Становление межсубъектных региональных экономических взаимосвязей

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки
Обеспечение рациональности структуры и элементов управленческой деятельности
Критерии и пределы регионализации управленческих структур
Сущность региональной политики в государственном управлении


Введение:

Начиная эту работу, я хотел бы, прежде всего, обратить внимание на актуальность рассматриваемой проблемы. Российская Федерация занимает огромную территорию и является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики. Кроме того, эти природно-климатические различия являются определяющим фактором социально-экономической дифференциации. Наконец, все вышеперечисленное накладывается на социокультурную дифференциацию, что проявляется в различиях мировоззрений населения регионов. Совокупность этих факторов привела к формированию достаточно изолированных как территориально, так и психологически сообществ на территории России. Поэтому одним из важнейших направлений современной политологии стало изучение форм и путей развития федерализма. В то же время каждое из этих существующих сообществ, институционализированных в форме субъектов федерации, претендует на экономическую независимость. Важным вопросом в этой связи стало создание концепции региональной политики, которая способствовала бы решению проблем федеративных отношений внутри государства и в его рамках - поиска оптимальных форм и методов межрегиональной экономической интеграции.

Политическими мотивами процесса поиска были: во-первых, децентрализация власти, что привело к утрате способности федерального центра в полной мере выполнять ряд организационных и координационных функций; во-вторых, разрыв связей, в результате которого был потерян механизм обращения в центр в качестве арбитра при разрешении споров; в-третьих, необходимость поиска новых путей экономического сотрудничества, объединения физических и материальных ресурсов для реализации проектов, которые не могут быть реализованы индивидуально.

Экономическим обоснованием процесса явилось то, что Сибирь, Дальний Восток, Урал, Северный Кавказ и другие экономико-географические регионы являются крупными социально-экономическими комплексами, которые характеризуются общностью природных, климатических, национальных, экономических и другие факторы. Также необходимо учитывать сходство структуры промышленности, единой транспортно-энергетической системы, близость образа жизни населения.

Эти и другие особенности и противоречия в развитии федеративных отношений влияют на будущее и современность России, поднимают новые вопросы, требующие от властей всех уровней четко определять существующие проблемы, угрожающие ее целостности и безопасности. Эти проблемы включают в себя угрозу территориальной дезинтеграции, вызванную неурегулированностью отношений между центром и субъектами федерации, а также фрагментацией социально-экономического пространства страны, отсутствием прочных экономических связей между субъектами Российской Федерации.

Цель курсовой работы - выяснить и проанализировать, как муниципалитеты взаимодействуют друг с другом.

Объект - взаимодействие муниципалитетов, проблемы взаимодействия.

Методологической основой курсовой работы являются политические, правовые, структурные и системные методы исследования процессов общественного развития. Кроме того, методический инструментарий включает в себя принципы специфического анализа, ориентированные на всестороннее изучение изучаемого вопроса в процессе функционирования и развития общества, федеральных и региональных систем.

Предметом исследования курсовой работы является одна из форм межрегиональной экономической интеграции как важная составляющая реализации региональной политики Российской Федерации. В данном исследовании, для более полного раскрытия проблемы, концепция региональной политики Российской Федерации, которая является ядром отношений между центром и субъектами федерации, будет в значительной степени влиять на развитие этих отношений.

Одним из основных документов, отражающих позицию федерального центра, являются «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 03.06.96 г. № 803. Автор считает важным рассмотреть проблему межрегиональных взаимодействий в рамках концепции региональной экономической политики.

При изучении данной темы анализ литературы показывает, что изучение основных форм и методов реализации региональной политики приобрело новое измерение.

В русской политологической литературе, посвященной проблемам федерализма в целом и региональной политики в частности, во второй половине 1990-х годов появилось большое количество исследований, освещающих некоторые аспекты этой проблемы. На основе анализа этих работ можно выделить два основных подхода.

В рамках первого подхода, представленного в основном зарубежными исследователями, понятие «регионализм» имеет фундаментальное значение: «подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем конкретного региона». То есть регион, прежде всего, является наднациональным понятием, поэтому большинство авторов рассматривают понятия «регион» и «регионализм» применительно к международным отношениям и процессам межгосударственной интеграции. Но, с другой стороны, в рамках этого подхода можно обратить внимание на работы, в которых рассматриваются различные модели экономических отношений внутри государства.

В рамках второго подхода, характерного для российской политологической мысли, понятие региона применяется для анализа внутренних процессов и приравнивается к термину «субъект федерации». В этом случае часто происходит пересечение понятий «экономико-географический» и «политический» регион. Регион - это часть территории России.

Федерация, которая имеет общие природные, социально-экономические, национально-культурные и другие условия. В то же время существуют существенные различия в подходах к созданию концепции федерализма. Итак, существуют разногласия по проблеме заключения договоров с субъектами федерации. По мнению некоторых, это приводит к тому, что, выстроив очередь своих регионов для получения полномочий, прав и выгод, отличных от других, Россия превратилась в договорную федерацию. Другие считают, что договоры являются формой регулирования отношений между центром и регионами, инструментом мирного существования и могут рассматриваться как элемент процесса создания новых форм взаимоотношений между различными уровнями власти. Анализируя проблему российской региональной политики, исследователи выявляют сходство во мнении, что принцип федерализма «как наиболее адекватный принцип государственного устройства демократического общества» должен лежать в основе государственного устройства России.

Чтобы рассмотреть задачу, поставленную перед автором, необходимо понять, что такое региональная политика. С одной стороны, этот термин можно понимать как «систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации». Но это определение никак не отражает проблему обратной связи, то есть действия субъектов федерации в этой области. Поэтому региональная политика должна рассматриваться именно как система, комплекс мер со стороны властей на разных уровнях. Более того, в этой концепции должны учитываться и координироваться интересы федерального, регионального и местного уровней. Именно такая координация обеспечивает функционирование российской экономики как целостного организма и его региональных компонентов как крупных сбалансированных территориальных экономических комплексов, что составляет важнейшую задачу государственной политики.

Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, и экономика каждого региона становится частью одной или нескольких региональных систем.

Разные авторы выделяют разные компоненты теории региональной экономики. А. Г. Гранберг выделяет такие теории, как теория развития, теория межрегиональных экономических отношений и теория размещения.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.

«Ассоциация» не является синонимом слова «союз». Как указывают толковые словари, ассоциация на русском языке - это объединение лиц или учреждений одного и того же вида деятельности, а союз - это союз для достижения некоторых общих целей. Таким образом, для ассоциации доминирующим признаком является тот же тип членства, а для союза - общность целей ассоциации. То есть для ассоциаций муниципалитетов, которые не преследуют особых целей, название «ассоциация» является более правильным.

По смыслу вышеупомянутых норм Гражданского кодекса и Федерального закона «О некоммерческих организациях» создаются ассоциации некоммерческих организаций, которые выполняют исключительно управленческие, координационные, а не коммерческие функции в интересах своих членов. В то же время ассоциации и союзы не являются органами, которые имеют превосходство по отношению к субъектам, но функция координации деятельности этих субъектов предполагает определенное управленческое влияние на них со стороны органа, которому они добровольно делегировали соответствующие полномочия. Поскольку любое управление невозможно без соблюдения принципа обязательного исполнения управленческих решений в пределах, в которых оно определяется участниками ассоциации, целесообразно закрепить этот принцип в учредительных документах ассоциаций (союзов).

При создании ассоциации или вступлении в нее члены ассоциации или союза не изменяют своей дееспособности и не теряют присущих им характеристик юридического лица.

Членами ассоциаций (союзов) могут быть только юридические лица. Это следует из норм Гражданского кодекса и Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Социалистическая региональная экономика как отрасль экономической науки "изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, определяющих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом регионе".

Таким образом, основываясь на всех приведенных выше концепциях и определениях, можно сделать вывод, что региональная экономика является областью научных знаний, которая изучает развитие и распределение всех производственных секторов, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионы в тесной связи с природными и экологическими условиями.

Основываясь на этом определении, необходимо отметить и выделить определение муниципальных взаимодействий. Изучая литературу по этой теме, автор учебного пособия дает свое определение. Муниципальные взаимодействия - это взаимодействия между муниципалитетами в различных секторах (экономических, политических, социальных и т. д.).

Автор также считает необходимым отметить, что все межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия тесно связаны между собой. Потому что разные регионы из разных ассоциаций помогают друг другу.

«Во многих странах для стимулирования социально-экономического развития, преодоления кризисных ситуаций, более эффективного использования специфических местных условий, формируются или отбираются регионы (зоны, отдельные муниципалитеты), для которых применяются специальные методы и механизмы регулирования экономической деятельности».

Таким образом, благодаря современным источникам информации, автор может больше узнать о межрегиональном взаимодействии. Благодаря межрегиональным связям формируются системы взаимодействующих регионов, и экономика каждого региона становится частью одной или нескольких региональных систем.

Сущность межрегиональных взаимодействий

История создания объединений

Ослабление контроля Центра над периферией и изменение нынешнего положения дел в экономике впервые ощутили отдаленные и промышленно развитые регионы России. Уже в сентябре 1990 года в Челябинске руководители областей и республик Урала подписали соглашение «Об основах экономических отношений между республиками и регионами Уральского экономического района на период перехода к рыночной экономике», в котором подтвердил намерение сохранить единое экономическое пространство. А в июне 1991 года руководители государственных органов Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей подписали Учредительное соглашение о создании ассоциации экономического взаимодействия между регионами Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня) Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин подписал распоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия между регионами Уральского региона РСФСР». В сентябре 1991 года на первом собрании объединения, состоявшемся в Екатеринбурге, к нему присоединились Башкирская ССР, Удмуртская Республика и Тюменская область.

Процесс формирования территориального объединения регионов Сибири проходил аналогичным образом. Первые межрегиональные встречи проводятся еще до выхода указа Бориса Ельцина, разрешающего работу ассоциации. Подписание Сибирского соглашения »вызвало некоторую путаницу в кругах федерального правительства. Это связано с тем, что создание Сибирской республики в атмосфере хаоса в федеральных отношениях между Центром и регионами могло бы стать следующим шагом после создания ассоциации, а также потому, что Сибирское соглашение изначально было подписано лидерами. из двух территорий, трех республик и четырех областей огромный географический охват территориального образования очевиден.

Межрегиональное объединение регионов Центральной России сложилось примерно в то же время. Ассоциация "Центральная Россия" была образована 15 декабря 1990 года администрациями 11 регионов экономического района. Главной задачей нового объединения было согласование интересов регионов без создания новых властных структур при попытке найти новый режим распределения власти.

Затем последовало формирование союза территорий, объединяющего непосредственно Северо-Запад и Север России. Ассоциация «Северо-Запад» была создана с ведущей ролью Санкт-Петербурга, во многом по инициативе мэра города А. Собчака. Во многом цели и задачи Ассоциации предопределили геополитическое положение этого региона: важнейшие морские торговые порты Российской Федерации расположены на территориях этих субъектов Федерации. Но как только А. Собчак перестал проявлять интерес к работе Ассоциации, ее деятельность и активность начали снижаться, что говорит о том, что эти планы строились не только вокруг не столько экономических интересов, сколько скорее политических амбиций региональных лидеров, прежде всего - А.Собчак.

