Становление педагогического мастерства учителя физической культуры

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инновационные подходы в физическом воспитании школьников
Педагогические познавательные процессы и их развитие
Взаимодействие школы и семьи в физическом воспитании учащихся
Профессии в области физической культуры и спорта: история, современность и перспективы


Введение:

Изменение социально-экономических условий в нашей стране заставляет нас по-новому взглянуть на профессию учителя физкультуры с точки зрения профессионализма и умения в педагогической деятельности. Очевидно, что нет необходимости напоминать о трудностях, с которыми сегодня сталкивается отечественная система образования. Их преодоление предполагает наряду с административно-политической, материальной, организационной, междисциплинарной научной поддержкой общее и психолого-педагогическое обеспечение в частности.

Даже Я.А. Каменский утверждал, что в любой школе вопрос обучения и воспитания полностью определяется учителем. Учитель, учитель, учитель должен оставаться главной фигурой в современной школе. От того, что учитель в школе есть и будет, это и будет наше настоящее и будущее общество.

Известно, что социальный престиж образования и педагогической деятельности в нашей стране неуклонно падает. Финансирование образования по сравнению с материальным производством отстает почти в 10 раз. Заработная плата учителя как экономической формы общественного признания и оценки педагогической работы остается крайне низкой. В результате педагогические университеты заполнены юношами и девушками, у которых нет профессии или способности преподавать. По мнению В.И. Завьялова только 9,7% абитуриентов педагогического вуза поступили на 1-й курс по требованию стать преподавателем. После окончания факультета физической культуры ТГПУ им. Льва Толстого лишь немногие выпускники становятся учителями в школе.

Поэтому основные проблемы, связанные с повышением уровня профессиональной подготовки педагогических кадров для среднего, профессионального и высшего образования, с формированием учителей педагогических навыков у будущих и нынешних учителей, остаются очень острыми и актуальными на ближайшее время.

Теоретической основой работы послужили идеи и теоретические взгляды Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадрикова Е.П. Ильин.

Целью работы является изучение становления учителя физкультуры в качестве мастера в области профессиональной деятельности

Объект исследования - профессионально-педагогическая деятельность учителя физического воспитания.

Предметом исследования является формирование профессионально важных качеств учителя физического воспитания в процессе деятельности.

Научно-исследовательские цели:

  • проанализировать и обобщить данные психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессионализма и мастерства в педагогической деятельности учителя физического воспитания;
  • выявить динамику формирования профессионально важных качеств в зависимости от продолжительности педагогической деятельности;

Новизна исследования заключается в том, что впервые профессионализм и мастерство в педагогической деятельности учителя физкультуры изучаются в меняющихся социально-экономических условиях и на контингенте работающих в областном центре Тульской области. Сделана попытка провести локальное изучение взаимосвязи между формированием профессионально важных качеств и личностных характеристик учителей в зависимости от продолжительности их педагогической деятельности.

Концепция профессионализма и умения в педагогической деятельности

Профессионализм учителя физкультуры

Успех учителя физкультуры зависит от уровня профессионализма. По мнению А.К. Маркова, профессионал - это специалист, который освоил высокие уровни профессиональной деятельности, сознательно меняет и развивает себя в процессе труда, вносит свой индивидуальный творческий вклад в профессию, которая нашла свою индивидуальную судьбу (профессионал - специалист на его месте), стимулируя интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности и повышая престиж своей профессии в обществе.

Ю.Д. Железняк писал, что профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы мотивируют человека, какое значение имеет конкретная профессиональная деятельность в его жизни, какие цели он ставит и т. д., а также какими технологиями он пользуется для достижения своих целей. Важно отметить, что обучение в вузе обеспечивает определенный уровень профессиональной готовности выпускника, и чем выше этот уровень, тем больше оснований для того, чтобы становление профессионализма было более успешным, поскольку человек становится профессионалом только в процессе обучения. профессиональной деятельности.

Профессионализм является неотъемлемой характеристикой человека как личности, субъекта и профессионала.

