Стадии, процедуры применения права. Характеристика основных индивидуально-правовых актов и их отличительные особенности

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Правовой институт государственной службы; понятие руководителя, должностного лица и представителя власти
Реализация права, его механизм и форма
Конституционные реформы – необходимость трансформации российского общества
Конституционное (государственное) право и конституционная система


Введение:

Проблема изучения актов применения права актуальна в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Понятие и виды актов применения права» изучается на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин. Современное состояние науки характеризуется переходом к глобальному рассмотрению проблем темы «Понятие и виды актов применения права».

Многие работы были посвящены исследовательским вопросам. В основном, материалы, представленные в учебной литературе, носят общий характер, и в многочисленных монографиях на эту тему рассматриваются более узкие вопросы проблемы. Однако необходимо учитывать современные условия при изучении проблем обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая проработка проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Понятие и виды актов применения права» необходимо для более глубокого и более обоснованного решения отдельных актуальных проблем предмета данного исследования.

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой - ее недостаточным развитием. Рассмотрение вопросов, связанных с этой темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретическая значимость изучения проблемы «Понятие и виды актов применения права» заключается в том, что выбранная проблематика для рассмотрения находится на стыке нескольких научных дисциплин.

Целью курсовой работы является изучение понятия и классификации актов правоохранительных органов, а также анализ требований к действиям правоохранительных органов и путей повышения их эффективности на современном этапе.

Понятие, классификация форм реализации права

«Применение закона - это деятельность компетентных органов по внедрению правовых норм путем выдачи индивидуально-конкретных предписаний».

Правоохранительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы невозможна при использовании прямых правил реализации закона, то есть механизм саморегулирования правоотношений не работает.

Эти случаи могут быть сгруппированы в несколько больших групп:

  • когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначения пенсии или призыва на военную службу).
  • когда необходимо установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание лица умершим или нотариальное заверение сделки).
  • когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношений самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества в случае развода).
  • когда преступление было совершено, и необходимо определить тип и меру юридической ответственности за правонарушителя (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).

Но юридическое решение конфликта не означает его устранения в социальном плане. Например, применение закона, когда призывники-отказники призваны на военную службу, может создать более серьезный конфликт между человеком и государством. Поэтому субъекты правоприменения должны всегда иметь цель не только восстановить нарушенное субъективное право, заставить человека совершать социально необходимые действия, но и устранить причины и условия, приведшие к конфликту.

С помощью правоохранительных органов противоречия устраняются не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе. Например, когда компетентный орган сталкивается с конкретной проблемой в области применения права, внимание чиновников обращается на несовершенство законодательства в этом вопросе, законодатели основываются на опыте правоохранительных органов при разработке новых и доработке существующие правовые нормы. Правоохранительные материалы говорят о некоторых недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.

Применение закона имеет ряд существенных особенностей:

  • Во-первых, применение закона - это деятельность, которая может осуществляться только уполномоченными государством органами (все субъекты права могут заниматься другими формами применения закона). В эти органы входят законодательные, исполнительные, судебные, надзорные и контрольные, неправительственные организации.
  • Во-вторых, применение закона носит государственный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, действующего от имени государства. Независимо от того, какой орган, государственный или негосударственный, обеспечивает соблюдение закона, он всегда носит государственный характер, только во втором случае правоохранительные полномочия передаются организации государством. Именно властность правоохранительных органов позволяет уполномоченным органам осуществлять конкретные меры государственного принуждения.
  • В-третьих, правоохранительная деятельность осуществляется в специальных процедурах, установленных нормативными актами. «Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что это« технология »достижения истины. Он служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия друг с другом. «Необходимость соблюдения процессуальной формы в правоохранительных органах возникает, прежде всего, из соблюдения требований законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском судопроизводстве). Соблюдение правоохранительных процедур служит важным гарантия защиты и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Но развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процессуальной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране жертвы и свидетели являются практически оставлен наедине с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергнутого шантажу и иногда физическому насилию, поэтому представляется целесообразным изменить процесс правоприменения в уголовном процессе, чтобы обеспечить защиту этих категорий участников правоохранительных органов.
  • в-четвертых, результатом деятельности по применению закона является выдача индивидуальных предписаний, которые определяют права и обязанности участников любых правоотношений. Они составляются отдельными конкретными актами применения закона. «Эти акты в концентрированном виде выражают суть судебного дела, содержат все необходимое для ненормативного, случайного регулирования общественных отношений».
  • В-пятых, правоприменение осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно следить за изменениями в законодательстве, изучать нормативные правовые акты, издаваемые законодательными органами не только на федеральном, но и на местном уровне. В Омской области, например, в 1994-1995 годах В.В. было принято более 30 нормативных правовых актов различной направленности.

