Становление информационной экономики, перспективы XXI века

Содержание:

  1. Информационная экономика как экономическая категория
  2. Формирование и развитие информационной экономики
  3. Особенности развития информационной экономики в России
  4. Перспективы развития информационной экономики в Российской Федерации
  5. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 01.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно оформлять отчёт по учебной практике:

 

Как правильно оформлять отчёт по учебной практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Новые технологии и их роль в современной экономике
Интеграция России в мировую экономику
Экономический рост: влияние политических институтов
Постиндустриальное общество: особенности и перспективы развития

 

Введение:

Развитие современной цивилизации становится последовательным повышением роли информации и знаний в обществе. Основываясь на этой особенности современного общества, многие исследователи называют это мусульманской информацией или обществом, основанным на информационной экономике Google. С технологической точки зрения быстрое и широкое распространение современных информационных и коммуникационных технологий можно считать следующим этапом научно-технического прогресса.

Однако одной из особенностей продолжающейся научно-технической революции является то, что она затрагивает весь спектр информации, затрагивая такие фундаментальные процессы для всех видов человеческой деятельности, таких как экспорт, обработка и передача информации.

Это привело к фундаментальным социальным изменениям в области экономики, политики, культуры, изменило умы людей, что привело к появлению нового типа постиндустриального общества. Решающим фактором в социально-экономическом развитии общества является переход от экономики других вещей к экономике знаний, значительное повышение ценности и роли информации в решение большинства задач мирового сообщества происходит. Это свидетельствует о том, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллект - информацию. Информация - это не только тема общения, но и прибыльный продукт, эффективное современное средство организации и управления социальным, научным, культурным, образовательным и общественным производством. Социально-экономическое развитие всего общества.

Информационная экономика как экономическая категория

Концепция информационной экономики в современной науке

В последней четверти 20-го века человечество вступило в новую стадию развития - стадию построения постиндустриального информационного общества, вызванную социально-экономической революцией, происходящей в современном мире. университет. Известно, что в центре каждой социально-экономической революции находится ряд специфических технологий, производственных систем и технологий и производственных отношений.

В постиндустриальном обществе эту роль в основном выполняют информационные технологии и компьютерные системы, наукоемкие технологии в результате новых физических, технических и биологических принципов, инновационные технологии, инновационные системы и творческие организации многих сфер человеческой деятельности на их основе.

Конечным результатом должно стать создание новой формы экономической организации - информационной экономики.

Постмодернистское общество является единым в экономике, в результате научно-технической революции и значительного увеличения доходов населения приоритет сместился с товарного производства на экспортный сервис. Производственные ресурсы - это информация и знания. Научные разработки становятся главным двигателем экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, умение учиться и креативность сотрудников.

Суть информационного общества заключается в расширении границ общения во всех сферах человеческой деятельности, увеличении разнообразия и выбора, расширении границ сотрудничества, взаимной поддержки и взаимной информации в бизнесе. предпринимательство, наука, культура и образование, новые средства осведомленности и общения, а также осведомленность и общение.

 

В развитых странах наблюдается сужение физического производства при одновременном быстром росте «индустрии знаний». Продуктами информационной экономики могут быть теоретические, методологические и практические выводы и рекомендации по повышению эффективности работы информационных и электронных средств.

Изменение информационного положения в системе факторов общественного производства, вызванное научно-технической революцией, привело к появлению некоторых самостоятельных компонентов современной экономической науки, области экономики. Экономика относительно молодая и быстро развивается, изучая экономические законы в производстве и воспроизведении научно-технической информации и научных знаний. Эта область экономической науки называется экономикой информационного производства, или короче говоря, информационной экономикой.

Становление информационной экономики, перспективы XXI века

Основа нового общества - информационная экономика - это современная фаза развития цивилизации, характеризующаяся доминированием творчества и информационных продуктов.

Информация является производственным фактором, который крайне необходим в современных условиях эксплуатации. Это обеспечивает эффективность решений, помогает развивать деловые возможности и повышает эффективность производственного процесса.

Информация по экономике представлена ​​во многих отношениях - вот лишь некоторые из следующих выражений:

  1. Такая информационная продукция является обрабатывающей отраслью, т. Е. Видом экономической деятельности.
  2. Информация является фактором производства, одним из основных ресурсов любой экономической системы.
  3. Информация является объектом продажи, т.е. выступает в качестве продукта.
  4. Некоторая информация является общественным благом, потребляемым всеми членами общества.
  5. Информация является фактором рыночных механизмов наряду с ценами и коммунальными услугами, которые влияют на равновесие и оптимальное состояние экономической системы.
  6. Информация в современных условиях становится одним из важнейших факторов конкуренции.
  7. Информация становится резервом бизнеса и власти, используется для принятия решений и общественного общественного мнения.

Доступность информации уменьшает влияние внешнего фактора, такого как неопределенность. Теория устойчивого развития является одной из сложных концепций и предназначена для устранения неопределенности в отношении развития макроэкономической системы в долгосрочной перспективе. В настоящее время эта теория быстро развивается и оставляет много теоретических вопросов о природе устойчивого развития и проблемах, применяемых для создания модели устойчивого развития в конкретных условиях. развитых и развивающихся стран.

