Стагфляция и кризис неокейнсианского антициклического регулирования в 1970-е г

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальные услуги в сфере ЖКХ

Кризис в США 1929-33 годов и в России

Энергетическая проблема

Экспансия Латиноамериканских ТНК на внешние рынки

 

Введение:

 

Контрциклическое регулирование относится к направлению экономической политики, которое заключается в смягчении экономических циклов с помощью стабилизаторов.

Существуют разные мнения о причинах циклических колебаний, появляются разные подходы к проблемам регулирования. Одно из направлений регулирования - неокейссианское.

Это направление ориентировано на регулирование совокупного спроса. Неокейнсианцы считают, что государство должно активно вмешиваться в регулирование совокупного спроса, принимая меры в области фискальной политики. Они рекомендуют правительству перед лицом экономического спада проводить стимулирующую фискальную политику, сочетая ее с экспансионистской денежно-кредитной политикой, расширяя спрос за счет увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот для новых инвестиций, введения ускоренной амортизации и снижение учетной ставки процента.

Цель исследования - проанализировать стагфляцию и кризис неокейнсианского контрциклического регулирования в 1970-е годы.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность неокейнсианского контрциклического регулирования;
  • проанализировать причины возникновения кризиса неокейнсианской контрциклической регуляции в 1970-е гг.

 

Неокейнсианское антициклическое регулирование

 

Государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора».

Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию веде! к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость «эффектом акселератора».

Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через некоторое время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.

В целом акселератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

Акселератор отражает степень изменения I объема валовых инвестиций (расходов) в ! зависимости от изменения величины национальною ; дохода.

Коэффициент акселерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального Дохода.

Стагфляция и кризис неокейнсианского антициклического регулирования в 1970-е г

  • V коэффициеш акселерации;
  • 1 - величина инвестиций;
  • Y - величина национального дохода;
  • t - год, в который были осуществлены инвестиции.

Так, если увеличение совокупного спроса на потребительские товары имело место между 2002 и 2003 годом, то инвестиции будут сделаны только в 2004 году, так как коэффициент акселерации надо будет рассчитывать следующим обпгпом-

Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае - один год.

 

Политика государственного антициклического регулирования экономики

 

Как мы уже отмечали, в основе политики государственного регулирования экономики лежат неокейнсианские и неоклассические принципы. Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления рекомендуют государству непосредственно вмешиваться в экономические процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на ограничении прямого государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, предлагая косвенные меры регулирования экономики. Нсоксйнсианцы делают акцент на регулировании совокупного спроса, в то время как ориентиром неоклассиков выступает совокупное предложение.

Одной из основных целей экономической политики правительства является достижение постоянных, умеренных темпов роста ВВП, что ведет к увеличению благосостояния и повышению уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».

Добиться устойчивою экономического роста - это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как нсоксйнсианскис, так и неоклассические рецепты для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться.

Неокейнсианским инструментом регулирования экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

В противоположном случае правительство должно будет снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы не допустить экономического кризиса. Именно в период подъема правительство должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде.

Еще одним инструментом антициклического регулирования является кредитно-денежная, или монетарная, политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице центрального банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной ставки (вспомните график равновесия на денежном рынке в занятии № 8). Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с поставщиками, потому что произведенная продукция не сразуможет бьпь продана или не сразу получены деньги за ее реализацию). Совокупное предложение перестанет увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста цен.

Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцепт па первой, а неоклассики - на второй.

 

Американская экономика в 1970 – е годы

 

Администрация нового президента Ричарда Никсона столкнулась с множеством проблем. Падение производства в 1969 г. составило 8%, уровень безработицы превысил 6%, стало заметным падение стоимости акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличилось количество банкротств и т. Д. Летом 1971 г. Р. Правительство Никсона предложило чрезвычайные меры по восстановлению экономики, которые получили название «Новая экономическая политика». В августе-ноябре 1971 г. цены и заработная плата были заморожены на 90 дней и был введен дополнительный налог на импорт в размере 10%. Из-за растущего дефицита платежного баланса США 15 августа 1971 г. президент приостановил конвертацию доллара в золото. Это решение означало прекращение обмена золота на доллары по цене 35 долларов за тройскую унцию. Это разорвало связь между золотом и долларом, позволив рыночным силам самостоятельно определять его стоимость. Это означало крах золотого стандарта и всей финансовой системы Бреттон-Вудса.

