Сравнительный анализ емкости рынков государственных, банковских и корпоративных облигаций

Содержание:

  1. Понятие и основные характеристики облигаций, их классификация
  2. Государственные и корпоративные облигации
  3. Анализ ситуации на российском рынке облигаций в условиях кризиса
  4. Дефолт на рынке облигаций и реструктуризация долга
  5. Направления совершенствования развития рынка корпоративных облигаций
  6. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Определение объемов реального финансирования организаций посредством публичного выпуска акций
Негосударственные пенсионные фонды и их роль как инвесторов в корпоративные облигации и акции публичных компаний
Производные финансовые инструменты: практика применения и перспективы использования для управления бюджетными рисками
Ипотечный кризис в США 2008 года и его долгосрочное влияние на структуру мировой экономики и финансовые системы развитых стран

 

Введение:

Развитие экономики не в последнюю очередь связано с рынком ценных бумаг, который позволяет предприятиям накапливать свободные денежные средства для расширения производства. Формирование российского рынка ценных бумаг привело к появлению бирж, ценных бумаг, института профессиональных участников рынка в стране, а также созданию правовой базы.

Облигация (вместе с акцией) является наиболее важным современным типом безопасности. Исторически облигация возникла раньше, чем акции. Еще в средние века многие штаты прибегали к выпуску государственных облигаций для финансирования своих расходов, обычно связанных с захватническими войнами. Однако реальная история акций и облигаций началась только в эпоху быстрого развития капитализма, т. е. когда они превратились в способ объединения частного капитала для финансирования крупных капиталистически организованных отраслей во всех основных секторах экономики или когда деньги привлеченные ими стали использоваться как истинный капитал. В настоящее время эти ценные бумаги доминируют на рынке ценных бумаг.

В течение многих лет облигации считались довольно примитивным и негибким способом инвестирования, способным лишь приносить текущий доход и практически ничего более. Однако эта ситуация длилась недолго; Сегодня облигации являются одним из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов с потенциалом для обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и / или прироста капитала. Инвестор должен знать, во что он собирается инвестировать, так как множество, казалось бы, незначительных моментов может оказать чрезвычайно большое влияние на судьбу вопроса и на доход от конкретных инвестиций, такова актуальность этой темы.

Облигации являются долговым обязательством, согласно которому заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечении определенного периода и выплату дохода в форме фиксированного или плавающего процента. Облигации приносят своим владельцам доход в виде фиксированного дохода от их номинальной стоимости.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных особенностей для компании-эмитента: посредством их размещения коммерческая организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей займов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика и не влияет на имущественные отношения.

Понятие и основные характеристики облигаций, их классификация

Значительное место среди ценных бумаг занимают облигации, которые составляют около 50% рынка ценных бумаг. Облигация является обязательством эмитента выплатить определенную сумму наличными владельцу этой ценной бумаги в течение определенного периода времени. Под этой определенной суммой подразумевается стоимость облигации плюс доход, который называется процентом, и он не зависит от прибыли компании.

Облигация - это долг, срок гарантии. Эмитент обязан погасить его, кроме того, в указанное время, называемое датой погашения. Эта безопасность не предоставляет права управления. Из-за своего долгового характера облигации являются более надежными инвестициями, чем акции.

Будучи аналогом ссуды, они являются «старшими» ценными бумагами по отношению к акциям, то есть отдают приоритет выплате дохода или возврату средств в случае банкротства или ликвидации эмитента. Более высокая надежность облигаций и обеспечивает их популярность среди инвесторов, что привело к широкому разнообразию облигаций на рынке.

В российском законодательстве существует несколько определений облигации:

  • в ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации: облигация - это ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на получение от лица, выпустившего облигацию, в течение предусмотренного им срока номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация также предоставляет ее владельцу право на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации или других имущественных прав;
  • в ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»: облигация является эмиссионной ценной бумагой, обеспечивающей право ее владельца на получение от эмитента облигации в течение указанного в ней срока ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации или других имущественных прав. Доход по облигациям - это проценты и / или скидки;
  • в ст. 33 Федерального закона «Об акционерных обществах»: облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплаты номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки.

Как следует из вышеприведенных текстов, второе определение является разъяснением первого в отношении указания формы выпуска облигаций - по выпускам и видов доходов по облигациям - процентов и дисконта, а третье можно рассматривать просто как краткое определение связи.

Что касается содержания, облигация представляет собой мобильную, или ликвидную, или переводную, или рыночную форму существования кредитного соглашения на одну часть этого кредита с основным кредитором. Целью выпуска облигаций, а также акций является привлечение свободного капитала небольшими порциями, но от многих участников рынка на условиях выплаты им дохода, который является для них удовлетворительным, или в более общей формулировке, на условиях, которые их устраивают.

При определении сущности облигации как ценной бумаги необходимо учитывать ее основные характеристики.

Облигация - это безопасность, которая:

  • задолженности;
  • выдавать;
  • выгодно:
  • документальный или бездокументарный;
  • срочно по российскому законодательству, но в мировой практике встречаются примеры вечных облигаций;
  • предъявитель или зарегистрирован; облигация не может быть гарантией заказа;
  • номинирована.

Облигация вместе с акцией является ценным бумагой, но между облигацией и акцией существуют различия.

Эти различия можно сгруппировать следующим образом:

  1. облигация является частью (представителем) заемного капитала коммерческой организации, а акция является частью уставного капитала акционерного общества;
  2. облигации могут быть выпущены, во-первых, любой коммерческой организацией, а не только акционерными обществами, а во-вторых, государством; акции - это ценные бумаги, которые выпускаются только акционерными обществами;
  3. по облигации обязательным является погашение ее номинальной стоимости при ее выкупе (выкупе), в условиях выпуска акций, номинальная стоимость не возвращается, в случае ликвидации совместного может быть выплачена только ликвидационная стоимость. акционерное общество.

Облигация по сути является займом. И облигации, и банковские кредиты - это просто разные формы заемного капитала.

Различия между этими формами:

  1. каждая отдельная облигация представляет собой только одну часть капитального займа, необходимую его эмитенту, а не всю сумму займа, в которой она нуждается;
  2. облигация - это форма получения кредита в обход рыночного посредника, представленного банковской системой. Облигация является юридической формой немедленной фиксации кредитного соглашения между эмитентом и конечным кредитором, в то время как банковский кредит берется у коммерческого банка, который, в свою очередь, привлекает ресурсы для кредитования на рынке;
  3. в форме облигации как ссудный капитал, так и процентный доход по нему получают возможность циркулировать на рынке как товар, подлежащий продаже по определенной рыночной цене, а уплаченный по нему банковский кредит и проценты по нему не могут свободно циркулировать (хотя в случаях, установленных законом и в порядке, возможно заменить должника или кредитора в кредитном договоре).

Облигации обычно считаются более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы имеют преимущество в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации. Для эмитентов облигации являются надежной альтернативой банкам и другим кредиторам, которые могут предложить менее привлекательные финансовые условия, чем рынки капитала: например, более высокие процентные ставки по кредитам.

Владелец облигации является законным кредитором по отношению к ее эмитенту, например, к акционерному обществу, и, следовательно, в соответствии с процедурой, установленной законом, имеет значительные преимущества перед акционерами:

  • в случае неисполнения эмитентом обязательств по облигации, например, невыплаты процентного дохода по ней, он может потребовать банкротства такого эмитента;
  • при ликвидации этого эмитента как юридического лица, которое также является акционерным обществом, имущественные права владельца облигации реализуются в первую очередь по сравнению с имущественными правами акционеров.

Владелец облигации может потребовать досрочного выкупа его облигаций от акционерного общества с:

  • при реорганизации акционерного общества;
  • если стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала или минимальной разрешенной законом стоимости уставного капитала.

Акционерные общества имеют определенные ограничения по выпуску своих облигаций, основными из которых являются:

  • Во-первых, номинальная стоимость выпущенных облигаций не может превышать сумму уставного капитала акционерного общества или сумму обеспечения, предоставленную компанией третьими лицами для этих целей;
  • Во-вторых, размещение облигаций допускается только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества;
  • В-третьих, если акционерное общество выпускает облигации без залога, то оно может сделать это не ранее, чем через два года после своего создания и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов компании.

Облигации имеют несколько типов стоимости:

  1. Номинальная стоимость облигации - это сумма, указанная в облигациях, которую эмитент желает привлечь при продаже этой облигации, и, можно сказать, основа для расчета процентов по этой облигации.
  2. Рыночная цена или курс облигации - это цена облигаций на рынке, которая формируется под влиянием спроса и предложения.
  3. Выкупная стоимость - цена, по которой эмитент выкупает облигацию после истечения срока кредита. Чаще всего такая цена характерна для дисконтных облигаций. Его размер может соответствовать номинальной стоимости или может отличаться от него в зависимости от условий кредита.

