Сравнительная характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета России и США

Содержание:

  1. Бюджетная система и бюджетное устройство
  2. Принципы бюджетной системы
  3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированные бюджеты
  4. Бюджеты субъектов Российской Федерации
  5. Планирование бюджета и бюджетный процесс
  6. Организация государственных финансов США
  7. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности формирования финансовых ресурсов для различных возрастных групп населения по двадцатилетним интервалам жизни
Анализ источников финансирования крупнейших нефтяных компаний России и США
Пузырь рынка корпоративных облигаций на американском фондовом рынке во второй половине 2010-х годов
Мусорные облигации 1980-х годов и их реинкарнация в финансовых инструментах и кризисах последующих десятилетий

 

Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики, выбранной правительством. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, основным звеном которой является государственный бюджет. Именно через финансовую систему государство формируется централизованно и влияет на формирование децентрализованных фондов фондов, предоставляя возможность выполнять функции, возложенные на государственные органы.

С одной стороны, бюджет, являющийся просто набором документов, разработанных одной ветвью власти и утвержденных другой, выполняет довольно утилитарную функцию - он определяет стиль государственного управления, выбранный государством. Бюджет по отношению к проводимой властями экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от выбранного варианта развития общества и не играет самостоятельной роли.

Тем не менее, именно бюджет, показывающий размер финансовых ресурсов, необходимых государству, и фактически доступные резервы, определяет налоговый климат страны, это бюджет, определяющий конкретные области расходов, процент расходов по отраслям. и территория, которая является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной деятельности, повышения эффективности производства, именно через бюджет реализуется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяющий основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном в финансовой системе любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.

Бюджетная система и бюджетное устройство

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - финансовый план государства (перечень доходов и расходов) на текущий (финансовый) год, имеющий силу закона. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму формирования и расходования фонда средств, предназначенных для финансовой поддержки задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством накопления финансовых ресурсов, дает правительству возможность поддерживать государственный аппарат, армию, осуществлять общественную деятельность, выполнять приоритетные экономические задачи, т. е. выполнять государством присущие ему функции.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «исходя из экономических отношений и государственного устройства Российской Федерации, совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемых нормами права». Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  • федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге);
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Как видите, структура бюджета Российской Федерации определяется ее государственной структурой - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако в унитарных и федеральных штатах бюджеты более низких уровней (более низкие) государственные и административно-территориальные единицы) не включены бюджеты более высоких уровней). Следует также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные средства, являющиеся элементом финансовой системы (национальные финансы), не были включены в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» - совокупность бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой бюджет субъекта и совокупность бюджетов муниципальных образований, расположенных на его территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты дают полную картину всех доходов и расходов рег.

Принципы бюджетной системы

Бюджетный кодекс Российской Федерации (глава 5) законодательно закрепляет следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единство бюджетной системы Российской Федерации;
  • дифференциация доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • независимость бюджетов;
  • равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципалитетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированный бюджет;
  • эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
  • общий (совокупный) охват бюджетных расходов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и адресность бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежно-кредитной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкции за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирование бюджетных расходов, единый порядок финансирования бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы, а также учет федеральных фондов, бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает обеспечение соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на понесение расходов для органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Принцип независимости бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета на каждом уровне;
  • законодательная консолидация нормативных доходов бюджетов, полномочия по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять в соответствии с законодательством направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, превышение доходов над расходами бюджета и суммы экономии на расходах бюджета;

Недопустимость возмещения за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших при исполнении законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, установленных законом.

