Средства обучения. Классификация дидактических средств

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Виды и формы обучения в России
Методы обучения и их классификация
Разнообразие форм организации обучения в современной педагогической практике
Виды формы и функции контроля в обучении


Введение:

Дидактические средства обучения имеют важное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбуждать и поддерживать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, предоставляют наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Усилить самостоятельную работу и позволить вам вести ее в индивидуальном темпе. В научных исследованиях этот компонент был посвящен процессу обучения: Занков Л.В., Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.

Во многих исследованиях это подчеркивается, например, в работе Занкова. Л.В. «Дидактика и жизнь», в которой учителя недооценивают роль учебных пособий, не связывают выбор учебных пособий с целями урока, содержанием обучения и характеристиками учащихся.

Актуальность. В современной педагогической практике учебный процесс достигает своей наивысшей эффективности с широким, но оправданным использованием учителем всего богатого арсенала дидактики - путем разумного сочетания различных педагогических форм, методов, методов, средств, приемов, режимов и обучения. алгоритмы. В этом навыке мастерство является наиболее важным показателем профессиональной компетентности и дееспособности учителя.

Некоторые недооценивают роль дидактических средств обучения, что приводит к недостаточному техническому, технологическому оснащению студента. И отсюда у студентов могут развиться такие негативные личные проявления, как подозрительность, отчужденность, отрешенность, интеллектуальный экстремизм (то есть гностическая нестабильность, порождающая психологическую нестабильность), беспринципность, отсутствие принципов.

Некоторые неоправданно переоценивают свою роль, что приводит к определенной насыщенности студента количеством информации. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью формирования целостной личности и выбором одностороннего подхода к организации управления процессом развития личности учащегося. И единственно верным может быть только разумное, пропорциональное сочетание различных учебных пособий. Однако текущее состояние этой теории несколько фрагментировано. Нет исследований, в которых с точки зрения знаний, накопленных в педагогической науке на современном этапе, можно было бы проследить происхождение и развитие идей использования дидактических инструментов в педагогической теории, что определило бы перспективы их использования в современной педагогической науке. практика. Поэтому возникла необходимость в новом обзоре сущности дидактических учебных пособий, их перспектив использования.

Понятие и функции дидактических средств обучения

Средства обучения - это набор технических устройств с дидактической поддержкой, используемых в учебном процессе для представления и обработки информации с целью ее оптимизации.

Технические средства обучения объединяют две концепции:

  1. Технические устройства, с помощью которых воспроизводится необходимая информация. К ним относятся: проекционное и пленочное оборудование; магнитофоны, плееры; Видеомагнитофоны технические устройства для контроля знаний; телевизионные системы.
  2. Дидактические учебные пособия (носители учебной информации) - это источник знаний, формирование навыков. Дидактические инструменты - это объекты, которые являются сенсомоторными стимулами, которые воздействуют на чувства учащихся и способствуют их прямому и косвенному познанию мира. К ним относятся фильмы, киноленты, пленки, аудиозаписи, видеозаписи, программное обеспечение для контроля знаний и т. д.

Дидактические средства, понимаемые таким образом, выполняют в процессе обучения следующие функции:

  1. познавательная функция - дидактические инструменты служат непосредственному изучению учащимися определенных фрагментов реальности;
  2. формирующая функция - дидактические инструменты являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся; 3. дидактическая функция - дидактические инструменты являются важным источником знаний и навыков, приобретаемых учащимися, способствуют закреплению разработанного материала, проверяют гипотезы, проверяют степень овладения знаниями и т. д.