При инвестировании в облигации важно помнить, что доходность инвестиций связана с риском. Чем более рискованна облигация, тем выше, как правило, ее доходность, поскольку она предназначена для вознаграждения инвестора за принятый риск. Инвестор, покупая облигацию, полагается на ее текущую и окончательную доходность. Доходность - это отношение дохода к стоимости облигации.

Доходность к погашению облигации дает представление о реальной стоимости ценных бумаг для инвестиционного портфеля и, следовательно, является одним из наиболее важных показателей, которые необходимо учитывать при принятии решения о покупке облигаций.

Приведенная выше формула для расчета окончательного дохода действительна при условии, что все купоны равны. Количество существующих в мировой практике типов связей можно назвать теоретически бесконечным. Это связано с тем, что облигация является способом прямого доступа к кредитору, который часто может предъявлять свои индивидуальные требования к условиям, при которых он соглашается предоставить свой свободный капитал другому участнику рынка. На практике облигации часто выпускаются на условиях, которые представляют интерес для определенного слоя (группы) кредиторов. Различия в условиях выпуска облигаций являются основой их соответствующих типов и разновидностей. По типу эмитента облигации, как и все ценные бумаги, делятся на государственные или корпоративные. Первые выпускаются государством или от имени государства, а вторые выпускаются различными коммерческими организациями.

Типы государственных облигаций будут описаны в следующем параграфе.

В зависимости от периода существования и формы его создания облигации могут быть срочными или неограниченными. Первые выпускаются на срок, определенный условиями выпуска (эмиссии), обычно исчисляемый годами, по окончании которых номинальная стоимость облигации возвращается ее последнему владельцу.

К бессрочным облигациям относятся облигации, конкретный период выкупа которых не установлен заранее, но, тем не менее, в целом облигация выпускается на очень определенный период времени. В мировой практике есть исключение - существует тип государственных облигаций Великобритании, называемых «консолями», срок погашения которых неограничен, то есть они потенциально могут быть обращены навсегда (только до тех пор, пока это хочет само государство, или как пока он существует или пока существует рынок). Возможность при определенных условиях досрочного погашения облигаций может означать, что либо эмитент может погасить свои облигации досрочно, либо инвестор может досрочно вернуть их эмитенту по своему усмотрению. Это право досрочного прекращения облигации называется опционом эмитента или инвестора.

Конвертируемые и не конвертируемые. Конвертируемость - право обмена данной ценной бумаги на какую-либо другую ценную бумагу при определенных условиях.

Конвертируемая облигация - это облигация, владелец которой имеет право при определенных условиях обменивать ее на определенное количество других ценных бумаг этой компании. По российскому законодательству облигации могут быть конвертированы в другие облигации, привилегированные акции или акции (обратная конвертация не допускается).

Неконвертируемые облигации - это обыкновенные облигации, владелец которых не имеет права конвертировать их в другие ценные бумаги.

Купон (проценты) и скидки. По форме дохода облигации обычно делятся на:

  • купон (процент) - это облигации, по которым доход выплачивается в виде определенного процента от их номинальной стоимости. В случае документарных облигаций процентный доход обычно выплачивается на основе купонов, которые печатаются в форме самой облигации, а затем, при предъявлении облигации, отсекаются от нее в обмен на своевременную выплату денежных доходов;
  • дисконт - это облигации, доход которых определяется как разница между номинальной стоимостью облигации и ценой ее приобретения владельцем, которая всегда меньше номинальной стоимости.

В купонной (процентной) облигации доход выплачивается в рассрочку на протяжении всей жизни. В случае дисконтной облигации доход выплачивается полностью, т. е. как накопленный доход, в момент его погашения эмитентом.

Процентный доход по облигации может быть установлен заранее при ее выпуске (облигация с фиксированным купоном) или может быть привязан к какому-либо рыночному индикатору, значение которого на дату выплаты процентного дохода будет зависеть от него. Следовательно, сумма процентного дохода становится известна только на дату выплаты (облигации с плавающей или нефиксированной процентной ставкой).

Процентный доход по облигации с фиксированным купоном не может изменяться в течение всего периода ее существования, но может дифференцироваться по отдельным периодам обращения (облигация со ступенчатым процентом).

Доходность по облигациям с плавающей процентной ставкой может быть установлена ​​либо:

  • составляющая его фиксированная по срокам выпуска и нефиксированной части, например, фиксированная часть составляет 3% годовых плюс рыночная ставка по 6-месячным кредитам на рынке на момент выплаты процентного дохода по облигация, или 5% плюс официальный уровень инфляции за год;
  • равна выбранной процентной ставке на рынке;
  • равно увеличению (в процентах) рыночной цены товара и т. д.

Выплата процентов по облигации разрешается каждые шесть месяцев, в отличие от акций, для которых наиболее распространенным периодом выплаты дивидендов в мировой практике является каждые три месяца.

Какой бы ни была конкретная форма процентного дохода по облигации, в экономическом плане она всегда представляет собой фиксированный процент. Это связано с тем, что, в отличие от акций, проценты по облигации представляют собой рыночный платеж (цену) за предоставленный кредит. Рыночная цена может быть зафиксирована в абсолютной, относительной стоимости или в виде другого порядка ее определения на момент расчета кредита. Но это всегда должно быть исправлено, иначе это перестанет быть рыночной ценой. Дивиденд на акцию является не выплатой по кредиту, а результатом решения руководства о распределении чистого дохода на реинвестированную часть и назначенную часть. Таким образом, дивиденд по своей сути не может быть заранее определенной суммой, поскольку как сумма чистого дохода, так и доля его разделения на части являются мобильными, переменными, и их искусственная фиксация в течение любого долгосрочного периода обязательно будет противоречить интересам либо акционеры или акционерное общество.

Обеспеченный и необеспеченный. Гарантии выполнения эмитентом обязательств по облигациям могут быть либо его собственностью, либо его добрым именем на рынке, либо ему могут быть привлечены гарантии другого участника рынка.

Обеспеченные облигации - это облигации, выпущенные под залог третьей стороной, которая обычно становится банком, назначенным кредиторами, любого конкретного типа имущества их эмитента (например, под залог некоторых ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента, или на обеспечение его ценным оборудованием и т. д., в общем, все, что может быть достаточно легко продано на рынке, а доход от продажи может покрыть долг эмитента). Если эмитент не выполняет свои долговые обязательства, ценная бумага продается на рынке, и вырученные средства идут на погашение долгов кредиторам, то есть владельцам облигаций этого типа.

К обеспеченным облигациям также относятся облигации, выпущенные под гарантию другого участника рынка, которому доверяют кредиторы эмитента. В случае несостоятельности эмитента долги по облигациям оплачиваются гарантом облигационного займа.

Необеспеченные облигации - это облигации, которые не имеют имущественного залога, и своего рода «нематериальной гарантией» для них является общий высокий кредитный рейтинг эмитента и его репутация компании, которая всегда полностью выполняет свои рыночные обязательства. Фактически, даже в случае выпуска необеспеченных облигаций последние обеспечены, но только не предопределенным типом имущества эмитента, а всем его имуществом в целом.

Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах».

В соответствии с вышеуказанным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны соблюдаться следующие дополнительные условия:

  • номинальная стоимость всех облигаций, выпущенных компанией, не должна превышать сумму уставного капитала компании или сумму обеспечения, предоставленного компании третьими лицами для целей выпуска;
  • выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;
  • выпуск необеспеченных облигаций разрешается на третий год существования компании и подлежит надлежащему утверждению к этому времени двух годовых балансов компании;
  • общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на покупку которых обеспечивается облигациями.

Обращение. В отличие от акций, обращение облигаций не характеризуется такой же активностью. Хотя в некоторых случаях облигации присутствуют на фондовых биржах, поскольку условия налогообложения процентного дохода или по другим причинам часто требуют этого, основной оборот облигаций осуществляется на внебиржевом рынке. Это связано с тем, что каждый выпуск облигаций отличается по своим условиям: условиям, процентным ставкам, встроенным опционам (правам) и т. д. следовательно, конкретная облигация не представляет общего интереса или интереса для всех участников рынка одновременно, но только для их отдельных групп. Как правило, облигация не имеет общего рынка, она имеет только сегментированный рынок, то есть своих отдельных профессиональных трейдеров и клиентов (инвесторов).

Облигации являются основным инструментом для сбора средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. Компании также прибегают к организации и размещению облигационных займов, когда им нужны дополнительные финансовые ресурсы.

Выпуск облигаций во всех странах растет и обеспечивает основную часть средств, привлеченных на рынке ценных бумаг. Рынок корпоративных облигаций также развивается в нашей стране. С 1995 года, когда начали появляться первые корпоративные облигации, их выпуск постоянно увеличивался, и к настоящему времени они говорят о буме на этом рынке.