В июне 1991 года в Самаре при непосредственном участии председателя Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина состоялась организационная встреча представителей республик и регионов Поволжья по проблемам экономического взаимодействия. Результатом стало решение об образовании объединения, утвержденное приказом Б. Ельцина от 10 июня 1991 г. «Об образовании Большой Поволжской ассоциации по экономическому взаимодействию между республиками и регионами Поволжья РСФСР». " В объединение «Большая Волга» на общественных началах вошли семь регионов и четыре республики Поволжья.

В марте 1992 года была создана Северо-Кавказская ассоциация, в которую вошли все регионы региона, включая Чечню.

Ассоциация территорий Дальнего Востока и Забайкалья (АДВЗ) начала свою работу в январе 1994 года. В нее вошли главы администраций российских регионов от Курильских островов до Бурятии. Новая ассоциация заменила Дальневосточную ассоциацию экономического сотрудничества (ДВАЕВ), которая была создана Советами народных депутатов региона в 1990 году в соответствии с «Соглашением об основных принципах социально-экономического сотрудничества и добровольного образования Дальневосточной ассоциации». Советов народных депутатов »от 11.08.1990 г., который был подписан Республикой Саха, Хабаровским и Приморским краями, Амурской, Сахалинской, Камчатской, Магаданской областями, Еврейской автономной областью. После подписания Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве и утверждения Устава вступили Бурятия, Читинский и Корякский автономные округа. Это формирование носило скорее политический характер, но дальнейшее развитие экономического кризиса показало, что экономический фактор должен играть основную роль в работе объединений. Решение о реорганизации было принято в июле 1993 года.

Межрегиональные ассоциации создавались в значительной степени как противовес центру, как способ защиты своих интересов на федеральном уровне.

Совершенно очевидно, что некоторые регионы, которые не представляют значительной политической силы в отдельности, в случае объединения получают дополнительный вес. Это облегчает для каждой территории, включенной в союз, достижение его целей.

Нормативная база для деятельности МОР

Межрегиональные объединения как субъекты политики, экономики и права не полностью узаконены в государственной практике Российской Федерации. На сегодняшний день основные принципы организации и деятельности межрегиональных объединений закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. «Об обеспечении условий для повышения роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований». территории и регионы в реализации радикальных экономических реформ »и постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 918 от 16 сентября 1993 г.« О некоторых вопросах организации деятельности общественных объединений (объединений) хозяйствующих субъектов ». взаимодействие субъектов Федерации и органов местного самоуправления ". В этой резолюции, на основе обобщения практики МОР, она наиболее полно (по сравнению с другими действующими нормативными актами) регулирует их деятельность. В то же время документ предусматривает, что Постановление действует до принятия соответствующих законодательных актов, и устанавливает временный порядок взаимодействия Совета министров и центральных органов исполнительной власти с объединениями по вопросам, указанным в Федеральном договоре в качестве субъектов совместная юрисдикция.

Согласно документу, ассоциации формируются представительными и исполнительными органами власти субъектов федерации. Совет Министров имеет право принимать участие в подготовке, реализации и реализации соглашений, программ и проектов объединений, если они относятся к субъектам совместной юрисдикции или имеют значение для общероссийских социально-экономических проблем. Межрегиональные объединения признаны имеющими право принимать участие в заседаниях Совета Министров по вопросам, входящим в их компетенцию: создание условий для эффективного взаимодействия субъектов федерации по вопросам социально-экономического развития территорий Российской Федерации; непосредственное участие в законодательной деятельности путем реализации законодательных инициатив.

В 1994 году межрегиональные ассоциации заключили и ратифицировали «Соглашение о сотрудничестве» между всеми ассоциациями и парламентом (14 июля 1994 года).

В частности, Соглашение предполагает, что:

  • рассмотрение в палатах Федерального Собрания проектов законов, регулирующих жизнь регионов, должно проходить только с предварительным заключением межрегиональных объединений;
  • объединения имеют право контролировать выполнение Федерального договора;
  • Ассоциации имеют право участвовать в разработке стратегии развития ведущих отраслей национальной экономики. Планируется осуществлять двустороннюю связь: федеральные программы будут интегрированы с межрегиональными, а межрегиональные - в федеральные и т. д.

Соглашение также предусматривает создание постоянно действующей рабочей группы по правовому обеспечению региональной политики в составе представителей Совета Федерации, Государственной Думы и межрегиональных ассоциаций экономического сотрудничества.

Несмотря на наличие вышеуказанных нормативных актов, призванных регулировать основные направления деятельности межрегиональных объединений, отсутствие федерального закона, регулирующего деятельность объединений, вынудило представителей субъектов Федерации инициировать разработку проекта закона «О «Общие принципы организации и деятельности объединений экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», которые в марте 1999 года были приняты во втором чтении государством
Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом деятельность органов ассоциации планируется основывать на следующих принципах: строгое соблюдение прав и полномочий, делегированных им членами ассоциаций; координация совместных действий при создании социально-экономических программ; гласность в деятельности органов ассоциации; объединение усилий, возможностей и опыта членов ассоциаций в организации экономических реформ в регионе, создании и внедрении современного экономического механизма и рыночных структур; Сочетание интересов регионов, населения, проживающего на их территории, с задачами и целями укрепления территориальной целостности и единства Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - членов ассоциаций могут делегировать ассоциациям экономического взаимодействия осуществление части своих полномочий, если это не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам России и субъектов Российской Федерации. Российская Федерация.

