших начал формирования и реализации государственных органов и т. д.

Верховенство закона также создает социально-равновесное состояние, потому что каждый из людей формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, то есть предсказуемого поведения, которое позволяет человеку строить как свое собственное поведение, так и свое отношение к другому члену общества.

А социальная ценность верховенства права заключается именно в том, что, создавая такой психологический настрой личности, она формирует социально устойчивое социальное государство. Другими словами, верховенство права также обусловлено завоеванием культурного развития человечества, которое, регулируя поведение его конкретных адресатов в типичных случаях, также формирует в них ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества. общество, их отношения.

Отсюда негодование и даже изумление нормального члена общества, когда ему приходится иметь дело с нарушением нормативно определенного и ожидаемого поведения, когда появляются такие социальные условия, которые определяются как преступления, особенно преступления, «беззаконие» и т. д.

Взгляды на верховенство права уже возникли у древнеримских юристов, которые на протяжении двух тысячелетий стояли у истоков этого нового явления в жизни общества - нормативного регулирования.

Итак, Помпоний утверждал: права должны быть установлены, как сказал Феофат, для тех случаев, которые происходят часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. Павел повторил ему: законодатели обходят, как сказал Теофат, то, что происходит только в одном или двух случаях.

Цельс высказал свою точку зрения: права не устанавливаются исходя из того, что может случиться в одном случае. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для отдельных лиц, а в целом

Одним словом, верховенство права - это обобщение, социально-правовая типизация определенных социальных отношений, условий.

В современном обществе правовые нормы часто вступают в тесное взаимодействие с другими социальными нормами, например экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет самые разные формы - взаимную поддержку, солидарность, блокирование и конфронтацию, которая зависит от конкретных исторических условий, соотношения социальных сил и состояния общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовые и экономические нормы, определяются степенью государственного вмешательства в экономику страны и показывают, какова конкретно цель такого вмешательства: регулировать экономическую активность населения или добиться полного господства государство в данной сфере общественной жизни.

Соотношение правовых и политических норм в современном демократическом обществе основано на принципе приоритетности права над государством, ограничивающим всемогущество государства правами человека. Это, несомненно, величайшая человеческая ценность. Правовые нормы приобретают первостепенное значение, сдерживая и сдерживая врожденное стремление политической власти утвердиться путем внесудебных мер.

Таким образом, верховенство права является, по сути, фундаментальной структурой в системе социальных норм, гарантом ее эффективного функционирования. Правовые нормы регулируют условия взаимодействия других компонентов этой системы, создают для них правовую базу, предотвращая тем самым чрезмерное усиление одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая устойчивое движение общество на демократическом пути развития.

Верховенство права - это модель (модель) типичных социальных отношений, которые устанавливаются государством. Он определяет границы возможного или правильного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных отношениях.

Верховенство права обеспечивает свободу участников регулируемых общественных отношений в двойном смысле:

  • во-первых, как способность воли субъекта сознательно выбирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода);
  • во-вторых, как возможность действовать извне, преследовать и реализовывать определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Нормы права присущи общим для всех социальных норм нормам (морали, религиозным нормам, обычаям, корпоративным нормам), выраженным в том, что они:

  1. представлять правила поведения людей в обществе;
  2. действуют как правила поведения общего характера, то есть они предназначены для многократного использования, действуя непрерывно во времени и по отношению к личному неопределенному кругу субъектов. В отличие от команд, распоряжений, решений государственных органов по конкретным делам, нормы права адресованы кругу лиц, определяемых типичными признаками, и предназначены для регулирования целого типа общественных отношений;
  3. являются результатом сознательно-волевой деятельности людей, то есть они не возникают случайно или спонтанно, они выражают волю доминирующих или влиятельных социальных сил в данном обществе, всего народа. Кроме того, правовые нормы адресованы тем участникам правоотношений, у которых есть выбор поведения.