Государственные и корпоративные облигации

Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью можно оформить как кредитные, так и расчетные отношения, передачу прав на товары и залог недвижимости, а также многие другие операции, необходимые в рыночной экономике. Этот правовой инструмент позволяет ускорить расчеты между участниками имущественных отношений, вовлечь широкий круг людей в денежные и товарные обязательства, помогает эффективно удовлетворять их имущественные интересы и в то же время защищает их от возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных партнеров. Однако для нормального функционирования этот рыночный институт, как никто другой, нуждается в тщательно продуманном и формализованном правовом регулировании.

Практика и экономическое развитие большинства стран показывают, что государство не может быть профессиональным предпринимателем. Более того, он всегда остается в прямой зависимости от тех, кто профессионально занимается бизнесом. Поэтому государство никогда не выпускает акции или правоустанавливающие документы (предоставляя определенные массы товаров для хранения или обращения). В его доле остаются только долговые ценные бумаги, то есть ценные бумаги, которые оформляют кредитные отношения, а именно облигации.

Концепция государственных облигаций следует из ст. 817 Гражданского кодекса Российской Федерации:

  • государственная облигация представляет собой ценную бумагу, выпущенную государством и подтверждающую соглашение о государственном займе;
  • государственная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая право гражданина или юридического лица на получение денег от Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в кредит или, в зависимости от условий кредита, другого имущества, установленного интереса или других имущественных прав в пределах условия, предусмотренные условиями выдачи кредита в обращение.

Государственные облигации являются формой государственного долга. Если государство продает свои облигации внутри страны, то они являются формой внутреннего долга. Если государственные облигации продаются за пределами страны, то они представляют собой внешний долг государства. Облигации такого типа обычно называют «еврооблигациями».

Статья 817 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит важное положение, согласно которому правила договора государственного займа применяются к займам, выданным муниципалитетом. Таким образом, с юридической точки зрения государственная облигация и муниципальная облигация или облигация, выпущенная муниципальной властью, ничем не отличаются. (Что косвенно свидетельствует о искусственности разделения властей на государственные и муниципальные органы власти до сих пор в России).

Соотношение государственных облигаций к капиталу двоякое. С точки зрения государства как эмитента государственная облигация является частью государственного займа, но не заемного капитала, поскольку деньги, заимствованные государством, не представляют собой капитал, они не используются для получения прибыли, чистого дохода. Проценты по такой облигации выплачиваются из общих доходов государственного бюджета.

С позиции покупателя облигации, то есть инвестора, он представляет собой тот же капитал, что и любые другие приобретенные им облигации или акции, поскольку он приносит ему процентный доход.

Государственные облигации в развитой экономике обычно имеют следующие экономические преимущества перед ценными бумагами корпоративных эмитентов:

  1. Самый низкий уровень риска или самый высокий относительный уровень надежности для инвестиций. Это связано с тем, что доходы государственного бюджета всегда позволяют своевременно и полностью выполнять долговые обязательства по ним;
  2. Частичное налогообложение доходов любого инвестора по этим облигациям. Эта процедура применяется государством для того, чтобы в экономике всегда был спрос на его облигации и чтобы в нужный момент не было проблем с продажей необходимого количества частным инвесторам.

В отличие от корпоративных ценных бумаг, которые не выпускались в советское время, рынок государственных облигаций не переставал существовать даже в условиях социалистической, то есть некапиталистической, формы организации экономики.

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Выпуск государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов Российской Федерации или государственными органами, уполномоченными субъектами Российской Федерации (в широком смысле - и муниципальными органами власти).

Основными покупателями государственных облигаций, в зависимости от их типа, являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды и население.

Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, в которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в конкретной документарной форме. Последнее означает, что сам выпуск выпущен с документальным сертификатом для всех составляющих его облигаций одновременно, и их учет для индивидуальных владельцев осуществляется в бездокументарной форме, то есть в форме записей на счетах в уполномоченных депозитариях.

Государственные облигации торгуются на фондовых или внебиржевых рынках вместе с корпоративными эмитентами. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Государственные облигации часто занимают лидирующие позиции на рынке облигаций, где их доля в разных странах достигает 50%. В структуре государственных ценных бумаг средневзвешенные и долгосрочные облигации обычно являются наиболее взвешенными. Российский рынок государственных облигаций также занимает видное место на внутреннем рынке ценных бумаг. Его тенденцией является также желание государства увеличить долю все более долгосрочных облигаций по сравнению с краткосрочными облигационными займами.

В отличие от выпуска корпоративных облигаций, деньги из которых используются для получения прибыли (чистой прибыли), выпуск государственных облигаций имеет совершенно иные цели, в частности:

  1. покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение;
  2. Привлечение внебюджетных средств для финансирования отдельных целевых государственных программ в сфере жилья, дорог и т.д.;
  3. Государственное регулирование количества денег в обращении, снижение инфляции и других областей воздействия на экономику страны.

Рыночная цена государственной облигации формируется по тем же правилам, что и цена корпоративной облигации.

Хотя по существу все облигации, выпущенные государством, являются государственными облигациями, на практике каждый из их независимых типов получает свое собственное юридическое название, что позволяет отличать его от других типов государственных облигаций. В мировой практике часто нет единого названия государственных ценных бумаг, например, как в России. Каждый тип имеет свое имя, обычно в зависимости от периода, на который государство занимает деньги. Например, в Соединенных Штатах облигации на срок до одного года называются казначейскими векселями, на срок до 10 лет - векселями, с более длительными сроками - облигациями.

Основными современными видами российских государственных облигаций являются:

  • облигации российского займа в иностранной валюте 1993 (ОВВЗ);
  • государственные краткосрочные купонные облигации (ГКО);
  • облигации федерального займа (ОФЗ);
  • государственные сберегательные облигации (ГСО);
  • облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ).

Помимо перечисленных, могут быть выпущены российские государственные облигации других типов, которые разрешены существующей правовой базой.

Облигации российского внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Целью выпуска является возврат юридическим и физическим лицам их валютных средств, которые хранились в Банке внешнеэкономической деятельности СССР на момент его банкротства летом 1991 года. В мае 1993 года министерство финансов Российской Федерации выдан внутривалютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами были переведены в облигации данного займа. (Задолженность перед физическими лицами была полностью погашена с 1 июля 1993 г.).

Условия кредита: валюта кредита - доллары США, процентная ставка - 3% годовых. Объем кредита составляет 7885 миллиардов долларов в 1993 году и 5050 миллиардов долларов в 1996 году. Номинальная стоимость облигаций составляет 1 000, 10 000 и 100 000 долларов. Форма выпуска - облигации на предъявителя с купонами. Дата выплаты купона - 14 мая каждого года; Купон действителен в течение 10 лет. Всего было выпущено 7 серий облигаций, из которых на сегодняшний день осталось три транша: 5-й транш на сумму 2,167 миллиарда долларов. и со сроком погашения 14 мая 2008 г .; 6-й транш - на сумму 1,750 миллиарда долларов. и со сроком погашения - 14 мая 2006 г.; 7-й транш - на сумму 1,750 миллиарда долларов. и со сроком погашения - 14 мая 2011 г.

Облигации этого займа свободно продаются и покупаются за рубли или конвертируемую валюту, но их вывоз из России запрещен. Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (то есть нерезидентами) допускается только за счет специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Облигации в иностранной валюте могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.

Государственные краткосрочные купонные облигации (ГКО). Выданные Министерством финансов Российской Федерации с 1993 года до дефолта 1998 года, они являлись основным видом государственных облигаций в нашей стране.

ГКО имеет характеристики:

  • сроки обращения - до 1 года;
  • номинальная стоимость - обычно 1000 руб. (устанавливается эмитентом по данному вопросу);
  • форма существования документальная (но с обязательным централизованным хранением сертификата и учетом владельцев на бездокументарной основе);
  • зарегистрировано;
  • форма дохода - дисконт, то есть облигации продаются по цене ниже номинала;
  • место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, которая одновременно выполняет функции торговой системы, расчетной системы и депозитария. Облигации федерального займа (ОФЗ). Издается Министерством финансов Российской Федерации с июля 1995 года. Целью является постепенный переход государства к долгосрочному заимствованию средств.

ОФЗ имеют следующие характеристики:

  • сроки обращения - более 1 года;
  • форма существования документальная (но с обязательным централизованным хранением сертификата и учетом владельцев на бездокументарной основе);
  • номинальная стоимость - обычно 1000 руб.;
  • зарегистрировано;
  • тип дохода - фиксированная или переменная ставка купона;
  • место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.

Существует четыре типа облигаций федерального займа, в зависимости от особенностей установления процентного дохода по ним:

  1. ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - по таким облигациям процентный доход фиксируется заранее для каждого соответствующего периода, например, для каждого конкретного года всей жизни облигации устанавливается его собственный процентный (купонный) доход;
  2. ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - в этих облигациях установлена ​​единая процентная ставка дохода за весь срок действия облигации;
  3. ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) - в этой облигации процентный доход не фиксируется при выпуске облигации, а определяется для каждого периода ее выплаты на основе доходности ГКО (например, дохода) устанавливается на каждые последующие три месяца, исходя из средней доходности (ГКО) или путем привязки к другим рыночным показателям;
  4. ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АМ) - по данной облигации процентная ставка одинакова на весь период и начисляется только на непогашенную часть долга. Номинальная стоимость облигаций выпуска выплачивается в заранее определенные части в установленные сроки из числа дат, совпадающих с датами выплаты купонов (процентов).