Основными целями деятельности объединений в соответствии с законопроектом являются: формирование необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития регионов на основе объединения материалов, финансовые и интеллектуальные ресурсы; развитие возможностей территориальных образований для согласованного использования их экономического потенциала; разработка и практическая реализация принципов экономического пространства на российском Федерации; стабилизация экономического положения и социальной защиты населения, проживающего в соответствующих регионах; активизация и поддержка предпринимательской деятельности; разработка и совершенствование методов управления субъектами хозяйствования в условиях рыночных отношений; достижение стабильного состояния в развитии экономики субъектов Российской Федерации в новых экономических условиях и создание основы для повышения уровня жизни населения регионов, сочетающего интересы регионов с целями и задачами укрепление целостности и единства Российской Федерации; представление и защита интересов членов ассоциаций.

Законопроект касается основных задач объединений: координация совместной деятельности субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов; разработка и реализация совместных программ и проектов, в том числе федерального значения; оптимальное размещение производительных сил; развитие промышленной и социальной инфраструктуры, коммуникаций; содействие в заключении взаимовыгодных экономических соглашений между регионами; подготовка предложений по реализации государственной денежно-кредитной политики в регионах, внешнеэкономической деятельности, региональных программ и проектов с участием иностранного капитала; изучение рынка труда в регионах с целью подготовки и координации совместных мер по обеспечению максимально возможной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров; регулирование миграционных процессов; создание сложных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений на региональном и межрегиональном уровнях; координация деятельности по развитию и совершенствованию правовой базы региона.

В законопроекте большое внимание уделяется проблеме взаимодействия объединений с федеральными органами. В частности, объединения имеют право в лице своих представителей: принимать участие в работе правительственных комиссий, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по разработке программ развития территорий и их реализации, а также по вопросам общефедерального значения; разрабатывать региональные разделы программ территориального развития при формировании федеральной программы развития, федерального бюджета и др .; выступать экспертами по законопроектам, разрабатываемым в комитетах и ​​комиссиях палат Федерального Собрания Российской Федерации или в Правительстве Российской Федерации, связанных со сферой объединения экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; выступать в качестве исполнителя или координатора при реализации федеральных программ в соответствии с интересами и финансовыми, материально-техническими возможностями территорий и т. д.

Для взаимодействия с федеральными органами власти законопроект предусматривает создание Совета при Президенте Российской Федерации, в состав которого входят координаторы Советов ассоциаций, представители Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

При этом федеральные органы исполнительной власти обязаны: рассмотреть проекты программ развития территорий, представленные объединениями, предложения об источниках их финансирования и материально-технического обеспечения. Рассмотреть вопросы включения отдельных региональных программ в случае положительной экспертной оценки в федеральные программы.

Таким образом, в этом законопроекте определены основные пути взаимодействия ассоциаций с федеральными органами власти, что фактически делает этот документ одним из важнейших в сфере нормативных правовых актов, регулирующих региональную политику Российской Федерации. То есть межрегиональные объединения фактически признаются в качестве механизмов реализации концепции отношений центра с регионами.

Сотрудничество территориальных союзов с федеральным правительством должно быть также обеспечено в рамках Генерального соглашения между Правительством Российской Федерации и руководством Ассоциации экономического сотрудничества, проект которого датирован 11 ноября 1998 года. Следует иметь в виду, что настоящее Соглашение также еще не является нормативным актом, поэтому в действительности ассоциации и федеральное правительство сотрудничают на основе двусторонних соглашений. В 1994 г. на индивидуальной основе ассоциации заключили соглашения о сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации, разграничении юрисдикций и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами.

Таким образом, несмотря на наличие в российском законодательстве ряда нормативных актов, регулирующих деятельность межрегиональных объединений, этого недостаточно для объединения их деятельности. Нет сомнений в том, что каждое межрегиональное объединение преследует свои собственные цели и имеет свои задачи. Поэтому отсутствие единых норм, на основе которых можно выстроить диалог между центром и субъектами федерации, приводит к разобщенности и несогласованности действий, что проявляется в разнице между подходами к осуществлению прессинга. проблемы страны в целом.

Межрегиональные экономические взаимодействия

Современная теория межрегиональных экономических взаимодействий (или взаимодействий региональных экономик) включает в себя и объединяет конкретные теории местоположения факторов производства и производства, межрегиональных экономических связей и отношений распределения. Она использует результаты теории общего экономического равновесия и международной экономической интеграции. Математическая основа теории - многоцелевая оптимизация, теория кооперативных игр, групповой выбор и т. д. Как и прежде, существует значительное сходство между теориями межрегиональных и международных экономических взаимодействий.

Следует подчеркнуть целесообразность достаточно широкой теоретической платформы, применимой как для анализа взаимодействия регионов в рамках одной национальной экономики (республики бывшего СССР, регионы современной России), так и для анализа перехода к взаимодействию новых национальных экономик. (страны СНГ и Балтии как бывшие регионы СССР), а также проанализировать трансформацию регионов национальных экономик в региональные экономики межгосударственных союзов (регионов Евросоюза, а в перспективе, возможно, регионов России и Белоруссии как регионы нового союза). Другими словами, речь идет об определенной метатеории, включающей качественные преобразования понятия «регион»: от региона страны к государству и от региона народного хозяйства к региону межгосударственного союза.

В системном анализе межрегиональных взаимодействий важную роль играют три фундаментальных понятия: оптимум по Парето, ядро, экономическое равновесие.

Оптимум Парето в многорегиональной системе представляет собой набор вариантов экономического развития, которые нельзя улучшить в одних регионах без ухудшения положения в других. Но разные оптимальные по Парето варианты не одинаково выгодны для отдельных регионов. Существует также вероятность того, что некоторые регионы, действуя самостоятельно или в коалиции с другими регионами, могут достичь более благоприятных условий для себя. Более сильным требованием для выбора взаимовыгодных вариантов для регионов является условие принадлежности к ядру.