Тем не менее, нормы права также характеризуются рядом следующих особенностей, которые отличают их от других государственных регуляторов:

  1. общеобязательные - нормы права обязательны для всех членов общества;
  2. формальная определенность - нормы права имеют текстовую консолидацию и выражаются в определенных формах (постановления, судебные прецеденты и т. д.);

Это свойство позволяет не только выделить верховенство права из словесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретного правила, отделить его от нормы морали, соотнести верховенство права В конкретной ситуации его участники, одним словом, осознают тот самый эффект, что соответствующее правило влияет на определенный тип социальных отношений.

Формальная определенность верховенства права также появилась в процессе тысячелетнего развития права, характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать законом с целью упорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекали юристов в том, что они формалисты, «законники», и вместо того, чтобы принимать во внимание дух закона, они являются приверженцами буквы закона и, следовательно, просто мелочами, всей социальной -правовой опыт человечества свидетельствует о полезности именно такого подхода к верховенству права, о приоритетности буквы закона над субъективно истолкованным духом закона, о недопустимости замены или даже замены целесообразностью законность.

Формальная определенность также характеризуется тем, что верховенство права выражается, как правило, в письменной форме. Появление письменности параллельно с появлением правовых норм. В древние времена сначала символическое, а затем буквенное обозначение принадлежности определенных товаров к определенному торговцу (в частности, первоначально использовались печати, которые применялись к амфорам, кувшинам, сумкам и т. д. Контейнерам, в которых они перевозились "). товары были проданы, прежде всего, зерно) постепенно стало письменным способом общения. Письмо стало использоваться для того, чтобы посвятить определенные жертвы божествам, принять во внимание знаки, выразить предсказания и их последствия, для королевских дарственных надписей, содержащих особые правовые нормы и т. д. Клинопись среди шумеров в Вавилоне служила не только для установления законов, например, знаменитой стелы Хаммурапи с его «сводом законов», но и для записи судебной практики. В городе-государстве Лагаш археологи раскопали корзины с записями всех дел, которые суд города Лагаша рассматривал во втором тысячелетии до нашей эры.

Финикийский сценарий, который первоначально обслуживал в основном коммерческие сделки и другие имущественные отношения, со временем также превратился в мощное средство установления законов и их исполнения, а также предсказания оракулов по всему Средиземноморью.

Таким образом, формальное определение верховенства права не только послужило фактором культурного развития человечества, но и получило его основу в виде письменных источников.

Ситуация в настоящее время не изменилась, поскольку обеспечивается формальная определенность правовых норм при соблюдении определенных условий и новых носителей информации - так называемых машинных носителей (магнитных лент, дисков и т. д.):

  1. имперсонализация - нормы права адресованы, как правило, неопределенному кругу лиц;
  2. волевой характер государства - нормы права выражают волю государства, обусловленную классовыми, религиозными, общечеловеческими или иными интересами;
  3. установление или разрешение государства - правовые нормы издаются непосредственно государством через уполномоченные государственные органы или уполномочиваются им, т. е. Разрешение выдано негосударственным органам или организациям на опубликование правовых норм;
  4. институциональность - публикация правовых норм соответствует определенному порядку их принятия (законотворчества), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, правовой прецедент и т. д.);
  5. возможность государственного принуждения - правовые нормы охраняются государством, в случае их нарушения могут применяться меры государственного принуждения;

Этот процесс - государственное принуждение - отличает правовую норму от других социальных норм, а также от норм первобытного общества.

Сами нормы права не являются принудительными, они не навязываются силой извне. Они являются продуктом, результатом развития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментами как общественно необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех сферах общественной жизни - в политической, экологической, экономической, социальной, научной и технической областях. семья и брак, даже личные.

С развитием новых форм человеческого существования - планетарных масштабов экономических, научно-технических и других связей, появлением опасностей для всего человечества - ядерной войной, экологическим «позором», информационной диктатурой и т. д., Ролью правовых норм регулирование этих планетарных и общих социальных отношений. Они также направлены на ограничение возможных вредных последствий научно-технического прогресса, с одной стороны, и на поддержку всего того, что полезно и достойно для человечества, с другой.

Не менее важной, чем возможность государственного принуждения, является такая особенность, как активная, нормотворческая роль государства. Именно она обеспечивает возможность государственного принуждения. Более того, эту роль нужно понимать в двойном смысле.

