Сравнительная характеристика дидактических подходов к идее реализации проблемного обучения в школе.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 26.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

В чем главное отличие проблемного и традиционного обучения? Основным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.

Целью традиционного образования является усвоение результатов научных знаний, оснащение студентов знаниями основ науки, привитие им соответствующих знаний и развитие навыков.

Задача проблемно-диалогического обучения шире: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесс получения этих результатов, он также включает в себя формирование познавательной активности учащегося и развитие его творческих способностей. Здесь акцент делается на развитие мышления.

 

Сравнительная характеристика проблемно-развивающего и традиционного образования

 

Проблемное образование основано на теоретических принципах американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 году в Чикаго экспериментальную школу, в которой учебная программа была заменена игрой и работой. 
Занятия по чтению, счету, письму проводились только в связи с потребностями, инстинктами, которые возникали у детей спонтанно, так как они физиологически зрелы. Он выделил четыре инстинкта обучения: социальный инстинкт, конструктивный инстинкт, художественный инстинкт самовыражения, исследовательский инстинкт. Для удовлетворения инстинктов ребёнку предоставлялось в качестве источников познания: слово, произведение искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и труд. Дж. Дьюи утверждал, что стремление к знаниям возникает у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-то проблемой, которую он не может решить известными ему методами. Решая проблему, он учится. Концептуальные положения Дж. Дьюи основан на том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; что усвоение знаний является спонтанным, неконтролируемым процессом; что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая чувства, но усваивая его в результате удовлетворения своей потребности в знаниях.
В советской педагогике возникновение дидактической системы проблемного обучения связано с исследованиями Л.В. Занкова, М.А. Данилова, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания и построение учебного процесса); М.Н. Скаткина И.Я. Лернер, (содержание и методы обучения); Н. А. Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер (построение системы когнитивных методов).

Выдвинув идею новой дидактической системы развивающего образования, Л.В. Занков представил его как совокупность новых дидактических принципов, построенных с учетом законов соотношения обучения и развития учащихся, экспериментально доказавших преимущество новой схемы образовательного процесса над традиционной.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением заключается в двух моментах: они различаются по целям и принципам организации педагогического процесса.

Целью проблемного типа обучения является не только усвоение результатов научного знания, системы знаний, но и сам процесс получения этих результатов: формирование так называемых универсальных учебных действий, формирование познавательных инициативность студента и развитие его творческих способностей.

Целью традиционного типа обучения является усвоение результатов научных знаний, обучение студентов основам естествознания и привитие им соответствующих навыков. Организация преподавателя объяснительного и иллюстративного обучения основана на принципе передачи студентам готовых выводов науки.

В основе организации задачи учебного процесса лежит принцип поиска студентами учебно-познавательной деятельности, то есть принцип обнаружения научных выводов, методов действия, изобретения новых объектов или способов применения знания на практике.

В случае проблематичного обучения деятельность учителя заключается в том, что он систематически создает проблемные ситуации, информирует студентов о фактах, организует учебно-познавательную деятельность, чтобы на основе анализа фактов студенты самостоятельно делали выводы и обобщения , учащиеся с помощью учителя формируют определенные понятия, законы; и только в необходимых случаях учитель приводит объяснение содержания материала и самых сложных понятий. В результате учащиеся развивают навыки умственных операций и универсальных образовательных действий (УУД), развивают навыки передачи знаний, внимание, волю и творческое воображение.

Проблемное обучение - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, презентация учебного материала с его объяснением и управление деятельностью студентов, направленной на овладение новыми знаниями, как традиционным способом, так и посредством самостоятельной постановки проблем образования и их решения.

Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность студентов по усвоению знаний и методов деятельности путем восприятия объяснений учителя в проблемной ситуации, самоанализа проблемных ситуаций, формулирования проблем и их решения посредством предложения предложений, гипотез, обоснования и доказательства их, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальная трудность человека, возникающая в том случае, если он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс реальности не может достичь цели известным ему способом, это побуждает человека, чтобы искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация - это модель продуктивной, творческой познавательной деятельности. Это определяет начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Для практики обучения особенно важно, чтобы мышление не сводилось к функционированию готовых знаний.