На следующем этапе «новой экономической системы» (ноябрь 1971 г. - январь 1973 г.) вместо замораживания заработной платы и цен был установлен контроль над этими показателями. Правительство поставило задачу не допустить роста цен более чем на 2,5% в год и предел повышения ставок заработной платы при заключении коллективных договоров до 5,5%. В декабре 1971 г. была проведена девальвация доллара, что позволило повысить конкурентоспособность американских товаров на внешних рынках.

С января по июнь 1973 г. государственный контроль над ценами и заработной платой был отменен. Но уже весной 1973 года инфляция составляла 8,2%. В результате правительству снова пришлось прибегнуть к политике замораживания цен, а затем и к новым формам государственного контроля. В апреле 1974 г. стало ясно, что новая экономическая политика потерпела крах. Попытки справиться с инфляцией не увенчались успехом.

Администрации пришлось резко сократить ряд социальных программ: урезаны ассигнования на реорганизацию городского хозяйства, профессиональное образование, помощь чернокожим и цветным. Но они продолжили курс на поддержку наиболее уязвимых слоев населения. В 1969-1974 гг. расходы на пенсии по старости, пособия в связи с инвалидностью и потерей кормильца увеличились на 45%, а количество их получателей увеличилось до 30 млн человек. Закон 1972 года изменил условия выплаты пособий по безработице. В 1974 году минимальная почасовая оплата была повышена до 2,2 доллара.

В 1970-х годах американская экономика сильно пострадала. Основная причина этого - мировой энергетический кризис (конец 1973 г.). В результате обострения ситуации на Ближнем Востоке арабские государства резко сократили поставки нефти в США и многие страны Западной Европы. Поскольку треть потребляемой в США нефти импортировалась из региона, этот шаг нанес значительный удар по экономике страны. Весной 1974 года члены Организации стран-экспортеров нефти решили поднять цены на нефть почти в 4 раза.

Это решение привело к глобальному кризису и нанесло ощутимый удар по экономике большинства промышленно развитых стран. В США начался спад производства, рост инфляции, цен, безработицы, падение заработной платы и т. д. Страну захлестнула волна банкротств в промышленности и банковском деле. Этот кризис подтвердил большую зависимость американской экономики от импорта и внешнеэкономической ситуации в целом. США начали уступать позиции Германии и Японии. Также ослабление доллара по отношению к другим валютам.

В августе 1974 г. Р. Никсон был вынужден уйти в отставку, и его пост занял вице-президент Джеральд Форд. Новому президенту досталась страна с огромным грузом проблем: дефицит федерального бюджета составил 66 миллиардов долларов, уровень инфляции - 6%, уровень безработицы - 9%.

 

Стагфляция и кризис неокейнсианского антициклического регулирования в 1970-е г

Составлена ​​программа: увеличить добычу нефти и угля на отечественных месторождениях, создать крупные стратегические запасы нефти, принять меры по экономии топлива на производстве и в бытовых условиях, провести научные исследования в области новых видов энергии. источники. Поощряйте компании увеличивать добычу угля и экономить топливо. Но добывающие отрасли решили отменить государственный контроль над ценами на нефть и газ, что привело к огромной дополнительной прибыли для нефтяных компаний. Пришлось ввести налоги на эту прибыль.

Чтобы положить конец инфляции, была предложена идея «добровольных ограничений», согласно которой предприниматели не должны повышать цены на свою продукцию, а профсоюзы не должны повышать заработную плату. Снижение расходов на социальные нужды, замораживание зарплат госслужащим. Эти методы снизили безработицу (до 5%) и рост среднегодовых темпов ВНП (до 4%), однако инфляцию не удалось преодолеть. Причиной стало увеличение расходов на реализацию крупных военных программ, вызванное холодной войной (производство ракет, стратегических бомбардировщиков «Стелс» и др.).

В 1979 году самой большой проблемой американской экономики была инфляция. Это стало настоящей катастрофой для слоев населения с низким и фиксированным доходом. Стремясь обезопасить себя от роста цен, люди стали покупать разные товары, в том числе и ненужные в данный момент. Этот всплеск спроса привел к еще большей инфляции. Состоятельные американцы также участвовали в этом процессе, покупая товары длительного пользования, предметы роскоши и землю. В результате процентные ставки выросли, поскольку кредитные учреждения опасались потерять свои доходы перед лицом неуклонно растущих цен. Из-за инфляции правительство было вынуждено поднять минимальную заработную плату и выплаты по социальному страхованию. Все это повлияло на цены. Таким образом, инфляционная спираль развивалась по классической схеме.