С одной стороны, государство создает, в соответствии с надлежащей процедурой, нормы права, устанавливает их, решая проблему организации правовой системы. С другой стороны, государство признает, «национализирует» те нормы, которые возникают в результате самоорганизующихся процессов, проявляются как полезные обычаи. В государстве легально-просветительская деятельность, как и в огромном социальном котле, самоорганизующихся и организационных принципах законотворчества, сталкиваются с «поваром». И в результате получается «блюдо» под названием верховенство закона.

Последовательность - правовая норма имеет внутреннюю структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкций.

На этапе развития зрелого права эта особенность характеризует свойство верховенства права: находиться в определенной связи, в определенной корреляции с другими нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормы материального права, то есть конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процессуальными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализовать норму уголовного права, устанавливающую наказание за определенное преступление, если этому не предшествовал определенный судебный процесс по определенным правилам.

Даже такие формы наказания, как испытание огнем или водой, принятие присяги, дуэли, которые были распространены в средневековье в Европе, выполнялись по определенным правилам.

Последовательность также характеризует иерархию правовых норм, их первичную и вторичную природу. В частности, некоторые конституционные положения указаны в законах, которые, в свою очередь, в подзаконных актах, постановлениях, инструкциях и т. д.

Признак последовательности определяет возможность разумной систематизации права, когда для правильного применения правовых норм возникает необходимость построения комплекса правовых норм, своеобразной пирамиды. Например, выделяются конституционная норма, законы, которые ее конкретизируют и детализируют (если таковые имеются), правительственные постановления, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.

Официальный государственный регулятор - правовые нормы, в отличие от других социальных норм, напрямую зависят от государства, выражают его волю, формально определяют критерии законного и незаконного и влекут за собой правовые последствия.

Повторение (или повторение) своих действий. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не указано в самой норме. Так, закон о выборах депутатов парламента рассчитан не на одну избирательную кампанию, а на все выборы депутатов, которые последуют в будущем, а Гражданский кодекс - на все имущественные и иные связанные с ним отношения и т. д.

Таким образом, верховенство права - это общеобязательная, формально определенная норма поведения, установленная или санкционированная государством, обеспечивающая возможность государственного принуждения в случае его нарушения, выражающая волю государства и направленная на регулирование общественных отношений. Все вышеперечисленные признаки также успешно соответствуют структурам правовой нормы и сосредоточены в этих структурах.

Классификация норм

Все разнообразие правовых норм может быть упорядочено путем проведения их классификации. Это позволяет нам определить место и роль верховенства права в механизме правового регулирования. Классификация правовых норм проводится по различным основаниям.

В зависимости от того, какие функции права реализуются правовыми нормами: нормативными, направленными непосредственно на регулирование общественных отношений; защитный, направленный непосредственно на защиту общественных отношений.

В зависимости от того, к какой отрасли права принадлежит: конституционная; гражданское; уголовное; административный; труд и т. д.

В зависимости от способа правового регулирования: императивный - нормы, которые носят властный характер и содержат указания, которые являются обязательными; накладные расходы - нормы, которые являются автономными и предоставляют свободу выбора модели поведения; рекомендательные - нормы, предусматривающие желаемую модель поведения; Стимулы - нормы, обеспечивающие стимулы для определенной социально полезной модели поведения.

В зависимости от характера инструкции, содержащейся в распоряжении

Исходя из этого, выделяются следующие нормы: обязательные, которые устанавливают обязательство выполнять определенные положительные действия (например, выполнять работу, указанную в договоре, возвращать долг, снабжать покупателя продукцией); запрещающий, который запрещает выполнение определенных действий (злоупотребление властью, нарушение прав граждан, совершение краж и других незаконных действий); уполномоченные, которые предоставляют участникам общественных отношений право предпринимать позитивные действия в цепочках удовлетворения своих интересов (владение домом, учеба в образовательном учреждении, требование к лицам, обязанным выполнять свои обязательства).