С.Л. Рубинштейн выдвинул требование раскрыть мышление, прежде всего, как продуктивный процесс, который может привести к новым знаниям; изучить его активный, творческий аспект. Таким образом, в российской психологии была поставлена ​​задача изучать не только и не столько результаты умственной деятельности, сколько, прежде всего, процесс, который приводит к такому результату и способствует не только твердому усвоению знаний, но и также «воспитание подлинного, независимого, продуктивного творческого мышления».

Поэтому организация самостоятельного поиска студентом в процессе обучения создает оптимальные условия для усвоения новых знаний и развития мышления.

Умственный поиск - сложный процесс, обычно он начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не каждый поиск связан с проблемой. Если учитель дает задание ученикам, указывая, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Подлинная активация студентов характеризуется независимым поиском, вовсе не поиском решений проблем. Если поиск направлен на решение теоретической, технической, практической образовательной проблемы или форм и методов художественного показа, он становится проблемой обучения. 

Психологическая наука установила определенную последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в проблемной ситуации:

Проблемная ситуация > проблема> поиск путей ее решения > решение проблемы.

Полный цикл психических действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы состоит из нескольких этапов:

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сути проблемы и постановки проблемы;

- найти решение, угадывая или делая предположения и подтверждая гипотезу;

- подтверждение гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы.

Общие черты проблемного обучения:

- студенты изучают систему знаний и методы умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основа).

Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

  • обучение навыкам творческого усвоения знаний (использование определенных логических приемов и методов творческой деятельности);
  • развитие навыков творческого применения знаний (применения полученных знаний в новой ситуации) и умения решать образовательные задачи;
  • формирование и накопление опыта в творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических задач и художественное представление действительности).

Итак, основное различие между проблемным и традиционным обучением заключается в двух моментах: они различаются по назначению и принципам организации педагогического процесса. В традиционном обучении ученик лишь пассивно принимает готовые знания от учителя, а при постановке проблемных вопросов большинство учеников самостоятельно активируют свою умственную деятельность в решении проблемных ситуаций.

Вопрос учителя должен быть настолько сложным, чтобы вызывать затруднения у учащихся, и в то же время выполнимым для самостоятельного ответа.

 

Структура содержания образовательной деятельности в проблеме обучения

 

Новая дидактическая система получила дальнейшее развитие в исследованиях В.В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, обосновавшие необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала.

В интерпретации В.В. Давыдовой и Д. Б. Эльконина образовательная деятельность является одним из занятий студентов, направленных на усвоение теоретических знаний и содействие интенсивному развитию мышления. Образовательная деятельность не может быть приравнена к процессам усвоения различных знаний и методов действия, которые происходят во время труда, игр и спорта. Учебная деятельность - это особый вид обучения, который организован таким образом, чтобы учащийся, осуществляя его, менял себя.

Важной составляющей образовательной деятельности является учебная задача. Эта концепция была введена и конкретизирована Д. Б. Элькониным. Он подчеркнул, что учебная задача - это любая практическая задача, в процессе решения которой выявляется обобщенный способ решения этой и тех же проблем. Учебное задание можно считать действительно решенным только в том случае, если в предмете произошли предопределенные изменения (т. е. он открыл и понял способ ее решения).

В процессе учебной деятельности, по словам В.В. Давыдова, молодые поколения изучают культурный и исторический опыт, созданный предыдущими поколениями. Этот опыт нельзя механически назначить или перенести в их сознание. Нужна специальная организация работы по ее «присвоению». Учебная деятельность студентов воспроизводит работы тех, кто впервые создал изучаемый продукт. Следовательно, типичная «учебная ситуация» типична для обучения. А.Н. Леонтьев писал, что для овладения продуктом человеческой деятельности необходимо заниматься деятельностью, адекватной той, которая воплощена в этом продукте. Эффект образовательной деятельности является прямым результатом «активности самих студентов, связывающей их с внешним миром». Однако эта деятельность должна быть организована специалистами - учителями, с которыми студенты сотрудничают в процессе ее реализации.

Образовательная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность - задача - мотивы - действия - операции.