Ядром многорегиональной системы является набор таких вариантов развития, при реализации которых все регионы заинтересованы в том смысле, что им невыгодно выделяться из системы, формируя коалиции. Ядро, если оно существует, состоит только из оптимальных по Парето вариантов.

Концепция экономического равновесия в многорегиональной системе допускает множество модификаций. Например: если каждый регион находит оптимальное решение на основе интересов своего населения, то при каких условиях общего рынка (биржевые цены, тарифы, налоги и т. д.) Сочетание региональных решений обеспечивает сбалансированное решение для всего населения? система регионов? Естественный случай экономического равновесия в системе регионов - это когда для каждого из них баланс межрегионального обмена, измеряемый в равновесных ценах, равен нулю.

Для расчета оптимальных состояний и эффектов межрегиональных взаимодействий, обсуждаемых выше, используются мультирегиональные многоотраслевые модели. Национальные и региональные межотраслевые балансы формируют информационную основу этих моделей. Измерение влияния межрегиональной торговли на показатели региональных экономик осуществляется посредством специальных экспериментов на этих математических моделях.

Организационная структура объединений

Высшим органом управления ассоциации являются коллегиальные органы (Совет, Правление) во главе с Председателем (Президентом). Исполнительными органами являются управления объединений, возглавляемые генеральными директорами объединений.

Высшим органом управления объединением является коллегиальный орган - совет учредителей, в состав которого входят высшие должностные лица регионов. Название высшего органа может быть другим: в Ассоциации «Черноземье» - Правление, в Ассоциации «Центральная Россия» - Собрание учредителей, в других региональных альянсах - Совет Ассоциации. В высший орган входят первые руководители исполнительных и законодательных органов власти субъектов федерации. В состав правления Ассоциации «Черноземные», помимо руководителей исполнительной и законодательной власти, входят полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах-членах Ассоциации. Работа ассоциаций основана на проведении заседаний высшего коллегиального органа, на которых рассматриваются вопросы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации - членов ассоциаций и принимаются решения по различным проблемам. регионов. Часто такие встречи посещаются (по приглашению) руководителями (или представителями) федеральных министерств и ведомств.

Согласно уставным документам в компетенцию высшего органа объединений входит:

  • утверждение Устава Ассоциации и Положения о дирекции, а также внесение изменений и дополнений в них;
  • определение основных направлений деятельности Ассоциации, утверждение региональных и межрегиональных проектов (программ) развития;
  • определение размера вступительных и годовых взносов членов Ассоциации, а также целевых сборов за разработку и реализацию региональных и межрегиональных программ развития;
  • избрание и освобождение от должности Президента (Председателя Совета), членов Ревизионной комиссии и назначение дирекции (Экономического комитета) Ассоциации;
  • определение общего порядка формирования и использования средств Ассоциации, утверждение бюджета Ассоциации;
  • принятие решений о ликвидации и прекращении деятельности, о создании и ликвидации созданных им органов.

Во всех ассоциациях принцип незыблем: решение Совета (Правления, Собрания учредителей), против которого проголосовал какой-либо член Ассоциации, не распространяется на ее территорию и финансы. Это обстоятельство подчеркивает второстепенную важность решений ассоциации по сравнению с решениями самих ее членов. Более того, в этом положении четко подчеркивается, что ассоциации не могут рассматриваться как принудительный механизм. Ассоциации действуют для тех, кому необходимо координировать свои действия с соседями и заинтересованы в привлечении их к решению ряда проблем. В период между заседаниями Совета (правления, собрания учредителей) деятельность ассоциации организуется и контролируется ее президентом (в МПА «Сибирское соглашение» - председатель совета). Единственным исключением является Северо-Кавказская ассоциация, которая не имеет такой позиции. Согласно уставу ассоциаций, роль президента (председателя совета) вполне административна.

Президент ассоциации:

  • представляет ассоциацию во всех учреждениях внутри страны и за рубежом;
  • организует подготовку и проведение заседаний Совета, назначает дату их проведения, председательствует на заседаниях Совета (Совета);
  • в соответствии с решением Совета организует текущую деятельность ассоциации;
  • в пределах утвержденной Советом сметы утверждает структуру общего исполнительного органа и его аппарата;
  • осуществляет текущий контроль за деятельностью исполнительных органов объединения.

Президент ассоциации, согласно учредительным документам, избирается Советом из числа полномочных представителей членов ассоциации (глав региональных администраций) квалифицированным большинством на срок 2 года. По решению Совета президент Ассоциации может быть переизбран таким же образом еще на два года. Исполнительные органы. Второй уровень структурной организации формируется непосредственно исполнительными органами территориальных объединений. Основным исполнительным органом является Исполнительная дирекция во главе с генеральным директором.

Исполнительные директораты выполняют следующие функции:

  • выполняет решения Совета Ассоциации;
  • решает вопросы текущей деятельности ассоциации;
  • готовит в предварительном порядке вопросы, подлежащие рассмотрению Советом;
  • решает вопросы заключения договоров (соглашений, договоров), учета, отчетности.

Генеральный директор имеет следующие полномочия:

  • руководство деятельностью исполнительной дирекции;
  • юридическое представительство ассоциации;
  • личная ответственность за выполнение задач, возложенных на Исполнительную дирекцию;
  • представление ассоциации в отношениях с другими организациями и частными лицами, заключение соглашений, соглашений и контрактов от имени ассоциации;
  • принятие решения по искам и претензиям от имени ассоциации к лицам и организациям, которые не выполняют договорных обязательств;
  • подписание финансовых документов.

Деятельность ассоциаций осуществляется в соответствии с решением Совета (Правления) по отдельным приоритетным программным областям.
Для скоординированной работы в этих областях Совет Ассоциации создает специализированные комитеты, в состав которых входят руководители соответствующих департаментов администраций и региональных администраций.