Принцип полноты учета доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и других обязательных доходов, определенные законом, должны отражаться в бюджетах и ​​бюджетах внебюджетных фондов. -бюджетные средства в полном объеме и в обязательном порядке. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию из бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, накопленных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированного бюджета означает, что сумма, предусмотренная бюджетом, должна соответствовать общей сумме доходов бюджета и доходов от источников финансирования его дефицита. При подготовке, утверждении и исполнении бюджета уполномоченным органам следует исходить из необходимости минимизировать размер дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения указанных результатов с использованием наименьшего количества средств или достижения наилучшего результата. используя сумму средств, определенную бюджетом.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и доходов от источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут быть связаны с определенными бюджетными расходами, за исключением целевых бюджетных средств, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип прозрачности означает: обязательную публикацию в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджета, наличие другой информации; обязательная открытость для общественности и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительными и представительными органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: достоверность показателей для прогнозирования социально-экономического развития соответствующей территории; и возможность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип целевого и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджета с указанием их направления для финансирования конкретных целей.

Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированные бюджеты

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости бюджетных показателей на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением классификационных кодов объектам классификации. Бюджетная классификация позволяет проводить экономико-статистический анализ доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает целевое распределение финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (глава 4), бюджетная классификация включает в себя:

  • классификация доходов бюджета Российской Федерации;
  • функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
  • экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификация источников внутреннего финансирования бюджетных дефицитов Российской Федерации;
  • классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификация видов государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
  • ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация с точки зрения классификации бюджетных доходов Российской Федерации, функциональной классификации бюджетных расходов Российской Федерации, экономической классификации бюджетных расходов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджета Российской Федерации является единой для на всех уровнях бюджетной системы и используется при подготовке, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами совершенствовать бюджетную классификацию объектов без нарушения общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. Федерация.

Бюджетная классификация делит объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Доходы бюджета - это средства, полученные безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством, находящиеся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - средства, выделяемые на финансовую поддержку задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы), неналоговые, безвозмездные трансферты, а также доходы целевых бюджетных средств учитываются отдельно.

К неналоговым доходам относятся доходы:

  • от использования, продажи и другого обременительного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от платных услуг, предоставляемых государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате мер гражданской, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискация, компенсация, ущерб);
  • финансовая помощь и бюджетные кредиты из бюджетов других уровней и др.

В дополнение к своим, так называемые так называемые бюджеты выделяются в бюджеты 2-го и 3-го уровней. регулятивные доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, согласно которым процентные ставки устанавливаются для взносов в бюджеты субъектов или местных бюджетов на финансовый год или на долгосрочной основе (не менее 3 лет) для различных видов таких доходов (в отличие от фиксированного дохода, полностью входящего в соответствующий бюджет).

Бюджетные расходы, в зависимости от их экономического содержания, делятся на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитал (потребности в инвестициях и рост запасов).

Формы бюджетных расходов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • переводы населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, делегированных другим уровням правительства, и на компенсацию дополнительных расходов, связанных с решениями вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставный капитал юридических лиц;
  • бюджетные займы, дотации, субвенции и дотации бюджетам других уровней, внебюджетные фонды;
  • кредиты зарубежным странам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В то же время под субсидией понимаются средства, предоставленные в бюджет другого уровня на безвозмездной и невозмещаемой основе для покрытия текущих расходов, а под субсидией понимаются средства, предоставленные на аналогичной основе бюджету другого уровня или юридическому лицу. для целевых расходов под субсидией понимаются средства, предоставленные в бюджет другого уровня, юридическому или физическому лицу, которому предоставляется совместное финансирование целевых расходов.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. В случае дефицита бюджета - превышения расходов над доходами - необходимо указать источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы Российской Федерации). Законодательство Российской Федерации устанавливает максимальный размер дефицита бюджета. Например, дефицит федерального бюджета не может превышать общую сумму бюджетных вложений и расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права).

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные займы - займы, привлеченные от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, для которых существуют долговые обязательства Российской Федерации в качестве заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранная (внешняя) или российская валюта (внутренние заимствования).