В октябре 1979 года Федеральная резервная система ужесточила условия кредитования и резко подняла процентные ставки, надеясь сократить денежную массу. Это привело к краткосрочному замедлению инфляции, но привело к снижению экономической активности, особенно в автомобильном и жилищном строительстве, которые были наиболее динамичными отраслями.

В 70-е гг. капиталистический мир пережил серию острых кризисов. Инфляционный рост цен и нестабильность международных финансов диктовали необходимость корректировки обменных курсов. Экономический кризис усугубился резким скачком цен на энергоносители.

 

Кризис кейнсианства в 70-е гг.

 

Период 70-х гг. явился, по образному выражению английской экономистки Дж. Робинсон, временем «второго кризиса экономической теории» Запада в XX в. Имелось в виду, что первый кризис в годы «Великой депрессии» поразил, прежде всего, неоклассическое направление, концепции невмешательства государства в экономическую жизнь общества. Этап 70-х гг. был трудным для всех школ и направлений. Но когда говорят о «втором кризисе» экономической теории, подразумевают в первую очередь кризис кеинсианства, или концепций государственного воздействия на экономику через совокупный спрос.

Внешние формы кризиса были довольно очевидны. К ним относилось, прежде всего разочарование правительственных и деловых кругов, самой широкой публики в кейнсианских методах государственного регулирования. К внешним формам кризиса относится также резкое ослабление влияния идей кейнсианства в процессе преподавания экономической теории. Да и в самих научных исследованиях кейнсианство, которое ранее выступало для многих средоточием фундаментальных истин, превращалось все чаще в объект ожесточенной критики.

Еще одна причина состоит, как представляется, в теоретических слабостях кеинсианства, связанных с невозможностью найти эффективное противоядие галопирующей инфляции. Всплеск роста цен на Западе непосредственно был спровоцирован «нефтяным шоком» 1973 г., то есть многократным увеличением мировых цен на нефть в связи с известным решением государств - членов ОПЕК. Но основы ускоренного инфляционного процесса закладывались еще раньше. Многие экономисты видели их истоки в практике дефицитного финансирования, проводимой в течение длительного времени правительствами ряда стран (в США, например, «кейнсианскими» администрациями Дж. Кеннеди, Л. Джонсона), а также манипулирования ценами со стороны монополий.

Политика дефицитного финансирования, составленная по рекомендациям кейнсианцев, была нацелена на стимулирование экономического роста за счет увеличения расходов государственного бюджета. Неизбежный бюджетный дефицит рекомендовалось покрывать путем государственных займов. В конечном итоге, как хорошо понимали кейнсианцы, это должно было привести к инфляции. Но последнюю они предполагали, во-первых, держать под контролем и, во-вторых, - использовать в качестве дополнительного генератора эффективного спроса (в условиях инфляционного роста цен, пусть небольшого, все стремятся обратить свои сбережения в реальное потребление или инвестиции). Какое-то время подобная политика была результативной; однако уже в середине 70-х гг. инфляция окончательно вышла из-под контроля, что дало противникам кейнсианцев хороший повод обвинить их в игнорировании инфляционной опасности, в незнании законов денежного сектора экономики, пренебрежении монетарными факторами развития и т.д.

Дополнительной причиной кризиса кейнсианства оказалась неспособность его приверженцев объяснить явление стагфляции, то есть сочетание циклического спада и высокой безработицы - с одной стороны, и инфляции-с другой. Стагфляция, едва обозначившись в конце 60-х гг., в следующее десятилетие сделалась постоянным обрамлением кризисных процессов (до указанного рубежа перепроизводство товаров в кризисные годы сопровождалось общим падением цен).

Для большинства кейнсианских теоретиков интерпретация соотношения инфляции и безработицы строилась в соответствии с кривой Филлипса: экономика сталкивается одновременное тем и с другим злом, причем одно из них можно уменьшить только за счет другого. Предполагалось, что повышенная инфляция станет ценой невысокой безработицы.

Согласно кейнсианским воззрениям, политика «больших государственных расходов» должна была поддерживать экономический рост, а тактические задачи - выбор между большей инфляцией и меньшей безработицей (либо наоборот) можно будет решать, выбирая оптимальную точку на кривой Филлипса.

На деле в 70-е гг. цены росли одновременно с безработицей, и следовательно, имело место единовременное повышение как безработицы, так и инфляции. В итоге скомпрометированным оказался не только стратегический, но и тактический инструментарий кейнсианства.

К основным причинам дискредитации кейнсианского направления необходимо также отнести отсутствие у его лидеров концепций, могущих объяснить кризисы мирового хозяйства и сформулировать программы их урегулирования. Известно, что периодические спады в 70-е гг. сопровождались так называемыми структурными кризисами: энергетическим, сырьевым, экологическим.