Проблему профессионализма учителя физкультуры исследовали такие ученые, как Н.В. Кузьмина, Е.П. Ильин и соавт.

Профессионализм учителя физкультуры основан на следующих компонентах.

Педагогическая направленность - это устойчивое желание заниматься педагогической деятельностью. Этот компонент основан на двух мотивационных формациях - «любовь к детям» и интерес к физическому.

Толстой считал любовь к детям доминирующей чертой личности учителя. Вице-адмирал придает большое значение ей. Сухомлинский, подчеркивая, что невозможно научить детей любить ни в одном учебном заведении, ни в каких книгах.

Любовь к детям превращается в интерес к работе с детьми, в стремление учителя сделать их образованными, физически и духовно развитыми.

Вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя, является его интерес к физическому воспитанию.

Знания и навыки. Для учителя физического воспитания необходимо обладать как специальными (необходимыми для учителя для осуществления деятельности учителя физического воспитания), так и общими (социально-политическими, знаниями по литературе, искусством и т. д.) знаниями.

Навыки учителя физкультуры делятся на конструктивные, организационные, коммуникативные (в том числе дидактические и организационные), гностические (в том числе перцептивные), двигательные (в том числе прикладные).

Конструктивные навыки помогают учителю физкультуры планировать свою деятельность.

Организационные навыки связаны с прямой реализацией намеченных планов. Учитель должен уметь организовывать как свою деятельность, так и деятельность учащихся.

Коммуникативные навыки связаны с общением учителя со студентами, коллегами и родителями прихода.

Дидактические навыки - способность учителя физкультуры четко и ясно объяснить ученикам новый материал, продемонстрировать физические упражнения.

Гностические навыки включают в себя умение использовать учебную, методическую и научную литературу, умение проводить небольшие занятия, анализировать их результаты, чтобы вносить коррективы в методологию физического развития студентов.

Моторные навыки отражают, прежде всего, технику выполнения физических упражнений преподавателем.

Обучение долгу и ответственности. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит помочь детям и взрослым, всем, кто в этом нуждается, в рамках своих прав и компетенций; он требует себя, строго следуя своеобразному кодексу педагогической морали. 

Профессионально важные качества - это система стабильных личностных качеств, которые создают возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональные навыки учителя физкультуры

По мнению В.А. Якунин, педагогический навык учителя - это владение профессиональными знаниями и навыками, которые позволяют специалисту успешно решать профессиональные задачи».

По словам А.С. Макаренко, педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его строить и приводить в движение. Нередко педагогическое мастерство сводится к способностям педагогической технологии, при этом это лишь одна из внешне проявленных составляющих мастерства.

Мастер-преподаватель отличается от опытного учителя знаниями психологии детей и способностью строить педагогический процесс.

Неслучайно В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, находится в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность преодолевать трудности. Тщательно обогатить эту почву, без нее нет школы».

В педагогической науке разработано несколько подходов к пониманию компонентов педагогического мастерства. Некоторые ученые считают, что мастер-преподаватель характеризуется наличием интуиции и знаний, авторитетным руководством, способностью преодолевать педагогические трудности, даром чувствовать состояние души ребенка, мудростью и творческой смелостью, способностью к научному анализу и воображению воображение. В дополнение к педагогическим знаниям и интуиции, педагогическое мастерство также включает в себя навыки в области педагогических технологий, которые позволяют учителю достигать больших результатов с меньшими затратами энергии.

Педагогическое мастерство состоит из специальных знаний, умений и навыков, в которых реализуется совершенное овладение основными приемами определенного вида деятельности. Преподаватель всегда является организатором, наставником и мастером педагогического влияния.

Исходя из этого, в умении учителя можно выделить четыре по отношению к элементу:

  • мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • мастерство убеждения,
  • овладение передачей знаний и формирование опыта
  • владение педагогическим оборудованием. В реальной педагогической деятельности эти виды навыков тесно связаны и усиливают друг друга.

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая методика. Это совокупность навыков, необходимых для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и команду в целом: умение выбирать правильный стиль и тон в общении со студентами, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к действиям студентов и т. д. 