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации включены во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации является формой образования и расходования средств, предназначенной для обеспечения задач и функций, возложенных на субъекты компетенции субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и совокупность бюджетов муниципальных образований, расположенных на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень нормативных и фиксированных федеральных налогов и платежей субъектов Российской Федерации:

  • НДС на товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) на территории Российской Федерации, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, реализуемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в сумма 25 процентов дохода;
  • акцизы на этиловый спирт со всех видов сырья, водки и алкогольных напитков, спиртосодержащих растворов, производимых на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
  • акцизы на другие товары, произведенные на территории Российской Федерации, без учета акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги насосов и акцизов на природный газ, бензин для автомобилей и легковых автомобилей в размере 100 процентов доход;
  • лицензионные и регистрационные сборы - в соответствии с действующим законодательством;
  • подоходный налог с населения - в размере 100 процентов дохода;
  • налог на покупку иностранных банкнот и платежных документов, номинированных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов дохода;
  • платежи за использование природных ресурсов - в соответствии со стандартами, установленными действующим законодательством;
  • плата за использование животного мира и водных биологических ресурсов - в размере 60 процентов дохода;
  • лесной налог - в размере 100 процентов дохода;
  • плата за пользование водоемами - в размере 60 процентов дохода;
  • налог с розничных продаж - в размере 100 процентов выручки;
  • другие налоги, сборы, пошлины и другие платежи, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством.

Процедура утверждения и составления бюджета субъектов Российской Федерации аналогична федеральному бюджетированию и процессу строительства, однако существуют определенные различия, связанные с различным правовым регулированием регионального бюджетного механизма - каждый субъект Федерации имеет собственный бюджет законодательство (свод нормативных актов).

Те регионы, в которых доходы бюджета на душу населения за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и для которых их собственные доходы и средства, полученные из федерального бюджета, недостаточны для финансирования текущих расходов, получают помощь из Федерального фонда для Поддержка субъектов Федерации. Регионы, в которых сбор федеральных налогов на душу населения составляет менее 95% от среднероссийского уровня, а условная сумма расходов составляет менее 100% от запланированных расходов областного бюджета, получают статус региона, особенно в Нужна поддержка. В настоящее время большинство регионов Российской Федерации получают помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов и выделения бюджетных средств.

Местные бюджеты. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму формирования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, возложенных на субъектов местного самоуправления.

Внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования средств, сформированных вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсии, социальное страхование, социальное обеспечение на случай безработицы, охрану здоровья и медицинское обслуживание и имеют строгое назначение.

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения), аналогичного закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Государственные внебюджетные фонды формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регулируются БК РФ; Порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

В состав БК РФ входят следующие внебюджетные фонды Российской Федерации:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости Российской Федерации.

Планирование бюджета и бюджетный процесс

Бюджетное планирование является важнейшей составляющей финансового планирования с учетом требований финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной программы социально-экономического развития страны в процессе формирования и исполнения бюджетов. и внебюджетные фонды разных уровней.

Сравнительная характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета России и США

Планирование бюджета осуществляется уполномоченными государственными органами права и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также теорию и методологию бюджетирования государства. Принципы бюджетного планирования включают, в частности, единство правового регулирования, преемственность планирования годового бюджета, метод баланса и т. д.

Бюджетный процесс - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регулируемая нормами закона о подготовке и рассмотрении проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждении и исполнении бюджетов. и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением.

Бюджетный процесс включает в себя 4 этапа бюджетной деятельности:

  1. составление бюджетов;
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
  3. исполнение бюджета;
  4. подготовка отчетов об исполнении бюджета и их утверждение.

Неотъемлемой частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов на мед в бюджетах разных уровней.

В систему органов с бюджетными полномочиями БК РФ входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местные представительные органы).

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Органы законодательной (представительной) власти;
  • Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, собирающие доходы бюджета, другие уполномоченные органы);
  • Денежно-кредитные власти;
  • Органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Главные менеджеры и управляющие бюджетными фондами;
  • Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации наделяются бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Основные задачи бюджетного процесса:

  • Выявление материальных и финансовых резервов государства;
  • Максимально приближенный к расчету доходов бюджета;
  • Наиболее точный расчет бюджетных расходов;
  • Обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
  • Согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
  • Осуществление бюджетного регулирования с целью перераспределения источников доходов между бюджетами разных уровней, секторами экономики, экономическими регионами и т. д.