Потребность проявляется в учебной деятельности как стремление студента получить теоретические знания по определенной предметной области. Теоретические знания отражают законы и закономерности возникновения, формирования и развития объектов определенной области. Они могут быть освоены только в процессе специально организованной учебной и теоретической деятельности, в то время как эмпирические знания (повседневные идеи и концепции) приобретаются в ходе практической деятельности, то есть вне специально организованного обучения. 
Задача - важнейший элемент в структуре учебной деятельности  при решении которой студент выполняет определенные учебные мероприятия и операции. Мотивы обучения различны (внешние, внутренние), но основным специфическим мотивом для него является познавательный интерес. Целью образовательной деятельности является усвоение теоретических знаний.

Специфическим содержанием образовательной деятельности является решение образовательных задач. Остановимся на этом процессе более подробно. Целью решения практической (единственной) проблемы является изменение отдельной темы. Это важно, но все же не главное, когда речь идет об образовательной задаче. Решение образовательной проблемы не ставит цель самих изменений в предмете, хотя они могут происходить, но освоить способ внесения этих изменений.

Сравнительная характеристика дидактических подходов к идее реализации проблемного обучения в школе.

Специфика образовательной задачи заключается именно в том, что, решая ее, человек одновременно учится решать все проблемы одного типа, какими бы разными они ни казались, и метод решения становится обобщенным, пригодным для все проблемы одного типа. Учащийся должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач, а учитель должен познакомить студента с ситуацией, которая будет ориентировать его на этот общий способ решения во всех видах конкретных и специфических условий.
Сторонники «целевого подхода» утверждают, что невозможно по-настоящему овладеть научной дисциплиной, пока весь учебный процесс не станет системой для решения образовательных задач. Образовательная деятельность должна состоять из систематического, а не эпизодического, решения образовательных задач по применению изучаемой теории к реальности, если мы понимаем деятельность как сознательную деятельность самого студента, а не передачу ему готовых знаний учитель или из книги.

Процесс решения задачи для студентов представляет собой универсальное учебное действие , которое включает в себя следующие операции:

  • постановка учебного задания учителем перед учеником или самим учеником;
  • принятие проблемы студентами для решения;
  • трансформация учебного задания с целью выявления в нем определенной общей взаимосвязи изучаемого предмета;
  • моделирование выбранных отношений;
  • преобразование этой модели отношений для изучения ее свойств в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач по этой проблеме, решаемых в общем виде;
  • контроль за выполнением предыдущего действия для правильного перехода к следующему действию;
  • оценка (самооценка) успешности всех действий в результате овладения общим способом решения образовательной проблемы.

Учебная деятельность включает в себя не только знания, навыки, навыки, лежащие в их основе, действия и действия учащихся с учебным материалом; но также принятие студентом учебного задания, осуществление самоконтроля, самооценки и т. д.

Итак, образовательная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность - задача - мотивы - действия - операции. Последовательное выполнение всех обозначенных элементов каждого учебного мероприятия и в целом составляет учебную деятельность студентов.

Научиться учиться означает овладеть умением выполнять учебную деятельность, что является основной задачей для любого студента.

 

Пути, виды и способы создания проблемных ситуаций на уроке

 

Процесс постановки образовательных задач требует знания не только логических, психологических и языковых, но и дидактических правил постановки задач.

Учитель, зная уровень подготовленности своих учеников и основываясь на специфике обучения, может ставить перед ними проблемы, с которыми он уже сталкивался. При этом он учитывает следующее:

  • алгоритм решения ранее решенных задач может быть использован для решения новых сложных проблемных задач;
  • решение проблем, возникших ранее, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний, усиливает интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что почти все проблемы в области образования решаемы - для этого вам нужно иметь больше знаний;
  • постановка задачи, ранее решенной классом, в другой постановке дает возможность для творческой работы при повторении материала;
  • проблемы, ранее решенные коллективом, могут быть использованы для вторичной постановки перед слабыми учениками для самостоятельного решения.


Как показали исследования, можно выделить типы и методы проблемных ситуаций, которые наиболее распространены для всех субъектов.