Овладение основами педагогической техники является необходимым условием техники вооружения. А.С. Макаренко писал: «Я стал настоящим мастером только тогда, когда я научился говорить« иди сюда »с 15–20 оттенками, когда я научился давать 20 нюансов при изготовлении лиц, фигур и голосов». И тогда я не боялся, что кто-то не пойдет ко мне и не почувствует, что нужно. »

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый не сразу становится мастером. Некоторые занимают много лет, чтобы сделать это. Бывает, что отдельные учителя, к сожалению, остаются посредственными.

Чтобы стать мастером, трансформером, создателем, учителем необходимо освоить законы и механизмы педагогического процесса. Это позволит ему мыслить и действовать педагогически, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, делить их на составные элементы, постигать каждую часть в связи с целым, находить идеи, выводы, принципы в теории обучения и воспитания, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определить, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; найти основную педагогическую задачу (проблему) и методы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который в своей деятельности опирается на научную теорию. Естественно, в то же время он сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, основанный на синтезе знаний (в философии, педагогике, психологии, методологии и т. д.), в то время как знания учителя часто сортируются «на полках», то есть не доводятся до уровня обобщенного навыки, необходимые для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто осваивают педагогические навыки не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе каждодневных преднаучных, повседневных представлений о педагогической деятельности.

Макаренко считал, что овладение педагогическими навыками доступно каждому учителю при условии целенаправленной работы над собой. Формируется на основе практического опыта. Но не каждый опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, значимая и проанализированная. Педагогическое мастерство представляет собой сплав личностных и профессиональных качеств.

Профессионально значимые качества учителя физкультуры

Профессионально значимые качества личности учителя представляют собой комплекс социально востребованных качеств и способностей человека, позволяющих эффективно реализовывать современные образовательные цели. 

Профессиональное мастерство учителя физкультуры зависит от наличия определенных личностных качеств и способностей к педагогической деятельности. Различают следующие группы качеств.

Мировоззренческие качества учителя мотивируют всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, обеспечивает прочную основу для обучения студентов активной жизненной позиции. 

Мировоззрение мотивирует всю деятельность учителя физкультуры. Эти качества мотивируют учителя служить своему народу, своей родине. Отражением общего мировоззрения учителя является чувство ответственности за каждого ученика, за его будущее. Воспитывая у учащихся патриотизм, учитель физкультуры должен развивать у них гордость за достижения отечественных спортсменов на мировой арене.

Моральные качества отражаются в поведении, нравах. Мораль, или мораль, является нормой, невысказанными правилами, принятыми в обществе и выполняющими функцию регулирования человеческого поведения. Преподаватель должен обладать целым рядом моральных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., поскольку нравственное воспитание учащихся должно основываться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере. 

Педагогический оптимизм учителя физкультуры включает в себя такие качества, как: доброта, чувствительность учителя, его общительность и доброжелательность, бодрость, чувство юмора, вера в учеников, в достижимость своих целей, даже если эти ученики плохо выполняют и с отклонениями в поведении.

Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие горя у учителя в случае неудачи. Печали, временная неудовлетворенность работой естественны и указывают на искреннее, а не формальное отношение учителя к делу.

Также важна правдивость. Если ученик чувствует ложь, мелодию, учителя, то он логически решает, что они хотят его обмануть, и его доверие к словам и делам учителя исчезает. Процесс общения принимает формальный характер или вообще прекращается. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.

Такое нравственное качество учителя, как гуманизм, характеризует его отношение к людям в целом и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле.

Гуманное отношение учителя выражается в его заинтересованности в личности ученика, в оказании помощи в трудных ситуациях, в проявлении сочувствия к нему, в признании заслуг ученика, в его требовательном развитии ученика и его становлении как личности.

Учитель должен обладать другими моральными качествами; честность (не превращаясь в прямолинейность действий и поступков и упрямство), самокритика, трудолюбие, справедливость.

«Справедливость, писал В.А. Сухомлинский - это основа доверия ребенка к учителю, но, чтобы быть справедливым, нужно знать духовный мир каждого ребенка как можно лучше.