Тема экономики производства информации в ее наиболее общем виде - это экономические отношения, которые формируются при производстве, обмене, распространении и потреблении научно-технической информации и экономических законов, регулирующих развитие эти процессы. Следует подчеркнуть, что информационная экономика не изучает информацию.

Экономика, и экономические законы производства, общественного движения и использования научно-технической информации производства, в любом секторе и секторе экономики эти процессы имеют место. В частности, темой исследования в этой области экономической науки является разработка систем экономических отношений, которые являются формами общества и движения информационных технологий, с их существованием напрямую связаны.

Информационные технологии, компьютерные системы и высокотехнологичное производство являются основными системами информационной экономики. В своем развитии они радикально трансформировали производственные системы и технологии, все средства получения, обработки, передачи и производства информации, а также тщательно технологизируя интеллектуальную деятельность.

Экономику общества можно считать информативной, если в обществе:

  1. Любое лицо, группа людей или бизнес в любой точке страны и в любое время могут получить на основе систем автоматического доступа и телекоммуникаций любую необходимую информацию о му. Новый или известный способ, инновации, инновационная деятельность, инновационный процесс и т. Д.
  2. Современные информационные технологии и компьютерные системы доступны любому отдельному лицу, группе лиц и организациям, произведенным, обеспечивая выполнение предыдущего пункта.
  3. Создание инфраструктуры, обеспечивающей создание национального источника информации в объеме, необходимом для обеспечения непрерывного прогресса научно-технического прогресса и инновационного развития, а также общества, способного создавать Вся необходимая информация, в основном научная информация, необходима для обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества.
  4. Интегрированная автоматизация и комплексная компьютеризация всех областей производства и управления и отраслей; в социальных структурах происходят фундаментальные изменения, результатом которых является расширение и активизация инновационной деятельности в различных областях человеческой деятельности.
  5. Общественность с радостью принимает новые идеи, знания и технологии, желая широко внедрять и применять их на практике в любое время инноваций, необходимых для различных функциональных целей.
  6. Иметь развитую инновационную инфраструктуру, способную быстро и гибко внедрять необходимые инновации в определенный момент времени на основе высоких технологий производства: она должна быть универсальной, конкурентоспособной осуществлять создание любых инноваций и развивать любую отрасль, необходимую для клиентов и рынков.
  7. Иметь отлаженную гибкую систему повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективной реализации комплексных проектов для динамичного развития отраслей и лидерства.

Формирование информационной экономики во многом зависит от создания эффективного механизма управления фактической реализацией сложных инновационных системных проектов в регионе. И здесь ничего нельзя сделать без государственной поддержки инновационных процессов. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, укрепления инноваций, перехода к новым формам для решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, которые требуют Регуляторные органы должны разработать ответственную политику для управления и развития инновационной деятельности в регионе, чтобы улучшить взаимодействие между региональными государственными органами и федерацией. на формирование и развитие инновационной экономики.

В условиях позитивного развития инновационной деятельности в обществе информационной экономики отношение к основной производительной силе общества - человеку с высоким интеллектом, высокопродуктивным трудом - должны полностью измениться. Роль высококвалифицированных специалистов в информационной экономике огромна и будет продолжать расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно управлять инновационными процессами, разрабатывать и реализовывать инновационные проекты, должна стать региональной и федеральной приоритетной программой.

По своей природе информационная экономика носит глобальный характер и является основой для формирования и развития информационного общества. В условиях информационного общества процессы кодирования и декодирования научной и экономической информации достигают уровня, который ежегодно удваивает объем знаний. В связи с этим, чтобы успеть понять растущий объем информации и не отставать от скорости современной научной, технологической и экономической жизни, отдельные люди, эксперты и сотрудники должны иметь Возможность постоянно обновлять знания. Такая возможность становится реальностью, если реализуются основные принципы информационных технологий, существует достаточно высокая информационная культура и развитая отрасль рынка информационных услуг.

Формирование и развитие информационной экономики

Переориентация общества в середине двадцатого века на использование информации и знаний в качестве источника стратегического развития, виртуализации и глобализации общественной жизни впоследствии привела к радикальным изменениям в обеих областях. личные секторы общества (политика, экономика, промышленность, общество и отдельные лица и т. д.).

Такие процессы наблюдаются сегодня как внедрение информационных технологий в производственных структурах; улучшить глобальную систему связи; количественная тенденция роста высокотехнологичной продукции, также известной как инновации; Глобализация индустрии культуры является логическим результатом перехода к стадии развития постиндустриальной цивилизации, предсказывающей будущие концепции постиндустриального общества.

Концепция информационного общества часто рассматривается как новый этап развития человеческой цивилизации, новый этап социального развития, в котором информационный сектор экономики оказывает решающее влияние на развитие. развитие мирового сообщества и каждой нации.

Настоящее и будущее России нельзя отделить от развития науки, от силы инновационного потенциала, интенсивного развития и использования на благо всего общества в отношении создания Информационная экономика. Информационное экономическое благополучие

Эффективной может быть только расточительная экономика, в которой никакие человеческие и материальные ресурсы не могут позволить себе увеличить социальную, материальную, информационную, энергетическую и ценную продукцию.

Современная тенденция развития инновационной деятельности в России не оправдывает всех ожиданий в отношении формирования экономики информационного типа, обеспечения динамичного устойчивого роста, повышения конкурентоспособности производства. Продукты и качество жизни людей. Чувствительность предприятий к инициативам, особенно к природе технологий, все еще остается низкой.