Государственные сберегательные облигации (ГСО). Целью выпуска Министерством финансов Российской Федерации является привлечение средств юридических лиц на длительные периоды на взаимовыгодных для сторон условиях, а также создание инструмента для вложения средств взаимного инвестирования и негосударственного пенсионного обеспечения. фонды, а также страховые организации.

Основные показатели:

  • сроки обращения - среднесрочные и долгосрочные; номинальная стоимость - 1000 руб .;
  • документальный;
  • отмена - осуществляется за наличный расчет или путем обмена на новые выпуски ОГНЗ.

Государственные облигации размещены на мировом рынке (еврооблигации). С 1996 года Россия размещает свои долговые пенные ценные бумаги на мировом рынке. На европейском рынке эти ценные бумаги называются еврооблигациями.

Основные показатели:

  • сроки обращения - 5-10 лет;
  • номинальная стоимость - в долларах США, евро или других валютах, кроме (важно!) российского рубля;
  • доход:
  • купонный доход фиксированный на весь период обращения; он установлен в процентах от номинальной стоимости около 9 -13% годовых;
  • оплачивается в валюте номиналом 1-2 раза в год;
  • форма существования - обычно документальная;
  • первичное размещение - через международный синдикат банков сразу как минимум в двух или более странах мира; Еврооблигации не подлежат регистрации ни в одной стране мира;
  • обращение - еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг.

Корпоративная облигация - это обеспечение, которое удостоверяет отношения займа между его владельцем (кредитором) и лицом, выдавшим его (заемщиком), поскольку последние являются акционерными обществами, предприятиями и организациями других правовых форм собственности.

Основные характеристики облигаций включают в себя: оценка, купон, срок обращения.

Корпоративные облигации имеют номинальную цену (номинал) и рыночную цену.

Номинальная стоимость облигации означает сумму, которая заимствована и подлежит возврату после истечения срока ее обращения. Номинальная цена - это базовая стоимость для расчета дохода, приносимого облигацией.

Проценты по облигации устанавливаются по номинальной стоимости, увеличение (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и покупной ценой облигации.

Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью. Они нацелены на состоятельных инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Именно это отличает их от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в ожидании их приобретения широким кругом инвесторов. Следует отметить, что номинальная стоимость акций довольно условна, они продаются и покупаются в основном по цене, которая не привязана к номинальной стоимости; для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, стоимость которого не меняется в течение всего срока действия облигационного займа. По первоначальной фиксированной стоимости номинала облигации будут погашены в конце срока их обращения.

С момента выпуска до погашения они продаются и покупаются по установленным рыночным ценам. Рыночная цена на момент размещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. Кроме того, рыночная цена облигаций определяется на основе ситуации на рынке облигаций и финансового рынка в целом на момент продажи, а также двух основных элементов самого облигационного займа.

Эти элементы:

  • перспектива получения номинальной стоимости облигации после погашения (чем ближе срок погашения в момент приобретения облигации, тем выше ее рыночная стоимость);
  • право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше ее рыночная стоимость).

Рыночная цена облигаций также зависит от ряда других условий, наиболее важным из которых является надежность (степень риска) инвестиций.

Поскольку номиналы различных облигаций значительно различаются между собой, часто возникает необходимость в сопоставимой мере рыночных цен облигаций. Этот показатель является курсом.

Ставка облигации - это рыночная цена облигации, выраженная в процентах от ее номинальной стоимости. Например, если облигация номиналом 100 000 руб. продан за 98 500 руб., тогда его курс составляет 98,5. В зарубежной литературе, помимо перечисленных (номинальная и рыночная), приводится другая стоимостная характеристика облигаций - цена их выкупа, по которой эмитент выплачивает облигации по истечении срока кредита. Цена выкупа может совпадать с номинальной, или может быть выше или, наоборот, ниже ее. Российский закон исключает существование цены выкупа, поскольку Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает право держателя на получение его номинальной стоимости от эмитента. Это означает, что облигации могут быть выкуплены (выкуплены) только по номинальной стоимости.

На рынке различные облигации предлагают разные проценты по купону. В целом, уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и срока, на который выпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем выше уровень купона, который он должен предоставить для облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск увеличения дохода. Чем дольше будет выпущена облигация, тем выше будет купон, который она должна нести, поскольку риск, связанный с владением такими бумагами, возрастает для инвестора.

Крупная компания, если она стремится сделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должна предоставить более высокий уровень купона, чтобы компенсировать риск инвестирования в эти ценные бумаги. Кроме того, она столкнется с более строгими ограничениями на период, на который могут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлением срока действия облигации риск возможных убытков для инвестора также возрастает. Независимо от того, насколько крупной и надежной была компания на момент выпуска ценных бумаг, в будущем для нее возрастает риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому вряд ли удастся разместить долгосрочный кредит на рынке, хотя в каждом случае эта возможность будет зависеть от текущей рыночной ситуации.

Небольшая стабильная компания будет выпускать облигации с еще более высоким процентом и на более короткий период. Поскольку риск приобретения ценных бумаг такой компании достаточно высок, инвесторы вряд ли согласятся приобретать ее ценные бумаги на срок более года. Конечно, эта компания могла бы привлечь средства инвесторов, например, на 5 лет, но в этом случае ей пришлось бы предлагать купон в размере около 40%, но такое финансовое бремя было бы для него чрезмерным. Крупная компания, находящаяся в кризисном состоянии, может рассчитывать на получение кредита только под высокую процентную ставку и в течение короткого времени.

Сравнительный анализ емкости рынков государственных, банковских и корпоративных облигаций

Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность этих ценных бумаг.

Факторы риска, которые должен учитывать инвестор при принятии решения и покупке облигаций эмитента, включают в себя.

Экономические факторы:

  • Изменения в законодательстве (таможня, налоги, рынок ценных бумаг и т. д.),
  • Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента,
  • Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции,
  • Размеры конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента,
  • Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Политические факторы - изменения в законодательстве Российской Федерации.

Инвестиционные качества облигаций оцениваются по следующим направлениям.

Во-первых, определяется надежность компании при выплате процентов. Для этого проводится сравнение дохода, полученного компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем видам кредитов. Величина дохода должна быть в 2-3 раза выше размера процентных платежей, что свидетельствует о стабильном финансовом состоянии корпорации. Анализ должен проводиться в динамике в течение ряда лет. Если эта тенденция усиливается, то компания расширяет свои возможности по выплате процентов. Если тенденция уменьшается, то это свидетельствует о нестабильности компании и со временем она не сможет полностью обеспечить выплату процентов.

Во-вторых, оценивается способность компании погашать существующие долги по всем признакам. Инвестор должен учитывать, что помимо долговых обязательств у компании могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа сравниваются потоки денежных средств компании с общей задолженностью. Приемлемый уровень считается, если сумма дохода по отношению к сумме долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сравнивается с капиталом компании. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если сумма долга не превышает 50% его собственного капитала. В дополнение к этим показателям проводится оценка платежеспособности предприятия, ликвидности активов, рентабельности работы и других качественных показателей компании. Обычному инвестору практически невозможно провести качественный анализ облигаций. В составе крупных инвестиционных компаний работают аналитические службы, рекомендации которых обеспечивают обоснованное принятие решений.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:

  • среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);
  • краткосрочные (3-9 месяцев);
  • небольшие кредиты региональных компаний, обеспечивающие плавающую процентную ставку, обычно привязаны к ставке рефинансирования Центрального банка России или ставкам на депозитных счетах Сбербанка РФ.

Доходность корпоративных облигаций колеблется от 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента облигаций. На рынке привлекается большое количество выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать для себя наилучшее сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных компаний с небольшими купонными выплатами, есть также мусорные облигации средних предприятий с высокими процентными выплатами. Доходность по облигациям новых мелких эмитентов, которые первыми продают свои ценные бумаги, особенно высока.

Государственные облигации Российской Федерации (ОФЗ) не представляют интереса для массового инвестора из-за их низкой доходности (около 8% годовых).

В 2006 году более 80 компаний и банков выпустили свои облигации. Среди них были как высококлассные, так и менее надежные эмитенты.

Облигации могут быть проданы в любой день или в ожидании погашения облигации эмитентом (срок обращения облигаций 3-5 лет). Накопленный купонный доход и номинальная стоимость облигаций переводятся на счет инвестора, открытый у брокера. Основные облигации торгуются в Секции фондового рынка ММВБ.

