Сравнительный анализ перспектив развития НДС в России и в странах Европейского союза.

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Зарубежный опыт исчисления и взимания НДС и возможности его применения в Российской Федерации.
Проблемы применения налоговых вычетов по НДС и пути их решения.
Особенности исчисления и взимания НДС при импортных и экспортных операциях.
Место и роль таможенных пошлин в налоговых системах России и зарубежных стран.


Введение:

Быстрое, казалось бы, совершенно беспрепятственное распространение налога на добавленную стоимость является наиболее важным и поразительным достижением двадцатого века в области налогообложения. Сорок лет назад мало кто знал об этом налоге; информация об этом может быть подчеркнута только из научных трактатов. И теперь 70% населения мира живет в странах, которые используют НДС, и доход от этого налога составляет почти четверть всех государственных доходов в мире. В последние десять лет этот налог стал особенно распространенным. Будучи впервые участником только развитых стран Европы и Латинской Америки, она постепенно превратилась в основной элемент налоговых систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

В настоящее время НДС является основным косвенным налогом в Европейском сообществе - все государства-члены ввели его в обязательном порядке. Кроме того, наличие НДС является обязательным условием для вступления в ЕС новых членов. Этот широко распространенный НДС обусловлен следующими причинами:  

  1. основным преимуществом НДС является то, что он позволяет точно определять налоговую составляющую цены товара на каждом этапе производства и распределения, что исключает его повторное налогообложение;
  2. НДС позволяет освобождать от экспортных пошлин и налогов на импорт, что необходимо для отмены внутренних фискальных границ и обеспечения конкуренции, а, следовательно, для достижения главной цели ЕС - построения внутреннего рынка.

В то же время в современном мире НДС создал стабильную основу для мобилизации государственных доходов и, таким образом, стал одним из важнейших инструментов достижения макроэкономической стабильности и экономического роста. Налог на добавленную стоимость имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщика. Во-первых, от него сложнее уклониться. Во-вторых, с этим связано меньше экономических нарушений. В-третьих, это в большей степени повышает интерес к росту выручки. Кроме того, налогоплательщики предпочитают рост налогообложения расходов, чем доходов.     

Все это делает актуальным изучение теории и истории развития НДС, анализ роли НДС в странах Европейского сообщества и путей его дальнейшего развития, как проблем совершенствования косвенного налогообложения, так и, в частности, стоимости. налог на добавленную стоимость, по-прежнему чрезвычайно актуален для стран ЕС. 

Объектом изучения курсовой работы является налог на добавленную стоимость в странах Европейского Союза. Предметом исследования является функционирование НДС в ЕЭС. Целью исследования является рассмотрение налога на добавленную стоимость и перспектив его дальнейшего развития в странах европейского сообщества.  

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • рассмотреть рассмотреть теорию и историю налога на добавленную стоимость;
  • рассмотреть рассмотреть общие характеристики НДС в Европейском Союзе;
  • проанализировать роль НДС в Европейском Союзе;
  • сделать сравнительный анализ налога на добавленную стоимость на примере Великобритании, Франции и России;
  • описать перспективы дальнейшего развития НДС в Европейском Союзе.

Конструктивно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

Налог на добавленную стоимость в Европейском Союзе

Теория и история НДС

Система косвенного налогообложения включает платежи, которые фактически взимаются с потребителей товаров, работ, услуг, так как они включены в их цены. Самый популярный косвенный налог в мире - это НДС. Налог на добавленную стоимость был установлен в более чем 120 странах. Идея создания платежа родилась у немецкого предпринимателя Вильгельма фон Сименса в 1919 году. Первоначально этот налог назывался «Veredelte Umsatzsteuer» - « соизволенный налог на добавленную стоимость». Ему платили при продаже любого товара или услуги. В то же время фирмы не могли компенсировать налог при покупке сырья. Однако Вильгельму фон Сименсу не удалось применить НДС на практике. Позже француз Морис Лорет доработал принцип сбора НДС. До введения налога на добавленную стоимость во Франции этот налог «тестировался» в африканском штате Кот-д'Ивуар более десяти лет. Современный вид НДС приобретен во Франции в 1954 году.              

Переход к единому косвенному налогообложению в ЕС начался с гармонизации национальных систем налога на добавленную стоимость. Этот налог покрывал все товары, которые шли во внешнюю торговлю, и являлся одним из основных источников доходов для государственных бюджетов стран-членов Европейского сообщества. Среди косвенных налогов это оказало наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятий и фирм в Сообществе.  

К началу и в первые годы деятельности ЕС в государствах-членах существовало две системы НДС: накопительная система и система «налога на добавленную стоимость» (НДС). Последний налог, известный на английском языке как «НДС» (налог на добавленную стоимость), а во франкоговорящих странах - «TVA» (Taxe sur la valeur ajoutee), является основным источником средств в большинстве стран мира. Налог взимается многократно на каждом этапе продвижения товара или услуги потребителю; Объектом налогообложения является только добавленная стоимость на данном этапе их производства или продажи (а не общая стоимость, как в накопительной системе).   

В апреле 1967 года Совет ЕС принял директиву о переходе стран-членов не позднее 1 января 1970 года к единой (европейской) системе налога на добавленную стоимость, которая, таким образом, была утверждена в качестве основного косвенного налога для Сообщества. В соответствии с директивой государства, которые намерены вступить в Сообщество в будущем, должны иметь уже действующую систему НДС. Это связано, в частности, с наличием значительной налоговой составляющей в так называемых собственных финансовых ресурсах ЕС, из которых формируется его бюджет (в 1997 г. доля вычетов из налога на добавленную стоимость в собственных средствах Сообщества составляла 66%). ).         