В рамках позитивных сценариев развития российской экономики информационная экономика в долгосрочной перспективе состоит из трех основных этапов: специфика, определяющая содержание и приоритеты промышленной политики, и Различия в сроках определяются способностью мобилизовать разные источники экономического роста.

Первый этап характеризуется первоначальными заявлениями о ряде важных проблем и попытками материализовать возможные решения.

Первый этап - это период растущего спроса на инновационные продукты и услуги. Это связано с использованием основных неинвестиционных источников экономического роста, то есть с ростом внутреннего спроса и доведением до разумного уровня загрузки существующих производственных мощностей. С учетом ограничений, определенных требованиями к сбалансированному развитию отраслей, потенциал роста производства за счет использования существующих мощностей можно оценить в 35. 4545%.

Соответственно, сроки первого этапа ограничены 2015 годом. Наибольшие возможности для увеличения производства имеют легкая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, цветная металлургия, пищевая и нефтеперерабатывающая промышленности. сумма за счет использования резервных мощностей. Для этих отраслей должны быть созданы благоприятные условия на внутреннем рынке, стимулируя, по возможности, их расширение на мировом рынке.

Следовательно, возможным результатом этого этапа будет восстановление инвестиций в реальный сектор экономики как фактор экономического роста. Следует отметить, что уровень технологий промышленного производства здесь не будет существенно отличаться от современного уровня отечественного технического оборудования и техники, хотя такие инвестиции не могут быть сокращены. значительное отставание от промышленно развитых стран и без такой активации и производства, а инвестиционный процесс не может восстановить потребность в инновациях, которые постепенно станут наиболее важным фактором в текущем процессе. базовая модернизация воздуховода, реструктуризация промышленного производства и его продукции.

Второй этап - период инвестиционной деятельности и нормализация структуры производства. После 2015 года экономический рост невозможен без существенной эксплуатации новых мощностей и тщательной модернизации производственной структуры.

Основная задача второго этапа - мобилизация финансовых ресурсов для инвестирования в корректировку экономической структуры. Для средств, вложенных в производственные предприятия, эта проблема может быть частично решена на первом этапе путем нормализации соотношения цен и перераспределения выгод с добавленной стоимостью в реальном секторе. Можно также ожидать, что начало восстановления экономики на первом этапе приведет к увеличению доходов бюджета, что значительно увеличит объем государственных инвестиций, особенно в промышленность, с самого начала. второй этап. Реиндустриализация и создание новых мощностей потребуют значительных усилий по мобилизации всех возможных внешних и внутренних финансовых источников. Дополнительным фактором, способствующим росту инвестиций в промышленность на втором этапе реализации промышленной политики, может стать достижение стабильного экономического роста на первом этапе и увеличение абсолютного объема. в отличие от валового внутреннего продукта и всех его факторов, включая накопление.

Результатом первых двух этапов развития российской экономики может стать не только восстановление уровня производства и потребления в 1990 году, но и нормализация ее структурных особенностей. Временные рамки второго этапа ограничены 2025 годом.

Третий этап - творческий этап. Он начнется с 2020 - 2025 гг. Основная задача третьего этапа промышленной политики - значительно повысить уровень технологического и инновационного потенциала ведущих отраслей за счет использования достижения науки и техники в стране. Эта проблема может быть решена только в рамках первого этапа, будут приняты меры для определения приоритетных областей прикладных исследований и обеспечения целенаправленности ресурсов. Речь идет не о создании совершенно новых знаний и не о фундаментальных открытиях, а об использовании существующего отставания в прикладной науке.

В начале этого периода дисбаланс ресурсов и технологий в российской экономике будет в значительной степени устранен, а необходимость в резком маневрировании структуры исчезнет.

Основными инструментами реализации промышленной политики на третьем этапе должны быть косвенные методы регулирования: экономический, социальный, экологический и т. Д.

Приоритеты промышленной политики также меняются. Если на первом этапе основными приоритетами являются преодоление рецессии и расширение производства, то на втором этапе - повышение эффективности производства и обновление производственных структур, затем на третьем этапе Приоритет будет отдаваться своевременным обновлениям ассортимента продукции, повышению качества, а также разработке и внедрению безопасных и экологически чистых технологий, хотя эти приоритеты в той или иной степени Еще один должен присутствовать на первом и втором этапах.

Если мы посмотрим на историю производства информации в целом, мы можем найти три основных источника теории и методологии.

В первую из них вошли работы, посвященные изучению системы производительных сил, закону экономического роста в эпоху научно-технической революции и ее общесистемного основания. Этот источник обогащает информационную экономику изучением экономического роста с точки зрения общей теории организации, теории принятия решений, кибернетики, общей теории систем и т. Д. Это также включает первоначальные усилия по количественной оценке вклада производства информации в экономический рост.

Вторым источником информационной экономики является экономика НИОКР, которая понимается как экономика научных организаций и подразделений НИОКР. Тот же источник включает работы, в которых рассматриваются макроэкономические и структурные аспекты экономики НИОКР, например, вопросы государственного финансирования НИОКР и стимулирования исследований и разработок, рождаемость определяет уровень фундаментальных исследований и применения и т. д. Именно здесь впервые научная информация рассматривается как продукт труда соответствующих институциональных форм, используемых другими субъектами предпринимательской деятельности, а следовательно, и законами информационного движения. Социальные новости были изучены.

