Становление самосознания на разных возрастных этапах (дошкольный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Образ телесного Я как механизм подростковой нарциссической регуляции
Развитие различных качеств личности дошкольника (характера, воображения, общения и пр.) в игровой деятельности
Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста
Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи


Введение:

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит радикальная перестройка ранее существовавших психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируется общая ориентация в формировании моральных понятий и социальных установок.

Подростковый возраст - это период онтогенеза, который представляет собой переход между детством и взрослой жизнью. Ему дается срок от 11-12 до 16-17 лет. Относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза.

Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все аспекты развития. Биологически это относится к препубертатному периоду и периоду полового созревания, то есть стадии полового созревания и непосредственно предшествующему времени интенсивного, неравномерного развития и роста тела. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную изменчивость темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, ускорение и отсталость), оказывает существенное влияние на психофизиологические характеристики, функциональное состояние подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает сексуальное влечение (часто без сознания) и связанный с ним новый опыт, потребности, интересы.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием, является формирование нового уровня самосознания, изменение самооценки (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.), Определяемые стремление понять себя, свои возможности и особенности, объединяющие подростка с другими людьми, группами людей и отличающие его от них, делающие его уникальным. Это связано с резкими колебаниями по отношению к себе, нестабильностью самооценки. Указанное новообразование определяет основные потребности подросткового возраста в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее также считается ведущим видом деятельности в этом возрасте (Д.Б. Эльконин). Согласно другой точке зрения, ведущим в этот период является просоциальная активность, определяемая необходимостью подростка занять определенное место в обществе, оценить себя в системе Я и свое участие в обществе (Д.И. Фельдштейн).

Подростковый возраст считается либо временем перехода во взрослую жизнь (это связано, например, с идеей Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгунова о чувстве взрослости как основного новообразования этого периода), либо независимой относительно независимой фазой. Последняя точка зрения в настоящее время преобладает. Он (часто вместе с ранней юностью) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими собственными установками, специфическими нормами поведения и т. д., Которые формируют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к определенной подростковой общине и определенной ее группе, часто отличающейся не только интересами и формами досуга, но и одеждой, языком и т. д., Имеет важное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы предстают для него как его собственные, влияющие на нравственное развитие. Определенное несоответствие между нормами группы и нормами взрослого мира выражает наиболее важную потребность подростка в независимости, личной автономии. В то же время в подростковом возрасте важно не столько само по себе иметь возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько понять взрослыми эту возможность и принципиальное равенство подростков с взрослыми с точки зрения прав. В то же время подростки продолжают ждать помощи, защиты от взрослых и т. д. Указанное несоответствие и подчинение нормам группы делает этот возраст особенно опасным из-за возможности различных форм девиантного и правонарушительного, незаконного поведения.

Объектом данного исследования является процесс развития самосознания старших подростков.

Предметом исследования являются структурные составляющие самосознания.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития самосознания подростков.

Задачи:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  • изучение структурных компонентов самосознания подростков;
  • исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания;
  • обобщить результаты и сформулировать основные выводы.

Исследования будут проводиться путем тестирования и наблюдения.

Исследования будут проводиться на базе общеобразовательной школы № 13 города Кимры с подростками в возрасте 13-14 лет.

Теоретическое изучение основ развития самосознания подростков

Идентичность

Самосознание является важным звеном в личности. Он определяется как сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, своих мыслей и мнений о себе. Самосознание - это отношение человека к себе.

В истории философии и психологии различные точки зрения относительно самоидентификации личности, ее структурных составляющих, которые представлены в работах А.В. Петровский, Е.Т. Соколова И.И. Чеснокова и другие

Петровский определяет самосознание как составную часть Я-концепции, в том числе изображение его качеств, способностей, внешности, социальной значимости.

Только через самосознание мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социальным и моральным требованиям, предъявляемым к нам; мы также осознаем несоответствие наших физических и умственных способностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания являются: развитие и совершенствование личности в соответствии с социально-нравственными потребностями общества и сознательное использование психологических моделей личности для наиболее успешной трансформации природы и общества.

L.D. Столяренко, выделив критерии самосознания, выделил свои структурные компоненты в виде:

  • осознание близких и дальних целей, мотивов себя;
  • осознание своих настоящих и желаемых качеств (настоящее я и идеальное я);
  • когнитивные когнитивные представления о себе; эмоциональная, чувственная самооценка.

Психологический анализ самосознания, как И.И. Чесноков обязательно включает в себя вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения личности.

Персональный подход к изучению характеристик самосознания разработал Е. Т. Соколова. По ее мнению, самосознание - это сложное динамическое единство знания и отношения, интеллектуального и аффективного. В связи с этим она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента - когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностный настрой, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно самостоятельные логика развития, но тесно взаимосвязаны.

При формировании самосознания человек, прежде всего, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться в раннем детстве.

Психологи считают, что полное развитие личности невозможно до тех пор, пока подросток не достигнет стадии формальных операций в своем развитии. По словам Пиаже, этот этап начинается после 12 лет, когда подросток становится способным анализировать решение логических задач как специфического, так и абстрактного содержания. Подростки могут систематически думать обо всех возможностях, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этом этапе становится возможным думать о себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, об их привлекательности. Основываясь на этой информации, подростки формируют представления о себе, а затем проверяют общение с другими людьми. Подростки руководствуются своими идеалами (или идеалами других людей) и часто сравнивают себя с ними.