Но для их объяснения кейнсианство, оперировавшее закономерностями спроса, а не производства, вообще не располагало каким-либо теоретическим багажом. Что касается мирового валютно-финансового кризиса (он начался раньше других - еще во второй половине 60-х гг.), то кейнсианская доктрина имела непосредственное отношение к его инициированию. Сама концепция введения институтов наднационального регулирования и, в частности, придания доллару статуса резервной валюты, была сформулирована на Бреттон-Вудской конференции (1944), решения которой были выдержаны в духе кейнсианства. Долгие годы Бреттон-Вудская система работала весьма эффективно, обеспечивая ускоренное развитие международных расчетов.

Но, начиная со второй половины 60-х гг., хронический дефицит бюджета США (а он, как известно, подогревался большими расходами правительства) вкупе с общим дефицитом платежного баланса сделали свое дело: доллар из наиболее сильной валюты превратился в валюту весьма неустойчивую, начался его массовый сброс правительствами зарубежных стран, золотые запасы США быстро уменьшались, и в 1971 г. президент Р. Никсон объявил о прекращении обмена долларов на золото. Это означало крах прежней системы золото-валютного стандарта, а фактически и всей Бреттон-Вудской системы, после чего на кейнсианцев как на инициаторов этой системы обрушилась очередная лавина упреков.

Неудачи теорий экономической динамики и антициклического регулирования, обвинения в провоцировании инфляции, в неумении объяснить и найти лекарство от стагфляции, кризисов мирового капиталистического хозяйства - любого из этих негативных факторов хватило бы, чтобы подорвать авторитет самой влиятельной теории. Но в истории кейнсианства все эти отрицательные факторы в 70-е гг. действовали одновременно, многократно усиливая друг друга. В итоге кейнсианство утратило роль ведущего направления экономической теории Запада и вынуждено было перейти на вторые позиции. Вопрос о том, кто займет теоретический Олимп решался недолго. Еще в рамках «кейнсианского века» (с конца 50-х гг.) в США развернулся процесс возрождения неоклассической теории - так называемое «неоклассическое контрнаступление». В 70-е гг. неоклассики, ведомые Чикагской школой М. Фридмена, умело воспользовались проявившимися слабостями и начали активно теснить кейнсианцев в экспертных советах при правительствах.

Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом, развившемся в конце 1973 г.

Энергетический кризис повлек за собой кризис мирового капиталистического хозяйства 1973--1970 гг. В США кризис проявился в более острой форме, чем в других развитых капиталистических странах, но по своим показателям он уступал "великой депрессии" 1929--1933 гг.

Особенностями проявления кризиса были следующие: во-первых, свертывание производства сопровождалось ростом цен и неконтролируемой инфляцией; во-вторых, рост безработицы и увеличение резервной армии труда не привели к падению уровня заработной платы; в-третьих, циклический кризис производства переплелся со структурным, сырьевым и валютно-финансовым.

Пришедшая к власти в 1976 г. демократическая администрация во главе с Дж. Картером столкнулась с грузом проблем, будораживших экономику Соединенных Штатов с начала 70-х гг. Рост производства шел вяло, по 1,5 % в год, уровень инфляции составлял 6 %, а безработицы - 8 %.

Одной из важнейших перспективных целей экономической политики Картер объявил достижение сбалансированного федерального бюджета к 1981 г., в качестве первоочередных задач - борьбу с безработицей и инфляцией. В правительственной программе, предложенной Конгрессу, предусматривались налоговые льготы для бизнеса в целях стимулирования инвестиций.

К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвысокой отметки -18%, среднегодовой индекс потребительских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов - сбалансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит составил 59,6 млрд дол.

К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы американской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г.

Итоги развития экономики к началу 90-х гг. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981--1988 гг.) и получил название "рейганомики".

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

  • сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
  • ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
  • дерегулирование предпринимательской деятельности;
  • проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980--1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973-1975 гг.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем.

В итоге подъема 1983-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкризисные максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 °/о, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.

Главными факторами экономического подъема 1983- 1989 гг. стали следующие:

  • завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширения основного капитала;
  • устойчивый рост реального объема личного потребления;
  • стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран, что позволило привлечь в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран.

 

Заключение

 

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США.

В конце 80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989-1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в среднем за 1982-1988 гг.

Депрессивное состояние американской экономики в 1989-1992 гг. объясняется нетолько циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.