Согласно принятой международной классификации, НДС относится к категории налогов на потребление. Основные черты европейской системы НДС определяются директивами Совета ЕС, принятыми в разные годы. Среди них особое значение имеет 6-я Директива от 17 мая 1977 года , которая установила единую основу для расчета НДС . Это понимается как набор общих правил, определяющих объект налога, метод расчета суммы налога; место, где сделка подлежит налогообложению; случаи непредоставления этого налога; порядок вычета НДС, уплаченного на предыдущих этапах реализации, а также освобождение от него вывозимых товаров и налогообложение импортируемых товаров. Наличие такой базы является необходимым условием для единообразного применения НДС в странах-членах (в частности, это имеет большое значение при определении суммы налоговых вычетов в единый бюджет Сообщества).           

В соответствии с 6-ой Директивой, европейский НДС является универсальным налогом на потребление, охватывающим торговлю, промышленность (включая добывающую), сельское хозяйство и предоставление услуг. В то же время отдельные страны-члены могут, по согласованию с Комиссией, временно исключать определенные сферы экономики из сферы НДС (к ним, в частности, относятся общественное радиовещание, государственная почта, продажа недвижимости, банковские и страховые услуги). На усмотрение стран-участниц остается вопрос о том, как обложить налогом оборот малых предприятий и фирм, а также услуг, предназначенных для личного потребления (медицинская помощь, парикмахерская).  

Европейская комиссия нацелена на сокращение количества исключений из стран-членов и расширение сферы применения НДС на все виды деятельности, включая новые виды услуг. В июне 1998 года Комиссия опубликовала правила применения НДС в области электронной торговли, в том числе введенные через международный Интернет. Ряд директив Совета ЕС касается гармонизации ставок НДС. Согласно этим директивам, с 1 января 1993 года страны-участницы могут применять не более двух ставок НДС: стандартную и пониженную (ранее в некоторых странах применялись до трех и более ставок). Минимальный уровень стандартной ставки, ниже которой национальные ставки НДС не могут быть снижены, составляет 15% (верхний предел не установлен). Пониженная ставка (не менее 5%) может применяться только к определенным товарам и услугам, таким как продукты питания, фармацевтические товары и медицинское оборудование, книги, газеты, услуги пассажирского транспорта и некоторые другие. Льготные ставки (не менее 5%) также могут применяться к поставкам природного газа и электроэнергии при условии, что их применение не искажает условия конкуренции.          

Эти общие правила допускают ряд исключений. Для ограниченного количества товаров первой необходимости, включая детское питание, обувь и одежду, сверхнизкие (менее 5%) или нулевые ставки разрешены в странах, где такие ставки вступили в силу с 1 января 1991 года. В Греции могут действовать специальные пониженные ставки. Ставка НДС для стимулирования экономического развития некоторых островных и других территорий. Специальные правила НДС распространяются на произведения искусства, антиквариат, золото и некоторые другие товары.    

Фактические ставки НДС в странах-членах определяются национальным законодательством с учетом директив, обсужденных выше. В начале 1998 года стандартные ставки варьировались от 15% в Люксембурге до 25% в Дании и Швеции. Наряду со стандартом, большинство членов ЕС применяют одну или две льготные ставки, которые также значительно различаются по странам. Например, сниженная ставка НДС на наиболее важные виды продуктов питания: в Великобритании - 0, в странах Бенилюкса - 3-6%, в Австрии - 10, а в Финляндии стандартная ставка 17% применяется ко всем продукты питания.     

Различия в национальных ставках НДС могут в некоторых случаях побуждать граждан ЕС делать покупки в других странах Сообщества. Например, немецкие фермеры предпочитают покупать удобрения и пестициды не в Германии, где такие продукты облагаются налогом по полной ставке НДС, а в соседних странах-членах, где применяется пониженная ставка; по той же причине уголь для отопления домов приобретается французскими потребителями в Бельгии. В области телекоммуникаций поставщики услуг при выборе страны для учреждения компании, наряду с другими факторами, руководствуются уровнем НДС ставки.   

В предложениях по дальнейшей гармонизации законодательства стран-членов в налоговой сфере Европейская комиссия выступает за приближение ставок НДС к степени, необходимой для ограничения риска искажения условий конкуренции (разница в несколько процентных пунктов, по мнению Комиссии эксперты, существенно не влияет на функционирование единого рынка). Можно предположить, что разрыв в уровне налога на добавленную стоимость в отдельных странах ЕС будет постепенно сокращаться, главным образом из-за сокращения числа сниженных ставок, но национальные особенности налогообложения продолжают сохраняться. 

Наконец, остается такая проблема, как порядок и место сбора НДС. С 1993 года все налоговые формальности, включая сбор НДС, на границах между государствами-членами ЕС были отменены. Предприятия этих стран на более позднем этапе предоставляют фискальным органам информацию об операциях с партнерами из Сообщества, которые используются как для расчетов НДС, так и для статистических целей. Для предотвращения случаев уклонения от уплаты налогов применяется двойная система контроля (в стране происхождения и в стране потребления товара).     

В настоящее время для поставок из одной страны ЕС в другую (которые, согласно правилам единого рынка, не рассматриваются как экспортно-импортные операции), поставщик освобождается от НДС (или соответствующая сумма возвращается ему в конце года); налог уплачивается конечным потребителем в стране назначения в порядке, установленном налоговыми органами этой страны, и уплачивается в бюджет последней. Эта ситуация имеет несколько недостатков с точки зрения функционирования единого рынка. Прежде всего, это означает, что компании, поставляющие товары в различные страны ЕС, должны вести налоговый учет во всех этих странах, знать свое законодательство о налоге на добавленную стоимость и практику его применения, а также учитывать этот фактор при расчете цен на поставку, который в некоторых случаях это очень обременительно, особенно для малых предприятий и фирм. Для потребителей дополнительные расходы, связанные с этим, приводят к повышению цен. В целях создания более благоприятных условий для трансграничной деятельности предприятий стран-членов Комиссия в Белой книге о завершении создания единого рынка (1985 г.) предложила перейти к взиманию НДС с поставок товаров и услуг. внутри Сообщества в стране происхождения товара. Однако обсуждение его предложений в органах ЕС пока не привело к конкретным результатам.        
 