Подростковый возраст - это не только период физического формирования, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории о себе.

Очень важно, чтобы у ребенка выработалась адекватная самооценка.

Есть 6 разных я:

  1. настоящая личность человека;
  2. себя в глазах самого человека;
  3. его я по мнению других людей;
  4. представления человека о том, что о нем думают другие;
  5. идеи о том, кем он хотел бы стать;
  6. идеи о том, как другие хотели бы видеть его.

Психологический словарь определяет самосознание как сознательное отношение человека к его потребностям и способностям, побуждениям и мотивам поведения, чувствам и мыслям, также выражается в эмоционально-семантической оценке его субъективных способностей, выступающей в качестве основы для соответствующих действий. и дела.

Основой самосознания является способность человека отличать себя от собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании основных способов жизнедеятельности человека. Отношение к своему существу, опосредованное совместными (в общении осуществляемыми) действиями, способствует формированию определенного представления о себе как о способном к общественно значимым действиям и действиям. Я-образ (субъективный образ себя) развивается под влиянием оценочного отношения других людей при сопоставлении мотивов, целей и результатов их действий и действий с принятыми в обществе канонами и социальными нормами поведения. «Образ Я» является обязательным условием каждого акта постановки целей. Идея цели и пути ее достижения - это одновременно и идея их будущих действий, способностей, сформированных в этих действиях, - того, кто уже достиг своей цели, которая каким-то образом изменилась. В то же время человек может как переоценить, так и недооценить свои возможности; в первом случае он относится к тем, кто обладает необходимыми и престижными способностями, во втором - к тем, кто не обладает этими способностями.

С.Л. Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности заканчивается раскрытием ее личности. Он считал, что развитие самосознания проходит через несколько этапов: от наивного невежества в отношении самого себя до все более глубокого самопознания, которое затем сочетается со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л. Рубинштейн высказал суждение о трехкомпонентной структуре самосознания: пережитое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.

Самосознание в психической деятельности человека предстает как сложный процесс косвенного самопознания, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуационных образов через интеграцию таких ситуационных образов в целостное образование - концепцию самости.

Формирование отношения развивающегося человека к себе является новейшим по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют отношению к ситуации, субъекту и средствам деятельности, другим людям. Только пройдя через множество объектов отношений, сознание становится самим объектом самосознания. Это требует накопления опыта многих таких самосознания субъекта поведения для того, чтобы отношения превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства дополняют структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, отношениями; выполняет функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Самопознание - это сложный многоуровневый процесс, индивидуально разработанный во времени. Условно можно выделить 2 этапа: знание собственных характеристик через знание характеристик другого, сравнение и дифференцирование; на втором этапе интроспекция связана.

И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психологический процесс, который заключается в восприятии человеком разнообразных «образов» себя в различных жизненных ситуациях и в сочетании этих образов в единое целое - в представление, а затем в понятие о себе Процесс самопознания тесно связан с различными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностных отношениях человека с самим собой. Обобщенные результаты самопознания и эмоционально-ценностных отношений фиксируются в соответствующей самооценке, которая становится регулятором поведения личности. Таким образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения. Самосознание является динамическим формированием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании.

Сторонами внутренней структуры сознания и самосознания являются знания и отношение.

Самосознание - это рефлексивное отражение самого себя. Рефлексия действует как психологический механизм самосознания. В.Н. Козиев определяет рефлексию как способность двигаться в определенную позицию и рассматривать другого человека или себя с точки зрения этой позиции.

Самосознание сопровождает любые процессы сознания в определенной форме осознания, соотнесения акта осознания с моим «я».

Структура личностной идентичности представляет собой взаимодополняющую комбинацию трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.

Когнитивная субструктура включает в себя самосознание в системе деятельности, в системе межличностных отношений, определяемых этой деятельностью, и в системе ее личностного развития. Постепенно, на основе самооценки в отдельных ситуациях, на основе мнения коллег, формируется устойчивая самооценка, дающая ей чувство профессиональной уверенности или неопределенности.

В аффективно-оценочном отношении к себе они различают оценку своих текущих способностей (фактическая самооценка), вчерашних (ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или идеальная самооценка), а также оценку того, что думают другие это (рефлексивная самооценка). По мнению А.К. Маркова, если текущая оценка выше ретроспективной, а идеальная выше релевантной, это свидетельствует о повышении профессионального самосознания.

И, наконец, третий компонент профессионального самосознания - поведенческий - означает способность действовать на основе знаний о себе и отношения к себе.

Основными функциями самосознания являются «развитие и совершенствование личности в соответствии с социальными и моральными требованиями общества и сознательное использование ментальных законов личности для наиболее успешной трансформации природы и общества».

Приведенный выше обзор различных точек зрения на вопрос о возникновении самосознания в онтогенезе, о поэтапном характере его развития показывает, что существуют разногласия по этим вопросам. Мы будем придерживаться трехкомпонентной структуры самосознания, как и большинство психологов, которые рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции.

Исходя из вышеизложенного понимания самосознания, раскрывая его содержательный аспект, мы можем выделить следующее: человек как социальное существо осознает себя как член общества, группы: возраст, пол, профессионал, семья и т. д., Его социальное статус, роли, социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама личность как познающий субъект, который осознает свои личностные характеристики: ориентацию и отношения, психические состояния, процессы, свойства, характер, способности; проявления собственной деятельности: действия, отношения с внешним миром; осознает себя как субъект знаний, общения и труда. Он осознает свои индивидуальные свойства: особенности своей внешности, функции своего тела, особенности соматической организации и так далее.

