Стандартизация, сертификация и контроль качества продукции на предприятии

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Цель создания и функционирования предприятия 
Основные направления снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности
Качество и конкурентоспособность продукции предприятия
Формирование себестоимости и цены продукции (работ, услуг)

 

Введение:

Переход России к рыночным экономическим отношениям и ее вступление во Всемирное торговое общество определили новые условия деятельности предприятий и организаций на внутреннем и внешнем рынках. Требования к качеству продукции, работ и услуг резко возросли - важный аспект многогранной коммерческой деятельности. Инструментом для обеспечения высокого качества продукции, работ и услуг являются стандартизация, метрология и сертификация.
Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы России как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям. и обеспечить реализацию единой технической политики.

Стандартизация и сертификация, обеспечиваемые взаимосвязанными методами и методами измерения, являются неотъемлемой частью общественного производства и в то же время создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.

Одним из важнейших факторов успеха любой организации является качество ее продуктов или услуг. В современном мире выживаемость любой компании, ее устойчивые позиции на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цен и уровнем качества продукции. Более того, второй фактор постепенно выходит на первое место. Только когда будет достигнут высокий уровень качества, Россия сможет выполнить свою стратегическую задачу - войти в мировую экономику не как сырьевой придаток, а как гармонично развитая, развитая страна с высоким технологическим уровнем, соответствующим задачам 21 век.

В настоящее время во всем мире требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции, значительно возросли. Само понятие качества изменилось. Одного соответствия продуктов с задокументированными требованиями явно недостаточно. Жизнь показывает, что мы должны работать не для документа, а для рынка - для потребителя. Именно поэтому качество начинает восприниматься как соответствие продукции не столько установленным требованиям, сколько потребностям ее потребителей.

Для успешной конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, соответствия современным международным требованиям, удовлетворения потребительского спроса, необходима система управления качеством с ориентацией на потребителей. Какой должна быть скоординированная рабочая структура, действующая в организации и включающая эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин и информации с целью удовлетворения требований потребителей к качеству продукции, а также экономия на качестве.

 

Основы стандартизации, сертификации и качества продукции

 

Стандартизация возникла как деятельность, основной функцией которой было ограничение разнообразия объектов в материальной и социальной сферах. Однако постепенно стандартизация стала охватывать все новые и новые объекты, и ее функции начали преобразовываться из ограничительных в организационные.

Основным воздействием стандартизации на экономику и организацию производства в стране является ускорение темпов научно-технического прогресса, организационное и техническое совершенствование производства, улучшение качества продукции, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов и углубление разделения общественного труда путем специализации и кооперации производства.

1 июля 2003 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», заменивший устаревшие законы «О стандартизации» и «О сертификации». Вот основные условия, установленные в этом законе.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик с целью их добровольного повторного использования, направленная на достижение упорядоченности в областях производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандарт представляет собой документ, в котором для целей добровольного повторного использования характеристики продуктов, правила реализации и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, продажи и утилизации, работы или предоставления услуг являются установлено. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке или этикетке и правилам их применения.

Международный стандарт - это стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации Российской Федерации.

Применение стандарта - это использование стандарта пользователем с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с его областью применения.

Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный выполнять функции национального органа по стандартизации. Таким органом является Федеральное агентство Российской Федерации по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Целью стандартизации является достижение оптимальной степени упорядочения объектов стандартизации в отдельных областях путем установления оптимальных требований для универсального и многократного использования в отношении как реальных, так и потенциальных задач.

Стандартизация проводится на разных уровнях. Различают международную, региональную, национальную и административно-территориальную стандартизацию.

Международная стандартизация - это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для компетентных национальных органов всех стран мирового сообщества.

Региональная стандартизация - это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для компетентных органов стран, главным образом только одного географического или экономического региона мира.

Национальная стандартизация - это деятельность по стандартизации, которая осуществляется на уровне одной страны в мировом сообществе.