В зависимости от формы воздействия на общественные отношения: материальные - это нормы, которые непосредственно влияют на общественные отношения, непосредственно закрепляя определенное правило поведения в законодательстве (конституционное, уголовное, гражданское и т. д.); процессуальные - это нормы, регулирующие организационно-процессуальный порядок реализации материально-правовых норм, относящихся к сфере уголовно-процессуальной, гражданско-процессуальной и арбитражно-процессуальной отраслей права.

В зависимости от предмета законотворчества: федеральные - нормы, принятые федеральными органами власти; региональные - нормы, принятые органами власти субъектов федерации; местные - нормы, принятые муниципальными властями; местные - нормы, принятые на уровне конкретной организации, предприятия, учреждения.

В зависимости от степени определенности содержащихся в нем инструкций:

  1. абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности сторон в отношениях или меры юридической ответственности за их нарушение. В этом случае указание предписания, предусмотренного нормами права, не допускается. Таким образом, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безоговорочно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещаний судей, если приговор не подписано ни одним из судей и другие условия. Это абсолютно определенная гипотеза. В уголовно-процессуальном праве есть нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, распоряжение суда удалить из зала суда всех свидетелей, которые явились до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно устанавливают вид и меру юридической ответственности за нарушение правопорядка (например, штраф).
  2. относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полной информации об условиях их функционирования, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоохранительным органам возможность разрешить дело с учетом учитывать конкретные обстоятельства. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, об ответственности за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, с учетом обстоятельств причинения вреда, может наложить обязательство возместить вред, причиненный третье лицо, в интересах которого действовало лицо, причинившее вред, или освобождение от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и тот, кто причинил вред. Большинство санкций уголовного права, которые устанавливают самые низкие и самые высокие пределы наказания (например, лишение свободы на срок от 1 до 5 лет), имеют относительно специфический характер.
  3. альтернатива - это правила, предусматривающие несколько вариантов, условия их действия, поведение сторон или меры, санкции за их нарушение. Таким образом, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, имеет право по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо пропорционально уменьшению его цена или бесплатное устранение дефектов вещи продавцом или возмещение затрат покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказания, один из которых может быть применен к нарушителю. Например, преднамеренное уничтожение посевов и нанесение ущерба полевым и другим насаждениям наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом или наложением обязательства по возмещению причиненного ущерба.

В зависимости от способа представления нормативного правового акта в статье: прямые - нормы, структурные элементы которых изложены в одной статье нормативного правового акта; справка - нормы, структурные элементы которых изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного правового акта; бланкет - нормы, структурные элементы которых изложены в статьях различных нормативных правовых актов.

В зависимости от специального назначения: декларативными (нормами-принципами) являются нормы, которые формулируют общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенного комплекса правовых норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства и т. д.); окончательные (определяющие нормы) - нормы, которые содержат научно сформулированные определения правовых понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданская правоспособность и дееспособность, сделка, должностное лицо); общие (нормы, содержащиеся в общей части отрасли права и распространяющие свое действие на всю специальную часть этой отрасли или содержащие общие положения для всех отраслей права); специальные (нормы, регулирующие определенный тип общественных отношений, уточняющие общие положения); конфликт законов (нормы, направленные на устранение противоречий между другими правовыми нормами).

В зависимости от круга лиц нормы права подразделяются на: общие - распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; Особые правила распространяются только на определенную категорию лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Существуют и другие классификации правовых норм, проводимые по другим основаниям: по времени действия, юридической силе и т. д.

Таким образом, приведенная классификация норм права позволяет сделать вывод, что во всех случаях нормы права играют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь и защищают ее от посягательств отдельных лиц. Научная классификация правовых норм предназначена для более глубокого понимания и правильного применения на практике. Разъяснение общих теоретических положений о структуре правового государства, способах представления его составных элементов в статьях нормативных правовых актов для классификации правовых норм следует проводить на основе практического правового материала, подтверждающего положения теории ,

Структура верховенства права и характеристика составных элементов

Структура верховенства права

Структуры (а их несколько) в правовой норме развивались исторически, постепенно, а также представляют большую социальную ценность. Их происхождение происходит из древних времен, из обществ присваивающей экономики и даже из тех времен, когда человек как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, консолидировать свои реакции на Определенные условия жизни в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «благоприятно-неблагоприятно».

Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и только позже «благоприятно-неблагоприятно» переросло в отношения по критериям «не может» (закон), «хорошо-плохо», «добро-зло» (мораль) ).

Связав вместе такие элементы, как «условие соответствующего действия (бездействия)», «само действие (бездействие) является правилом поведения» и, наконец, неблагоприятные последствия в случае нарушения этого правила - человечество получило мощное внешняя регулирующая сила, которая в свою очередь гуманизирует, социализирует само сознание человека. В течение очень долгого времени в истории человечества были требования что-то сделать, хотя для этого не было никаких условий, и было наказано за неспособность сделать это «что-то». Да, даже сейчас такая схема существует среди ревностных, но не очень умных лидеров.

Коллективный разум, который четко фиксирует и фиксирует как полезные правила, так и их абсурдные антиподы в пословицах и поговорках, замечает с точки зрения полного антипода правовой нормы: иди туда, я не знаю куда, иди за чем-то, я не не знаю для чего, возьми что-нибудь, разве я этого не знаю. Закон устраняет эту неопределенность, и, прежде всего, такую ​​«работу» выполняют структуры правовой нормы.

Современная теория выделяет три основные структуры правовых норм: юридическую, логическую и социологическую.

Правовая структура традиционно определяется как такая структура правового государства, которая состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции, санкций.

Только при наличии и единстве все эти три элемента составляют верховенство закона. И понимание этого, сложившееся в процессе правового развития человечества, является большим культурным достижением, одним из свидетельств его нынешней социализации. Отсутствие какого-либо элемента, например, гипотезы или санкции, является признаком несовершенства правопорядка, его «незавершенности».

Но выделение гипотезы, диспозиция, санкции - это только первый структурный слой верховенства права. Знания об этом становятся необходимыми для использования, исполнения, соблюдения и применения правового регулирования. Когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения - ответ на этот вопрос дает гипотеза. А что, на самом деле, требует верховенства закона, что нужно сделать или, наоборот, не может быть сделано - ответ следует искать в расположении. И, наконец, что может случиться с адресатом нормы, если он начнет нарушать предписание нормы - санкция на это отвечает.

Все проблемы правовой структуры нормы дополняются одинаково сложными проблемами логической структуры.

Эта структура охватывает в логических концепциях и их связках правовую структуру, но имеет совершенно самостоятельное значение.

Взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкций охватывается формулой «если - то - иначе».

«Если» является условием действия верховенства закона, «тогда» - это само правило поведения, «в противном случае» - это те неблагоприятные последствия, которые возникают для правонарушителя.

Например, норма «жилище неприкосновенно», установленная статьей 25 Конституции Российской Федерации, означает, что «никто не имеет права заходить в жилище против воли проживающих в нем лиц, за исключением случаев, установленных федеральным законом». или на основании решения суда ». Какова логическая структура этой нормы? Если кто-то живет в жилище, даже если это комната в общежитии (гипотеза), то против воли жильца никто не имеет права входить в жилище, даже комендант общежития, за исключением указанных случаев (исключения, установленные федеральным законом - например, закон о чрезвычайном положении или на основании решения суда (распоряжения), в противном случае к нарушителю могут применяться санкции (административная, дисциплинарная, даже уголовная ответственность). Правило «дом неприкосновенен» также имеет логическую структуру - «если - тогда - иначе» - и получателю нормы в случае незаконного вторжения в его дом необходимо найти содержание этих трех логических компонентов » если »,« тогда »,« иначе », чтобы защитить наше право на неприкосновенность жилища. Зная о логической структуре нормы, мы, во-первых, всегда должны структурировать верховенство закона в соответствии с этими тремя компонентами, выделите их для этого, и, во-вторых, заполните эти компоненты определенным содержанием.

Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Другая структура основана на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Существует пять таких модулей: адресат разрешен (разрешен), запрещен, адресат авторизован, адресат обязан, это не имеет значения.

Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, полномочиям, обязанностям, юридическому равнодушию. Безразличие закона к определенным жизненным обстоятельствам может также заключаться в молчании, отказе от регулирования соответствующих отношений, однако это также может быть пробелом в правовом регулировании. Но хотя таких модулей всего пять, их различная логическая комбинация дает целый ряд правил поведения, конечно, не с точки зрения конкретного содержания, а с точки зрения логического определения.

И эта структура выделяется для практических целей - для адресата, чтобы четко определить норму, что требует от него законное предписание.

В последние годы логическое направление в теории права распространяется; Работы появились по логике права как один из видов деонтической (предписывающей, нормативной) логики.

Наконец, о социологической структуре. Он органически связан с предыдущими структурами, но он определяется в социологических терминах - значение, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается в толковании верховенства права, в процессе его реализации.

Таким образом, структура правовой нормы является способом организации содержания правила поведения, которое находится в этой норме. Это правило поведения может быть представлено в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание верховенства закона. В правовой структуре это взаимосвязь элементов - гипотез, диспозиций и санкций, в логической структуре верховенство права выражается формулой «если - то - иначе», в социологической структуре - верховенство права. во время его интерпретации и в процессе ее реализации.

Понятие и виды элементов верховенства права

Гипотеза - это элемент правила, который указывает на те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых верховенство закона вступает в силу. Гипотеза является необходимым элементом структуры, которая выступает в качестве условия для обязательной диспозиции.

Простая гипотеза называется гипотезой, в которой указывается одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связано действие правовых норм. Например, ст. 444 Гражданского кодекса Российской Федерации «Если в договоре не указано место его заключения, договор считается заключенным по месту жительства гражданина или по месту нахождения юридического лица, направившего оферту».

В сложной гипотезе действие нормы зависит от наличия или отсутствия двух или более обстоятельств одновременно. Например, п. 4 ст. 101 УК РФ «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое в силу своего психического состояния представляет особую опасность для себя или окружающих и требует постоянного и интенсивное наблюдение".

Альтернативная гипотеза ставит действие правил в зависимости от одного из нескольких обстоятельств, перечисленных в законе.

Пример: ст. 387 ГК РФ «Права кредитора по обязательству передаются другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств ...», и тогда все возможные обстоятельства в списке:

  • в результате всеобщего правопреемства в правах кредитора;
  • по решению суда о передаче прав кредитора другому лицу, когда возможность такой передачи предусмотрена законом;
  • в связи с исполнением обязательства должника его поручителем или залогодателем, который не является должником по данному обязательству;
  • в случае подчинения страховщику прав кредитора должнику, ответственному за наступление страхового случая;
  • в других случаях, предусмотренных законом ".

Гипотезы о наличии или отсутствии фактов, с которыми связано применение правовой нормы, могут быть положительными или отрицательными.

Примером положительной гипотезы, указывающей на существование факта, является ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором признается соглашение между двумя и более лицами.

Примером негативной гипотезы, указывающей на отсутствие фактов, может служить гипотеза ст. 293 УК РФ об ответственности за халатность, то есть неисполнение должностным лицом своих обязанностей.

Диспозиция - это элемент правовой нормы, которая указывает на правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Это ядро ​​правовой нормы, ее ядро, модель правомерного поведения. Только в сочетании с гипотезой и санкцией диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности. В зависимости от того, как сформулировано правило поведения, распоряжение может быть простым.

Простое расположение указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывает его. Например, п. 1. ст. 269 ​​Гражданского кодекса Российской Федерации «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, должно владеть и пользоваться этим участком ...».

Сложное или описательное расположение указывает и перечисляет все существенные особенности поведения. Например, ст. 249 ГК РФ «Каждый участник долевой собственности обязан, пропорционально его доле, участвовать в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в расходах на его содержание и сохранение «.

Альтернативное расположение указывает на несколько вариантов поведения, и участники правовых отношений могут следовать одному из них. Например, п. 2 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации «Участник долевой собственности имеет право по своему усмотрению продать, пожертвовать, завещать, передать в залог свою долю или распоряжаться ею иным способом ... ».

Расположение одеяла является своего рода эталоном. Распространение под одеялом относится к правилам, инструкциям, техническим правилам и т. д.