Третьим источником информационной экономики является экономика ремонта и модернизации оборудования в практических условиях, которые создают амортизацию и обновляют научно-техническую информацию. Этот источник, вероятно, оказывает наименее заметное влияние на формирование экономики производства информации, основанной на ее современных чертах, и его методологические резервы все еще недооцениваются, несмотря на направление развития. Его мощно - технология управления. В том же духе разрабатываемые идеи составляют основу технологически изменяющейся экономики и технико-экономического макроэкономического анализа, который рассматривается большинством западных экономических теорий как один из путей. Эволюционный подход к изучению социально-экономических систем.

Создание эффективного инновационного механизма и формирование информационной экономики помогут достичь прорыва в науке и технологиях в России в XXI веке. Современная Россия обладает уникальным национальным ресурсом, который внесет свой вклад. Часть формирования информационной экономики, конечно же, при правильном и разумном управлении.

Особенности развития информационной экономики в России

Информационная экономика является основой экономического роста и благосостояния граждан

Информация является производственным фактором, который крайне необходим в современных условиях эксплуатации. Это обеспечивает эффективность решений, помогает развивать деловые возможности и повышает эффективность производственного процесса. Доступность информации уменьшает влияние внешнего фактора, такого как неопределенность. Теория устойчивого развития является одной из более сложных концепций, которая предназначена для устранения неопределенности долгосрочного развития макроэкономической системы. В настоящее время эта теория быстро развивается и оставляет много теоретических вопросов о природе устойчивого развития и проблемах, применяемых для создания модели устойчивого развития в конкретных условиях. развитых и развивающихся стран.

Первоначально категория «устойчивое развитие» была предложена в качестве ответа на экологические вызовы нашего времени и понималась в смысле направления развития для долгосрочного обеспечения человечество природных ресурсов, при условии, что окружающая среда не разрушена.

Постепенно, однако, взгляды ученых по этому вопросу стали шире, включая стимулы говорить об экономическом развитии для удовлетворения широких социальных потребностей, а также для поддержания поддерживать способность удовлетворять одинаковые потребности всех будущих поколений. Таким образом, теория устойчивого развития накапливает положения теорий экономического роста и развития и может стать общей теорией количественного и качественного экономического развития.

Сильное экономическое развитие многих развитых стран и их растущее участие в глобализации привело к появлению таких терминов, как исламское информационное общество и триединство. сознание. Наше государство стремится идти в ногу с квалификацией более развитых стран. Поэтому выбранный правительством путь развития включает в себя, прежде всего, развитие социально ориентированного общества или социального государства.

В настоящее время целью социального государства является обеспечение хороших и благополучных условий жизни для всех граждан.

 

Это означает, что государство обязано создать все условия для личностного роста, кроме социальных зависимостей. На самом деле не только государство, но и сами граждане несут ответственность за свою материальную поддержку на основе обеспечения свободы и имущественных отношений.

В настоящее время человеческие ресурсы и информационные ресурсы стали основными факторами развития современного общества и мировой экономики в целом. Информационные и информационные ресурсы и информация, включенная в нее, являются частью накопленного и существующего человеческого капитала, его основ и основ. В то же время источник информации также является самостоятельным элементом развития, анализируемым и изучаемым с точки зрения теории и практики экономического роста и развития, формирования гражданского общества, обеспечения общей безопасности. экономика и информация и др. Поэтому необходимы комплексные исследования в обществе и экономике, в том числе в экономической категории.

Ученые-компьютерщики первыми стали использовать термин информационное общество и информационная экономика, называемый отношениями с наиболее развитыми странами мира. И эти термины стали синонимами терминов инновационная экономика, новая экономика, новая экономика, открытая экономика, открытая экономика.

В развитых странах наблюдается формирование информационного общества, основанного на развитии творческого счастья. Поскольку уровень счастья населения различен, российское правительство в настоящее время пытается решить проблему повышения уровня счастья граждан монетарными методами.

Уровень благосостояния для наших штатов и многих развитых стран различен. Мы находимся на разных этапах развития, поэтому товарные отношения стали популярной формой общения между отдельными партнерами, производящими товары и услуги.

Разница между индустриальным государством и информацией общества огромна. В информационном обществе традиционные формы товарного обмена и частной собственности преодолеваются, в основном благодаря неравномерному распределению материальных благ.

В настоящее время основными условиями, определяющими благополучие человека, являются его воспитание и образование; соответственно семья и школа становятся основными государственными институтами, формирующими процветание в будущее. Не существует рыночного механизма, который мог бы обеспечить потребителю лучшую и лучшую жизнь, чем он заслуживает за свой уровень образования и грамотности. Исходя из уровня полученных знаний, человек формирует определенный метод потребления, при котором результатом должно быть образование о разумном потреблении. С появлением потребности в творческой деятельности формируются другие потребности, и интерес, связанный с биологическим инстинктом, должен быть на втором месте, потому что осознание должно измениться. Подходы к определению характера и уровня счастья не одинаковы, поскольку способности и условия для его достижения различны.