Стандартизация, которая проводится в рамках административно-территориальной единицы, называется административно-территориальной стандартизацией.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект и область применения стандартизации. Объект стандартизации: продукт, процесс или услуга, для которой разрабатываются определенные требования, характеристики, параметры, правила и т. д. Стандартизация может касаться либо всего объекта, либо его отдельных компонентов. Область стандартизации - это совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Стандартизация в России проводится с целью обеспечения:

  1. безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  2. техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
  3. качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий;
  4. единство измерений;
  5. сохранение всех видов ресурсов;
  6. безопасность хозяйственных объектов с учетом риска природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  7. обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

Внедрение стандартизации позволяет нам совершенствовать и ускорять процессы разработки технологий, изготовления технологического оборудования, повышения технического и организационного уровня производства, обеспечения разработки качественной конструкторской документации на новый продукт и своевременного снятия продуктов с производства. определить готовность предприятия к его производству с заданными качественными показателями.

На этапе производства стандарты предприятия учитывают характер и характеристики продукции, организационно-технический уровень предприятий и квалификацию исполнителей. Они устанавливают требования к инструментам и методам контроля и оценки качества продукции, обеспечивают ритм производства, сокращают потери от брака, улучшают качество труда исполнителей.

На этапе обращения и внедрения стандартизация направлена ​​на установление требований порядка и наилучших условий для упаковки, консервирования, транспортировки и складирования, хранения и реализации продукции, сохранения ее качества на складах, складах и базах, на транспортных предприятиях, торговые и торговые организации.

На этапе потребления и эксплуатации стандартизация устанавливает единые требования к обслуживанию и ремонту продукции (включая гарантии), для сбора и анализа информации о ее качестве во время эксплуатации, а также нормы по ее утилизации.

Таким образом, система стандартов регламентирует всю деятельность организации в области менеджмента качества.

В рыночной экономике стандартизация имеет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Реализация экономической функции позволяет заинтересованным сторонам получать достоверную информацию о продукте в понятной и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание информации о товаре и обязывает поставщика выполнить указанные требования и подтвердить их; В области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет изучать и систематизировать информацию о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах и т. д.

Социальная функция стандартизации направлена ​​на включение в стандарты и достижение в производстве таких показателей качества стандартизированного объекта, которые соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и предоставляют возможности для экологической утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе посредством обмена информацией. Для этого нам нужны стандартизированные термины, интерпретации понятий, символы, единые правила и т. д.

Основываясь на национальном опыте в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Технический комитет ISO / TK176 (ISO - Международная организация по стандартизации) проводит методологическую и методологическую работу в области международных проблем стандартизации.

Стандартизация, сертификация и контроль качества продукции на предприятии

ИСО внедрила практику пересмотра стандартов каждые 4-6 лет и в 1994 году опубликовала новые версии стандартов. Затем в 2000 году была использована возможность заменить систему, которая основывалась на процессном подходе и представила более обобщенную модель, соответствующую организационным методам работы, - систему управления качеством (СМК). Согласно экспертной оценке ВНИИС, различия в системах качества по стандартам ISO серии 9000 в версиях 2000 и 1994 годов могут составлять от 40 до 50%.

В связи с существенными изменениями в концепции и содержании стандартов 2000 года (по сравнению с предыдущей версией) для организаций, которые внедрили системы качества в соответствии с требованиями ISO серии 1994 года, версия 1994 года (ГОСТ Р ISO 9000 серии, версия 1996 года), разработаны рекомендации ИСО и Госстандарта России по стратегии перехода.

Сегодня в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года, который вступил в силу 13 ноября 2009 года. 10 сентября 2009 года был введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.

 

Сертификация: ключевые моменты, понятия и определения

 

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано правильно». Чтобы убедиться, что продукт «сделан правильно», вам необходимо знать, каким требованиям он должен соответствовать и как можно получить надежные доказательства этого соответствия.

До принятия Федерального закона «О техническом регулировании» понятия «сертификация» и «подтверждение соответствия» были идентичными. В соответствии с Федеральным законом сертификация и декларация рассматриваются как две равные формы подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия - документальное подтверждение соответствия продукции или других объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, продажи и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Сертификация - это форма сертификации органом по сертификации соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификация направлена ​​на достижение следующих целей:

  1. создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  2. защита внутреннего рынка и интересов потребителей от получения зарубежной продукции низкого качества;
  3. помощь потребителям в грамотном подборе товаров;
  4. содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
  5. защита потребителей от недобросовестности производителя (продавца, исполнителя);
  6. контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  7. подтверждение показателей качества продукции, заявленных производителями.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация проводится в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации осуществляется Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). 