Примером таких диспозиций является диспозиция ст. 340, 341, 342, 344 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение правил несения боевой службы, пограничной службы, охраны и внутренних служб.

Санкция - это логически заключительный элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, вызванные нарушением распоряжения. Эта концепция санкции дается с юридической точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов санкция понимается не только как негативные явления (свидетельство, осуждение), но и как позитивные последствия (поощрение, одобрение) для общественно полезного поведения.

Простая или абсолютно определенная санкция - это та, где размер негативных последствий четко обозначен. Например, ст. 137 КоАП РФ «Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от двадцати до семидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств или без таковой».

Сложная или относительно определенная санкция - это та, где границы неблагоприятных последствий определяются от минимума до максимума или только до минимума. Например, п. 1. ст. 161 УК РФ «Грабеж», то есть открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами на срок от одного до двух лет или арестом на срок четыре до шести месяцев или лишение свободы на срок до четырех лет ".

Альтернативная санкция - это санкция, в которой названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых сотрудник правоохранительных органов выбирает только ту, которая наиболее подходит для рассматриваемого дела. Например, ст. 125 УК РФ «Умышленное оставление человека, который находится в состоянии опасности для жизни или здоровья и лишен возможности принимать меры для самосохранения по причине детства, старости, болезни или по причине его беспомощность в тех случаях, когда преступник имел возможность оказать помощь этому лицу и был вынужден заботиться о нем или подвергать его опасности для его жизни или здоровья, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальной месячной заработной платы, либо в размере заработной платы, или любого другого дохода осужденного за период до одного месяца, или от обязательных работ на срок сто двадцать один сто восемьдесят часов, или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев».

Санкции по своей природе подразделяются на меры по защите нарушенных прав, меры ответственности и меры пресечения.

Меры защиты направлены на восстановление нарушенных прав (возмещение причиненного ущерба, восстановление на работе, на прежней должности и т. д.).

Меры ответственности - носят карательный или карательный характер (лишение свободы, лишение прав на определенные виды деятельности, финансовый штраф и т. д.).

Профилактические меры - направленные на пресечение правонарушения или обеспечение намеченного решения (привлечение свидетеля, который избегает явки в суд, арест имущества для причинения ущерба, арест подозреваемого и т. д.).

Способы представления элементов правовых норм в статьях нормативных правовых актов

Если обратиться к статьям нормативных правовых актов (законов, актов исполнительной власти), то при анализе не всегда удается найти все три элемента правовой нормы. Таким образом, статьи Конституции содержат, как правило, только гипотезу и диспозицию, но никакой санкции нет. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция изложены полностью, а диспозиция сформулирована только в общих чертах. Это говорит о том, что верховенство права и статья нормативного правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут быть расположены в разных статьях одного и того же нормативного правового акта. А иногда в статьях различных нормативных правовых актов. Это связано с тем, что нормы имеют разные формы, способы их выражения, но в то же время они сохраняют свою логическую структуру. В конце концов, верховенство права - это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой.

Статья нормативного правового акта - это форма выражения, способ представления правовой нормы.

Существуют следующие основные способы представления правовых норм в статьях нормативных правовых актов.

Прямой способ изложения. Суть этого метода заключается в том, что в статье нормативного правового акта изложены все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура правового государства совпадает со структурой статьи нормативного правового акта. Можно найти много примеров такой конструкции нормативного материала, когда он идеально соответствовал бы термину структура верховенства права. Такое совпадение не всегда имеет место в действующих правилах. Главное, что те, кто применяет верховенство права, смогут найти все структурные элементы в статьях нормативного правового акта или акта, поскольку, если они существуют, это правило может обеспечить государственное регулирование общественных отношений.