Когда человеческие биологические инстинкты повернутся к земле, экономика, сформированная на основе информации, сама станет источником роста. Следует отметить, что развитие информационной экономики способствует экономическому росту, повышению уровня счастья граждан и качества жизни людей.

Информация в основном является общественным благом, и акт признания общественных благ включает ее использование в той или иной форме. В производстве товаров и услуг креативность чрезвычайно важна. Результатом творческой работы является получение информации или знаний. Если индустриальный век характеризуется производством и потреблением материального продукта, то в информационном обществе высоко ценится только этот физический продукт, который будет способствовать развитию личности.

В современном обществе функционирование всей экономической системы приведет к изменению основных характеристик доминирующих социальных благ. С развитием информационного общества материальное благосостояние больше не будет доминировать так, как сейчас. Условием повышения благосостояния будет определенный период времени, равный общему времени, затрачиваемому на «более высокие виды деятельности». В информационном обществе теория благосостояния пересматривается: эта творческая работа будет формировать неэкономическое процветание, основанное на том факте, что самоутверждение, самообразование идеально подходят для чья-то деятельность

На уровень жизни влияют многие факторы. Если мы возьмем уровень жизни в качестве экономической категории, на него будут влиять такие факторы, как реальная заработная плата, реальные доходы населения, минимальная заработная плата, расходы на проживание и, если они Мы берем общий индекс, значение ВВП на душу населения, долю расходов на конечное потребление и т. Д. Если считается, что уровень жизни тесно связан с качеством жизни людей, он будет влияет на развитие инфраструктуры, состояние здоровья населения, экологическое состояние окружающей среды, свободное время и т. д.

Все это напрямую влияет на благосостояние людей, изменяя и улучшая его. В прошлом уровень социально-экономического развития общества не измерялся общим временем, затраченным на творческую деятельность каждого человека. С развитием информационной экономики благосостояние может рассматриваться как широкая, мощная концепция, сложное социально-экономическое явление, сочетающее и объединяющее различные характеристики К стилю, имиджу и качеству жизни населения необходимо подходить с точки зрения социальной активности общества. Более того, общий доход больше не считается основным фактором. Он представлен как вспомогательный элемент, необходимый для развития высшей активности, способствующий повышению уровня образования и здоровья личности.

Повышение уровня жизни населения является главным приоритетом в развитии государства в целом, потому что высокий уровень жизни помогает снизить внутреннюю социально-экономическую напряженность и удовлетворенность людей. Высокий уровень и качество жизни позволяют людям активно развивать свой духовный и культурный человеческий потенциал, выражать себя как личность и постоянно стремиться к совершенствованию.

Перспективы развития информационной экономики в Российской Федерации

Наступила новая эра, названная веком информации, эпохой знаний и информационного общества, когда информация и знания стали наиболее важным фактором успеха. Однако это приносит не только много новых возможностей для развития, но и некоторые новые риски.

Новый экономический век связан с внедрением высокопроизводительных инструментов обработки информации в бизнес-процессы и экономические отношения. Сегодня формирование новых методов управления, основанных на информационных технологиях, происходит во всем мире, и это эволюционный процесс с лидерами и периферией. Лидерами преобразования информации являются США, Великобритания и Япония. Однако в России уровень информационных технологий в бизнес-процессах и экономических отношениях ниже, чем в развитых странах. Обладая высоким интеллектуальным, творческим и ресурсным потенциалом, он может сформировать самостоятельную систему информационной экономики.

Информационная экономика в России в первую очередь не формируется, она окружена зрелыми информационными оболочками развитых стран, поэтому многие процессы формирования здесь имеют свои особенности. В управлении информационным обменом необходим особый подход с учетом национальных, культурных, экономических и социальных особенностей России.

Современная тенденция развития инновационной деятельности в России не оправдывает всех ожиданий в отношении формирования экономики информационного типа, обеспечения динамичного устойчивого роста, повышения конкурентоспособности производства. Продукты и качество жизни людей. Чувствительность предприятий к инициативам, особенно к природе технологий, все еще остается низкой.

Фактически, инновации пока мало влияют на экономику. Крупный бизнес в России - один из медленных участников, больше всего не заинтересованных в инновационных процессах. В 2009 году разработка и внедрение технологических инноваций осуществлялась на 9,4% от общего числа отечественных промышленных предприятий, что значительно ниже типичных значений для Германии (69,7%), Ирландия (56,7%), Бельгия (59,6%) и Эстония (55,1%), Чешская Республика (36,6%). Процент предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий, невелик (11,8%). Интенсивность низких технологических инновационных затрат составляет 1,9% в России (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,5%, в Германии - 4,7%).

За рубежом доля расходов компаний на исследования и разработки в национальных расходах на исследования и разработки превышает 65%, а в среднем по странам ОЭСР достигает 70%. В России ситуация изменилась: только 20% затрат на НИОКР финансируются бизнес-сектором.

На протяжении 2000-х годов В абсолютном выражении внутренние расходы на исследования и разработки в Российской Федерации неуклонно увеличивались и увеличились с 48 млрд. Рублей в 1999 году до 485,8 млрд. Рублей в 2009 году. Результаты. То есть Россия входит в первую десятку стран по объему таких общих затрат, хотя она значительно отстает от лидеров индекса, таких как отношение затрат на исследования и разработки к ВВП (1). 24% против 2,77% в США, 2,64% в Германии и 4,86% в Израиле).