Камнем преткновения является проблема создания механизма компенсации налоговых потерь, который, если бы это предложение было принято, повлек бы за собой страны потребления товаров или услуг. При ввозе из третьих стран ввозимые товары облагаются НДС при пересечении внешней границы Сообщества таможенными органами страны ввоза. НДС взимается с полной стоимости импортируемых товаров СИФ, включая пошлины и другие таможенные пошлины. Это наиболее чувствительно затрагивает интересы третьих стран, которые не пользуются никакими тарифными привилегиями при импорте в Сообщество. В частности, этот фактор должен учитываться российскими экспортерами при поставках товаров, на которые не распространяется общая система преференций ЕС для развивающихся стран.     

Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского экономического сообщества, которое утвердило НДС в качестве основного косвенного налога для стран-членов ЕЭС. Одним из необходимых условий для вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-заявителе действующей системы налога на добавленную стоимость. Основными причинами растущей популярности НДС являются:  

  1. Возможность вступления в ЕЭС;
  2. Желание увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в государственный бюджет по сравнению с другими налогами; 
  3. НДС позволяет быстро проводить налоговые операции, а с помощью технических средств и определенной системы документооборота НДС эффективнее, чем налог с розничных продаж, для создания льготных налоговых условий для определенных товаров и услуг.

Общая характеристика НДС в Европейском Союзе

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам. Это означает, что налог включен в стоимость товаров (услуг) и оплачивается потребителем при покупке (косвенно), а продавец передает его государству. Экономическая сущность НДС - это налог на потребление, потому что в конечном итоге все его бремя ложится на последнего покупателя в цепочке продаж, то есть на потребителя.  

В отличие от своих исторических предшественников - налога с продаж и налога с продаж - НДС обладает рядом замечательных свойств, в первую очередь, свойством экономической нейтральности. Другими словами, этот налог не искажает систему экономических мотивов хозяйствующих субъектов, а это означает, что «невидимая рука рынка» Адама Смита все еще заставляет их действовать оптимальным образом для общественного блага. Налог с продаж, при котором все торговые операции облагаются налогом без права вычета, создает, как давно известно, серьезные дисбалансы в экономической системе. Налог с продаж в его «идеальной» форме, как и НДС, является экономически нейтральным налогом на потребление. Однако по многим техническим причинам при взимании налога с продаж очень трудно изолировать продажи конечному потребителю для целей налогообложения. Элегантным теоретическим решением многих проблем, связанных с этим, является система налогообложения только добавленной стоимости, то есть введение НДС вместо налога с продаж. Более того, процесс сбора и контроля налогов распространяется по всей цепочке продавцов и покупателей товаров, что дает своего рода эффект «саморегулирования».      

Различия в НДС в отдельных штатах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых его элементов.

Субъектами налогообложения могут быть физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью и определяемые в качестве плательщиков соответствующим налоговым законодательством. В то же время, наряду с частными юридическими лицами, закон обычно также именует государственные органы, государственные компании, местные органы власти, другие организации, созданные на основе публично-правового акта, но осуществляющие коммерческие операции по продаже товаров и услуг. 

При определении предмета НДС необходимо различать законных и экономических налогоплательщиков. Юридическим плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог в соответствии с законом. Экономический плательщик становится конечным потребителем товара или услуги, неся бремя налога в виде части продажной цены товара (услуги).  

Налогооблагаемой базой НДС является новая часть стоимости товаров (услуг), появившаяся на следующем этапе его прохождения. Например, часть добавленной стоимости производителем продукта к стоимости материалов, из которых он изготовлен, создает новый продукт, который переносится в сферу распределения. 

НДС следует отличать от другого многоступенчатого налога - налога на добавленную стоимость. Налоговой базой последнего является валовая стоимость товара на каждом этапе его движения от производителя к потребителю. Таким образом, налог накапливается на каждом этапе движения товаров. При определении налоговой базы НДС учитывается только добавленная стоимость, и предоставляется вычет из «нового» НДС для налога на добавленную стоимость, уплаченного на всех предыдущих этапах прохождения товаров (то есть ранее уплаченного НДС).   

Процедура исчисления налога основана на методе прямого сложения, методе косвенного приближения, методе прямого вычитания или косвенного вычитания.

Наиболее применимым является четвертый офсетный метод для счетов, поскольку он является наиболее «прозрачным» для проверки и позволяет использовать дифференцированную налоговую ставку.

Законодательством предусмотрено несколько видов ставок налога на добавленную стоимость: стандартные, низкие и высокие. Пониженная ставка, как правило, устанавливается в отношении социально значимых товаров (услуг), например, продуктов питания, медицинских услуг. 

Налоговые льготы выражаются в установлении пониженной ставки или в полном освобождении от налога. В этом случае освобождение от налога распространяется только на добавленную стоимость на этапе передачи товаров (услуг) конечному потребителю. 

Обычно основные виды продуктов питания, школьные товары и услуги, медицинские услуги, транспортные услуги, газеты, вещание. Освобождаются от НДС.

В этих случаях ставка налога либо вообще не установлена, либо равна нулю. Разница заключается в том, что последний продавец может потребовать компенсацию той части стоимости товаров (услуг), которую он не передает покупателю в цене товара из-за нулевой ставки НДС. Нулевая ставка применяется в государствах-членах ЕС в отношении экспортируемых товаров.  