Волевые качества также играют важную роль в деятельности учителя физкультуры. К ним относятся выносливость (самоконтроль), настойчивость, терпение, требовательность, решительность, смелость.

E.P. Ильин отметил, что спокойствие и сдержанность учителя не должны заменяться его равнодушием, равнодушием к его работе. Учитель имеет право и должен быть счастливым, злым, грустным, обиженным. Но даже возмущенный, он не должен выходить из себя, терять контроль над собой, переходить на грубый и оскорбительный тон.

Одним из умышленных качеств учителя физкультуры должна быть его требовательность. Студенты (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые достигают своих целей без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Студенты рассматривают любые отклонения от требований, представленных как безвольные учителя.

Также большое значение для учителя физкультуры имеет такое волевое качество, как находчивость. На уроке физкультуры часто возникают ситуации, которые требуют мгновенного принятия решения. Находчивый учитель всегда сможет найти достойный выход из этого положения.

Интеллектуальные качества усиливают дидактические навыки учителя, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, определяют эффективность творчества учителя, его поиск новых, неизвестных путей в образовании и обучении студентов.

Эти качества включают ясность и логическое мышление, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие.

Интеллектуальные качества основаны на воспринимающих и внимательных качествах, которые характеризуют свойства восприятия и памяти.

Важную роль играет такое качество, как распределение внимания, так как учитель физкультуры должен одновременно следить за многими предметами и моментами в своей деятельности, своевременно реагировать на внезапные ситуации и постоянно держать под наблюдением весь класс.

В то же время он должен учитывать состояние и настроение учащихся, выяснять, понимают ли студенты его объяснения или нет, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении упражнений. Неопытные учителя, увлеченные представлением материала, его показом, теряют контроль над учениками, но если они пытаются внимательно следить за учениками, они теряют нить представления, делают ошибки и останавливаются при показе упражнения.

Во многих случаях, чтобы не прерывать ход демонстрации, объяснения и выполнения упражнения, учитель должен отложить свое влияние на ученика. Это требует хорошей краткой памяти от учителя, чтобы не забыть, что он говорит нарушителю дисциплины.

Психомоторные качества особенно важны для учителя физкультуры. Многие упражнения, которые демонстрирует учитель, требуют физической подготовки. с возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учителя физкультуры является поддержание их на необходимом уровне.

Психомоторные качества тесно связаны с воспринимаемыми и внимательными качествами: скорость зрения, степень концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому разделение профессионально важных качеств учителя физического воспитания на группы не следует воспринимать как догму , Существует много переходов одних качеств в другие, их интеграция, взаимозависимость.

Дидактические качества, как отмечает Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов, это умение передавать учебный материал, делая его доступным. При объяснении нового учебного материала учитель должен использовать понятные для этой группы студентов термины, пробудить их интерес к предмету, пробудить их активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности учителя заключаются в его способности реконструировать, адаптировать учебный материал, трудно сделать легким, трудным - простым, неясным - понятным.

Академические качества - это умение быть релевантным по определенному предмету. Способный учитель физкультуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и гораздо шире и глубже. Он всегда в последних открытиях в области научных знаний по своему предмету, он ведет исследовательскую работу.

Речевые качества - это способность четко и ясно выражать свои мысли и чувства, используя речь, а также выражения лица и пантомимику. Кроме того, учителю физического воспитания важно проявлять силу, убежденность и интерес к тому, что он говорит.

Организационные качества - это способность руководить студентами, организовывать их деятельность, формировать их команду, вдохновлять студентов на решение образовательных задач. Кроме того, очень важно умение организовывать свою деятельность.

Авторитет учителя - это способность учителя добиваться признания со стороны учеников, их склонности к себе и авторитета. По словам Е.П. Ильин, авторитет в определенной сфере жизни и деятельности - это человек, чье мнение учитывается, которому они стремятся подражать и которому доверяют решение определенных вопросов.

Коммуникативные качества - это умение общаться со студентами, умение находить правильный подход к ним, устанавливать тесные контакты, устанавливать с ними отношения, подходящие для осуществления педагогической деятельности.