Составление бюджетов. Первым этапом бюджетного процесса является составление бюджета. Подготовке проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также составление сводных финансовых балансов на основе из которых исполнительные органы осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов готовятся с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе стандартов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и других установленных стандартов.

Президент Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего следующему финансовому году, направляет Бюджетное собрание Федеральному Собранию, в котором оно определяет бюджетную политику на следующий финансовый год.

Составление бюджетов является исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственная подготовка проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципалитетами.

Бюджетирование основано на:

  • Бюджетное послание Президента Российской Федерации;
  • Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на следующий финансовый год;
  • Основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на следующий финансовый год;
  • Прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на следующий финансовый год;
  • План развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на следующий финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (региона, территории) формируется долгосрочный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозировании бюджета. возможности для увеличения доходов, привлечения государственных или муниципальных заимствований и финансирования основных бюджетных расходов. TFG юридически не утвержден.

Целями развития ПФП являются: информирование законодательных (представительных) органов об ожидаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживание в течение длительного времени. долгосрочные негативные тенденции и своевременное принятие необходимых мер. TFG разрабатывается в течение трех лет (первый - это год, на который разрабатывается бюджет, следующие два - это период планирования, в течение которого отслеживаются результаты объявленной экономической политики).

В качестве основы для бюджетирования используется баланс финансовых ресурсов (BFR) - баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, ее субъектов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. BFR составляется на основе отчетных BFR за предыдущий год и PSED соответствующей территории.

Финансовые органы имеют право получать необходимую информацию от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от других государственных и местных органов власти и юридических лиц.

Первым этапом формирования федерального бюджета является разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации прогнозного плана функционирования экономики на следующий финансовый год. На основании данных прогнозного плана Минфин РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение бюджетных расходов. Правительство Российской Федерации рассматривает предложения об увеличении (поддержании) минимальной заработной платы и пенсий и их индексации.

В течение двух недель со дня принятия Правительством основных характеристик бюджета и распределения бюджетных расходов Министерство финансов Российской Федерации направляет прогнозы основных бюджетных показателей в федеральные органы исполнительной власти для распределения среди конкретных получателей бюджета и уведомляет об этом. исполнительные органы субъектов Российской Федерации по методологии формирования межбюджетных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Вторым этапом в формировании федерального бюджета является распределение федеральными органами исполнительной власти пределов бюджетного финансирования в соответствии с функционально-экономической классификацией расходов и получателями средств, разработка предложений органов власти по проведению экономических реформ, отмена нефинансовых нормативных актов и составление перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией во главе с министром финансов Российской Федерации.

Не позднее 15 июля года, предшествующего следующему финансовому году, федеральные органы исполнительной власти должны завершить разработку и утверждение показателей бюджета, документов и материалов, представляемых одновременно с ним (прогноз сводного бюджета, целевая инвестиционная программа, план развития государства (муниципальный) сектор экономики, структура государственного (муниципального) долга и программа заимствования для его покрытия, программа предоставления государственных (муниципальных) гарантий, оценка потерь бюджета от налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий год и т. д.), проекты законов о минимальной заработной плате, пенсиях, их индексации и отмене нефинансовых актов.

С 15 июля по 15 августа на основании документов, представленных федеральными органами исполнительной власти, Правительство Российской Федерации должно одобрить законопроект о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

Рассмотрение и утверждение бюджетов. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления представляют законопроект (решение) о бюджете на следующий финансовый год (вместе с указанными документами и материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в рамках сроки, установленные для федерального бюджета - БК РФ (15 августа), бюджета субъекта Российской Федерации - законодательством субъекта Российской Федерации (для Республики Татарстан - измененный проект бюджета представляется Президентом Республики Таджикистан в Государственный совет Республики Таджикистан до 15 сентября), а местный бюджет - нормативными правовыми актами местного самоуправления. Указанные законодательные (правовые) акты также определяют порядок рассмотрения законопроекта (решения) о бюджете и его одобрения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. В процессе рассмотрения могут быть внесены изменения в законопроект (решение).