Правоохранительная деятельность очень разнообразна, поскольку она осуществляется на основе широкого спектра правовых норм, а правоохранительные органы задействованы в различных органах.

Таким образом, правоохранительные органы могут быть классифицированы по различным признакам:

  • По предмету осуществления правоохранительной деятельности, правоохранительной деятельности высших государственных органов, правоохранительной деятельности местных органов выделяются.
  • Согласно отраслям права, нормы которых применяются, существуют:
  1. соблюдение норм гражданского права,
  2. соблюдение норм уголовного права,
  3. обеспечение соблюдения семейного права и т. д.
  • В соответствии с правовыми формами деятельности государственного аппарата:
  1. применение закона в законотворчестве,
  2. применение закона в правоохранительных органах,
  3. применение закона в правоохранительных органах.
  • В соответствии с направлением деятельности правоохранительных органов различают:
  1. применение нормативных правовых норм,
  2. применение норм правоприменения.

Этапы и виды правоохранительной деятельности

Применение права, как особого процесса, проходит в несколько этапов. Вообще, этап - это сегмент процесса, который имеет свою промежуточную задачу и благодаря этому приобретает относительную независимость и полноту.

В качестве основных можно выделить три этапа:

  1. установление фактических обстоятельств дела;
  2. формирование правовой основы дела;
  3. решение по делу.

Государственно-принудительное исполнение правоохранительного акта может выступать в качестве дополнительного этапа.

Первые два этапа носят подготовительный характер, и их разделение довольно условно. В реальной жизни они протекают почти параллельно, и сотруднику правоохранительных органов приходится переходить к фактической стороне дела, а затем к юридической, постепенно формируя обе стороны. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах именно такие «реальные» этапы указаны правоохранительными органами в Советском государстве.

Стадия формирования фактического основания протекает как процесс доказательства наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с использованием доказательных доказательств. Следовательно, все, с чем имеет дело теория доказательств, имеет прямое отношение к этой стадии принуждения.

Второй этап (формирование правовой основы дела) включает в себя следующие правоохранительные действия:

  • выбор правовой нормы, которая будет применяться;
  • проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и в кругу лиц («высшая» критика);
  • проверка правильности текста нормативного правового акта («нижняя» критика);
  • понимание содержания верховенства закона (путем толкования).

Третий этап (решение по судебному делу) - это не разовый акт, а определенный процесс, который можно рассматривать как формально-логический, творческий и властно-властный.

По результатам правоприменения выдается акт применения закона - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий отдельный государственный-властный приказ о применении закона.

Все правовые акты можно разделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. Правоохранительный акт отличается от других отдельных актов (например, сделок в гражданском праве) своим государственным характером.

Акты применения закона имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

  1. письменные акты-документы;
  2. выходец из государства;
  3. имеют юридическую силу (влекут за собой правовые последствия, охраняются государством).

В то же время они существенно различаются: если нормативные правовые акты содержат предписания о государственной власти общего характера, то содержание правоохранительных актов является индивидуальным (конкретным как по субъектам, так и по их правам и обязанностям) должностных предписаний.

Существует два типа правоохранительных органов - позитивный и юрисдикционный.

Позитивное правоприменение - это то, что осуществляется не в связи с правонарушением, а в качестве предпосылки для нормального применения некоторых нормативных норм. В порядке позитивного правоприменения, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивным применением является применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть защитных правил) в случае нарушения распоряжений (нормативных правил).