Рассмотрим основные принципы системы НДС в ЕС:

  • Принцип полной экономической нейтральности
  • Принцип эквивалентного применения ко всем видам экономической деятельности, независимо от ее цели и эффективности (простое распоряжение собственником имущества в этом смысле не является экономической деятельностью)
  • Принцип недопустимости двойного налогообложения
  • Принцип дробных платежей
  • Принцип налогообложения конечного потребления
  • Принцип конечной налоговой нагрузки на конечного пользователя
  • Целевой принцип налогообложения только в стране происхождения товаров и услуг, потребляемых  

Существуют также основные принципы сбора НДС, которые имеют отношение к международной торговле.

(При торговле внутри страны.) Налог оплачивает продавец на основании суммы его продаж. В этом случае налог, уплачиваемый поставщикам при покупках, подлежит вычету. Конечный пользователь не имеет права на вычеты.  

При импорте товаров импортер уплачивает налог в зависимости от таможенной стоимости товара. Однако, вообще говоря, он имеет право на налоговый вычет в той же сумме. 

Экспорт товаров облагается налогом по нулевой ставке. Экспортер имеет право вычесть налог, уплаченный при приобретении (производстве) экспортируемых товаров. 

Именно эти принципы обеспечивают экономическую нейтральность НДС.

Есть некоторые особенности расчета НДС при продаже услуг. Если операции проводятся исключительно внутри страны, налогообложение в целом происходит так же, как и при торговле товарами. Проблемы начинаются с международных операций. Дело в том, что услуги в некотором роде «нематериальные» и не подлежат таможенному оформлению, и поэтому далеко не всегда очевидно, где именно находится место их продажи и потребления - в стране поставщика или в стране покупателя. Соответственно, не ясно, в какой стране и по каким законам они должны облагаться НДС. Поэтому все национальные законы предусматривают специальные правила для определения того, где услуги продаются в целях НДС.     

Рассмотрим основные принципы НДС в ЕС на примере Великобритании. По сути, они одинаковы для всех стран ЕС, но могут быть различия в деталях. 

Импорт из ЕС и экспорт в ЕС. При импорте товаров, например, в Великобританию из-за пределов ЕС, НДС, как следует из общих принципов, взимается с импортера (обычно британской компании) налоговыми органами Соединенного Королевства по ставке, применимой к аналогичным товарам. в Соединенном Королевстве. НДС обычно уплачивается непосредственно при импорте, при этом импортер получает свидетельство об оплате (Свидетельство об уплате НДС C79), которое служит основой для дальнейшего налогового вычета или возмещения из бюджета. Естественно, для этого должны соблюдаться обычные (для вычета) условия: импортер регистрируется по НДС, а товары ввозятся для коммерческих нужд.   

При экспорте товаров из Великобритании за пределы ЕС доставка облагается налогом по нулевой ставке (как в случае экспорта). В то же время экспортер обязан собирать (и хранить на своем месте) документальное подтверждение экспорта товаров за пределы ЕС. Если доказательства не собраны в установленный законом период, нулевая ставка не может быть применена.  

Такие доказательства:

  • Таможенная декларация с таможенной печатью;
  • Товарно-транспортная накладная или аналогичный документ;
  • Сопутствующая документация (корреспонденция, контракты, счета, квитанции).

Термин «нулевая ставка НДС» (в отличие от термина «освобождение от НДС») означает, что продавец (в данном случае экспортер) не только не должен добавлять НДС к цене проданных товаров, но и имеет право на вычет налога, уплаченного при покупке (производстве) экспортируемых товаров.

НДС на торговлю между странами ЕС В 1993 году таможенные границы между странами-членами ЕС были отменены. До этого торговые операции между этими странами рассматривались как импорт и экспорт наряду с операциями с другими странами мира, в соответствии с которыми взимался НДС. Устранение таможенных барьеров потребовало изменений в законодательстве, поскольку введение НДС на импортируемые товары при их таможенном оформлении, как это было сделано ранее, стало невозможным. Таким образом, была введена новая система НДС для операций, которые больше не считаются импортом и экспортом, а определяются как «приобретение» и «поставка» и соответствующее «вывоз» товаров.     

Как и в случае экспортно-импортных операций, налогообложение переданного товара НДС в соответствии с этой системой происходит, как правило, в месте назначения товара, а в стране происхождения его продажа облагается налогом по нулевой ставке. Чтобы получить право продавца на нулевую ставку, должны быть выполнены следующие условия:  

  • Продавец должен получить регистрационный номер НДС покупателя в стране своего местонахождения и указать этот номер в счете (счет-фактура НДС).
  • Товар фактически экспортируется из страны продавца в другую страну ЕС.
  • Продавец получает (и хранит у себя) документальное подтверждение экспорта товаров из страны. Это может быть любая транспортная документация, квитанция о получении товара покупателем. Например, билет на поезд также подходит, если товары были доставлены курьером в багаже. 

Продавец ведет список всех таких продаж в страны ЕС (включая регистрационный номер покупателя), который затем передается в налоговые органы и используется для контроля и статистики. Кроме того, продажи в страны ЕС выделены отдельной строкой в ​​отчете по НДС, как и приобретения в других странах ЕС. 

Что касается покупателя, то, как и при импорте товаров, он обязан сообщать НДС с суммы своих приобретений. Однако в обычных условиях (аналогичных тем, которые используются во внутренних операциях), он имеет право на налоговый вычет, и вычет производится в той же налоговой декларации. Это означает, что сумма налога фактически не уплачивается, а остается в форме бухгалтерской записи, которая служит только для статистических целей.  