На основании приведенных выше данных видно, что структура координирующих органов носит как секторальный, так и проблемный характер. Это связано прежде всего со спецификой деятельности МОР. Задачей координационных комитетов является не только решение проблем в отдельных секторах, но и оперативное реагирование на вопросы, которые включают элементы из различных сфер экономики и социальной сферы.

Таким образом, анализируя состояние нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность межрегиональных объединений, можно сделать вывод, что по мере возрастания их роли в отношениях не только между субъектами федерации, но и с федеральным центром возникла необходимость координации деятельности федеральный центр с МПА. Соответственно, была проведена работа по налаживанию серьезных контактов, которые сделали МПА консультативными органами как при Правительстве Российской Федерации, так и при Совете Федерации. Раздробленность нормативно-правовой базы, регулирующей основные аспекты деятельности МОР, создает значительные трудности не столько для их функционирования, сколько для выработки единого подхода со стороны федеральных органов власти к отношениям с ассоциациями, то есть к достижению значимого и эффективного регионального политика. Однако сам факт разработки этих законопроектов говорит о осознании важности проблемы. В то же время структура объединений четко отражает доминирование экономических причин их создания. Функции высших органов объединений сводятся скорее к политическим и административным действиям, а основная работа ложится на низшие структуры. Но именно эти координационные группы являются механизмом формулирования и реализации интересов. В то же время необходимо еще раз подчеркнуть тот факт, что решения ассоциаций не являются обязательными для тех регионов, которые их не поддерживают. Это не позволяет говорить об ассоциациях как о фактически сформированных государственных органах. Но в то же время они представляют собой реальный механизм реализации региональной экономической политики, а также способ обеспечить обратную связь с центром о жизнеспособности федеральных программ, которые предлагаются в рамках региональной политики субъектам федерации.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что идея создания межрегиональных объединений - как организационная связь между интересами субъектов Российской Федерации и интересами федеральных министерств и ведомств в контексте формирования единого Российский внутренний рынок на основе существующего опыта - был очень своевременным, доказал свою реальность и перспективы ... И у него есть несомненный потенциал для развития; Поэтому межрегиональные объединения являются одним из важнейших факторов региональной политики России.

Межрегиональное сотрудничество на Северо-Западе

История создания и дальнейшего развития Ассоциации «Северо-Запад» (основные цели, задачи Устава)

Ассоциация «Северо-Запад» была создана с ведущей ролью Санкт-Петербурга, во многом по инициативе мэра города А. Собчака. Во многом цели и задачи Ассоциации предопределили геополитическое положение этого региона: важнейшие морские торговые порты Российской Федерации расположены на территориях этих субъектов Федерации. Но как только А. Собчак перестал проявлять интерес к работе Ассоциации, ее деятельность и активность начали снижаться, что говорит о том, что эти планы строились не только вокруг не столько экономических интересов, сколько скорее политических амбиций региональных лидеров, прежде всего - А.Собчак.

Устав Ассоциаций ориентирован на внутренние проблемы Ассоциаций, а не на отношения с внешней средой.

Устав Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, где основными целями и задачами являются:

  • создание условий и содействие формированию взаимовыгодных экономических отношений между членами ассоциации, другими республиками, краями и областями, федеральными органами власти;
  • защита экономических интересов территорий;
  • разработка и реализация согласованных региональных проектов в различных сферах социально-экономической жизни;
  • координация действий учредителей в рамках совместно принятых программ;
  • объединение усилий для реализации достижений научно-технического прогресса.

Ассоциация экономического взаимодействия территорий субъектов Северо-Запада Российской Федерации (Ассоциация "Северо-Запад"). В ассоциацию входят 12 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Кировская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. Президент ассоциации: Яковлев Владимир Анатольевич, губернатор Санкт-Петербурга. Адрес: 193060, Санкт-Петербург, Смольный дворец. Телефон: (8-812) 271-74-13, 273-50-24.

В настоящее время президентом Ассоциации является глава Архангельской области Н.И.Киселев, а вице-президентом - В.И.Фертыгин. - председатель собрания депутатов Архангельской области.

Подводя итог, можно сказать, что на протяжении многих десятилетий Ассоциация развивалась и продолжает развиваться. За эти годы произошли кардинальные изменения в области развития, поскольку географическое положение Северо-Запада обладает важнейшими морскими торговыми портами. В настоящее время установлены новые контакты с различными республиками, краями и даже дерьмом.

Север как проблемная зона

Возникает естественный вопрос: если Север является исключительно неоднородным с точки зрения его социально-экономического положения и динамики, он включает регионы с положительными и отрицательными отклонениями от среднероссийского уровня, то имеет ли смысл рассматривать его в целом как проблемная зона? Разве не правильнее изолировать от всего Севера более компактные территории, которые отвечают критериям рассматриваемого кризиса, отсталых, депрессивных регионов, и применять общерегиональный подход к остальной части региона? Этот метод кажется разумным, и, фактически, он применяется в традиционных региональных типологиях, где нет «северного измерения». Однако этот избирательный подход уменьшает роль общих черт всех северных регионов, которые не могут игнорироваться при организации экономической и социальной жизни на Севере.

Основными общими чертами экономики и жизни на Севере являются: неблагоприятный климат (с колебаниями от абсолютного до умеренного дискомфорта), распространение вечной мерзлоты, большая удаленность от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные расходы, рост производства и строительства. затраты, высокая стоимость жизни, экологическая уязвимость (нестабильность северных биоценозов). Эти негативные северные факторы настолько значительны, что в каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделить особый северный подтип.