Таким образом, положительное применение всегда имеет место, но не для всех норм, а юрисдикция может повлиять на любую правовую норму, но только в случае ее нарушения.

Требования к правоохранительным органам

Правоприменение всегда связано с пониманием смысла юридических требований. Основными требованиями к правоохранительной деятельности являются.

Обоснование - это означает, что:

  1. Все соответствующие факты должны быть выявлены;
  2. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
  3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны приниматься во внимание и отклоняться.

Разумность - это подтверждение дела проверенными и надежными доказательствами. Важность этого требования подтверждается хотя бы тем, что правило, согласно которому непоправимые сомнения в виновности человека толкуются в пользу обвиняемого, изложено в части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации - Конституции. Российской Федерации.

Производительность. Проблема целесообразности в праве имеет два независимых аспекта. С одной стороны, закон, выражающий волю народа, сам по себе целесообразен. В нем содержатся требования, которые, с точки зрения законодателя, являются наиболее подходящим решением проблемы. Следовательно, наиболее точное и последовательное применение закона является одновременно наиболее целесообразным решением проблемы, лучшим достижением цели, которую законодатель поставил перед собой при публикации. Недопустимо прикрывать нарушение закона ссылками на целесообразность.

Вторым аспектом юридической целесообразности является соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное внедрение нормы в конкретной жизненной ситуации. Верховенство права в силу своей общей природы не может учитывать все особенности каждого конкретного случая, но обычно позволяет исполнителю их учитывать. В рамках содержащего правоохранительного акта должно быть выбрано наиболее эффективное решение, которое в полной мере и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. В то же время, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и независимости, тем большее значение приобретает это требование.

Орган, применяющий акты, равномерно и неукоснительно выполняющий правовые предписания, должен в то же время действовать заблаговременно, максимально учитывая специфику места и времени исполнения.

Законность - означает, что при решении конкретного дела правоохранительный орган должен опираться на определенную правовую норму (их совокупность), непосредственно связанную с данным делом, строго и строго следовать его точному значению, а также действовать в строгих рамках. своей компетенции, без принятия полномочий, которые не закреплены в законе.

Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение процедуры рассмотрения дела и принятия решения, как это предусмотрено законом, и в установленной форме акта применения закона.

Справедливость - это требование к актам применения закона, отражает идею социальной справедливости в обществе, означает осознание правильности решения по делу с точки зрения интересов народа и государства, Осуждение лица, применяющего закон, а также окружающих о том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения закона - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесное соответствие содержания решения моральным убеждениям общества. От того, насколько убедительно и морально обосновано решение компетентного органа, во многом зависит его авторитет и воспитательная деятельность. Работа государственного аппарата не может быть закрыта только пределами юридической значимости фактов. Моральная сторона, моральная оценка дела, правильное решение должны быть приняты во внимание при применении закона.

Вопрос пересечения интересов таких правоприменительных требований, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразность в некоторых случаях может выходить за пределы справедливости. Таким образом, привлечение лица к административной или уголовной ответственности может быть законным и справедливым, но неуместным. Уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или привлечением лица к административной ответственности.

Акты применения права, их виды

Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения закона. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на двух других этапах исполнения.

«Правоприменительный акт - это документ, который содержит индивидуальный рецепт, выданный компетентным органом в результате решения судебного дела». Это определение предполагает, что правоохранительный акт является документом, но его можно выразить как словами (например, голосом судьи, если в судебном заседании участвует более одного судьи), так и даже жестом (например, волна персонала сотрудника ГИБДД). Следовательно, определение В.В. Лазарева: «Правоприменительный акт - это деяние государственной власти, индивидуально определенное деяние, совершенное компетентным юридическим лицом в конкретном судебном деле с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и правовых обязательств и определения их мер на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления".

«Акт применения закона является вариацией понятия« акт управления »и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и для формы выражения этого действия. Более того, в сфере управления такой формой могут быть как соответствующие документы, так и устные индивидуальные заказы - результат правоохранительной деятельности".