Таким образом, облигация является долговым обеспечением. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Эмитент обязан выплатить держателю облигации в конце ее обращения номинальную стоимость облигации и хорошо известный или легко прогнозируемый стабильный доход в виде процентов от номинальной стоимости. Существует обширная классификация облигаций по типу. Наиболее распространенным является разделение облигаций по типу эмитента: государственному и корпоративному. Государственные облигации выпускаются государством, муниципалитетами. Корпоративные облигации выпускаются банками, а также компаниями различных отраслей.

Облигации обычно считаются более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы имеют преимущество в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации. Для эмитентов облигации являются надежной альтернативой банкам и другим кредиторам, которые могут предложить менее привлекательные финансовые условия, чем рынки капитала: например, более высокие процентные ставки по кредитам.

Анализ ситуации на российском рынке облигаций в условиях кризиса

Быстрый рост российской экономики, погашение Россией долга перед Парижским клубом кредиторов, а также положительная динамика золотовалютных резервов в 2006 году способствовали повышению инвестиционного рейтинга России мировыми рейтинговыми агентствами. Это стало сильным стимулом для устойчивого роста российского долгового рынка в 2006 году, который продолжил свою положительную динамику в первой половине 2007 года. В результате большое количество иностранных инвесторов обратили свое внимание на этот сегмент. Приток иностранного капитала в Россию (в первом полугодии 2007 года прирост золотовалютных резервов составил 34%) способствовал развитию рынка корпоративных заимствований, что в результате стало зависеть от ситуации на внешних мировых площадках.

Следует отметить, что Россия относится к странам с развивающейся экономикой. Поэтому инвесторы уделяют особое внимание инвестиционному риску, характерному для российских рынков. Так, в первом полугодии 2007 года динамика значений индекса спреда EMBI + Russia имела боковую направленность. Индексы EMBI + рассчитываются инвестиционным банком и отражают средний спред по облигациям страны на безрисковые облигации (ценные бумаги Федеральной резервной системы США). Эти индексы являются важным индикатором суверенного долга развивающихся рынков. За динамикой индексов следят все основные инвесторы в процессе принятия решений о размещении части своих активов в облигации указанных стран. Продолжающаяся тенденция к снижению спрэда EMBI + Russia свидетельствует о снижении премии за риск для участников рынка при покупке российских облигаций, что означает повышение инвестиционной привлекательности России в глазах иностранных инвесторов. Это говорит о том, что премия за риск для участников рынка при покупке российских облигаций в этот период была практически стабильной.

Результаты уходящего 2007 года должны быть четко оценены с учетом кризиса, охватившего мировые финансовые рынки. Ситуация на рынке недвижимости США в начале года, когда высокие доходы и низкие ставки по ипотечным кредитам повысили покупательскую активность на рынке жилья, заставила меня задуматься. В середине августа 2007 года, после публикации данных по ипотечному рынку США, стало ясно, что самые пессимистичные прогнозы сбылись. В Соединенных Штатах разразился кризис на рынке ипотеки, который усугубился и без того двойной экономической ситуацией.

Российский долговой рынок ощутил влияние мирового кризиса. Недостаток ликвидности на внешних рынках способствовал оттоку средств с рублевого рынка. Начиная с середины августа 2007 года российский долговой рынок находился в глубоком кризисе, основными чертами которого были снижение уровня рублевой ликвидности в банковском секторе, уменьшение объема операций и размещений и увеличение доходность по долговым инструментам.

За период с июня по ноябрь 2007 г. остатки денежных средств кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России сократились с 1706 млрд. руб. до 568 млрд руб. (Изменение составило 1138 млрд руб.).

К концу 2007 года средства на корсчетах и ​​депозитных счетах в ЦБ РФ начали сокращаться - вкладчики забрали свои средства. Если в середине июня средства на депозитных счетах составляли около 1200 миллиардов рублей, то в ноябре 2007 года они составляли менее 200 миллиардов рублей. Значение уменьшилось на 83,3% в относительном выражении. В целом произошло снижение средств на 66,7%.

В результате кризиса ликвидности на российском долговом рынке наблюдалось снижение котировок и увеличение доходности почти всех выпусков облигаций (изменение варьировалось от 150-300 б.п. среди ценных бумаг первого уровня до 500-600 б.п. для менее ликвидных).

Таким образом, это повлияло на объем размещения. В период с июня по ноябрь 2007 года номинальный объем выпусков облигаций на первичном рынке снизился на 16,0% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 232,2 млрд рублей.

В результате отсутствия свободных денежных средств от инвесторов и повышения ставок на рынке межбанковского кредитования активность на вторичном рынке (особенно в отношении ценных бумаг третьего уровня) была сведена к минимуму. Большинство участников долгового рынка исключили эти ценные бумаги из своего инвестиционного портфеля, в том числе представив их для предложения. Среди компаний, чьи даты предложения облигаций сократились в кризисный период, были Макси-Групп (83% объема выпуска было представлено к предложению).

Эмитенты, чьи облигации находились в обращении во время кризиса, также чувствовали его полную глубину. Для сохранения интереса инвесторов к их ценным бумагам и предотвращения риска их представления в оферте, то есть в связи с предложением заключить соглашение с изложением его существенных условий, им пришлось повышать процентные ставки по обычным купонам.

В структуре размещений в 2007 году доминировали облигации государственного сектора (73,6%). На корпоративный сектор ценных бумаг пришлось 23,7% всех первичных размещений, оставшийся процент (2,7%) составили муниципальные ценные бумаги.

В 2007 году на долю государственных ценных бумаг пришлось наибольшая доля в структуре размещения облигаций - 73,6%. По сравнению с 2006 годом это на 78% больше. При этом доля корпоративных облигаций в 2007 году по сравнению с 2006 годом сократилась на 50 млрд рублей. В целом в 2007 году объем выпусков облигаций в государственном секторе достигнет 1399,0 млрд. Рублей, что в 6,3 раза выше объема соответствующих размещений в 2006 году. Такой рост обеспечен, прежде всего, выпусками без купонов облигации Центрального банка Российской Федерации (2 выпуска по 250 млрд. рублей каждая, 1 выпуск по 350 млрд. рублей). В декабре 2007 года Банк России выпустил облигации на сумму 400 млрд рублей. Средняя ставка купона по государственным облигациям составила 6,3%.

В 2007 году на рынке муниципальных облигаций было привлечено 50,9 млрд рублей. Количество эмитентов муниципального сектора в 2007 году составило 23 единицы. Крупнейшим выпуском в 2007 году стал выпуск ценных бумаг Московской области (16 млрд руб.), Доля которых составила 31% от общего объема размещений в этом секторе. Наиболее активно в 2007 г. (как и в 2006 г.) привлекались те субъекты Российской Федерации, которые уже имеют облигационные займы в обращении. Средний объем эмиссии среди муниципальных облигаций составил 2,1 млрд руб. в 2007

Уровень цен муниципальных облигаций в течение первых 7 месяцев 2007 года колебался в пределах 105% (согласно индексу цен Cbonds-Muni). В результате кризиса, начиная с августа, динамика этого показателя приобрела отрицательное направление движения (минимальное значение 102,4% было достигнуто 21 сентября 2007 года). В результате постепенного улучшения ситуации на долговом рынке индекс цен муниципальных облигаций изменил свое движение в положительную зону.

По данным агентства Cbonds, объем первичных размещений облигаций в корпоративном секторе в 2007 году составил 450,8 млрд рублей. (включая первичные размещения в декабре 2007 года). Небольшое снижение данного показателя по сравнению с результатами 2006 года связано с кризисом на мировых финансовых рынках.

Средний объем выпусков облигаций в корпоративном секторе в 2007 году на конец ноября составил 2,3 миллиарда рублей. В то же время средневзвешенная ставка купона по выпуску составила 8,66%.

Рассматривая отраслевую структуру выпусков облигаций среди ценных бумаг корпоративного сектора, следует отметить, что подавляющую долю (41,6%) заняли ценные бумаги банков и финансовых учреждений. Вслед за ними 13,1% первичных размещений компаний пришлось на сектор торговли, а энергетические компании (10,4%) также лидировали с небольшим отставанием.

В условиях постепенной стабилизации ситуации в мировой и российской экономиках объем размещения на первичном рынке заметно увеличился. Конец весны и начало лета 2009 года характеризовались ростом деловой активности на российском рынке корпоративных облигаций. Так, если в марте, апреле и мае объем размещения корпоративных облигаций на внутреннем рынке составлял 1–1,5 млрд долларов в месяц, то в июне он достиг 6,6 млрд долларов - это максимальное значение за все время существования рынок.

В дополнение к улучшению внешнего фона, кажется, что значительный «избыток» ранее неразмещенных и отложенных проблем может сыграть роль в столь заметном росте. В первые месяцы кризиса из-за снижения аппетита к риску и увеличения стоимости заимствований объем размещений значительно снизился. Если облигации все еще размещались на внутреннем рынке, с августа 2008 года основной рынок российских еврооблигаций был практически заморожен.