Теперь мы переходим к анализу Я-концепции - содержательной стороны самосознания.

Развитие самооценки в подростковом возрасте

С самого начала самооценка стала активным принципом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.

Чувство зрелости - это новообразование подросткового возраста.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, они подразумевают формирование его готовности к жизни в обществе взрослых, причем как равноправного участника этой жизни.

Со стороны ничего не меняется с подростком: она учится в той же школе (если, конечно, ее родители внезапно не перешли в другую), живет в одной семье. Все таки в семье ребенок рассматривается как «маленький». Сам он мало что делает, многое - его родители не позволяют, которым все еще нужно подчиняться. Родители кормят, пьют, одевают своего ребенка, и за хорошее (с их точки зрения) поведение они могут даже «вознаградить (опять же, согласно своему собственному пониманию). Это далеко от реальной взрослой жизни - и физически, и психологически, и социально. Объективно его нельзя включать во взрослую жизнь, но он к этому стремится и претендует на равные права со взрослыми. Они пока ничего не могут изменить, но внешне подражают взрослым. Именно здесь появляются признаки «псевдо-взрослого»: курение сигарет, вывешивание на веранде, поездки за город (внешнее проявление - «у меня тоже есть личная жизнь»). Скопируйте любые отношения.

Хотя претензии на взрослую жизнь нелепы, иногда уродливы, а образцы для подражания не самые лучшие, в принципе подростку полезно пройти через такую ​​школу новых отношений. В конце концов, внешнее копирование отношений взрослых - это своего рода перечисление ролей, игр, которые происходят в жизни. Это вариант подростковой социализации. А где еще можно заниматься, если не в своей семье? Часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - воспитанный, а на следующей неделе - хулиган "как соседка Вовка". Для некоторых подростков вступление в жизнь отмечается разными хитростями (доведение членов семьи до безумия).

Но есть и действительно ценные варианты для взрослой жизни, благоприятные не только для любимых, но и для личностного развития подростка. Это включение в совершенно взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимается самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и повседневных проблем, помощь тем, кто в этом нуждается.

Однако лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и лишь немногие способны взять на себя ответственность за благополучие других. В наше время более распространенным является социальный инфантилизм.

Появление подростка является еще одним источником конфликта. Походка, манеры, внешность меняются. Совсем недавно свободный, легко двигающийся мальчик начинает бродить, опуская руки глубоко в карманы и выплевывая через плечо. У него есть новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и на обложках журналов, выплескивая эмоции по поводу несоответствия ее матери.

Появление подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родители не удовлетворены ни молодежной модой, ни ценой вещей, которые так нужны их ребенку. И подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может испытать отсутствие куртки - как и все в его компании - как трагедию.

Психологи рассматривают желание слиться с группой, никак не выделяющимся, соответствующим потребности в эмоциональной защищенности, как механизм психологической защиты и называют это социальной мимикой.

Внутри происходит следующее.

У подростка своя позиция. Он считает себя уже достаточно старым и считает себя взрослым.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему как к равному, взрослому. Но в то же время он не будет смущен тем, что требует больше прав, чем берет на себя ответственность. И подросток не хочет ни за что не отвечать (кроме слов).

Стремление к независимости. И этим контроль и помощь отвергаются. Все чаще можно услышать от подростка: «Я все знаю сам!» (Это так напоминает ребенку "Я сам!"). И родители должны будут только прийти к соглашению и попытаться приучить своих детей нести ответственность за свои действия. Это полезно для них в жизни. К сожалению, такая «независимость» является еще одним из главных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

Появление собственных вкусов и взглядов, оценок и линий поведения (наиболее поразительным является появление пристрастия к музыке определенного типа).

Чувство зрелости становится центральным новообразованием молодых подростков, и к концу периода, в возрасте около 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. В поисках собственной нестабильности он формирует «Я-концепцию» - систему внутренне согласованных представлений о себе (теория собственного «Я»), образы «Я». Более того, оно может не совпадать с настоящим «я».

Необходимо помнить, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позднее, в дошкольном возрасте, возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, соответствующее требованиям взрослых. Несмотря на это, дошкольники оценивают себя поверхностно и оптимистично. Если их попросят описать себя, они будут делать это в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост и любимые занятия. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я езжу на велосипеде лучше, чем мой брат», «Мне ничего не стоит делать пять. И это сделает только двойка или даже счет. Она "Колышек".

К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают свое типичное поведение, обращаются к своим мыслям и чувствам. Вот что рассказывает ученик 4-го класса о себе: «У меня слабый характер. Когда я был маленьким, когда я ходил в детский сад и в первом классе, другие избивали меня, но я не возвращал их, я просто плакал, и даже учитель не жаловался. Тогда я научился защищать себя. Мой папа научил меня играть в бокс. Теперь они меня не бьют, но я плохой спортсмен. Мне нужно быть закаленным, чтобы стать сильным. Но я не делаю упражнения. Я иду на все, и я не буду начинать вообще. »

В возрасте 11-12 лет возникает интерес к вашему внутреннему миру, и затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, их личностными чертами, действиями анализируются им предвзято.