Акты применения в качестве государственных-властных распоряжений обеспечивают действие закона, его выполнение. Они представляют собой необходимый и необходимый элемент государственной правовой системы.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными особенностями:

  • Во-первых, акт подачи исходит от компетентных органов, поэтому сам по себе носит государственный характер, защищается им и предоставляется государством при его реализации.
  • Во-вторых, он имеет специфический индивидуальный характер, поскольку он адресован конкретным субъектам, указывает, кто в данной ситуации имеет субъективные права и юридические обязательства и что.
  • В-третьих, акт применения закона является обязательным. Имеет юридическую силу - свойство порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила правоприменительного акта основывается на государственных и властных полномочиях принимающего органа и на юридической силе применимого правового государства.
  • в-четвертых, акт применения закона имеет определенную форму, установленную законом.

Большинство актов применения закона являются актами - документами. Они содержат текст, который составлен в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, понятными юридическими конструкциями. Со временем типовые стандартные формы актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, привносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость, разрабатываются и закрепляются в нормативных актах и ​​в обычае практики. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего в науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

Название акта применения закона может совпадать с наименованием нормативного правового акта (например, «Указ»), поэтому необходимо четко понимать принципиальные различия между одним и другим. Наиболее важным отличием является то, что правоприменительные акты содержат индивидуально конкретные предписания, а нормативные правовые акты содержат правовые нормы, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто находится в определенных условиях, регулирует определенные виды общественных отношений и рассчитан на многократное применение. Индивидуально определенные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные социальные отношения (конкретные ситуации) и обычно имеют разовое значение".

Правоохранительные акты могут быть самыми разными.

В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным признакам:

  • по форме можно различить: указы, предложения, решения, указы, распоряжения и т. д.
  • субъектами их издания различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительных и распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местного самоуправления; акты органов юстиции, прокуратуры, надзора и контроля; индивидуальный и коллегиальный.
  • в зависимости от содержания общественных отношений и применимых к ним норм права правоохранительные акты следует подразделять на нормативные и правоохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
  • Нормативные акты направлены на уточнение полномочий, на позитивные действия уполномоченных лиц, а также на определение правовых обязательств.
  • Правоохранительные акты предусматривают в основном нормативные отношения, направленные на защиту прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержание, как правило, таково: требования по устранению правонарушения, властный приказ выполнить юридическое обязательство или выразить меру государственного принуждения.
  • в соответствии с их юридическим смыслом в актах применения закона проводится различие между основным и вспомогательным.
  • Основными актами являются акты, в которых содержится постановление, выражающее окончательное решение по судебному делу (вердикт, решение суда).
  • Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие публикацию основных или имплементацию к ним (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).
  • в зависимости от времени действия правоприменительные акты подразделяются на: акты одиночного действия (штрафы) и продолжения (регистрация брака, зачисление в вуз);
  • по предмету правового регулирования различают акты уголовного права, гражданского права, процессуальные и материальные;
  • в соответствии с тем, какие правовые последствия вызваны актами применения (и они являются юридическими фактами), их можно разделить на: законотворческие, изменяющие закон и законопослушные. Такое разделение является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
  • в зависимости от того, к какому кругу лиц они распространяют свои действия, различают акты применения: общие действия и индивидуальные;
  • в соответствии с внешней формой выражения правоприменительные акты могут быть устными, письменными и явными;
  • по степени отражения нормативной команды в содержании актов.

Эффективность актов применения права

Эффективность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоохранительных актов. Эти акты, включенные в механизм правового регулирования, призваны обеспечить его эффективную работу. Правоохранительные акты являются важным средством достижения тех целей (конкретных и многообещающих), с которыми сталкивается верховенство права. Таким образом, сотрудник правоохранительных органов не может иметь никаких других целей, не предусмотренных законом.

Следовательно, эффективность правоохранительных актов должна измеряться так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действий с целями соответствующих правовых норм.