По отдельным видам продукции организация и проведение работ по обязательной сертификации осуществляется другими государственными органами Российской Федерации, если это предусмотрено его законодательными актами. Этот вид сертификации является средством государственного контроля безопасности продукции.

Добровольная сертификация осуществляется по инициативе юридических лиц и граждан на основании соглашения между заявителем и органом по сертификации.

Добровольная сертификация может проводиться юридическими лицами, которые взяли на себя функции органов добровольной сертификации и имеют зарегистрированные системы сертификации и знаки соответствия Госстандарту России, а также органы обязательной сертификации (в пределах своей области аккредитации).

Организационная система сертификации включает в себя: органы по аккредитации, консалтинговые и сертификационные организации. Обязательным условием для сертификации является организационная независимость перечисленных организаций.

Международная сертификация этих компаний включает в себя два этапа: подготовку к сертификации и сам процесс сертификации. Эти два этапа выполняются различными организациями (в некоторых случаях различными дочерними компаниями в рамках одной материнской компании), поскольку в противном случае возникает «конфликт интересов», который запрещен применимыми международными требованиями.

Выбор, пересмотр и принятие нормативно-технической документации, проверка производства сертифицированной продукции, испытания основаны на действующих в стране:

  1. система стандартизации и фонд нормативно-технической документации
  2. система сертификации систем качества;
  3. система аккредитации испытательных лабораторий и сеть таких лабораторий.

Испытания на сертификацию проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и признанных Госстандартом Российской Федерации.

Расходы на обязательную сертификацию оплачиваются производителями или поставщиками продукта (при импорте), добровольно заявителями. Оплата производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке, или, при их отсутствии, по договорам.

Организационная структура государственной системы сертификации формируется за счет:

  1. национальный орган по сертификации Российской Федерации (Госстандарт Российской Федерации);
  2. органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регионах;
  3. аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
  4. производители и (или) поставщики продукции.

На основании результатов испытаний и оценки состояния производства осуществляются выдача сертификатов соответствия и регистрация сертифицированной продукции.

Сертифицированные продукты, сертифицированные системы производства или качества подлежат последующему инспекционному контролю в зависимости от принятых схем сертификации.

Предприятия, учреждения и организации участвуют в сертификационной работе независимо от формы собственности (включая другие страны), которые признают и соблюдают ее правила. При проведении сертификации они взаимодействуют с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран. Он включает в себя определенный набор работ в соответствии с его целями.

 

Качество продукции: основные показатели и методы оценки

 

Сегодня российские производители товаров, работ и услуг во всех сферах деятельности должны понимать, что в рыночной экономике путь к их выживанию и благополучию - это, прежде всего, высокое качество.

Концепция качества продукции очень важна на практике, поскольку она регламентируется ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу, качество понимается как совокупность свойств продукта, которые определяют его пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с его назначением. То есть качество - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий использования, которыми должны быть наделены продукты для достижения их цели.

Для поддержания необходимого уровня качества необходима система менеджмента качества.

Управление качеством продукции - это достижение определенного (необходимого) уровня производства путем его создания, обеспечения, обслуживания.

Важную роль играют экономические методы, которые охватывают такие производственные системы, как планирование, стимулирование и ценообразование.

Планирование улучшения качества, предмет установления разумных задач по производству продукции с определенными значениями показателей, которые должны быть достигнуты к данному моменту или заданному периоду времени.

Показатели, используемые при оценке качества продукции, классифицируются по следующим критериям.

По количеству характеризуемых свойств объекта показатели делятся на единичные и комплексные, которые, в свою очередь, делятся на групповые, интегральные и обобщенные.

По этапу определения различаются проектные, проектные, производственные и эксплуатационные показатели.

Согласно методу выражения показатели могут быть в физических единицах, в единицах измерения и безразмерных.

Согласно заявке на оценку, показатели делятся на основные и относительные.

По значимости при оценке объекта показатели делятся на основные и дополнительные.

Качество продукции зависит от:

  • качество сырья;
  • уровень развития науки и техники;
  • прогрессивность используемой технологии;
  • организация труда и производства;
  • квалификация персонала.