В 11–12 лет ребенок хочет понять себя, на что он похож, то есть построить свое идеальное «я». Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с окружающими, анализирует, ищет сходства. Семьи и взрослые частично помогают ему познать себя. Работает подростковая рефлексия: дружба конфессиональная, пишут дневники и стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи ...

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к неудовлетворенности собой. Самооценка в подростковом возрасте низка по своему общему уровню и нестабильна.

Подростки, изучая себя, воображают, что другие люди также постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует центр внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он всегда открыт взглядам других людей, что повышает его уязвимость.

С развитием самосознания также связаны склонность к одиночеству, чувство одиночества, непонятность и меланхолия, возникающие в подростковом возрасте. Эти новые чувства, не свойственные маленьким детям, проявляются в аффективных вспышках и внезапно появляются во время изоляции.

Рассматривая структуру Я-концепции, Р. Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различию, поскольку в психологическом отношении они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка себя предрасполагают человека к определенному поведению; следовательно, глобальная самооценка может рассматриваться как совокупность индивидуальных установок, направленных на самого себя.

Бернс выделяет следующие основные углы или условия самостоятельной установки:

  • истинное отношение к себе, связанное с тем, как человек воспринимает свои текущие способности, роли, свое текущее состояние, то есть со своими представлениями о том, кем он является на самом деле;
  • зеркальные (социальные) самооценки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
  • идеальное Я - это отношение, связанное с представлениями человека о том, кем он хотел бы стать.

Столин отмечает, что анализ конечных продуктов самосознания, которые выражаются в структуре представлений о себе, «Я-образе» или «Я-понятии», проводится либо как поиск типов, так и классификаций. изображений «Я», или как поиск «размеров» (что есть значимые параметры) этого изображения. Наиболее известное различие между изображениями «Я» - это различие между «Я-реальным» и «Я-идеалом», которое так или иначе присутствует в работах В. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, С. Роджерса и многие другие, а также предложенный У. Джеймсом различает «материальное я» и «социальное я». Розенберг предложил более детальную классификацию изображений: «реальное Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я».

Образы «я», которые подросток создает в своем уме, разнообразны - они отражают все богатство его жизни.

Физическое «я», то есть идеи о собственной внешней привлекательности, идеи о разуме, способностях в разных сферах, силе характера, общительности, доброты и других качествах, когда они объединены, образуют большой слой Я-концепции - так называемое настоящее «я».

Зная себя, ваши различные качества приводят к формированию когнитивного компонента Я-концепции. С этим связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, кто он на самом деле, но и насколько важны его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, которая сложилась в основном благодаря влиянию семьи и сверстников. Поэтому разные подростки по-разному испытывают недостаток красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, определенный стиль поведения должен соответствовать самооценке. Девушка, которая считает себя очаровательной, ведет себя совсем не так, как ее сверстница, которая считает себя уродливой, но очень умной.

Подросток еще не зрелая личность. Некоторые его особенности особенно противоречивы, сочетание разных образов «я» не является гармоничным. Нестабильность, подвижность всей психической жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости самооценки. Иногда случайная фраза, комплимент или издевательство приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда образ «Я» достаточно стабилизировался и ему противоречит оценка значимого человека или поступка самого подростка, часто включаются механизмы психологической защиты. Предположим, что мальчик, который считает себя смелым, труслив. Несоответствие его представлений о себе и реальном поведении может вызвать такие болезненные переживания, что, избавившись от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, в том, что этот поступок был разумным, обстоятельства требовали его, и было бы глупо действовать иначе (механизм рационализации); или признает, что его курили, но, в конце концов, все его друзья трусы, каждый также будет действовать на его месте (механизм проекции).

Образы «я» никак не связаны друг с другом, но реальны с различной степенью реализма. Таким образом, идеальная идея идеального "я" формируется. Самооценка динамична и нестабильна. Эти идеи только формируются, поэтому подростки чувствительны к словам и т. д.

Можно сказать, что то, что присуще «Я-концепции», подросток пытается развить (особенно, если это не соответствует реальному «Я»). Например, физически больной ребенок в «я-концепции» не здоров. Такой ребенок постарается физически подтянуть себя. И часто это удается (хотя и не в полной мере).

С высоким уровнем притязаний и недостаточной осведомленностью об их возможностях идеальное «я» может слишком сильно отличаться от реального.

Тогда разрыв, испытываемый подростком между идеальным образом и его фактическим положением, приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обиде, упрямстве, агрессивности.

С реализацией «Я» - настоящего, есть правильная возможность исправить свои «недостатки», улучшить себя, предпринять реальные шаги самообразования.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшее время, но и стремятся развить в себе нужные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он входит в спортивную секцию, если он хочет быть эрудированным, он начинает читать художественную и научную литературу. Некоторые подростки разрабатывают программы самопомощи всего тела.

Основная задача родителей - помочь ребенку научиться правильно оценивать себя, но не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.

Самообразование становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Уровень саморегуляции меняется: он способен откладывать желания, оценивать соотношение возможностей и реальной ситуации. Конечно, не все они способны на настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно двигаться к идеалу, созданному ими. Кроме того, у многих все еще есть детская надежда на чудо: кажется, что однажды слабый и робкий человек внезапно выбьет первого сильного человека в классе и обнаглеть, и этот человек из трех человек блестяще напишет тестовую работу. Вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

В конце подросткового периода, на рубеже раннего подросткового возраста, самооценка стабилизируется и образует целостную систему - самооценку. У некоторых детей самооценка может сформироваться позже, в старшем школьном возрасте. В любом случае это самый важный этап в развитии самосознания.