Система государственно-частного партнерства для реализации корпоративных инновационных проектов еще не полностью разработана: доля организаций, получающих бюджетное финансирование на эти цели, составляет 0,8% в России (в Германии). - 8,8%, в Бельгии - 12,7%). Недостаточная поддержка также оказывается развитию инновационных малых предприятий.

Одной из основных проблем инновационного развития региона является сложность увеличения объема инвестиций (особенно иностранных) в несырьевые сектора экономики (машиностроение, обрабатывающая промышленность). инструменты, перерабатывающая промышленность и сельское хозяйство, легкая промышленность и т. д.), именно в отраслях, определяющих уровень экономического развития страны. На данный момент крупные российские инвесторы вкладывают средства только в сектора экономики, стараясь получить как можно больше прибыли от природных ресурсов.

Такой же подход демонстрируют иностранные инвесторы. Однако такие инвестиции не должны быть доминирующим стратегическим направлением экономического развития России. Одним из основных направлений инвестиций должны стать фундаментальные исследования и разработки на основе новых, технологически продвинутых технологий производства товаров и услуг.

Среди основных причин низкой инновационной активности экономики: низкое качество управления на микро- и макроуровне; развитие недостаточной научной поддержки управления; равнодушие бизнеса к науке и инновациям, максимальная ориентация на прибыль в краткосрочной перспективе; отсутствие закона о системных инновациях; Коррупция в заказе на НИОКР; низкая эффективность научно-технической деятельности, отсутствие положительного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности; нехватка квалифицированных кадров из-за дисбаланса в развитии системы профессионального образования с точки зрения знаний и структуры промышленности, а также низкого качества обучения; Инновационные затраты и высокие экономические риски.

Одна из главных причин технологической отсталости страны заключается в том, что идеи инновационного развития, активно применяемые международным сообществом в Российской Федерации, остаются на периферии реальных приоритетов. социально-экономического развития государства.

В связи с этим для российского региона интеграция экономики на путь информационного развития представляется очень важной. Представляется, что реальным механизмом для обеспечения и содействия этому переходу должно стать формирование внутренней инновационной системы как совокупности интерактивных организаций и общественных организаций, в которые можно превратить научные знания. изучать новые конкурентоспособные продукты и услуги для обеспечения социально-экономического развития и роста.

Построение инновационной системы невозможно без создания центров инновационной деятельности в регионах России - поддержки территориальных научно-технических комплексов, ориентированных на развитие и распространение. Обширные инновации ради модернизации технологий и улучшения качества продукции.

Создается впечатление, что создание инновационных центров деятельности (инновационная территория, научно-технические зоны, центры трансфера технологий и т. Д.). В российском регионе является одной из предпосылок модернизации. технологии экономики и повышения конкурентоспособности. До настоящего времени процесс формирования инновационных территорий затрагивал, прежде всего, районы с высоким научно-техническим потенциалом.

Обеспечение того, чтобы Российская Федерация усиливала инновационную деятельность и превращала научно-технический потенциал в эффективный элемент социальных инноваций и технологического развития, может основываться только на условиях перехода от Политика мер государственной поддержки инноваций для национальной политики является наиболее предпочтительной. Реализация такой стратегии предполагает создание в России и областей инновационной системы, основным фактором которой являются предприятия, производящие высококонкурентные технологические продукты.

Мы проведем сравнительный анализ, основанный на оценке инновационной оценки ЕС, согласно которому страны всего мира разделены по результатам своей информационной деятельности на четыре группы:

  • Группа творческих лидеров, в том числе: Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Швеция, Швейцария, Великобритания и США.
  • Группа стран, которые догоняют творческих лидеров, а именно: Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды.
  • Группа скромных новаторов, в том числе: Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания.
  • Группы отстающих стран: Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния и Словакия.

Из таблицы видно, что доля информационных продуктов в продажах в России в три раза ниже, чем в ведущих странах. Есть два показателя того, что российские компании немного превосходят группу европейских стран, отстающих. Это доля высокотехнологичной продукции в промышленном экспорте, составляющая 9% в 2007 году по сравнению с 6% в группе отстающих стран и интенсивность затрат на технологические инновации (1,44% по сравнению с с 0,89% в отстающих странах).

Согласно статистике Федерального министерства образования и науки РФ, в 2008 году уровень расходов на инновации в России в горнодобывающей промышленности аналогичен уровню Ирландии (1,44% и 1,86% соответственно) в продукты питания - для Италии (0,83% и 1%), при переработке древесины - в Испанию. Россия по интенсивности инновационных затрат в химической промышленности (4,49%) находится между Францией (3,62%) и Германией (7,98%). В машиностроении этот показатель ближе всего к Франции (1,83% с 1,92%). Высокотехнологичные отрасли в этом индексе отстают от ведущих стран, но приближаются к группе скромных новаторов.

По структуре затрат на технологические инновации Россия ближе к группе скромных новаторов, в которой доминируют затраты на покупку машин и оборудования, а лидеры по стоимости R Их собственные R & D и до 80% ставки.