Мировой финансовый кризис существенно изменил картину российского рынка облигаций. Низкие процентные ставки и определенное равнодушие инвесторов к вопросам контроля рисков остались в прошлом. В новых условиях наименее рискованные облигации стали пользоваться спросом, прежде всего, поэтому основную часть размещенных бумаг составили облигации крупнейших и наиболее надежных заемщиков. Хороший спрос со стороны инвесторов позволил таким компаниям даже увеличить предложение в ходе размещения в июне. Так, 23 июня ЛУКОЙЛ разместил биржевые облигации на 15 млрд руб., Хотя изначально планировалось привлечь только 5 млрд руб.

Одним из наиболее заметных проявлений кризиса стало повышение процентных ставок и их значительная сегментация по категориям заемщиков. Во второй половине 2008 г. доходность облигаций первого уровня (в рейтинге облигаций) увеличилась на внутреннем вторичном рынке с 6–9% до 10–18% годовых (ставки по отдельным выпускам выросли еще выше), «второго уровня» - от 8–12% до 20–30% годовых. Доходность облигаций третьего уровня выросла еще больше. На конец 2008 г. на внутреннем рынке было обращено около 110 выпусков с доходностью более 100% годовых (это 17% от общего числа выпусков корпоративных облигаций, обращающихся на Фондовой бирже ММВБ).

Анализируя динамику размещения корпоративных облигаций, можно отметить, что с сентября 2007 года рынок облигаций начал значительно снижаться. Практически нет размещений еврооблигаций или корпоративных облигаций. С марта по май 2008 года ситуация на рынке начала стабилизироваться, но с сентября 2008 года объем размещений снова уменьшился.

После резкого ухудшения конъюнктуры рынка во второй половине 2008 года ситуация начала постепенно улучшаться. С начала 2008 года произошло снижение ставок. В результате к июню доходность на аукционах по размещению ценных бумаг высочайшего качества была установлена ​​на уровне 13,5-15,0% годовых.

По мере интеграции российского рынка в мировое экономическое пространство динамика цен и процентных ставок на нем все больше определяется внешними факторами. Эта тенденция подтверждается при построении модели зависимости цен корпоративных облигаций от различных факторов. Анализ показывает, что динамика цен корпоративных облигаций лучше всего определяется динамикой межбанковских ставок на внутреннем рынке, динамикой базовой процентной ставки ФРС. Статистическая значимость других объясняющих переменных, таких как динамика цен на нефть и обменный курс рубля, при включении в модель была относительно низкой.

Индекс корпоративных облигаций ММВБ (MICEX CBI) представляет собой взвешенный по объему индекс эмиссии облигаций корпоративных эмитентов, допущенных к обращению на Фондовой бирже ММВБ. Индекс рассчитан с 1 января 2003 года (базовое значение 100 баллов). Индекс ММВБ CBI позволяет отслеживать как общее направление, так и краткосрочные колебания российского рынка корпоративных облигаций, оценивать эффективность инвестиций в эти инструменты и делать прогнозы развития рынка.

Судя по графику, наблюдается снижение ставки ММВБ ЦБИ. Если в 2006 году он был равен 100 баллам, то в конце 2008 года и начале 2009 года его значение резко уменьшилось на 21 балл. Объемы торгов на рынке облигаций снизились. Если в конце 2008 года объем торгов составлял 30-50 млрд. Рублей, то в начале 2009 года объем торгов упал до 5,38 млрд. Рублей, что в 8 раз меньше. Кроме того, индекс корпоративных облигаций начал расти. Объем торгов не превышал 5 млрд руб. до июня 2009 года. В июне-августе объем торгов колебался в пределах 5-7 миллиардов рублей, а с сентября ситуация на рынке стала улучшаться, объем торгов начал расти, но объем торгов не превысил 18,50 миллиарда рублей (в середине сентября 2009 года).

Во время восстановления рынок в течение длительного времени осваивает все первичные размещения, которые накапливались с августа 2007 года. Серьезная конкуренция за деньги инвесторов ожидает эмитентов, что, в свою очередь, влияет на доходность рублевых облигаций. Его уровень для некоторых наиболее рискованных выпусков может превышать докризисные значения до 200 базисных пунктов, так как участники долгового рынка увеличат свои требования к кредитному качеству эмитента и проблемам ликвидности облигаций.

Таким образом, результатом кризиса рублевой ликвидности с конца июля 2007 года стало приостановление эмитентами размещения уже объявленных выпусков облигаций на огромные суммы. Компании, надеясь, что долговой рынок восстановится, не рискуют поставить себя в нынешние условия. Дальнейшая динамика развития российского долгового рынка будет практически полностью зависеть от ситуации на внешних рынках. Учитывая увеличение индекса спреда EMBI + Russia, можно сказать, что интерес иностранных инвесторов к российским долговым ценным бумагам будет ослаблен. Чтобы привлечь внимание к вопросам, эмитентам придется увеличить премию за риск для участников рынка при покупке российских облигаций.

Таким образом, в отсутствие каких-либо резко негативных внешних факторов можно ожидать дальнейшей постепенной стабилизации ситуации на рынке облигаций. Однако многое будет зависеть от того, насколько успешно российские компании смогут пройти через пик долговых платежей.

Дефолт на рынке облигаций и реструктуризация долга

Мировой финансовый кризис сделал чрезвычайно актуальным ряд вопросов, которые ранее имели более теоретический интерес. Стали очевидными необходимость совершенствования законодательства и принятия ряда законопроектов, которые в условиях благоприятных условий могли бы обсуждаться в течение длительного времени.

Одной из самых серьезных проблем для рынка стало увеличение количества дефолтов. Дефолты по облигациям встречались и раньше, но никогда в истории российского рынка они не носили массовый характер. В то же время, хотя в первые месяцы кризиса проблемы с выполнением обязательств в основном решали компании в сфере торговли, транспорта, целлюлозно-бумажной промышленности и агропромышленного комплекса, осенью падения затронули почти все отрасли российской экономики.

В целом, с начала кризиса до мая 2009 года на внутреннем рынке корпоративных облигаций были зафиксированы дефолты по 105 ценным бумагам 85 компаний-эмитентов, из которых дефолты по 32 облигациям 64 компаний-эмитентов являются реальными (в случае задержки исполнения обязательство выплатить купон на срок более 7 дней или задержка с выполнением обязательства по погашению номинальной стоимости облигации на срок более 30 дней). Так, около 20% от общего числа эмитентов уже столкнулись с проблемами обслуживания долга (на конец мая на фондовую биржу ММВБ обращались 591 выпуск корпоративных облигаций 428 эмитентов). Общая сумма невыполненных обязательств превысила 95 миллиардов рублей, из которых реальные дефолты составили около 84 миллиардов рублей.

Отношение объема невыполненных обязательств (невыполненных купонов, предложений и погашений) к общему объему корпоративных облигаций в обращении на конец мая составило 5,4% (в том числе 4,8% для реальных дефолтов). Для сравнения, на 1 июня задолженность по кредитам через банковскую систему Российской Федерации достигла 3,9%. Отношение объема дефолтных облигаций к общему объему облигаций в обращении, которое также можно рассматривать как оценку доли проблемных обязательств, на конец мая составило 9,5% (для реальных дефолтов - 7,4%).

Следует отметить, что количество эмитентов может не совпадать с месячной суммой, поскольку по облигациям ряда эмитентов было зафиксировано несколько дефолтов.

По данным, представленным, видно, что число дефолтов увеличивается с каждым месяцем. Если с января по апрель 2008 года дефолты вообще не допускались, то с мая число дефолтов начинает постепенно увеличиваться, и к концу 2008 года мы видим, что дефолты 48 эмитентов. Объем непогашенных обязательств также увеличивается с каждым месяцем и к концу 2008 года составил 40,3 млрд рублей.

Согласно данным за шесть месяцев 2009 года, количество эмитентов, которые не выполнили обязательств, и объем невыполненных обязательств даже больше, чем за весь 2008 год. Число эмитентов, которые не выполнили обязательств, увеличилось почти на 24%, а объем невыполненных обязательств на 42%.

Уже первые дефолты выявили проблему низкой обеспеченности для держателей облигаций в случае, если эмитент не выполняет свои обязательства. Возврат вложенных средств или хотя бы их части на практике оказался очень сложным и дорогостоящим.

В случае реального дефолта по облигациям события в будущем могут развиваться либо по пути нахождения взаимоприемлемого решения для реструктуризации кредита, либо по пути обращения в суд. Реструктуризация задолженности - это любое изменение условий погашения обязательств. Трудности с реструктуризацией в значительной степени связаны с самой природой облигационного займа.

В отличие от банковского кредита, когда заемщик имеет дело с одним банком-кредитором или небольшим их количеством (в случае синдицированного кредита), в случае облигаций заемщик должен согласиться со значительным числом инвесторов, иногда с разными целями. , Это значительно усложняет поиск решения, приемлемого для всех. Согласие всех владельцев с условиями реструктуризации в настоящее время является необходимым условием ее успешного прохождения. Кроме того, даже если такой консенсус будет достигнут, сам процесс реструктуризации может занять много времени.