Если покупатель не имеет регистрацию НДС или не предоставил регистрационный номер, то он считается конечным пользователем. В этом случае поставки считаются «дистанционными» продажами в другой стране ЕС (дистанционные продажи), и к ним применяются специальные правила. А именно, продавец либо включает НДС в цену, предусмотренную законодательством своей страны и сообщает об этом на дому, либо регистрируется для уплаты НДС в стране местонахождения покупателя, включает в цену НДС этой страны и сообщает о это там. Если определенный порог продаж в определенную страну превышен, регистрация НДС в нем становится обязательной (до этого, при желании). Этот порог может быть разным в разных странах (для поставок в Великобританию - 70 тысяч фунтов в год). Конечно, в этом случае покупатель, не являясь плательщиком НДС, не имеет права на налоговый вычет.     

Особенности налогообложения услуг. Как уже упоминалось, существуют определенные теоретические проблемы в налогообложении услуг, связанные с тем, что место их предоставления (продажи) не всегда очевидно, и налогообложение должно происходить в месте продажи. Поэтому законодательство каждой страны конкретно описывает порядок определения места продажи услуг при международных операциях. Рассмотрим эти правила как пример законодательства Великобритании.   

Как правило, считается, что услуги предоставляются по месту нахождения поставщика услуг. Таким образом, услуга, предоставляемая английской компанией, обычно облагается налогом в Великобритании, независимо от того, где находится получатель. Даже если получатель услуги находится за границей, такая операция не считается «экспортом услуг» и не облагается налогом по нулевой ставке, как в случае экспорта товаров. И наоборот, если услуга предоставляется английской компании из-за рубежа, в Великобритании она обычно не облагается НДС.   

Место НДС в системе финансирования государственного бюджета зависит от налоговой политики в стране. Однако даже в тех государствах-членах ЕС, где налоговые обязательства распределяются приблизительно одинаково между косвенными и прямыми налогами, значительная часть доходов бюджета от косвенного налогообложения приходится на НДС. Кроме того, качество источника системы «собственных ресурсов» Сообществ ставит НДС в особое положение, поскольку правовое регулирование системообразующих налогов осуществляется в основном нормами интеграционного права. И хотя этот источник финансирования европейского бюджета заполняется только за счет единой процентной надбавки к национальному налогу, все его элементы являются предметом законотворчества ЕС. Это объясняет тот факт, что практически нет серьезных различий в правовом регулировании НДС стран-участниц: основные вопросы гармонизации национального законодательства практически решены.    

Роль НДС в Европейском Союзе

Великобритания

В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют три правительственных учреждения: Казначейство, Министерство внутренних доходов и Министерство таможни и акциза.

Министерство финансов формирует бюджетную политику, осуществляет надзор в валютной и налоговой сферах; планирование и контроль государственных расходов; ведет государственный учет валютных средств; контролирует качество государственных услуг; участвует в международных финансовых отношениях; контролирует сектор финансовых услуг, управляет долгом центрального правительства.     

Управление по налогообложению взимает налоги с прибыли, доходов и капитала, гербовый сбор. Его структурное подразделение (Управление взносов) отвечает за формирование национального страхования. 

В компетенцию Королевской таможенной и акцизной службы, в частности, входит сбор и учет таможенных пошлин и платежей, налогов и сборов (включая НДС), связанных с импортом товаров; Агентские функции, включая контроль в области импорта и экспорта, введение защитных мер, ведение торговой статистики. 

Местные власти взимают большинство местных налогов, таких как, например, муниципальный налог.

Одним из основных источников государственных доходов является налог на добавленную стоимость. В Соединенном Королевстве НДС был введен 1 апреля 1973 года. Все законодательные документы, касающиеся этого налога, были объединены в единый Законодательный акт о налоге на добавленную стоимость, принятый в 1983 году. Впоследствии были приняты поправки, которые в основном носили технический характер.       

НДС взимается с поставок товаров и услуг, осуществляемых в Великобритании налогоплательщиками в связи с их деятельностью, включая экспорт в страны ЕС.

«Налогооблагаемые лица» означают любые юридические лица (включая товарищества, компании), Которые по закону должны быть зарегистрированы для целей НДС.

Для целей НДС компания, чей годовой оборот превышает 55 тысяч фунтов, подлежит регистрации в местном отделении Королевской таможенной и акцизной службы. Для определенных видов деятельности был установлен более низкий порог для регистрации (например, компании, занимающиеся предоставлением услуг в публичной сфере, должны регистрироваться с оборотом 26 тыс. Ф.ст.). 

В зависимости от типа товаров и услуг, налоговые ставки значительно различаются. Есть три категории ставок: 

  • Стандартная ставка в настоящее время установлена ​​на уровне 20%.
  • Пониженная ставка 5% применяется к топливу и электричеству, используемым в домашних хозяйствах и благотворительных организациях;
  • «Нулевая ставка» применяется, в частности, к большинству продуктов питания, детской одежды и обуви, книгам и газетам, продаже новых жилых зданий и домов, используемых для благотворительных целей, услуг общественного транспорта, лекарств и инвалидных колясок. Если компания продает только эти товары или услуги, она имеет право не регистрировать НДС, однако необходимо получить разрешение от местных налоговых органов. 

Так называемые «освобожденные поставки» не облагаются НДС, включая образование, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, услуги врачей и стоматологов. Если компания предоставляет услуги, относящиеся только к этой категории, ей не нужно регистрироваться для уплаты НДС. 

НДС взимается на каждом этапе производства или распределения товаров и услуг. Налогоплательщик уплачивает НДС за проданные им товары и услуги. Доходы от продажи этих товаров и услуг (вместе с их импортом) называются доходами, а налог на них называется подоходным налогом. Товары и услуги, продаваемые облагаемым лицом, называются выпуском, а их налог называется выпуском налога.   

Если в отчете о возврате НДС выходной налог превышает подоходный налог, облагаемое лицо выплачивает разницу Королевской таможне и акцизной службе, в противном случае облагаемое лицо имеет право получить компенсацию от Королевской таможенной и акцизной службы.