В марте 2011 года правительство России подготовило Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая открывает новые перспективы для национальной экономики. Стратегия устанавливает долгосрочные руководящие принципы для развития инновационных субъектов, в том числе государственных учреждений на всех уровнях, науки и бизнеса, а также руководящие принципы для финансирования отраслей. фундаментальные и прикладные науки и поддержка коммерциализации разработок. Согласно этому документу, Российская Федерация должна достичь передовых показателей в области инноваций. Прогнозируется, что коэффициент творческой активности увеличится с 1,95 в 2010 году до 4 в 2020 году. За этот период увеличится доля затрат на технологические инновации в общем объеме перевозимых товаров. транспорт, объекты и услуги также, как ожидается, увеличатся с 1,39% в 2010 году до 2,5% в 2020 году. В то же время прогнозируется увеличение экспортного потенциала науки, техники и технологий. Российские инновации: ожидается, что доля инновационных товаров, работ и услуг в общем экспорте вырастет с 7% в 2010 году до 15% в соответствии с наиболее мистическими вариантами сценариев в году. 2020. Одним из ожидаемых результатов реализации комплекса мер по стимулированию развития науки, технологий и инноваций в России является изменение. Россия страна в рейтинге стран мира в развитии информационного общества. Предполагается, что этот показатель переместится на 18-ю позицию к 2020 году.

Целью стратегии является превращение российской экономики в дорожную карту инновационного развития к 2020 году, для которой характерны следующие значения ключевых показателей:

  • Увеличение доли промышленных предприятий, внедряющих технологические инновации, в общем количестве промышленных предприятий до 40-50% к 2020 году (2009 год - 9,4%).
  • Увеличение доли России на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиация, аэрокосмическая техника и услуги, специальное судостроение и т. Д.). До 5 - 10% в 5-7% и многие отрасли экономики к 2020 г.
  • Увеличение доли российского экспорта высокотехнологичных товаров в мировом экспорте высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 году (в 2008 году - 0,25%).
  • Увеличение общей добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17-20% к 2020 году (2009 год - 12,7%).
  • Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35% к 2020 году (2010 год - 4,9%).
  • Увеличить к 2020 году внутренние расходы на исследования и разработки до 2,5 -3% от валового внутреннего продукта (1,3% в 2010 году), из которых более половины будет приходиться на частный сектор.
  • Увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3% к 2020 году (2,08% в 2010 году).
  • Увеличение числа ссылок в публикации российского научного журнала в научных журналах, проиндексированных в базе данных Science Network, до 4 ссылок к 2020 году (2) , 4 ссылки на статью в 2010 году).
  • Увеличить количество российских вузов в списке 200 лучших университетов мира по рейтингу университетов мира до 4 единиц (в 2010 году - 1 университет).
  • Увеличить количество патентов, зарегистрированных российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского Союза, США и Японии, до 2,5 2,53 тыс. Патентов в год 2020 г. (63 патента в 2009 г.).
  • Увеличение доли средств, полученных в результате научных исследований и разработок, в структуре средств, поступающих в ведущие российские вузы из всех источников финансирования, до 25%.

Общий экономический рост и творческий рост будут все более взаимосвязанными. С одной стороны, инновационное развитие станет основным источником экономического роста за счет повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности производства. продукты, создавать новые отрасли, увеличивать инвестиционную активность, увеличивать доходы и потребление.

Ожидается, что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта годового экономического роста в дополнение к сценарию инерционного развития, начинающемуся в 2015 году. С другой стороны, экономический рост расширит экспортные возможности. Новые продукты и технологии, позволяющие правительству увеличивать инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего, образования и фундаментальной науки), а также поддерживать инновации, будут оказывать многоплановое воздействие на Инновационная степень развития.

Для достижения целей, поставленных в последние годы, финансирование науки было увеличено за счет государства, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через Государственные фонды для научных финансов. Значительные усилия были предприняты для стимулирования исследований и развития инноваций в высшем образовании. Создана инфраструктура для поддержки инновационной деятельности - специальные технологические особые экономические зоны обеспечивают значительные стимулы для инновационных компаний, технопарков и центров трансфера. технологии, уникальный центр использования оборудования и т. д. Поддержка создания и развития инновационных кластеров началась на конкурсной основе. Была проделана значительная работа по совершенствованию правового режима инноваций - были введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Таможенные правила для экспорта инновационных продуктов улучшаются. Инновационная стратегия развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Тенденции, сложившиеся в российской экономике, а также существующие проблемы и перспективы, позволяют нам сделать как минимум три жизнеспособных варианта стратегии инновационного развития страны:

  • Вариант разработки инерциальной импортно-ориентированной технологии. Этот вариант не предполагает крупномасштабных целенаправленных усилий по развитию инноваций, фокусируясь в первую очередь на поддержании макроэкономической стабильности и низких бюджетных расходах на науку, вводить новшества и инвестировать в человеческие ресурсы. Этот вариант, вероятно, приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от зарубежных технологий.
  • Выбор, чтобы идти в ногу с местными технологиями развития и конкурентоспособности. Этот вариант направлен не только на переоснащение экономики на основе импортных технологий, но и на местные (двухточечные) стимулы для развития внутреннего развития. Область фундаментальных наук и приложений разделена и сконцентрирована вокруг этих областей с коммерческими приложениями. Для России путь догоняющего развития заключается в том, чтобы заимствовать ряд мировых людей для мирового рынка, но продвижение по российским технологическим стандартам является первым этапом технологической модернизации.