Обращение инвесторов в суд с исками к заемщику тоже не всегда помогает. Разбирательства в судах, если в компании-эмитенте есть компетентные юристы, могут длиться довольно долго (по мнению участников рынка, до 2-3 лет).

Решению проблемы защиты прав владельцев облигаций должно в значительной степени способствовать создание представительного института владельцев облигаций на российском рынке и «общего собрания владельцев облигаций». Необходимость скорейшего решения этого вопроса, который обсуждался на рынке в течение нескольких лет, стала очевидной сразу после первых дефолтов. В результате соответствующий законопроект, разработанный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), был довольно быстро одобрен и внесен правительством России в Государственную Думу в середине июня, и предполагается, что представитель держателей облигаций получит обеспечить надлежащий контроль за выполнением эмитентом облигаций своих обязательств, при этом общее собрание владельцев облигаций станет инструментом консолидации воли держателей облигаций. Решение общего собрания владельцев облигаций будет обязательным для всех владельцев облигаций.

Это значительно усложняет поиск решения, приемлемого для всех. Согласие всех владельцев с условиями реструктуризации в настоящее время является необходимым условием ее успешного прохождения. Кроме того, даже если такой консенсус будет достигнут, сам процесс реструктуризации может занять много времени.

Обращение инвесторов в суд с исками к заемщику тоже не всегда помогает. Разбирательства в судах, если в компании-эмитенте есть компетентные юристы, могут длиться довольно долго (по мнению участников рынка, до 2-3 лет).

Решению проблемы защиты прав владельцев облигаций должно в значительной степени способствовать создание представительного института владельцев облигаций на российском рынке и «общего собрания владельцев облигаций». Необходимость скорейшего решения этого вопроса, который обсуждался на рынке в течение нескольких лет, стала очевидной сразу после первых дефолтов. В результате соответствующий законопроект, разработанный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), был довольно быстро одобрен и внесен правительством России в Государственную Думу в середине июня, и предполагается, что представитель держателей облигаций получит обеспечить надлежащий контроль за выполнением эмитентом облигаций своих обязательств при общем собрании владельцев облигаций станет инструментом консолидации воли держателей облигаций, и решение общего собрания держателей облигаций будет обязательным для всех держателей облигаций.

Законопроект также устанавливает другие механизмы, направленные на защиту прав владельцев облигаций. В частности, законопроект устанавливает порядок досрочного выкупа облигаций. Если невозможно полностью выполнить обязательства, связанные с досрочным погашением облигаций, всем владельцам облигаций, заявившим соответствующие требования, эмитент будет обязан выполнить такие обязательства пропорционально заявленным требованиям. Этот подход исключит случаи, когда отдельные держатели облигаций получают платежи полностью, тогда как другие владельцы получают платежи только частично или не получают их вообще.

Обзор существующих ограничений на возможность оплаты уставного капитала путем компенсации требований к компании (для кредитных организаций предполагается сохранить существующие ограничения по оплате уставного капитала, в том числе путем компенсации требований к компании) может частично помочь решить проблему реструктуризации долга. Соответствующий законопроект, разработанный ФСФР, был также внесен правительством России в Государственную Думу.

Важным фактором для российского рынка является повышение информационной прозрачности. Более подробная информация о дефолтах позволит инвесторам лучше контролировать риски. Кроме того, это должно помочь сократить количество недобросовестных эмитентов - компаний, которые имеют средства для обслуживания своего долга, но решили не возвращать долги под предлогом глобального кризиса. Участники рынка считают, что такие компании также могут присутствовать среди эмитентов, которые не выполнили обязательств на российском рынке облигаций.

В настоящее время списки дефолтных облигаций публикуются, в частности, на сайтах ММВБ и информационного агентства Cbonds. Однако ряд участников рынка предлагают пойти дальше и пойти еще дальше. По сообщению газеты РБК daily, в ближайшее время Национальная лига управляющих (НЛУ) планирует опубликовать на своем сайте имена и фотографии руководителей и акционеров компаний, которые не выполнили свои обязательства и скрываются от кредиторов. Ожидается, что это может повлиять на ситуацию, поскольку в будущем кредиторы будут уделять все больше внимания выбору актива для инвестиций.

Со своей стороны ММВБ также предпринял ряд действий, направленных на защиту прав инвесторов. 1 июля вступили в силу новые Листинговые правила и Правила торговли, которые определяют порядок торговли и вводят отдельные режимы торговли для дефолтных облигаций. В соответствии с правилами обеспечение теперь будет исключено из Котировального списка, если эмитент не выполняет обязательства по любому из выпусков облигаций, допущенных к обращению на Фондовой бирже ММВБ с или без процедуры листинга (за исключением случаев технического дефолта). на облигации корпоративных эмитентов). Правила торговли были также дополнены двумя новыми режимами торговли, предназначенными для заключения сделок с дефолтными облигациями.

В отсутствие новых внешних проблем и при сохранении достаточно стабильной ситуации с ликвидностью в банковской системе темпы роста задолженности в будущем, вероятно, уменьшатся. На это также указывает сокращение числа новых эмитентов, впервые допустивших дефолт по корпоративным облигациям - если в конце 2008 года - начале 2009 года в среднем было около 10 таких эмитентов в месяц (максимум 15 компаний было записано в декабре), затем в мае их количество сократилось до одного.

Учитывая более сбалансированный подход участников рынка к выбору активов для инвестиций, а также наметившуюся тенденцию к увеличению доли крупных выпусков, среднее кредитное качество активов при благоприятном развитии событий может оказаться лучше через некоторое время, чем соответствующий показатель для банковского сектора.

Направления совершенствования развития рынка корпоративных облигаций

Как известно, рынок облигаций является наиболее инвестиционно ориентированным сегментом российского фондового рынка. Наряду с банковской системой она выступает одним из основных элементов, связывающих финансовый и реальный секторы российской экономики. До кризиса отношение размещений корпоративных облигаций на внутреннем и внешнем рынках к объему инвестиций в основной капитал превышало 25%. Однако с осени 2008 года возможности для привлечения средств, особенно для средних и малых компаний, заметно ухудшились, и эта доля начала сокращаться.

В настоящее время в условиях растущих кредитных рисков банки испытывают трудности с долгосрочным рефинансированием уже выданных ими кредитов и неохотно выдают новые кредиты. Развитие рынка секьюритизированных облигаций, ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов, могло бы помочь решить эти проблемы. Средства, полученные при размещении секьюритизированных облигаций под залог уже выданных кредитов (ипотечные, автокредиты, кредиты малым и средним предприятиям и др.), Российские компании и банки могут использовать для расширения кредитования российской экономики.

В качестве особого случая секьюритизированных ценных бумаг также могут рассматриваться инфраструктурные облигации, обеспеченные созданными инфраструктурными объектами и доходами от их последующей эксплуатации. Учитывая растущую важность предоставления надежного обеспечения при заимствовании средств, эти облигации могут быть весьма интересны как для эмитентов, так и для инвесторов.

В настоящее время гораздо больше внимания уделяется возможным рискам, чем до кризиса. Это позволяет нам полагаться на тот факт, что при адекватном контроле рисков секьюритизированные облигации могут стать очень эффективным инструментом рефинансирования и привлечения средств в реальной экономике.

В значительной степени дальнейшее развитие российского рынка будет зависеть от того, можно ли разработать полноценное законодательство о секьюритизации финансовых активов. В настоящее время отсутствие законодательной базы для секьюритизированных облигаций, обеспеченных всеми другими активами, кроме недвижимости, остается фундаментальным препятствием для развития внутреннего рынка секьюритизации. Действующий закон «Об ипотечных ценных бумагах» регулирует только отношения, связанные с выпуском облигаций, обеспеченных залогом недвижимости.

Несмотря на проблемы в мировой финансовой системе и ухудшение условий заимствования, многие российские эмитенты все еще планируют разместить секьюритизированные облигации в этом году. В частности, АИЖК, ВТБ 24 и МБРР объявили о планах новых сделок по секьюритизации.

Основной объективной причиной, сдерживающей развитие рынка корпоративных облигаций, является действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что в правовых актах не проводится различие между типами ценных бумаг, такими как акции и облигации.

Все долговые ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает на указанную дату погашения. Дата погашения - это дата окончания срока действия облигации, когда основная сумма долга подлежит погашению. Хотя облигации имеют ряд специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (основная сумма) выплачивается только один раз: в день или до погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет ожидаемый срок жизни нового выпуска, но также указывает продолжительность оставшегося срока действия более старых облигаций, находящихся в обращении.