Дидактическая функция, в свою очередь, может включать ряд подфункций:

  • наглядность, обеспечение осведомленности и осмысленности образовательной информации, воспринимаемой учащимися, формирование идей и концепций;
  • информационное наполнение, поскольку средства обучения являются прямыми источниками знаний, то есть носителями определенной информации;
  • компенсационные, облегчающие учебный процесс, способствующие достижению цели с наименьшими затратами времени и сил обучаемого;
  • адаптивность, ориентированная на поддержание благоприятных условий для хода учебного процесса, организации демонстраций, самостоятельной работы, адекватности содержания концепции возрастным характеристикам учащихся, плавной преемственности знаний;
  • интегративность, позволяющая рассматривать объект или явление как часть и как единое целое;

Мотивационная функция - дидактические средства, обеспечивающие формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Перечисленные функции дидактических инструментов пересекаются и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления студентов с новым материалом познавательная функция действует наряду с дидактическими и формирующими функциями. Аналогичным образом, формирующая функция связана как с познавательной, так и с дидактической функцией, поскольку для того, чтобы развить, например, силу запоминания учащихся или способность мыслить самостоятельно (формирующая функция), мы должны сначала создать соответствующие условия. для этого, т. е. определить субъект, с которым будут связаны действия для запоминания, действия для решения проблем и т. д. (дидактическая функция). Поэтому приведенное выше разделение функций дидактических средств не делит, то есть тот, чьи компоненты будут взаимоисключающими, а скорее ориентирующими, определяющими основные тенденции и доминирующие моменты. В реальном педагогическом процессе все эти функции учебных пособий представлены всесторонне, решая тем самым важные методологические проблемы обучения. В отдельной среде обучения та или иная функция может доминировать, определяя ее роль и место в образовательном процессе.

Классификация дидактических агентов

Существует много разных классификаций дидактических агентов. Обобщая результаты изучения различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что классификация функций и классификация средств не соответствуют строгим требованиям разделения. Понимая, что этот недостаток действительно существует, наиболее целесообразно выбрать классификацию, основания которой связаны с характером воздействия дидактических инструментов на студента.

В соответствии с этим критерием дидактические инструменты подразделяются на:

  • визуальные (визуальные), которые включают в себя природные объекты, движущиеся и фиксированные модели, цветные и черно-белые, диаграммы, символы (слова, буквы и цифры) и т. д.;
  • аудио (слуховой), включая аудиозаписи, записи, кассеты;
  • аудиовизуальные (визуально-слуховые), в которые входят фильмы, киноленты, видеоролики.

В процессе обучения визуальные и звуковые инструменты облегчают взаимодействие сигнальных систем, определенных И.П. Павлов: первый, основу которого составляют сигналы, непосредственно отражающие реальность, а второй - на основе словесных сигналов. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами прямых воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализировать о явлениях реальности. Это, в частности, объясняет следующий пример: звук колокола, как и слово «колокол» (выраженное или написанное), вызывает такую ​​же реакцию у человека.

Наглядные учебные пособия предоставляют визуальную информацию, которая во время обучения может выполнять широкий спектр функций:

  1. служить опорой для понимания структуры речи;
  2. быть связующим звеном между семантической и звуковой стороной слова и тем самым способствовать запоминанию;
  3. проектировать различные ситуации на экране для развития речи;
  4. играть роль обратной связи в виде ключей.

В процессе обучения явления реальности могут быть продемонстрированы с помощью естественных образцов, но вы также можете использовать модели, карты и другие визуальные средства общего характера.

Природные образцы могут быть продемонстрированы в их естественной среде (например, животные, которые живут на свободе), в искусственных условиях (например, животные в зоопарке) или в подготовленной форме (чучела животных). дидактический педагог

Перечисленные способы использования наглядных учебных пособий имеют много преимуществ. Одним из наиболее важных является то, что эти инструменты позволяют студентам получать представления, которые соответствуют действительности, что не может не оказывать положительного влияния на процесс формирования концепций. Однако далеко не

учитель не всегда имеет естественные образцы или их приготовления. В таких случаях, как правило, используются средства, которые заменяют их, то есть модели, изображения, карты, диаграммы, графики и диаграммы. Эти инструменты позволяют вам представить объект в уменьшенном или увеличенном виде, в контексте (модели), подчеркнуть причину и следствие, функциональные и другие взаимосвязи (графики и диаграммы), продемонстрировать реальность с помощью условных визуальных признаков (карт).