Типы проблемных ситуаций:

  • Первый тип: проблемная ситуация возникает, если ученики не знают, как решить проблему, я не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение нового факта в образовательной или жизненной ситуации.
  • Второй тип: проблемные ситуации возникают, когда студенты сталкиваются с необходимостью использовать ранее полученные знания в новых практических условиях.
  • Третий тип: проблемная ситуация легко возникает, если существует противоречие между теоретически возможным способом решения проблемы и практической невыполнимостью выбранного метода.
  • Четвертый тип: проблематичная ситуация возникает, когда существуют противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.

Методы проблемных ситуаций:

  • Первый метод- побудить студентов теоретически объяснить явления, факты и внешние противоречия между ними. Это заставляет студентов искать и проводит активное усвоение новых знаний.
  • Второй метод - это использование образовательных и жизненных ситуаций, которые возникают, когда ученики выполняют практические задания в школе, дома, во время наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает, когда студенты пытаются самостоятельно достичь своих практических целей.
  • Третий метод - постановка образовательных задач для объяснения явлений или поиска путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа студентов на учебной экспериментальной площадке, в мастерской и так далее.
  • Четвертый способ - побудить студентов анализировать факты и явления реальности, которые вызывают противоречия между жизненными идеями и научными представлениями об этих фактах.
  • Пятый способ - выдвигать предположения (гипотезы), формулировать выводы и проверять их экспериментально.
  • Шестой способ - побудить студентов сравнивать и сопоставлять факты, явления, правила, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  • Седьмой метод состоит в том, чтобы побудить студентов предварительно обобщать новые факты. Студенты получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
  • Восьмой метод состоит в том, чтобы познакомить студентов с фактами, которые кажутся необъяснимыми и приведены в истории науки, чтобы поставить научную проблему.
  • Девятый метод - организация межпредметных связей. Зачастую материал предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторении курса и т. д.). В этом случае вам следует использовать факты и данные наук, связанные с изучаемым материалом.
  • Десятый метод - это вариация задач на примере с отсутствующими, избыточными или противоречивыми данными, с намеренно допущенными ошибками; формулировка новых вопросов для задания.

Таким образом, для того, чтобы преподавать проблемно, учитель должен систематически и последовательно создавать проблемные ситуации в классе, которые являются необходимым условием для развития мышления; для этого учитель должен знать различные типы проблемных ситуаций и способы их создания.


Методы организации методов проблемного учебного процесса

 

Теоретические основы проблемного обучения основаны на научно-методических исследованиях отечественных педагогов и психологов: М. Н. Скаткина, И. Я. Лернер (содержание и методы обучения).

М. Н. Скаткин выделил три основных типа проблемного обучения:

  1. Проблемное представление знаний.
  2. Привлечение студентов к поиску на определенных этапах представления знаний.
  3. Исследование методики обучения.

И. Я. Лернер, активный исследователь в области проблемного обучения, утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать единственной или преобладающей системой обучения. Если бы школа пошла по этому пути, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего нас мира, который человечество прошло через свою историю. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал. »

Наиболее известна номенклатура методов, предложенных М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер:

  • пояснительная иллюстративная;
  • репродуктивная;
  • проблемная презентация;
  • частично - поисковая;
  • метод исследования.

В целом можно говорить о шести дидактических методах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), которые представляют собой три типа представления учебного материала преподавателем и три типа организации самостоятельной образовательной деятельности студентов. :

Монологический метод. Учитель сам объясняет суть новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы по науке, но это делается в проблемной ситуации. Форма представления - рассказ, лекция.

Метод рассуждения. В первом варианте учитель, создавая проблемную ситуацию на уроке, анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Со вторым вариантом учитель излагает тему, создавая искусственную логику научного исследования, конструируя суждения и выводы. Форма представления - беседа, лекция.

Диалогический метод. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает ее, но с помощью учеников, которые активно участвуют в постановке проблемы, предположениях и гипотезах. Формы представления - поисковый разговор, рассказ.

Эвристический метод. Суть метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобного осуществляется не учителем с участием учащихся, а самими учениками под руководством и с помощью учителя. Презентация - это эвристический разговор и решение проблемных задач.

Метод исследования. Преподаватель, устанавливая теоретические и практические задачи исследования для студентов, организует высокий уровень проблемной ситуации на уроке. Студент, выполняя логические операции, самостоятельно раскрывает суть новой концепции и нового способа действия. Форма организации исследования может быть различной: студенческий эксперимент, экскурсия, сбор фактов, беседы с публикой, подготовка отчета, разработка и модуляция.
Запрограммированный метод. Это метод, с помощью которого учащиеся, используя специально подготовленные дидактические инструменты, могут получить новые знания и новые действия.