Они включают в себя общительность, вежливость, дружелюбие и некоторые другие, помогают учителю установить контакт со студентами в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. Эти качества включают в себя педагогический такт.

Педагогический такт основан на многих качествах, которые обычно называют духовными. Тактичный учитель может быстро и точно понять возникшую ситуацию, понять трудности общения ученика, определить его состояние и, учитывая это, найти единственно правильное решение, выбрать правильную форму влияния на ученика, найти правильные слова, интонация, чтобы не поставить ученика в неловкое положение.

Тактичный учитель никогда не позволит себе «вывернуть наизнанку» душу ребенка, чтобы докопаться до мотивов его поступков, его отношения к учебе и жизни.

Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля над своими мыслями; Действия, неспособность контролировать свои действия и слова могут поставить других в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

ХВ Страхов выделяет следующие психологические характеристики личности учителя, которые отличают педагогический такт от бестактности:

  • естественность и простота обращения без знакомства;
  • доверие без попустительства;
  • строгость тона без напряжения;
  • ирония и юмор без издевательств;
  • требовательность без мелкой придирки;
  • доброжелательность без ласки;
  • деловой тон без раздражительности;
  • своевременность образовательных воздействий без спешки;
  • соблюдение принципов и настойчивость без упорства;
  • внимательность и чувствительность, не подчеркивая этого;
  • отдавать приказы, не спрашивая;
  • обучение без подчеркивания совершенства в знаниях;
  • слушать без выражения равнодушия.

Пути совершенствования профессиональных навыков учителей физкультуры

Чтобы стать мастером, учитель физкультуры должен проработать в школе от пяти до шести лет. Однако тогда происходит его профессиональное развитие. С возрастом учитель физкультуры несколько меняет уровень физической подготовленности, что приводит к изменениям в структуре учителя. Все более важную роль играет способность руководить студентами. Учитель часто использует демонстрантов, помощников. Это указывает на то, что мастерство учителя является динамической характеристикой и процесс совершенствования учителя бесконечен.

Ильин Е.П. выделяет два пути повышения мастерства учителя физкультуры. Один из них состоит в повышении квалификации на различных курсах, методологических встречах и т. д.

Другой путь - это самосовершенствование, которое может быть выполнено несколькими способами:

  1. Посещайте и анализируйте уроки, которые преподают опытные преподаватели.
  2. Улучшение вашей профессиональной и общей эрудиции (чтение специальной литературы, в том числе журнала «Физическая культура в школе», ведение заметок по этой литературе в специальных разделах, обобщение новой информации и формулирование выводов для вашей педагогической работы); чтение спортивной прессы, просмотр телевизионных шоу о спорте, посещение ряда соревнований, чтобы быть в курсе всех важнейших спортивных событий, иметь широкую эрудицию в области спорта (без этого эмоционально трудно проводить уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях, чтобы сформировать интерес студентов к физической культуре).
  3. Ежедневный анализ их педагогической деятельности (например, с использованием дневника, в котором можно записать характеристики отдельных учащихся и класса в целом, эффективность различных воздействий на учащихся в различных ситуациях, планы на будущее, мысли об организации урока и т. п.).
  4. Проведение простой исследовательской работы, которая отвечала бы на вопросы, представляющие интерес для учителя, связанные с его деятельностью (например, какова эффективность упражнений, которые он использовал для развития силы, каков уровень физической подготовки класса как в целом и отдельных учащихся, какой метод более эффективен в тех или иных конкретных условиях и т. д.).

Самосовершенствование должно осуществляться учителем не утилитарно, когда только то, что изучено, связано с методикой проведения урока физкультуры. Так, некоторые учителя, читая, например, журнал «Физическая культура в школе», обращают внимание только на статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации не стимулирует его переосмыслить имеющиеся знания с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся, хотя и расширяет методологические знания учителя. Поэтому теоретическая база такого учителя остается на том же уровне или даже ухудшается в результате забвения на протяжении многих лет информации, получаемой в институте.