Феномен процветающих и процветающих северных регионов объясняется не тем, что негативные северные факторы действуют в них в меньшей степени, а наличием противоположных сильных конкурентных преимуществ: высокоэффективных и уникальных природных ресурсов (минеральных, энергетических, биологических) и выгодное географическое положение (особенно наличие незамерзающих морских гаваней). Если эти конкурентные преимущества не перевешивают негативные факторы, то соответствующие регионы попадают в группу проблемных, которые по определению не способны поддерживать саморазвитие, опираясь только на свои собственные ресурсы. Все северные регионы России объединены особой болью перехода от планово-административной к рыночной экономике.

Прежняя экономическая система здесь имела наиболее полные формы государственного и ведомственного управления, а монополизированная и узкоотраслевая экономика не обладала способностью к саморегулированию. Ликвидация централизованного материально-технического снабжения нарушила регулярность поставок необходимой продукции из других регионов. Из-за либерализации цен и тарифов и коммерциализации кредитной системы предприятия и организации большинства отраслей ледокольный флот, морские и речные порты оказались в сложной финансовой ситуации. Инфляционный шок начала 1992 года практически уничтожил оборотные средства предприятий, необходимые для сезонных покупок, и денежные сбережения жителей Севера, и в то же время уничтожил основной фактор, компенсирующий жизнь в некомфортных условиях.

Переход к рыночным условиям осложнялся тем, что экономика российского Севера была значительно ослаблена еще до начала реформ из-за значительного сокращения государственных инвестиций в морской флот и портовые сооружения, технической реконструкции основных производственных объектов, геологической разведка, а также в связи с наступлением стадии истощения ряда крупных месторождений полезных ископаемых. Объем перевозок по Северному морскому пути начал снижаться с 1988 года.

Во время растущего кризиса (с 1992 года) снижение добычи сказалось на добыче нефти и газа, в меньшей степени на производстве цветных металлов и алмазов, где можно было переориентироваться на мировой рынок. Более значительное снижение производства в лесной и рыбной промышленности, а также в строительстве, сельском хозяйстве и смежных отраслях. Сокращение занятости и потеря сравнительных преимуществ спровоцировали первую волну миграционных оттоков в истории Русского Севера.

Наиболее острой проблемой выживания Севера было обеспечение доставки необходимых продуктов, прежде всего продуктов питания и топлива. Эта проблема не может быть решена только на основе саморегулирования рынка, поскольку получатели продуктов на Севере не имеют финансовых ресурсов для оплаты сезонных поставок, для товаропроизводителей из южных регионов поставки на Север невыгодны из-за Из-за их поздней оплаты и высокого риска, а также для транспортных организаций (в дополнение к трудностям поставщиков) большие трудности создают ограниченное время навигации для импорта продукции. Повторные изменения в преференциальных правилах финансирования и кредитования северных поставок пока не дали положительного результата. Из года в год повторяется одна и та же картина: задержка в финансировании деятельности по доставке, запоздалое начало отгрузки товаров, рост стоимости перевозки в 1,5-3 раза из-за поздней перевозки в сложных ледовых условиях, отгрузка судна несчастные случаи и принудительное использование воздушного транспорта.

Экономическая и гуманитарная проблема, которая объединяет весь Север - это обеспечение жизнедеятельности коренных народов, общая численность которых составляет около 180 тысяч человек. Эта проблема заметно обострилась во время кризиса и распространения рыночных принципов управления.

Чтобы смягчить процесс адаптации населения и экономики Севера к новым условиям, государство применяет ряд специальных антикризисных и стабилизационных мер. Правовой основой этих мер является Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации".

Закон определяет основной принцип государственного регулирования на Севере - это государственный протекционизм, направленный на создание необходимых условий жизни для населения, а также на определение секторов экономики - режим льготного развития для удовлетворения потребностей государства в их товары. Другими основополагающими положениями Закона являются ограничение промышленного освоения Севера с целью бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей среды и защиты традиционных основ экономики и быта коренных народов. север; опережающее развитие объектов инфраструктуры, прежде всего связи и транспорта, в том числе Северного морского пути; сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера; оптимизация населения Севера.

При разработке Закона «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» был разработан специальный закон «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим и проживающим на Крайнем Севере и в приравненных к ним населенных пунктах». принят. Задачами этого Закона являются обеспечение уровня жизни местного населения, компенсация некомфортных региональных условий, предотвращение стихийного оттока населения, создание условий для перемещения определенных контингентов жителей (например, пенсионеров). в более южные регионы и их последующую социально-экономическую адаптацию, чтобы создать стимулы и гарантии для работы на Севере на основе ротации. Помимо вышесказанного, в последние годы был принят ряд законов и нормативных актов, регулирующих специфику экономики северных регионов. Таким образом, вся северная зона становится особым подпространством экономического и правового пространства Российской Федерации.

Таким образом, решение всех проблем Севера позволит регионам хорошо развиваться. Но у Севера есть такие качества, которые позволяют хорошо конкурировать с другими регионами - высокоэффективные и уникальные природные ресурсы, выгодное географическое положение.

Следует также отметить, что Мурманская область является вторым по значимости после Норильска регионом по концентрации ресурсов для производства никеля в стране.

Резюмируя вышесказанное, автор отмечает проблемы регионов Севера: неблагоприятный климат, большое расстояние от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные расходы, высокая стоимость жизни, экологическая уязвимость.

Особенности проблемных регионов Севера

Большинство северных субъектов федерации имеют признаки разных типов проблемных регионов.