«Я» - представление о моей внешности

Особенности личности подростка

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время каждый век имеет свои особенности и трудности. Подростковый возраст не исключение.

Это самый продолжительный переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее возрождение.

Подростковый возраст считается сложным в образовательном плане.

Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т.е. те, кто не знает, как адаптироваться к школе (низкая успеваемость, плохая дисциплина, разочарование в отношениях со сверстниками, проявление негативных черт личности и поведения, отрицательные субъективные переживания и т. д.) в средних классах.

Чаще всего трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте вначале могут возникать и усугубляться различные патологические реакции, связанные с развитием психического заболевания или значительными трудностями в процессе формирования личности.

Риск возникновения шизофрении в подростковом возрасте в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей жизни.

В результате в этом возрасте мы сталкиваемся с наибольшим количеством так называемых «трудных детей». Но даже полностью здоровые подростки характеризуются крайней нестабильностью своего настроения, постоянными колебаниями самооценки, резкими изменениями физического состояния и самочувствия, уязвимостью и неадекватностью реакций.

Этот век настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один непрерывный, затяжной конфликт, как «нормальную патологию».

Все это требует от окружающих подростка взрослых, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Личное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны, необходимостью самоутверждения, с другой стороны, необходимостью общения со сверстниками, поскольку ведущая деятельность в этом возрасте является интимной и личной. Эти потребности формируют основные черты психического развития подростка.

Одной из главных особенностей психического развития можно считать личную нестабильность подростка.

Недаром Стэнли Холл назвал подростковый период - периодом «Бури и натиска». В течение этого периода прямо противоположные потребности и черты сосуществуют в личности подростка. Сегодня дочь скромно сидит со своими родственниками и обсуждает достоинства. А завтра, изобразив военную краску на лице и проткнув ухо дюжиной сережек, он пойдет на ночную дискотеку, заявив, что «все должно быть в жизни».

Но ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто передумала. То же самое касается хобби и увлечений. После месяца занятий фехтованием ваш сын вдруг объявит, что он пацифист. Убивать кого-либо - это ужасный грех. И поэтому увлекся с той же страстью филателией. Но больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Какое это имеет отношение к тому, кому можно было бы доверять «на все 100», как к себе, который будет предан. В друге они ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. На практике Друг является аналогом психотерапевта. Чаще всего они заводят друзей с подростками того же пола, социального статуса и тех же способностей (хотя иногда друзья выбираются по контрасту, как будто в дополнение к их отсутствующим чертам).

Дружба выборочная, предательства не прощают. И вместе с подростковым максимализмом, дружба своеобразна: с одной стороны, потребность в едином преданном друге, с другой, частая смена друзей

Любовь в этом возрасте менее стабильна, чем юношеская.

Референтная группа - это значительная группа для подростка, чьи взгляды он принимает. Это может быть дворовая компания, класс, друзья по кругу или соседи по полу. Вот когда родители должны быть особенно осторожны. В конце концов, такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и именно она способна влиять на его поведение и отношения с другими. И подросток будет прислушиваться к мнению членов этой группы. Он попытается утвердиться в этом.

Роль социальных факторов в развитии подростковой идентичности

Семья - это первая социальная среда, в которой начинается самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают формироваться в процессе взаимоотношений с родителями, поскольку самоотношения ребенка не проистекают из его познаний о себе, это знания и взаимоотношения взрослых, переданные внутрь, плюс собственная деятельность ребенка.

Семейные условия, включая социальный статус, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, существенно влияют на личность ребенка. Помимо осознанного, целенаправленного обучения, которое дают ему родители, атмосфера всей семьи, характер отношений между его членами влияют на ребенка, и эффект этого эффекта накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Психологи представляют эмоциональный тон отношений между родителями и детьми в виде шкалы, на одном полюсе которой находятся самые близкие, самые теплые, самые дружеские отношения, а на другом - отдаленные, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором - строгость и наказание. Многие исследования доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокую самооценку и устойчивый позитивный образ «я». Строгие родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают протест и агрессию у подростков. Ослабление родительского внимания заставляет подростка чувствовать, что родители не заботятся о нем.

Таким образом, существует два наиболее распространенных стиля семейного воспитания - демократический и авторитарный. Демократические родители ценят самостоятельность и дисциплину в поведении подростка. Сами они дают ему право быть независимым в некоторых областях своей жизни; без ущерба для его прав, в то же время они требуют исполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает для подростка; он часто слушает объяснения, почему одно не должно быть сделано, а другое должно быть сделано. Формирование взрослой жизни в таких отношениях происходит без особых забот и конфликтов. Авторитарные родители требуют от подростков беспрекословного подчинения и не верят, что им следует объяснять им причины своих указаний и запретов. Часто конфликты возникают, когда они относятся к подростку как к маленькому ребенку, игнорируя его потребность в независимости. Они жестко контролируют все сферы жизни, и они могут делать это и не совсем правильно. Дети в таких семьях обычно оказываются изолированными, и их общение с родителями нарушается. Некоторые подростки находятся в конфликте. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Сочетание равнодушного воспитания с отсутствием контроля также является неблагоприятным вариантом для семейных отношений. Подросткам разрешено делать все, что они хотят, никто не интересуется их делами. Чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, отсутствию независимости и трудностям в общении со сверстниками.

