Стили семейного воспитания детей

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Судебная практика применения брачно-семейного законодательства
Порядок заключения брака
Объекты социальной защиты детства
Права и обязанности детей


Введение:

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, использование определенных средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере речевого обращения и взаимодействия

Большое значение для выявления типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринда (1991). В классификации Д. Баумринда выделяют три паттерна поведения или стиля, которые представляют собой сочетание таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативный и воспитательный эффект, формирующий разрешительный (либеральный), авторитарный и авторитетный стили воспитания.

Элеонора Маккоби и Джон Мартин разработали категориальную систему Д. Баумринда, выделив два основных измерения, уровень контроля или требования и общий параметр принятия-неприятия. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к предыдущим трем, добавив пренебрежительный (индифферентный) стиль.

Таким образом, типология стилей воспитания включала 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Авторитарный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития детской самостоятельности. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения и готовы менять систему требований и правил, учитывая растущую компетентность детей.

Авторитарный стиль характеризуется неприятием или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей-командный и директивный, а система требований, запретов и правил-жесткая и неизменная. Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в виде вседозволенности и прощения. Требования и правила к этому стилю обучения практически отсутствуют, уровень лидерства недостаточен.

Индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и отстраненностью по отношению к ребенку, низким уровнем контроля в виде игнорирования интересов и потребностей ребенка, отсутствием покровительства.

Лонгитюдное исследование, проведенное Д. Баумриндом, было направлено на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Роль этих стилей воспитания, авторитарного, авторитетного, либерального (потворствующего) и индифферентного в формировании личностных особенностей детей стала предметом специального исследования.

Выявлены параметры оценки личностных качеств ребенка:

  • Враждебность/доброжелательность к окружающему миру;
  • Сопротивляемость, социальная негативность/сотрудничество;
  • Доминирование в общении/уступчивость, готовность к компромиссу;
  • Доминирование/подчинение и зависимость;
  • Целеустремленность/импульсивность, полевое поведение;
  • Ориентация на достижение, высокий уровень притязаний/неприятие достижений, низкий уровень притязаний;
  • Независимость, автономность/зависимость.

Так было установлено, что авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционной формы общения с ребенком, которая проявляется в авторитете, родительской власти, безусловном повиновении. Как правило, это низкий уровень вербального общения, широкое применение наказаний (как со стороны отца, так и со стороны матери), Жесткость и жесткость запретов и требований. Такой стиль воспитания способствовал формированию зависимости, неумения руководить, безынициативности, пассивности, низкой степени социально-коммуникативной компетентности, низкого уровня социальной ответственности и нравственной компетентности с ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики часто проявляли агрессию и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Воспитание имеет социокультурную природу и характеризуется системой норм и правил, предписанных культурой и обществом, которые регулируют распределение функций по уходу за ребенком и воспитанию между родителями: определяют содержание ролей и моделей ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждом этапе онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности для его личностного и психического развития. В истории родительства тенденция к повышению значимости института семьи становится все более очевидной. Ранее ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное воспитание охватывало лишь относительно короткий период детства ребенка до вступления в трудовую силу или начала выполнения социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания, на каждом из возрастных этапов его развития меняются и специфические формы и средства воспитательных воздействий, характер взаимоотношений ребенка с родителями.

Основными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка, потребности в социальном контакте, базовом доверии к окружающему миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж.Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве, формирование субъектно-инструментальной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном возрасте, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной образовательной деятельности в младшем школьном возрасте, создание условий для развития самостоятельности и самосознания В подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, стабильность, длительность и устойчивость взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как модель компетентности, социальная поддержка и инициация к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Каждая семья объективно вырабатывает определенную систему воспитания, которая не всегда ею реализуется. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и постановка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания с учетом того, что можно и нельзя допускать по отношению к ребенку. Можно выделить 4 тактики воспитания в семье и 4 соответствующих им типа семейных отношений, которые являются как предпосылкой, так и результатом их возникновения диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одних членов семьи (в основном взрослых), инициативности и самооценке других членов семьи.

Родители, конечно, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку исходя из целей воспитания, моральных норм и конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и морально обоснованные решения. Однако те, кто предпочитает порядок и насилие всем формам воздействия, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на давление, принуждение, угрозы своими собственными контрмерами лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, вместе с ним ломаются и многие ценные качества личности независимость, самоуважение, инициативность, вера в себя и свои возможности. Безрассудный авторитаризм родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса в вопросах, связанных с ним, все это гарантирует серьезные неудачи в формировании его личности.

Опека в семье - это система отношений, в которой родители, обеспечивая своей работой удовлетворение всех потребностей ребенка, защищают его от любых забот, усилий и трудностей, беря их на себя. Вопрос об активном становлении личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий находится еще одна проблема-удовлетворение потребностей ребенка и защита его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки своих детей к встрече с реальностью вне дома. Именно эти дети больше не приспособлены к жизни в коллективе.

Стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности имеют большое значение в формировании самооценки.

Существует три стиля семейного воспитания, демократический, авторитарный, попустительский (либеральный).

В демократическом стиле интересы ребенка учитываются в первую очередь. Стиль согласия.

В авторитарном стиле родители навязывают ребенку свое мнение. Стиль подавления.

При попустительском стиле ребенок предоставлен самому себе.