Когда облагаемое лицо поставляет товары и услуги, не облагаемые НДС, выходной налог не взимается. Тем не менее, налогоплательщик может по-прежнему требовать подоходного налога, который он заплатил за покупки. 

Каждый облагаемый налогом человек обязан вести учет возмещения НДС в Королевской таможенной и акцизной службе на периодической основе, обычно каждые три месяца.

НДС, как правило, уплачивается ежеквартально. Закон устанавливает санкции за нарушение налогового режима. За несвоевременную уплату НДС налагается штраф в размере от 2% до 5% от суммы неуплаченного налога.  

За несвоевременную регистрацию в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, недекларирование товаров налагается штраф в размере от 5% до 15% от суммы неуплаченного налога.

Франция

Все налоговые меры находятся в компетенции Парламента (Национального Собрания). Ежегодно обновляются тарифы. Французская система характеризуется строгим законодательным регулированием в сочетании с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимосвязаны в единую систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные власти имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. За последние несколько лет наблюдалась тенденция к снижению ставок при расширении базы из-за отмены льгот и привилегий. Организация налогообложения в стране осуществляется налоговой службой, которая действует в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Его возглавляет Главное налоговое управление. Он подчиняется 80000 сотрудников. Они сосредоточены в налоговых центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и следят за правильностью уплаты. Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильной подготовкой.            

Существует два типа элементов управления:

  • По документам;
  • Детальный контроль - согласно документам, имеющимся у инспектора, в случае выявления несоответствия в декларации.

В случае укрытия существует строгая система ответственности:

  • В случае ошибки при заполнении налог взимается полностью и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;
  • Если нарушение является преднамеренным, налог удваивается;
  • В случае серьезного нарушения возможно лишение свободы.

Налогообложение основано на государственной системе бухгалтерского учета, которая является обязательной. Существует также упрощенная система. 

Налог на добавленную стоимость.

НДС обеспечивает 41,4% всех налоговых поступлений. Оплата производится методом частичной оплаты. Существует 4 вида ставок НДС:  

  • 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;
  • 33,33 - предельная ставка на предметы роскоши, автомобили, алкоголь, табак;
  • 7% - сниженная ставка на культурные товары (книги);
  • 5,5% - на товары первой необходимости и услуги (продукты питания, кроме алкоголя и шоколада; лекарства, жилье, транспорт).

Сейчас наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу на две ставки - 18,6% и 5,5%.

Французские законы предусматривают два вида освобождения от НДС.

Финал: возмещение НДС по экспорту и в результате различных ставок покупки и продажи. Три вида деятельности освобождены от НДС: 

  • медицина и медицинское обслуживание;
  • образование;
  • деятельность общественного и благотворительного характера. Все виды страхования, лотереи, казино также освобождены. 

Существует список видов деятельности, где предоставляется право выбора между НДС и подоходным налогом:

  1. аренда помещений для любого вида экономической деятельности;
  2. финансы и банковское дело;
  3. литературная, спортивная, художественная деятельность, коммунальное хозяйство.

Во Франции 3 миллиона плательщиков НДС. Расчет осуществляется самими предприятиями; с упрощенной бухгалтерией - налоговой службой. Малые предприятия (с оборотом менее 3 миллионов франков и менее 0,9 миллиона франков в сфере услуг) могут заполнять декларации на ежегодной основе. НДС уплачивается в бюджет ежемесячно на основании декларации. Предприятия предоставляют налоговым центрам налоговую декларацию и чек. Существуют квартальные и годовые сроки уплаты НДС, в зависимости от оборота.      

В случае экспорта НДС возвращается ежемесячно. Для других видов деятельности - ежеквартально. Если оборот компании составляет менее 300 000 франков, то НДС уплачивается. Предприятия вносят постоянную сумму в бюджет. Если сумма НДС составляет менее 1350 франков, то такие предприятия освобождаются от ее уплаты. Скидка предоставляется мелким ремесленникам, если НДС составляет менее 20 000 франков. Льготы по НДС имеют предприятия, осуществляющие инвестиции. Они состоят из вычета из НДС сумм, выделенных на инвестиции.       

Рассматривая этот налог с точки зрения гармонизации мирового налога, необходимо отметить положительную тенденцию к его снижению в связи с переходом от использования 4 ставок к использованию 2.

Сравнительный анализ налога на добавленную стоимость на примере Великобритании, Франции и России

В начале 1990-х годов в России начались рыночные преобразования. Все сферы экономической жизни общества подвергались реформированию, в том числе внимание уделялось налоговым отношениям, ранее неизвестным в нашей стране.  

Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную налоговую практику, стал налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно утвердился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В настоящее время НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета.  

Деятельность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как и любой налог, НДС выполняет следующие функции. 

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации значительных доходов от этого налога в бюджетные доходы благодаря простоте сбора и стабильности налоговой базы. Реализация этой функции позволяет государству выполнять важнейшие собственные функции - предоставлять государственные услуги (в сфере обороны и правоохранительных органов, социальных услуг) 

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в государственной налоговой системе является обязательным условием его вступления в Сообщество, поскольку финансовые доходы от налога на добавленную стоимость являются одним из основных источников формирования бюджета ЕС. Поступления от налога на добавленную стоимость в бюджет ЕС представляют собой однопроцентное увеличение ставки НДС, установленной Советом в государствах-членах.  

В целом, французский НДС является более гибкой структурой, чем российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многих отношениях эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС на экспортную деятельность, лекарства, страхование. Но есть и отличительные особенности: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом и льготы по оплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важной особенностью французского НДС является возможность его снижения на сумму, выделенную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 41,4% всех налоговых поступлений, что указывает на его эффективность.     