Современный учитель не может быть только владельцем суммы рецептов. Ему необходимо постоянно обновлять теоретические сведения из области педагогики, психологии, физиологии и теории физического воспитания. Только на этом основании учитель может быть готов реорганизовать педагогический процесс, искать новые пути и средства повышения эффективности физического воспитания школьников.

Навыки самосовершенствования должны начать развиваться в процессе обучения на факультете физического воспитания. В то же время важно не только осознать необходимость получения тех или иных знаний в рамках программы, развить профессионально важные качества, навыки, но и сформировать потребность в самосовершенствовании, без которого легко потерять Интерес к своей профессии в будущем станет уроком.

Возможности учителя разнообразны. Они могут быть реализованы в форме знаний, навыков, качеств, усилены мотивами. В связи с этим способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних учителей ведущим фактором является уровень теоретических знаний, у других - организационные навыки, у других - конструктивные навыки или волевые качества. Конечно, вы не можете полагаться только на один компонент, даже если он очень хорошо выражен. Если возможно, вам нужно подтянуть остальное.

Формирование профессиональных навыков учителей физкультуры в процессе деятельности

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в период 2006 - 2007 гг. И включало три этапа. На первом этапе (сентябрь 2006 г. - январь 2007 г.) был проведен анализ научной и учебной литературы по проблемам профессиональной деятельности учителей физкультуры. Определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, цель и конкретные задачи работы, выбраны методы и методики исследования.

В рамках первого этапа был проведен опрос учителей физкультуры в городе Тула, в котором приняли участие 15 учителей, определенных методом случайной выборки.

На втором этапе (февраль 2007 г. - апрель 2007 г.) был проведен постановочный эксперимент с использованием различных психодиагностических методик, который позволил определить структуру уровня формирования профессионально важных и личностных качеств.

На третьем этапе (май 2007 г.) была проведена обработка результатов, сформулированы выводы. В работе использовался следующий набор методов исследования: анализ и обобщение литературных данных; психолого-педагогическое наблюдение; эксперимент; тестирование; анкетирование; методы математической статистики.

Анализ и обобщение литературных данных. Использование этого метода способствовало более глубокому проникновению в суть проблемы. В то же время изучались и рецензировались монографии, периодические издания, авторефераты диссертаций, сборники научных статей, учебные пособия.

Анализ научной и учебной литературы позволил определить состояние изучаемой проблемы, выявить и теоретически обосновать суть изучаемых вопросов, рабочую гипотезу, объект, предмет, цель и задачи исследования, а также выбрать соответствующие методы научного исследования.

Всего было проанализировано более 50 литературных источников, материалы из 22 из которых непосредственно отражены в работе.

Психолого-педагогическое наблюдение. Разносторонняя информация, полученная в результате психолого-педагогического наблюдения, позволила определить объект и предмет исследования.

Наблюдение проводилось in vivo во время педагогической практики на третьем и четвертом курсах общеобразовательной школы. Объектом наблюдения был учитель физкультуры, осуществляющий свою профессиональную деятельность. В процессе психолого-педагогического наблюдения особое внимание уделялось содержанию занятий, методам и методическим приемам, которые учителя физкультуры использовали в своей деятельности, своему эмоциональному заряду. Наблюдение было открытым, прерывистым и не включенным.

Эксперимент - это целенаправленное вмешательство в образовательный процесс, направленное на получение данных по интересующим нас переменным, установление причинно-следственных связей. Его основная цель - способность делать определенные суждения о причинных явлениях, то есть, изменяя одну переменную, получить изменение другой переменной.

В работе использовался констатирующий эксперимент, который был проведен in vivo. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не знали, что они выступают в качестве испытуемых. Эксперимент в естественных условиях педагогического процесса сочетался с наблюдением за ходом и результатами его прохождения.

Тестирование. Во время тестирования были использованы психологические тесты (методы исследования).