Выбор методов определяется педагогической теорией обучения, которая определяется социально значимыми целями и содержанием образования, учитывает положения и принципы дидактики и включает в себя систему методов учебного воздействия на студента.

Организация разъяснительного и иллюстративного обучения основана на принципе передачи студентам готовых выводов науки для студентов. Организация проблемно-развивающего учебного процесса основана на принципе поиска учащимся учебно-познавательной деятельности (исходя из закономерности трудности усвоения знаний), то есть его открытия научных выводов, методов действия и «изобретение» новых способов применения знаний на практике.

Следовательно, проблемно-развивающее обучение обеспечивает особый тип мышления, глубину веры, силу усвоения знаний и их творческое применение на практике, помогает мотивировать успех и развивает умственные способности студентов.

 

Описание организационного эксперимента


В современной школе новые цели образования достигаются разными способами: некоторые учителя используют в своей работе традиционные образовательные технологии, другие - технологии проблемного поиска.

На основании теоретического анализа и обобщения я пришел к выводу, что использование проблемного метода обучения в начальной школе способствует развитию познавательной активности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Целью экспериментальной исследовательской работы было изучение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, обучающихся в различных образовательных системах: инновационных (проблемных) и традиционных (объяснительных и иллюстративных), а также отношение учителей к проблеме, методу обучения.

Объектом исследования явилось формирование интеллектуальных и творческих способностей личности учащихся в разных образовательных системах. 

Исследовательская гипотеза: проблемное обучение в большей степени, чем традиционное, развивает умственные способности студентов, обеспечивает усвоение знаний и их творческое применение на практике и способствует формированию мотивации к успеху.


Вывод:

 

На сегодняшний день проблемное образование является наиболее перспективным. С развитием рыночных отношений все структуры общества переходят из режима функционирования в режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. И преодоление этих противоречий всегда связано с рефлексивными способностями личности. Они подразумевают способность адекватно оценивать ситуацию, выявлять причины трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личной), а также планировать и проводить специальные мероприятия для преодоления этих трудностей. Эти способности являются одними из основных для современного человека. Они не передаются лекциями и рассказами, а «выращиваются» в процессе обучения и воспитания. Поэтому учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но только на образовательном содержании. На мой взгляд, эти требования развития наиболее соответствуют этим требованиям.


Проблемное обучение на современном этапе в контексте внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ГЭФ) остается одним из ведущих методов обучения. Это основа компетентностного образования, которое направлено на развитие познавательных потребностей человека и его интеллектуальной деятельности. В то же время совершенствуются не только образовательные инструменты, но и методы и приемы.

Основой развития школьников можно считать познавательную деятельность, которая «понимается как особая форма деятельности, направленная на овладение принципами конструирования определенных действий с изучаемым объектом - словом (в данном случае).

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к знаниям возникает у человека только в том случае, если он сталкивается с проблемой, которую он не может решить известными ему методами. Решая проблему, он учится.

Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась в моей практической деятельности и показала, что использование проблемного образования в начальной школе способствует развитию познавательной (когнитивной) деятельности учащегося начальной школы, а также формирует основные универсальные учебные действия (УУД) то есть «учит его учиться».

Способность к обучению »- это способность самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, которая невозможна без сознательного принятия и творческого выполнения учебного задания с обязательным осмыслением - самоанализом и самооценкой степени успешности собственных действий. «Учиться учиться» означает овладение способностью выполнять учебную деятельность, что является основной задачей для любого студента.

Чтобы учить проблемным, учитель должен знать различные типы проблемных ситуаций и как их создавать; Следует систематически и последовательно создавать проблемные ситуации в классе, которые являются необходимым условием развития мышления.

Это проблематичная учебная, поисковая и исследовательская деятельность, которая обеспечивает эффективность образовательного процесса, поддерживает интерес ребенка к уроку и заставляет его активно участвовать в образовательном процессе, способствуя тем самым повышению качества преподаваемых предметов.