Как вы знаете, переходный возраст - это период освобождения ребенка от родителей, чувства зрелости подростка и стремления к независимости. И очень важно, чтобы родители в этот сложный период для своих детей смогли восстановить - принять чувство зрелости своего ребенка.

На самосознание подростков влияют взрослые не только в лице родителей, но и в лице учителей. В начале подросткового возраста это влияние усиливается, так как после перехода в пятый класс появляется новый состав учителей, отличающийся стилем и требованиями. Подростку очень сложно быстро адаптироваться в новой среде.

Учитель, который в первую очередь заботится об успеваемости, не видит индивидуальности ученика за гранью. Идеальным учеником в его понимании является тот, кто всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину в классе. В отличие от модели школьника, идеальной во всех отношениях, есть другая: ленивая, пассивная, непослушная, враждебная к школе и к учителю.

Поскольку личный интерес подростка повышен, подросток очень чувствителен к взрослым, оценивая индивидуальные качества его личности, интеллекта и способностей. Его отличает большая уязвимость и зачастую болезненная реакция на любую критику по отношению к нему. Иногда критика падает на основании неуверенности в себе, своих способностей и способностей. Такие ситуации вызывают сильные эмоциональные переживания, которые допускаются только в себе в форме обиды и тоски, к потере уверенности в себе.

Эти переживания в форме вышеперечисленных аффектов, возникших во время повышенной эмоциональности, могут скрытно сохраняться среди подростков и впоследствии стать одним из устойчивых состояний их психики.

Идеал - это то, что составляет высшую цель деятельности, стремления. В психологии развития идеал - это моральная модель, стандарт, служащий мотивом трансформирующей деятельности субъекта. L.I. Божович пишет: «Психологический идеал выполняет двойную функцию. Во-первых, он создает более или менее постоянную и интенсивную систему моральных устремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную совокупность мотивирующих сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи сознательным, начинает действовать как моральный стандарт, в соответствии с которым студент стремится сознательно формировать себя, оценивать свои действия и действия других людей, в более широком смысле, что становится для него моральной мерой во всех жизненных вопросах и ситуациях ». (Божович Л.И., 1968, с. 404). Л.С. Выготский считает, что идеал подростка - это его зона ближайшего развития. То есть желаемое «Я» - это зона ближайшего развития детей, их «завтра», а настоящее «Я» - зона фактического развития, это их сегодняшний день.

Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов начинается в раннем подростковом возрасте в виде определенного идеала. Этот идеал характеризуется тем, что он отражает не столько черты личности, сколько типичные обобщенные акты, в которых проявляются эти качества («всегда помогает»). Таким образом, подросток прежде всего определяет внешние качества идеала, но не отделяет внутренние от своих действий и действий.

Идеал младших подростков также характеризуется тем, что многие подростки находят наиболее привлекательные модели для своих сверстников. По сравнению со взрослыми, сверстники оцениваются подростками как образец, который ближе, понятнее и доступнее. Подростки объясняют это преимущественно общением со сверстниками, совместной деятельностью, осознанием их сходства с ним, большей легкостью узнавать своих сверстников и себя по сравнению с ним.

Благодаря равным возможностям, подросток осознает доступность сверстников. Это стимулирует процесс познания качеств сверстников и их собственных качеств. Ошибки сверстников помогают подростку исправлять свои действия, избегать просчетов. Преимущественное выравнивание сверстников определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и тем, что он может помочь советом и делом.

У младших подростков идеал начинает действовать как довольно сильный мотив поведения. Он воплощает в себе определенную систему требований ребенка к себе, служит определенным стимулом к ​​самообразованию. Если требования, предъявляемые к ребенку извне, не соответствуют требованиям идеала, они не окажут на него должного влияния.

Эмпирическое исследование основ развития самосознания в подростке

В эксперименте приняли участие 20 студентов: 11 девочек и 9 мальчиков.

Для исследования были использованы следующие методы:

  • Тест «Самооценка».
  • Анкета Розенберга.
  • Графический тест.

Методология опросника Розенберга была проведена с целью выявления особенностей развития эмоционально-аффективной составляющей образа «Я» учащихся-подростков. Испытуемым были заданы вопросники, состоящие из 10 утверждений и 4 вариантов ответа. Их задачей было выбрать варианты ответа.

По результатам теста можно сказать следующее:

  • более высокий процент группы получил довольно высокую самооценку (60%);
  • далее, согласно сумме полученных процентов, следует средняя самооценка (30%);
  • очень высокая и низкая самооценка набрали одинаковое количество процентов (5%);

Это может указывать на то, что в целом самооценка в группе достаточно высокая.

Изучив результаты теста, можно сказать следующее: молодые люди в возрасте 14 лет продемонстрировали более высокий процент самооценки, чем молодые люди в возрасте 13 лет.

Уровень довольно высокой самооценки у них полностью совпадает, и 13-летние проявляют уважение к себе с уважением, очень низкий уровень самооценки не выявлен ни в одной из групп. Из этого можно сделать вывод, что чувство собственного достоинства среди молодых людей 14 лет находится на более высоком уровне.