В Мурманской области угнетающей отраслью является рыбная отрасль. Увеличение экспорта необработанной рыбы (даже без ее доставки на береговые базы) произошло с резким сокращением переработки. Так, прибрежные предприятия ранее крупнейшего в стране Мурманского рыбоперерабатывающего завода выпускались во второй половине 1980-х годов. 132 тысячи тонн продукции в год сократили производство в 1995 году до 4,7 тысячи тонн. Плавка меди и никеля значительно снизилась из-за истощения местной рудной базы и устаревшего оборудования, которое не соответствует современным экологическим стандартам. Крупнейшее производство апатитового концентрата в России также сократилось

В Карелии, Коми и Архангельской области значительное негативное влияние оказывает сокращение производства в лесном комплексе. В Архангельской области это усугубляется падением производства на предприятиях военно-промышленного комплекса, среди которых выделяется крупнейший завод атомных подводных лодок в Северодвинске (с населением более 250 тысяч человек в начале 1990-х годов). В Республике Коми угнетающей отраслью является уголь (Печорский бассейн), где добыча сократилась на 8 млн. Тонн.

Ненецкий автономный округ находится на переломном этапе. Здесь на фоне угнетения традиционных промыслов коренного населения (оленеводство, рыбоводство, охота) развивается добыча нефти и газа. Благодаря этому общий объем промышленного производства и ВРП начал расти.

Общими проблемами для регионов Севера являются рост безработицы (уровень зарегистрированной безработицы в 2-3 раза выше, чем в среднем по стране) и значительный отток населения (особенно из Мурманской области, Коми, Ненецкого автономного округа) ,

Социально-экономическая ситуация в азиатской части российского Севера еще более неоднородна. Экономическое и социальное благополучие в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах зависит исключительно от добычи нефти и газа. Поддержка на социально необходимом уровне других секторов экономики и социально незащищенных слоев населения вполне возможна из региональных бюджетов. Поэтому, несмотря на большие внутренние контрасты, эти два субъекта федерации не должны претендовать на федеральную поддержку.

В Красноярском крае и Иркутской области лесозаготовительные и лесоперерабатывающие комплексы находятся в аналогичном положении, а в Камчатской и Сахалинской областях, в Корякском автономном округе, имеются рыбацкие поселки. Здесь основными факторами кризиса стали падение спроса и конкурентоспособности, особенно в связи с ростом транспортных тарифов и стоимости энергоносителей. Все эти северные регионы Сибири и Дальнего Востока (за исключением Красноярского края) значительно уступают среднероссийскому уровню по реальным доходам населения.

Перспективы проблемных регионов Севера

Чтобы улучшить социально-экономическое положение северных регионов, необходимо реализовать комплекс мер. В первую очередь это включает в себя: организацию регулярной доставки товаров; повышение надежности энергоснабжения за счет использования местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения (строительство жилья для мигрантов и их финансовая поддержка); выполнение ранее принятых решений о гарантиях и компенсациях лицам, работающим и проживающим на Севере; нормализация межбюджетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.

Многое будет зависеть от успеха макроэкономической политики, стимулирующей спрос на продукцию ведущих секторов северной экономики и, соответственно, геологоразведки, транспортной загрузки и возобновления капитального строительства. Особенно важно снизить стоимость кредитов и регулировать транспортные тарифы, чтобы поддерживать стабильные экономические связи с внутренними регионами страны.

В ближайшие годы строительство Амур-Якутской железной дороги (АЯМ) должно быть завершено. Затем строительство Северо-Сибирской железной дороги будет продолжено на запад от Байкало-Амурской магистрали до выхода в порты Баренцева и Белого морей. Будущее Северного морского пути связано не только с регулярным плаванием вдоль побережья российской Арктики, но и с развитием трансокеанского транзита - кратчайшего маршрута между Европой и Восточной Азией, Европой и Северной Америкой. Это не полный список транспортных проектов, готовых к реализации.

Перспективы северной экономики во многом связаны с расширением разработки нефтяных и газовых месторождений на побережье и шельфе морей Северного Ледовитого океана, месторождений алмазов и бокситов в Архангельской области, рудных месторождений в Красноярском крае, более комплексных использование минерального сырья на основе новых технологий и цивилизованное освоение новых регионов.

Основные проблемы экономики Севера, жизни людей, населяющих его, - сохранение экологического потенциала и последнего в мире запаса свободных территорий - должны решаться с точки зрения национальной стратегии России.

Вывод:

Подводя итоги всего учебника, можно сказать, что региональное сотрудничество развивается очень хорошо в последние десятилетия. Создано несколько десятков ассоциаций по межрегиональному взаимодействию, таких как Большая Волга, Северный Кавказ, Северо-Запад, Ассоциация Дальнего Востока и Забайкалья (АДВЗ).

Межрегиональные ассоциации создавались в значительной степени как противовес центру, как способ защиты своих интересов на федеральном уровне.

Совершенно очевидно, что некоторые регионы, которые не представляют значительной политической силы в отдельности, в случае объединения получают дополнительный вес. Это облегчает для каждой территории, включенной в союз, достижение его целей.

Кроме того, чтобы поддерживать и узнавать состояние определенных взаимодействующих регионов, необходимо проанализировать все данные о состоянии региона.

Автор считает необходимым отметить, что идея создания межрегиональных объединений - как организационное и связующее звено между интересами субъектов Российской Федерации и интересами федеральных министерств и ведомств в условиях формирования Единый российский внутренний рынок, основанный на существующем опыте, оказался очень своевременным, доказал свою реальность и перспективы. И у него есть несомненный потенциал для развития; Поэтому межрегиональные объединения являются одним из важнейших факторов региональной политики России.

В начале работы автору была дана цель проанализировать взаимодействие регионов друг с другом, а в конце исследования цель была достигнута в полном объеме. Также автором рассмотрены и раскрыты проблемы концепции региональной политики Российской Федерации.

Автор, помимо поставленных перед ним целей и задач, приобрел огромный опыт работы с законодательными документами, составленными на английском языке. Получил опыт общения с Президентом Ассоциации.

В целом все цели курсового проекта достигнуты, проблемы решены и раскрыты.