Ученик видит себя глазами близких взрослых, которые его воспитывают. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его самооценка кажется искаженной.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им много времени, они положительно оценивают свои физические и умственные данные, но не считают свой уровень развития выше, чем у большинства сверстников, они прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Таких детей часто поощряют, но не дарят им подарки, их наказывают главным образом отказом общаться. Дети с заниженной самооценкой растут в семьях, где их не учат, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда в присутствии посторонних, не ожидают от них успехов в учебе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Адекватное и неадекватное поведение ребенка зависит от условий воспитания в семье. Дети, имеющие низкую самооценку, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители всегда обвиняют ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям своих родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, это создает комплексы, от которых вы потом не сможете избавиться.)

Крайние, наиболее неблагоприятные случаи для развития ребенка, строгий, тотальный контроль в авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок предоставлен самому себе, заброшен.

Есть много промежуточных вариантов: 

  • Родители регулярно говорят своим детям, что нужно делать;
  • Ребенок может высказать свое мнение, но родители не прислушиваются к его голосу при принятии решения;
  • Ребенок может самостоятельно принимать индивидуальные решения, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют практически равные права при принятии решения;
  • Решение часто принимает сам ребенок;
  • Ребенок сам решает, подчиняться ему или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющих особенности взаимоотношений ребенка с родителями и его личностного развития.

Демократические родители ценят независимость и дисциплину в поведении своих детей. Они сами предоставляют ему право быть независимым в некоторых областях своей жизни, не ущемляя его прав, они в то же время требуют исполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает, он часто выслушивает объяснения, почему не стоит делать одно и почему стоит делать другое. Формирование зрелости в таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного повиновения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они строго контролируют все сферы жизни, и могут это делать и не совсем правильно. Дети в таких семьях обычно изолированы, и их общение с родителями нарушается. Некоторые дети идут на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными, менее независимыми.

Ситуация осложняется, если высокие требования и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Полная потеря контакта здесь неизбежна.

Еще более тяжелым является случай равнодушных и жестоких родителей. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки, хотя у них есть сильная потребность в любви.

Сочетание безразличных родительских отношений с отсутствием контроля, чрезмерной опеки, также является неблагоприятным вариантом семейных отношений. Детям позволено делать все, что они хотят, никто не интересуется их делами. Поведение становится неуправляемым. И дети, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в поддержке родителей, им нужно видеть модель взрослого, ответственного поведения, которой они могут руководствоваться.

Чрезмерная опека - это чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Болдуин выделил два стиля родительской практики-демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами, высоким уровнем вербального общения детей с родителями, вовлеченностью детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовностью родителей при необходимости помочь, веря в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Стиль контроля включает в себя существенные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренной способностью к лидерству, агрессивностью и желанием контролировать других детей, но самих детей было трудно контролировать. Дети также отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью и легкостью вхождения в контакт со сверстниками, но они не отличались альтруизмом, чувствительностью и эмпатией.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушными, внушаемыми, боязливыми, не слишком настойчивыми в достижении собственных целей, не агрессивными. При смешанном стиле воспитания дети характеризуются внушаемостью, послушанием, эмоциональной чувствительностью, неагрессивностью, отсутствием любознательности, оригинальностью мышления, слабым воображением.

Д. Боумрин в исследовательском цикле попытался преодолеть описательный характер предыдущих работ путем выявления набора детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентный, с устойчивым хорошим настроением, уверенный в себе, хорошо развитый самоконтроль собственного поведения, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящимися исследовать, а не избегать новых ситуаций.

Избегание, с преобладанием грустного и унылого настроения, затруднением установления контактов со сверстниками, избеганием новых и неприятных ситуаций.

Незрелый, неуверенный в себе, с плохим самоконтролем, с реакцией отторжения в фрустрирующих ситуациях.

Автор также выделил четыре параметра изменения родительского поведения, которые отвечают за описанные паттерны детских черт характера.

Родительский контроль, имея высокий балл по этому параметру, родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, умеют настаивать на выполнении их требований и последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессии, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских норм и стандартов.

Второй параметр - это родительские требования, побуждающие детей к развитию зрелости; родители стремятся к тому, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной и межличностной сферах, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность и независимость.

Третий параметр - это то, как общаться с детьми в процессе воспитательных воздействий, родители с высоким баллом по этому показателю склонны использовать убеждение для того, чтобы добиться послушания, обосновать свою точку зрения и в то же время готовы обсуждать ее с детьми, выслушивать их доводы. Родители с низким баллом не выражают четко и недвусмысленно свои требования и недовольство или досаду, а чаще прибегают к косвенным методам, жалобам, крикам, ругани.

Четвертый параметр, эмоциональная поддержка, родители способны выражать сопереживание, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплексными особенностями компетентных детей является наличие родителя по отношению ко всем четырем измерениям, контролю, требованиям социальной зрелости, общению и эмоциональной поддержке, то есть оптимальным условием воспитания является сочетание высоких требований и контроля с демократичностью и принятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, родители избегающих детей характеризуются более контролирующим и требовательным отношением, но менее теплым, чем родители незрелых детей. Родители последних были совершенно неспособны контролировать поведение детей из-за их собственной эмоциональной незрелости.

Заключение

Из анализа всей работы следует, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, является интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. В то же время адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с большим объемом требований, их четкостью, последовательностью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватными родительскими практиками характеризуются хорошей адаптацией к школьной среде и общению со сверстниками, активны, самостоятельны, инициативны, дружелюбны и эмпатичны.