Были использованы следующие методы:

  • Оценка профессиональной направленности личности учителя Е.И. Рогова;
  • Методология диагностики мотивационной структуры личности В.Е. Мильман;
  • Анкета контроля и самоконтроля уровня профессионального мастерства учителя физкультуры.
  • Методика выбора деятельности учителя Е.П. Ильин.
  • анкета IAS М. Кубышкина.
  • Анкета Смакеля и Кучера.

Опрос. Для выяснения целей эксперимента и определения оптимальной структуры и содержания экспериментальной программы был проведен опрос учителей физкультуры. Учителя заполнили стандартную анкету, в которой были указаны: пол, возраст, опыт работы, звание UTC, образование, место работы и тип учебного заведения.

Методы математической статистики. Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты математической обработке. В результате обработки были рассчитаны средние арифметические значения, среднеквадратичные отклонения, значимость различий между двумя средними арифметическими (несвязанными образцами). Уровень достоверности результатов 95% был признан достаточным. При определении уровня достоверности полученных данных использовался t-критерий Стьюдента.

Для распределения респондентов по исследуемым группам использовался кластерный анализ. Статистический анализ проводился с использованием специализированной статистической компьютерной программы.

Динамика формирования профессионально важных и личностных качеств

Динамика развития профессионально важных качеств изучалась с использованием методологии Е.П. Ильин «Анкета для мониторинга и самоконтроля уровня профессионального мастерства учителя физкультуры». Сопоставлены показатели выпускников факультета физического воспитания и преподавателей с опытом работы до 10 лет и 10-35 лет.

Исследования показали, что для всех изученных профессионально важных качеств преподаватели со стажем более 10 лет имеют существенные различия с выпускниками педагогического вуза. Более того, наибольшие сдвиги в уровне значимости различий (p? 0,001) наблюдаются по таким показателям, как моральные качества, волевые качества, познавательные процессы, педагогическая ориентация, профессионально важные знания, поведение и управление деятельностью учащихся, регламент урока. нагрузки, знания и умения учащихся, а также социально-физическая активность студентов.

Анализируя результаты компонентов педагогической деятельности учителя физического воспитания в зависимости от стажа работы, мы также наблюдаем динамику роста показателей при увеличении педагогического опыта. Все показатели составляющих педагогической деятельности для учителей с более чем 10-летним стажем по сравнению с выпускниками вузов оказались на значительном уровне. Так, например, проектная и инженерная составляющая после выпуска составляла всего 0,39 ± 0,12, для учителей с опытом работы от 1 до 9 лет уже 0,77 ± 0,11, со стажем более 10 лет - 0,97 ± 0,04 (t = 23,11 р? 0,001). Организационный компонент (t = 10,52 р 0,001), коммуникативный компонент (t = 14,05 р 0,001) и гностический компонент (t = 8,69 р 0,001) увеличились.

Это говорит о том, что с опытом преподаватель физкультуры обладает более выраженной способностью применять методы и средства обучения, ориентируясь на определенные теории (концепции), организовывать уроки (создавать необходимые гигиенические условия, пространственное размещение). Уроки становятся все более значимыми. У него улучшены информационные, регуляторные и аффективные функции коммуникативного компонента. Учитель ориентируется на возрастные потребности детей, а также знает, как использовать современные научные знания в предмете и методы его преподавания. Ценностные ориентации и профессиональные интересы учителей физкультуры были выявлены с использованием методологии Дж. Холланда.

Исследования показали, что после окончания учебы все типы личности по Д.Дж. Голландия одинаково представлена ​​среди выпускников. То есть будущие педагоги обладают достаточно выраженными социальными навыками (коммуникативные навыки, стремление к лидерству, необходимость многочисленных контактов). Опрашиваемые независимы от других и успешно адаптируются к обстоятельствам. Эмоциональный и чувствительный. В структуре интеллекта словесные способности достаточно ярко выражены. Они способны учить и воспитывать других. Для таких людей такие сферы деятельности предпочтительнее: психология, медицина и педагогика.