Девочки в возрасте 14 лет получили больший процент от среднего уровня самооценки, чем 13-летние. Но 13 девочек имеют значительно более высокую самооценку, чем 14-летние. Само по себе отношение с уважением было выявлено в основном только у девочек 14 лет, а очень низкое - вообще не выявлено. Можно сделать вывод, что 13-летние девочки имеют значительно более высокую самооценку, чем их 14-летние сверстники.

Сравнивая представленные данные, можно сделать вывод, что уровень самооценки у девочек 13 лет значительно выше, чем у мальчиков того же возраста. Данные показывают, что молодые мужчины в возрасте 14 лет имеют более высокий уровень самооценки, чем молодые люди в возрасте 13 лет. В заключение я хотел бы сказать, что полученные данные довольно разнообразны, и сложно сделать общий вывод.

Отражение уровня самоуничижения:

  • самый высокий процент набрал минимальную самооценку (95%);
  • только один субъект (5%) проявил требовательное отношение к себе.

Проанализировав данные, можно сказать следующее: самоуничижение у юношей 13 и 14 лет минимально. Полное унижение, серьезное унижение и требовательное унижение не были идентифицированы.

Девочки 13 лет выявили наличие требовательного отношения к себе. Минимальная самооценка набрала больший процент в обеих группах, но среди девочек 14 лет она оказалась больше. Это может указывать на то, что у 13-летних девочек уровень самоунижения гораздо выше, чем у 14-летних.

При сравнительном анализе результатов, полученных среди мальчиков и девочек 13 лет, можно заметить следующее: у девочек уровень самоунижения выше, чем у мальчиков. Несмотря на то, что ситуация была другой для выборки 14 лет, уровень самоунижения оказался одинаковым для молодых мужчин, но это не доказывает, что в самосознании существуют только гендерные различия. Есть также возрастные различия.

По результатам теста на самооценку можно сказать следующее:

  • более высокий процент в группе получил неадекватно высокий уровень самооценки (70%);
  • небольшое количество получило уровень выше среднего (15%);
  • также небольшая сумма получила низкий уровень самооценки (10%);
  • средний уровень выявлен только одним субъектом (5%);
  • Неадекватно низкие, ниже среднего, высокие уровни не выявлены.

То есть мы можем сказать, что в целом по группе самооценка неадекватно завышена, что, впрочем, характерно и для подростков.

Но на основе неадекватно высокой самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ его личности и способностей, его ценность для других, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач, чтобы поддерживать обычно высокую оценку себя, своих действий и поступков. Существует резкое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает самооценку. Восприятие реальности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное ядро оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое наблюдение начинает восприниматься как придирки, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неудача возникает в результате чьих-то интриг или неблагоприятных обстоятельств, которые никоим образом не зависят от действий самой личности.

Самооценка может быть недооценена, то есть ниже, чем реальные возможности личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отваге, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой неуловимых целей, ограничиваются решением обычных задач и слишком критичны по отношению к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушает процесс самоуправления, нарушает самоконтроль. Это особенно заметно в общении, где люди с высокой и низкой самооценкой являются причиной конфликта. Из-за чрезмерной самооценки конфликты возникают из-за пренебрежения другими людьми и неуважительного отношения к ним, слишком резких и необоснованных заявлений в их адрес, нетерпимости к мнению других людей, проявления высокомерия и высокомерия. Низкая самокритика мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерным и неоспоримым суждением.

Самоуважение может быть оптимальным и неоптимальным. Обладая оптимальной, адекватной самооценкой, субъект правильно соотносит свои способности и способности, довольно критически относится к себе, старается по-настоящему взглянуть на свои неудачи и успехи, пытается установить достижимые цели, которые могут быть достигнуты на практике. Он приближается к оценке того, что было достигнуто не только своими собственными стандартами, но и пытается предвидеть, как на это отреагируют другие люди: коллеги по работе и родственники. Другими словами, адекватная самооценка является результатом постоянного поиска реальной меры, то есть без чрезмерной переоценки, но также без чрезмерной критичности по отношению к общению, поведению, деятельности или чувствам. Такая самооценка лучше всего подходит для конкретных условий и ситуаций.

Проанализировав результаты, можно сказать, что у 13-летних мальчиков были выявлены четыре уровня самооценки: низкий, средний и ниже среднего уровни были обнаружены только у них. Уровень «неадекватно высокий» есть в обеих группах, но среди юношей 13 лет он более выражен. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у юношей 13 и 14 лет чувство собственного достоинства, как правило, завышено.

Сейчас мы анализируем текущую ситуацию среди девушек. Девочки 14 лет показали уровень самооценки ниже среднего, девочки 13 лет - уровень выше среднего. Неадекватно высокий уровень был обнаружен в обеих группах, но у девочек 14 лет он более выражен. Из этого можно сделать вывод, что у девочек 14 лет уровень самооценки немного выше, чем у их сверстников.

Можно сделать вывод, что у подростков 13 лет обнаруженные уровни совпадали, но имеют небольшую количественную разницу. У юношей результат выше на уровне ниже среднего, а у девушек на неадекватно высоком уровне. Следовательно, мы можем сделать вывод, что 13-летние девочки имеют завышенную самооценку, а 13-летние мальчики близки к норме.

В этой ситуации напрашивается следующий вывод: сравнительный анализ по гендерным критериям показал, что самооценка мальчиков и девочек очень высока.