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год вместе с указанными в ст. 192 до н.э. документы РФ представлены в Государственную Думу Российской Федерации не позднее 26 августа этого года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в Государственную Думу дополнительные материалы, указанные в статье 193 БК РФ). Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - его председатель) направляет проект в бюджетный комитет Государственной Думы для подготовки заключения об официальном соответствии представленных документов требованиям закона, после чего проект направляется в Федерацию. Совет, комитеты Государственной Думы, другие субъекты законодательной инициативы для комментариев и предложений и Счетная палата Российской Федерации для заключения. Госдума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении: в Государственной Думе обсуждаются концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты о взаимосвязи федерального бюджета с бюджетами субъекты Российской Федерации, проект программы внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования для покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации, Бюджетного комитета и соответствующего комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, отчет Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта.

В случае отклонения проекта Государственная Дума может передать проект в согласительную комиссию (состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации), вернуть проект Правительству на доработку или поднять проект. Вопрос о доверии Правительству Российской Федерации (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит новый состав в Государственную Думу Правительству Российской Федерации). Когда проект передается согласительной комиссии, он разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект снова представляется на согласование.

Во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета в соответствии с разделами функциональной классификации в рамках общих расходов федерального бюджета, утвержденных в первом чтении, и размера федерального фона финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Федерация. Если Государственная Дума отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении Государственная Дума рассматривает расходы федерального бюджета по функциональным классификационным подразделениям, распределение средств Федерального фонда поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, расходы по федеральным целевым программам, федеральные целевые инвестиции. Программа в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации, Программа предоставления гарантий Правительства Российской Федерации, Программа предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в четвертом чтении за проект голосуют в целом, поправки к проекту, возможные во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускаются.

Срок рассмотрения проекта установлен БК РФ: в первом чтении - 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дни со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем чтении.

Федеральный закон о федеральном бюджете, принятый Государственной Думой на очередной финансовый год, представляется в Совет Федерации на рассмотрение в течение 5 дней со дня его принятия. Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня подачи в Государственную Думу и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней, закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если проект отклонен, он передается в согласительную комиссию, обрабатывается, представляется в Государственную Думу на утверждение в одном чтении, а затем вновь направляется в Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой путем повторного голосования не менее чем двумя третями голосов. Если президент не подпишет закон в течение 14 дней, закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным собранием. Для преодоления вето президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.

Если Государственная Дума не примет закон о федеральном бюджете до 15 декабря текущего года или если он не вступит в силу до 1 января по другим причинам, Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета. в первом квартале следующего финансового года.

Исполнение бюджета. Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписание Президентом Российской Федерации). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейству - сначала федеральный бюджет перейдет на эту систему, затем бюджеты нижнего уровня уровни). Органы исполнительной власти несут ответственность за организацию исполнения и исполнения бюджетов, управление бюджетными счетами и бюджетными средствами.

Эти органы являются кассирами всех администраторов и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи из бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль отводится Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - кредитование всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета до единого бюджетный учет и внесение всех предусмотренных расходов с одного бюджетного счета. Осуществление бюджетных операций через счета казначейства позволит вести полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

Для реализации федерального бюджета предусматривается открытие в Казначействе личных счетов для каждого главного управляющего, менеджера и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге казначейства и вести сводный реестр получателей бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетного списка - документа о квартальном распределении доходов и расходов бюджета и доходов от источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающих распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. и составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Исполнение доходов бюджета предусматривает:

  • Перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
  • Распределение доходов регулирующих органов в соответствии с бюджетом;
  • Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • Учет доходов бюджета и отчетность по доходам бюджета.