В то же время можно констатировать, что чем выше опыт педагогической деятельности, тем больше учителей в школе с ярко выраженной социальной направленностью. Так, например, для учителей с опытом работы до 10 лет этот тип личности уже становится доминирующим, а с опытом работы более 10 лет доминирование этого типа становится бесспорным. Можно предположить, что естественный отбор как бы учителей с социальным типом личности остается в школе, что говорит о том, что для них профессия учителя предпочтительнее и ближе к остальным.

Также можно отметить, что учителя со стажем более 10 лет на втором месте - артистический тип личности. Можно предположить, что в связи с их длительной работой в школе они развивают выразительные навыки, которые выражаются в выразительности движений, мимики, позы и помогают более точно передавать свои эмоции. В отношениях с другими эти учителя полагаются на свое воображение и интуицию. Для таких учителей характерен эмоционально сложный взгляд на жизнь, высокий уровень экстраверсии.

Можно отметить, что среди выпускников вузов акцент на предмете «Физическая культура» находится в диапазоне низкой степени серьезности, в то время как для учителей с опытом работы до 10 лет этот показатель входит в диапазон высокой степени тяжесть, и учителя с большим опытом работы становятся доминирующими. Преподаватели с опытом работы более 10 лет по сравнению с выпускниками факультета физического воспитания значительно повышают свою ориентированность на бизнес (t = 9,99; р 0,001) и ориентируются на установление отношений в коллективе (t = 12,24; р 0,001 ). В то же время учителя с большим опытом усиливают свое внимание к соперничеству (t = 6,99; р 0,001). По-видимому, условия современной жизни и усиление борьбы за сосуществование являются факторами, которые усиливают эту ориентацию личности.

В первую очередь для тех, кто окончил университет, преобладает самоориентация (22,40 ± 5,86). На втором - сосредоточиться на бизнесе (21,10 ± 6,17) и только потом сосредоточиться на отношениях (16,00 ± 4,54). Для учителей с опытом работы от 1 до 9 лет данные распределялись немного иначе. На первом месте - ориентация на себя (34,67 ± 12,07), на втором - отношения (27,83 ± 8,33), а на третьем - бизнес (25,33 ± 15,17). Учителя с опытом работы более 10 лет в первую очередь мстят за бизнес. Причем этот показатель значительно выше остальных (33,20 ± 1,79).

Таким образом, можно предположить, что для более опытных учителей самое важное - это их бизнес, их работа в качестве учителя физкультуры.

Вывод:

Профессионализм учителя физического воспитания является неотъемлемой характеристикой личности, в основе которой лежат педагогическая направленность, профессиональные знания и умения, педагогическая обязанность и ответственность перед обществом, профессионально важные качества, создающие возможность успешного выполнения работы профессионала. деятельность. Мастерство учителя физкультуры основывается на таких составляющих, как организация коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения и передачи знаний, а также формирование опыта, владение учебным оборудованием.

Занятие педагогической деятельностью в течение длительного времени повышает абсолютно все профессионально важные качества учителя физического воспитания по сравнению с теми качествами, которыми обладает выпускник факультета физического воспитания педагогического университета. Более того, наибольшие сдвиги в уровне значимости различий (p? 0,001) наблюдаются по таким показателям, как нравственные качества, волевые качества, познавательные процессы, педагогическая ориентация, профессионально важные знания, поведение учащихся и управление деятельностью, регламент урока. нагрузки, знания и умения учащихся, а также социально-физическая активность студентов. Опыт учителя физкультуры оказывает более выраженное влияние на усиление его конструктивно-конструктивного, организационного, коммуникативного и гностического компонентов деятельности.

Ценностные ориентации и профессиональные интересы учителей физического воспитания существенно отличаются от выпускников факультета физического воспитания. Если выпускники средней школы имеют ценностные ориентации, профессиональные интересы и отношения, которые не четко выражены, то учителя с опытом работы до 10 лет уже начинают доминировать над социальным типом личности, а у учителей с опытом работы более 10 лет доминирование такого типа становится неоспоримым. Учителя с большим опытом работы в школе развивают выразительные навыки, которые выражаются в движениях, мимике, позах и помогают более тонко передать свои эмоции. В отношениях с другими эти учителя полагаются на свое воображение и интуицию.