По результатам графического теста наиболее распространенными ответами были:

  • равное, уважительное отношение к окружающим, осознание причастности к чужим делам, взаимопомощь.
  • Равное, уважительное отношение к окружающим дополняется чувством родства и единства, некоторой гармонией сосуществования.
  • состояние единства со всем, гармонии, любви. Радостное принятие жизни, человек, который излучает добро, любовь. Жизнь расценена как высший дар. Есть радость бытия, креативность.
  • отсутствие большого значения самого себя и других. Там нет оппозиции.
  • отсутствие большого значения самого себя и других, нет осознания себя как личности; человек чувствует себя комфортно от слияния с другими, как он.
  • полное слияние со средой, которая не занимает в этом мире очень большого пространства, потому что есть что-то более существенное вне этой среды или из-за низкой дифференциации личного пространства: человек спит, не чувствует противоречий со средой потому что не может отличить себя от этого.

Такие ответы были найдены несколько раз:

  • выражается эгоцентрическая позиция личности, авторитарного Я, противопоставление личности и Других, позиция «вниз», манипулятивное отношение, важность позиции в жизни, а позиция других принижается ,
  • чувство превосходства над другими, но нет ярко выраженного контраста. Положение старшего родителя доминирует; есть желание контролировать другого, независимо от его воли и желаний.
  • равное отношение к другим: есть значимость себя и других, но есть и контраст.

Полное растворение в обществе, нет личности, индивидуальность. Человек как бы потерял свое пространство. Нет никакой разницы между волей и волей общества: человек движется вместе с потоком. Хотя о «I-положении» говорить здесь не стоит. Вот где появляется образ жизни растений. Эмоциональное состояние хорошее: человек находится в полной гармонии с окружающей средой, нет никаких противоречий между его «Я-позицией» и положением других, потому что нет его «Я».

Вывод:

Несмотря на то, что начало изучения подросткового возраста и его значение в формировании личности бывшего ребенка было заложено давно (более 80 лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой наиболее важны представлены моменты подросткового периода, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы они удовлетворяли ученых, занимавшихся исследованиями по этому вопросу. Но все же я хотел бы отметить, что приведенные выше теории очень важны для формирования комплексной идеи самосознания.

Существует несколько форм человеческой деятельности: общение, поведение, активность, опыт. Человек может рассматриваться как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм деятельности затруднено, человек интересуется одной или двумя сферами своей жизни. Действительно, все наблюдали людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественно предположить, что при выполнении методологии люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их интересует больше. Это позволяет выяснить, в какой области лежат их интересы и их предпочтения. Для этого необходимо рассчитать, сколько «идеальных» качеств было записано для каждого из четырех блоков, и сравнить полученные числа между собой. Ведущим будет уровень человеческой активности, где наиболее собраны «идеальные» и «реальные» качества, а также их процент.

В процессе работы над теоретическим изучением самосознания подростков, анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что самооценка и самосознание неразрывно связаны друг с другом.

По результатам исследования можно сделать вывод, что у подростков уровень самооценки, по большей части, неадекватно завышен. Это обстоятельство может повлиять на общение с другими людьми. Подростки чувствуют себя равными в своей группе или среде, уважают других, чувствуют определенную гармонию сосуществования.

Но в то же время различают контраст между собой и обществом, чувство превосходства над другими или полный распад общества, нет личности, индивидуальности. Человек как бы проявляет растительный образ жизни.

Подводя итоги вышесказанного, мы можем подвести итог, используя слова А. Петровского: «Все, что развивалось и защищалось в человеке, возникло благодаря совместной деятельности с другими людьми и в общении с ними и предназначено для этого. Человек включает в свою деятельность и общение основные ориентиры своего поведения, постоянно проверяет, что он делает с тем, что от него ожидают другие, справляется со своими мнениями, чувствами и требованиями. Зная качества другого человека, человек получает необходимую информацию, позволяющую выработать собственную оценку. Уже установленные оценки своего «я» являются результатом сравнения того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, внимательно смотрит на другого человека, сравнивает себя с ним, предполагает, что ему небезразличны его личные качества, поступки, проявления; Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое благополучие».

Из полученных теорий можно сделать вывод, что самосознание - это вершина сознания.

Кроме того, самосознание является признаком личности и формируется вместе с ним. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, свои результаты, найти свое место в жизни;

Самосознание значительно отличается от сознания, поскольку сознание - это знание другого, а самоосознание - это знание самого себя, которое формируется в процессе социализации.

Единого подхода к изучению самосознания и его компонентов не существует, поскольку ученые используют различные методы в своих исследованиях, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что изучение особенностей самосознания у подростков представляет наибольший интерес, начиная с подросткового возраста, как и Л.С. В этом возрасте меняется представление о себе, о субъективной, динамической позиции изнутри. Подросток перестраивает все отношения с внешним миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети добираются до последней стадии становления, им в этом помогают родители, сверстники и окружающая реальность.

Подводя итоги проделанной работы, следует сказать, что она действительно имеет практическое значение, важность. Поскольку исследование самосознания подростков проводится уже более 50 лет, и в теории до сих пор нет единого подхода.

В подростковом возрасте не только семья, но и школа в лице сверстников и учителей оказывает сильное влияние на самосознание и формирование личности. Таким образом, опыт подростка расширяется, и при оценке и восприятии себя появляется тенденция к освобождению самооценки от оценок других.