Показатели, характеризующие качество продукта, делятся на:

  • качественные показатели самого продукта;
  • показатели качества продукции;
  • показатели эффективности продукции.

Задачи и мероприятия по улучшению качества продукции разрабатываются с учетом результатов анализа качества продукции на основе:

  • потребности платежеспособного рынка в продукции определенного качества;
  • основные направления развития отрасли;
  • прогнозы технического прогресса;
  • требования прогрессивных стандартов.

Требования к качеству продукции включены в систему государственных стандартов Российской Федерации и включают в себя:

  1. стандарты общих спецификаций, которые содержат общие требования к группам однородных продуктов;
  2. стандарты технических условий, которые содержат требования к конкретным продуктам.

Понятие «качество» многогранно. Он включает в себя качество организации, экономические расчеты, технологическое оборудование и технологии производства, параметры окружающей среды, социально-психологические отношения, этические нормы, правовые, политические отношения. Каждый компонент качества способствует общему качеству продукции.

Уровень качества продукта понимается как относительная оценка качества, основанная на сравнении всей совокупности характеристик рассматриваемого продукта с основными, то есть продуктами конкурентов, многообещающими образцами, стандартами, ведущими стандартами.

Критерием оптимального уровня качества продукта может служить комплексный интегральный показатель, который отражает соотношение общего полезного эффекта от эксплуатации продукта и общих затрат на его создание и эксплуатацию.

Уровень качества продукции в эксплуатации характеризуется следующими показателями:

  • коэффициент дефектности;
  • расходы на устранение и изменение брака, выявленные в ходе технического контроля;
  • расходы на удовлетворение требований потребителя в связи с выявлением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товара.

При оценке уровня качества продукции используются как технические, так и экономические данные. Обоснование выбора диапазона показателей качества составлено с учетом:

  • цель и условия использования продукта;
  • анализ требований потребителей;
  • задачи по управлению качеством продукции;
  • состав и структура охарактеризованных свойств;
  • основные требования к качественным показателям.

Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:

  • потребительские запросы.
  • стандарты;
  • контракты;

Расходы на качество обычно делятся на следующие категории:

  1. стоимость предотвращения возможности возникновения дефектов;
  2. затраты и контроль, то есть затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
  3. внутренние затраты на дефект - затраты, понесенные в организации, когда не достигнут согласованный уровень качества, то есть до того, как продукт был продан (внутренние потери);
  4. внешние издержки дефекта - затраты, понесенные за пределами организации, когда не достигнут согласованный уровень качества, т. е. после продажи продукта (внешние потери).

В то же время нельзя рассматривать качество в изоляции от позиции производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, зафиксированных в технических характеристиках, сертификация продукции не может быть проведена. Разнообразие физических свойств, важных для оценки качества, сосредоточено на потребительной стоимости.

Важными свойствами оценки качества являются:

  1. технический уровень, который отражает материализацию в производстве научно-технических достижений;
  2. эстетический уровень, который характеризуется совокупностью свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
  3. эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. д.);
  4. техническое качество, предполагающее гармоничную согласованность ожидаемых и фактических потребительских свойств при эксплуатации продукта (функциональная точность, надежность, срок службы).

Концепция качества неоднократно обсуждалась научным сообществом и практиками. Академия проблем качества Российской Федерации сыграла большую роль в формировании современной концепции качества.

В результате деятельности Академии проблем качества было сформировано концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социально-экономическую основу успешного развития человека и общества. Такое видение качества кажется достаточно емким и более четко определяет важность улучшения качества.

 

Заключение

 

В процессе выполнения курсовой работы была изучена учебно-методическая и нормативная документация о сущности и содержании стандартизации и сертификации, контроля качества продукции, управления качеством.

В работе изложены теоретические аспекты внедрения стандартизации, сертификации в Российской Федерации. Отражены цели стандартизации, рассмотрены виды сертификации и порядок ее проведения.

Рассматривается концепция качества продукции. Процесс модернизации концепции качества и изменения концепции качества. Дана концепция управления качеством. Приведены основные типы систем менеджмента качества: системы, отвечающие требованиям стандарта ISO серии 9000; общекорпоративные системы управления качеством TQM; системы, которые соответствуют критериям национальных или международных наград и дипломов по качеству.