Этот налог не несет по крайней мере три отрицательных момента:

  1. во-первых, само существование налога, кроме того, уплачиваемого за счет чистой прибыли, сравнимо с наказанием предприятия, привлекающего инвестиции в реальный сектор экономики;
  2. во-вторых, существует дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства, то есть корпоративные облигации размещаются в неравных условиях заранее;
  3. В-третьих, в этой ситуации среди потенциальных инвесторов наиболее привлекательными являются ценные бумаги с короткими сроками погашения. Однако для эмитента регулярная эмиссия «коротких» облигаций является излишне дорогой, поскольку требует регулярной уплаты налога на операции с ценными бумагами.

Действующие акты ФКЦБ России не допускают начала вторичного обращения облигаций до регистрации отчета о выпуске ценных бумаг. Это, в свою очередь, не дает российским эмитентам возможности оперативного управления долгом путем постепенного размещения облигаций отдельными траншами, поскольку сначала должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска, и только после этого может начаться их вторичное обращение.

Размещение корпоративных облигаций осложняется требованием необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В действительности это не позволяет эмитентам продавать облигации через аукцион, аналогичный ГКО / ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с покупной ценой облигации (не ниже минимальной «цены отсечения», установленной эмитентом) удовлетворяются совершение сделок купли / продажи. Вместо этого вы должны сначала либо договориться с потенциальными инвесторами о ценах облигаций, либо продать их на аукционе по единой цене, что также увеличивает стоимость заимствования.

Как известно, в российской бухгалтерской практике проценты по облигациям, выплачиваемые эмитентам, не относятся к составу затрат, включаемых в стоимость, а выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность кредитования. Следует подчеркнуть, что эта процедура не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям и займам должны удерживаться из прибыли до налогообложения. Только после опубликования Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 696 стало возможным классифицировать проценты по облигациям, выплачиваемым эмитентам по первоначальной стоимости. Однако эта процедура применяется только к облигациям, которые торгуются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, лицензированных Федеральной комиссией по ценным бумагам России. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: если невозможно и / или нецелесообразно выпускать облигации для обращения через организаторов торговли, эффективность выпуска облигаций будет по-прежнему низкой.

Другая проблема заключается в том, что в отношении облигаций был установлен ряд законодательных требований, которые также в некоторой степени ограничивают их выпуск.

Так, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об акционерных обществах» при выпуске облигаций эмитентом должны соблюдаться следующие формальные условия:

  • номинальная стоимость всех облигаций, выпущенных компанией, не должна превышать сумму уставного капитала компании или сумму обеспечения, предоставленного компании третьими лицами для целей выпуска;
  • выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;
  • выпуск необеспеченных облигаций разрешается на третий год существования компании при условии, что к этому времени должным образом утверждены два годовых баланса компании;
  • компания также не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции компании, если количество объявленных акций компании меньше количества акций, право на покупку которых обеспечивается облигациями.

В целом, как уже принятые, так и планируемые меры по совершенствованию законодательства и развитию рыночной инфраструктуры (например, секьюритизация ценных бумаг) позволяют нам рассчитывать на дальнейшее восстановление активности на рынке облигаций. Принятые в период кризиса меры должны помочь снизить риски, повысить ликвидность и повысить роль рынка облигаций в инвестиционном процессе в Российской Федерации.

Заключение

Рассмотрев концепцию облигаций, рынок облигаций в России, а также проанализировав рынок корпоративных облигаций в условиях кризиса, можно сделать следующие выводы.

Коммерческие предприятия прибегают к займам в форме облигационных займов для финансирования проектов, которые обещают прибыль. Облигации могут быть определены как оборотные долговые инструменты, то есть кредитор может передать свои права по договору займа третьим сторонам. Выпуск облигаций - это прямое обращение к инвесторам. Таким образом, облигационные займы, как правило, дешевле, чем банковские займы и могут быть получены на длительные периоды. Из-за своего долгового характера облигации являются более надежными инвестициями, чем акции. Эмитенты процентных облигаций могут включать проценты в свои валовые расходы. Суммы, полученные в результате выпуска облигаций, не облагаются подоходным налогом и налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, облигации являются стандартными долговыми контрактами, выпуск и обращение которых регулируется государством, что в определенной степени позволяет контролировать риски, снижает затраты на заключение сделок с ними и позволяет организовать широкий вторичный рынок для этих финансовых инструментов.

Облигация обладает особыми свойствами, поскольку она выступает в качестве элемента кредитования акционерного общества и представляет собой срочное долговое обязательство, которое гарантирует ее владельцу доход в форме фиксированного или плавающего процента, а обращение ограничено определенным периодом. Ставка облигаций менее подвержена колебаниям рыночных условий, поскольку доход ниже, чем доход от других ценных бумаг. Облигация является основным объектом инвестиций для коммерческих банков и крупных инвестиционных компаний, которые в первую очередь заинтересованы не только в доходах, но и в надежности вкладов. Обеспечение выполнения условий для облигаций поддерживается не только характером этого типа обеспечения, но также и социальными обязательствами, имуществом и властью государства.

Существует обширная классификация облигаций: по типу эмитента, по форме обеспечения, по форме дохода и т. д. по типу эмитента выделяются государственные и корпоративные облигации. Государственные облигации выпускаются государством и имеют более низкую доходность, чем корпоративные облигации. Корпоративные облигации выпускаются коммерческими организациями и обычно имеют доходность до 20%.

Далее был рассмотрен рынок корпоративных облигаций. В последнее время интерес инвесторов к облигациям значительно вырос, поскольку более высокие и более гибкие процентные ставки привлекли инвесторов на рынок облигаций, ориентированных как на текущий доход, так и на прирост капитала; изменение процентных ставок является наиболее важным фактором на рынке облигаций, поскольку оно определяет размер не только текущего дохода, но и роста (или потери) капитала, который получит инвестор. К сожалению, изменения рыночных процентных ставок могут иметь драматические последствия для общей годовой прибыли, фактически получаемой от облигаций. Более того, в то время как инвесторы, ориентированные на текущий доход, предпочитают высокие процентные ставки, те, кто сосредоточен на приросте капитала, предпочитают, чтобы они падали; из-за более высокого статуса облигации являются относительно надежными инвестиционными инструментами и обычно рассматриваются как относительно гарантированные от дефолта. Однако существует ценовой (рыночный) риск, так как даже высококлассные обменные курсы первоклассных облигаций падают, когда рыночные процентные ставки начинают расти; поскольку условия облигации фиксированы на момент выпуска, изменения рыночных условий фактически приводят к изменению его ставки.

Но российский долговой рынок ощутил влияние мирового кризиса. Недостаток ликвидности на внешних рынках способствовал оттоку средств с рублевого рынка. Начиная с середины августа 2007 года российский долговой рынок находился в глубоком кризисе, основными чертами которого были снижение уровня рублевой ликвидности в банковском секторе, уменьшение объема операций и размещений и увеличение доходность по долговым инструментам.

Проблемы с ликвидностью и общая негативная ситуация на рынке способствовали тому, что технические дефолты и дефолты стали более частыми на российском долговом рынке, и в целом ситуация оказалась очень мрачной как для эмитентов второго-третьего уровня, так и для компаний первого уровня. Общее количество дефолтов в 2008-2009 гг. Составило 85, а объем невыполненных обязательств составил 95,3 млрд руб.

Чтобы преодолеть кризис ликвидности, российским монетарным властям пришлось использовать все доступные инструменты. Сделаны многомиллиардные вливания в банковскую систему (в том числе посредством проведения аукционов по предоставлению ликвидности банкам) и на фондовый рынок Российской Федерации (в ближайшее время, после того как министерство юстиции зарегистрировало регламент о работе Центрального банка). Банк на бирже, ЦБ РФ готов начать операции на ФБ ММВБ). В пиковый период кризиса была оказана помощь реальному сектору экономики (поддержка была оказана нефтяной промышленности, автомобилестроению, а также была оказана помощь компаниям в рефинансировании внешнего долга).

В настоящее время в условиях растущих кредитных рисков банки испытывают трудности с долгосрочным рефинансированием уже выданных ими кредитов и неохотно выдают новые кредиты. Развитие рынка секьюритизированных облигаций, ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов, могло бы помочь решить эти проблемы. Средства, полученные при размещении секьюритизированных облигаций под залог уже выданных кредитов (ипотечные, автокредиты, кредиты малым и средним предприятиям и др.), Российские компании и банки могут использовать для расширения кредитования российской экономики.

До 1 июня 2009 года ФСФР планирует представить правительству законопроект о создании системы компенсации убытков на финансовом рынке. Законопроект предусматривает введение обязательной системы возмещения возможных убытков от нечестной деятельности на рынке. Система возмещения убытков может быть создана на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Дополнительные меры по поддержке экономики в 2009-2010 гг. будет снижение налогов. Подоходный налог был снижен до 20%, и в 2010 году может быть введено освобождение от подоходного налога с доходов физических лиц, полученных от продажи ценных бумаг.

Учитывая, что в 2009 году был разработан ряд инструментов в поддержку профессиональных участников финансового рынка и экономики, есть надежда, что ситуация стабилизируется и заложит основу для дальнейшего роста.