Эталонный способ изложения. С помощью этой формы нормативная правовая информация указывается в статьях нормативных правовых актов, все ее структурные элементы содержатся, но имеется ссылка на другие соответствующие статьи того же нормативного правового акта, где расположена недостающая информация. Например, статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации «Умышленное убийство» гласит: «Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, указанных в статье 102 настоящего Кодекса, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет». В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать его содержание, необходимо обратиться к статье 102, в которой говорится, что преднамеренное убийство при отягчающих обстоятельствах является убийством по корыстным мотивам, по хулиганским мотивам, совершенным с особой жестокостью, совершенным таким образом, который опасен для жизни многих людей и т. д. Следовательно, для применения нормы, содержащейся в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо обеспечить, чтобы в случае умышленного убийства не было признаков, указанных в статье 102 того же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому она называется ссылочной. Вот почему этот способ представления структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называют справочным,

Бланк презентации. При таком способе статья нормативного правового акта устанавливает только ответственность за нарушение определенных правил. Однако сами нарушенные правила в нем не содержатся, и нет прямой ссылки на другую статью того же закона. Такие статьи содержат гипотезу и санкцию, диспозиция только названа, ее содержание не разглашается. Так, статья 252 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: «Нарушение правил вождения или эксплуатации боевого, специального или транспортного средства, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок 2 до 10 лет. " В этой статье подразумевается гипотеза, санкция четко сформулирована, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только названы. Чтобы применять это правило в каждом конкретном случае, вы должны выяснить, какие правила вождения или эксплуатации машины нарушаются. Для этого следователь, судья, эксперт должен обратиться к специальному правовому акту, в котором изложены правила вождения или эксплуатации автомобиля.

Отличие общего метода представления элементов правовой нормы в статье закона от ссылочной выражается в следующем: при использовании ссылочного метода указывается конкретная статья, на которую следует ссылаться в порядке получить недостающую информацию об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же положении. При использовании бланкетного метода ссылка на конкретную статью закона не предоставляется, а недостающую информацию об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативных правовых актах.

Таким образом, верховенство права не совпадает со статьей закона. Верховенство права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - это форма его изложения. Статья закона, как видите, может содержать часть нормы или даже часть ее элемента. Поэтому верховенство права может быть изложено в ряде статей одного или даже нескольких нормативных правовых актов. Это обстоятельство должно иметь в виду каждый, кто использует правовые нормы или применяет их в юридической практике.

Вывод:

Анализируя право как социальный институт, мы можем сделать вывод, что это не отдельная, монолитная и самодостаточная система. Право - это обобщенное понятие, формула, которая обозначает не что иное, как четко структурированную систему правовых норм, и была создана для правильного определения взаимосвязи этой системы с другими социальными явлениями. Правовые нормы обеспечивают гарантированное выполнение жизненно важных правил, без которых невозможно функционирование общества и государства. Именно эти правила являются минимумом, предназначенным для поддержания стабильности политической и правовой системы каждого государства. Поскольку такая база уже создана, другие сферы социальных отношений могут входить в компетенцию других социальных норм.

Верховенство права является фундаментальной структурой в системе социальных норм, гарантом ее эффективного функционирования. Правовые нормы создают условия для взаимодействия существующих и новых составных частей системы всех социальных норм, создают для них правовую базу, предотвращая тем самым чрезмерное усиление одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальное, обеспечивающее устойчивое движение общества по демократическому пути развития.

Нормы права являются правилами поведения людей в обществе, предназначены для многократного применения, действуют непрерывно во времени и по отношению к личному неопределенному кругу субъектов, а также являются результатом сознательно-волевой деятельности людей.

Верховенство закона всегда «упаковано» в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И отличить его от различных словесных форм, четко сформулировать его - большая научная и прикладная задача. Именно эту задачу структура верховенства права решает благодаря своей структуре трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкций. И верховенство права может активно влиять на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех его структурных элементов.

Существующая классификация правовых норм помогает профессионально точно и компетентно осуществлять правовое регулирование, изучать и, при необходимости, обоснованно критиковать законодательство, т.е. ценность каждой теоретической классификации выражается в ее практическом значении, способности более точно применять ту или иную норму на практике. В конце концов, каждый из нас хочет, чтобы закон стал средством обеспечения общего блага и справедливости, а это означает, что каждый из нас должен быть бдительным и нетерпимым по отношению к правовой системе индивидуального, группового и классового эгоизма и истории государство и закон очень богаты отрицательными примерами такого рода.