В Великобритании основное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. По уровню доходов он занимает второе место после подоходного налога и составляет около 17% бюджета страны. 

В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за последние годы, можно отметить, что его доля в доходах бюджета увеличилась, несмотря на то, что в последние годы наблюдается увеличение доли доходов от корпоративных доходов. подоходный налог и подоходный налог. Это можно рассматривать как положительный фактор, поскольку косвенное налогообложение имеет в первую очередь фискальную направленность и в меньшей степени влияет на характер и структуру экономического роста. Однако на современном этапе развития российской экономики НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги:  

Во-первых, от плательщика сложнее избежать, так как доход всегда сложнее скрыть или занижать, чем прибыль;

Во-вторых, процесс сбора НДС не вызывает больших сложностей, что удешевляет эту процедуру;

И, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-хозяйственной деятельности субъектов, а выручка от него достаточно стабильна.

Несмотря на огромное фискальное значение этого налога, его регулирующее влияние на экономику нельзя отрицать. Через механизм налогообложения НДС и, в частности, через систему установления ставок, это влияет на ценообразование и инфляцию, поскольку фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Разумеется, вопрос о положительной стороне этого влияния остается открытым, поскольку рост цен способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны, НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку фактическим плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного налога, в меньшей степени влияет на трудовые стимулы, затрагивая не домашние расходы, а доходы. Таким образом, конечный потребитель, оплачивая цену товара, не замечает завышения суммы налога, в то время как вычет из подоходного налога более заметен. Посредством применения льгот для определенных видов продукции или конкретных операций, а также льгот, предоставляемых определенным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура) стимулировать экспорт отечественных товаров за рубеж.      

Наконец, благодаря повторной НДС на всех этапах производства продуктов, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, и государство может осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.

Обладая полной и точной информацией, полученной из финансовой отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Функция распределения НДС заключается в том, что через налогообложение и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Благодаря налоговому механизму, установлению ставок и льгот по НДС, а также процедуре применения налоговых вычетов в бюджет, часть доходов от высокодоходных видов деятельности может быть отозвана и отправлена ​​через бюджетную систему в убыточную, но необходимую для жизни жизнь. сфер общества. 

Стимульная функция в значительной степени вытекает из первых двух налоговых функций. Налог на добавленную стоимость по существу препятствует налогооблагаемой деятельности и стимулирует необлагаемую деятельность. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке приводит к искажению оценки эффективности распределения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее ярко выраженная стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.   

В рамках сбалансированной и упорядоченной налоговой системы перечисленные основные функции связаны в единое целое. Таким образом, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует функция распределения, но стимулирующая функция не создает препятствий для реализации всех функций в будущем. То есть фискальная функция обеспечивает получение доходов, необходимых для финансирования государственных расходов, и не подрывает возможности производства и получения доходов в будущем.  

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования НДС прочно вошел в налоговую систему России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли доходов в федеральном бюджете, и нормативную, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства. 

Анализ налога на добавленную стоимость в России и странах ЕС показал, что российская система не является точной копией европейской модели, имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей степени способствует экономической активности.

Перспективы дальнейшего развития НДС в Европейском Союзе

В 2012 году Европейская комиссия опубликовала коммюнике о будущем НДС, подготовленное с учетом общественных консультаций, в котором приняла участие Европейская конфедерация налоговых консультантов. Необходимость изменений была поднята в течение длительного времени. Прошло 40 лет с момента создания системы НДС, но этот режим больше не соответствует технологически развитой экономике. Требуется амбициозная реформа НДС. Документ устанавливает основные характеристики, которые должны лежать в основе нового режима НДС, отражает приоритетные действия по созданию более простой и эффективной системы НДС в ЕС. Три важнейшие цели формируют видение новой системы.       

Во-первых, НДС должен быть более приемлемым (в рабочих условиях) для бизнеса. Более простая и прозрачная система уменьшит административные трудности и будет стимулировать международную торговлю. Это, в свою очередь, окажет благотворное влияние на экономический рост. Одной из мер по созданию НДС, благоприятного для бизнеса, является стандартизация деклараций, обеспечение четкого и свободного доступа к подробной информации о национальных режимах через центральный веб-портал (портал НДС ЕС).   

Во-вторых, НДС должен стать более эффективным для поддержки совместных финансовых усилий стран-членов ЕС и обеспечения экономического роста. Расширение налоговой базы и ограничения на использование льгот могут привлечь дополнительный доход в страны ЕС без повышения налоговой ставки. Стандартная ставка в этом случае может быть даже снижена в отдельных странах без влияния на уровень налоговых поступлений.  

В-третьих, необходимо остановить убытки от утраченного НДС и налогового мошенничества. Убытки составляют приблизительно 12% НДС, который должен быть получен (так называемый «разрыв НДС»). В 2012 году Европейская комиссия предложит ряд мер для обеспечения более быстрой и более эффективной реакции государств при наличии подозрений в налоговом мошенничестве.    

Итак, для достижения этих целей должны быть реализованы следующие меры:

  • Стандартизация налоговых деклараций, сопровождаемая стандартизацией НДС - регистрация и выставление счетов;
  • Открытие портала НДС ( портал НДС ЕС), который будет содержать актуальную информацию о правилах НДС в странах-членах ЕС;  
  • Постепенное сокращение выгод, которые создают искажения конкурентной среды в областях, в которые вовлечен частный и государственный секторы;
  • Меры по стимулированию налоговых органов к развитию отношений с бизнесом; сокращение списка возможностей снижения налоговых ставок. 