Преимущества догоняющей стратегии:

Минимальные инновационные риски, связанные с использованием доступных технологий.

  1. Более короткие условия для реализации креативных проектов.
  2. Развитие технологий в основных областях может привести к появлению новых высокотехнологичных отраслей.
  3. Технологии выбора решений, принимаемых конкретным негосударственным предприятием, защищают от неточных решений.
  • Возможность получить лидерство в областях ведущих науки и техники и фундаментальных исследований. Для него характерны значительные усилия правительства по модернизации НИОКР и фундаментальной науки, повышению эффективности и концентрации усилий на передовых областях науки и техники. значительно расширить отечественные разработки приложений и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Потенциально Россия может подтвердить свое лидирующее положение в производстве аэрокосмических технологий, ядерной и водородной энергетики, биомедицинских технологий, некоторых областей экологического и экологического менеджмента, а также ряда другие области. Этот путь, более привлекательный с экономической и политической точек зрения, также значительно дороже.

Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, которые имеют конкурентное преимущество (или могут быть быстро созданы), но с Реализация стратегии догоняет практически все отрасли экономики и промышленности.

Достижение целей требует повышения уровня инновационной активности бизнеса. Основными направлениями стимулирования и поддержки инновационной деятельности являются:

  • Предоставлять на конкурсной основе субсидии компаниям в их инновационных приоритетных областях.
  • Прямое стимулирование компаний государственного сектора, а также компаний, работающих в естественных монополиях, к разработке и реализации программ инновационного развития.
  • Поддерживать развитие науки в бизнесе.
  • Использование инструментов налогового стимулирования для инновационной деятельности предприятия.
  • Развитие инновационной инфраструктуры.
  • Совершенствование системы экспорта высокотехнологичных товаров и услуг и импорта отдельных зарубежных технологий с высоким распределительным потенциалом в экономике.

Несмотря на существующие проблемы, некоторые крупные российские компании строят свои собственные инновационные проекты, но большинство из них предназначены для усиления существующего конкурентного преимущества или сокращения технологического разрыва. от иностранных конкурентов, вместо доминирования на новом рынке. Крупнейшими инвесторами в инновационные проекты являются такие компании, как ОАО «РусГидро», ЗАО «Комплексная энергетическая система», ОАО «Ситроник», ОАО «Навигационно-информационная компания», Группа «Росатом». и другие компании.

Поэтому в политике обновления Российской Федерации есть положительные тенденции. Однако в масштабах экономики страны эффективность инновационной активности отдельных предприятий практически не заметна.

Цели политики не полностью реализованы, их законодательная и правоприменительная деятельность несовершенна. В российской экономике нет сомнений относительно процесса инноваций и инновационного развития, но их наличие не дает оснований полагать, что российская экономика является информативной. В настоящее время основными условиями, определяющими благополучие человека, являются его образование и воспитание.

На основании проведенного курса можно сделать следующие выводы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы становления и развития информационной экономики. В последней четверти 20-го века человечество вступило в новую стадию развития - стадию построения постиндустриального информационного общества. Суть информационного общества заключается в расширении границ общения во всех сферах человеческой деятельности. Основа нового общества - информационная экономика - это современная фаза развития цивилизации, характеризующаяся преобладанием информационных продуктов. Информационные технологии, компьютерные системы и высокотехнологичное производство являются основными системами информационной экономики. Формирование инновационной экономики во многом зависит от создания эффективного механизма управления фактической реализацией сложных региональных проектов инновационной системы.

Во второй главе информационная экономика рассматривается как основа для экономического роста и благосостояния граждан, а также рассматривается перспектива развития информационной экономики в Российской Федерации. Информация является производственным фактором, который крайне необходим в современных условиях эксплуатации. В развитых странах наблюдается формирование информационного общества, основанного на развитии творческого счастья.

Также во второй главе были рассмотрены некоторые проблемы перехода России к информационному обществу. Можно отметить, что, несмотря на то, что Россия признана страной, которая готова к переходу на информационную экономику, есть некоторые проблемы, которые не могут быть решены с помощью этого перехода. К ним относятся: нехватка высококвалифицированного персонала, низкая инновационная деятельность, отток человеческого капитала за границу, отсутствие компьютеризации всего населения, ограниченный доступ к глобальным информационным сетям и отсутствие стратегия развития и др.

Создание инновационной экономики станет стратегическим направлением развития нашей страны в первой четверти XXI века.

Российское правительство принимает меры для решения этих проблем и проводит политику привлечения инвестиций в высокотехнологичную отрасль.

Заключение

Тип творческого развития, основанный на целевом поиске, подготовке к созданию и внедрении высокотехнологичных инноваций, позволит повысить эффективность деятельности общественного производства, степень удовлетворения потребностей общины. общества и его членов и обеспечения улучшения социальной жизни, в том числе высокий уровень социальной защиты личности. Тип творческого развития, в основном основанный на постоянно растущих силах, способностях и мощи науки, технологий, высоких технологий и компьютеризации, становится доминирующим потоком в развитии платформы. современная цивилизация. Сохранение природной среды и повышение уровня жизни населения, повышение общей производительности экономики, создание новых отраслей промышленного производства и сферы услуг, повышение качества услуг и повышение конкурентоспособности отечественные товары на мировом рынке, снижение товарооборота и нехватка товаров.