Бюджеты расходов исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете в соответствии с процедурами авторизации и финансирования. Основные этапы авторизации: подготовка и утверждение перечня бюджета (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и рассылка уведомлений о распределении бюджета руководителям и получателям бюджета, утверждение сметы доходов и расходов руководителям бюджета и бюджетные учреждения, утверждение и уведомление о предельных бюджетных обязательствах перед менеджерами и получателями бюджета, принятие денежных обязательств получателями бюджета, подтверждение и сверка выполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их местные органы) несут ответственность за исполнение доходов бюджета, которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны предоставлять информацию об исполнении бюджета в Казначейство. , а также органы управления государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит уменьшение суммы поступлений в бюджет, вводится режим снижения затрат (до 5% - по решению руководителя финансового органа, с 5 до 10% - по исполнительный орган, более 10% - по закону (решению), принятому законодательным органом (представительным) органом власти. Если последний не решил сократить в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное сокращение.

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета представителю, органу контроля и казначейству. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.

Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансовой деятельности в объемах и сроках, утвержденных бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями.

Организация государственных финансов США

Государственные финансы США состоят из трех частей: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты 50 штатов; бюджеты местных органов власти (более 82 тыс. местных административных единиц, в том числе более 3 тыс. округов, 19 тыс. муниципальных образований, 17 тыс. городов, более 43 тыс. образовательных и специальных округов). Основное место в этой системе занимают федеральные финансы, которые составляют около 60% государственного бюджета США.

В функции федерального бюджета, помимо макрорегулирования посредством совокупного спроса национальной экономики, входит финансирование национальной обороны, внешнеэкономическая деятельность, фундаментальные научные исследования и государственные административные расходы. Другими словами, финансирование является ключевым, с точки зрения правительства, национальным приоритетом.

Менее важные «второстепенные» функции (в первую очередь финансирование социально-экономической инфраструктуры) в основном находятся в ведении государственных и местных финансов (полиции, пожарной охраны, строительства и содержания дорог, коммунальных служб, подавляющего большинства государственных образовательных и медицинских учреждений, половина национального жилищного строительства).

С 1969 года бюджетная организация основана на концепции «единого» или единого федерального бюджета, который представляет все платежи и доходы центрального правительства.

Единый бюджет объединяет два существующих типа фондов - федеральные и целевые фонды (целевые фонды). Оба они существуют независимо и структурно представляют различные компоненты бюджета.

Федеральные фонды, которые достигают 60% бюджета, являются независимым государственным бюджетом, который имеет собственную национальную налоговую базу и формально не связан с какими-либо расходными программами. Он может служить любой национальной цели по усмотрению президента и Конгресса. Основная часть средств федеральных фондов (около 60%) идет на финансирование военных расходов и оборонных исследований, выплату процентов по федеральному долгу, внешнеэкономическую деятельность и содержание государственного аппарата. Остальное идет на покрытие расходов определенных секторов экономики (в том числе энергетики и транспорта) и социальных программ помощи бедным.

Мы повторяем, что федеральные фонды - и их источниками являются федеральные подоходные налоги с населения и корпораций, а также акцизы и таможенные пошлины - формируются независимо от конкретных финансируемых ими программ. В этом их основное отличие от целевых фондов.

Следует отметить постоянное отрицательное сальдо баланса федеральных фондов. Именно этот баланс формирует дефицит федерального бюджета США.

Трастовые фонды - это самофинансируемые целевые фонды. И по источникам формирования, и по расходам они привязаны к решению конкретных задач, а их средства не могут быть направлены на другие цели. Более того, по закону даже остатки целевых фондов не могут быть использованы для пополнения федеральных фондов, а должны инвестироваться в долговые обязательства правительства, то есть фактически использоваться для «обеспечения» денежно-кредитной политики государства.

Целевые фонды бюджета США - это прежде всего фонды социального страхования (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, медицинского обслуживания, страхования по безработице, специально выделенных пенсионных пособий для железнодорожников и государственных служащих, некоторые другие) и ряд других. , специальные средства, обслуживающие федеральную производственную инфраструктуру.