В то же время не во всех случаях можно говорить о социальной эффективности актов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. Итак, многие нормы содержат императивные приказы, которые требуют однозначного решения со стороны сотрудника правоохранительных органов. Например, дать несовершеннолетнему уйти ровно на 1 месяц. Здесь роль сотрудника правоохранительных органов сводится к пассивному исполнению воли законодателя. Ему не нужен творческий подход к реализации этой нормы, только ее качественное применение.

Следовательно, качественное применение таких норм может лишь обеспечить их правовую эффективность, но не повлиять на их социальную эффективность, степень достижения социальных целей норм. Правоохранительные органы здесь в основном сливаются с такой формой реализации закона, как исполнение, с той лишь разницей, что публикация правоприменительного акта предполагает в этом случае.

Другая ситуация может наблюдаться при применении правил, которые предоставляют правоохранительным органам свободу суждений (относительно определенные диспозитивные правила). В этом случае результаты индивидуального регулирования могут существенно повлиять на степень достижения целей применяемых норм, внести определенный вклад в общую эффективность правового регулирования.

Таким образом, конкретизируя наказание, широко или ограниченно интерпретируя норму, уточняя содержание прав и обязанностей конкретных лиц, решение правоохранительных органов творчески влияет на социальный эффект правового регулирования. Здесь степень достижения цели нормы возрастает благодаря ее наиболее целесообразному применению. В этом случае можно говорить о социальной эффективности правоохранительных актов, и для ее определения необходимо установить пропорцию результата, который дает индивидуальное регулирование (правоприменение по сравнению с целью правовой нормы).

Эффективность исполнительных актов зависит от их юридической и фактической действительности, от качества применимого нормативного акта, законности и эффективности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организация принятия решений и их реализация.

Любая деятельность является плодотворной и эффективной, если она проводится с полным пониманием вопроса. Выявление эффективности правоохранительного акта связано с определением целей издания этого акта, результатов его действия, сопоставлением результатов с целями и неизбежными затратами. Полная эффективность правоприменительного акта достигается тогда, когда все его цели, как непосредственные, так и отдаленные, и окончательные, достигаются с минимальным ущербом для общества, низкими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Вывод:

Правоприменительный акт - это деяние, определяемое государственной властью, которое совершается компетентным юридическим лицом в конкретном судебном деле с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и правовых обязательств и определения их мер на основе соответствующих правовых норм. и в интересах их нормальной реализации. Акты применения в качестве государственных-властных распоряжений обеспечивают действие закона, его выполнение. Они представляют собой необходимый и необходимый элемент государственной правовой системы. Большинство актов применения закона являются актами - документами.

Эффективность права - это общая эффективность всех норм права, а эффективность отрасли права - это общая эффективность норм этой отрасли. В то же время эффективность, являясь индикатором действия закона, должна оцениваться не только по конкретным уже существующим результатам, но (обязательно) также на этапе разработки нормативного акта.

В свою очередь, эффективность правоохранительных органов зависит от следующего. Во-первых, эффективность правоприменения зависит от качества закона и вида правовых норм, содержащихся в нем, что определяет форму правоприменения и соответствующий механизм. Во-вторых, может быть эффективна только такая правовая реализация, которая во всем соответствует требованиям законодательства. То же самое относится к подзаконным актам, необходимым для правильного применения закона. В-третьих, для всех форм юридической реализации необходимым условием эффективности реализации права является предоставление правовой и другой информации всем субъектам, ответственным за реализацию права. В-четвертых, необходимо обеспечить качественную работу всех правоохранительных органов в соответствии с положениями руководства. В-пятых, реализация закона должна органично влиться во все силы и механизмы, которые влияют на регулируемые законом отношения и взаимодействуют друг с другом. В-шестых, качество правовой реализации напрямую зависит от правосознания и правовой культуры всех субъектов правовой реализации. В-седьмых, особенно строгие требования должны быть наложены на качество исполнения, что приводит к исполнению актов. И, в-восьмых, любая правоохранительная деятельность (и особенно правоохранительная деятельность) должна основываться не только на законодательных и подзаконных актах, но также учитывать интересы и потребности граждан и юридических лиц и конкретные фактические обстоятельства.