Слуховые учебные пособия являются звуковыми техническими средствами (аудиозаписи), которые позволяют визуализировать все виды звука во время обучения, имеют возможность представлять образовательную информацию в естественной речевой форме, а также способствуют интенсификации учебного процесса.

Доля аудио в учебном процессе постоянно увеличивается. Это связано с прогрессом технологий и связанной с этим разработкой стерео, что позволяет использовать проигрыватели, радио и магнитофоны как в классе, так и во внеурочной деятельности со студентами, что повышает способность использовать инструменты обучения аудио. Эти средства предоставляют преподавателю неоценимую помощь в классе по различным предметам. Еще более важные дидактические функции выполняют аудиоустройства на уроках музыкального образования. Они становятся одним из основных средств формирования музыкальной культуры учащихся, способствуют развитию интереса к музыке и пению, углубляют чувство красоты, развивают способность слушать музыку и готовить ее к занятиям.

Аудиовизуальные учебные пособия используются как для представления образовательной информации в рамках определенной фазы обучения (лекция, цикл лекций), так и для улучшения видимости изучаемой информации в различных формах учебной деятельности. К ним относятся вещание, учебное кино и учебное телевидение, статическое проецирование сверху, лингафонные кабинеты (специальные классные комнаты, оснащенные звуковым оборудованием, проекционное оборудование, позволяющее аудиовизуальным методам создавать оптимальные условия для самостоятельной работы студентов по овладению устной речью, родному языку речевая культура, профессиональные исполнительские навыки по специальности).

Учебный кинематограф, один из видов научного кинематографа, используется в качестве вспомогательного средства в учебном процессе.

Он используется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятости.

С помощью кино вы можете замедлить быстрые процессы и тем самым сделать их видимыми, проникнуть в явления, скрытые от глаз, увеличить мельчайший объект, перенести зрителя в другие страны, сделать обобщения и абстракции видимыми через движущуюся картинку (анимация) ,

Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и ее частной методологии, возраста студентов, степени научной подготовленности и дидактической цели.

В связи с последним различают:

  • фильмы, которые выполняют функцию помощи короткометражному фильму;
  • целостные фильмы, задача которых - объяснить тот или иной вопрос учебной программы;
  • фильмы, которые помогают освоить производственные навыки для демонстрации на специальных учебных стендах;
  • учебные фильмы, объясняющие значение и значение правил производства;
  • вводные или вводные, необходимые для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, ее целями и задачами;
  • заключительный (по всей дисциплине или ее разделу), который используется для повторения материала, охватываемого и касающегося в основном наиболее трудных для освоения вопросов

Цикл учебных фильмов используется для охвата всех основных вопросов учебной дисциплины.

Каждый тип киногида отвечает целям наиболее полного представления темы с минимальным временем обучения. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется в основном методом кинематографических решений. При создании фильмов деятели современного образовательного кинематографа руководствуются своей идеологической направленностью, стремлением к научной точности фильма, его соответствию современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.

Вывод:

Изучив, какие учебные инструменты одинаковы, мы теперь можем с уверенностью сказать, что эти инструменты существенно влияют на умственное развитие студентов, но не напрямую, а в процессе выполнения познавательных действий, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Инструменты обучения уподоблены полученным знаниям; они кристаллизовали опыт социальной практики, методы применения научно-технической информации. Инструменты обучения, иначе называемые инструментами учащихся, используются для решения задач и овладения знаниями. Это учебное пособие, карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ, инструменты для учебных семинаров и т. д. Предмет становится учебным пособием, когда студент использует его для преобразования условий задания или других объектов с целью получения ответ или другой продукт. В процессе выполнения познавательных задач в сознании учащихся остаются следы деятельности - знания, навыки, привычки, убеждения. Полученные знания (продукт обучения) затем используются для решения более сложных задач, то есть они начинают выполнять для них новую функцию средств обучения.

Задача учителя в комплексе состоит в том, чтобы использовать разнообразные учебные пособия, выбирать определенный тип средств, необходимо изучить его влияние на способность учащихся к обучению. Комплексное и правильное использование учебных пособий всех видов создает условия для решения главной задачи обучения - повышения качества обучения в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.