НДС на европейском рынке продолжает оставаться не совсем равномерным. Во-первых, существуют разные налоговые ставки (а в некоторых местах они вообще не существуют), а во-вторых, процедура расчета и уплаты НДС для внутренней торговли существенно отличается от той же процедуры для торговли между различными странами ЕС. В будущем в рамках ЕС планируется перейти на единую систему взимания НДС в международной торговле, при которой налог будет взиматься по месту происхождения товара (а не по месту назначения, как сейчас). ). Это означает, что при продаже товаров, скажем, из Великобритании во Францию, продавец будет включать НДС в цену, а покупатель получит налоговый вычет в сумме уплаченного НДС, как при торговле внутри страны.   

Таким образом, учет и отчетность по НДС по торговле внутри страны и в рамках ЕС будут осуществляться точно так же, что приведет к снижению трансакционных издержек для торговли внутри ЕС, особенно для малого бизнеса. Наряду с отменой таможенных границ это должно стать важным фактором в создании действительно общего европейского рынка. Кроме того, эта система соответствует идеологии общего рынка, согласно которой товары и услуги (облагаемые налогом на добавленную стоимость) свободно распространяются в пределах ЕС, в то время как сам НДС по сути является европейским налогом, а не национальным.  

Однако на пути к этой, казалось бы, логичной и простой системе существуют серьезные политические и экономические препятствия. Во-первых, для сохранения экономического нейтралитета в рамках этой системы необходима унификация налоговых ставок во всех странах ЕС. Несмотря на срочные рекомендации Европейской комиссии (впервые официально сделанные, кстати, еще в 1987 году ) и длительные переговоры между заинтересованными сторонами, прогресс в этом отношении все еще очень скромен.    

Во-вторых, и что еще более важно, если эта система будет принята, сразу же встает вопрос о перераспределении собранных налогов. Дело в том, что если в рамках существующей системы налог автоматически взимается в стране, где потребляются товары (а НДС, как мы помним, является налогом на потребление), то в рамках новой системы будет взиматься часть налога « не там, где это необходимо ». Действительно, в нашем примере с продажей товаров из Великобритании во Францию ​​налог на стоимость импортируемых товаров с действующей системой попадает во французскую казну, а с новой - в английскую. Чтобы восстановить равновесие, необходимо будет перевести соответствующую сумму обратно из Великобритании во Францию ​​(конечно, перевод должен происходить не для каждой отдельной транзакции, а в целом за определенные периоды). В то же время, по мнению авторов проекта, основой для расчета переведенных сумм должны быть данные, полученные не из отчетности хозяйствующих субъектов (поскольку для этого потребуется отдельный учет торговли с каждой отдельной страной, что сведет на нет все преимущества системы), но из общей статистики, касающейся производства и потребления в данной стране.     

По сути, это означает необходимость введения централизованной системы сбора статистической информации и перераспределения собираемого налога в пределах Европейского Союза. Эта система обладает действительно самыми широкими полномочиями по регулированию финансовых потоков. Следующим логическим шагом (хотя и не объявленным явно) может стать преобразование НДС в «федеральный» налог ЕС с последующим его распределением центральными органами Союза. В настоящее время страны-члены ЕС не готовы двигаться в этом направлении, поскольку это будет означать серьезное нарушение национального суверенитета в пользу центра. И поэтому единственная общеевропейская система НДС до сих пор остается только на бумаге, несмотря на все преимущества, которые она обещает налогоплательщикам.    

Вывод

Налог на добавленную стоимость является одним из широко распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой. Страны Европейского сообщества не являются исключением, где одним из необходимых условий для вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране действующей системы НДС. С экономической точки зрения это часть добавленной стоимости, которая выводится в государственный бюджет. Добавленная стоимость создается на всех этапах производства и определяется как разница между стоимостью товаров, работ, проданных услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на затраты на производство и распределение.   

Впервые налог на добавленную стоимость внес изменения в структуру косвенных налогов во Франции, которая в 1954 году заменила предыдущий налог на добавленную стоимость на НДС. Соответствующая замена основывалась на идее, что НДС, сохраняя преимущества других косвенных налогов, свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и налог на добавленную стоимость, является кратным, поскольку он также взимается на каждой стадии производства и обращения, и, соответственно, в отличие от налога с продаж, государство может оказывать влияние на все этапы воспроизводства. Во-вторых, поскольку НДС облагается не всей стоимостью оборота каждого этапа, а только добавленной стоимостью, он напрямую зависит от реального вклада каждого этапа в стоимость конечного продукта (равного сумме добавленного затраты на все этапы производства и оборота).   

Налог на добавленную стоимость является ведущим звеном в бюджетных системах и обеспечивает основную часть всех налоговых поступлений. Он играет доминирующую роль в формировании федеральных бюджетов стран-членов ЕС. 

Изучив этот налог, мы можем сделать вывод, что у него есть некоторые преимущества и недостатки.

Преимущества включают в себя:

  • НДС является фактором, регулирующим размер цены;
  • налог является постоянно поступающим и стабильным доходом штатов;
  • НДС легко собрать;
  • НДС действует как фактор, который заставляет устранять ненужные деловые связи;
  • Налог имеет механизм взаимной проверки налогоплательщиками налоговых обязательств.

Недостатки:

  • налог является фактором, сдерживающим развитие производства;
  • НДС является фактором, стимулирующим инфляцию;
  • НДС является социально несправедливым налогом, поскольку он не зависит от платежеспособности плательщика. 

В целом мировой опыт показывает, что налоговая система, построенная на основе НДС, обеспечивает высокую стабильность доходов бюджета и ее незначительную зависимость от характера экономической ситуации. Однако меры по повышению НДС могут сыграть серьезную и долгосрочную позитивную роль, только если дополнительные финансовые ресурсы, полученные в результате этих мер, будут использованы в качестве основы для параллельного введения серьезных налоговых ограничений в рамках активной промышленной политики в Чтобы стимулировать экономический рост.