Автомагистрали, аэропорты, воздушное движение и т. д. Фонды социального страхования формируются за счет налогов на социальное страхование - обязательных отчислений из заработной платы (предприниматели делают свои собственные и равные доли). Специальные средства формируются за счет определенных (выделяемых им) косвенных налогов.

Целевые фонды, как правило, сокращаются с профицитом (в 2004 финансовом году он составил 80 миллиардов долларов при выручке 270 миллиардов и расходах 190 миллиардов долларов). Это значительно снижает общий дефицит единого федерального бюджета.

Бюджетный процесс в Соединенных Штатах регулируется двумя основными законами. Это «Закон о бюджете и отчетности» (1921) и «Закон о контроле бюджета и замораживании средств» (1974). Первый закон фактически кодифицировал создание современной единой федеральной бюджетной системы в Соединенных Штатах. Он поручил президенту подготовить, сформулировать и выполнить бюджет. Закон 1974 года поднял бюджетное законодательство, организацию бюджетной процедуры до уровня современных требований. Он не только отразил общее усложнение задач федеральной бюджетной (и, в более широком смысле, экономической) политики, но и подчеркнул новое значение самой бюджетной стратегии в макрорегулировании экономики США.

В центре бюджетного процесса находится подготовка основного государственного документа - «Бюджет правительства США» (федеральный бюджет). Концентрированно выражается федеральная бюджетная политика, в частности, состояние государственных финансов, устанавливаются контрольные потолки федеральных доходов и дефицитов (профицитов), которые становятся «директивными» параметрами стратегии государственного бюджета.

Бюджетная процедура уделяет значительное время бюджетированию. «Бюджет правительства США» прилагается к бюджетному посланию президента Конгрессу, которое прибывает туда в январе (самое позднее в феврале), за 9 месяцев до начала нового финансового года (финансовый год в США с 1976 года начинается). 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года.) В Конгрессе предлагаемый проект бюджета анализируется в бюджетных комитетах обеих палат (по закону они несут ответственность за подготовку проектов ключевых совместных бюджетных решений).

А 15 апреля они должны представить в свои палаты первую совместную бюджетную резолюцию, которая будет передана в месяц Конгрессу. Это важный бюджетный документ и веха в бюджетном процессе. Содержит контрольные цифры доходов и расходов, с развитием функциональных категорий. На основании бюджетных указаний, установленных в этой резолюции, многочисленные комитеты конгресса готовят конкретные законопроекты о налогах и ассигнованиях. После завершения этой работы, но не позднее 15 сентября. Конгресс принимает вторую совместную бюджетную резолюцию.

При подготовке бюджета Конгресс напрямую не определяет сумму расходов федерального бюджета на конкретный финансовый год. Каждый год он утверждает бюджетные полномочия, дающие право выделять средства (ассигнования) на конкретные программы.

Фактическая стоимость утвержденных расходов, ожидаемых в данном году, состоит из неизрасходованных ранее утвержденных сумм и новых котировок бюджета, указанных в этом году. Полномочия программ по бюджету в соответствии с характером этих программ могут быть текущими и постоянными. Соответственно, ассигнования, выделяемые им (программам), являются однолетними, постоянными и бессрочными. Это приводит к такой форме определения общих расходов бюджета, а также к накоплению больших остатков средств на счетах правительства.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, основным средством накопления финансовых ресурсов, дает политической власти реальную возможность осуществлять власть, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являющийся просто набором документов, разработанных одной ветвью власти и утвержденных другой, выполняет довольно утилитарную функцию - он определяет стиль государственного управления, выбранный государством. Бюджет по отношению к проводимой властями экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от выбранного варианта развития общества и не играет самостоятельной роли.

Тем не менее, именно бюджет, показывающий размер финансовых ресурсов, необходимых государству, и фактически доступные резервы, определяет налоговый климат страны, это бюджет, определяющий конкретные области расходов, процент расходов по отраслям. и территория, которая является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной деятельности, повышения эффективности производства, именно через бюджет реализуется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяющий основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном в финансовой системе любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.